Файл: Зайцев, И. М. Сущность хозяйственных споров.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 85

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

⅞ 1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ХОЗЯЙСТВЕННОГО СПОРА

Возникновение — первая стадия существования хозяйст­

венного спора. Более того, она имеет конститутивное значение

не только потому, что не возникнув, спор не может существо­ вать, нр и потому, что именно в ней формируется его содержа­ ние. Суть ее состоит в том, что организация узнает о таких действительных или "Мнимых действиях (или бездействии)

другой организации, которые ущемляют ее права либо вносят

неопределенность в ее правовое положение. Естественно, что

у нее возникает желание защищать свои права.

Таким образом, содержание первой Стадии динамики хо­ зяйственного спора составляют мыслительные процессы полу­

чения информации о поведении контрагента, ее правовая оцен­

ка и зарождение желания защищать нарушенные или оспорен­

ные права6. Если организация узнает о нарушении или оспа­

ривании ее прав, она обязана возбуждать деятельность по их

защите. Знание с неизбежностью должно влечь действия по

устранению спора. C получением информации связаны опре­

деленные правовые последствия и, в первую очередь, начало

течения сроков исковой давности.

Для возникновения хозяйственного спора, как и любого иного правового спора, заинтересованное лицо (организация)

должно располагать сведениями о самом нарушении или оспа­ ривании его прав и интересов и о том, какая организация со­

вершила такие действия. Информация о нарушении, как пра­

вило, содержит сведения о нарушителе. В силу этого спор мо­

жет возникнуть только между конкретными субъектами. В

гражданском судопроизводстве немыслим разрыв между та­ кого рода сведениями, без их одновременного знания спор о праве не возникает. В принципе такое правило действует и в

арбитражном процессе. Но сложность и многосубъектность

хозяйственных правоотношений, значительный пространствен­

ный отрыв контрагентов друг от друга могут осложнить по­

лучение информации об участниках спора, в связи с чем воз­

можны ошибки в легитимации сторон. В ряде случаев к уча­

стию в споре (и к ответу) привлекаются ненадлежащие

•организации, в результате чего правопритязания не могут быть

6 Немецкий правовед Ф. Регельсбергер так описывал возникновение споров о праве: «Разлад между состоянием права в данное время и чув­

ством правосудия, господствующим в данный

момент,

должен перейти

прежде в сознание людей, чтобы

потом уже

побудить

к деятельности

власть...» (Регельсбергер Ф.

Общее учение о праве.

Μ., 1897, с. 14).

55


удовлетворены либо арбитры на основании п. 22 Правил

должны произвести замену организаций, корректируя тем са­ мым состав субъектов хозяйственного спора.

Учитывая значительную сложность определения участни­

ков спора, Госарбитраж при Совете Министров СССР предо­

ставил возможность заинтересованной организации в спорах

о качестве и комплектности поставленной продукции не ука­ зывать всех контрагентов данного конфликта, если изготови­ тель или его местонахождение неизвестны' потребителю (п. 10 Инструкции Госарбитража при Совете Министров СССР от 24 ноября 1952 г. № 70 «О порядке рассмотрения государствен­

ными арбитражами имущественных споров,'связанных с по­

ставкой недоброкачественной и некомплектной продукции7).

Следовательно, для того, чтобы возник спор, достаточно получить соответствующую информацию только о деяниях, ущемляющих права организации. Иначе пришлось бы считать, что спора о праве нет, если допущена ошибка в определении

его участников или в момент возникновения спора заинтересо­

ванной организации не известны все субъекты, нарушившие или оспаривающие ее права.

