Файл: Кабаков, М. Г. Технология производства гидроприводов учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 123
Скачиваний: 1
1)черновая токарная обработка с оставлением припуска 0,4— 0,6 мм для чистовой обработки;
2)термообработка;
3)шлифование торца на круглошлифовальном станке;
4)зачистка фаски на токарном станке;
5)чистовое шлифование по наружному диаметру на бесцен трово-шлифовальном станке;
6)шлифование сферической поверхности и конуса;
7)доводка;
8)промывка и пассивирование;
9)контроль.
Чистовое шлифование производится на бесцентрово-шлифо вальном станке. Шлифование сферы осуществляется на сферо шлифовальном или токарном станках в специальном поворотном приспособлении с установленной шлифовальной головкой, имеющей автономный привод.
Смещение сферы относительно оси плунжера проверяют ин дикаторным приспособлением (рис. 54). При повороте плунжера индикатор 4 фиксирует смещение сферической поверхности.
§ 23. ТОРЦОВЫЕ РАСПРЕДЕЛИТЕЛИ
Торцовые распределители устанавливают в основном на ак сиально-поршневых гидромашинах, однако разновидности их при меняют также в радиально-поршневых и пластинчатых насосах и гидромоторах. По конфигурации распределители разделяют на плоские и сферические (рис. 55, 57), по используемым материалам— на бронзовые (из Бр.ОСН 10-2-3) и стальные (из сталей Х12Ф1, 12ХНЗА, 38ХМЮА).
Обработка бронзового плоского распределителя. Центральное отверстие (рис. 55) обрабатывают по 2-му классу точности до шеро
ховатости |
поверхности |
V7, радиусные пазы — по 5-му, осталь |
||||
ные — по |
7-му классу |
точности. Вогнутость рабочего |
торца — |
|||
|
|
не более 0,005 мм, |
выпуклость не допу |
|||
|
|
скается, |
кромки пазов острые |
(на нера |
||
|
|
бочем торце притупленные). Шерохова |
||||
|
|
тость рабочих поверхностей |
V8. |
|
||
|
|
Заготовка представляет собой брон |
||||
|
|
зовую отливку, длина которой обеспе |
||||
|
|
чивает |
получение |
5—10 деталей |
из |
|
|
|
одного слитка. ^ Отрезанный |
от слитка |
|||
|
|
диск торцуют на токарном станке до ше |
||||
|
|
роховатости поверхности V 7(рис. 56,//). |
||||
|
|
Затем растачивают предварительно про |
||||
|
|
сверленное центральное отверстие, |
под |
|||
|
|
резают второй торец, обтачивают |
на |
|||
|
|
ружный диаметр, |
растачивают выточки |
128
Рис. 56. Последовательность обработки плоского распределителя
на торцах и клеймят рабочий торец (рис. 56, III). На протяжном станке протягивают два прямоугольных паза на периферии диска
и на вертикально-сверлильном |
станке сверлят |
отверстия |
(рис. 56, IV). На вертикально-фрезерном станке фрезеруют четыре |
||
паза на рабочем торце и два паза |
на обратном (рис. |
56, V, VI). |
Затем производят предварительное и окончательное фрезерования пазов на торцах, слесарную обработку (сохраняя острые кромки на рабочем торце) и контроль геометрии.
После этого осуществляют старение в масляной ванне при 280° С в течение 2 ч. Затем детали промывают, проверяют резцом шероховатость поверхности V7 и непараллельность (0,05 мм) тор цов и производят шабрение с обеспечением 20 точек контакта на площади 25 мм2 по контрольной плите 1-го класса (ОСТ 20149—30). При этом достигается шероховатость поверхности V8, непарал лельность торцов 0,02 мм и вогнутость до 0,005 мм.
Готовый распределитель промывают, покрывают консервирую щей смазкой и упаковывают.
Обработка стального сферического распределителя (рис. 57). Биение поверхности сферы рабочего торца относительного базо вого центрального отверстия — не более 0,02 мм, биение наружной поверхности — не более 0,04 мм и плоского торца, прилегающего к крышке,—не более 0,02 мм. Неплоскостпость (вогнутость) этого торца не более 0,005 мм.
9 М. Г. Кабакоп |
129 |
Заготовка — круглый прокат из стали 38ХМЮА. Перед меха нической обработкой ее подвергают улучшению до HRC 20—27. Ыа токарном станке сверлят центральное отверстие, подрезают торец, предварительно обтачивают наружный диаметр, снимают фаски. Обработанный торец клеймят как нерабочий. Деталь пере ворачивают и производят токарную обработку противоположной стороны с образованием конических поверхностей. Затем растачи вают центральное отверстие. Далее на сферотокарном станке МК2А65 в специальном приспособлении (рис. 58) обтачивают сферу. Принимая за базу центральное отверстие, на круглошлифовальном станке ЗБ151П шлифуют наружный диаметр до окончательного размера. На настольно-сверлильном станке 2Н106 сверлят отвер стие под штифты и снимают фаски. На универсально-фрезерном станке фрезеруют -канавочные пазы на наружной поверхности. Затем приступают к обработке пазов на рабочем торце распредели теля. Для этого на плоском торце сверлят два отверстия 0 18 мм на глубину 4,8 мм, а на сферическом по горизонтальной оси де тали — два отверстия 0 9 мм напроход; эти отверстия расфрезеровывают по заданному контуру на универсально-фрезерном станке с использованием поворотного стола. Эскиз обработки показан на рис. 59.
