ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 93
Скачиваний: 1
разность такого прекращения во всех без исключения случаях вызывает сомнения.
Если при рассмотрении спора в заседании арбитража ответчик признает иск, то нет смысла прекращать дело и обя
зывать истца обращаться с претензией к ответчику, так как
это удлинит процесс разрешения спора. Если же ответчик обосновывает в заседании арбитража свой отказ от принятия предложений истца, то нельзя считать, что, прекратив арбит
ражное производство и заставив организацию урегулировать
спор своими силами, можно будет действительно добиться положительных результатов. Помимо затяжки в разрешении
дела, а следовательно, и весьма нежелательного удлинения
процесса нормализации хозяйственных отношений, такое фор
мальное отношение к правилам урегулирования спора не мо жет ничего дать35. Поэтому прекращение производства по
указанному основанию должно иметь место в исключительных случаях.
Таким образом, хотя урегулированию подлежит не каж
дый хозяйственный спор, тем не менее, оно является стадией его развития. Хозяйственный спор должен пройти эту стадию.
В ходе урегулирования позиции его участников могут изме няться и конкретизироваться.
§ 4. РАЗРЕШЕНИЕ ХОЗЯЙСТВЕННОГО СПОРА
Разрешение — последний этап развития хозяйственного
спора, в результате которого он прекращает свое существова ние как правовое явление36.
Данная стадия не является обязательной в динамике каж дого спора — в случае его, урегулирования, естественно, отпа
дает необходимость в разрешении. |
Какое-то |
количество спо |
||
ров35 |
(Смкак.: Курылевправило, поС. винеВ. Процессуальноеруководителейзначение) вообщепретензионногоне ликвипо |
|||
рядка. — «Социалистическая законность», |
1956, № 3, с. |
43; Клейн Н. И. |
||
Претензионный |
порядок рассмотрения |
споров. — «Советская юстиция», |
||
1961, № 19, с. 15. |
«разрешение спора» обозначаются разные явления. Это. |
|||
36 |
Термином |
во-первых, сам акт выражения воли компетентного органа, прекращающего правовое существование спора, во-вторых, тот комплекс действий, который непосредственно обеспечивает уничтожение спорного состояния. Действия по разрешению совершаются во времени, более или менее значительном. В связи с этим нам представляется возможным говорить о разрешении как об особой, последней стадии существования хозяйственного спора.
73
дируется. Но это не меняет общего правила: возникший спор
должен быть заявлен; если же он не был урегулирован, то должен быть разрешен.
Сущность этой стадии состоит в том, что определенный субъект права, не будучи участником разрешаемого спора, в
силу своих полномочий властно подтверждает либо определяет
права и обязанности организаций в конкретных правоотноше
ниях, а также совершение ими определенных действий. Тем самым он ликвидирует спор. Разрешение любого правового
спора заключается во властном предписании, обращенном к
его участникам и всем иным юридически и фактически заинте
ресованным организациям. Таким актом соответствующий
управомоченный орган государственного управления или об
щественный орган вносят в правоотношения спорящих органи заций ясность и четкость относительно их прав и обязанно
стей.
Для разрешения хозяйственных споров создан ряд органов:
государственные и ведомственные арбитражи, внешнеторго
вые и морские арбитражные комиссии, третейские и государ ственные (народные) суды, ярмарочные комитеты, что позво
ляет учитывать особенности конфликтов организаций, специ
фику спорящих субъектов, особенности возникновения споров. Третейские суды дают возможность принимать во внимание
желание организаций относительно органа, разрешающего
спор.
Конечно, между данными органами есть существенные раз
личия, отражающиеся в порядке разрешения ими дел. Рас
смотрение споров организаций имеет свои особенности, состав ляющие самостоятельные формы разбирательства споров в
арбитраже, суде, третейском суде, арбитражных комиссиях и
ярмарочных комитетах. Различна и их правовая природа.
