Файл: Квачев, С. Н. Вспомогательные суда и плавучие средства ВМФ учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 70
Скачиваний: 0
Это необходимо потому, что большинство нефтепродуктов теряет свое качество при попадании в них даже небольших коли честв нефтепродуктов другого вида или сорта.
Если чистка и промывка цистерн проводилась водой и па
ром, |
то |
необходимо удалить все остатки воды, так как попадание |
|
воды |
в |
топлива или масла |
приводит.к ухудшению их качества, а |
иногда |
и к полной потере |
кондиции. |
Все грузовые операции с нефтепродуктами необходимо про водить с четким соблюдением установленных правил, особенно правил противопожарной безопасности. При присоединении и разъ единении шлангов с грузовым трубопроводом на местах работы должны быть подложены мягкие маты, установлены поддоны для сбора пролитого топлива, переносные огнетушители и песок. Путь от берегового трапа (сходни) до переходного мостика должен быть огорожен леером и устлан мягкой дорожкой. На судне во вре мя погрузки и разгрузки должны находиться только вахтенные, а все остальные члены экипажа должны быть (по возможности) на берегу. Курить на танкерах при погрузке нефтепродуктов кате горически запрещено.
Большинство нефтепродуктов при перевозке испаряется и выделяет значительное количество паров, поэтому на танкерах имеются специальные вентиляционные устройства. Эти устройства, и предохраняют экипаж судна от отравления и предотвращают об разование взрываопасных газовых смесей.
Бот почему особенно тщательное наблюдение за нефтепро дуктами требуется в жаркую погоду, когда происходит их интен сивное испарение, повышение давления и выделение легких фрак ций .
Для контроля изменения качества перевозимого на танкере груза капитану выдается так называемая "капитанская проба" (бутылка с перевозимым продуктом, опломбированная складом, отпустившим гр у з ). Она берется из тавков после окончания по грузки.
При сдаче нефтепродуктов получателю, кроме паспорта и химического анализа, капитан передает и "капитанокую пробу", которая B o jice x случаях является основанием для заключения
о степени :потери качества’ доставленного судном нефтепродукта.
172
Прием нефтепродуктов со склада флота для морских пере возок осуществляется по открытому листу, а при местных пере возках для раздачи кораблям - по накладной.
Нефтепродукты выдаются на корабли и отдельным частям л*, разнарядке органов топливного снабжения. Выданное количество топлива, также как и принятое, немедленно заносится в грузовую.
книгу, судна с указанием количества, даты и номера документа, по которому производился прием и отпуск нефтепро дуктов.
Налив и слив топлива со склада на танкер и с танкера на корабли или на склад производится по нормам, разработанным в зависимости от конструкции и пропускной способности топливных систем берегового склада, танкера и кораблей. Эти'нормы раз
рабатываются непосредственно |
ча флоте |
для каждого конкретного |
|
склада, танкера и корабля на |
летний и |
зимний периоды. |
|
Перевозка морем и подача воды на |
корабли, |
стоящие на рей |
|
де и находящиеся в море, осуществляется подобно |
перевозке и |
подаче нефтепродуктов. Для этой цели используются специальные водоналивные суда - водолеи и водоналивные барви. Они имеют грузоподъемность от 100 т до 2000 т и могут быть рейдового и морского района плавания.
Порядок приема, хранения и транспортировки воды па во доналивных судах определяется специальными инструкциями. Эти инструкции разрабатываются управлением вспомогательных судов флота совместно,с командованием тыла применительно к местным условиям на каждом флоте.
Питьевая вода принимается на водоналивные суда только от установленных санитарными органами флота водоисточников и сдается на корабли при налички анализа, подтверждающего ее доброкачественность. Анализ воды производится лабораторией медслужбы флота (вмб) и через.врача соединения вспомогатель ных судов выдается на наливные суда. Командование наливных су дов и врач соединения обязаны строго следить за санитарным состоянием водоналивных судов. Все танки и системы этих судов периодически в установленные сроки должны осматриваться, чис титься, дезинфицироваться к промываться. •
173
Танки, предназначенные для перевозки воды (особенно питье вой) должны быть совершенно изолированы от других цистерн; горловины на них плотно закрыты, заперты на замок и опломби рованы.
Бода на корабли и суда подается специальными грузовыми насосами.
Шланги, применяемые для подачи или приема воды, хранятся в чистоте, регулярно промываются и дезинфицируются. Концевые части трубопроводов и шлангов закрываются съемными заглушками
иокрашиваются в отличительные цвета с пояснительными надпи сями: "питьевая", "котельная". Шланги хоанятся в запирающихся на замок ящиках.
