Файл: Гурьев, Д. В. Становление общественного производства.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 51
Скачиваний: 0
ных друг с другом верхттепалеолитилеской техники и человека современного типа. Сущ ность этого процесса заключалась в постепен ной конкретизации абстрактной социальной природы зачатков обеих частей — техники и человека — в ранних первобытных стадах. Техника и люди первобытного общества яви лись завершением этого длительного скачка, и как части исключительно сложного и раз нородного состава они отличались от соответ ствующих частей стад австралопитеков (в первую очередь своей социальной сущно стью).
Ведущую роль в становлении состава про изводства, по нашему мнению, должно было играть возникновение современных людей. Именно в процессе развития их как социаль ных существ, способных к универсальной предметной деятельности, вступлению в про изводственные отношения, и формировалась первобытная техника. Именно возникновение людей современного типа и означало, в ко нечном счете, появление общества как мно жества высокоразвитых в социальном отно шении индивидов. Не случаен, на наш взгляд, и тот факт, что, в отличие от становления техники, процесс формирования людей необ ходимо включал в себя и качественное изме нение их биологических, т. е. субстратных свойств.
В свете сказанного вызывает сомнение справедливость утверждений ряда специали стов о том, что «человек... стал человеком с того времени, как сделал первые орудия тру да», что едва начавший делать орудия инди-
240
вид «далеко ушел от своего животного предка и был «настоящим» человеком», а группа, в которую он входил, была ««настоящим» че ловеческим коллективом, естественно возник шей ранней формой человеческого обще ния» В этих утверждениях отчетливо видна переоценка только что возникавших людей и техники, как в субстратном, так и особенно в социальном отношении, игнорирование це лого периода в их развитии.
§ 3. Общая характеристика становления первобытной кооперации
Попробуем теперь, основываясь на изло женном материале, дать обобщенную харак теристику самого процесса становления коо перации.
Становление первобытной кооперации —
целостный процесс
Разбирая возникновение системы работ и состава кооперации, мы уже говорили о цело-1
1 См. Д. А. Крайнов. Некоторые вопросы станов ления человека и человеческого общества. Сб. «Ле нинские идеи в изучении истории первобытного общества рабовладения и феодализма», стр. 87; М. О. Косвен. Очерки истории первобытной культу ры. М., 1957, стр. 15, 24.
стном характере их становления. Анализ этой черты становления был бы не полон без выявления той огромной роли, какую играло в нем формирование экономических отноше ний и прежде всего отношений собственности. В самом деле, устойчивость и сила этих отно шений постоянно и все в возраставшей мере сплачивали, очевидно, членов первобытного стада в единое целое, следовательно, прида вали целостный характер и процессу его ста новления.
Отношения собственности есть единство противоположных взаимоисключающих друг друга сторон — субъекта и объекта собствен ности. Формирование субъекта собственно сти — производственного коллектива — мы уже ® основном проследили. Зарождение и развитие системы работ и связанных с ней общих потребностей членов стада не могли не вызывать такого же коллективного отноше ния их к условиям производства и созданным совместным трудом потребительным стоимо стям.
Одним из выражений становления коллек тива как субъекта собственности являлось рассмотренное нами выше разделение его на половозрастные группы. Мужчины-охотники и изготовители каменных и прочих орудий в процессе использования их вступали в такие отношения к ним, которые отличались от от ношений к этим орудиям других членов кол лектива, например женщин.
Одновременно, по-видимому, шел и про цесс формирования объекта собственности. Увеличение (хотя и медленное) числа при-
242
родных предметов, вовлекаемых в производи ст-во, постепенно расншряло круг объектов, к которым члены стада могли относиться как к своим.
Исследования стоянок и районов обита ния формировавшихся людей показывают, что в целом с развитием первобытного стада ассортимент и количество остатков от про дуктов питания увеличивается. Это служит косвенным доказательством того, что посте пенно происходил количественный рост объ ектов коллективной собственности. О качест венном прогрессе ее говорит, по мнению некоторых ученых, создание ранними мустьерцами общественных запасов пищи (в пеще рах Торральбе, Петесгеле, в гроте Обсервато
рии и др.).
