Файл: Квачев, С. Н. Вспомогательные суда и плавучие средства ВМФ учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 70

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Это необходимо потому, что большинство нефтепродуктов теряет свое качество при попадании в них даже небольших коли­ честв нефтепродуктов другого вида или сорта.

Если чистка и промывка цистерн проводилась водой и па­

ром,

то

необходимо удалить все остатки воды, так как попадание

воды

в

топлива или масла

приводит.к ухудшению их качества, а

иногда

и к полной потере

кондиции.

Все грузовые операции с нефтепродуктами необходимо про­ водить с четким соблюдением установленных правил, особенно правил противопожарной безопасности. При присоединении и разъ­ единении шлангов с грузовым трубопроводом на местах работы должны быть подложены мягкие маты, установлены поддоны для сбора пролитого топлива, переносные огнетушители и песок. Путь от берегового трапа (сходни) до переходного мостика должен быть огорожен леером и устлан мягкой дорожкой. На судне во вре­ мя погрузки и разгрузки должны находиться только вахтенные, а все остальные члены экипажа должны быть (по возможности) на берегу. Курить на танкерах при погрузке нефтепродуктов кате­ горически запрещено.

Большинство нефтепродуктов при перевозке испаряется и выделяет значительное количество паров, поэтому на танкерах имеются специальные вентиляционные устройства. Эти устройства, и предохраняют экипаж судна от отравления и предотвращают об­ разование взрываопасных газовых смесей.

Бот почему особенно тщательное наблюдение за нефтепро­ дуктами требуется в жаркую погоду, когда происходит их интен­ сивное испарение, повышение давления и выделение легких фрак­ ций .

Для контроля изменения качества перевозимого на танкере груза капитану выдается так называемая "капитанская проба" (бутылка с перевозимым продуктом, опломбированная складом, отпустившим гр у з ). Она берется из тавков после окончания по­ грузки.

При сдаче нефтепродуктов получателю, кроме паспорта и химического анализа, капитан передает и "капитанокую пробу", которая B o jice x случаях является основанием для заключения

о степени :потери качества’ доставленного судном нефтепродукта.


172

Прием нефтепродуктов со склада флота для морских пере­ возок осуществляется по открытому листу, а при местных пере­ возках для раздачи кораблям - по накладной.

Нефтепродукты выдаются на корабли и отдельным частям л*, разнарядке органов топливного снабжения. Выданное количество топлива, также как и принятое, немедленно заносится в грузовую.

книгу, судна с указанием количества, даты и номера документа, по которому производился прием и отпуск нефтепро­ дуктов.

Налив и слив топлива со склада на танкер и с танкера на корабли или на склад производится по нормам, разработанным в зависимости от конструкции и пропускной способности топливных систем берегового склада, танкера и кораблей. Эти'нормы раз­

рабатываются непосредственно

ча флоте

для каждого конкретного

склада, танкера и корабля на

летний и

зимний периоды.

Перевозка морем и подача воды на

корабли,

стоящие на рей­

де и находящиеся в море, осуществляется подобно

перевозке и

подаче нефтепродуктов. Для этой цели используются специальные водоналивные суда - водолеи и водоналивные барви. Они имеют грузоподъемность от 100 т до 2000 т и могут быть рейдового и морского района плавания.

Порядок приема, хранения и транспортировки воды па во­ доналивных судах определяется специальными инструкциями. Эти инструкции разрабатываются управлением вспомогательных судов флота совместно,с командованием тыла применительно к местным условиям на каждом флоте.

Питьевая вода принимается на водоналивные суда только от установленных санитарными органами флота водоисточников и сдается на корабли при налички анализа, подтверждающего ее доброкачественность. Анализ воды производится лабораторией медслужбы флота (вмб) и через.врача соединения вспомогатель­ ных судов выдается на наливные суда. Командование наливных су­ дов и врач соединения обязаны строго следить за санитарным состоянием водоналивных судов. Все танки и системы этих судов периодически в установленные сроки должны осматриваться, чис­ титься, дезинфицироваться к промываться. •


173

Танки, предназначенные для перевозки воды (особенно питье­ вой) должны быть совершенно изолированы от других цистерн; горловины на них плотно закрыты, заперты на замок и опломби­ рованы.

Бода на корабли и суда подается специальными грузовыми насосами.