Бѳсь обслуживающий водоналивные суда персонал должен с и стематически проходить медицинские осмотры.
Медицинскому осмотру и обследованию на бациллоноситель ство подвергаются также все лица, направленные на очистку или цементирование танков питьевой воды. Работа в танках разре шается только с санкции врача.'
При длительном нахождении питьевой воды в наливных судах
ипри наличии признаков ухудшения ее качества врач УВС обязан немедленно принять меры для ее замены или обновления.
Подача кораблям жидкого топлива и воды в открытом море
Одним из эффективных путей интенсификации использованіи боевых кораблей является увеличение времени их нахождения в районе боевых действий (плавания). Кроме прямого увеличения автономности кораблей при их постройке, для этой цели применим способ заправки кораблей в море, в непосредственной близости от боевых позиций. Такая заправка сохраняет моторесурсы боевых кораблей, сокращает время на переходы и дает непосредственное увеличение времени нахождения кораблей на боевых позициях.
Заправка на ходу в мирное время целесообразна при длитель ных переходах соединения небольших кораблей с ограниченным запасом топлива и воды.
174
Заправка кораблей и судов жидким топливом и водой в море в большинстве случаев выполняется на ходу. Это исключает по терю времени на остановку и позволяет кораблям выдерживать наиболее выгодное положение по отношению к ветру, волнам и противнику.
В настоящее время на флоте разработаны и нашли практи ческое применение три способа передачи жидких грузов в море
на ходу: кильватерный, траверзный |
и у борта. |
Кильватерный способ передачи |
(см .рис. 18) заключается |
в том, что заправляемый корабль и |
передающее топливо судно |
следуют в кильватер друг другу. При этом судно и корабль мо
гут |
быть связаны буксирным концом, но могут и не буксировать |
с я , |
а следовать с одинаковыми скоростяфі. При буксировании в |
качестве буксировщика берется обычно корабль или судно с боль шим водоизмещением и большей мощностью главных машин.
Кильватерный способ передачи жидкого топлива наиболее безопасный. Он позволяет без особых приспособлений заправлять
корабли в свежую |
погоду, |
днем и ночью. Крейсерам |
и эскадрен |
||||||||
ным миноносцам с |
танкеров |
водоизмещением более |
5 |
5 тысяч тонн |
|||||||
жидкие грузы можно подавать при волнении |
моря |
|
г6 |
баллов, |
а |
||||||
при меньшем водоизмещении |
танкера - |
4-5 |
баллов. |
|
|
|
|||||
Скорость буксировки зависит от состояния моря и может |
|||||||||||
достигать при хорошей |
погоде |
(волнение |
1-3 балла) |
|
10-15 |
уз |
|||||
лов, а при волнении более |
3 баллов - |
около 5 узлов. |
|
|
|||||||
Длина, вытравленного буксира для танкеров грузоподъем |
|||||||||||
ностью свыше 2000 |
т , |
передающих топливо |
крейсерам |
, |
эсминцам |
||||||
и подобным кораблям, |
в свежую |
погоду |
должна составлять |
не |
|||||||
менее I5Q -I80 м, а для танкеров грузоподъемностью менее 2000т- |
|||||||||||
около 80-100 м. В тихую погоду длина вытравленного буксира |
|||||||||||
устанавливается с учетом длины волны. |
|
|
|
|
|
|
|
||||
Для передачи топлива применяются бензостойкиѳ, прочные |
|||||||||||
плоскосворачивающиеся шланги на парусиновой или капроновой |
|||||||||||
основе. Они поставляются |
на корабли и суда рукавами длиной |
||||||||||
Н5-~0.и. Из них составляется |
приѳмно-пѳрѳдающий шланг нужной |
||||||||||
ДЛІШЫ. |
|
|
с которой можно передавать |
топливо и |
|||||||
Производительность, |
|||||||||||
к й А ’,» ФАводк* от |
длины топливоподающего шланга |
и пропускной |
|||||||||
способностигприн имеющего топливо (воду) |
корабля. |
|
|
|
175
кильватерным способом
£76
Травѳрзный способ подачи топлива заключается в том, что корабль и танкер следуют с одинаковой скоростью на параллель ных курсах, строго выдерживая установленное расстояние. При
этом способе между судном |
и заправляемым кораблем растянуты |
топливопередающие шланги, |
по которым топливо (вода) передается |
с танкера на корабль. |
|
Этот способ имеет некоторые различия |
при |
приеме топлива |
||
малыми и большими кораблями. |
небольшого |
водоизмещения |
осу-г |
|
Приемка топлива кораблями |
||||
ществляѳтся через гибкий топливный шланг, |
поддерживаемый |
гру |
||
зовой стрелой, направленной в |
сторону корабля. |
Шланг крепится |
||
в нескольких местах, чтобы не |
было резких |
его |
изломов. |
|
При подаче топлива большим кораблям применяется другой способ - способ поддержания приемо-передающего шланга на весу при помощи канатной дороги - поддерживающего троса, натянутого, меж;у возвышенными точками на корабле и танкере. Для предохра нения троса от обрыва один из концов этого троса через блок за водится на лебедку, при помощи которой трос удерживают в задан ном натяжении. Лебедки могут быть автоматическими и неавтомати ческими. Передача топлива при неавтоматической лебедке осущест вляется при состоянии моря до 3-4 баллов, так как при большем волнении трудно удерживать корабль и судно на установленном рас стоянии друг от друга. При наличии автоматической лебедки можно передавать топливо при состоянии моря до 5-6 баллов.
