ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 85
Скачиваний: 1
⅞ 1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ХОЗЯЙСТВЕННОГО СПОРА
Возникновение — первая стадия существования хозяйст
венного спора. Более того, она имеет конститутивное значение
не только потому, что не возникнув, спор не может существо вать, нр и потому, что именно в ней формируется его содержа ние. Суть ее состоит в том, что организация узнает о таких действительных или "Мнимых действиях (или бездействии)
другой организации, которые ущемляют ее права либо вносят
неопределенность в ее правовое положение. Естественно, что
у нее возникает желание защищать свои права.
Таким образом, содержание первой Стадии динамики хо зяйственного спора составляют мыслительные процессы полу
чения информации о поведении контрагента, ее правовая оцен
ка и зарождение желания защищать нарушенные или оспорен
ные права6. Если организация узнает о нарушении или оспа
ривании ее прав, она обязана возбуждать деятельность по их
защите. Знание с неизбежностью должно влечь действия по
устранению спора. C получением информации связаны опре
деленные правовые последствия и, в первую очередь, начало
течения сроков исковой давности.
Для возникновения хозяйственного спора, как и любого иного правового спора, заинтересованное лицо (организация)
должно располагать сведениями о самом нарушении или оспа ривании его прав и интересов и о том, какая организация со
вершила такие действия. Информация о нарушении, как пра
вило, содержит сведения о нарушителе. В силу этого спор мо
жет возникнуть только между конкретными субъектами. В
гражданском судопроизводстве немыслим разрыв между та кого рода сведениями, без их одновременного знания спор о праве не возникает. В принципе такое правило действует и в
арбитражном процессе. Но сложность и многосубъектность
хозяйственных правоотношений, значительный пространствен
ный отрыв контрагентов друг от друга могут осложнить по
лучение информации об участниках спора, в связи с чем воз
можны ошибки в легитимации сторон. В ряде случаев к уча
стию в споре (и к ответу) привлекаются ненадлежащие
•организации, в результате чего правопритязания не могут быть
6 Немецкий правовед Ф. Регельсбергер так описывал возникновение споров о праве: «Разлад между состоянием права в данное время и чув
ством правосудия, господствующим в данный |
момент, |
должен перейти |
|
прежде в сознание людей, чтобы |
потом уже |
побудить |
к деятельности |
власть...» (Регельсбергер Ф. |
Общее учение о праве. |
Μ., 1897, с. 14). |
55
удовлетворены либо арбитры на основании п. 22 Правил
должны произвести замену организаций, корректируя тем са мым состав субъектов хозяйственного спора.
Учитывая значительную сложность определения участни
ков спора, Госарбитраж при Совете Министров СССР предо
ставил возможность заинтересованной организации в спорах
о качестве и комплектности поставленной продукции не ука зывать всех контрагентов данного конфликта, если изготови тель или его местонахождение неизвестны' потребителю (п. 10 Инструкции Госарбитража при Совете Министров СССР от 24 ноября 1952 г. № 70 «О порядке рассмотрения государствен
ными арбитражами имущественных споров,'связанных с по
ставкой недоброкачественной и некомплектной продукции7).
Следовательно, для того, чтобы возник спор, достаточно получить соответствующую информацию только о деяниях, ущемляющих права организации. Иначе пришлось бы считать, что спора о праве нет, если допущена ошибка в определении
его участников или в момент возникновения спора заинтересо
ванной организации не известны все субъекты, нарушившие или оспаривающие ее права.
Казалось бы естественным связывать возникновение право
вого спора с моментом совершения определенного деяния. Но
об этом заинтересованное лицо может узнать не сразу же, а
значительно позднее. Такая ситуация особенно реальна в хо
зяйственных правоотношениях, где контрагенты зачастую на
ходятся очень далеко друг от друга. Как правильно указывает Μ. П. Ринг, «...в отношениях между социалистическими орга
низациями .кредитор, по общему правилу, не может немедлен но узнать о нарушении должником своей обязанности. Напри
мер, если стороны находятся в разных городах, то нарушение сроков поставки продукции, возврата тары, уплаты денег име
ет место раньше, чем кредитору становится известно о про срочке должника»8. Поэтому связывать возникновение хозяй
ственного спора с моментом совершения правонарушения бы
ло бы не только неправильно, но и несправедливо. Именно с
момента получения заинтересованными лицами информации
начинают течь сроки исковой давности и претензионные сроки (ч. 3, ст. 16 Основ гражданского законодательства Союза CCP
и союзных республик, ст. 83 ГК РСФСР).
7 См.: Систематизированный сборник, с. 122.
8 Научно-практический комментарий к ГК РСФСР. Μ., «Юридическая литература», 1966, с. 87.
56
Получение информации является психическим процессом,,
в силу чего оно имеет субъективный характер. Контролиро вать этот процесс, если он не завершается деятельностью, на-
/правленной на заявление, урегулирование ц разбирательство спора, практически невозможно. Заинтересованность законо
дателя в быстрейшей ликвидации споров о праве обусловила
включение объективных начал в этот сугубо субъективный
процесс.
В ст. ст. 51, 56, 83, 152, 155, 262 ГК РСФСР и п. 9 Положе
ния о порядке предъявления и рассмотрения претензий пред
приятиями, организациями и учреждениями и урегулирования
разногласий по хозяйственным договорам указано, что дав
ность начинает течь (а, значит, и возникают правопритязания)
с момента, когда заинтересованное лицо узнало (или должно
было узнать) о нарушении своего права. «Указание закона на то, что право на иск возникает со’дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права, придает это му моменту, а тем самым и началу течения срока исковой
давности вполне объективный характер»9. Данное правило носит общий характер в отношении хозяйственных споров об абсолютных правах организаций (авторских, изобретатель
ских и др.). Оно применимо и к спорам, возникающим из сроч
ных и бессрочных договоров и иных правоотношений10.
