ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 92
Скачиваний: 1
ния о порядке предъявления и рассмотрения претензий пред
приятий и организаций. В данном постановлении четко выра жено стремление внести .единообразие в урегулирование раз
личных видов хозяйственных споров.
О различных видах претензионного производства можно
говорить только с уйетом специфики споров. Как известно, ' урегулирование споров относительно отдельных условий хо
зяйственных договоров существенно отличается от урегулиро
вания всех иных споров организаций хотя бы потому, что не
осуществляется путем предъявления и рассмотрения претен зий. В связи с этим представляется целесообразным различать два вида такого производства — собственно претензионный
порядок и согласование разногласий, возникающих при за
ключении договоров.
Регулирование указанных производств действующим за
конодательством осуществляется установлением обязатель
ных и необязательных действий. Так, во всех случаях обяза тельным является своевременная дача ответа на заявленный
хозяйственный спор (на претензию, рекламацию, протокол
разногласий и т. п.) Законная и обоснованная претензия, предъявленная в соответствующий срок, подлежит обязатель
ному удовлетворению (п.,16 Положения о порядке предъяв
ления и рассмотрения претензий). Данная обязанность имеет
материально-правовое основание — организации должны до
бровольно соблюдать законы (ст. 5 Основ гражданского зако
нодательства) . |
' |
В нормативном порядке регулируются форма и срок дачи |
|
ответа. |
|
Урегулирование как наиболее эффективный способ быст |
|
рейшего прекращения спора |
не может быть бесконечным, в |
противном случае цели, преследуемые установлением такого института, не будут достигнуты. Правовое регулирование сро
ков состоит в следующем;
во-первых, нарушение сроков рассмотрения претензий счи
тается неправомерным и влечет личную ответственность руко
водителей, ВИНОВНЫХ В ЭТОМ 29J
во-вторых, нарушение названных сроков дает |
основание |
|
арбитражу (третейскому суду) |
взыскать в доход бюджета с ' |
|
виновной организации 2% от |
спорной суммы, но |
не менее |
10 рублей и не свыше 1000 руб.; |
~- |
|
29 СП СССР, 1973, № 23, ст. 128.
69
в-третьих, если право на предъявление иска в арбитраж
носит срочный характер, то срок давности исчисляется со дня,
когда должен был быть получен ответ на претензию. Время фактического его получения иррелевантно в правовом отно шении 3();
. в-четвертых, несоблюдение этих сроков, образуя наруше ние порядка до арбитражного урегулирования споров, может
вызвать применение арбитром процессуальных санкций к ви новной стороне (отказ в приеме заявления, прекращение про
изводства по делу, отнесение расходов по госпошлине) ;
в-пятых, в отношении преддоговорных споров по протоколу разногласий установлена оригинальная презумпция, согласно
которой истечение срока урегулирования без передачи неуре
гулированного спора на разрешение арбитража предполагает
принятие спорных положений проекта заключаемого договора обоими контрагентами. Следовательно, срок урегулирования
одновременно является и сроком передачи спора в арбитраж.
Продолжительность таких сроков не одинакова.
Общий срок урегулирования хозяйственных споров, заяв ляемых претензиями, — 2 месяца, а споров о возмещении стои
мости недостающей продукции (товаров) и тех, которые выте
кают из поставки продукции (товаров) ненадлежащего ка
чества или некомплектной,— 1 месяц. Указанные сроки уве личиваются на 1 месяц в отношении споров, связанных с
заготовкой и реализацией сельскохозяйственной продукции, а
также тех, в которых участвуют организации, расположенные
в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Таковы обязательные моменты данной стадии.
Однако для действительной ликвидации спора предусмот ренные законом действия могут оказаться недостаточными по
ряду причин. Так, организация, получившая протокол разно
гласий, обязана его рассмотреть одна, а в необходимых слу
чаях совместно со стороной, заявившей их. На изучение про токола дается ограниченный срок, так как только в течение
20 дней с момента его получения организация вправе передать
преддоговорный спор на рассмотрение соответствующего
арбитража. По существу по этим спорам урегулирования мо
жет и не быть. Узнав о возникновении и заявлении спора, организация изучает требования контрагента и, не приняв никаких мер к урегулированию, передает его на разрешение*
30 См. разъяснение Главного арбитра Государственного арбитража при Совете Министров СССР. — «Советская юстиция», 1966, № 18, (Арбитраж ная практика).
70
юрисдикционного органа (арбитража, третейского суда). Та кое положение имеет место, когда к изучению протокола раз
ногласий не привлекается организация, заявившая спор.
