Файл: Гурьев, Д. В. Становление общественного производства.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 60
Скачиваний: 0
ния, играли в выполнении их все большую роль. Одно дело, например, появление маль ка из икринки и его независимое от родите лей развитие и совсем другое — развитие оранг-утана. В последнем случае отношения особей по добыванию пищи, обороне и т. д. играют огромную роль. Экология все больше пронизывает генеалогию, а последняя высту пает во все более сложной экологической форме, т. е. осуществляется через все более разнообразные действия и отношения особей по добыванию пищи, охране потомства, на
учению его К Отмеченное наукой взаимопроникновение
генеалогических и экологических отношений в популяциях высших животных также мож но рассматривать в качестве общей предпо сылки аналогичного, даже еще более тесного их единства, характерного для общества, но выражающегося в другой форме.
Стадность пак высший этап развития популяции
Для нашего исследования важно рассмот реть проблему роли развития семьи и возник новения стад высших животных в подготовке
появления общества.
Семья у высших животных представляет собой воплощение неразрывного единства ге-1
1 См. Я. А. Тих. Предыстория общества. Л., 1970,
стр. 103, 280, 285 и др.
70
неалогических и экологических отношений особей друг к другу. Первые являются осно вой семьи, осуществляют главную цель жиз недеятельности любой популяции — воспро изводство потомства. Вторые обусловливают выполнение этой цели посредством обеспече ния нормальной жизнедеятельности самих родителей (особенно самки) и потомства.
Именно экологическая деятельность и экологические отношения наиболее быстро меняются, прогрессируют и служат основой развития семьи. Не случайно «межсемейное соревнование выражается в борьбе за обеспе чение жизни потомства» '. Выживали и дава ла полноценное потомство прежде всего те семьи, в которых более эффективно была ор ганизована экологическая сторона жизни. У высших животных «различные формы ухода за потомством, его питание и обучение созда ют особые условия индивидуального разви тия» 2, т. е. обеспечивают такой важный мо мент прогресса популяции, как совершенст вование физических и психических свойств особи.
Эволюция не ограничивается только раз витием семьи, а приводит к объединению по следних. Оно вызывается прежде всего, оче видно, тем, что малочисленная семья, посто янно сталкиваясь с огромным числом разно образных опасностей, зачастую не может их преодолеть. Эта экологическая слабость се-1
1 И. И. Шмалъгаузен. Проблемы, дарвинизма,
стр. 221.
- 2 Там же, стр. 249.
71
мей и толкала их в ряде популяций на объе
динение.
Объединение семей в стада наблюдается лишь в тех популяциях, в которых имеются высокоразвитые особи, способные к разнооб разным деятельностям и отношениям, быст рой смене их в зависимости от обстоя тельств *. В этом смысле наши предки намно го превосходили остальных животных. Поэтому в суровых условиях существования, в борьбе с многочисленными хищниками, при небольшой плодовитости они смогли нор
мально размножаться.
Цели и сущность стадных отношений се мей и особей говорят о том, что стадо пред ставляет собой экологическое объединение. Это объединение не особей самих по себе, а их систем — семей. Оно создает общую эко логическую основу для совместного сущест вования, т. е. добывания пищи и обороны. Но отличаясь от предыдущих стадий развития популяции, стадо тем не менее не выходит из границ животного мира: ведь генеалогиче ская сторона через входящие в его состав семьи продолжает сохранять свои позиции. Другими словами, все известные стада жи вотных существуют ради выполнения глав ной цели — воспроизведения потомства. И никаких иных целей у них нет и быть не мо жет! Появление новых целей в стадах, как мы увидим ниже, и будет означать начало пе рехода к обществу.1
1 См. Н. А. Тих. Предыстория общества, стр. 23, 280, 283 и др.
72
Раз стадо есть объединение семей, зна чит, оно должно представлять собой целост ное, организованное образование. В процессе эволюции, отмечает К. М. Завадский, «все ус ложнялись формы внутривидовой дифферен циации и интеграции: вид становился все бо лее целостным образованием. С развитием высшей нервной деятельности возникали но вые типы внутривидовых отношений и цело стность вида еще более возросла: образова лись хорошо организованные стада с четко выраженной структурой, вожаками и т. и.» '.
