ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 89
Скачиваний: 1
То обстоятельство, что правовой спор объективизируется
заявлением заинтересованной организации, послужило, веро
ятно, исходным моментом для Н. Б. Зейдера, считающего, что спор о праве имеет место при заявлении хотя бы одного из ето участников о наличии определенного материального правоот
ношения между спорящими субъектами и о том, что другим
спорящим субъектом нарушено или оспорено его, заявителя, субъективное право14. Но ведь для того, чтобы объявить о су
ществовании спора о праве, он'должен уже существовать. Без этого он не может быть и заявлен. Спор о праве возникает да заявления точно так же, как и его правовые последствия (на пример, течение давностных сроков).
В принципе разрыва между возникновением и заявлением
спора может и не быть: узнав о действительном или мнимом
нарушении либо оспаривании ее прав и интересов, организат
ция сразу же доводит это до сведения соответствующих орга низаций. В таком случае обе стадии развития сливаются во времени. Но по различным причинам организация может не
спешить с заявлением хозяйственного спора. Учитывая данное
обстоятельство и стремясь побудить участников спора к его
быстрейшей ликвидации (что возможно только тогда, когда
спор заявляется своевременно), законодатель установил сро
ки, в течение которых желательно и правомерно заявление хо
зяйственных споров.
Они исчисляются с момента возникновения спора, когда
заинтересованная организация узнала или должна была уз
нать о нарушении или оспаривании ее прав. Не останавли ваясь подробно на вопросе о сроках, необходимо лишь отме
тить, что сам факт их существования свидетельствует о воз
можном разрыве во времени между возникновением и заяв
лением спора.
Социальная значимость хозяйственных споров, их отри
цательное влияние на правовое положение спорящих органи
заций обусловливают установление в нормативном порядке не'
только сроков, но и методов и форм заявления. Заявление спо
ра регламентируется нормами права именно потому, что ето
урегулирование возможно без участия юрисдикционного орга
на усилиями самих спорящих субъектов.
Хозяйственные споры заявляются письменно путем направ
ления другому его участнику соответствующего |
документа. |
14Cm.: Зейд ер Н. Б. Гражданские процессуальные |
отношения:. |
Изд-во Сарат. ун-та, 1965, с. 20. |
|
60
Документирование акта заявления обеспечивает ясность, опре деленность в отношениях организаций на этом этапе развития спора.
По общему правилу большинство хозяйственных споров за является путем составления и направления другой стороне
претензии, которая представляет собой документ, оформляю щий правопритязания организаций с целью их урегулирова
ния соответствующим контрагентом.
Заявить спор, предъявив претензию, в принципе может лю бая организация, но заявление спора будет законным и обос
нованным только при соблюдении определенных условий:
1.Юридическая личность, легитимированность и‘матери ально-правовая заинтересованность организации-заявителя.
Данное требование сохраняет силу при предъявлении претен зий вышестоящими органами спорящих организаций.
2.Претензии направляются соответствующей организации
(ее отделу, обладающему правами юридического лица). По
общему правилу они адресуются тому, кто должен нести от ветственность за нарушение или оспаривание прав. Однако
колхозам претензии не предъявляются, а при возникновении
хозяйственного спора с их участием он сразу передается иском
на рассмотрение и разрешение судов. Специфика работы от
дельных предприятий и учреждений обусловливает особенно сти в претензионном порядке защиты прав. Пожалуй, наибо
лее характерны в этом отношении Правила предъявления и
рассмотрения претензий организациями МПС СССР 15.
ι 3. Претензии должны быть направлены всем организаци ям, на которые может быть возложена ответственность, неза
висимо от того, связаны они с заявителем правоотношениями
или нет. По действующему законодательству прямая ответст венность виновной в неисполнении обязательств организации предусмотрена за недостачу, порчу, ненадлежащее качество и
некомплектность поставляемой продукции, невозврат (несвое временный возврат) тары, безнарядный отпуск, бездоговорную поставку продукции и товаров, нарушение обязанностей по ответственному хранению продукции и др. В этих спорах пре тензию надлежит предъявлять организации, нарушившей обя
зательство, независимо от того, состоит или не состоит с ней в правоотношениях заинтересованное лицо. Когда в момент
18 См.: |
Правила перевоэок грузов. Μ., «Транспорт», 1967; Астаиов- |
с кий Г. |
Б., Васильев В. Ф. Правовая работа на железнодорожном |
транспорте. Μ., «Юридическая литература», 1972, с. 63—66.