О том же свидетельствует и обнаруженна археологами тенденция к возрастанию удель ного веса средств труда среди других объек тов собственности формировавшихся людей. Как правило, на ашельских стоянках орудий труда находят больше, чем в шелльских, а в мустьерских — больше, чем в ашельских. Так, в одной лишь мустьерекой пещере ЭтТабун найдены тысячи каменных орудий и их заготовок, что позволяет предположить, что ее жители делали запасы и орудий труда. «Несомненно,— отмечает английский архео лог Гордон Чайлд,— не все нижнепалеолити ческие орудия выделывались от случая к слу чаю, когда в них возникала необходимость. Напротив, имеются свидетельства того, что там, где в природе встречалось соответствую щее сырье, там заготавливали запасы отще-
243
пов и нуклеусов для будущего употребле ния» *.
Поскольку субъект и объект Собственно сти не существовали друг без друга, постоль ку становление их означало и становление отношений между ними, т. е. отношений соб ственности. Оно выражалось в развитии про цесса присвоения условий производства и его продуктов формировавшимися производст венными коллективами. Возникновение отно шений собственности проявлялось также в усилении их объективности, осознанности, общественной сути.
Коллективный характер зарождавшейся собственности был обусловлен, конечно, сла бостью возникавшего производства, которое не могло еще обеспечить самостоятельное су ществование семей и присвоение ими усло вий и продуктов производства. Но в то же время, как мы видели, этот характер ее опре делялся и самой общественной природой складывающейся системы работ и техники. Благодаря воздействию их даже индивиду альное присвоение членом стада произведен ного продукта приобретало общественный ха рактер.
Поэтому мы не можем согласиться с ут верждением М. В. Колганова о том, что при сваивание готовых продуктов исключает су ществование субъекта собственности и что лишь с появлением скотоводства и земледе лия, производства потребительных стоимо-1
1 В. Гордон Чайлд. Археологические документ по предыстории науки. «Вестник истории мировой культуры», 1957, № 1, стр. 30.
244
стей отношения пользования развились в от ношении владения, а затем и собственности 1. Такое утверждение фактически отвергает понимание первобытного общества как обще ственно-экономической формации и противо речит данным науки.
Хорошо известны многочисленные выска зывания К. Маркса и Ф. Энгельса (некото рые из них мы уже приводили в предыдущей главе) о наличии собственности в первобыт ном обществе и коллективном характере ее. Приведем здесь лишь одну мысль К. Маркса о том, что «история... показывает нам общую собственность... как более изначальную фор му,— форму, которая еще долго играет зна чительную роль в виде общинной собственно сти» 2,1 что «общая собственность на условия производства» являлась одной из основ пер вобытной кооперации3.
Новые факты из жизни самых отсталых племен и народов подтверждают эти выска зывания. Основываясь на тщательном иссле довании производства аборигенов Австралии и других отсталых народов, сопоставляя по лученные данные с производством у более поздних народов, в частности папуасов, Н. А. Бутинов, В. М. Бахта, В. Р. Кабо при шли к выводу, что первобытная община (а не род, как полагало до сих пор большинство авторов) с ее экономическими отношениями,
1 М. В. Колганов. Собственность. Докапитали
стические формации. М., 1962.
г К. Маркс п Ф. Энгельс. Соч., т. 46, ч. I, стр. 24. 3 См. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 23, стр. 346.
245
в том числе отношениями собственности, ха рактеризует сущность этих народов, ибо как раз она представляет собой «основной эконо мический институт... фокус социально-эконо мических отношений. Это естественно сло жившийся коллектив, наиболее естественная форма общественной жизни людей на заре их истории. Первобытная община является ос новным хозяйственным коллективом перво бытного общества, субъектом собственности на землю и естественные ресурсы» '.
Принимая во внимание сказанное, а так же положение о том, что «община возникла одновременно с возникновением самого чело веческого общества и была одной из первых форм социальной организации»12, можно вполне обоснованно утверждать, что уже в первобытном стаде должен был идти процесс формирования общины, а следовательно, и общинной собственности. Или, другими сло вами, процесс становления производства имел целостную природу.
