Файл: Железнов, Ю. Д. Статистические исследования точности тонколистовой прокатки.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 88

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

параметрами уравнения (ИЗ), т. ё. матрицами коэффициен­ тов ajk, bjk, сjit, dji и вектором транспортных запаздываний е~рх. Все эти коэффициенты можно считать управляющими параметрами. Каждый из них представляет собой известную функцию конструк­ тивных параметров стана (жесткости клетей и главных приводных линий, маховые массы, диаметры валков и барабанов моталок, нерегулируемые параметры систем автоматического управления и т. п.) и технологических параметров прокатки. Технологические параметры прокатки, т. е. параметры настройки стана, полностью определены вектором Y средних по времени координат системы (распределение обжатий, натяжений, давлений, моментов, скоро­ стей и т. п.).

Технологические параметры не являются независимыми. Связь между ними дается уравнениями статики. Так, среднее давление прокатки определяется, если известны свойства полосы, входная и выходная толщины и натяжения. Уравнения статики, т. е. связи между параметрами настройки в виде

Ф /(К , Х) = о,

(117)

легко получить из уравнений (109) динамики стационарного про­ цесса [время t явно не входит в уравнения системы (109)], если подставить в них средние по времени значения координат и внеш­ них воздействий, а скорости изменения координат приравнять нулю, т. е. yk (t) = yk (t + rk) = yk, Xj (t) = xh yk {t) = 0.

Система связей (117) в общем случае нелинейна относительно конструктивных параметров и параметров настройки. Смысл свя­ зей (117) становится понятным, если учесть, что в качестве коор­ динат в систему (109) могут входить одновременно, например, толщины, натяжения и давления. В то же время эти величины свя­ заны между собой. Исключить подобные связи еще в процессе написания системы (109), во-первых, не всегда удобно, а во-вто­ рых, иногда и нецелесообразно, так как при явном исключении координат из системы (109) теряется и информация об их колеба­ ниях во времени.

Управляющие параметры входят не только в амплитудночастотные характеристики системы, но и в функции спектральной плотности входных возмущений. Так, колебания толщины под­ ката заданы по длине рулона, а не по времени. При этом увеличе­ ние скорости входа полосы в стан смещает функцию спектральной плотности возмущения в область более высоких частот. Аналогично обстоит дело и с другими возмущениями (биением валков, шпин­ делей, рулона моталки), так как они заданы не во времени, а по углу поворота соответствующих механизмов. В связи с этим опти­ мальную скорость прокатки можно выбрать при сопоставлении функций спектральной плотности с амплитудно-частотными харак­ теристиками системы по определенным каналам, добиваясь сме­ щения наиболее существенных пиков St (со) в область низких передаточных Коэффициентов на кривой Alk (со).

90


При оптимизации настройки стана управляющими параметрами являются технологические параметры. При оптимизации системы на стадии проектирования можно варьировать как технологиче­ скими, так и конструктивными параметрами; при этом крите­ рий (115) должен быть обобщен на случай прокатки нескольких типоразмеров полос с учетом их удельного веса в сортаменте.

При поиске минимума целевой функции, кроме связей (117), следует учесть дополнительные ограничения и связи, выражающие специфические требования технологии, условия физической реали­ зуемости и безаварийной работы оборудования.

Сформулированная задача оптимизации в целом является за­ дачей нелинейного программирования.

3. Модель клети

а. Технологические звенья

В настоящее время имеется большое количество методик, по­ зволяющих определить давление металла на валки, момент про­ катки и опережение. Любая из них основана на задании двух экспериментальных констант: предела текучести ат и коэффи­ циента трения р. Все известные методики расчета энергосиловых параметров разделяются на две основные группы по двум различ­ ным механическим моделям контактного трения. В первой группе методик (А. И. Целиков, А. А. Королев, Р. Хилл и др.) контакт­ ная сила трения тк определяется по закону Кулона:

тк ^ !'(>,

где р — нормальное контактное напряжение.

Во второй группе (А. И. Целиков, А. П. Чекмарев, В. Н. Выдрин, Э. Зибель, Р. Симс и др.) контактная сила трения прини­ мается постоянной по длине контактной поверхности. Чаще всего ее выражают в виде доли от предела текучести тк = рстт.

При тонколистовой холодной прокатке лучшие результаты дают методики первой группы. При горячей прокатке обычно ис­ пользуют методики второй группы.

