ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 84
Скачиваний: 1
По мнению ж. Сталева, третий вид соотношения матери ального права и процесса'отражает существование так назы ваемых смешанных материально-процессуальных институтов,
фактический состав которых регулируется одной отраслью
права, а правовой эффект возникает в другой42.
• Подобных институтов немало. Одним из них является пре тензионное производство. Оно имеет место до возникновения
арбитражного процесса, регулируется нормами материально
го права (в частности, Положением о поставках продукции
производственно-технического назначения и товаров народно го потребления, инструкциями о порядке приемки продукции и товаров по количеству и качеству и др.), но играет боль
шую роль в процессе. Процессуальный эффект истечения дав ностных сроков состоит в том, что при установлении неуважи тельной причины пропусков сроков арбитр обязан отказать в удовлетворении иска, а если к ответственности привлекается
организация; поставившая продукцию ненадлежащего качест
ва, штраф с нее взыскивается в доход союзного бюджета. На рушение сроков, установленных для документирования юри
дических фактов материально-правового характера, лишает составленные акты доказательственной силы. Процессуальное
значение имеют и такое материально-правовое явление, как
заключение арбитражного соглашения. Возможное до начала
заседания арбитража и в самом заседании, оно имеет процес
суальный эффект, поскольку обязывает арбитра прекратить произврдство по делу. Ликвидация юридического лица или его реорганизация есть акты материально-правового характера, но они служат основанием для приостановления производстйа
по делу, в котором эта организация была стороной. Точно так же материально-правовая характеристика того или иного пра
вового конфликта, его материально-правовые свойства имеют решающее значение при определении подведомственности —
в зависимости от этого данный спор будет рассматриваться определенными органами государственного или ведомствен ного арбитража или же будет исключен из их компетенции.
При всем различии все указанные случаи объединяет то,
что процессуальное значение придано в них материально-пра
вовым актам. C другой стороны, можно назвать ряд актов
процессуального характера, имеющих материально-правовое
значение. Как мы указывали выше, вообще-то любой конкрет
42Cm.: Ct ал ев Ж. Българско гражданско процесуално право,
с. 63.
107
ный исковой процесс всегда имеет последствия, функциональ-.
но связанные с защитой хозяйственных прав организаций. В
частности, предъявление иска прерывает течение давности,
обеспечение его временно ограничивает возможности органи зации-должника осуществлять свои полномочия, а вынесение решения или его исполнение вообще лишают сторону, проиг равшую процесс, соответствующего материального права. По
ворот исполнения решения (процессуальный акт) преследует
материально-правовые цели — должнику возвращается все
то, что с него было взыскано по отмененному или измененно му постановлению-
Таковы-основные смешанные институты в области арбит
ражного процесса. Все они свидетельствуют о том, что между
хозяйственным законодательством и арбитражным процессом
существуют устойчивые функциональные и диалектические-
связи, осуществляемые через хозяйственный спор.
§ 3. воздействие хозяйственного спора
НА ФУНКЦИИ И ПРИРОДУ АРБИТРАЖА
Учреждение арбитража как самостоятельного звена в го
сударственном механизме обусловлено наличием в народном
хозяйстве хозяйственных споров43, которые возникли задолго до его образования. А коль скоро споры объективно сущест вуют и представляют собой явление негативного характера,
то очевидна социально-экономико-правовая потребность их
быстрого и правильного разрешения.
Уже в 20-е гг. ведется активна-» работа по созданию орга на, который наилучшим образом был бы приспособлен к ре
шению до этого никогда не возникавшей в мировой юридиче
ской практике задачи рассмотрения хозяйственных споров. В
настоящее время принято оценивать арбитражные комиссии как своеобразные юридические лаборатории, в которых экс периментально в ходе их работы создавалась процессуальная
форма разбирательства споров организаций44.
