ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 81
Скачиваний: 1
1958 rr∙ этому методу также было' уделено значительное вни мание. Но в результате многолетних обсуждений так и не
удалось устранить существенные разноречия по данному во
просу. Проблема метода правового регулирования осталась
и до настоящего времени в значительной мере не решенной.
В частности, методы регулирования правоотношений, изучае мых отраслевыми науками, только начинают анализиро
ваться 4.
Вопрос о гражданско-процессуальном методе впервые по
ставлен П. П. Гуреевым и Н. И. Авдеенко. Они считают его нетождественным гражданско-процессуальной форме. Так,
Н. И. Авдеенко утверждает, что метод регулирования не сво дится к процессуальной форме, последняя есть только наи
более типичное его свойство5. Иную позицию занимают В. Μ. Горшенев и П. С. Дружков, утверждающие, что метод правового регулирования представляет собой правовую
форму общественных отношений. В силу этого, по их мнению, в гражданском процессуальном праве понятие метода иден тично понятию формы, то есть определенному порядку дея тельности по разбирательству гражданских дел6. <
Проблема метода правового регулирования осложнена в настоящее время многозначностью его понимания. О. С. Иоф фе и Μ. Д. Шаргородский определяют метод как специфиче
ский способ, при помощи которого государство на основе
данной совокупности юридических норм обеспечивает нужное
ему поведение людей как участников правоотношений; они
видят в нем только один способ опосредствования обществен ных отношений7. По существу при таком понимании он сво
дится4 |
принуждению или убеждению и соответственно яв |
|
Интереснок |
отметить, что сторонники конструирования арбитражного |
процессуального права даже не ставят вопроса о самостоятельности пред мета и метода данной отрасли права, хотя очевидно, что именно они долж ны быть критериями отграничения его от гражданского процесса.
5 См.: Авдеенко Н. И. Механизм и пределы регулирующего воз действия гражданского процессуального права. Изд-во ЛГУ, 1969, с. 67.
6 См.: Горшенев В. Μ., Дружков П. С. О системе процессу ального права в советском государстве. — «Вопросы правоведения», вып. 5. Новосибирск, 1970, с. 15—16.
7 См.: Шаргородский Д. И., Иоффе О. С. О системе совет ского права. — «Советское государство и право», 1957, № 6; их ж-e: Во просы теории права. Μ., «Юридическая литература», 1961, с. 354; Базы лев Б. Т. О методах реализации правовых норм. — В сб.: Доклады ито говой научной конференции Томского университета, 1964; Козюб- р а Н. И. Убеждение и принуждение в советском праве на современном этапе коммунистического строительства. Автореф. канд. дисс. Киев, 1968.
117
ляется методом свободы и равенства сторон либо авторита ризма. Однако в любой отрасли права отношения регулиру
ются не только убеждением или принуждением. Как правило,
первое сочетается со вторым, а правовая автономия с автори таризмом. Поэтому отдельные авторы стали обосновывать самостоятельность таких методов, как плановость, заказ, реко
мендации и др.8.
Думается, что метод правового регулирования нельзя сво дить к одному какому-либо способу, так как по своему содер жанию и структуре это понятие сложное. Оно отражает осо
бенности правового регулирования в различных отраслях пра ва. В этимологическом смысле метод есть прием или способ упорядочения общественных отношений путем подчинения
воли их участников государственной воле через норму права9.
Общая характеристика метода правового регулирования сво
дится к выяснению того, как, каким образом, посредством ка
ких приемов и способов осуществляется процесс юридическо
го регулирования. По мнению Л. С. Явича, он охватывает
всю субъективную сторону правового регулирования общест
венных отношений и представляет собой совокупность специ
фических юридических средств, которыми пользуется данная
отрасль права 10.
Нельзя чрезмерно широко понимать содержание метода, в
противном случае он утрачивает характер самостоятельной юридической категории. По таким соображениям трудно со
гласиться с Н. И. Авдеенко, которая считает, что процессуаль
ный метод характеризуется не только, предметом регулирова
ния, но и задачами и принципами, типичными для граждан ского процессуального права, а также механизмом примене
ния |
процессуального |
Μ. |
формой его конкретиза |
|
8 Смнормы., например: Горшенев |
праваВ. Понятие, |
метода правового регу |
||
лирования и |
его разновидности. — «Ученые |
труды |
Свердловского юриди |
ческого института», вып. 5, 1966.
Манохин В. Μ. полагает, что в административном праве правовое регу лирование достигается методами власти и подчинения, согласования и ра венства, коллегиальности и единоначалия, убеждения и принуждения, ма териального и морального стимулирования (см. его: Советское админи стративное право. Курс лекций, вып. I, часть общая. Изд-во Сарат. ун-та, 1968, с. 42-44,.157-158, 174—183).
“ См.: Витченко А. Μ. Метод правового регулирования социали стических общественных отношений. Автореф. канд.’дисс. Саратов. 1969,
с. 6.
10 См.: Явич Л. С. К вопросу о предмете и методе правового регу лирования.— В сб.: Вопросы общей теории советского права. Μ., Госюриздат, с. 65.