Организованность стад проявляется в опо средованном отношении его членов к среде,
внекотором ограничении и разграничении их деятельностей и др. Наиболее ярко бросается
вглаза такая черта стадной жизни, как иерархический тип отношений членов стада, особенно у обезьян. Во главе стада находится вожак, которому подчиняются все остальные особи. Во время его отсутствия эту роль вы полняет другая обезьяна1.2 Как показывают многочисленные исследования стад обезьян, именно такая система отношений делает жизнь стада организованной. В результате многолетних наблюдений Н. Ю. Войтониса
идругих ученых над павианами и другими обезьянами было установлено, что как раз от
ношения соподчинения предотвращают дра-
1К. М. Завадский. К пониманию прогресса в ор ганической природе. .Сб. «Проблемы развития в при роде и обществе», стр. 118.
2См., например, Н. Ю. Войтонис. Предыстория
интеллекта. М,—Л., 1949.
73
Kit в стаде, являются биологическим принци пом объединения.
Возникновение стадности можно рассмат ривать как высший этап в развитии популя ций высших животных. Она есть развитие именно популяции, ибо сохраняет в себе ее генеалогическую сущность, завершает раз витие ее экологической стороны и вообще сохраняет весь механизм ее существования и развития. Об этом говорит, например, то, что стадное поведение закрепляется у особей в виде стадного инстинкта, т. е. в форме на следственно закрепленной видовой нормы ре акции, что оно подчинено действию естест венного отбора и т. д.
Стадо как высший этап развития популя ции отличается более высокой организован ностью, большим развитием экологического поведения. Многочисленные наблюдения по казали, что у обезьян «стадные отношения, сохраняя свое биологическое значение для выживания вида, выходят за рамки непо средственной зависимости от сексуальных, пищевых и оборонительных импульсов и пре вращаются в самостоятельную потребность» ’.
Как мы видели выше, именно законы раз вития популяции создали возможность пре вращения антропоидных обезьян в человека. Поэтому трудно согласиться с предположени ем Н. А. Амосова, что «анатомические осо бенности человека (в том числе и головного мозга.— Д. Г.) возникли в результате ряда
1 II. А. Тих. Стадная жизнь обезьян и средства их общения в свете проблемы антропогенеза. Авто реферат докторской диссертации. Л., 1950, стр. 32.
U
последовательных удачных мутаций, закреп ленных естественным отбором» Отвергая подобные представления об эволюции, И. И. Шмальгаузен писал: «...ни одна мута ция сама по себе не является этапом на пути эволюции. Процесс эволюции ни в коем слу чае нельзя себе представлять (как это дела ют защитники мутационной теории) резуль татом простого суммирования мутаций. Каж дая мутация подлежит сначала известному преобразованию и комбинированию под ру ководящим влиянием естественного отбора» 1.2
Очевидно, что человеческий организм (Homo sapiens) с его видовыми свойствами возникал не в единичных экземплярах, как это следует из позиции Н. М. Амосова, а явился плодом длительного развития популя ций одного из видов древних антропоидов.
Одной из магистральных линий развития популяции третичных антропоидов было со вершенствование ее структуры, развитие ее целостности, завершившееся появлением стадности, которая явилась одной из важней ших специфических предпосылок возникно вения первобытной кооперации, обществен ного труда.
Нам представляется недостаточно обосно ванным отрицание М. Б. Туровским какойлибо позитивной роли стадности наших ан тропоидных предков в возникновении обще ства. Он, например, пишет, что вид «не имеет
1 Н. М. Амосов. Моделирование мышления н психики. Киев, 1965, стр. 89,
2 И. II. Шмальгаузен. Проблемы дарвинизма,
стр. 183.
75
существенной связи со стадностью. Более то го, стадность не представляет собой даже ча стной характеристики вида и видообразова ния и не стоит в отношении необходимости с законом естественного отбора» ‘.
Разумеется, он прав в том, что по отно шению ко всему животному миру стадность не является всеобщим признаком. Но нас в данном случае интересует не весь животный мир, а его наиболее развитая часть, непо средственно предшествовавшая человечест ву. А в ней, как мы могли видеть, стадность является существенной стороной жизни мно гих высших животных и особенно антропои дов. Их виды, как совокупности популяций, связаны со стадностью. На линии развития животного мира, прямо ведущей к обществу, стадность непосредственно связана с естест венным отбором, а следовательно, и с эволю цией. Выживали и развивались в сторону че ловечества прежде всего те виды, в популя циях которых особи более эффективно взаимодействовали при обороне, добывании пищи и т. д. Ч. Дарвин, А. Эспинас, В. А. Ваг нер и многие другие ученые прекрасно виде ли неразрывную связь предшествовавших че ловечеству видов антропоидов со стадностью, рассматривали ее как важную предпосылку его возникновения.