Арбитражи в системе потребительской и промысловой коопе рации и третейские суды являются общественными органами,
остальные — государственными.
Но перечисленные органы не являются участниками раз
решаемых споров и не имеют юридической заинтересованности в исходе дел. Общим для них является и то, что их существо вание обусловлено наличием в хозяйственных отношениях организаций споров о праве, Они созданы для разрешения
этих споров, которое проводится на основе применения соответ
ствующих норм права. А так как правоприменительной дея
тельности сопутствует определенная процессуальная форма
разбирательства конфликтов, то разрешение споров всеми
74
юрисдикционными органами осуществляется в порядке, уста новленном процессуальными нормами. Природа таких споров обусловливает исковой характер производства в арбитраже,
судах, арбитражных комиссиях, ярмарочных комитетах. Спор
в данные органы передается иском независимо от особенно стей процессуального порядка их деятельности, а его участни ки наделяются правами и обязанностями истцов и ответчиков и противопоставлены как стороны в состязательном процессе.
Ликвидация споров осуществляется принятием процессуаль
ных актов — решения и соглашения. Первое является юрис
дикционным постановлением, которое принимает компетент ный орган. В вынесении соглашений активно участвуют сами
спорящие организации. Этими актами завершается разреше
ние споров, поскольку они предписывают определенное пове
дение их участникам и обладают качеством обязательности.
Все сказанное дает основание считать арбитраж, суды,
арбитражные комиссии и ярмарочные комитеты органами хо
зяйственной юрисдикции. Образуют ли они в совокупности си стему? К сожалению, в настоящее время нельзя дать положи
тельный ответ на данный вопрос. Конечно, государственные
арбитражи при Совете Министров СССР и Советах Минист ров союзных республик издают акты нормативного характера, в определенной мере контролируют работу ведомственных
арбитражей, руководят деятельностью третейских судов. Одна
ко их контроль не охватывает все органы хозяйственной юрис дикции. Очевидно, что создание такой системы является ак
туальной проблемой в настоящее время37.
37 В литературе высказано немало обоснованных предложений по со зданию системы органов хозяйственной юрисдикции. Суть их заключается в следующем: создать систему органов государственного арбитража, пере дав им из ведения судов все хозяйственные споры, ликвидировать третей ские суды по разбирательству споров организаций, разработать четкие про цессуальные правила деятельности ярмарочных комитетов. Все эти предло жения заслуживают внимания. В самом деле, почему хозяйственные споры с участием колхозов рассматривают суды, когда существуют специально созданные органы разрешения конфликтов организаций? Вряд ли суды мо гут осуществить более быстрое и правильное их разрешение, что особенно видно на примере преддоговорных споров. Они не рассматривают их, хотя Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 августа 1972 г. послед ние отнесены к компетенции судов. Очевидно, разбирательство споров, воз никающих у колхозов при заключении хозяйственных договоров, не соста вило бы для органов Госарбитража существенных затруднений. Нельзя не согласитьбя также и с тем, что третейские суды не могут в полной мере учитывать интересы планового хозяйства страны при рассмотрении дел (подробнее об этом см.: Каллистратова Р. Ф. Государственный ар битраж).
75
Среди органов хозяйственной юрисдикции органы госу
дарственного арбитража занимают ведущее положение. По-
компетенции, по разработанности порядка деятельности, по числу разрешаемых дел их безусловно следует признавать
основным звеном в механизме государства по разрешению хо
зяйственных споров.