Казалось бы естественным связывать возникновение право­

вого спора с моментом совершения определенного деяния. Но

об этом заинтересованное лицо может узнать не сразу же, а

значительно позднее. Такая ситуация особенно реальна в хо­

зяйственных правоотношениях, где контрагенты зачастую на­

ходятся очень далеко друг от друга. Как правильно указывает Μ. П. Ринг, «...в отношениях между социалистическими орга­

низациями .кредитор, по общему правилу, не может немедлен­ но узнать о нарушении должником своей обязанности. Напри­

мер, если стороны находятся в разных городах, то нарушение сроков поставки продукции, возврата тары, уплаты денег име­

ет место раньше, чем кредитору становится известно о про­ срочке должника»8. Поэтому связывать возникновение хозяй­

ственного спора с моментом совершения правонарушения бы­

ло бы не только неправильно, но и несправедливо. Именно с

момента получения заинтересованными лицами информации

начинают течь сроки исковой давности и претензионные сроки (ч. 3, ст. 16 Основ гражданского законодательства Союза CCP

и союзных республик, ст. 83 ГК РСФСР).

7 См.: Систематизированный сборник, с. 122.

8 Научно-практический комментарий к ГК РСФСР. Μ., «Юридическая литература», 1966, с. 87.

56


Получение информации является психическим процессом,,

в силу чего оно имеет субъективный характер. Контролиро­ вать этот процесс, если он не завершается деятельностью, на-

/правленной на заявление, урегулирование ц разбирательство спора, практически невозможно. Заинтересованность законо­

дателя в быстрейшей ликвидации споров о праве обусловила

включение объективных начал в этот сугубо субъективный

процесс.

В ст. ст. 51, 56, 83, 152, 155, 262 ГК РСФСР и п. 9 Положе­

ния о порядке предъявления и рассмотрения претензий пред­

приятиями, организациями и учреждениями и урегулирования

разногласий по хозяйственным договорам указано, что дав­

ность начинает течь (а, значит, и возникают правопритязания)

с момента, когда заинтересованное лицо узнало (или должно

было узнать) о нарушении своего права. «Указание закона на то, что право на иск возникает со’дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права, придает это­ му моменту, а тем самым и началу течения срока исковой

давности вполне объективный характер»9. Данное правило носит общий характер в отношении хозяйственных споров об абсолютных правах организаций (авторских, изобретатель­

ских и др.). Оно применимо и к спорам, возникающим из сроч­

ных и бессрочных договоров и иных правоотношений10.

Таким образом, момент возникновения хозяйственных спо­

ров всегда принципиально одинаков. Это получение сведений

о нарушении или оспаривании прав одного субъекта спора

или о создании помех в ик нормальном осуществлении дейст­

виями другого (других) участника спора.

Стремление в максимальной мере объективизировать на­

чало хозяйственного спора обусловило установление в законо­ дательстве конкретных сроков для отдельных категорий хо­

зяйственных споров. Так, согласно ч. 5 ст. 47 Основ граждан­

ского законодательства Союза CCP и союзных республик давностный срок по требованиям, связанным с поставкой про­

дукции ненадлежащего качества, начинает течь со дня уста­

новления покупателем в определенном порядке недостатков

поставленной ему продукции. Именно с этого момента органи­ зация, узнав о нарушении своих прав, может заявить хозяйст­

венный спор. При поставке некомплектной продукции он воз­

9Там ж е, с. 86.

10 См.: Иоффе О. C., Толстой Ю. К. Новый гражданский кодекс РСфСР. Изд-во ЛГУ, 1965, с. 86—87.

57


никает также со дня выявления покупателем в установленном

порядке дефектов. Положение о порядке предъявления и рас­ смотрения претензий четко определяет момент возникновения

хозяйственного спора как начало течения ,срока предъявления

претензии. Если предусмотрено составление акта о нарушении

задания или обязательства, то данный срок исчисляется со дня

составления акта, а если последний составлен 'несвоевременно,

то со дня, когда он должен был быть составлен. Споры о воз­ врате штрафов и иных денежных сумм возникают со дня полу­

чения организацией соответствующего платежного документа или'извещения банка о таком взыскании11.