Таким образом, момент возникновения хозяйственных спо
ров всегда принципиально одинаков. Это получение сведений
о нарушении или оспаривании прав одного субъекта спора
или о создании помех в ик нормальном осуществлении дейст
виями другого (других) участника спора.
Стремление в максимальной мере объективизировать на
чало хозяйственного спора обусловило установление в законо дательстве конкретных сроков для отдельных категорий хо
зяйственных споров. Так, согласно ч. 5 ст. 47 Основ граждан
ского законодательства Союза CCP и союзных республик давностный срок по требованиям, связанным с поставкой про
дукции ненадлежащего качества, начинает течь со дня уста
новления покупателем в определенном порядке недостатков
поставленной ему продукции. Именно с этого момента органи зация, узнав о нарушении своих прав, может заявить хозяйст
венный спор. При поставке некомплектной продукции он воз
9Там ж е, с. 86.
10 См.: Иоффе О. C., Толстой Ю. К. Новый гражданский кодекс РСфСР. Изд-во ЛГУ, 1965, с. 86—87.
57
никает также со дня выявления покупателем в установленном
порядке дефектов. Положение о порядке предъявления и рас смотрения претензий четко определяет момент возникновения
хозяйственного спора как начало течения ,срока предъявления
претензии. Если предусмотрено составление акта о нарушении
задания или обязательства, то данный срок исчисляется со дня
составления акта, а если последний составлен 'несвоевременно,
то со дня, когда он должен был быть составлен. Споры о воз врате штрафов и иных денежных сумм возникают со дня полу
чения организацией соответствующего платежного документа или'извещения банка о таком взыскании11.
В правоотношениях, в которых срок исполнения исчисляет ся со дня предъявления требования кредитора, спор о праве возникает в момент истечения данного срока. В частности, так появляются споры при нарушении сроков поставки продукции
и товаров, выполнения услуг, а также при уклонении органи зации от заключения хозяйственных договоров, если она не
совершает действия, направленные на их заключение, и не от
вечает на требование контрагента. Спор в связи с неуплатой
штрафа за невыполнение плана перевозок возникает с момен
та окончания срока, установленного для его уплатьі (п. «е»
ст. 174 УЖД). В договорах с неопределенным сроком исполне
ния обязательств кредитор узнает о нарушении обязанной ор
ганизацией его прав в момент истечения 7-дневного льготного
срока после предъявления требования 12* .
Хозяйственный спор может возникнуть и иначе —при по
лучении извещения об отказе контрагента выполнить свои
обязанности или о его несогласии с предложением заинтере сованной организации. Так образуются споры по отдельным условиям заключаемого договора, а также в связи с отказом
•от его заключения.
Таким образом, спор возникает при следующих обстоятель
ствах: а) обнаружение в приобретаемой продукции дефектов, а также вреда, причиненного имуществу организации; б) ис течение определенных сроков выполнения обязательств; в) по лучение извещения о несогласии с требованиями истца.
То, что в ряде случаев возникновение хозяйственного спо
ра и начало течения давности, совпадают во времени, не озна
чает, что так бывает всегда. Так, согласно ч. 3 ст. 76 Основ
гражданского законодательства |
Союза CCP и союзных рес- |
ɪɪ СП СССР, 1973, Ne 23, ст. 128. |
Ю. К. Указ, работа, с. 86—87. |
12 См.: Иоффе О. C., Толстой |
58
гпублик, ст. ст. 240, 365 ГК РСФСР давность начинает течѵ по сле окончания срока получения ответа на претензию по пере
возкам, истечения претензионных сроков в спорах, возникших
в связи с недостатками проданных вещей, хотя спор в таких
случаях возникает раньше. Есть и иные исключения. Но всег да он возникает с момента, когда организация узйала или
должна была узнать о помехах в нормальном осуществлении
■своих праві:і.
Регулируя возникновение хозяйственного спора» законода
тельство указывает лишь типические ситуации в отношениях организаций, оно не может по самой своей сути содержать указание о моменте возникновения конкретных хозяйственных
■споров. |
у |
|
§ 2. ЗАЯВЛЕНИЕ ХОЗЯЙСТВЕННОГО СПОРА
Заявление хозяйственного спора состоит в выражении во ■вне воли и желания заинтересованной организации защищать
свои права и интересы. В этой стадии она объявляет, что ее
права или интересы нарушены либо оспорены и она намерена
;их защищать. Тем самым она заявляет о наличии хозяйствен
ного спора. С-мысл этой фазы развития спора заключается в
том, что возникший конфликт объективизируется, то есть ста
новится правовой реальностью. Организация утверждает в установленной форме, что ее права и интересы, нарушены или
»оспорены определенным лицом. Заявляя спор, она обращается
к контрагенту и тем самым привлекает к участию в нем дру гую организацию. Независимо от того, насколько правильно
привлекается к участию в споре вторая сторона, заявление
.•есть акт субъектного формирования спора. В данной стадии,
появляются его участники.
Обращение к другой стороне спора является обязательным
элементом характеристики данной стадии. Если же заинтере-
•сованная организация сообщает о нарушении ее прав и инте
ресов не участнику спора, а какому-либо иному органу (напри
мер, органу хозяйственного руководства, общественным орга
низациям, печати и т. п.), такое сообщений нельзя считать за явлением возникшего спора.*
13 Время с момента совершения правонарушения или оспаривания до »получения организацией сведений об этом можно называть спорным сосстоянием субъективного права. Данный период юридически иррелевантен, так как не имеет никакого правового значения.
59