Файл: Железнов, Ю. Д. Статистические исследования точности тонколистовой прокатки.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 71
Скачиваний: 0
сталь, значения же фактической поперечной разнотолщинности представляют собой усредненные экспериментальные данные. Из таблицы видно, что для исправления волны и короба в преде лах допусков по ГОСТу достаточно незначительно уменьшить поперечную разнотолщинность. Совершенно очевидно, также и то, что весьма малые колебания поперечной разнотолщинности могут привести к значительному искажению формы и к браку. Все сказанное касается и серповидности. Для полос шириной меньше 600 мм исправление или возникновение серповидности в пределах ГОСТа обеспечивается колебаниями разнотолщинно сти, также на порядок меньшими ее фактического значения. Для полос шире 600 мм появление серпа связано с несколько большими изменениями разнотолщинности от края к краю.
В установившемся процессе непрерывной тонколистовой про катки распределение по ширине полосы будет определяться, во-первых, суммарной неравномерностью деформации (вытяжек) по ширине в предыдущих клетях и, во-вторых, неравномерностью
скоростных условий |
по ширине полосы в зонах, прилегающих |
к очагу деформации. |
Кроме того, следует учитывать влияние |
на распределение натяжения соотношения линейных скоростей моталок и разматывателей, знакопеременных перегибов полосы вокруг тензометрических роликов при смотке и транспортировке полосы с натяжением.
Натяжения от неравномерности вытяжек по ширине полосы, являющиеся следствием пластической деформации, можно класси фицировать как остаточные. При этом, являясь функцией распре деления суммарных вытяжек по ширине полосы при прокатке в предшествующих клетях, они не зависят от положения рассма триваемого сечения в клетях и в межклетевом промежутке.
Напряжения, возникающие от несоответствия скоростей рас
пределению вытяжек |
по ширине полосы в зонах, прилежащих |
к очагу деформации, |
являются напряжениями, приложенными |
по контуру, и на основании известного принципа Сен-Венана должны затухать по мере удаления от места закрепления, так как на достаточном удалении от места закрепления способ закреп ления не оказывает влияния на распределение натяжений.
На основании этого можно полагать, что неравномерность напряжений от непостоянства скоростей затухает на удалении от очага, равном ширине полосы. Так как, например, расстояние между клетями непрерывного стана 1700 холодной прокатки равно 4000 мм, а ширина прокатываемых полос изменяется в ин тервале 1000— 1400 мм (т. е. в данном случае а ^ 3-^4), то можно принять следующий характер изменения эпюры натяжения на длине межклетевого промежутка: на выходе из /-той клети имеет место суммарная эпюра от неравномерности вытяжек, полученная при прокатке в клетях 1 , 2 . . . /, и от несоответствия распреде ления скоростей на выходе из /-той клети распределению вытя жек. Затем по мере удаления от очага деформации составляющая
206
от скоростей затухает и на расстоянии, равном В, остается эпюра, определяющаяся неравномерностью вытяжек. При приближении к (/ + 1 )-й клети начинает появляться составляющая от неравно мерности по ширине скоростей входа в (у + 1 )-тую клеть, и на очаг деформации (у + 1 )-той клети будет оказывать влияние сум марная эпюра от неравномерности скоростей входа по ширине
полосы и от неравномерности вытяжек, |
полученная при прокатке |
в клетях, предшествующих (у + 1 )-той |
клети. |
Ниже приводится теоретический метод расчета протяженности участков, на которых через эпюру распределения удельных натяжений сказывается неравномерность скоростей у выхода и входа очага деформации, и дается экспериментальная проверка указанного метода.
Рассмотрим влияние неравномерности, предшествующей пла стической деформации, выраженной через разницу вытяжек, на распределение остаточных напряжений и удельного натяжения
по ширине полосы. Выше было показано, |
что при В = const; |
AIJI — бр^/р. Полагая, что под действием |
приложенного натя |
жения происходит упругое выравнивание длин полосы в меж клетевом промежутке, можно записать
_ |
_А[х_ _ |
бр* |
( 206) |
^ У х |
I |
ц ’ |
где гу — относительная упругая деформация полосы в сече
нии х, необходимая для выравнивания длины в данном сечении со средним-по ширине значением.
Приняв, что полоса не потеряла устойчивости, и допуская отсутствие взаимного влияния соседних частей полосы друг на друга при упругом выравнивании длин, величину неравномерно сти удельного натяжения или остаточных напряжений можно определить по закону Гука
Ьо = г УхЕ . |
(2о7) |
Поскольку в реальном процессе влияние соседних частей ме талла (по ширине) имеется, то в формулу (207) следует ввести коэффициент а, учитывающий эту поперечную связь.