Поэтому в содержание анализируемой стадии нельзя не
включать действий спорящих организаций, которые хотя и не
предусмотрены прямо нормами права, но соответствуют
общей цели данного института. К ним относятся: направление
контрагенту дополнительных аргументов, новых документов в обоснование предложений, выверка расчетов. Любые дейст вия, направленные на ликвидацию хозяйственных споров, сле
дует рассматривать как меры по их урегулированию, - Такой
вывод вытекает из постановления Совета Министров 'СССР от
23 июля 1959 г. «Об улучшении работы государственного
арбитража»31 и из п. 15 Положения о порядке предъявления
и рассмотрения претензий, в которой было четко указано, что
предприятия, организации и учреждения обязаны не только предъявить претензию другой стороне, но и принять необходи
мые меры к урегулированию возникших споров32. Целесообразность совершения таких действий с целью уре
гулирования правовых конфликтов подтверждается арбитраж
ной практикой по преддоговорным спорам относительно
отдельных условий договоров. Зачастую на рассмотрение
арбитража поступают дела с большим количеством разногла
сий по заключаемым договорам. Как правило, это свидетель
ствует о том, что организации не полностью -исчерпали воз
можности по урегулированию споров. Установив данное об стоятельство в заседании, арбитры предлагают сторонам вновь
согласовать свои позиции33.
В указанной стадии организации обязаны совершать столь
ко и таких действий, чтобы возникший спор был бы устранен
непосредственно их усилиями достаточно быстро. Если же вся совокупность мер по доарбитражному урегулированию не устраняет спор, то его разрешение переносится в юрисдикци
онные органы.
31 СП СССР, 1959, № 15, ст. 105.
32 Р. ф. Каллистратова считает, что. совершение таких действий яв
ляется для участников споров не обязанностью, а |
правом (см. |
е е: Претен |
|||
зионный порядок разрешения споров, с. |
41—42); |
см. |
также: |
Фалько |
|
вич Μ. С. Указ, работа, с .76. |
ноября 1952 |
г. |
№ И-1-69. — Сбор |
||
33 См.: инструктивное письмо от 18 |
|||||
ник инструктивных указаний, вьш. 3, с. |
407—408; инструктивные письма |
||||
Госарбитража при Совете Миніістров |
СССР |
от |
10 |
декабря 1960 г. |
№ И-1-72 и от 15 октября 1963 г. № И-1-53.—Систематизированный сбор ник, с. 89 и 73.
71
Таково содержание этой стадии развития хозяйственных
споров. В отличие от других она не является обязательной.
Урегулирования может и не быть по разным причинам. Так, отказ от пего в отношении преддоговорных споров по отдель ным условиям заключаемых договоров имеет нормативную ос
нову. Положения о поставках продукции производственно
технического назначения и товаров народного потребления и Положение о порядке предъявления и рассмотрения претензий
так регулируют отношения организаций до заключения хозяй
ственных договоров, что фактически урегулирование может и
не иметь места. Не подлежат обязательному урегулированию
споры с участием колхозов и межколхозных организаций. Хозяйственные споры не проходят через эту стадию и при
возбуждении арбитром дела по собственной инициативе. В
связи с тем, что эффективность такого мероприятия находит ся в прямой зависимости от того, насколько быстро после
своего возникновения конфликт будет устранен в юрисдикци онном порядке, урегулирование спора в подобных случаях нецелесообразно. Его может не быть и по вине самих споря щих сторон. Здесь возможны две ситуации:
а) узнав о наличии спора, получив претензию или иной
документ его заявления, организация уклоняется от урегули
рования — не удовлетворяет обоснованную претензию, задер живает ответ па нее, либо дает немотивированный ответ. Как отмечалось в инструктивном письме Госарбитража при Сове те Министров СССР от 31 июля 1968 г. № И-1-20, многие
организации легкой и пищевой промышленности, торговли,
потребительской кооперации нарушают элементарные прави
ла взаимоотношений социалистических организаций, игнори
руют предъявляемые к ним претензии и вообще не отвечают
на них34;
б) препятствует урегулированию хозяйственных споров и
не обоснованное надлежащими документами их заявление.
Как отмечается в указанном инструктивном письме, непред ставление вместе с претензиями соответствующих документов,
необходимых и достаточных для удовлетворения правопритя заний, серьезным образом затрудняет согласование позиций
спорящих сторон и своевременное урегулирование споров.
Несоблюдение претензионного порядка организациями влечет прекращение арбитражного производства. Целесооб
34 См. Сборник инструктивных указаний, вып. 28, с. 11.
72