Файл: Квачев, С. Н. Вспомогательные суда и плавучие средства ВМФ учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 60

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

26

помощью шарнира на мачте. На другом.конце стрелы (ноке) име­ ется обух, к которому крепится блок. Через блок пропускается грузовой трос (называемый шкентелем) ходовой конец которого подается на грузоподъемную лебедку. На ноке стрелы крепится еще несколько тросов: топенант, служащий для придания стреле определенного угла наклона по отношению к палубе и мачте, и оттяжки - для удержания положения стрелы по горизонту или завала ее вправо или влево. Грузоподъемность стрелы зависит от угла ее наклона.

ящее

Т а л я м и называется грузоподъемное

устройство, состо­

из одного

подвижного

блока, крепящегося

с помощью гака за

гр уз,

и другого

- неподвижного, прикрепленного к неподвижному

конструктивному

элементу

судна.

 

жения

Буксирное

устройство

предназначено для обеспечения дви­

судна на

буксире у

другого судна или для буксировки

других судов. В состав буксирного устройства входят: буксир­

ные гаки, лебедки, дуги,

клюзы и

тросы.

закреп­

Б у к с и р н ы е

г а к и

- приспособления для

ления огона буксирного

троса (или буксирной браги).

Буксир­

ные гаки имеют амортизаторы и устройства для быстрой отдачи буксирного троса. Эти устройства могут быть автоматическими или неавтоматическими.

Б у к с и р н ы е л е б е д к и служат для выбира­ ния или стравливания буксирного троса за борт. Если буксирная лебедка автоматическая, то указанную манипуляцию она выполняет самостоятельно в зависимости от усилия, создаваемого при буксировке: при чрезмерном натяжении она трос потравливает,

при его ослаблении, наоборот, выбирает

слабину.

Б у к с и р н ы е

д у г и

- специально устраиваемые

арки, идущие от фальшборта одного

борта

до фальшборта другого

борта на кормовой палубе морских буксиров,. Эти арки предохра­ няют личный состав и расположенные на палубе судовые конструк­ ции от перемещающегося буксирного троса.

Б у к с и р н ы е

к л ю з ы

- вырезы в фальтбортѳ

судна, служащие для пропуска

буксирного троса за борт. Боко-

вы£ станки буксирных

клюзов

имеют или закругления, или вра-


27

вдающиеся ролики. И закругления, и ролики предохраняют трос от перетирания и преждевременного выхода из строя.

Б у к с и р н ы е

т р о с ы

от обычных отличаются

повышенной прочностью.

 

 

Судовые системы

Судовыми системами называются комплексы оборудования, состоящие из трубопроводов, механизмов, цистерн, контрольноизмерительных приборов и устройств, предназначенных для пере­ мещения по судну и вывода за борт жидкостей, газов и пара.

На современном судне могут быть следующие системы:

-водоотливная;

-осушительная;

-орошения;

-противопожарная;

-обмыва наружных поверхностей надстроек и палуб;

-фановая (сточная);

-вентиляционная;

-отопления;

-кондиционирования воздуха;

-водоснабжения.

Водоотливная система предназначена для удаления из трю­ мов и помещений судна больших масс воды, поступающей внутрь корпуса судна в результате разрушения его обшивки или повреж­ дения судовых систем и техники. В ее комплектацию входят приемники для забора воды в нижней части трюмов (отсеков и помещений судна), водоотливные механизмы и устройства (васосы, эжекторы), водоотливные магистрали, контрольно-измерительные приборы и приводы управления. Для оповещения о поступлении (наличии) воды в отсеки и помещения на судах монтируется си­ стема сигнализации.

Осушительная система предназначена для удаления неболь­ ших масс воды, накапливающихся в трюме и помещениях в резуль­ тате течей из-за неплотного соединения трубопроводов и отпо­ тевания. На небольших судах водоотливная и осушительная си­ стемы могут быть совмещены в одну.

28

Система орошения предназначена для подачи распыленной воды к очагам начинающегося пожара. Обычно эта система монти­ руется в машинно-котельных отделениях к в погребах боеприпасов (если они имеются на судне) у подволока (потолка) помещения.

Противопожарная система служит для тушения возникающих на судне пожаров. Различают три ее разновидности: водяную, углекислотную и пароводяную. Наибольшее распространение имеет водяная противопожарная система. Кроме своего основного назна­

чения - тушения пожаров, водяная противопожарная система являет­ ся также источником действия эжекторов, питает систему ороше­ ния и обмыва наружных поверхностей надстроек и палуб и исполь­ зуется для санитарных нужд. Состоит она из насосов, пожарных трубопроводов и гибких прорезиненных выкидных рукавов с рас­ пылителями.

Система обмыва наружных поверхностей надстроек и-палуб используется для защиты от химических, биологических и радио­ активных веществ и светового излучения при воздушных взрывах ядерных боеприпасов. Система обмыва состоит из трубопроводов с дренчерами (распылители особой конструкции), уложенных таким образом, чтобы при включении системы вода омывала наружные поверхности и, кроме того, создавала водяную завесу.