Расчеты, произведенные на основании теории пластин и обо лочек [50], показали, что в пределах ширины полос В = 800-т- ч-1500 мм и длин, соответствующих межклетевому промежутку, среднее значение коэффициента а составляет 1,10— 1,17 с макси мальным отклонением по ширине не более 1,68%. Для дальней ших расчетов принимаем а = 1,15. В результате получим
бстЛ= а-^£-£. |
(208) |
Цср
Формула (208) показывает, что неравномерности распределе ния удельных натяжений и упругих остаточных натяжений про порциональны и исключительно чувствительны к малейшим
207
проявлениям неравномер ности пластической деформа ции по участкам ширины по лосы (см. рис. 123 и 124).
Здесь бег* принято относи тельно участка ширины, где оост = 0 или где удельное натяжение сгУн равно сред нему натяжению сгу.н.с, т. е.
ау „с = TlBh.
Рис. 125. Определение остаточных на пряжений от неравномерности вы тяжки Ajx/p, изменяющейся по пара болическому закону
Неравномерность деформации по ширине полосы обусловлена прогибом и сплющиванием валков, станочной и тепловой профи лировкой, профилем подката. Все эти зависимости с достаточной степенью точности могут быть описаны кривыми второго и чет вертого порядка. Вследствие этого функция
бр = F [у (х), и (х), f (х), t (х), Н(х)],
являясь их результирующей, может быть представлена полиномом четной степени при условии симметричного распределения по ширине.
Это позволяет для случая волнистости и коробоватости описать
функцию би (х) квадратной |
или биквадратной параболами. |
Рис. 125 иллюстрирует схему |
для определения бр (В) и соответ |
ствующих остаточных напряжений для коробоватой полосы при
изменении бр (х) по квадратичному закону. |
от |
Суммарные значения удельных натяжений в полосе |
совместного действия дополнительных продольных напряжений сг0СТ и среднего уровня натяжений аср в первом приближении могут быть определены из следующего выражения:
ст2 = стост + а ср
по принципу суперпозиции при наложении полей напряжений.
Разницу |
удельных |
натяжений по |
участкам |
ширины х х |
и х г |
|
можно узнать |
из выражения |
|
|
|
||
б Р а д , |
= |
— а н = |
О о с т ^ — СТост*2 = |
^ Г Ц* 2" а Е |
= Г а Е ' |
(2 0 9 ) |
где 6pj.1X2 — разница продольных вытяжек по участкам ширины
х х и х 2.
208
5. Теория расчета профиля и формы полос в процессе тонколистовой прокатки
Исследование формирования геометрии и неравномерности натяжений по ширине полосы, проведенное на математической модели, позволило изучить влияние основных управляющих и возмущающих воздействий на параметры h, 8h и бег с получением развернутых по ширине функций всех этих величин. Однако в устойчивом процессе; как было показано на модели, характер распределения этих величин по ширине полос однотипен. Поэтому для практических расчетов основным параметром можно считать разницу удельных натяжений у края и середины полосы. Пред ставляется целесообразным разработать метод расчета, пригод ный для инженерной практики и не требующий использования больших вычислительных машин.
Рассмотренная ниже методика расчета отклонений указанных трех параметров полосы позволяет в приращениях относительно номинальной настройки стана количественно описать формирова ние геометрии и распределение натяжений по ширине при тонко листовой прокатке.
6ц |
6# |
6h |
|
[i |
Н |
h |
( 210) |
Уравнение (210) является |
частным |
случаем уравнения |
(187) |
и связывает все параметры, характеризующие геометрию без уширения'прокатываемой полосы: Н — исходную толщину; h — конечную толщину; бН — исходную поперечную разнотолщинность; бh — конечную поперечную разнотолщинность; бр, — раз ницу в вытяжках по рассматриваемым участкам ширины.
При определении влияния на форму полосы отклонения раз меров подката Н и 6# следует рассчитывать оба члена правой части уравнения (210). Расчет следует вести на основании зави симостей: Ah — f (АН, бН), 8h = / (бН, АН), так как отклоне ния АН и бН влияют на величину Ah и бh.
Влияние других параметров на форму полосы, при условии сохранения размеров на входе в клеть, определяется только вторым членом уравнения (2 10 ).