При этом разрешение споров нельзя отождествлять C
защитой субъективных прав организаций. Если разбирается конфликт, которым были оспорены права организаций, то его-
ликвидация означает защиту оспоренных прав. Но если спор
возник в связи с нарушением прав, то нельзя восстановить их
лишь внесением ясности в отношения организаций. В таких
случаях после разрешения спора необходимы определенные
действия, посредством которых восстанавливаются нарушен ные права или компенсируются убытки соответствующих орга
низаций. Большинство путей правовой защиты, указанных в ст. 6 Основ гражданского законодательства Союза CCP и со
юзных республик, реализуется после ликвидации спора. В
этих случаях само разрешение является только юридическим
фактом, на основе которого возможна реальная защита нару шенных прав38. ’
В отличие ют предыдущих стадий здесь центральное место отводится не субъектам спора, а органу, который до этого не
участвовал в отношениях организаций. Именно он и ликвиди рует конфликт. Возможно даже, что субъекты спора вообще не
будут принимать участие в его разбирательстве. Поэтому со
держание названной стадии составляют действия юрисдик ционного органа.
38 Указанное обстоятельство дает основание так дифференцировать ви ды юрисдикционной защиты прав, соответствующие видам разбираемых споров: разрешение дела, исполнительное произйодство. Они отличаются друг от друга не только по основаниям возникновения, но и по времени (разрешение всегда предшествует исполнению), субъектам, содержанию их прав и обязанностей, а также характеру представляемой правовой защиты. C учетом названных признаков можно выделить и третий вид защиты прав, осуществляемых в процессуальном порядке. Это — обеспечение иска, кото рое преследует цель временного ограждения каких-либо имущественных прав. Оно пе связано с разрешением спора по существу и по отношению к двум указанным выше видам защиты выступает как предварительная и временная охрана имущественных прав. Такую классификацию дает Ж. Сталев (см. его: Българско процесуално право, с. 23—24), В. Н. Щеглов (см. его: Охранительные правоотношения и защита гражданских прав.— В сб.: Доклады итоговой научной конференции юридических факультетов. Изд-во Томск, ун-та, 1971, с. 88).
76
Поскольку спор разрешается в процессуальной форме, то
■его участники приобретают определенные права и обязанности,
которые, однако, принадлежат им не как участникам спора, а
как субъектам процессуальных отношений, возникающих в юрисдикционном производстве. Это положение становится
очевидным особенно в тех случаях, когда та или иная органи
зация (ненадлежащая сторона) привлекается к участию в деле ошибочно. Не будучи субъектом разрешаемого спора,
она, тем не менее, наделяется правами и обязанностями. Сле
довательно, для приобретения прав и обязанностей при про
цессуальном разрешении епоров важно не то, что организация
участвует в определенном споре, а то, что она становится субъектом процессуальной деятельности. В тех случаях, когда
хозяйственный спор устраняется в административном порядке
органами государственного управления, разрешение осуществ
ляется не в процессуальной форме и участники спора не име
ют никаких прав. Более того, они могут даже и не участвовать
в разбирательстве39.
Независимо от того, в каком порядке разрешается спор, у
субъектов его в данной стадии есть всего лишь одна обязан
ность — подчиниться акту, ликвидирующему их правовой кон
фликт, что обусловлено природой органа, разрешающего спор,
иего положением по отношению к организациям.
Вразрешении хозяйственных споров, как в любом юрис
дикционном процессе, следует различать три последовательно сменяющие друг друга этапа: а) установление действительных
взаимоотношений спорящих организаций; б) правовая квали
фикация установленных обстоятельств; в) построение право вых результатов40.
Каждый этап имеет некоторую специфику по сравнению с рассмотрением иных правовых споров. Особенность выяснения
хозяйственных отношений обусловлена ограниченной возмож
ностью эмпирического познания. Во-первых, факты, породив шие спор, имели место в. прошлом и обозревать их можно
только в том случае, если это факты состояния (недоброкаче
ственность вещей, строений и т. п.). Во-вторых, действующее
законодательство предусматривает обязательное документи-
39 Поэтому трудно согласиться с В. С. Тадевосяном в том, что адми нистративное разбирательство есть лучший вариант разрешения хозяйствен ных споров (см.: Хозяйственное право. Μ., «Юридическая литература», 1967,
с. 353).
40Cm.: Алексеев С. С. Общая теория социалистического права, йып. 4. Свердловск, 1964, с. 24.
77