Файл: Гурьев, Д. В. Становление общественного производства.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 49
Скачиваний: 0
скую мощь последнего, его исключительную прогрессивность в отношении телесного стро ения и поведения, его способность к беско нечному социальному развитию на достав шейся генетической базе и достигнутом уров не морфологического строения Но почему и каким образом у формировавшихся людей развивались чисто человеческие черты телес ной организации (особенно мозга)?
Советские ученые единодушны в утверж дении, что решающая роль в этом развитии принадлежит социальному фактору. Но как труд или социальная организация (Г. П. Гри горьев) формировавшихся людей воздейство вали на развитие сапиентных черт их телес ного строения? Ответ на этот вопрос надо ис кать, по нашему мнению, в появлении нового, социального в своей сущности отбора, кото рый действовал в первобытных стадах.
Первобытное стадо, о чем мы раньше уже говорили, возникло как множество разнород ных в морфологическом и психологическом отношении индивидов, обладавших опреде ленной свободой поведения. Естественно, эти свойства оказывали влияние на характер их отношения к стаду и требовали повседневно го контроля со стороны коллектива за пове дением своих членов. Проблема соотношения целого и части в отмеченном плане характер-1
1 А. И. Быстров. Прошлое, настоящее, будущее человека. Л., 1957; Н. П. Дубинин. Философские и социологические аспекты генетики человека. «Воп росы философии», 1971, № 2; Я. Я. Рогинский, М. Г. Левин. Антропология. М., 1963.
232
на именно для множеств организмов, но не для отдельных организмов, так как их части и компоненты не обладают самостоятельно
стью поведения.
А это означает, по нашему мнению, что
первобытное стадо по отношению к своим членам изначально должно было играть роль среды! Образовавшееся в пределах популя ции новое, экологическое по своей сущности объединение индивидов в известном смысле противостояло им и выполняло роль среды по
отношению к их поведению.
Хорошо известно, что изменения природ ной среды могут вызывать определенные из менения в телесном строении и нормах реак ции организмов. Природа, в конечном счете, «отбирает» такие особи, которые лучше при спосабливаются к ее изменениям. Учитывая, что индивиды и первобытное стадо были вну тренне связаны друг с другом, можно гово рить об определяющем влиянии стада на сво их членов. Рассмотрим специфику этого вли
яния подробнее.
Как мы видели, первобытное стадо посто янно требовало от своих членов ежедневного полезного труда, установления деловых кон тактов и т. п. Очевидно, такие требования по мере развития производства непрерывно воз растали. Вполне возможно, что вследствие более медленного развития субстратных (природных) свойств членов стада по сравне нию с социальными поведение некоторых особей далеко не полностью соответствовало интересам коллектива. Поэтому перед перво бытным коллективом возникала задача при-
9 д. В. Гурьев |
233 |
вести в норму поведение своих членов. Сна чала, очевидно, стихийно, а затем с помощью развивавшихся органов управления коллек тив должен был постепенно освобождаться от индивидов, неспособных к более или менее систематическому труду, неумевших или не желавших подавлять свои инстинкты и по требности, которые были вредны для стада как целого.
В результате такого длительного, социаль ного по своим задачам и способам осуществ ления, отбора индивидов в первобытном ста де должны были сохраняться и размножаться те из них, которые по своим телесным и пси хическим свойствам, врожденным нормам ре акций более соответствовали требованиям об щестадной жизни.
Необходимо отметить еще одну особен ность разбираемого вида отбора: его целена правленность, определенность. Однозначный характер закономерного становления стада предполагал такой же характер изменений его как среды по отношению к отдельным ин дивидам (изменения же природной среды по отношению к организмам выступают как слу чайные). Поэтому социальный отбор связан
с постоянными однозначными требованиями
кбиологическим свойствам формировавших ся людей. Именно здесь, по нашему мнению, нужно искать причину (учитывая, конечно, что развивавшиеся люди имели одинаковый
исходный материал — стадо австралопите ков) примерной идентичности телесного строения Homo sapiens в самых различных районах планеты.
234
В любом развивающемся явлении из вза имодействующих противоположных сторон можно выделить ту, которая является веду щей, определяющей и выражает собой сущ ность данного явления. В нашем случае, как мы видели, сущность отбора членов перво бытного стада заключалась в социальной при роде последнего, в его объективных, общест венных требованиях к поведению своих чле нов, а следовательно, и к их телесным и психическим данным. Подобно тому как в труде работник в соответствии с обществен ной сознательной целью контролирует, регу лирует физиологические, физические и иные процессы, так и в процессе становления об щества сами формировавшиеся люди должны были сообща (прежде всего в производствен ной деятельности) регулировать биологиче ские процессы, в частности мутационную из менчивость, посредством стихийного или осо знанного устранения асоциальных членов коллектива. Но раз сущность рассматривае мого нами отбора в его социальности, раз биологическая сторона его есть лишь средст во осуществления ее, то данный отбор следу ет назвать социальным.
Итак, над обычным естественным отбо ром, обеспечивавшим формирование основ ных качеств человека как биологического су щества, как бы надстроился новый, социаль ный вид отбора, который обусловил развитие типично человеческих черт телесного строе ния и норм реакций.
