ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 78
Скачиваний: 1
Процессуальное положение всех участников арбитражного
производства прямо вытекает из их отношения к разрешаемо
му спору, что проявляется, в конечном счете, в характере и
объеме принадлежащих им прав и обязанностей. Так, сторо
ны, материально-правовая и процессуальная заинтересован ность которых в исходе дела одинаковы по объему и противо
положны по направленности, обладают полномочиями, кото
рые позволяют им в равной мере активно вести состязание в
процессе (пп. 19, 20, 24, 55 и др. Правил). Третьими лицами должны быть признаны такие организации, которые имеют в
разбираемом хозяйственном споре свой материально-правовой
интерес, отличный от юридических интересов сторон, в силу
чего они участвуют в процессе для его защиты. Однако у тех из них, которые заявляют самостоятельные требования на
предмет спора, процессуальный интерес не совпадает с заин
тересованностью сторон. У тех же, которые не заявляют, про
цессуальная заинтересованность в исходе дела такая же, как
и у организации, на чьей стороне они выступают. C учетом сказанного, третьим лицам следует предоставлять процессу альные права и возлагать на них обязанности.
Несмотря на то, что действующие Правила далеко не пол
но регламентируют правовое положение иных участников про
цесса (в частности, ничего неизвестно о процессуальном ста тусе представителей общественности и хозяйственного акти
ва), все они на'практике фактически пользуются правами и обязанностями, позволяющими им участвовать в работе орга нов арбитража по разбирательству хозяйственных споров.
Метод процессуального регулирования арбитражного про
изводства осуществляется и путем придания юридического
значения определенным фактам, с наличием или отсутствием которых связана возможность совершения каких-либо процес
суальных действий. Факты процессуально-правового характе
ра порождают, изменяют или прекращают права и обязанно
сти участников производства и служат основой для осуществ ления арбитром своих правомочий.
Процессуально-правовые обстоятельства различны. Преж-
1972, № 18, с. 19; К а л л и с т р а т о в а Р. Ф. Государственный арбитраж, с. 20; е е ж е: К вопросу об участниках арбитражного процесса. — «Ученые записки ВИЮН», вып. 17. Μ., 1963; Лукьянцев А. А. Проблема уча стия третьих лиц в арбитражном процессе. Автореф. канд. дисс. Саратов, 1973, с. 9—13. Следует отметить, что действующее законодательство, регу лирующее арбитражное производство, не знает такой процессуальной фи гуры.
•1ЄІ
де всего, это действия юридически заинтересованных субъек
тов (сторон, третьих лиц и др.), как-то: обращение с иском или ходатайством, подача заявлений об исправлении «внеш-
_них» недостатков решений или о пересмотре постановлений. Такое же значение имеют и процессуальные действия арбит
ров, например: прием заявлений, оставление их без движения,
приостановление или прекращение производства по делу, вы
несение решений. Юридическое значение придается истечению процессуальных сроков, установленных законом или арбитром,
неисполнению участниками процесса своих обязанностей,
ошибкам, допущенным при разбирательстве дел, и др. По
следняя группа фактов дает основание для применения про цессуальных санкций, таких, как наложение штрафа, отнесе-
•ние расходов по госпошлине, лишение соответствующего про цессуального права, прекращение производства по делу, отме на арбитражных постановлений. К сожалению, установленные
действующими Правилами санкции не объединены в закончен ную систему, не охватывают всех возможных видов процес суальных правонарушений и не всегда экономически и юриди
чески обоснованы. Но сам факт наличия такого рода санкций
свидетельствует о самостоятельности метода процессуально го регулирования арбитражного производства. Несложно уви
деть связь процессуальных фактов и санкций с предметом
арбитражной деятельности, их предопределенность природой рассматриваемых и разрешаемых правовых конфликтов орга низаций. Более того, нельзя не отметить сходства юридиче
ских фактов и санкций в арбитражном процессе и граждан
ском судопроизводстве. Представляется, что оно выражает принципиальное единство методов правового регулирования
рассмотрения и разрешения правовых споров арбитражем и судом.
