Файл: Квачев, С. Н. Вспомогательные суда и плавучие средства ВМФ учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 72

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

160

Это вынуждает при выполнении работ на незащищенном мор­ оком рейде держать суда в немедленной готовности, на случай быстрого отхода в море на безопасное расстояние.

При рейдовых работах наиболее частьм вариантом схемы гру­ зовой обработки является обработка судов с помощью судовых стрел . Это,значит, что выгрузочные плавсредства нужно устанав­ ливать так, чтобы обеспечить одновременную выгрузку грузов из максимального количества трюмов. Это заключается в том, что против каждого грузового люка устанавливается свое выгрузочное плавсредство. При использовании крупных плавсредств возможен вариант схемы, когда одно выгрузочное плавсредство будет обес­ печивать обработку одновременно двух смежных люков судна.

Неблагоприятное положение создается, когда длина плавсред­ ства такова, что одновременная обработка двух люков невозможна, а при установке плавсредства против одного люка нельзя устано­ вить плавсредство для обработки второго люка. В таких случаях, чтобы не увеличивать продолжительность стоянки судна под по­ грузочно-разгрузочными работами, целесообразно организовать работу на два борта одновременно.

Особого внимания заслуживает вопрос о грузовых работах с тяжеловесами. Они выгружаются и погружаются при помощи судо­

вых стрел-тяжеловесов или при помощи плавучих кранов. Плавучие краны швартуются к борту судна, а уже к крану швартуются вы­ грузочные плавсредства.

Очень часто при рейдовой разгрузке тяжеловесов грузоподъ­ емности одного выгрузочного плавсредства бывает недостаточно, в этом случав приходится спаривать два, а то и три небольших плавсредства борт к борту, чтобы получить нужную грузоподъ­ емность.

Следует подчеркнуть, что обработка судов на рейде отно­ сится к наиболее тяжелым работам и требует четкой организации и тщательного обеспечения их плавсредствами.

Определение количества рейдовых плавсредств, необходимых для обработки судна на рейде

Продолжительность стоянки судна под грузовыми операциями при рейдовой обработке зависит не только от производительности

судовых погрузочных средств и условий погоды, о чем говорилось ранее, но в значительной степени и от наличия плавучих средств, обеспечивающих доставку грузов с судна на берег.

При достаточном количестве плавучих выгрузочных плав­ средств лимитирующим звеном является производительность грузовых

устройств на судне, а при недостатке выгоѵаоишдх плавсредств - провозная способность последних.

Следовательно, при определении продолжительности стоянки судна под разгрузкой в рейдовых условиях прежде всего необхо­ димо определить необходимое количество выгрузочных плавсредств.

Для приближенного расчета требующихся на обработку судна плавучих выгрузочных плавсредств используется следующая фор­ мула:

 

 

 

I T } - Г}л К ц т f

(15)

 

 

 

 

tcr.C

где

ГП-

 

 

 

требующееся количество выгрузочных плавсредств;

 

f)A-

число одновременно действующих линий выгрузки;

 

Кнт-

коэффициент неравномерности загрузки трюмов;

 

і „ -

продолжительность полного оборота одного выгру­

 

t 0 -

зочного плавсредства в часах;

 

 

время стоянки выгрузочного средства у борта судна

 

 

за один оборот (включая время на швартовку) в

 

 

часах.

 

 

 

Продолжительность полного оборота выгрузочного плавсред­

ства

11а)

может

быть

определена по Формуле

 

где

S -

fcoS^

+ ( o S +^ 8 c ) + (o §+itt<efL

(16)

расстояние

от судна до берега,

миль;

 

V - скорость движения выгрузочного плавсредства, узлов;

 

tjgc-

количество

груза, принимаемое

выгрузочными плав­

 

асс-

средствами,

т;

 

 

часовая норма грузовых работ между судном и вы­

 

 

грузочный плавсредством, т/ч;

 

IL Бак.ШЧ^р


162

Gcjчасовая норма грузовых работ между плавсредствами и берегом, т/ч;

{.„яг время на швартовку плавсредства у судна, ч;

Ішйб-

время на швартовку плавсредства у берега, ч .

Поясним это на примере.

судно с

Д і~ 3 0 0 0 т

П р и м е р . Необходимо разгрузить

 

Количество одновременно обрабатываемых люков (линий обработки)

Пл

= 4 . Количество

 

груза, принимаемого

выгрузочным

плав­

средством

две

~

 

30 т . Часовая норма грузовых работ

между судном

и

выгрузочным плавсредством

Оге = 12 т/ч . Часовая

-

норма грузо­

вых работ

между

 

плавсредством иSберегом

& cS

12 т/ч.

 

 

 

Расстояние

от

судна

до берега

= 0 ,5

 

мили. Скорость движе­

ния

плавсредств

 

V

= 5

узлов. Продолжительность

швартовки у

борта судна

Lujßc =

0 ,1

ч . Продолжительность швартовки у бере­

га

ішВ5

=

0 ,1

ч .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

fei

-

Грузы -по трюмам распределены следующим образом: трюм

630 т , трюм fe2 -

940 т ,

трюм №3 -

800 т , трюм №4

- 630 т .