61
заявления спора нельзя получить достаточные данные о дейст вительном нарушителе обязательств, следует предъявлять, претензию только известному участнику спора (например, если изготовитель недоброкачественной или некомплектной про
дукции не известен, претензия и иск предъявляются постав
щику) .
Если ответственность на действительных ВИНОВНИКОВ MO-’
жет быть возложена в порядке регресса, то претензию надле жит предъявить лишь организации, которая несет ответствен ность за чужую вину (ст. 38 Основ гражданского законода
тельства Союза CCP и союзных республик). Такая ситуация
обычно имеет место в спорах, возникающих из договора под
ряда на капитальное строительство.
/4. Претензии должны быть предъявлены в определенные-
'сроки, пропуск которых по неуважительной причине препятст
вует их удовлетворению.
Требования о возмещении стоимости недостающей продук ции (товаров), а также вытекающие из поставки продукцию
(товаров) ненадлежащего качества или некомплектной, в том
числе об уплате штрафа за поставку такой продукции (това ров), предъявляются в течение 1 месяца, а претензии, возни
кающие по другим основаниям, — в течение 2 месяцев. Сроки заявления хозяйственных споров, возникающих из отношений по заготовке и реализации сельскохозяйственной продукции,
а также споров с участием организаций, расположенных в
районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях,
увеличиваются на 1 месяц.
Претензии к перевозчику предъявляются в течение 6 меся цев, а требования, относительно уплаты ему штрафов и пре мий — в течение 45 дней (ст. 384 Г.К РСФСР).
Претензии к организациям связи о возмещении ущерба,
связанного с утратой, недостачей или повреждением почтового
отправления, невыплатой денег по почтовому или телеграфно
му денежному переводу, а также о возврате денег, ценных бу маг и других предметов, вынутых из нерозданных почтовых
отправлений, предъявляются организацией-отправителем или адресатом в течение 6 месяцев. Требования о возмещении
ущерба, связанного с недоставкой, несвоевременной доставкой или искажением телеграмм, предъявляются в двухмесячный срок16. Не существует сроков заявления споров о”возврате го
сударственного имущества из незаконного владения.
16 См : «Советская юстиция», 1972, № 6, с. 32.
62
5. Самостоятельным условием права на удовлетворение
претензий является их обоснованность в правовом и фактиче
ском отношении. Они должны, прежде всего, базироваться на
истинных обстоятельствах, спорных взаимоотношений органи
заций. Их юридическая обоснованность заключается в том,,
что излагаемое в них правопритязание должно находиться в полном соответствии с санкцией нормы права и основываться на совокупности юридических фактов, указанных в гипотезе
той же нормы.
6. В претензии хозяйственный спор должен быть заявлен целиком. Недопустимо предъявление нескольких требований
относительно одного конфликта. Если в отношениях железно
дорожной перевозки имеют место не один, а несколько Слу
чаев нарушения обязательств, то при заявлении, спора допу скается предъявление только одной претензии на группу от правок, но не более 5 по однородным грузам, погруженным
па одной станции одним отправителем на одну станцию назна
чения в адрес одного получателя17.
7. Последним условием правом’ерности заявления спора является соблюдение формы изложения претензии, которая должна иметь реквизиты, установленные п. 8 Положения/) по
рядке предъявления и рассмотрения претензий. К ней должны
быть приложены все документы, необходимые для разрешения.
В каждой претензии содержатся такие сведения: а) об участ
никах хозяйственного спора (их наименовании, месте располо жения, банковском счете организации, предъявляющей пре-
тёнзию, с тем, чтобы контрагент при удовлетворении ее смог перечисливъ сразу же денежные суммы); б) об обстоятельст вах, обосновывающих претензию; в) о соответствующих дока зательствах; г) о юридических нормах, подлежащих примене нию; д) о самом правопритязании, в необходимых случаях
подтверждаемом определенным расчетом. Претензии оформ
ляются в виде самостоятельного процессуального акта, под
писанного руководителем организации или его заместителем.
К ним обязательно должны быть приобщены документы, состав которых зависит от вида и конкретных обстоятельств; спора. Однако во всех случаях надо прилагать акты, свиде
тельствующие о наличии между контрагентами спорного отно
шения,'устанавливающие факты неисполнения или ненадле
жащего исполнения контрагентом своих обязанностей, а так-
17 См,; Сборник инструктивных указаний, вып. 31, с. 125.
63-