Специфика метода процессуального регулирования за ключается в том, что динамике регулируемых отношений
субъектов производства придается особо важное значение.
Недостаточно установить круг юридических фактов, служа
щих основанием возникновения, изменения и прекращения процессуальных правоотношений. Не менее важно опреде лить порядок, гарантирующий правильное разрешение разби
раемых споров, для чего необходимо установить последова- ,тельность совершения процессуальных действий, средства и
способы юрисдикционного познания спорных отношений,
формы проявления арбитражем своей воли. Таким образом, метод регулирует динамику процессуальных отношений. Про-
122
недурные его элементы выражаются во внешних условиях
развития производства по делу15.
Любое юрисдикционное производство, осуществляемое в процессуальной форме, построено так, что совершение одного процессуального действия или наступление юридического фак
та делает возможным и необходимым совершение другого дей
ствия, то есть порождает определенные процессуальные пра ва и обязанности, которые должны (или могут) быть немед ленно или в какие-то сроки осуществлены. Это, в свою очередь,
создает новые возможности дЛя совершения процессуальных действий. В результате арбитражный процесс представляет ■собой определенную совокупность последовательно сменяе
мых юридических фактов и процессуальных действий арбит
ра, сторон и иных участников дела16.
В зависимости от ближайшей процессуальной цели дейст
вия принято объединять в стадии, одинаковые в арбитраж
ном и судебном гражданском производстве: возбуждение про
цесса, подготовка дела к рассмотрению, его разбирательство
в заседании, различные формы пересмотра постановлений, исполнение принятых решений17.
Особенностью метода процессуального регулирования яв
ляется то, что в процессе арбитражного рассмотрения дел он претерпевает изменения. Правовое регулирование доказыва ния отличается от деятельности по пересмотру дел и исправ лению арбитражных ошибок и т. п. Единый метод процессу
ального регулирования арбитражного производства как бы расчленяется на относительно самостоятельные части.
Одной из них является метод разрешения хозяйственных
споров. Разрешение включает в себя правовую квалификацию
обстоятельств дела, применение соответствующих норм мате
риального права, построение правового результата, его про
цессуальное оформление и доведение до сведения заинтересо
ванных организаций. Оно составляет ядро процесса, в кото рое помимо него включена деятельность по установлению про
цесса, подготовительная деятельность, проверка |
постановле- |
||
15 |
Это положение отмечает А. А. Мельников (см. его: Советский граж |
||
данский процессуальный закон. Μ., «Наука», 1973, с. 89—90). |
|
||
16 |
См.: Г у р в и ч |
Μ. А. Советский гражданский процесс. Μ., «Высшая |
|
школа», 1967, с. 8—12. |
Сорокин В. Д. Административно-процессуальное |
||
право. Μ., «Юридическая литература», 1972, с. 126—128. |
процессуальное |
||
17 |
См.: Юдельсон К. С; Советское гражданское |
право. Μ., «Юридическая литература», 1965, с. 25—26; Арбитраж в СССР, вып. 2. Μ., 1971, с. 3; Добровольский А. А. Арбитражный процесс в «СССР. Изд-во МГУ, 1973, с. 20—21.
123
ний и их исполнение. Разрешение дел арбитраж осуществляет
в заседании. При этом оно не заполняет всего заседания, так
как начальная часть последнего — установление истины — не может считаться разрешением дела. Поэтому, будучи частью*
метода правового регулирования, метод разрешения относи
тельно самостоятелен и отвечает на вопрос: как организовано
юрисдикционное устранение хозяйственных споров в арбитра
же? Такая его автономия предопределена, в первую очередь,
ближайшей целью и содержанием процессуальной деятельно сти в данной части арбитражного производства. Здесь ликви
дируется хозяйственный спор, для чего арбитр (арбитраж)
проводит правовую квалификацию точно установленных об
стоятельств взаимоотношений спорящих организаций, приме
няет соответствующую юридическую норму и определяет, как.