118
ции и непосредственного воздействия на регулируемое пове
дение участников процесса u∙ Видимо, такой подход не спо
собствует уяснению сущности и содержания названного ме
тода.
Необходимо выделять такие черты метода, которые явля
ются общими для всех отраслей права, иначе трудно говорить о целостности всей системы советского права. По мнению
А. С. Алексеева, П. П. Гуреева, А. Μ. Витченко, ими являются:
а) положение субъектов отношений; б)' внешние условия их движения; в) содержание отношений; г) меры их юридиче
ского обеспечения 1112.
Правильность данной концепции подтверждается тем, что
в правоотношениях и юридических нормах можно обнаружить
категории, выражающие специфику метода правового регули
рования. В правоотношениях — это содержание, правосубъ
ектность, юридические факты и санкции. В ,правовой норме —
это гипотеза (соответствующие юридические факты), диспози
ция (субъективные права и обязанности), санкция (меры
юрисдикционного обеспечения должного поведения обязанно
го лица). Правовое положение участников выводится, как
правило, не из одной норімы, а из их совокупности 13. Система элементов метода юридического регулирования в
каждой отрасли специфична, что обусловлено, в конечном сче та, своеобразием правового воздействия на регулируемые об
щественные отношения. |
Так, для процессуальных отраслей |
11 Gm.: Авдеенко Н. И. Указ, работа, с. 53—69 и сл. |
|
12 См.: Алексеев С. С. |
Общие теоретические проблемы системы со- |
I ветского права, с. 61—62. Основы теории государства и права, с. 273—27⅛; Витченко А. Μ. Указ, работа, с. 8; Г у р ее в -Л. П. Указ, работа, с. 153. Л. С. Явич считает, что метод правового регулирования характеризу ется способом возникновения, изменения и прекращения правоотношений, порядком защиты правомочий и обеспечения выполнения обязанностей, ха рактером мер государственного принуждения. Таким образом, он не выде ляет в качестве самостоятельного признака анализируемого метода поло жение субъектов отношений. C этим трудно согласиться, поскольку имен но взаимоотношения участников определяют все остальные стороны мето да. Данный признак имеет не только существенное, но и основополагающее значение. Кроме того, Л. С. Явич не совсем последователен: Не указывая в качестве самостоятельной черты содержание субъективных прав и обя занностей участников регулируемых отношений, он полагает в то же время, что установление порядка защиты прав и обеспечения обязанностей образу ет типичный признак метода (см. его: Советское право—регулятор общест
венных отношений в СССР. Сталинабад, 1957, с. 57).
13 См.: Алекс еев С. С. Указ, работа, с. 62—63; Витченко А. Μ. Указ, работа, с. 8.
119
права первостепенное значение имеют не только внешние
условия существования правоотношений, но и последователь
ность их развития. В то же время проблема юридических санкций менее актуальна ввиду властного характера процес
суальных отношений (например, в гражданском процессуаль
ном праве санкции применяются редко).
Представляется необходимым различать в содержании метода процессуально-правового регулирования две части: структурную и процедурную. Процессуальное регулирование
возможно прежде всего при условии, если будет определен
состав субъектов процессуальных отношений, их правовое
положение и взаимосвязь. Для названных отношений имеет
значение не только юридическое положение субъектов и со держание их обязанностей, но и круг возможных участников.
К этой группе элементов примыкает и такой, как приемы за
щиты субъективных процессуальных прав и исполнения про
цессуальных обязанностей( меры юридического обеспечения
должного поведения лиц в процессе). Данные элементы обра
зуют структуру процесса и характеризуют процессуальные
отношения в их статике. Они определяют, кто участвует в про
цессе, каково взаимное положение субъектов, которое выте
кает из определенного комплекса их прав и обязанностей.
Правила рассмотрения хозяйственных споров государствен
ными арбитражами свидетельствуют о том, что участвовать в
арбитражном процессе могут лица, связанные с рассматри
ваемым хозяйственным спором. В самом деле, стороны — это организации, чей конфликт разбирается арбитражем; их вы шестоящие органы привлекаются или вступают в дело пото
му, что разрешение спора в определенной мере отражается на их правовом положёнии. Они связаны со спором через руково димые ими организации. Широкое использование арбитражем' экспертов, специалистов, заключений органов хозяйственного
руководства объясняется особенностями содержания хозяйст
венных споров. В тех случаях, когда их участники не могут
быть привлечены в дело в качестве сторон, они должны зани
мать положение третьих лиц, заявляющих или не заявляющих
самостоятельные требования на предмет спора. Институт-тре-
тьих лиц в арбитражном процессе обусловлен особенностями
правоотношений организаций и конструкцией гражданской ответственности14.
14Cm. подробнее: Абова Т. E., Тадевосян В. С. Разрешение хозяйственных споров. Μ., «Юридическая литература», 1968, с. 66; JI и б е р- м а н Ф. Совершенствовать арбитражный процесс. — «Советская юстиция».
120