Файл: Кабаков, М. Г. Технология производства гидроприводов учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 112
Скачиваний: 1
Заготовками для деталей арматуры служат детали, получен ные литьем по выплавляемым моделям или штамповкой. Наруж ные поверхности, кроме посадочных мест или присоединительных резьб, как правило, не обрабатывают.
Механическая обработка заключается в сверлении, зенкеровании и развертывании маслопроводящих каналов, а также в об точке, нарезании резьбы и обработке привалочных плоскостей с одной установки детали, что обеспечивает требуемую перпен дикулярность торцов к оси резьбы. Все детали арматуры подвер гают гальваническим покрытиям.
Глава IV
СБОРКА И ИСПЫТАНИЕ ГИДРОПРИВОДОВ
|
§ 30. |
СБОРКА ГИДРОПРИВОДОВ |
|
При |
производстве |
гидроприводов применяют чаще |
всего |
две формы сборки: стационарную и подвижную. |
|
||
Стационарная сборка выполняется на постоянном рабочем |
|||
месте, к |
которому подают все составные части изделия. |
Этот |
вид сборки характерен для индивидуального и мелкосерийного производства. Он может осуществляться по принципу концентра ции и по принципу расчленения сборочных операций. В первом случае в сборке участвует один человек или бригада сборщиков, ведущих не только сборку, но и регулирвку. При такой органи зации сборки из-за отсутствия специализации необходимы сле сари-сборщики высокой квалификации, большие вспомогатель ные площади, дублирование рабочих мест с полной слесарно-сбо
рочной оснасткой и т. д. Длительность цикла |
при такой сборке |
||
одной серии в |
ч |
|
|
|
т |
__ Г б ^ с |
|
|
|
еб— Е 1 |
|
где tcо — трудоемкость сборки одного изделия |
в человеко-часах; |
||
Nc — число изделий в серии; |
|
||
Е — число |
рабочих в |
бригаде. |
|
Сборка по принципу расчленения операций ведется парал лельно на нескольких рабочих местах. Этот тип сборки более совершенен, чем первый. В нем имеются элементы поточной сборки, появляется специализация, уменьшаются потери времени, сокра щается трудоемкость. По данным Д. Г. Белецкого, трудоемкость расчлененной сборки на 30—40% ниже трудоемкости сборки по методу концентрации операций. Подвижная сборка организовы вается так, что на каждом рабочем месте выполняется одна опре деленная операция, а изделия перемещаются относительно рабо чих мест. Перемещение изделия может быть свободным (по вер стаку, рольгангу, на тележке) или принудительным (на конвей ере или замкнутой цепи тележки). Различают непрерывное и пе риодическое принудительные движения. В этом случае конвейер через равные промежутки времени перемещает изделие относи тельно рабочих мест, расположенных один от другого на равном расстоянии. Подвижная сборка с принудительным периодическим
158
движением характерна для гидропривода, где ввиду обеспечения точности сборку необходимо осуществлять при неподвижном из делии. Рассматриваемый тип сборки наиболее приемлем для круп носерийного производства большинства видов изделий гидропри вода и гидропередач. Преимущества такого вида сборки заклю чаются в сокращении длительности цикла и потребных вспомога тельных площадей, в специализации персонала, обеспечивающей повышение производительности и качества сборочных работ. Ин тервал времени между выходом со сборки двух смежных изделий называется темпом сборки. Расчетный темп сборки в мин
'г __ 007мс
вп ~ NM ’
где Тж — месячный фонд рабочего времени сборочной линии в ч; NM— месячная программа в шт.
Общая длительность процесса поточной сборки определяется из условия, что каждая операция должна быть равна темпу сборки или кратна ему:
где /г,, — число рабочих мест (постов) на сборочной линии. При проектировании процесса сборки необходимо определить
число одновременно собираемых однотипных изделий — так назы ваемый фронт работ в шт.;
|
|
|
с |
Гд. сб^м |
|
|
|
|
|
1Р — ■ |
т1 м |
> |
|
где |
Тм — месячный фонд рабочего времени сборочного участка в ч. |
|||||
|
Коэффициент трудоемкости |
процесса сборки |
||||
|
|
|
/< тр = |
^ сб/^ИЗГ> |
|
|
где |
Гнзг — суммарная |
трудоемкость |
изготовления комплекта |
|||
деталей на изделие. |
|
Большие |
значения соответствуют |
|||
|
Величина КтР = 0,3-ь0,6. |
|||||
меньшему количеству изделий в серии. |
||||||
|
При поточной сборке длина рабочей части конвейера сбороч |
|||||
ной линии в м |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
L — /п (/ + |
а), |
|
|
где пг — число |
постов |
на линии; |
|
|
||
|
I — длина |
изделия; |
|
|
|
|
|
а — расстояние между собираемыми изделиями. |
|||||
|
Скорость движения конвейера в м/мин |
|||||
обычно v = 0,25н-3,5 |
м/мин. |
|
|
|
158
Грузопоток деталей со склада
Рис. 74. Схема поточной сборки
Схема поточной сборки показана на рис. 74. Поточный метод сборки характеризуется строгим расчленением рабочих операций по постам сборки, выдерживанием темпа сборки, синхронизацией движения деталей, комплектующих изделия.
При разработке технологических процессов сборки исходными данными являются;
1) рабочие чертежи изделия; 2) технические условия (ТУ) на изготовление, в том числе
ТУ на сборку, и методы испытания; 3) размер годового выпуска.
