ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 80
Скачиваний: 1
ют правопритязание одновременно, и на односторонние, где
один из них не предъявляет самостоятельных требований. В
связи с тем, возражает или не возражает сторона против
предъявляемых к ней притязаний, хозяйственные споры мож
но делить на активные и пассивные. Последние имеют место
тогда, когда организация, соглашаясь, все-таки не удовлетво ряет требований контрагента.
Сторонами хозяйственного спора являются, как известно,
любые государственные, кооперативные и иные общественные
организации, независимо от их природы и вида деятельности.
Ими могут быть заводы, фабрики, совхозы, научно-исследо
вательские и проектно-конструкторские институты, транспорт
ные и торговые организации, а также все иные производствен
ные единицы. В хозяйственных спорах вправе участвовать
бюджетные организации, органы хозяйственного руководства и государственного управления. Но при этом они должны
•обладать определенными признаками. Прежде всего, в спорах могут участвовать организации — юридические лица, по скольку они имеют обособленное имущество, от своего имени
приобретают права и несут обязанности. Благодаря этому
организации от своего имени активно участвуют в товарном обороте, а при возникновении хозяйственных споров стано
вятся равноправными субъектами.
Категория юридической личности выполняет здесь двой
ную функцию. Во-первых, она выражает материальную пра
восубъектность организаций, их потенциальную возможность
участвовать в спорах и отстаивать собственные интересы. Во-
вторых, она определяет их равенство в правовых конфлик
тах. Независимо от своей компетенции все организации, коль
скоро они являются юридическими лицами, обладают равной
правосубъектностью и в спорах выступают как равные парт неры. Сказанное целиком относится к различным звеньям
управления промышленности. В спорах могут участвовать
предприятия, производственные объединения (комбинаты),
всесоюзные и ^республиканские промышленные объединения, министерства и ведомства.
Конечно, конфликты могут возникать у организаций, не обладающих качеством юридического лица. Как свидетель
ствует арбитражная практика, чаще всего подобная ситуа
ция имеет место при урегулировании В' ходе заключения хо
зяйственных договоров разногласий по структуре договор
ных связей по поставке продукции и товаров, а также по
перевозкам, где нередко грузополучателем является органи
45
зация — не юридическое лицо. Ввиду того, |
что хозяйствен |
|
ный спор — это правовое явление, |
его субъектами могут |
|
быть организации, обладающие качеством |
юридического |
|
лица — в противном случае не будет |
спора. |
Если же такие |
конфликты передаются на разрешение арбитража, производ
ство по ним подлежит прекращению (пп. 18, 57, 82 Правил).
Данное положёние действует и в преддоговорном арбитраже,
хотя согласно ст. 31 ГК РСФСР филиалы и представительст ва вправе заключать договоры на основании доверенности,
полученной от соответствующих юридических лиц. Однако
при возникновении спора в нем участвует организация, вы
давшая доверенность.
Исключение составляют только те имущественные споры,
которые возникают при осуществлении управленческих функ
ций. Так, в спорах о возмещении вреда, причиненного рыбному хозяйству, участвуют органы рыбоохраны76, а в спорах, воз никших в связи с несвоевременным распределением выделен
ных фондов по потребителям, — органы хозяйственного ру
ководства. Ясно, что в правовой характеристике управленче
ских органов главное — не |
юридическая личность, а |
их ком |
|
петенция 77. |
мероприятий |
по дальнейшему со |
|
В связи с разработкой |
|||
вершенствованию управления промышленностью78, |
данное |
||
исключение, казалось бы, |
могло стать |
чуть ли не |
общим |
правилом. В самом деле, |
создаваемые |
производственные и |
промышленные объединения могут активно защищать права
входящих в них производственных единиц, |
а последние — |
совершать ряд юридически значимых актов, |
результаты ко |
торых распространяются на все объединения. Думается, что
постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 2
марта 1973 г. не меняет общих правил участия организаций
в хозяйственных спорах. Объединения имеют статус юриди
ческого лица, и именно они должны быть признаны участни
ками конфликтов, возникающих во взаимоотношениях с кон
7β См.: Абова Т. E., Тадевосян В. С. Указ, работа, с. 46—47.
