Файл: Даниелян, С. С. Эффективность оптимизации строительного производства. Проблемы, вопросы методологии, опыт.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 80
Скачиваний: 0
1 |
9 |
3 |
4 |
5 |
Георгиевский |
9,19 |
12,15 |
18,47 |
24,44 |
Изоби льненский |
5,93 |
6,17 |
6,55 |
6,81 |
Ипатовский |
2,77 |
2,77 |
2,77 |
2,77 |
Кочубеевский |
4,53 |
5,01 |
5,79 |
6,34 |
Красногвардейский |
5,47 |
6,74 |
9,24 |
11,38 |
Курский |
1,53 |
1,84 |
2,45 |
2,98 |
Левокумский |
2,36 |
2,60 |
2,95 |
3,25 |
Минераловодский |
5,03 |
6,30 |
8,86 |
11,15 |
Нефтекумский |
|
6,27 |
7,26 |
8,01 |
Новоалександровский |
5,68 |
|||
Петровский |
6,11 |
6,72 |
7,84 |
8,56 |
Предгорный |
8,83 |
8,83 |
8,83 |
8,83 |
Прикумский |
4,82 |
6,80 |
11,46 |
16,23 |
Зеленокумский |
4,59 |
5,24 |
6,43 |
7,65 |
Шпаковский |
3,77 |
4,22 |
4,36 |
5,21 |
Карачаево-Черкесия |
4,05 |
4,72 |
6,66 |
6,94 |
|
Производственная база сборного железобетона для сельского строительства использует для своих нужд лишь незначительную часть мощностей карьеров мелко го и крупного заполнителей. Поэтому при решении во просов размещения заводов необходимо для каждого из них определить наиболее эффективных поставщиков песка и щебня, а затраты на их производство и доставку учитывать в себестоимости сборных изделий.
По данным Северо-Кавказского геологического уп равления себестоимость 1 м3 щебня составляет 1,41—2,31 руб., гравия — 0,92—1,54 руб., песка — 0,62—094 руб. Ь связи со сложностью определения затрат на добычу в разрезе каждого поставщика в расчетах для всех карье ров был принят единый показатель: себестоимость пес ка — 0,95 руб-, щебня — 2 руб. на 1 м3При определении себестоимости заполнителей к ним добавлялись и транспортные расходы.
На основании полученных результатов для каждого возможного пункта размещения предприятий сборного железобетона в Ставропольском крае были найдены наи более эффективные поставщики и определены затраты на производство заполнителей (табл. 32).
109
Т а б л и ц а 32.
Затраты на добычу н перевозку заполнителей для изготовления бетона (руб.)
|
Минимальные |
затраты 1 |
Затраты |
на |
до |
|
Пункт размещения |
на перевозку |
1 м3 |
бычу и |
перевоз |
||
ку |
песка |
и |
щ еб |
|||
заводов |
|
|
ня |
для |
изготов |
|
песка |
щебня |
ления 1 м3 сбор |
|
|
ного |
железобе |
||
1 |
2 |
3 |
|
тона |
|
|
3 |
||
|
2-75 |
|
8-73 |
|
Благодарное |
3-27 |
|
||
Георгиевск |
1-50 |
2-66 |
|
7-10 |
Дивное |
3-42 |
3-05 |
|
9-26 |
Ессентуки |
2-25 |
2-57 |
|
7-61 |
Зеленокумск |
2-19 |
2-56 |
|
7-56 |
Изобильйое |
2-40 |
2-ЛЗ |
|
7-29 |
Ипатово |
3-21 |
2-99 |
|
9-00 |
Курская |
3-04 |
4-00 |
|
8-43 |
Левокумсное |
2-78 |
4-52 |
|
10-71 |
Минводы |
2-19 |
2-49 |
|
7-43 |
Невинномысск |
2-35 |
2-67 |
|
7-84 |
Новоалександровск. |
2-38 |
2-15 |
|
7-16 |
Прикумск |
2-29 |
2-67 |
|
7-79 |
Светлоград |
3-09 |
2-94 |
|
8-84 |
Ставрополь |
2-96 |
2-79 |
|
8-52 |
Как видно из данных таблицы, наиболее благоприят |
||||
ные условия для обеспечения заполнителями |
создаются |
в Георгиевске, Новоалександровске, Изобильном, Мине ральных Водах.
Значительным резервом повышения эффективности производственной базы сборного железобетона является рациональное решение вопросов перевозки сборных конструкций.
В настоящее время доставка материалов и конструк ции для сельских строек осуществляется автомобильны ми средствами или по смешанным схемам, где магист ральным видом транспорта является железнодорожный.
