Файл: Квачев, С. Н. Вспомогательные суда и плавучие средства ВМФ учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 60
Скачиваний: 0
26
помощью шарнира на мачте. На другом.конце стрелы (ноке) име ется обух, к которому крепится блок. Через блок пропускается грузовой трос (называемый шкентелем) ходовой конец которого подается на грузоподъемную лебедку. На ноке стрелы крепится еще несколько тросов: топенант, служащий для придания стреле определенного угла наклона по отношению к палубе и мачте, и оттяжки - для удержания положения стрелы по горизонту или завала ее вправо или влево. Грузоподъемность стрелы зависит от угла ее наклона.
ящее |
Т а л я м и называется грузоподъемное |
устройство, состо |
||
из одного |
подвижного |
блока, крепящегося |
с помощью гака за |
|
гр уз, |
и другого |
- неподвижного, прикрепленного к неподвижному |
||
конструктивному |
элементу |
судна. |
|
|
жения |
Буксирное |
устройство |
предназначено для обеспечения дви |
|
судна на |
буксире у |
другого судна или для буксировки |
других судов. В состав буксирного устройства входят: буксир
ные гаки, лебедки, дуги, |
клюзы и |
тросы. |
закреп |
Б у к с и р н ы е |
г а к и |
- приспособления для |
|
ления огона буксирного |
троса (или буксирной браги). |
Буксир |
ные гаки имеют амортизаторы и устройства для быстрой отдачи буксирного троса. Эти устройства могут быть автоматическими или неавтоматическими.
Б у к с и р н ы е л е б е д к и служат для выбира ния или стравливания буксирного троса за борт. Если буксирная лебедка автоматическая, то указанную манипуляцию она выполняет самостоятельно в зависимости от усилия, создаваемого при буксировке: при чрезмерном натяжении она трос потравливает,
при его ослаблении, наоборот, выбирает |
слабину. |
||
Б у к с и р н ы е |
д у г и |
- специально устраиваемые |
|
арки, идущие от фальшборта одного |
борта |
до фальшборта другого |
борта на кормовой палубе морских буксиров,. Эти арки предохра няют личный состав и расположенные на палубе судовые конструк ции от перемещающегося буксирного троса.
Б у к с и р н ы е |
к л ю з ы |
- вырезы в фальтбортѳ |
|
судна, служащие для пропуска |
буксирного троса за борт. Боко- |
||
вы£ станки буксирных |
клюзов |
имеют или закругления, или вра- |
27
вдающиеся ролики. И закругления, и ролики предохраняют трос от перетирания и преждевременного выхода из строя.
Б у к с и р н ы е |
т р о с ы |
от обычных отличаются |
повышенной прочностью. |
|
|
Судовые системы
Судовыми системами называются комплексы оборудования, состоящие из трубопроводов, механизмов, цистерн, контрольноизмерительных приборов и устройств, предназначенных для пере мещения по судну и вывода за борт жидкостей, газов и пара.
На современном судне могут быть следующие системы:
-водоотливная;
-осушительная;
-орошения;
-противопожарная;
-обмыва наружных поверхностей надстроек и палуб;
-фановая (сточная);
-вентиляционная;
-отопления;
-кондиционирования воздуха;
-водоснабжения.
Водоотливная система предназначена для удаления из трю мов и помещений судна больших масс воды, поступающей внутрь корпуса судна в результате разрушения его обшивки или повреж дения судовых систем и техники. В ее комплектацию входят приемники для забора воды в нижней части трюмов (отсеков и помещений судна), водоотливные механизмы и устройства (васосы, эжекторы), водоотливные магистрали, контрольно-измерительные приборы и приводы управления. Для оповещения о поступлении (наличии) воды в отсеки и помещения на судах монтируется си стема сигнализации.
Осушительная система предназначена для удаления неболь ших масс воды, накапливающихся в трюме и помещениях в резуль тате течей из-за неплотного соединения трубопроводов и отпо тевания. На небольших судах водоотливная и осушительная си стемы могут быть совмещены в одну.
28
Система орошения предназначена для подачи распыленной воды к очагам начинающегося пожара. Обычно эта система монти руется в машинно-котельных отделениях к в погребах боеприпасов (если они имеются на судне) у подволока (потолка) помещения.
Противопожарная система служит для тушения возникающих на судне пожаров. Различают три ее разновидности: водяную, углекислотную и пароводяную. Наибольшее распространение имеет водяная противопожарная система. Кроме своего основного назна
чения - тушения пожаров, водяная противопожарная система являет ся также источником действия эжекторов, питает систему ороше ния и обмыва наружных поверхностей надстроек и палуб и исполь зуется для санитарных нужд. Состоит она из насосов, пожарных трубопроводов и гибких прорезиненных выкидных рукавов с рас пылителями.
Система обмыва наружных поверхностей надстроек и-палуб используется для защиты от химических, биологических и радио активных веществ и светового излучения при воздушных взрывах ядерных боеприпасов. Система обмыва состоит из трубопроводов с дренчерами (распылители особой конструкции), уложенных таким образом, чтобы при включении системы вода омывала наружные поверхности и, кроме того, создавала водяную завесу.
