Файл: Квачев, С. Н. Вспомогательные суда и плавучие средства ВМФ учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 64
Скачиваний: 0
33
Длина судна. |
Различают наибольшую длину Лаю* и длину |
по ватерлинии |
. Наибольшая длина - это длина,замерѳв- |
вая по диаметральной плоскости судна между крайними наружными
оконечностями форштевня и ахтерштевня (см .р и с.3 . ) . Длина по ватерлинии замеряется также по диаметральной плоскости, но в
точках пересечения поверхности спокойной воды с лилиями фор
штевня и ахтерштевня.
Ширина судна. Различают ширину наибольшую 6mm и ширину по ватерлинии Вія . Наибольшая ширина - это ширина, замерен ная между плоскостями, параллельными диаметральной плоскости
и касающимися наиболее выступающих частей.корпуса судна с пра вого и левого бортов.
Ширина по ватерлинии есть ширина, замеренная в плоскости ватерлинии. Иногда применяется еще и.ширина по верхней палубе
9 ^ . Она характеризует размер судна в поперечном нацравле-
нии при замерах по верхней палубе. Порядок определения всех значений ширины судна при различных обводах корпуса наглядно
виден |
на |
р и с .З . |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
Осадка судна. Осадкой судна называется расстояние по вер |
||||||||||||
тикали между плоскостью, совпадающей с плоскостью спокойной |
|||||||||||||
воды, |
|
в которой плавает |
судно, и плоскостью, параллельной ей |
||||||||||
и проходящей через наиболее выступающую часть днища корпуса |
|||||||||||||
судна. |
|
|
|
|
осадку максимальную |
/то* |
, |
осадку но |
|||||
|
Различают (ри сЛ ) |
|
|
||||||||||
сом |
Тн |
, |
кормой |
Т* |
, правым |
Тае |
и левым бором |
Тле |
• |
||||
|
Если осадка носом и кормой не равны меяду^собой, то го |
||||||||||||
ворят, |
чтоd |
судно плавает с дифферентом. Дифферент обозначается |
|||||||||||
знаком |
|
" |
" и выражает разницу между осадкой |
носом и кормой, |
|||||||||
т . с . |
|
|
|
|
d -Т н -Т к |
|
|
|
|
|
|
|
3 Згі -.LrtPp
54
о s
ГО ен сп
о? а
со п ГО
СО СП
Ч аз
гз
о о » го ж
(чФО, ^эОчО О ’WO
го
Ü3S 6-1го 03 <r>
со Ч го
сП СО
4 S3
с 53
О о *
ГОГОЕ4
п 03о*
О SCO
cö
ГО
64
CD •
СО CD
ГОЧ
СОЯ Ч W G ^
О О
ГО го
W го
>>о
О Р .
СЗ
СО
>э
СО
к
к
СО
о
о
и
ч*
•
о
го
Рн
35
Если осадка судна носом больше осадки кормой, то диффе рент имеет положительное значение и говорят, что в этом слу чае судно плавает с дифферентом на нос (си . рис. 3 ) .
Если осадки носом и коркой одинаковы, то судно плавает на равном киле.
Если осадка судна, замеренная по правому борту, больше осадки по левому борту, то такое судно плавает с креном на правый борт. И наоборот, если осадка по правому борту меньше осадки по левому борту, то судно имеет крен на левый борт
(ок. рис. 4 ) .
Все перечисленные варианты осадок характеризуют различное положение судна в воде или, как говорят в таких случаях, раз личную посадку судна.
Наибольшая длина, ширина и осадка |
характеризуют |
габариты, |
т .е . величину судна. Это имеет большое |
практическое |
значение |
для определения возможности использования судов в тех или иных условиях плавания и стоянки.
Например, длина, ширина и осадка предопределяют возмож ность или невозможность проводки судов через шлюзы, а также постановки их в док. От максимальной длины судна зависит воз можность постановки судна к причалу ограниченной длины. Ыирива судна может существенно влиять на грузовые работы. Так, если ширина судна большая, то для его обработки (погрузки или выгрузки) требуются береговые краны с большим вылетом грузо вой стрелы для захвата груза непосредственно из трюма судна. При заправке судов жидким топливом большая ширина значительно удлиняет топливопередаточную линию шлангов и время заправки судна топливом (или водой).
Большая осадка судов при мелководной акватории портов будет,препятствовать заходу судов в них для обработки у при чалов. Большая осадка судов может препятствовать использо ванию судов у необорудованного побережья с малыми глубинами вблизи берега.
Понятие об объемном водоизмещении судна
С ранее рассмотренными главными размерениями судна не посредственно связана и одна из наиболее важных характеристик~
водоизмѳщѳние.
36
Различают объемное и весовое Vводоизмещения( |
. |
|
|||||
Под объемным водоизмещением |
|
и3 ) |
|
|
|
|
|
|
понимают объем воды, |
||||||
вытесненной плавающим судном. |
|
|
в виде |
прямоугольного |
|||
Если бы корпус судна был сделан |
|||||||
параллелепипеда (ящика) длиною |
£ |
, |
шириною |
В |
и при |
этом пла |
|
вал бы с осадкой Т (рис. 5 ) , то |
объем погруженной в |
воду |
части такого корпуса можно было вычислить по формуле
Ѵ'=ХВТ
а )
Зтой же величине будет равен и объем воды, вытесненной оудвом с прямоугольными обводами корпуса.
|
Р и с .5 Объемное |
водоизмещение плавающего |
|
|
|||
|
|
в |
воде тела |
|
|
|
|
Но корпус суднавсегда отличается от прямоугольных форм |
|||||||
ящика, так как имеет сужения в |
носовой и кормовой частях, т .е . |
||||||
при однихТи тех же главных размерениях: длине X |
, |
ширине Ö |
|||||
и осадке |
|
судно всегда будет |
иметь несколько |
меньший объем |
|||
воды, вытесненной погруженной в |
воду частью корпуса |
7 |
. От |
||||
ношение |
этих |
объемов называется |
8коэффициентом полноты водоиз |
||||
мещения. |
Он |
обозначается буквой |
дельта' и находится по фор |
муле
Ь V’ хвт |
к2) |
37
Абсолютное значение названного коэффициента для боль шинства вспомогательных судов флота колеблется в пределах
0 ,4 5 -0 ,7 8 .