При горячей прокатке большое значение имеет правильный выбор температурной модели. Анализ соответствующих методик [18, 19] расчета температуры по клетям непрерывного стана по­ казал, что ошибка расчетов достаточно велика. Погрешности воз­ никают из-за того, что невозможно определить коэффициенты теплопередачи, так как значения их сильно зависят от конкрет­ ных условий, существующих на данном стане, и плохо поддаются теоретическому расчету. Кроме того, приходится ограничиться только наиболее существенными статьями расхода и прихода тепла.

Точность температурной модели может быть существенно уве­ личена за счет коррекции по опытным данным.

91


Нами для непрерывного стана 2000 горячей прокатки разра­ ботана такая модель, в которой учтены четыре статьи расхода и прихода тепла на стане: лучеиспускание, конвекция, теплоотдача валкам, работа деформации. В соответствующие формулы входили четыре коэффициента теплопередачи: c lt с2, с3 и с4, требующие уточ­ нения.

На действующем стане провели пассивный эксперимент, при котором фиксировали все параметры, входящие в температур­

ную модель стана, в том числе температуру на входе в стан ^н.оП и выходе из стана /к.оп.

По температурной модели, зная tH.on и другие параметры про­ катки, определяли температуру на выходе из стана £к.мод. Мас­ сив рассчитанных данных tK,мод сравнивали с массивом экспери­

ментальных данных fK.onВычисляли среднеквадратичное от­ клонение

Уточнение коэффициентов сх— с4 проводили двумя методами: методом спуска по градиенту и методом случайного поиска, для чего были разработаны соответствующие программы на ЭВМ «Минск-22». Оба метода дали примерно одинаковые результаты. Коррекция позволила получить оценку для о не выше 10 град. При вычислениях без коррекции а = 180 град.

По экспериментальным данным определяли и величину коэф­ фициента трения ц. В каждой клети стана фиксировали пара­ метры прокатки и давление металла на валки по месдозам. По формулам давления методом итерации подбирали такое ц,-, ко­ торое давало бы совпадение расчетного давления с опытным.

Таким

образом,

получили

массив p,(..

Одновременно вычисляли

ljh xi,

где —

расчетная

длина дуги захвата, так как предпо­

лагалось искать зависимость вида р. =

ц 0 + \i1l/h1.

|’Имея массивы рг и IJh^ обычными

методами регрессионного

анализа получили оценку коэффициентов р 0 и р(-, их доверитель­ ные интервалы и остаточную дисперсию от линии регрессии.

Большое значение имеет правильный выбор модели для опре­ деления величины сопротивления деформации. Анализ основных направлений механики ползучести — теорий старения, течения, упрочнения, наследственности применительно к процессам обра­ ботки металлов давлением — показывает, что наиболее приемле­ мой для горячей прокатки является теория наследственной пол­ зучести, в основе которой лежит уравнение последействия Больц­ мана— Вольтерра— Работнова. При холодной прокатке общепри­ нятой является модель жесткопластичной, изотропно-упрочняю- щейся среды. При тонколистовой холодной прокатке для каждой клети технологические звенья описываются уравнениями ста­ тики (ПО). При горячей прокатке эти уравнения должны, кроме

92


того, учитывать изменение температуры, истинного предела те­ кучести и ширины:

 

 

 

Р =

Р (Ад,

Ль Т0, Ти ат0,

<0, иь Во, fij),

 

(118)

 

 

М =

М (А0;

Ль Т0) Гь сгт0,

tg>

vIt

В0,

В]),

 

(Н9)

 

 

 

=

s o ( йо>

 

^о, Гь ат0)

 

<0,

 

 

fl0,

В[),

 

(120)

 

 

*1 = *1 (/г0) Aj,

Гд, Гь 0тО,

/0,

иь В0,

В!),

 

(121)

 

 

°т1 =

ат1 ( Ло>

*1, Т0, Тъ ат0,

t0, иь

В0,

В,),

 

(122)

 

 

 

=

s i ( Ло>

 

Гд, 7^,

а^, 10,

0Ь В0),

 

(123)

где ат0, ат1 —

предел текучести на входе в клеть и выходе из нее;

to,

t\ — температура

на входе

 

в клеть и выходе из нее;

В 0,

 

— ширина полосы на входе в клеть и выходе из нее;

После

5 о — среднее

установившееся

значение

опережения.