Но что заставляло возникавших людей осуществлять этот отбор? Вполне очевидно,
9* |
235 |
что трудности существования заставляли их сплачиваться, организовывать свои действия. Но сама по себе эта сторона не в состоянии объяснить специфику формирования телесно го строения человека. И здесь на помощь при ходит открытое еще Ч. Дарвином понятие межгрупповой конкуренции и связанной с ней групповой формы отбора.
Как мы видели, процесс становления об щества представлял собой массовое явление: он протекал в множестве первобытных стад, живших в разных природных условиях. Вполне возможно, что в некоторых местах (например в той же Южной Африке) сосре доточивалось значительное число таких стад. Выживали те из них, в которых были крепче общественные связи, выше производитель ность труда, а следовательно, члены которых по своему телесному строению оказывались более способными к социальному поведению.
Таким образом, не просто зависимость первобытных стад от среды, а зависимость в условиях конкуренции, борьбы за пищу, под ходящее место стоянки и т. д. толкала их чле нов в направлении сапиентации (вместе, ра зумеется, с отмеченными ранее внутренними причинами: логикой развития производства, социальным и естественным отбором).
Нам представляется верной мысль Б. Ф. Поршнева о необходимости изучать от ношения нарождавшихся и только что сфор мировавшихся людей со своими предшест венниками, которые продолжали существо вать, а следовательно, конкурировать с ними за жизненные блага. Однако мы не можем со-
236
гласиться с его категорическим требованием «перенести, наконец, главное внимание с во проса о коренном отличии человека от его предка на вопрос о реальных отношениях человека с этим предком» и сделать исследо вание этого отношения главной проблемой антропогенеза1. Поступить так — значит пе ренести центр исследования возникновения социальных, экономических отношений вну три первобытных стад на изучение внешних экологических отношений их, которые совер шенно не выражают существа процесса со циогенеза, т. е., по существу, подменить внут
ренние противоречия внешними.
Несколько слов о соотношении тех рас смотренных нами факторов, которые были связаны с формированием телесного строе ния человека в эпоху первобытного стада. Вполне очевидно, что влияние социального отбора росло, ибо он выражал собой процесс становления социальности в целом, возраста ния ее роли по отношению к биологическому фактору. По мере завершения процесса ста новления общества необходимость социально го отбора становилась все меньше и меньше. И это понятно: субстратные свойства форми ровавшихся людей делались все более доста точными для развития их поведения в соци альном плане, и наступил, наконец, момент (с переходом первобытного стада в «готовое общество»), когда они создали возможность
1 См. В. Ф. Поршнев. О начале человеческой и тории. Сб. «Философские проблемы исторической науки». М., 1969, стр. 100.
237
бесконечного развития люден только как со циальных существ !.
Возникшая вместе с людьми уникальная по своему богатству генетическая информа ция, отмечает Н. П. Дубинин, обеспечивает возможность того, что «.в ближайшие тысячи лет социальный прогресс будет идти без на личия существенных изменений в генотипе человечества». Успехи генетики лишают ос новы мрачные пророчества буржуазных идео логов о биологическом вырождении человече ства. «Нет никакой генетической границы для человечества,— подчеркивает Н. П. Ду бинин,— при переходе которой культурное наследие может быть в данном поколении утеряно, приобретено, углублено или видоиз менено, даже при отсутствии воспитания. Мы не знаем границ для существующего потен циала культурного развития человека» 1.2
Все это означает, что видообразующее действие биологических факторов постепенно уменьшалось и с возникновением общества вовсе прекратилось: «Естественный отбор по терял в человеческой популяции роль веду щего фактора...» 3.
Подводя итоги характеристике становле
ния человека |
в эпоху первобытного стада, |
1 См. Я. Я. |
Рогинский, М. Г. Левин. Антрополо |
гия. М., 1963; Я. Я. Рогинский. Проблемы антропоге неза. М., 1969.
2 Я. П. Дубинин. Философские и социологиче ские аспекты генетики человека. «Вопросы филосо фии», 1971, № 2, стр. 63, 58.
3 Н. П. Дубинин. Философские и социологиче ские аспекты генетики человека. «Вопросы филосо фии», 1971, № 1, стр. 38.
238
следует подчеркнуть, что этот процесс был весьма сложен. С одной стороны, он представ лял собой формирование человека как^ соци ального существа, который в известной мере уже осознавал общие потребности и строил свое поведение, учитывая их. Результатом данного процесса явился нервооытный чело век, осознавший свою принадлежность к оощине, соблюдавший выработанные ею нормы
поведения и т. д.
С другой стороны, человек должен был формироваться и в биологическом отноше нии. Это происходило по чисто биологиче ским законам, однако под определяющим воз
действием социального фактора. Одновременное действие в процессе ста
новления человека и социальных и отологи ческих закономерностей не означало, как мы старались показать, существования каких-то смешанных, промежуточных закономерно стей типа биосоциальных. Нет, процесс раз вития определяли лишь социальные законы. Они «лепили» человека по своему образу и подобию, формируя в нем те черты телесного строения (на основе действия биологических законов), которые обеспечивали возможность социализации членов стада. Естественный же отбор действовал как бы на нижнем уровне, создавая общебиологическую основу социо генеза и дальнейшего развития общества.
**
*
Становление всего состава первобытного производства представляло собой процесс од новременного зарождения внутренне связан-
239