Файл: Зайцев, И. М. Сущность хозяйственных споров.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 83

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

нистров СССР и Советах Министров союзных республик нор­

мотворческой функции нельзя рассматривать как нечто несов­ местимое с природой юрисдикционного органа 48. Арбитражу

были предоставлены нормотворческие полномочия в связи с неразработанностью хозяйственного законодательства, так

как орган, разбирающий .споры организаций, лучше, чем ка­

кой-либо другой, знает потребности правового регулирования

производственно-финансовой деятельности. C развитием хо­ зяйственного законодательства и его систематизацией надоб­

ность в издании арбитражем подзаконных актов уменьшает­ ся и соответственно с этим ограничиваются полномочия арбит­

ражей49. В настоящее время осуществление данной функции состоит, в основном, в разработке и !принятии инструктивных

писем с целью обеспечения законности

и

единства арбит­

ражной практикиАнализ большинства

из

них убеждает в

ʌ- том, что чаще всего это акты официального

толкования тех

или иных норм действующего права. Следовательно, инструк­

тивные письма в современный период развития арбитража

однотипны с постанойлениями Пленумов Верховных Судов

СССР и союзных республик, с приказами Генерального Про­

курора. Утверждение Госарбитражем при Совете Министров

СССР особых условий поставки, типовых договоров на про­ изводство услуг, инструкций также предопределено хорошим знанием арбитрами хозяйственной деятельности организаций

48Cm.: Ленский Л. Нужен ли нам Госарбитраж? — «Сбветская юстиция», 1937, № 10—11, с. 37.

49 Природа инструктивных писем Госарбитража ■ дискуссионна. С. Н. Братусь, Т. Е. Абова, В. С. Тадевосян и А. А. Добровольский считают, что они имеют нормативный характер. Р. Ф. Каллистратова, А. Т. Боннер рас­ сматривают их как акты официального толкования правовых норм (см.: Братусь С. 'Н. Постановления Пленума Верховного Суда СССР и ин­ структивные указания Государственного арбитража при Совете Министров

СССР как предмет систематизации. — В сб.: Теоретические вопросы систе­ матизации советского законодательства. Μ., Госюриздат, 1962, с. 149—150;

Абова Т.

E., Тадевосян В. C.. Указ, работа, с.

31; Доброволь­

ский

А.

А. Арбитражный процесс в СССР, с. 67;

Каллистрато­

ва Р.

Ф. Разрешение споров в государственном арбитраже. Μ., Госюр­

издат,

1961, с. 10—12; Боннер А. Т. Арбитраж в

СССР, вып. I.’ Μ.,

ВЮЗИ, 1970, с. 14—15). Представляется правильным решать вопрос о при­ роде инструктивных писем в зависимости от их содержания. Некоторые из них имеют качество источников права. В последние годы указания арби­ тража даются, в основном, с целью толкования действующего законода­ тельства. О тенденции к сокращению нормотворчества см.: Логинов П. В. Сущность государственного арбитража, с. 92—95.

Ill


и стремлением сократить споры, возникающие в их отноше­

ниях 50.

Таковы арбитражные функции. В совокупности они фор­

мируют сущность арбитража как оригинального органа в го­

сударственном аппарате, так как характер деятельности обус­

ловливает его природу. В. И. Ленин писал, что «характер организации всякого -учреждения . естественно и неизбежно определяется содержанием деятельности этого учреждения»5*.

Следовательно, с одной стороны, функции воздействуют на

сущность арбитража, с другой, — сами испытывают влияние

со стороны хозяйственных споров.

Итак, арбитраж сочетает в себе черты административного

и правоприменительного органов. В целом данное положение

в советском правоведении является бесспорным, оно призна­ ется почти всеми юристами, исследующими природу арбитра-

-жа. Расхождения во взглядах проявляются при определении соотношения данных черт, в связи с чем одни ученые относят

арбитраж к административным органам52, другие — к спе­ циальным судебным органам (арбитраж — хозяйственный суд) 53. Со всем этим трудно согласиться: а-рбитраж — своеоб­

50 Каллистратова Р. Ф. утверждает, что функции содействия повыщению эффективности общественного производства и нормотворческая свиде­ тельствуют об элементах управленческой деятельности арбитража (см. ее указ, работу, с. 12). В самом деле, осуществляя их, арбитраж участвует в организации хозяйственной системы и регулировании производственно-хо­ зяйственной деятельности предприятий. Наделение же его этими функция­ ми обусловлено юрисдикцией арбитража, но не тем, что он является орга­

ном хозяйственного руководства,

как считает В. Н.

Можейко (см. его:

О правовой природе советского

государственного

арбитража. — «Совет­

ское государство и право», 1947, № 6, с. 17). Такого вывода нельзя сделать ни из анализа законодательства об арбитраже, ни из арбитражной прак-. тики.

61 Л ен и н В. И. Поли. собр. соч., т. 6, с. 99.

52 См., в частности: Афанасьев И. Место Госарбитража

в общей

системе

советских

учреждений. — «Арбитраж», 1937, №

3,

с. 15;

Анаков И. H., Кечекьян С. Ф. Советское административное право.