Шланги, применяемые для подачи или приема воды, хранятся в чистоте, регулярно промываются и дезинфицируются. Концевые части трубопроводов и шлангов закрываются съемными заглушками

иокрашиваются в отличительные цвета с пояснительными надпи­ сями: "питьевая", "котельная". Шланги хоанятся в запирающихся на замок ящиках.

Бѳсь обслуживающий водоналивные суда персонал должен с и ­ стематически проходить медицинские осмотры.

Медицинскому осмотру и обследованию на бациллоноситель­ ство подвергаются также все лица, направленные на очистку или цементирование танков питьевой воды. Работа в танках разре­ шается только с санкции врача.'

При длительном нахождении питьевой воды в наливных судах

ипри наличии признаков ухудшения ее качества врач УВС обязан немедленно принять меры для ее замены или обновления.

Подача кораблям жидкого топлива и воды в открытом море

Одним из эффективных путей интенсификации использованіи боевых кораблей является увеличение времени их нахождения в районе боевых действий (плавания). Кроме прямого увеличения автономности кораблей при их постройке, для этой цели применим способ заправки кораблей в море, в непосредственной близости от боевых позиций. Такая заправка сохраняет моторесурсы боевых кораблей, сокращает время на переходы и дает непосредственное увеличение времени нахождения кораблей на боевых позициях.

Заправка на ходу в мирное время целесообразна при длитель­ ных переходах соединения небольших кораблей с ограниченным запасом топлива и воды.

174

Заправка кораблей и судов жидким топливом и водой в море в большинстве случаев выполняется на ходу. Это исключает по­ терю времени на остановку и позволяет кораблям выдерживать наиболее выгодное положение по отношению к ветру, волнам и противнику.

В настоящее время на флоте разработаны и нашли практи­ ческое применение три способа передачи жидких грузов в море

на ходу: кильватерный, траверзный

и у борта.

Кильватерный способ передачи

(см .рис. 18) заключается

в том, что заправляемый корабль и

передающее топливо судно

следуют в кильватер друг другу. При этом судно и корабль мо­

гут

быть связаны буксирным концом, но могут и не буксировать­

с я ,

а следовать с одинаковыми скоростяфі. При буксировании в

качестве буксировщика берется обычно корабль или судно с боль­ шим водоизмещением и большей мощностью главных машин.

Кильватерный способ передачи жидкого топлива наиболее безопасный. Он позволяет без особых приспособлений заправлять

корабли в свежую

погоду,

днем и ночью. Крейсерам

и эскадрен­

ным миноносцам с

танкеров

водоизмещением более

5

5 тысяч тонн

жидкие грузы можно подавать при волнении

моря

 

г6

баллов,

а

при меньшем водоизмещении

танкера -

4-5

баллов.

 

 

 

Скорость буксировки зависит от состояния моря и может

достигать при хорошей

погоде

(волнение

1-3 балла)

 

10-15

уз­

лов, а при волнении более

3 баллов -

около 5 узлов.

 

 

Длина, вытравленного буксира для танкеров грузоподъем­

ностью свыше 2000

т ,

передающих топливо

крейсерам

,

эсминцам

и подобным кораблям,

в свежую

погоду

должна составлять

не

менее I5Q -I80 м, а для танкеров грузоподъемностью менее 2000т-

около 80-100 м. В тихую погоду длина вытравленного буксира

устанавливается с учетом длины волны.

 

 

 

 

 

 

 

Для передачи топлива применяются бензостойкиѳ, прочные

плоскосворачивающиеся шланги на парусиновой или капроновой

основе. Они поставляются

на корабли и суда рукавами длиной

Н5-~0.и. Из них составляется

приѳмно-пѳрѳдающий шланг нужной

ДЛІШЫ.

 

 

с которой можно передавать

топливо и

Производительность,

к й А ’,» ФАводк* от

длины топливоподающего шланга

и пропускной

способностигприн имеющего топливо (воду)

корабля.

 

 

 


175

кильватерным способом

£76

Травѳрзный способ подачи топлива заключается в том, что корабль и танкер следуют с одинаковой скоростью на параллель­ ных курсах, строго выдерживая установленное расстояние. При

этом способе между судном

и заправляемым кораблем растянуты

топливопередающие шланги,

по которым топливо (вода) передается

с танкера на корабль.

 

Этот способ имеет некоторые различия

при

приеме топлива

малыми и большими кораблями.

небольшого

водоизмещения

осу-г

Приемка топлива кораблями

ществляѳтся через гибкий топливный шланг,

поддерживаемый

гру­

зовой стрелой, направленной в

сторону корабля.