Затем на плоскошлифовальном станке ЗБ71 шлифуют плоско сти до шероховатости поверхности V 7. Деталь устанавливают на магнитной плите в приспособлении. На сферошлифовальном станке «Алмаз-250» шлифуют сферу пред варительно до шероховатости поверхно-
130
Рис. 58. Приспособление для обточки сферы на сферотокарном станке
фовании сферы должен быть не более 0,05 мм во избежание снятия азотированного слоя. После окончательного шлифования' производят контроль биения плоского и сферического торцов относительно центрального отверстия, которое не должно превы шать 0,02 мм. Измерительное приспособление показано на рис. 60.
Окончательная обработка плоского и сферического торцов заключается в доводке на доводочном приспособлении (плите) для плоскости и на сферодоводочном станке 6ШП-200М для сферы. Плоскость доводят 14- и 7-микронной пастой до шероховатости поверхности V10, обеспечивая неплоскостность 0,005 мм. Сферу
Ч77Л
131
доводят совместно с блоком цилиндров до шероховатости поверх ности V12. После доводки спаренные детали клеймят одним поряд ковым номером.
Завершающими операциями являются тщательная промывка до полного удаления доводочной пасты, сушка горячим воздухом до полного удаления влаги, консервация и упаковка.
§ 24. ПОРШНИ И ШАТУНЫ АКСИАЛЬНО-ПОРШНЕВЫХ ГИДРОМАШИН
Узел поршень—шатун в аксиально-поршневых гидромашинах представляет собой неразъемное соединение. Наиболее распростра ненными в настоящее время являются конструкции, показанные на рис. 61; а, б.
Существенное значение для обеспечения надежной работы соединения имеет способ и качество заделки шатуна в поршне. Рассмотрим последовательно оба варианта. Поршень и вкладыш (рис. 61, б) изготовляют из бронзы Бр. АЖ 9-4, шатун — из стали 12ХН2А с последующей цементацией и закалкой до HRC 56—62. Наружный диаметр поршня и вкладыша обрабатывают предвари тельно с припуском для дальнейшей обработки после завальцовки, равным 1 мм на диаметр. Вальцуемая поверхность имеет припуск 1 мм на сторону и для уменьшения разброса в показателях каче ства завальцовки обрабатывается по 2-му классу точности. Обра ботка шатуна производится окончательно до завальцовки. Завальцовку осуществляют на пневматическом прессе методом протяги-
Рис. 61. Варианты конструктивного оформления соеди нения поршень—шатун для гидромашины:
а — бескарданного типа: б — с двойным песмловым карданом; / — поршень; 2 — шатун
132
вания деталей через комплект матриц (фильер). Матрица представ ляет собой оправку с набором из восьми калиброванных колец, установленных в определенной последовательности. Диаметр ко лец уменьшается по мере продвижения детали в фильере. Разница в диаметрах между предыдущим и последующим кольцами после довательно составляет 0,2; 0,15; 0,1 и далее до 0,05 мм.
Комплект состоит из трех матриц, подбираемых в зависимости от предельных размеров вальцуемых деталей. Так, при завальцовке вкладыша диаметр вальцуемой поверхности 18С, диаметр после завальцовки 17 мм, и комплект матриц имеет диаметры вход ных (первых) колец 17,75; 17,80; 17,90 мм. Рекомендуется пройти последовательно не менее двух матриц. Натяг при первом вальце вании не должен быть больше 0,1 мм. Матрицу и наборные кольца изготовляют из стали У8 с термообработкой до твердости HRC
62—64.
Чтобы устранить возможность появле ния задиров на вальцуемых поверхностях, калибрующие кромки колец закругляют (R 1,2 мм). Высота каждого кольца 6 мм, длина калибрующей части 4 мм. На рис. 62 показано приспособление, не допускающее перекоса деталей при завальцовывании.
Вначале на шатун завальцовывают пор шень. Для этого шатун вставляют в сфери ческую часть поршня, свободный конец ша туна поджимают направляющей оправкой и под давлением, с одновременной подачей смазки, протягивают поршень через фильер. После завальцовывания поршня меняют на правляющую оправку и матрицу, устана вливают на шатун вкладыш и производят его завальцовывание.