43 См.: Д о б р о в о л ь с к и й А. А. Исковая форма защиты права. Изд-во МГУ, 1965, с. 56—57; Логинов П. В. Сущность государственного-
арбитража. Изд-во МГУ, 1968, с. 52. |
работа, с. 47—49; Останний И. |
44Cm.: Гапеев В. Н. Указ, |
|
50 лет советскому государственному |
арбитражу. — «Советская юстиция»,. |
1972, № 18, с. 1—2. |
|
108
Однако воздействие хозяйственных споров на природу
-арбитража не может быть непосредственным, в чем убеждает
существование целой системы органов хозяйственной юрис
дикции. Оно осуществляется таким путем: споры обуслов ливают характер арбитражных функций, а те, в свою оче->
редь, — природу органов арбитража. Функции есть основные направления деятельности арбитража по реализации стоящих
перед ним задач. То положение, что они тесно связаны с зада
чами органа, обычно воспринимается в литературе как их
обусловленность ими. Однако это не совсем верно. Направле ния деятельности любого органа, прежде всего и главным об разом, предопределены ее предметом. Функции можно — ив
принципе не сложно — вывести из задач арбитража, но по
следние лишь помогают сформулировать их название, в то время как хозяйственные споры формируют сами направле
ния деятельности45.46Но и здесь нет прямой «жесткой» зави
симости между звеньями указанной схемы, доказательством
чего служат различия в природе органов, разбирающих хо зяйственные споры.
Арбитраж выполняет следующие функции: юрисдикцион-'
ную, превентивную, нормотворческую. Он же содействует повышению эффективности общественного производства. Все указанные направления взаимосвязаны и представляют в
своей совокупности систему, в которой главное место занима ет юрисдикционная функция40. Материалы правоприменитель
ной деятельности по разбирательству хозяйственных споров служат основой для осуществления всех иных видов арбит
ражной деятельности47Состав функций обусловливает ориги нальность природы данного органа. Через этот орган совет ское государство осуществляет свои функции. Юрисдикцион
45Cw.: Логинов П. В. Сущность государственного арбитража, с. 86—96; его же: Сущность государственного арбитража и принципы при менения его органами норм советского права при разрешении хозяйствен ных споров. Автореф. докт. дисс. Μ., 1973, с. 14.
46 См. там же, с. 14—15; Каллистратова Р. Ф. Государствен ный арбитраж. Автореф. докт. дисс. Μ., 1972, с. 9.
•^Болгарский ученый А. Каитаржиев считает несовместимыми функции защиты и содействия у одного органа, утверждая, что главным у арбитра жа является содействие повышению эффективности общественного произ водства правовыми средствами. Иными словами, он рассматривает арби тражную юрисдикцию как метод осуществления стоящих перед арбитражем задач ¡-(см. его: Проблеми на развитиего на държавния арбитраж у нас. — «Правна мисъл», 1964, № 6, с. 6—10). C таким взглядом трудно со гласиться. Арбитраж был создан именно для разбирательства хозяйствен ных споров.
109
ная и превентивная направлены на выполнение правоохрани тельной, защитной функции, через две другие реализуется
экономическая функция государства. Кроме того, превентив ная и нормотворческая имеют значение и в плане культурно-
воспитательной деятельности Советского государства.
Как мы указывали ранее, на все функции оказывает воз действие природа хозяйственных споров. Так, правовая фор ма конфликтов предопределяет наличие у арбитража юрис
дикционных полномочий. Его правоприменительная деятель ность была бы невозможна, если бы разбираемые конфликты
организаций не были бы спорами о их субъективных правах и обязанностях.
Поскольку хозяйственные споры содержат в себе презумп
цию правонарушения и возникают в ряде случаев как резуль тат допущенных организациями нарушений правовых норм или их несоблюдения, то арбитраж должен проводить превен
тивную работу. Орган Советского государства, зная о право
нарушениях, не может не заниматься их профилактикой и не
устранять причины и условия, порождающие хозяйственные
споры.
Функция содействия повышения эффективности общест
венного производства предопределена тем, что разрешение споров, создающих затруднения в нормальной работе орга
низаций, способствует налаживанию товарного оборота, повы шает результативность деятельности его участников. Особен но четко данное положение просматривается при разбира
тельстве преддоговорных споров, когда арбитражными реше ниями устанавливаются оптимальные хозяйственные связи и
конкретные условия договоров.
Наделение определенных органов арбитража нормотворче
скими полномочйями объясняется» чрезмерной сложностью
гигантского механизма народного хозяйства СССР. Очевид
но, что правовое регулирование отношений организаций дол жно быть оперативным и экономически обоснованным. Ta-4
кая задача может быть успешно выполнена только органом,
который располагает значительной информацией о всех за
труднениях в хозяйственно-правовой работе организаций. По
этому нормотворческая функция причинно обусловлена тем,
что арбитраж наделен юрисдикционными полномочиями в
отношении хозяйственных споров. Одной из целей создания
арбитражем норм является сокращение до минимума право вых конфликтов организаций.
Наличие у государственных арбитражей при Совете Ми
110