Из формулы (2) легко определить, что
V S 8 £ B T |
- |
Итак, объемное водоизмещение судна приближенно может быть найдено как произведение длины JC на ширину В , осадку Т и коэффициент полноты водоизмещения судна 8 .
Понятие о весовом водоизмещении судна
Весовым'водоизмещением суднаДв теории корабля принято считать вес вытесненной судном воды. Этот вес Діт ) может быть найден, если будет известно объемное водоизмещение судна
и вес I м3 воды, в которой плавает судно. Для расчета ре комендуется аналитическое выражение
|
[ |
Д * Г Ѵ |
воды, т/м3; |
14) |
|
|||
|
У ~- удельный |
вес |
м3 |
|
||||
|
объемное |
водоизмещение |
судна, |
|
||||
|
Подставляя в выражение |
N |
значение |
объемного водоиз |
||||
мещения (см. |
формулу |
3 ), |
получим еще одну формулу для |
рас |
||||
чета |
величины весового водоизмещения |
is ) |
|
|||||
|
|
л - т |
в г |
|
|
|
|
|
|
В данной |
формуле |
из |
|
|
|
воды |
|
f |
пяти величин две: удельный вес |
|||||||
|
и осадка |
судна |
Т |
являются |
величинами переменными. |
|||
|
Удельный |
вес воды, например, |
зависит |
от ее солености и |
температуры, а поэтому имеет неодинаковые значения в различ ных районах мирового океана. В среднем удельный вес пресной воды равен I т/м3, а соленой морской - 1,025 т/м3.
Взависимости от количества принимаемых или удаляемых
ссудна грузов изменяется и осадка судна.
При наименьшей загрузке |
судна осадка |
|
будет |
минимальной. |
|
Это так называемый вес судна |
порожнем |
Д 0 |
. В морской практи |
||
ке в вес судка порожнем принято включать |
и вес |
экипажа с его |
38
багажом.
Максимальной осадка судна будет соответственно при наи большей загрузке, когда на судно будут приняты все запасы на рейс и все перевозимые грузы.. Максимальной осадке соответ ствует наибольшее весовое водоизмещение судна, т .е . водоиз мещение в полном грузу. Обозначается оно буквой Д , и изме ряется в тоннах.
і'рузовые марки и марки углубления
Для того, чтобы можно было судить о степени загрузки и осадке судна, на обоих его бортах у форштевня и ахтерштевня наносятся марки углубления (рис. 6 ) .
XVII XVI
ShastBpa.
_]5^2_д)цто6_
XVi£<a®ea_
XIV
_2Петра 70сп
2ß_Zngmj3oWcM
Р и с .6 Марки углубления.
Они представляют собой цифры, приклепанные, приваревнні или накрашенные краской непосредственно на обшивку корпуса. При метрической системе измерений осадки циэры арабские, ѵн- сота их по вертикали равна I дм. Расстояние между цифрами
I дм. Нижняя кромка каждой цифры соответствует обозначенному ею углублению.
39
При английской системе измерений цифры римские. Высота цифр между горизонтальными черточками равна половине фута (6 дюймам). Расстояние между цифрами по вертикали также равно половине фута. Нижняя кромка цифры соответствует обозначен
ному ею углублению в футах (см. рис. б ) . Так, если переменная ватерлиния проходит посередине цифры ХУ, то это означает, что судно имеет осадку в пятнадцать футов и 3 дюйма.
Кроме марок углубления на борту судна в средней его части наносятся еще и грузовые марки. Они также служат для определения и измерения осадки судна.
Грузовые марки представляют собой комбинацию знаков и букв, которые фиксируют предельно допустимую осадку судна для различных районов плавания и в различные сезоны.
На корпуса судов вспомогательного флота наносятся грузо вые марки одного из трех видов:
-международная - на судах неограниченного района плавания;
-грузовая марка для судов внутренного плавания;
-грузовая марка для буксиров и барж.
Всоответствии с "Правилами о грузовой марке" она нано сится на борта судна белой краской на темном или черной на светлом фоне. Основными составными частями грузовой марки являются палубная линия, круг Плимсоля, отметки (гребенка) уг лублений и буквы сезонов и районов плавания. Наносится грузо вая марка следующим образом.
Посередине корпуса судна с наружной его стороны на уровне
перенесения |
продолжения |
верхней |
кромки настила |
верхней палубы |
|
с наружной |
поверхностью |
бортовой |
обшивки (рис. |
7) наносится |
|
п а л у б н а я |
л и н и я - |
горизонтальная |
черта длиной |
3Ü0 мы и шириной 25 мм.
Вниз от палубной линии отмеряется минимально допустимый расчетный надводный борт, гарантирующий установленную для судна величину запаса плавучести. Воличину надводного борта определяет техническое управление флота совместно с управле нием вспомогательных судов. На отмеренном уровне как из центра чертится круг е наружным диаметром 3Ü0 мы и толщиной линии 25 м :. Круг пересекается горизонтальной линией длиной 450 мм