Μ., 1940,

с. 46; Ю д е л ьс о н К. С. Советский гражданский

процесс. Μ.,

Госюриздат, 1956, с.

413; Клейнман А. Ф. Арбитраж в СССР. Изд-во

МГУ, 1960, с. 47—48;

Якимов П. П. Природа и значение арбитражных

•органов в СССР. — «Ученые записки Свердловского юридического институ­ та», т. 5. Μ., Госюриздат, 1957, с. 243; Мальков В. В. Административ­ ное право. Μ., «Юридическая литература», 1968, с. 314.

63 См., в частности: Шкундин 3. Об арбитражном процессе. — «Со­ ветское государство и право», 1936, № 3, с. 49; P и в к и н Д. О хозяйствен­ ном арбитраже. — «Советская юстиция», 1937, № 5, с. 20; «Социалистиче­ ская законность», 1967, № 11, с. 62; «Ученые записки ВНИИСЗ», вып. 7, 1966, с. 38; Годес А. Б. Правовое регулирование хозяйственной деятель-

112


разное учреждение, присущее социалистическому плановому хозяйству, и нельзя подходить к определению его природы C

традиционных государственно-правовых позиций. В равной ме­ ре арбитраж не вмещается в «прокрустово ложе» понятий уп­

равленческого и судебного органа. Он оказывает воздействие

на общественное производство главным образом путем раз­

бирательства хозяйственных споров, а так как последние воз­

никают далеко не во всех конкретных правоотношениях орга­ низаций, значит и его воздействие на хозяйственную деятель­

ность ограничено. Учитывая предмет деятельности и методы

работы арбитража, можно считать его лишь вспомогательным административным органом. Значение юрисдикционной дея­

тельности арбитража для общественного производства на­

столько очевидно, что считать его обычным судебным органом

нельзя, а концепция «арбитраж — хозяйственный суд» очень

неопределенна, так как здесь остается неясной суть хозяйст­ венных судов54. Наличие двуединства различных начал в при­

роде арбитража дает возможность согласиться с П. В. Логи­

новым, что он является .особым органом, существенно отлич­

ным от всех иных звеньев государственного механизма55. Свое­ образие арбитража позволяет предвидеть большие перспек­

тивы его развития, так как потребность регулирования конф­

ликтов в производстве сохранится и тогда, когда уже не будет преступлений и других видов правонарушений. Следователь­

но, он более долговечен по сравнению со всеми другими пра­ вовыми учреждениями социалистического государства56.

В заключение надо отметить, что природа арбитража,

будучи обусловлена сущностью хозяйственных споров, ока­

зывает на них определенное воздействие через институт под­ ведомственности. Хозяйственными спорами, как известно,

признаются лишь такие конфликты организаций, которые мо­

гут быть разрешены в юрисдикционном порядке, главным

образом, в арбитражном.

ности как форма руководства промышленностью. — В сб.: Правовые про­ блемы науки управления. Μ., «Юридическая литература», 1966, с. 144; К у- р ы л е в С. В. Экономическая реформа и формы разрешения хозяйствен­ ных споров,— В сб.: Научно-методические вопросы преподавания эконо­ мических дисциплин в вузах. Минск, 1969, с. 309—310.

64 См.: «Ученые записки ВНИИСЗ», 1966, вып. 7, с. 66. 65 См.: Логинов П. В. Указ, работа, с. 110.

8β См.: Кантаржиев А. Указ, работа, с. 7:

g Зака» 1330


ГЛАВА IV

Воздействие

хозяйственного спора

 

на арбитражный процесс

§ 1. хозяйственный спор и метод

ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

арбитражной деятельности

Арбитражный процесс как определенная урегулированная

процессуальными нормами деятельность юрисдикционных ор­ ганов и участников дела не может не испытывать воздействия

со стороны хозяйственного спора, для разбирательства кото­

рого он и был создан. Изучение взаимоотношений спорящих организаций, правовая квалификация их конфликта и его лик­

видация путем применения соответствующих норм права со­

ставляют цель и содержание всей деятельности арбитража в процессё. Защита нарушенных или оспоренных прав не'можеТ'

быть самостоятельным предметом арбитражного производст­

ва, так как возможно, что правонарушения и не было в дей­

ствительности в отношениях организаций. Процесс возникает для ликвидации опора. Разрешение последнего является одно­

временно актом защиты прав истца, если они в действитель­

ности были нарушены или оспорены. В противном случае раз­

решение спора означает укрепление позиций ответчика. Одна­

ко считать это актом защиты прав ответчика можно лишь при

условии, что у него были самостоятельные правопритязания к истцу. Поскольку защита прав организаций .производна от

разрешения спора' (составляет результат последнего), ее

нельзя считать предметом арбитражного процесса. Им являет­

ся рассматриваемый и разрешаемый хозяйственный спор 1.