77 Болгарский ученый Ж. Сталев отмечает, что организации выступают в хозяйственных спорах в двух качествах: они защищают либо общегосу дарственные интересы, либо вверенное им государственное или обществен ное имущество. Их юридическая личность имеет значение лишь в послед нем случае (см. е г о: Гражданският процес и социалистическите органи зации, с. 128—129). В советской юридической литературе эту мысль выска зывали В. Н. Гапеев (см. его указ, работу, с. 10—12); Каллистратова Р. Ф. (см. ее: Государственный арбитраж. Автореф. докт. дисс. Μ., 1972, с. 11).
78 СП СССР, 1973, № 7, ст. ст. 31, 32.
46
трагентами. Если входящие в них производственные единицы
сохранили качество юридической личности, участие объеди нения в споре сходно с уставным представительством, хоро шо известным в гражданском процессуальном праве. Произ
водственные единицы-не юридические лица могут участво вать в спорах как представители. Таким образом, субъектом
хозяйственного спора следует признавать только те органи
зации, чьи права и обязанности затрагиваются возникшим конфликтом, на чьем правовом положении может отразиться
то или иное его разрешение. Поэтому участниками хозяйст
венных споров являются юридические лица.
Данное положение дает возможность считать, что понятие
«субъект хозяйственного спора» неприменимо к характери стике участников хозяйственного права. В спорах принимают
участие в ряде случаев и нехозяйственные организации; от
дельные субъекты хозяйственного права не являются юридичёскими лицами и поэтому не могут выступать в спорах. Сле
дует учитывать и степень имущественной обособленности*
одинаковой у всех юридических лиц и весьма различной у
субъектов хозяйственного права, а также объем прав и обя
занностей7879 и др. Это свидетельствует о том, что категория хозяйственного спора не может быть включена в состав хо
зяйственного права.
Однако юридическая личность — не единственный признак
субъекта хозяйственного спора. Это универсальная правовая
категория, которая не дает ответа на практически важный во
прос о правомерности участия организаций в определенных
спорах. Поэтому с чисто практических соображений право
субъектность должна быть конкретизирована, что достигает
ся с помощью легитимации.
Легитимация есть юридический инструмент персонифика ции организаций в субъектов хозяйственных споров, посколь
ку, в гипотезах соответствующих норм указаны состав фактов
и определенные субъекты права. Она позволяет устанавливать
субъектов споров благодаря правовой предопределенности их
поведения. Естественно, что последняя различается в зависи
мости от содержания нормы и вида спора. Но во всех случаях легитимация отражает связь нормы права с конкретными ор
ганизациями. Так, в спорах, вытекающих из перевозок, леги
78 Вопрос о соотношении |
понятий субъекта |
хозяйственного |
права и |
юридического лица раскрыт Н. |
Μ. Коняевым |
(см. его указ, |
работу,, |
с. 251—859). |
|
|
|
47
тимированными организациями будут перевозчик, грузоотпра
витель и грузополучатель, в спорах по поставкам — постав
щик, покупатель и т. п. Легитимированная организация — это надлежащий субъект определенного спора, правомерно участ
вующий в правовом конфликте. Однако было бы не совсем
правильно отождествлять легитимацию с виной. Первая ха рактеризует лишь участие организаций в конкретном споре, но не определяет их вины: спор может быть необоснованным, от
ветственность возможна и без вины, за чужую вину. Кроме того, виновной может быть только одна сторона, в то время
кай легитимированы должны быть все участники хозяйствен
ного спора. В противном случае они не могут быть субъекта
ми в конкретных спорах и поэтому их правопритязания будут
незаконными. Безразлично, какой из участников не легитими рован— во всех случаях следует отказывать в удовлетворе
нии требований.
