Файл: Квачев, С. Н. Вспомогательные суда и плавучие средства ВМФ учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 63
Скачиваний: 0
4 С
О
полиfноялиния
и
Q,
СО
О
РЧ
О
Сі, S
о
о
к
Р и с./ Виды грузовых марок судов ВМФ
41
и толщиной 25 мм. Верхняя кромка этой линии должна проходить через центр круга.
На расстоянии 540 мм к носу от центра круга проводится вертикальная линия толщиной 25 мм. В обе стороны от этой вер тикали наносятся небольшие горизонтальные линии длиной по 230 мм. Каждая отметка показывает предел погружения судна в воду по высоте борта при нагрузке для различных районов пла
вания и сезонов. Против отметок проставлены буквы, уьазывающиѳ на район плавания и сезон года:
M S ) |
- |
летняя |
марка; |
|
|
|
|
|
8 М |
- |
|
|
|
|
|
||
ЗСЩШКУ |
зимняя марка; |
|
|
|
|
|
||
|
|
зимняя марка для северной атлантики (севернее |
||||||
тn iF/) |
J -- |
36 параллели); |
|
|
|
пресной |
воде; |
|
марка |
судна при плавании его в |
|||||||
п t f |
|
марка для пресной воды в тропических районах. |
||||||
Грузовая марка для судов внутреннего |
плавания |
состоит |
||||||
из палубной |
линии, |
круга Плимсоля |
и отметок углубления для |
|||||
плавания |
летом і? |
, зимой |
3 |
и в |
пресной |
зодѳіО . |
Она состоит |
|
Еще проще грузовая марка |
для буксиров |
и барж. |
только из палубной линии и круга Плимсоля.
Правильное применение грузовой марки в процессе эксплу атации судов должно быть законом для судоводителей, судовла дельцев и-портовой администрации.
З а к .і б 42р
♦ •
42
Г л а в а |
ІУ |
ГРУЗОПОДЪЕМНОСТЬ СУДНА
Понятие о грузоподъемности
Грузоподъемность судна - это весовая эксплуатационно техническая характеристика, показывающая, какое количество грузов по весу (в тоннах) может принять в свои грузовые поме щения судно.
От грузоподъемности судов в большой степени 'зависит эко номичность их эксплуатации. Чем больше грузоподъемность судна, тем меньше эксплуатационные расходы на единицу перевозимого гр уза . Увеличение грузоподъемности судов достигается или за
счет увеличения их водоизмещения, или в результате снижения ве са их корпуса, машин и оборудования.
Различают два вида грузоподъемности судов: полную или дед вейт и чистую грузоподъемность.
Полная грузоподъемность
Полная грузоподъемность или дедвейт йа(т ) численно пред ставляет собой разность между весовым водоизмещением судна в полном грузу и его водоизмещением порожнем
где |
|
Д а ~Л гр~Д о |
судна |
в |
(6) |
|
т; |
|
Д г р - |
весовое |
водоизмещение |
полном грузу, |
|||||
|
Д 0 - |
весовое |
водоизмещение |
судна |
порожнем, |
т . |
ве |
|
Величина весового водоизмещения судна порожнем |
есть |
|||||||
личина |
постоянная, а |
весового водоизмещения |
в полном |
грузу |
зависит от района плавания и времени года. Поэтому величина дедвейта Д в также является величиной переменной. Различают следующие основные виды полной грузоподъемности:
-летнюю;
-зимнюю;
-для тропиков.
4}
Однако для данного сезона и района плавания величина дедвейта будет иметь постоянное значение, поскольку показывает наибольшую общую весовую загрузку судна при погружении судна по .грузовую марку, установленную для данного сезона и района плавания.
Аналитически полную грузоподъемность судна можно выра зить так:
где |
ß |
- |
! } в ^ Р + йзт |
(7) |
вес перевозимого на судне груза, т ; |
||||
|
Q |
- |
суммарный вес всех запасов, |
взятых на рейс |
|
|
|
(топлива, воды, масел, продовольствия, шки |
|
|
Предельное |
|
перо-технических материалов, медикаментов). |
|
|
|
значение дедвейта представляет собой разность |
между |
весовым водоизмещением судна в полном |
грузу |
и весовым |
|||
водоизмещением судна порожнем |
при |
плавании |
его по |
летнюю гру |
||
зовую |
марку. |
|
|
|
|
|
|
Чистая грузоподъемность |
называется выражен |
||||
|
Чистой грузоподъемностью |
судна |
J J t |
ное в весовых единицах (тоннах) максимальное количество пере возимого (коммерческого) груза, которое судно может взять в рейс при данных условиях плавания.