1 О том, что предметом юрисдикционного производства является спор о праве, см. подробнее: 3“ейдер Н. Б. О предмете и системе Советского гражданского процессуального права. — В сб.: Советское государство и право в период развернутого строительства коммунизма. Изд-во ЛГУ, 196-1»

114

Но было бы неправильным считать, что только хозяйст­ венный спор составляет предмет арбитражной деятельности. При рассмотрении дел в арбитраже организации спорят о своих правах и обязанностях не только в материальных, но и в процессуальных отношениях. Процессуальные споры обыч­ но проявляются как разноречия Сторон в связи с неправомер­ ным осуществлением тем или иным участником дела своих

прав или с ненадлежащим исполнением обязанностей, уста­ новленных арбитражным законодательством. Они решаются

путем применения процессуальных норм, что необходимо для

правильного и быстрого рассмотрения дела. Такого рода кон­

фликты также входят в предмет арбитражного производства.

Возникновение их обусловлено тем, что в процессе участ­

вуют различные субъекты, обладающие самостоятельными

юридическими интересами и активно осуществляющие предо­

ставленные им процессуальные права и обязанности. Нали­

чие в ,процессе самостоятельных, равноправных участников, обладающих субъективными, правами и активно осуществля­

ющих их на основе диспозитивного начала, призванных точне исполнять свои "обязанности, является предпосылкой граж­

данско-процессуальных споров.

Вместе с тем для процессуально-правовых споров харак- -

терно еще одно обстоятельство — субъекты процессуального

права противопоставлены друг другу в юрисдикционном про­ изводстве самим фактом-разбирательства спорного дела. Яв­

ляясь самостоятельными и равноправными участниками, они

занимают в производстве положение сторон. Построенное как

состязательный процесс, арбитражное разбирательство не мо­

жет не порождать/споров о процессуальном праве, коль скоро

его участники, обладающие процессуальными правами и

обязанностями, находятся в состоянии правового конфликта.

Процессуальные споры характеризуются тем, что они, по сравнению с материальными,, более кратковременны, так как

возникают и разрешаются в течение одного производства. При

этом по одному делу могут возникать несколько процессуаль­

с. 45—47; Клейн Н. И. Встречный иск в суде и арбитраже. Μ., «Юриди­ ческая литература», 1964, с. 5; Щеглов В. Н. Гражданское'процессуальное правоотношение. Μ., «Юридическая литература», 1966, с. 148—149; Елисейкин П. Ф. Защита субъективных прав и интересов и компетен­ ция суда в советском гражданском процессе. Владивосток, 1969, с. 91—92; Гукасян Р. Е. Проблема интереса в советском гражданском процессу­ альном праве. Саратов, Приволжск. кн. изд-во, |970, с. 27—31; Калли-

стратова Р.

Ф. Государственный арбитраж. Автореф. канд. дисс. Μ.,

1972, с. 32—33.

 

8*

115


ных споров, например, о подведомственности его данному юрисдикционному органу, правомерности обращения с иском

или заявленным ходатайством, оценке тех или иных юриди­ ческих или доказательственных фактов, полномочиях пред­ ставителя или компетентности эксперта. Такие споры имеют

место и при неисполнении стороной своих процессуальных обя­ занностей (непредставление отзыва на иск или имеющихся подлинных документов). То, что эти конфликты возникают в присутствии арбитра, обладающего властными полномочия­

ми по их разрешению, приводит к тому, что они становятся менее интенсивными по сравнению с материально-правовыми.

Однако они препятствуют быстрому и правильному разреше­

нию дела, что позволяет считать их правовыми конфликтами.

Ликвидация их осуществляется определениями.

Следовательно, предмет арбитражного производства обра­ зует как хозяйственный спор организаций, так и процессуаль­

ные споры. Последние, естественно, занимают подчиненное место по отношению к первым. Наличие в процессе двух раз­

личных видов правовых конфликтов организаций не означает раздвоения арбитражного производства на два самостоятель­ ных процесса: о спорном материальном праве и о возможно­

сти получения исковой защиты. Эти споры взаимосвязаны, и

хотя они не однотипны2, но и не противостоят друг другу. Бо­ лее того, их совместное разрешение в рамках одного произ­ водства делает эффективным арбитражный процесс и придает

законную силу арбитражным постановлениям как по мате­

риально-правовым, так и процессуальным вопросам.

Спор материально-правового характера как наиболее

важная часть предмета арбитражной деятельности оказывает воздействие на различные стороны последней. В целом же это влияние осуществляется через метод правового регулиро­

вания арбитражного процесса.

В советской юридической науке проблема метода правово­ го регулирования не нова. В дискуссии 1938—1941 гг. о систе­

ме советского права он рассматривался как дополнительный

критерий разграничения отраслей права3. В дискуссии 1956—

2 См.: Я н о в с к и Б. За процессуалното решение. — «Социалистическо

право», 1967, кн. 5, с. 42.

3 См., в частности: Аржанов Μ. Предмет и метод правового регу­ лирования в связи с вопросом о системе советского права. — «Советское го­ сударство и право», 1940, № 8—9, с. 12—28; Братусь С. Н. и Миколенко Я. Ф. Предмет и система советского социалистического граждан­ ского права. — «Советская юстиция», 1938, № 16, с. 16; Система советского социалистического права. Тезисы Института Права АН СССР, 1941.

116