При использовании автомобильного транспорта мак симально сокращается объем погрузочно-разгрузочных работ и затрат на начально-конечные операции, а также потери материалов при их перевозке. Высокая скорость транспортировки и доставки материалов непрерывно в процессе выполнения строительно-монтажных работ поз воляет свести их запасы на строительной площадке к минимуму.
п о
Для перевозки сбоірного железобетона и стеновых материалов в сельской местности используются бортовые автомобили, автопоезда, различные виды прицепов и по луприцепов. Затраты на перевозку автомобильным транспортом зависят от типа подвижного состава и вида дорожного покрытия. В сельской местности Ставрополь ского края преобладают дороги грунтовые или с твер дым покрытием IV или V категории.
В соответствии с методикой, предложенной институ том комплексных транспортных проблем, по расходным
ставкам были проведены расчеты |
определения |
затрат |
|||
на 1 тонну груза |
различными |
автомобильными средст |
|||
вами.1 Полученные |
результаты |
показывают, |
что |
рост |
|
грузоподъемности |
является важным |
резервом |
повыше |
ния эффективности автомобильного транспорта. Особен но рационально использование большегрузных автомо билей при перевозке грузов на большом расстоянии. По этому необходимо повышать среднюю грузоподъемность автомобильного парка (рис. 20).
Недостатком автомобильных средств доставки гру зов являются более высокие, по сравнению с другими ви дами, затраты, зависящие от дальности перевозок. Это ограничивает использование автотранспорта при достав ке конструкций и материалов на значительные расстоя ния, тогда более эффективными становятся смешанные схемы перевозок.
В Ставропольском крае в качестве магистрального транспорта при смешанных перевозках может быть толь ко железнодорожный. При его использовании затраты на движенческие операции в 10 с лишним раз меньше, чем при использовании автомобильного транспорта. Од нако относительно большие расходы на начально-конеч ные операции, погрузочно-разгрузочные работы, достав ку грузов на станцию отправления и вызов в пункты по требления делают нерациональным использование же лезнодорожного транспорта при незначительном удале нии потребителей от поставщиков.
В этих условиях важной проблемой является опреде ление рациональных радиусов использования различных транспортных схем. Экономическая целесообразность то-
1 Методика раочетов и экономические показатели для рас
пределения перевозок между видами транспорта. М., «Транс порт», 1966.
111
f- u fc*
А
А
ГГ
VO
О
о
Е-
03
Св
к*5
X
«
о
ю
о
а
СУ
ct
Е-4
С
СО
о
CN
го или иного вида транспорта определяется размером максимально и минимально допустимого расстояния пе ревозки. Его величина будет определять ту границу, на которой затраты на перевозку будут одинаковы.
112
Сопоставление транспортных затрат при различных вариантах доставки показало, что при наличии подъезд ных путей на заводах-поставщиках иі доставке продук ции в пункты, имеющие железнодорожную связь, эконо мически целесообразная дальность автомобильных пе ревозок при средних дорожных условиях (IV категория дорог) составляет около 65—70 км. При отсутствии подъездного пути она увеличивается на 10—15 км.
На взаимодействие различных видов транспорта ока зывает существенное влияние расположение потребите лей относительно железнодорожных станций назначения. Увеличение расстояния перевозки от станции назначения до объектов на 5 км позволяет увеличить эффективность
автомобильных |
средств доставки на |
10—-12 км. |
Этот |
фактор имеет |
существенное значение |
для сельского |
|
строительства, |
где рассредоточенность |
объектов |
велика |
п среднее их удаление от железнодорожной дороги резко колеблетсяНапример, в ПМК.-552 этот показатель со ставляет около 60 км-, а в ПМК-98 — 28 км., ПМК-631
— 46 км.
Для смешанных схем перевозки сборного железобето на в районах Ставропольского края были определены усредненные расстояния удаления объектов от железно дорожных станций. Их величина учитывалась при опре делении транспортных затрат на перевозку сборных кон струкций в перспективных расчетах по рациональному размещению производственной базы (рис. 21).
§ 4. Методика определения оптимальной мощности предприятий и их размещение
Производственная база сельского строительства от носится к отраслям, для которых характерны следующие особенности:
1.Разнообразие возводимых объектов в сельской ме стности, которое делает узкую специализацию пред приятий сборного железобетона малоэффективной, э производственную базу •— однопродуктовой;
2.Рассредоточение преобладающей части потребляе мой продукции по территории обслуживания без ярко
выраженных пунктов сосредоточенного строительства;
3. Повышение роли транспортного фактора в связи с большой рассредоточенностью потребления, а также вы-