должны развиваться в дальнейшем их правоотношения.
Специфика правового метода, регулирующего арбитраж
ное разрешение дел, проявляется в его элементах. Так, приопределении правового положения участников процесса глав ное место отводится юрисдикционным органам. Властные пол
номочия их типичны вообще для процесса, но в этой его части
они приобретают исключительный характер — только юрис дикционные органы разрешают дело; все иные участники про
цесса не обладают такими полномочиями. Правовому регули рованию подвергается именно деятельность арбитражных
органов (п.п. 85—93 Правил).
ß арбитражном процессе в отличие от всех иных произ
водств существуют два самостоятельных органа, обладающих полномочиями по разрешению дел: арбитр и арбитраж. По следний представляет собою коллегию, образуемую из арбит ра и ответственных представителей спорящих организаций для рассмотрения одного конкретного дела. Разбирательство дел-
арбитраж проводит путем арбитрирования — согласования во
ли заинтересованных субъектов. Невозможность коллегиаль
ного разрешения всех без исключения дел вынуждает созда вать другой самостоятельный правоприменительный орган,
который разрешает споры единолично путем провозглашения своей властной воли.
Есть особенности и в характере юридических фактов на
этом этапе. Дело может быть разрешено правильно лишь при-
условии полного выяснения действительных обстоятельств спорных взаимоотношений организаций. Полнота и правиль ность установления обстоятельств спора является второй сто
роной метода его разрешения. Процессуальные действия при
124
этом сводятся к составлению арбитражных постановлений и * «ознакомлению с ними заинтересованных организаций. Закон
наделяет такие акты качеством обязательности (законной си
лы), проявляющейся прежде всего в их стабильности.
Правовыми мерами 'обеспечения правильного разрешения дел являются и процессуальные санкции, которые применя
ются в отношении незаконных постановлений (их изменение или отмена).
Таким образом, есть все основания считать, что метод регу
лирования процессуальной деятельности выступает как единое
целое по отношению к методам регулирования иных, непроцес-
•суальных правоотношений. В то же время он имеет некоторые
особенности при регулировании отдельных частей юрисдик ционного (арбитражного) производства18. В частности, специ фикой обладает регламентация разрешения хозяйственных опоров.
Такова общая характеристика методаправового регулиро
вания. В каком же .соотношении находится он с гражданской
процессуальной формой рассмотрения и разрешения хозяйст венных споров арбитражем?
По мнению С. Н. Абрамова, формой является установлен ный законом порядок осуществления судебной деятельно
сти 19. Н. А. Чечина считает ею совокупность установленных
или санкционированных законом правил, регулирующих поря док осуществления правосудия и деятельности каждого уча
ствующего в деле лица20. Следовательно, понятие процессу
ального метода и гражданской процессуальной формы близки,
но не тождественны. Форма как определенный порядок вто
рична по отношению к методу. Она есть следствие правового
регулирования. Процессуальная форма именно потому и явля
ется правовым явлением, что она уже создана, и вся деятель
ность участников производства урегулирована нормами права.
18 А. А. Мельников утверждает, что метод правового ‘ регулирования имеет особенности в каждом из видов судопроизводства. Но так как автор считает предметом процессуально-правового регулирования гражданский процесс в целом, то получается, что предмет и метод правового регулиро вания являются тождественными понятиями, с чем нельзя согласиться (см. его указ, работу, с. 80, 90). Существование в одном процессе разных видов судопроизводства есть проявление специфики не метода, а гражданской процессуальной формы.
19 См.: Абрамов С. Н. Гражданский процесс. Μ., Юриздат, НКЮ
СССР, 1948, с. 5.
20 См.: Чечина Н. А. Норма права и судебное решение. Изд-во ЛГУ, 1961, с. 24—25.
125