В правоотношениях, в которых срок исполнения исчисляет­ ся со дня предъявления требования кредитора, спор о праве возникает в момент истечения данного срока. В частности, так появляются споры при нарушении сроков поставки продукции

и товаров, выполнения услуг, а также при уклонении органи­ зации от заключения хозяйственных договоров, если она не

совершает действия, направленные на их заключение, и не от­

вечает на требование контрагента. Спор в связи с неуплатой

штрафа за невыполнение плана перевозок возникает с момен­

та окончания срока, установленного для его уплатьі (п. «е»

ст. 174 УЖД). В договорах с неопределенным сроком исполне­

ния обязательств кредитор узнает о нарушении обязанной ор­

ганизацией его прав в момент истечения 7-дневного льготного

срока после предъявления требования 12* .

Хозяйственный спор может возникнуть и иначе —при по­

лучении извещения об отказе контрагента выполнить свои

обязанности или о его несогласии с предложением заинтере­ сованной организации. Так образуются споры по отдельным условиям заключаемого договора, а также в связи с отказом

•от его заключения.

Таким образом, спор возникает при следующих обстоятель­

ствах: а) обнаружение в приобретаемой продукции дефектов, а также вреда, причиненного имуществу организации; б) ис­ течение определенных сроков выполнения обязательств; в) по­ лучение извещения о несогласии с требованиями истца.

То, что в ряде случаев возникновение хозяйственного спо­

ра и начало течения давности, совпадают во времени, не озна­

чает, что так бывает всегда. Так, согласно ч. 3 ст. 76 Основ

гражданского законодательства

Союза CCP и союзных рес-

ɪɪ СП СССР, 1973, Ne 23, ст. 128.

Ю. К. Указ, работа, с. 86—87.

12 См.: Иоффе О. C., Толстой

58


гпублик, ст. ст. 240, 365 ГК РСФСР давность начинает течѵ по­ сле окончания срока получения ответа на претензию по пере­

возкам, истечения претензионных сроков в спорах, возникших

в связи с недостатками проданных вещей, хотя спор в таких

случаях возникает раньше. Есть и иные исключения. Но всег­ да он возникает с момента, когда организация узйала или

должна была узнать о помехах в нормальном осуществлении

■своих праві:і.

Регулируя возникновение хозяйственного спора» законода­

тельство указывает лишь типические ситуации в отношениях организаций, оно не может по самой своей сути содержать указание о моменте возникновения конкретных хозяйственных

■споров.

у

 

§ 2. ЗАЯВЛЕНИЕ ХОЗЯЙСТВЕННОГО СПОРА

Заявление хозяйственного спора состоит в выражении во ■вне воли и желания заинтересованной организации защищать

свои права и интересы. В этой стадии она объявляет, что ее

права или интересы нарушены либо оспорены и она намерена

;их защищать. Тем самым она заявляет о наличии хозяйствен­

ного спора. С-мысл этой фазы развития спора заключается в

том, что возникший конфликт объективизируется, то есть ста­

новится правовой реальностью. Организация утверждает в установленной форме, что ее права и интересы, нарушены или

»оспорены определенным лицом. Заявляя спор, она обращается

к контрагенту и тем самым привлекает к участию в нем дру­ гую организацию. Независимо от того, насколько правильно

привлекается к участию в споре вторая сторона, заявление

.•есть акт субъектного формирования спора. В данной стадии,

появляются его участники.

Обращение к другой стороне спора является обязательным

элементом характеристики данной стадии. Если же заинтере-

•сованная организация сообщает о нарушении ее прав и инте­

ресов не участнику спора, а какому-либо иному органу (напри­

мер, органу хозяйственного руководства, общественным орга­

низациям, печати и т. п.), такое сообщений нельзя считать за­ явлением возникшего спора.*

13 Время с момента совершения правонарушения или оспаривания до »получения организацией сведений об этом можно называть спорным сосстоянием субъективного права. Данный период юридически иррелевантен, так как не имеет никакого правового значения.

59