Проблема легитимации применительно к хозяйственным
спорам актуальна, что обусловлено спецификой правоотно шений в хозяйственном строительстве. С. А. Голунский ука
зывает такие особенности хозяйственных правовых |
связей: |
а) они являются, как правило, не двухсторонними, а |
много |
сторонними; б) почти ни одну из них нельзя рассматривать
изолированно, они сплетены между собой в сложную систему;
в) обязанности в такого рода связях обычно не исчерпываются
каким-либо единым актом (вроде уплаты долга), а проявля
ются в длительной, иногда очень сложной деятельности сторон и должны поэтому рассматриваться в динамике8*. Поэтому в хозяйственных спорах в большинстве случаев одновременно
участвуют не две, а больше организаций. Их состав в ряде случаев зависит от состава спорных правоотношений. Так,
участники преддоговорных конфликтов предопределены актом, на основании которого заключается договор. Требования* о
возврате неосновательно приобретенного или сбереженного предъявляются к организации, приобретшей или сберегшей
какое-либо имущество.
Однако определить участников хозяйственного спора не
всегда просто. Так, организация, получившая недоброкачест-*
80 См.: Голунский С. А. О творческой революционной роли социа листического'права в период развернутого строительства коммунизма.— «¡Советское государство и право», 1961, № 10, с. 51; Брагинский Μ., Еремеев Д. Арбитраж и предприятие. Минск, изд-во «Белорусь», 1969, с. 42; Л а п т е в В. В. Правовое положение государственных промышлен ных предприятий в СССР. Μ., «Юридическая литература», 1964, с. 199—201.
■48
венную продукцию и товары, может даже не знать изготови
теля, коль скоро она связана договором лишь с поставщиком.
Для многих хозяйственных споров типично отсутствие право
отношений у каждого субъекта со всеми его участниками. Та
кая конструкция имеет место в так называемом альтернатив
ном процессе81, когда требования заявляются одновременно нескольким организациям, вина каждой из которых исключа
ет вину других. Во многих хозяйственных спорах имеет место
система правовых связей, именуемая «цепочкой»82 (например, заказчик — генеральный подрядчик — субподрядчики и т. п.).
Таким образом, многосубъектность хозяйственных споров
предопределена следующим: а) структурой материальных хо
зяйственных правоотношений («цепочка» обязательств);
б) конструкцией гражданской вины (в тех случаях, когда от
ветственность несет не сам исполнитель, он должен также
участвовать в споре; в) тесной связью организаций с органами
хозяйственного руководства, вышестоящими органами, снаб женческо-сбытовыми организациями, которые также легитими руются как субъекты хозяйственных споров. Даже в случаях
ответственности вне зависимости от договорных отношений
(прямой ответственности) организация может не знать нару
шителя прав и тогда ее правопритязания адресуются сразу не скольким контрагентам. Поэтому Госарбитраж при Совете
Министров СССР' в своих инструктивных письмах неоднократ
но указывал, кто должен быть субъектом определенных спо ров. "К примеру, в спорах о возмещении расходов, связанных с термической обработкой мяса, если оно подлежит отгрузке
в охлажденном виде, обязательно участие соответствующего предприятия мясной промышленности83. В спорах совхозов и
81 См.: Воробьев Μ. К. Альтернативный процесс по ’спорам о ка честве продукции. Автореф. канд. дисс. Свердловск, 1964, с. 11—14.
82Cm.: Лаптев В. В. Предмет и система хозяйственного права, с. 108 и сл.; Райхер В. К. Правовые вопросы договорной дисциплины в
СССР. Изд-во ЛГУ, 1958, с. 199—215; Агарков Μ. Μ. К вопросу о до говорной ответственности. — В сб.: Вопросы советского гражданского пра ва. Μ., Юриздат, 1945, с. 129∙—131; Лунц Л. А. Общее учение об обяза тельстве. Μ., Госюриздат, 1950, с. 354—355; Матвеев Г. К. Вина в со ветском гражданском праве. Изд-во Киевск. ун-та, 1955, с. 219—222; Флей ці и ц Е. А. Общие вопросы обязательственного права в практике арбитра
жа. — В кн.: |
Научно-практический |
комментарий арбитражной |
практики, |
вып. I, с. 6; |
Py тм а н Л. Μ. Правовое регулирование кооперированных |
||
поставок. Μ., «Юридическая литература», 1971,- с. 134. |
при Со |
||
83 См.: Инструктивные указания |
Государственного арбитража |
вете Министров СССР (Систематизированный сборник). Μ., «Юридическая литература», 1964, с. 244—245. В дальнейшем он будет называться сокра щенно — Систематизированный сборник.
-4. Заказ 13Э0 |
49 |