После изучения указанных материалов технолог выбирает организационную форму сборки, проектирует и рассчитывает основные параметры схемы сборки, планирует рабочие места и оборудование, выдает технические задания на проектирование средств механизации, специального оборудования и оснастки, производит нормирование и технико-экономический анализ.
Гидропривод и гидросистемы должны собираться в чистых изолированных помещениях. Перед входом в помещения устанав ливают тамбуры с металлическими решетками и щетки для очистки обуви от грязи и пыли. Полы рекомендуется выкладывать метлах ской плиткой, стены — кафелем, потолок должен быть выкрашен масляной краской. Целесообразно применять установки для кон диционирования воздуха. Покрытия верстаков на сборочных по стах должны быть маслостойкими и допускать легкое удаление пыли, грязи, масла и т. д. В сборочном помещении не разрешается хранить верхнюю одежду, курить, принимать пищу. Работа стружкообразующими инструментами (сверлами, напильниками, надфилями) запрещается. Все припиловочные и подгоночные работы выполняют в помещении, изолированном от сборочного. Запрещается использовать нитяные концы. Обтирочным материа лом может служить только ткань.
Общие требования к сборке. Комплектующие узлы и детали, поступающие со стороны, должны соответствовать предъявляе мым требованиям сопроводительной технической документации завода-изготовителя данного узла или детали (паспорту, серти-
160
фикату о качестве, чертежам и т. д.). Принятые отделом техни ческого контроля (ОТК) узлы и детали, предназначенные для сборки, до установки хранятся в условиях, предохраняющих их от механических повреждений, коррозии и загрязнения. Детали, поступающие на сборку, должны быть расконсервированы, про мыты и смазанц рабочей жидкостью. Доработка деталей по месту, кроме случаев, оговоренных в чертежах, не допускается. Под гонка по месту и изгиб труб, соединенных с гидроагрегатами, за прещаются. Допускается подгонка снятого с машины трубопро вода методом холодной гибки без нарушения профиля попереч ного сечения за пределом допустимого.
При установке манжетных уплотнений трущиеся части ман жеты и втулки покрывают тонким слоем консистентной смазки (например, ЦИАТИМ-201, ГОСТ 6267—59). Детали, работающие как золотниковые пары, смазанные рабочей жидкостью, должны перемещаться плавно, без заеданий.
При сборке гидроприводов применяют следующие методы.
1.Метод полной взаимозаменяемости. Он используется для подавляющего числа деталей поршневой группы гидромашин, систем вал—ротор пластинчатых насосов, а также для фильтров, арматуры, баков, корпусов.
2.Метод селективной сборки — сортировки деталей на группы.
Он предназначен для систем блок-цилиндр — распределитель аксиально-поршневых гидромашин, золотник—корпус, фланец— статор—пластина—ротор пластинчатых гидромашин, роторы с рабочими колесами гидродинамических передач и т. д. При этом детали поступают на сборку предварительно отсортированными и с клеймом, поставленным в соответствии с номером группы, предусмотренной технической документацией.
3.Метод компенсатора. Производится за счет изменения раз мера детали, в результате чего обеспечивается необходимая точ ность размерной цепи, главным образом установка подшипниковых узлов, выдерживание осевых размеров при сборке лопастных си стем гидротрансформаторов и т. д.
4.Метод подвижного компенсатора. Он применяется при сборке механизма регулировки подшипников, пружинных механизмов предохранительных клапанов, автоматов мощности и т. д.
Рассмотрим особенности технологии сборки аксиально-порш
невого гидромотора (рис. 75).
Кроме технических требований, указанных на чертеже, при сборке должны быть обеспечены: поворот шатуна в поршне в со бранном узле под действием собственного веса (при этом допус кается предварительная приработка деталей без применения абра зива с последующей промывкой каналов); поворот узла поршня
с шатуном и центрального шипа |
в валу под действием собствен |
||
ного веса. |
сборки |
включает |
следующие операции: |
Маршрут |
|||
1) сборку |
вала с |
подшипниками; |
11 М. Г. Кабаков |
161 |
Рис. 75. Аксиально-поршневой гидромотор (качающий узел):
1 — вал; 2 — радиальный подшипник; |
3 — блок радиально-упорных подшипников; |
|
4 — центральный шип; 5 — блок цилиндров; 6 — распределитель; 7 |
— поршень с шату |
|
ном; 8 — прижимная пластина; |
9 — крышка с манжетным |
уплотнением |
2) сборку блока цилиндров распределителя с центральным шипом;
3) сборку вала с шатунами и центральным шипом;
4) подборку пакета тарельчатых пружин;
5)сборку передней крышки с уплотнением;
6)сборку качающего узла с корпусом.
На рис. 76 показана схема контроля блока подшипников. Сборка вала с подшипниками производится в такой последователь-
X |
ности: |
|
|
1) устанавливают индикатор |
|||
|
на нулевое |
положение по уста |
|
Установочный |
новочному калибру, опреде |
||
калибр |
ляющему |
контрольный размер; |
|
|
2) замеряют с помощью на |
||
|
строенного |
индикатора блок |
|
|
подшипников по размеру х. |
||
|
Разность |
размеров записывают |
|
|
в контрольную карту; |
3) шлифуют втулку по раз меру контрольной карты;
4) на ведущий вал вручную монтируют два радиально-упор-
Рис. 76. Схема контроля блока под шипников:
х, у — контролируемые размеры; Л—дей ствительный размер компенсирующей втулки
162