Ah рассчитывают на основании известных зависимостей All = = f (АР) [где АР — приращение давления прокатки от тех или иных воздействий (АН, AT, At, AQ) ] при Ad = 0 и Ah = / (Ad)
при Ad ф 0. Эти зависимости, представленные |
в табл. 56, полу |
|
чаются из совместного графического решения |
линии жесткости |
|
клети Р = / (d) и уравнения давления |
прокатки: |
|
P = f{H, h, В, т0, Г,. |
. . ). |
|
Для вывода зависимости 8h = f (Р, 8h, 8D) вводим понятие удельной условно распределенной жесткости клети на единицу ширины полосы. Это позволяет дифференцированно рассмотреть
14 ю . Д . Железнов |
209 |
Т а б л и ц а 56. Обобщённые аналитические
Фактор |
|
|
|
|
|
|
|
|
i |
APi |
Ah |
11 |
M |
|
|
M |
|
|
|
|
. - |
APd - |
APp |
|||
|
|
|
|
|
Jln |
|
JvtK |
|
AP |
АР |
|
|
AP |
|
|
||
|
|
AfK |
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
||
AT |
— a AT |
|
|
“ |
|
AT |
|
|
|
|
|
|
|
MK |
|
|
|
АЯ0 |
|
|
|
|
Kp |
AH |
|
|
|
|
|
|
|
xMK AH° |
|
||
Ad |
— Яр Ad |
|
|
Kp |
AJ |
|
||
|
—-гт— Ad |
|
||||||
|
|
|
|
|
Mn |
|
|
|
A6P0 |
2Яр Лс „ |
|
3 |
|
48"> |
|
||
|
Зх |
ДбЯп |
|
|
|
|||
A6DB |
2J P |
Z)6DB |
|
|
|
|
|
|
зависимости инженерного метода
Следствие
ДР.
Д6Л-Г = ------ |-Д6й,
Мрт
ВТ
ДР
Mgr
a AT
МкМРт
Кр АН0 кМкМдТ
KpAd
МпМрт
2Кр АбН0 |
М„А8Н0 |
3хМрт |
х (А*/с Н- Afn) |
2Kp A8Db |
Mic A8DB |
3MnMPT |
Mlc + Мч |
AQi |
|
< |
X |
|
ai; |
|
AO |
|
|
К |
|
AQi |
|
AQ! |
к |
+ |
к |
|
K |
|
X |
|
+ < ) м пм втр) |
M & |
|||||
|
X |
+ < |
X |
|
|
|||||||||
|
X |
AQ! |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
^кор |
|
^кор |
|
|
|
MKopAQ2 |
|
AQ2 |
|||||
О |
^ koP+ ai;cx |
|
|
|
|
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
td<© |
o P + |
Ai;c)A*ri |
A(3* |
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
K |
X |
+ |
< |
X |
X |
r |
|
||||
|
x |
д<?2 |
|
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
Параметры |
про |
|
|
|
|
fiftj -- |
< |
r |
' |
|
6/l«AIn |
|||
|
|
|
|
r |
^ |
х(УИ/с + |
Mn) |
|||||||
филя |
|
|
|
Л* = |
d° + |
ж |
|
|
|
|
|
bDBMic |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Mic + |
Ma |
|
П р и м е ч а н и е . Поперечная разнотолщинность без учета действия внешних частей.
расчета профиля и формы полос при тонколистовой прокатке
действия фактора I в приращениях
Д б й , = Д б hp + ( Д б / i j . - Д б Л р ) t |
|
V ^ h |
4 |
|
v |
' |
м „ „ |
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
вц |
|
|
|
АР |
|
|
|
|
АВ |
|
|
|
|
|
|
МBz |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
а АТ |
|
|
|
|
а АТ |
|
|
|
|
|
|
МКМРВ |
|
|
|
M A |
h |
|
||
|
|
_КрАЯо_ |
|
|
|
Кр АЯ0 |
|
||||
|
|
|
*а« |
2Х |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
КрМ |
|
|
|
Кр Ad |
|
|
||
|
|
|
MnMPBZ |
|
|
|
|
|
|
|
|
2КРД6Я„ |
+ |
|
Мп |
X |
Мп Д6Я0 |
|
Д6Я„ |
||||
|
и (М ;с + |
Мп) |
р |
|
|||||||
ЗхМ |
|
к (М/с + А^п) |
|
||||||||
BZ, |
|
X £Д6//0 |
|
|
|
2ЯР Д8Н0 |
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
2КрЬЬО в |
M ict,A6DB |
|
Mict, AbDB |
2Кр АбРд |
||||||
|
ЗММ |
|
м , + м п |
|
'(УИ,сС+ |
Л1п)/г+ |
3MnM^h |
||||
|
|
п"‘в |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
M>Qi |
£AQi |
|
?AQi |
|
|
AlKAQi |
|||
|
|
|
|
|
|
Afg^-A |
|
К |
+ |
< ) Л 1 Х йЛ |
|
|
Мкор AQ2 |
£ AQ2 |
|
£ AQ2 |
! |
|
Л^кор AQ2 |
||||
X |
+ O |
^ |
X |
|
|
|
X |
+ aQ |
MnMp h |
||
|
|
|
|
|
|
_6р^ = _8Po_ , д / |
\ |
||||
|
|
|
|
|
|
p |
|
P |
T |
l |
И |
210 |
H |
211 |
|