Качество завальцовывания должно отве чать следующим требованиям:
1) после вальцевания шатун должен по ворачиваться в поршне или во вкладыше под действием собственного веса или мо мента не превышающего 15-102 Н-м;
2)угол поворота шатуна в любом напра влении должен составлять не менее 35° во вкладыше и не менее 5° в поршне;
3)в каждом сочленении под . нагрузкой
100 И осевой зазор шатуна |
должен быть не |
Рис. |
62. |
Приспособле- |
|||
более 0,07 мм. Проверка производится в спе |
ние для |
завальцовыва |
|||||
циальном |
индикаторном |
приспособлении. |
|
|
ния: |
||
В процессе |
завальцовывания следует обра |
1 — основание; 2 — кор |
|||||
пус; |
3 — фнльеродержа- |
||||||
щать внимание на |
тщательность |
очистки и |
тель; |
4 — фильер; 5 — |
|||
промывки канала, |
проходящего |
через тело |
деталь поршень— шатун; |
||||
|
6 — боек |
133
Рис. 63. Профилирующий ролик
шатуна. Иначе при эксплуатации, частицы абразива, оставшиеся от обработки головок шатуна, попадая с рабочей жидкостью через канал на сочлененные сферические поверхности, вызовут их аварийный износ.
По второму варианту поршень (см. рис. 61, б) изготовляется из стали 38ХМЮА, а шатун—из стали ЗОХЗМФА. После завальцовывания производится совместное азотирование на глубину 0,25— 0,32 мм. Система отверстий в поршне и шатуне, обеспечивающая смазку сферических поверхностей при эксплуатации, в процессе азотирования создает тягу, засасывая аммиак на поверхность сферы шатун—поршень и гарантируя тем самым необходимые условия для диссоциации в целях получения требуемой глубины азотированного слоя.
Перед завальцовыванием наружный профиль шатуна и вну тренняя поверхность поршня полностью обрабатываются. Шатун устанавливают в поршень до упора во внутреннюю сферу юбки и в таком положении зажимают в приспособлении резьбонакатного станка. На станке вместо резьбонакатных головок устанавливают специальные закаточные профилирующие ролики (рис. 63), произ водящие закатку юбки поршня по малой сфере шатуна. Для каж дого типоразмера поршня при первоначальной наладке требуются тщательная отработка размеров закаточного ролика и усилия за катки во избежание защемления шатуна относительно гнезда в поршне или появления недопустимого зазора. Максимальный осевой зазор в соединении 0,05 мм. Для гидромоторов допускается увеличение первоначального зазора до 0,1 мм. Угол поворота ша туна в любом направлении должен составлять 1° 31' для поршня
0 16 мм.
После закатки поршни по первому варианту протачивают в цен трах, а по второму шлифуют на бесцентрово-шлифовальном станке до получения окончательных чертежных размеров. Затем производится контроль биения большой сферы шатуна относитель но наружного диаметра поршня (не более 0,1).
134
Механическая обработка поршней осуществляется по плану, аналогичному изложенному в § 22. Внутренние сферические по верхности обрабатывают специальными профильными резцами. Окончательную обработку производят притирами из текстолита ПТК (ГОСТ 5—52), укрепленными на стальной державке.
Сферические поверхности контролируют рычажной скобой (пассаметром), точность которой достигает 0,002 мм. Контроль чистоты производят визуально путем сравнения с эталоном. Сферы шатунов изготовляют по 2-му классу точности с шероховатостью поверхности V10. Биение сферических головок 0,02—0,04 мм. Погрешность формы в пределах 0,002 мм. Заготовка шатуна полу чается методом штамповки на эксцентриковых прессах. Перед штамповкой концы заготовки нагревают на электроконтактной установке, проверив предварительно материал на отсутствие тре щин с помощью стиллоскопа. Далее обработку ведут в такой после довательности, как изображено для варианта конструкции, пока занной на рис. 61, б.
Технологический процесс изготовления шатуна
Операция |
Оборудование |
Центровка заготовки с двух сторон Обточка сфер с выдержкой межцентровых расстоя
ний Проточка стержня шатуна Контроль
Цементация глубиной 0,6— 1,0 мм Сверление центрального отверстия
Закалка до HRC 58—62
Обработка холодом
Промывка Шлифование сфер V7
Оксидирование Доводка сфер v>0
Промывка и сушка
Завальцовывание на поршень
Токарный станок 1Е61 То же
»
Предельные калибрь. Печь для цементации Станок для глубокого
сверления Электропечь, масляная
ванна
Холодильная машина ХКМ
Промывочная ванна Сферошлифовальный ста нок или круглошлифо вальный Гальваническая ванна Токарный станок, дово
дочная бабка Промывочная ванна, су
шильный шкаф Комплект матриц
§ 25. РАБОЧИЕ КОЛЕСА ШЕСТЕРЕННЫХ НАСОСОВ
Рабочие колеса (шестерни) для шестеренных насосов изготов ляют из стали 20Х с цементацией и закалкой, а из стали 45 или 40Х — с объемной закалкой.
К шестерням предъявляют следующие техничёские требова ния:
135