G иных позиций отрицает роль стадности в появлении общества Ю. И. Семенов. Суть его концепции такова: раз предшествовав-1
1 М. Б. Туровский. Труд и мышление. М., 1963,
стр. 51.
7в
шие человечеству антропоиды — животные, а поведение любого животного индивида все цело определяется присущими ему личными инстинктами, потребностями, то, значит, и антропоидные предки людей и австралопите ки были «индивидуалистами», лишь время от времени объединявшимися для обороны и охоты. «Всякое животное,— пишет Ю. И. Се менов,— стремится удовлетворить свои н только свои инстинкты. Никаких других по требностей, кроме своих собственных, для животного не существует. По самой своей природе, по самой своей сущности животное является «индивидуалистом». В отношениях между животными безраздельно царит «зоо логический индивидуализм»» К
Несомненно, все поведение животных основывается только на биологических по требностях, оно запрограммировано видовой наследственной информацией в форме опре деленного набора врожденных, инстинктив ных реакций. Но правомерно ли все богатст во этих норм сводить только к «эгоизму» жи вотного? Думается, что нет.
Как мы могли убедиться, особь вовсе не существует сама по себе. И. И. Шмальгаузен, например, отмечает, что «жизнь особи у растений и у животных не имеет самостоя тельного биологического значения и охраня ется лишь постольку, поскольку она обеспе
чивает |
оставление |
потомства»12. Являясь |
|||
стр. |
1 Ю. |
И. |
Семенов. |
Как возникло |
человечество, |
89. |
И. |
Шмалъгаузен. Проблемы |
дарвинизма, |
||
стр. |
2 И. |
||||
99. |
|
|
|
|
77
проявлением наследственного субстрата попу ляции, любой ее член в процессе своего вза имодействия со средой обеспечивает совмест но с другими выполнение главной, по суще ству общей задачи — сохранение данной по пуляции в ее борьбе с другими популяциями и видами.
Выполнение этой сверхзадачи существо вания особи, как мы только что видели, наи более выпукло обрисовывается в стадах выс ших животных (особенно антропоидов) r форме разнообразных совместных действий по обороне, воспитанию и охране потомства и др. Стадность, следовательно, не вынуж денный «привесок» к «индивидуализму» выс ших животных, а необходимая существенная сторона развития их популяций.
Очевидно, что процесс превращения об щих предпосылок возникновения производст ва в специфические представлял собой про должение генеральной линии прогресса био логического мира в сторону людей, его следующий этап и выражался в дальнейшей конкретизации, развитии общих предпосы лок.
Факты показывают, что процесс очелове чивания антропоидов начался десятки мил лионов лет назад — во второй половине тре тичного периода (миоцен и плиоцен), когда на обширной территории планеты (южная половина Азии и значительная часть Афри ки) в разнообразных (преимущественно тро пических и субтропических) условиях обита ло множество видов обезьян, в том числе и высших. Среди них ученые выделяют таких
78
(проконсулы, ореопитеки, кениапитеки, рамапитеки), которые, возможно, жили и на де ревьях и на земле и представляли собой на чало формирования таких черт телесного строения и поведения позднетретичных ан тропоидов, которые непосредственно готови ли появление первых людей 1.
Но как мог осуществляться этот процесс в условиях тропического климата, когда боль шая часть удобного для обезьян ареала оби тания была занята густыми лесами? Ведь в таких условиях, во-первых, не могли возник нуть биологически мощные, многочисленные популяции, в которых осуществлялся бы про цесс перерастания общих предпосылок в спе цифические. Огромное разнообразие видов животных в тропиках при ограниченных в общем и целом запасах энергии и питатель ных веществ необходимо приводит к умень шению численности популяций и видов, а следовательно, и к ослаблению главного дви жущегося фактора эволюции — внутривидо вого соревнования особей в овладении жиз ненными средствами.
И наоборот, резко возрастает межвидовая конкуренция, прямое истребление сравни тельно малочисленных популяций и видов хищниками и паразитами. «Сочетание этих неблагоприятных факторов — малой напря
1 См. В. П. Якимов. Адаптивная радиация выс ших обезьян в третичном и начале четвертичного периода. М., 1964; М. И. Урысон. Некоторые пробле мы антропогенеза в свете новых палеоантропологпческих открытий. «Антропология 1969. Итоги нау ки». М., 1970, стр. 65—88.
79