Файл: Зайцев, И. М. Сущность хозяйственных споров.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 89

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

То обстоятельство, что правовой спор объективизируется

заявлением заинтересованной организации, послужило, веро­

ятно, исходным моментом для Н. Б. Зейдера, считающего, что спор о праве имеет место при заявлении хотя бы одного из ето участников о наличии определенного материального правоот­

ношения между спорящими субъектами и о том, что другим

спорящим субъектом нарушено или оспорено его, заявителя, субъективное право14. Но ведь для того, чтобы объявить о су­

ществовании спора о праве, он'должен уже существовать. Без этого он не может быть и заявлен. Спор о праве возникает да заявления точно так же, как и его правовые последствия (на­ пример, течение давностных сроков).

В принципе разрыва между возникновением и заявлением

спора может и не быть: узнав о действительном или мнимом

нарушении либо оспаривании ее прав и интересов, организат

ция сразу же доводит это до сведения соответствующих орга­ низаций. В таком случае обе стадии развития сливаются во времени. Но по различным причинам организация может не

спешить с заявлением хозяйственного спора. Учитывая данное

обстоятельство и стремясь побудить участников спора к его

быстрейшей ликвидации (что возможно только тогда, когда

спор заявляется своевременно), законодатель установил сро­

ки, в течение которых желательно и правомерно заявление хо­

зяйственных споров.

Они исчисляются с момента возникновения спора, когда

заинтересованная организация узнала или должна была уз­

нать о нарушении или оспаривании ее прав. Не останавли­ ваясь подробно на вопросе о сроках, необходимо лишь отме­

тить, что сам факт их существования свидетельствует о воз­

можном разрыве во времени между возникновением и заяв­

лением спора.

Социальная значимость хозяйственных споров, их отри­

цательное влияние на правовое положение спорящих органи­

заций обусловливают установление в нормативном порядке не'

только сроков, но и методов и форм заявления. Заявление спо­

ра регламентируется нормами права именно потому, что ето

урегулирование возможно без участия юрисдикционного орга­

на усилиями самих спорящих субъектов.

Хозяйственные споры заявляются письменно путем направ­

ления другому его участнику соответствующего

документа.

14Cm.: Зейд ер Н. Б. Гражданские процессуальные

отношения:.

Изд-во Сарат. ун-та, 1965, с. 20.

 

60


Документирование акта заявления обеспечивает ясность, опре­ деленность в отношениях организаций на этом этапе развития спора.

По общему правилу большинство хозяйственных споров за­ является путем составления и направления другой стороне

претензии, которая представляет собой документ, оформляю­ щий правопритязания организаций с целью их урегулирова­

ния соответствующим контрагентом.

Заявить спор, предъявив претензию, в принципе может лю­ бая организация, но заявление спора будет законным и обос­

нованным только при соблюдении определенных условий:

1.Юридическая личность, легитимированность и‘матери­ ально-правовая заинтересованность организации-заявителя.

Данное требование сохраняет силу при предъявлении претен­ зий вышестоящими органами спорящих организаций.

2.Претензии направляются соответствующей организации

(ее отделу, обладающему правами юридического лица). По

общему правилу они адресуются тому, кто должен нести от­ ветственность за нарушение или оспаривание прав. Однако

колхозам претензии не предъявляются, а при возникновении

хозяйственного спора с их участием он сразу передается иском

на рассмотрение и разрешение судов. Специфика работы от­

дельных предприятий и учреждений обусловливает особенно­ сти в претензионном порядке защиты прав. Пожалуй, наибо­

лее характерны в этом отношении Правила предъявления и

рассмотрения претензий организациями МПС СССР 15.

ι 3. Претензии должны быть направлены всем организаци­ ям, на которые может быть возложена ответственность, неза­

висимо от того, связаны они с заявителем правоотношениями

или нет. По действующему законодательству прямая ответст­ венность виновной в неисполнении обязательств организации предусмотрена за недостачу, порчу, ненадлежащее качество и

некомплектность поставляемой продукции, невозврат (несвое­ временный возврат) тары, безнарядный отпуск, бездоговорную поставку продукции и товаров, нарушение обязанностей по ответственному хранению продукции и др. В этих спорах пре­ тензию надлежит предъявлять организации, нарушившей обя­

зательство, независимо от того, состоит или не состоит с ней в правоотношениях заинтересованное лицо. Когда в момент

18 См.:

Правила перевоэок грузов. Μ., «Транспорт», 1967; Астаиов-

с кий Г.

Б., Васильев В. Ф. Правовая работа на железнодорожном

транспорте. Μ., «Юридическая литература», 1972, с. 63—66.

