Файл: Квачев, С. Н. Вспомогательные суда и плавучие средства ВМФ учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 63

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

4 С

О

полиfноялиния

и

Q,

СО

О

РЧ

О

Сі, S

о

о

к

Р и с./ Виды грузовых марок судов ВМФ

41

и толщиной 25 мм. Верхняя кромка этой линии должна проходить через центр круга.

На расстоянии 540 мм к носу от центра круга проводится вертикальная линия толщиной 25 мм. В обе стороны от этой вер­ тикали наносятся небольшие горизонтальные линии длиной по 230 мм. Каждая отметка показывает предел погружения судна в воду по высоте борта при нагрузке для различных районов пла­

вания и сезонов. Против отметок проставлены буквы, уьазывающиѳ на район плавания и сезон года:

M S )

-

летняя

марка;

 

 

 

 

 

8 М

-

 

 

 

 

 

ЗСЩШКУ

зимняя марка;

 

 

 

 

 

 

 

зимняя марка для северной атлантики (севернее

тn iF/)

J --

36 параллели);

 

 

 

пресной

воде;

марка

судна при плавании его в

п t f

 

марка для пресной воды в тропических районах.

Грузовая марка для судов внутреннего

плавания

состоит

из палубной

линии,

круга Плимсоля

и отметок углубления для

плавания

летом і?

, зимой

3

и в

пресной

зодѳіО .

Она состоит

Еще проще грузовая марка

для буксиров

и барж.

только из палубной линии и круга Плимсоля.

Правильное применение грузовой марки в процессе эксплу­ атации судов должно быть законом для судоводителей, судовла­ дельцев и-портовой администрации.

З а к .і б 42р


♦ •

42

Г л а в а

ІУ

ГРУЗОПОДЪЕМНОСТЬ СУДНА

Понятие о грузоподъемности

Грузоподъемность судна - это весовая эксплуатационно­ техническая характеристика, показывающая, какое количество грузов по весу (в тоннах) может принять в свои грузовые поме­ щения судно.

От грузоподъемности судов в большой степени 'зависит эко­ номичность их эксплуатации. Чем больше грузоподъемность судна, тем меньше эксплуатационные расходы на единицу перевозимого гр уза . Увеличение грузоподъемности судов достигается или за

счет увеличения их водоизмещения, или в результате снижения ве­ са их корпуса, машин и оборудования.

Различают два вида грузоподъемности судов: полную или дед­ вейт и чистую грузоподъемность.

Полная грузоподъемность

Полная грузоподъемность или дедвейт йа(т ) численно пред­ ставляет собой разность между весовым водоизмещением судна в полном грузу и его водоизмещением порожнем

где

 

Д а ~Л гр~Д о

судна

в

(6)

 

т;

Д г р -

весовое

водоизмещение

полном грузу,

 

Д 0 -

весовое

водоизмещение

судна

порожнем,

т .

ве­

Величина весового водоизмещения судна порожнем

есть

личина

постоянная, а

весового водоизмещения

в полном

грузу

зависит от района плавания и времени года. Поэтому величина дедвейта Д в также является величиной переменной. Различают следующие основные виды полной грузоподъемности:

-летнюю;

-зимнюю;

-для тропиков.


4}

Однако для данного сезона и района плавания величина дедвейта будет иметь постоянное значение, поскольку показывает наибольшую общую весовую загрузку судна при погружении судна по .грузовую марку, установленную для данного сезона и района плавания.

Аналитически полную грузоподъемность судна можно выра­ зить так:

где

ß

-

! } в ^ Р + йзт

(7)

вес перевозимого на судне груза, т ;

 

Q

-

суммарный вес всех запасов,

взятых на рейс

 

 

 

(топлива, воды, масел, продовольствия, шки­

 

Предельное

 

перо-технических материалов, медикаментов).

 

 

значение дедвейта представляет собой разность

между

весовым водоизмещением судна в полном

грузу

и весовым

водоизмещением судна порожнем

при

плавании

его по

летнюю гру­

зовую

марку.

 

 

 

 

 

 

Чистая грузоподъемность

называется выражен­

 

Чистой грузоподъемностью

судна

J J t

ное в весовых единицах (тоннах) максимальное количество пере­ возимого (коммерческого) груза, которое судно может взять в рейс при данных условиях плавания.

Чистая грузоподъемность судна численно равна полной гру­ зоподъемности, уменьшенной на вес принимаемых судном запасов

топлива,

воды,’'масел, продовольствия

и других видов

материаль­

ных средств,

расходуема.

%

речіеѳ.

 

 

 

 

 

 

 

 

Цч. = й ь ~ Qz*n

(8)

 

где

Д а~

дедвейт судна,

 

 

Q

-

 

 

Поскольку

величина судовых запасов на рейс.

рейсе,

воличіша

запасов, расходуемых судном в

г зависимости от длительности рейса и условий плавания может изменяться, величина чистой грузоподъемности - переменная. В паспорте судна обычно указывается его чистая грузоподъемность


при осадке по летнюю грузовую марку и полных судовых запасах. При организации эксплуатации судов флота необходимо стре­

миться к тому, чтобы они плавали с максимально возможной чистой грузоподъемностью. Для этого в рейс нужно брать только необхо­ димые запасы, чтобы не возить их туда и обратно в виде "мертвых нагрузок". Кроме того, перед рейсом необходимо удалить с судна все лишние грузы, которые не планируются на данный рейс. К лиш­ ним грузам относятся тара от израсходованных материальных средств, балласт в отсеках двойного дна и диптанках, грязь и сточная.вода в сборных колодцах, негодный и неиспользуемый ин­ вентарь.

Грузовая шкала

Для обеспечения расчетов осадки судна по принятому на борт гр узу, а также для определения величины надводного борта при переменных значениях осадки используется грузовая шкала.

Грузовая шкала (рис. 8) представляет собой набор из нескольких вертикально расположенных колонок цифр-частных шкал. Основными шкалами являются: шкала водоизмещения, осадки в со­ леной и пресной воде, грузоподъемности, высоты надводное *орта, числа тонн, изменяющих осадку судна на один сантиметр. Все ука­ занные шкалы по горизонтали согласованы друг с другом. Так, например, если на грузовой шкале через отметку осадки в 4 м

по горизонтали провести черту, то на всех

остальных шкалах бу-,

дут отмечены только соответствующие этой

осадке значения водо­

измещения

Дгр ( т ), грузоподъемности

Ц ѣ

( т ), высоты борта

(м)

и числа тонн, изменяющих осадку

на I см .

Справа от грузовой шкалы на соответствующем месте нано­ сится и грузовая марка. Она дополняет грузовую шкалу, так как дает возможность видеть предельно допустимые изменения надвод­ ного борта, водоизмещения и полной грузоподъемности з зависи­ мости от сезона и района плавания.

іеа нуглубления

н Тонн 10

 

 

 

 

•ІЗ

 

1

 

 

 

о

0

 

L

і^

S

1

-

§ 3

U

 

і

о

0*С>

!

-

ДО 0J

£

Е

о

'S) с

в»

5

§

2

 

«Q

і5-

2,0

 

5,5

< § *

1 Ш Г

- Т Ш

 

 

т о

: 6,0 - CJUUOf/7/l

2 5

 

 

-

 

 

 

9.5

9.0

8,5

т о

\ & -опт

з,о

 

 

uJuU

\- м . 7JUU

3,5

 

-5,5

40

3000

1000

2500

м :

4,5

500

5.0

WOO

щ

0

 

т о

М :

0,0

 

1000

1,5:

7,0

-

 

Рис. 8 Грузовая шкала