Фановая (сточная) система служит для удаления с судна различных нечистот, грязной воды из гальюнов, умывальников, бань и других санитарно-бытовых устройств, а также воды с от крытых палуб и площадок. Система состоит из коротких прямых труб большого диаметра, расположенных, как правило, вертикаль но вблизи борта и забортых устройств.
Вентиляционная система предназначена для поддержания в помещениях требуемого газового состава воздуха. Это достигается удалением загрязненного и подачей свежего воздуха. Вентиляция может быть принудительной или естественно;;. При принудительной вентиляции чистый воздух подается в помо?пения по воздухопро
водам. |
Часть вентиляторов |
воздух в помещения нагнетает, а |
|
часть |
- вытягивает. При |
естественной вентиляции |
смена возду |
ха происходит по воздухопроводам за счет разности |
удельных |
||
весов |
теплого и і.олодного |
воздуха или за счет газодинамическою |
29
подпора наружного воздуха при движении судна и встречном ветре.
Система отопления предназначена для обогревания жилых и служебных помещений судна. Она состоит из трубопроводов, гре лок и арматуры. Отопление может быть паровое, водяное, воз душное или электрическое.
Система кондиционирования воздуха представляет собой соединение системы отопления и вентиляции, дополненных прибо рами и устройствами, позволяющими поддерживать в помещениях заданную температуру, относительную влажность и чистоту воз духа.
Система водоснабжения предназначена для снабжения судна и его личного состава водой для.приготовления?пищи, питья, умывания и для технических нужд. Состоит из цистерн для водь, трубопроводов, насосов и раздаточных устройств. Цистерны для питьевой воды имеют специальное покрытие (окраску) и соеди нены о раздаточными устройствами трубопроводами, не соединя ющимися с системами воды для технических и санитарных нужд.
30
Г л а в а |
Ш |
ГЛАВНЫЕ РАЗОРЕНИЙ И ВОДОЙЗШЩЕИИЕ СУДНА |
Главные размерения судна
Из большого количества разнообразных признаков, по кото рым мойво отличать одни судаА,) от других, наиболее простыми и характерными являются линейные размеры судов: длина, ширина, осадка и высота борта.
Названные величины определяют внешнюю форму корпуса (си луэт) судна и его величину. Они влияют на морские качества судов и возможность их использования в тех или иных метѳоро- _ логических и климатических условиях. В силу этого перечислен ные ранее линейные размеры называют главными размерениями суд на.
Наиболее полное представление о главных размерениях суд на можно получить при рассмотрении сечений корпуса судна по трем основным плоскостям. В теории корабля, т .е . науке2“ ' о мореходных качествах кораблей и судов, за основные плоскости принимаются следующие три взаимно-перпендикулярные плоскости:
диаметральная, |
конструктивной ватерлинии и мидель-шпангоута |
|||||||||
(рис. 2) |
|
Д П |
- |
это |
вертикальная |
плоскость, |
||||
Диаметральная плоскость |
|
|
||||||||
проходящая посередине ширины судна |
вдоль’ всей |
его |
длины. |
|||||||
Плоскость |
конструктивной |
ватерлинии КАЛ |
- |
горизонтальная |
||||||
плоскость, совпадающая с поверхностью |
спокойной |
воды. |
||||||||
Плоскость |
мидель-шпангоута |
пмш - |
поперечная |
вертикаль |
||||||
|
|
|
ная плоскость, проходящая посередине длины судна перпендику лярно первым двум ранее названным плоскостям.
А^В дальнейшем, если это не будет искажать смысл, под судами будем подразумевать н плавучие средства.
Основоположником теоріи', корабля, как п уки , по праву
считается телики.. русский учении академик ллексеГ, гиколзевнч Крылов.
31
Рис. 2 |
Сечѳние корпуса судна по основным плоскостям: |
• |
|||
Сечѳниѳ корпуса судна диаметральной плоскостью показы |
|
||||
вает (рис. 3) обводы оконечностей, килевую и полубную линии, |
|
||||
а также длину судна. Это вид сбоку. Если на схеме сечения |
|
||||
корпуса диаметральной плоскостью показать ватерлинию, т . е . |
|
||||
линию погружения судна в воду, |
то кроме длины будет видна |
|
|||
высота борта и осадка судна. |
|
|
|||
Сечение корпуса судна плоскостью конструктивной ватер |
|
||||
линии показывает |
обводы корпуса |
при виде сверху. На схеме |
|
||
сечения корпуса |
плоскостью |
КВА |
видны длина и ширина судна по |
|
|
конструктивной |
ватерлинии, |
правый и левый борт. |
|
||
Сечение корпуса судна плоскостью мидель-шпангоута дзет |
|
||||
на схеме обводы бортов, переход бортов к палубе и днишу. На |
|
||||
сечении (вид спереди) ясно |
видна высота борта, а если нанесе |
|
|||
на ватерлиния, |
то |
и осадка |
судна. |
|
32
<Э
сб
РЗ
Pt
О
03
JS
пз
CD
О, CD
а
со
со
Q,
CD
а
К
Р?
СО
PJ F-.
О
Я
Рн