Шланг крепится

в нескольких местах, чтобы не

было резких

его

изломов.

 

При подаче топлива большим кораблям применяется другой способ - способ поддержания приемо-передающего шланга на весу при помощи канатной дороги - поддерживающего троса, натянутого, меж;у возвышенными точками на корабле и танкере. Для предохра­ нения троса от обрыва один из концов этого троса через блок за­ водится на лебедку, при помощи которой трос удерживают в задан­ ном натяжении. Лебедки могут быть автоматическими и неавтомати­ ческими. Передача топлива при неавтоматической лебедке осущест­ вляется при состоянии моря до 3-4 баллов, так как при большем волнении трудно удерживать корабль и судно на установленном рас­ стоянии друг от друга. При наличии автоматической лебедки можно передавать топливо при состоянии моря до 5-6 баллов.

Траверзвый способ имеет ряд преимуществ и достоинств, ко­ торых не имеет кильватерный способ передачи. Основное преиму­ щество заключается в том, что топливо или воду можно передавать одновременно по двум направлениям: на корабли с правого и с ле­ вого борта. Кроме того, при травѳрзном способе передачи топлива длина приѳмо-пѳрѳдающѳго шланга значительно меньше, чем при киль ватерном, а это уменьшает время передачи топлива и затраты энергии на передачу топлива. Скорость кораблей при передаче

топлива удерживается в пределах 8- 10 узлов.

воды можно до­

При травѳрзном способе подачи топлива и

стичь производительности, равной производительности насосов.

Способ передачи жидких грузов у борта

применим для

пода­

чи топлива и воды при сравнительно спокойном море (5-4

балла)


177

и в том случае, когда судно-заправщик по своим размерам зна­ чительно превосходит заправляемый корабль.

Корабль, принимающий топливо, удерживается у борта суд­ на-заправщика двумя тросами, поданными с полубака и носовой палубы танкера. Их длина регулируется с таким расчетом, чтобы заправляемый корабль, следуя на буксире, находился против то­ го места на борту танкера, с которого будут подаваться топли­ вопередающие шланги.

Этот способ имеет то преимущество, что не требует ни­ какого специального такелажа, длина топливопередающих шлан­ гов наименьшая, а следовательно, скорость передачи топлива наибольшая. Кроме того, близость танкера-заправщика к заправ­ ляемому кораблю облегчает систему сигнализации и регулирования подачи топлива.

Трудность и неудобство этого способа заключается в том, что невозможно работать при сильном ветре и значительном волневии.

Производительность передачи груза при.данном способе мо­ жет быть такой, какую имеют насооы танкера.

При передаче топлива на ходу необходимо выбрать один ив трех способов, который в наибольшей степени отвечает обстанов­ ке и обеспечивает передачу топлива (или воды) в наиболее ко­ роткий срок.

Ответственность за безопасность плавания в период подачи топлива (воды) кораблям на ходу в море возлагается на коман­ дира заправляемого корабля и капитана судна-заправщика.

При организации заправки корабельного соединения оче­ редность заправки каждого корабля соединения устанавливает его командир, а место и время, встречи кораблей и танкера в море - штаб соединения или флота.

О предстоящей подаче топлива кораблю на ходу командира (капитана) танкера нужно предупреждать заранее, чтобы он мог своевременно подготовить всю требующуюся материальную часть, системы судна, а также сам гр уз ..

12 ЗакЛ О ^?"

178

Г л а в а

ХУІ

ПЕРЕВОЗКА СУХИХ ГРУЗОВ МОРЕМ НА СУДАХ ВСПОМОГА­ ТЕЛЬНОГО ФЛОТА

Сухие грузы, используемые и перевозимые на флоте

Значительную часть грузов, которые перевозятся на судах и плавучих средствах вспомогательного флота, составляют сухие грузы. В зависимости от физико-химических свойств и степени безопасности для судна и людей они разделяются на опасные и обычные грузы.

Классификация сухих грузов

Вооружение

Ракеты

Кислоты в

Продовольствие

Мины

таре

Магниевые

Шхиперское и тех­

Тоопеды

сплавы

Горючая

ническое

имущество

Бомоы

пленка

Вещевое

имущество

Спички

Строительныема­

Стрелковые

 

териалы

 

боеприпасы

 

Автотракторная

 

 

техника

і

 

 

• У