61


заявления спора нельзя получить достаточные данные о дейст­ вительном нарушителе обязательств, следует предъявлять, претензию только известному участнику спора (например, если изготовитель недоброкачественной или некомплектной про­

дукции не известен, претензия и иск предъявляются постав­

щику) .

Если ответственность на действительных ВИНОВНИКОВ MO-’

жет быть возложена в порядке регресса, то претензию надле­ жит предъявить лишь организации, которая несет ответствен­ ность за чужую вину (ст. 38 Основ гражданского законода­

тельства Союза CCP и союзных республик). Такая ситуация

обычно имеет место в спорах, возникающих из договора под­

ряда на капитальное строительство.

/4. Претензии должны быть предъявлены в определенные-

'сроки, пропуск которых по неуважительной причине препятст­

вует их удовлетворению.

Требования о возмещении стоимости недостающей продук­ ции (товаров), а также вытекающие из поставки продукцию

(товаров) ненадлежащего качества или некомплектной, в том

числе об уплате штрафа за поставку такой продукции (това­ ров), предъявляются в течение 1 месяца, а претензии, возни­

кающие по другим основаниям, — в течение 2 месяцев. Сроки заявления хозяйственных споров, возникающих из отношений по заготовке и реализации сельскохозяйственной продукции,

а также споров с участием организаций, расположенных в

районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях,

увеличиваются на 1 месяц.

Претензии к перевозчику предъявляются в течение 6 меся­ цев, а требования, относительно уплаты ему штрафов и пре­ мий — в течение 45 дней (ст. 384 Г.К РСФСР).

Претензии к организациям связи о возмещении ущерба,

связанного с утратой, недостачей или повреждением почтового

отправления, невыплатой денег по почтовому или телеграфно­

му денежному переводу, а также о возврате денег, ценных бу­ маг и других предметов, вынутых из нерозданных почтовых

отправлений, предъявляются организацией-отправителем или адресатом в течение 6 месяцев. Требования о возмещении

ущерба, связанного с недоставкой, несвоевременной доставкой или искажением телеграмм, предъявляются в двухмесячный срок16. Не существует сроков заявления споров о”возврате го­

сударственного имущества из незаконного владения.

16 См : «Советская юстиция», 1972, № 6, с. 32.

62


5. Самостоятельным условием права на удовлетворение

претензий является их обоснованность в правовом и фактиче­

ском отношении. Они должны, прежде всего, базироваться на

истинных обстоятельствах, спорных взаимоотношений органи­

заций. Их юридическая обоснованность заключается в том,,

что излагаемое в них правопритязание должно находиться в полном соответствии с санкцией нормы права и основываться на совокупности юридических фактов, указанных в гипотезе

той же нормы.

6. В претензии хозяйственный спор должен быть заявлен целиком. Недопустимо предъявление нескольких требований

относительно одного конфликта. Если в отношениях железно­

дорожной перевозки имеют место не один, а несколько Слу­

чаев нарушения обязательств, то при заявлении, спора допу­ скается предъявление только одной претензии на группу от­ правок, но не более 5 по однородным грузам, погруженным

па одной станции одним отправителем на одну станцию назна­

чения в адрес одного получателя17.

7. Последним условием правом’ерности заявления спора является соблюдение формы изложения претензии, которая должна иметь реквизиты, установленные п. 8 Положения/) по­

рядке предъявления и рассмотрения претензий. К ней должны

быть приложены все документы, необходимые для разрешения.

В каждой претензии содержатся такие сведения: а) об участ­

никах хозяйственного спора (их наименовании, месте располо­ жения, банковском счете организации, предъявляющей пре-

тёнзию, с тем, чтобы контрагент при удовлетворении ее смог перечисливъ сразу же денежные суммы); б) об обстоятельст­ вах, обосновывающих претензию; в) о соответствующих дока­ зательствах; г) о юридических нормах, подлежащих примене­ нию; д) о самом правопритязании, в необходимых случаях

подтверждаемом определенным расчетом. Претензии оформ­

ляются в виде самостоятельного процессуального акта, под­

писанного руководителем организации или его заместителем.

К ним обязательно должны быть приобщены документы, состав которых зависит от вида и конкретных обстоятельств; спора. Однако во всех случаях надо прилагать акты, свиде­

тельствующие о наличии между контрагентами спорного отно­

шения,'устанавливающие факты неисполнения или ненадле­

жащего исполнения контрагентом своих обязанностей, а так-

17 См,; Сборник инструктивных указаний, вып. 31, с. 125.

63-