Фановая (сточная) система служит для удаления с судна различных нечистот, грязной воды из гальюнов, умывальников, бань и других санитарно-бытовых устройств, а также воды с от­ крытых палуб и площадок. Система состоит из коротких прямых труб большого диаметра, расположенных, как правило, вертикаль­ но вблизи борта и забортых устройств.

Вентиляционная система предназначена для поддержания в помещениях требуемого газового состава воздуха. Это достигается удалением загрязненного и подачей свежего воздуха. Вентиляция может быть принудительной или естественно;;. При принудительной вентиляции чистый воздух подается в помо?пения по воздухопро­

водам.

Часть вентиляторов

воздух в помещения нагнетает, а

часть

- вытягивает. При

естественной вентиляции

смена возду­

ха происходит по воздухопроводам за счет разности

удельных

весов

теплого и і.олодного

воздуха или за счет газодинамическою


29

подпора наружного воздуха при движении судна и встречном ветре.

Система отопления предназначена для обогревания жилых и служебных помещений судна. Она состоит из трубопроводов, гре­ лок и арматуры. Отопление может быть паровое, водяное, воз­ душное или электрическое.

Система кондиционирования воздуха представляет собой соединение системы отопления и вентиляции, дополненных прибо­ рами и устройствами, позволяющими поддерживать в помещениях заданную температуру, относительную влажность и чистоту воз­ духа.

Система водоснабжения предназначена для снабжения судна и его личного состава водой для.приготовления?пищи, питья, умывания и для технических нужд. Состоит из цистерн для водь, трубопроводов, насосов и раздаточных устройств. Цистерны для питьевой воды имеют специальное покрытие (окраску) и соеди­ нены о раздаточными устройствами трубопроводами, не соединя­ ющимися с системами воды для технических и санитарных нужд.


30

Г л а в а

Ш

ГЛАВНЫЕ РАЗОРЕНИЙ И ВОДОЙЗШЩЕИИЕ СУДНА

Главные размерения судна

Из большого количества разнообразных признаков, по кото­ рым мойво отличать одни судаА,) от других, наиболее простыми и характерными являются линейные размеры судов: длина, ширина, осадка и высота борта.

Названные величины определяют внешнюю форму корпуса (си­ луэт) судна и его величину. Они влияют на морские качества судов и возможность их использования в тех или иных метѳоро- _ логических и климатических условиях. В силу этого перечислен­ ные ранее линейные размеры называют главными размерениями суд­ на.

Наиболее полное представление о главных размерениях суд­ на можно получить при рассмотрении сечений корпуса судна по трем основным плоскостям. В теории корабля, т .е . науке2“ ' о мореходных качествах кораблей и судов, за основные плоскости принимаются следующие три взаимно-перпендикулярные плоскости:

диаметральная,

конструктивной ватерлинии и мидель-шпангоута

(рис. 2)

 

Д П

-

это

вертикальная

плоскость,

Диаметральная плоскость

 

 

проходящая посередине ширины судна

вдоль’ всей

его

длины.

Плоскость

конструктивной

ватерлинии КАЛ

-

горизонтальная

плоскость, совпадающая с поверхностью

спокойной

воды.

Плоскость

мидель-шпангоута

пмш -

поперечная

вертикаль­

 

 

 

ная плоскость, проходящая посередине длины судна перпендику­ лярно первым двум ранее названным плоскостям.

А^В дальнейшем, если это не будет искажать смысл, под судами будем подразумевать н плавучие средства.

Основоположником теоріи', корабля, как п уки , по праву

считается телики.. русский учении академик ллексеГ, гиколзевнч Крылов.


31

Рис. 2

Сечѳние корпуса судна по основным плоскостям:

Сечѳниѳ корпуса судна диаметральной плоскостью показы­

 

вает (рис. 3) обводы оконечностей, килевую и полубную линии,

 

а также длину судна. Это вид сбоку. Если на схеме сечения

 

корпуса диаметральной плоскостью показать ватерлинию, т . е .

 

линию погружения судна в воду,

то кроме длины будет видна

 

высота борта и осадка судна.

 

 

Сечение корпуса судна плоскостью конструктивной ватер­

 

линии показывает

обводы корпуса

при виде сверху. На схеме

 

сечения корпуса

плоскостью

КВА

видны длина и ширина судна по

 

конструктивной

ватерлинии,

правый и левый борт.

 

Сечение корпуса судна плоскостью мидель-шпангоута дзет

 

на схеме обводы бортов, переход бортов к палубе и днишу. На

 

сечении (вид спереди) ясно

видна высота борта, а если нанесе­

 

на ватерлиния,

то

и осадка

судна.

 

32

сб

РЗ

Pt

О

03

JS

пз

CD

О, CD

а

со

со

Q,

CD

а

К

Р?

СО

PJ F-.

О

Я

Рн