Траверзвый способ имеет ряд преимуществ и достоинств, ко торых не имеет кильватерный способ передачи. Основное преиму щество заключается в том, что топливо или воду можно передавать одновременно по двум направлениям: на корабли с правого и с ле вого борта. Кроме того, при травѳрзном способе передачи топлива длина приѳмо-пѳрѳдающѳго шланга значительно меньше, чем при киль ватерном, а это уменьшает время передачи топлива и затраты энергии на передачу топлива. Скорость кораблей при передаче
топлива удерживается в пределах 8- 10 узлов. |
воды можно до |
|
При травѳрзном способе подачи топлива и |
||
стичь производительности, равной производительности насосов. |
||
Способ передачи жидких грузов у борта |
применим для |
пода |
чи топлива и воды при сравнительно спокойном море (5-4 |
балла) |
177
и в том случае, когда судно-заправщик по своим размерам зна чительно превосходит заправляемый корабль.
Корабль, принимающий топливо, удерживается у борта суд на-заправщика двумя тросами, поданными с полубака и носовой палубы танкера. Их длина регулируется с таким расчетом, чтобы заправляемый корабль, следуя на буксире, находился против то го места на борту танкера, с которого будут подаваться топли вопередающие шланги.
Этот способ имеет то преимущество, что не требует ни какого специального такелажа, длина топливопередающих шлан гов наименьшая, а следовательно, скорость передачи топлива наибольшая. Кроме того, близость танкера-заправщика к заправ ляемому кораблю облегчает систему сигнализации и регулирования подачи топлива.
Трудность и неудобство этого способа заключается в том, что невозможно работать при сильном ветре и значительном волневии.
Производительность передачи груза при.данном способе мо жет быть такой, какую имеют насооы танкера.
При передаче топлива на ходу необходимо выбрать один ив трех способов, который в наибольшей степени отвечает обстанов ке и обеспечивает передачу топлива (или воды) в наиболее ко роткий срок.
Ответственность за безопасность плавания в период подачи топлива (воды) кораблям на ходу в море возлагается на коман дира заправляемого корабля и капитана судна-заправщика.
При организации заправки корабельного соединения оче редность заправки каждого корабля соединения устанавливает его командир, а место и время, встречи кораблей и танкера в море - штаб соединения или флота.
О предстоящей подаче топлива кораблю на ходу командира (капитана) танкера нужно предупреждать заранее, чтобы он мог своевременно подготовить всю требующуюся материальную часть, системы судна, а также сам гр уз ..
12 ЗакЛ О ^?"
178
Г л а в а |
ХУІ |
ПЕРЕВОЗКА СУХИХ ГРУЗОВ МОРЕМ НА СУДАХ ВСПОМОГА ТЕЛЬНОГО ФЛОТА
Сухие грузы, используемые и перевозимые на флоте
Значительную часть грузов, которые перевозятся на судах и плавучих средствах вспомогательного флота, составляют сухие грузы. В зависимости от физико-химических свойств и степени безопасности для судна и людей они разделяются на опасные и обычные грузы.
Классификация сухих грузов
Вооружение |
Ракеты |
Кислоты в |
|
Продовольствие |
Мины |
таре |
|
Магниевые |
|||
Шхиперское и тех |
Тоопеды |
сплавы |
|
Горючая |
|||
ническое |
имущество |
Бомоы |
пленка |
Вещевое |
имущество |
Спички |
|
Строительныема |
Стрелковые |
|
|
териалы |
|
боеприпасы |
|
Автотракторная |
|
|
|
техника |
і |
|
|
• У