Об этом же говорит и становление инте гративных свойств возникавшей кооперации. Уже в самом начале кооперация, по всей ви димости, обладала зачатками этих свойств — общественными потребностями, известным запасом знаний, длительностью существова ния (в противоположность скоротечности жизни ее членов) и др. Безусловно, с разви
1 В. Р. Кабо. Первобытная община охотников и собирателей (по австралийским материалам). Сб. «Проблемы истории докапиталистических обществ»,
стр. 264.
2 Там же, стр. 238.
246
тием системы работ и техники, с ростом це ментирующего влияния возникавших эконо мических отношений эти свойства также дол жны были развиваться, возрастать сила их воздействия на поведение формировавшихся людей. В то же время прогрессировали и за чатки органов управления, столь необходи мые при усложнявшейся совместной жизни
первобытных людей.
Итак, процесс становления кооперации невозможно свести к какой-либо одной ее стороне — средствам труда, телесному строе нию человека, трудовой деятельности и т. п. Исследование генезиса их, конечно, необхо димо, но представляет собой лишь первую ступень в изучении происхождения коопера ции как цельного образования и должно быть подчинено задачам ее анализа.
Становление первобытной кооперации —
позитивный, внутренне противоречивый процесс
Развитие кооперации, как мы видели, представляло собой созревание действитель ного ее начала, конкретизацию зачатков ее социальной сущности. Ведущую роль в этом процессе играло формирование системы тру довых деятельностей, что полностью подтвер ждает справедливость гениального положе ния Ф. Энгельса о том, что труд создал чело века.
247
Не трудно заметить, что именно этот, по зитивный в своей сущности, процесс, кото рый все более определял всю жизнедеятель ность первобытного стада, и выражал собой природу становления производства.
Вто же время становление кооперации характеризовалось не только возникновением нового, но и уничтожением ее начальной ста дии, т. е. ее действительного начала. Только преодолев собственную незрелость, первобыт ная кооперация могла постепенно развить свою социальность.
Входе развития кооперация взаимодейст вовала не только (со своим действительным
началом, но и с началом потенциальным — со стадом австралопитеков. И здесь главной стороной, как мы видели, была сторона пози тивная — сохранение и развитие тех черт, которые готовили появление кооперации. В отношении орудийной деятельности это вы ражалось в том, что трудовая деятельность сохранила предметный, орудийный характер, который и составлял базу ее социальной сущ ности.
Позитивный характер процесса становле ния кооперации в отношении стада австрало питеков заключался также в том, что орудий ная деятельность и предметные отношения все в большей степени регулировались и под чинялись целям первобытного коллектива.
Развитие социальной сущности первобыт ного стада в то же время означало ликвида цию потенциального начала кооперации: по степенно исчезала стадность, поведение особей все больше подчинялось не индивиду-
248
альным биологическим потребностям, а на рождавшимся социальным отношениям. Ору дийная деятельность и предметные от ношения становились более всеобщими, необходимыми, сложными. Ликвидация са мостоятельности стада австралопитеков зна меновала собой и уничтожение определяю щей роли биологических законов, в том числе естественного отбора, что, на наш взгляд, позволяет объяснить одну из причин видовой
неизменности людей.
Мы видим, что общество возникает в кон кретной форме, а не как общество вообще. Форма его определяется природой той пред посылки, из которой оно развивалось: обще ственная собственность на условия производ ства и элементы животного прошлого обусло вили возникновение именно первобытного производства с теми особенностями, которые
характерны только для него одного.
По нашему мнению, оценка первобытного стада Ю. И. Семеновым недостаточно точна. Правильно критикуя стремление ряда специ алистов отождествить стадо с первобытным родовым обществом, 10; И. Семенов делает вывод, что «сущность периода первобытного человеческого стада состоит не в том, что он является эпохой становления родового^ обще ства, а в том, что он представляет сооой пе риод становления человеческого общества, период скачка от биологического к социаль
ному»1
1 См. Ю. И. Семенов. Как возникло человечест во, стр. 28.
24!)