(16)

Продолжительность оборота плавсредств согласно формуле

будет

= - 2 - | -_Qj.5_

+

( Ш

+ о , І ) +

(

+ 0 ,1 )

=

5 ,4 ч .

 

 

І „

муле

Бремя стоянки плавсредства у борта судна находим по фор­

 

 

I

 

-

Я & І.+ 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

t-cr.L

 

Qcc

 

£ ш

 

 

 

 

 

 

Подставляя числовые значения, получим

^хт.с= ( J2~ + 0,1 ) = 2,6

Коэффициент неравномерности загрузки тпюмов будет

кит = _ 0 _

тох

(18)

ОдДтр

 


163

подставляя числовые значения, получим

Km-

_

3000

 

0,8

 

 

"

4940

 

 

 

требующихся выгрузочных

Вычисляем

количество минимально

плавсредств

 

= 4 -0

,8 •

 

= 6 , 7

7

ГТ)

 

2,6

Если осуществлять обработку судов количеством плавсредств, не учитывая коэффициент неравномерности загрузки трюмов, то расчетная формула для этого случая будет следующей:

 

т = <|Д

 

 

(19)

Подставляя числовые

значения, получим

Ш

= 4 •

2,6

= 8 ,3

9

Если обработка судна будет осуществляться количеством

плавсредств,

которое

было рассчитано

без учета коэффициента

неравномерности трюмов, то по мере окончания грузовых работ на меньших трюмах закрепленные за ними плавсредства в дальнейшей работе участвовать не будут. Время стоянки судна под грузовыми операциями в этом случае будет определяться временем обработки наибольшего трюма.

Заметим, что приведенные ранее формулы (15, 16, 17) спра­ ведливы для однотипных плавсредств, когда грузоподъемность каждого из плавсредств, скорость их движения и время полного оборота одинаковы. Во всех случаях разнотипности плавсредств по грузоподъемности и скорости организовать ритмичную и беспе­

ребойную работу сложнее, поскольку провозная способность обраба­ тывающих судно отдельных плавсредств не будет равняться мак­ симально возможной производительности грузовых работ на отдель­ ных участках.


164

Б таких условиях при расчетах применяют среднеарифмети­ ческую или ожидаемую скорость движения и судочасовую выработ­ к у . Их можно определить по формулам:

пт= ...2Осотах+3Осетія

UCC

ß

(20)

Ѵср-

-

(21)

Аналогичным образом находим и так называемую средневзве­ шенную грузоподъемность выгрузочного плавсредства, т .е .

- 2yfcmox 3 U 6с mir,

( 22)

или

(23)

В дальнейшем расчет количества выгрузочных плавучих сред­ ств производится по ранее приведенным форумалам.

Нормы грузовых работ

Большое различие условий выполнения погрузочно-разгрузоч­ ных работ при обработке судов на рейдах обуславливает то, что общесоюзные нормы в этом случае малопригодны и, как правило, не применяются.

Основными расчетными нормами выработки при этом являются только ведомственные судосуточные или люкосуточные нормы по­ грузки (выгрузки) судов и местные нормы времени на выполнение вспомогательных операций.

165

Под судосуточной июкосуточной) нормой грузовых работ понимается количество однородного гр уза, которое положено вы­ грузить или погрузить на судно (через люк) за сутки при рей­ довой его обработке.

Судосуточная норма выработки, также как и при обработке судов у причалов, зависит от характера, гр уза, веса одного места и формы тары (упаковки) гр уза, состояния погоды и неко­ торых других факторов.

Влияние характера груза, веса мест и формы тары на норму грузовых работ учитывается официально установленными таблицами 11классификации грузов", которые и учитывают трудоемкость обра­ ботки различных грузов. В зависимости от класса груза устанав­ ливается и судосуточная норма выработки.

При рейдовой обработке судов работы в большинстве случаев ведутся одновременно не более чем на двух люках, поэтому и нормы выработки рассчитаны только на одно - и двухлючные суд а.

Следует учитывать также и то , что судосуточные нормы вы­ работки при обработке судов на рейдах применяются только при волнении в районе стоянкиобрабатываемого судна не более 3 бал­ лов. Если волнение будет от 3 до 4 баллов, то официальная судосуточная норма выработки снижается на 20%. При волнении свыше 4 баллов нормы выработки на погрузочно-разгрузочные работы в условиях рейда вообще не устанавливаются. В этих случаях по­ грузочно-разгрузочные работы или вообще прекращаются, или вьр полняются по мере возможности.

Расчет стояночного времени судна

Расчет стояночного времени при обработке судов на рей­ дах в принципе подобен расчету стояночного времени при обра­ ботке их в порту, т .е . расчетная формула подобна ранее рас­ смотренной в главе ХШ:

Тст.с = t-ijct.c

І-о г*

+ Іцл.

(24)