линеаризации

имеем:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Д Р =

дР

ДЛ0

 

дР

 

 

 

4Г°

 

аР | &

 

Дстт

 

dh„

 

 

3/ц 4Л‘ + Ж

 

37\

Д 1 +

дат0

 

 

 

 

дР

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

дР

 

 

 

 

 

 

4

dt0 Л/о + ^ Д * 1

 

 

Дв0 4

 

3Bj

АВх;

 

 

 

 

 

 

 

 

зм

Д(

,

зм

АТ

 

ЗМ

 

 

 

4 М -

ж

- 4‘ «-

3/ц

ДАХ4-

ЗГ„

ДТ„

 

ЗГ,

ДГ]. 4

 

зм

 

.

,

зм

.,

,

зм

.

 

,

зм

. „

.

зм

 

 

 

Зет.

Дстто +

-Qf

А<0+ -яД“

Аих +

ЗВ0

ДВ0 4

я5~ АВ];

 

 

 

 

 

 

 

Згц

 

 

 

 

 

ЗВХ

 

 

4S>—

 

 

 

 

Д/г

I

 

 

ДТ

 

I

 

АТ

 

1

 

 

 

ЖГ Aftl + "377 ДГ° + аТГ

1 +

I

Дгт I

А/ I

 

Ди

+

Дато 4

“яТ- А‘ о 4

-д— Д^1

 

 

dta

3гц

 

I

АВ

]

АВ

h ~яБ~

ДВ0

г -дБ— ДВх,

 

ЗВ0

 

 

ЗВ!

 

 

М, =

dix

ДЛ„

г

att

.. .

di,

 

АТ,

 

 

АГх 4

 

- 4 -

3Aj

Д/ц 4

 

37\

 

 

 

ЗЛ„

 

 

 

ЗГ0

 

 

 

 

I

V11 .

 

-д7-Д<о-Ь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

Зстт0

Аа.то ■

3t)j

 

 

ODq

 

 

 

 

 

 

 

 

dtg

 

'

 

 

 

 

 

 

 

 

Астт

 

& J t i

a i

I a<JT l

u

I d °

n

a T

I

3 f f T i

 

.

 

 

 

0 + ^

1 + “5t7

0 + ^ гГ

 

1 +

 

 

 

 

 

4

^ T l * „

I

a<JT l

 

f 1

Э<7Т1

,,

I

a q T l

P

|

 

^ CTT1

D .

 

Aax04

^

A<o 4

^

A»!+

dB<}

AB04

 

afli

ABX,

93


t e l

дА ,

Jfil. ДГ

dB,

AT,

dB,

Aa.to

ASl “ Ж " A/I° ttoj

1

<эг„ Л/П

dT,

дота

dB,

Atu + d^ A v , -

dB,

A S 0 ,

 

 

dt„

dB0

 

 

При тонколистовой холодной прокатке изменением темпера­ туры, уширением и влиянием скорости деформации на предел текучести металла обычно пренебрегают.

Скорость полосы на выходе из клети

v, = (1 + S) ЯсоВ1

или в приращениях

Av, = (1 + S) R Дсо„ + AStoR,

где v — окружная скорость валка.

Уравнения (118)— (123) должны быть дополнены уравнением постоянства секундного объема:

,. dV

vj i о — vih i =

>

или в приращениях

vu Ah0-|- h„ Avavх Ah, — h, Av, =

d AV

dt

Заменяя дугу валка параболой, приближенно можно опре­ делить

К + 2 h,

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

Поскольку V =

 

V (1г0, h „ Т 0, Т „

as0,

t0, v „

В 0, В,),

то

AV = 4 ^ -

Ah

0

:

dV

^u , dv

Л Т

dV

, dv

*

dli.

 

dh,

dT,

AT°

dT, АГ1^ Ж Г Аато +

,

dV

А/

 

 

 

 

 

+

"d/7 Л/°

 

 

 

 

 

Уравнение постоянства секундного объема для зоны опере­ жения:

,ь _ dVy

Vy Ilf -------- Щ )

где у — нейтральный угол;

Vy— объем зоны опережения.

После несложных выкладок получим уравнение для опереже­ ния, учитывающее динамику очага деформации:

С 5

1

d V y

 

°~ vT ~зг

94