Чистая грузоподъемность судна численно равна полной гру зоподъемности, уменьшенной на вес принимаемых судном запасов
топлива, |
воды,’'масел, продовольствия |
и других видов |
материаль |
||||
ных средств, |
расходуема. |
% |
речіеѳ. |
|
|
||
|
|
|
|||||
|
|
|
Цч. = й ь ~ Qz*n |
(8) |
|
||
где |
Д а~ |
дедвейт судна, |
|
|
|||
Q |
- |
|
|
||||
Поскольку |
величина судовых запасов на рейс. |
рейсе, |
|||||
воличіша |
запасов, расходуемых судном в |
г зависимости от длительности рейса и условий плавания может изменяться, величина чистой грузоподъемности - переменная. В паспорте судна обычно указывается его чистая грузоподъемность
при осадке по летнюю грузовую марку и полных судовых запасах. При организации эксплуатации судов флота необходимо стре
миться к тому, чтобы они плавали с максимально возможной чистой грузоподъемностью. Для этого в рейс нужно брать только необхо димые запасы, чтобы не возить их туда и обратно в виде "мертвых нагрузок". Кроме того, перед рейсом необходимо удалить с судна все лишние грузы, которые не планируются на данный рейс. К лиш ним грузам относятся тара от израсходованных материальных средств, балласт в отсеках двойного дна и диптанках, грязь и сточная.вода в сборных колодцах, негодный и неиспользуемый ин вентарь.
Грузовая шкала
Для обеспечения расчетов осадки судна по принятому на борт гр узу, а также для определения величины надводного борта при переменных значениях осадки используется грузовая шкала.
Грузовая шкала (рис. 8) представляет собой набор из нескольких вертикально расположенных колонок цифр-частных шкал. Основными шкалами являются: шкала водоизмещения, осадки в со леной и пресной воде, грузоподъемности, высоты надводное *орта, числа тонн, изменяющих осадку судна на один сантиметр. Все ука занные шкалы по горизонтали согласованы друг с другом. Так, например, если на грузовой шкале через отметку осадки в 4 м
по горизонтали провести черту, то на всех |
остальных шкалах бу-, |
||
дут отмечены только соответствующие этой |
осадке значения водо |
||
измещения |
Дгр ( т ), грузоподъемности |
Ц ѣ |
( т ), высоты борта |
(м) |
и числа тонн, изменяющих осадку |
на I см . |
Справа от грузовой шкалы на соответствующем месте нано сится и грузовая марка. Она дополняет грузовую шкалу, так как дает возможность видеть предельно допустимые изменения надвод ного борта, водоизмещения и полной грузоподъемности з зависи мости от сезона и района плавания.
іеа нуглубления
н Тонн 10
|
|
|
|
•ІЗ |
|
1 |
|
|
|
о |
0 |
|
L |
і^ |
S |
||
1 |
- |
§ 3 |
U |
|
|
і |
о |
0*С> |
|||
! |
- |
ДО 0J |
£ |
Е |
о |
'S) с |
в» |
5 |
§ |
||
2 |
|
«Q |
і5- |
2,0 |
|
|
5,5 |
< § * |
|||
1 Ш Г |
- Т Ш |
|
|
||
т о |
: 6,0 - CJUUOf/7/l |
2 5 |
|||
|
|
- |
|
|
|
9.5
9.0
8,5
т о |
\ & -опт |
з,о |
|
|
|
uJuU |
\- м . 7JUU |
3,5 |
|
-5,5 |
40 |
3000 |
1000 |
|
2500 |
м : |
4,5 |
500 |
5.0 |
|
WOO |
щ |
|
0 |
|
|
т о |
М : |
0,0 |
|
||
1000 |
1,5: |
7,0 |
- |
|
Рис. 8 Грузовая шкала