Файл: Гурьев, Д. В. Становление общественного производства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 60

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ния, играли в выполнении их все большую роль. Одно дело, например, появление маль­ ка из икринки и его независимое от родите­ лей развитие и совсем другое — развитие оранг-утана. В последнем случае отношения особей по добыванию пищи, обороне и т. д. играют огромную роль. Экология все больше пронизывает генеалогию, а последняя высту­ пает во все более сложной экологической форме, т. е. осуществляется через все более разнообразные действия и отношения особей по добыванию пищи, охране потомства, на­

учению его К Отмеченное наукой взаимопроникновение

генеалогических и экологических отношений в популяциях высших животных также мож­ но рассматривать в качестве общей предпо­ сылки аналогичного, даже еще более тесного их единства, характерного для общества, но выражающегося в другой форме.

Стадность пак высший этап развития популяции

Для нашего исследования важно рассмот­ реть проблему роли развития семьи и возник­ новения стад высших животных в подготовке

появления общества.

Семья у высших животных представляет собой воплощение неразрывного единства ге-1

1 См. Я. А. Тих. Предыстория общества. Л., 1970,

стр. 103, 280, 285 и др.

70

неалогических и экологических отношений особей друг к другу. Первые являются осно­ вой семьи, осуществляют главную цель жиз­ недеятельности любой популяции — воспро­ изводство потомства. Вторые обусловливают выполнение этой цели посредством обеспече­ ния нормальной жизнедеятельности самих родителей (особенно самки) и потомства.

Именно экологическая деятельность и экологические отношения наиболее быстро меняются, прогрессируют и служат основой развития семьи. Не случайно «межсемейное соревнование выражается в борьбе за обеспе­ чение жизни потомства» '. Выживали и дава­ ла полноценное потомство прежде всего те семьи, в которых более эффективно была ор­ ганизована экологическая сторона жизни. У высших животных «различные формы ухода за потомством, его питание и обучение созда­ ют особые условия индивидуального разви­ тия» 2, т. е. обеспечивают такой важный мо­ мент прогресса популяции, как совершенст­ вование физических и психических свойств особи.

Эволюция не ограничивается только раз­ витием семьи, а приводит к объединению по­ следних. Оно вызывается прежде всего, оче­ видно, тем, что малочисленная семья, посто­ янно сталкиваясь с огромным числом разно­ образных опасностей, зачастую не может их преодолеть. Эта экологическая слабость се-1

1 И. И. Шмалъгаузен. Проблемы, дарвинизма,

стр. 221.

- 2 Там же, стр. 249.

71


мей и толкала их в ряде популяций на объе­

динение.

Объединение семей в стада наблюдается лишь в тех популяциях, в которых имеются высокоразвитые особи, способные к разнооб­ разным деятельностям и отношениям, быст­ рой смене их в зависимости от обстоя­ тельств *. В этом смысле наши предки намно­ го превосходили остальных животных. Поэтому в суровых условиях существования, в борьбе с многочисленными хищниками, при небольшой плодовитости они смогли нор­

мально размножаться.

Цели и сущность стадных отношений се­ мей и особей говорят о том, что стадо пред­ ставляет собой экологическое объединение. Это объединение не особей самих по себе, а их систем — семей. Оно создает общую эко­ логическую основу для совместного сущест­ вования, т. е. добывания пищи и обороны. Но отличаясь от предыдущих стадий развития популяции, стадо тем не менее не выходит из границ животного мира: ведь генеалогиче­ ская сторона через входящие в его состав семьи продолжает сохранять свои позиции. Другими словами, все известные стада жи­ вотных существуют ради выполнения глав­ ной цели — воспроизведения потомства. И никаких иных целей у них нет и быть не мо­ жет! Появление новых целей в стадах, как мы увидим ниже, и будет означать начало пе­ рехода к обществу.1

1 См. Н. А. Тих. Предыстория общества, стр. 23, 280, 283 и др.

72

Раз стадо есть объединение семей, зна­ чит, оно должно представлять собой целост­ ное, организованное образование. В процессе эволюции, отмечает К. М. Завадский, «все ус­ ложнялись формы внутривидовой дифферен­ циации и интеграции: вид становился все бо­ лее целостным образованием. С развитием высшей нервной деятельности возникали но­ вые типы внутривидовых отношений и цело­ стность вида еще более возросла: образова­ лись хорошо организованные стада с четко выраженной структурой, вожаками и т. и.» '.

Организованность стад проявляется в опо­ средованном отношении его членов к среде,

внекотором ограничении и разграничении их деятельностей и др. Наиболее ярко бросается

вглаза такая черта стадной жизни, как иерархический тип отношений членов стада, особенно у обезьян. Во главе стада находится вожак, которому подчиняются все остальные особи. Во время его отсутствия эту роль вы­ полняет другая обезьяна1.2 Как показывают многочисленные исследования стад обезьян, именно такая система отношений делает жизнь стада организованной. В результате многолетних наблюдений Н. Ю. Войтониса

идругих ученых над павианами и другими обезьянами было установлено, что как раз от­

ношения соподчинения предотвращают дра-

1К. М. Завадский. К пониманию прогресса в ор­ ганической природе. .Сб. «Проблемы развития в при­ роде и обществе», стр. 118.

2См., например, Н. Ю. Войтонис. Предыстория

интеллекта. М,—Л., 1949.

73


Kit в стаде, являются биологическим принци­ пом объединения.

Возникновение стадности можно рассмат­ ривать как высший этап в развитии популя­ ций высших животных. Она есть развитие именно популяции, ибо сохраняет в себе ее генеалогическую сущность, завершает раз­ витие ее экологической стороны и вообще сохраняет весь механизм ее существования и развития. Об этом говорит, например, то, что стадное поведение закрепляется у особей в виде стадного инстинкта, т. е. в форме на­ следственно закрепленной видовой нормы ре­ акции, что оно подчинено действию естест­ венного отбора и т. д.

Стадо как высший этап развития популя­ ции отличается более высокой организован­ ностью, большим развитием экологического поведения. Многочисленные наблюдения по­ казали, что у обезьян «стадные отношения, сохраняя свое биологическое значение для выживания вида, выходят за рамки непо­ средственной зависимости от сексуальных, пищевых и оборонительных импульсов и пре­ вращаются в самостоятельную потребность» ’.

Как мы видели выше, именно законы раз­ вития популяции создали возможность пре­ вращения антропоидных обезьян в человека. Поэтому трудно согласиться с предположени­ ем Н. А. Амосова, что «анатомические осо­ бенности человека (в том числе и головного мозга.— Д. Г.) возникли в результате ряда

1 II. А. Тих. Стадная жизнь обезьян и средства их общения в свете проблемы антропогенеза. Авто­ реферат докторской диссертации. Л., 1950, стр. 32.

U

последовательных удачных мутаций, закреп­ ленных естественным отбором» Отвергая подобные представления об эволюции, И. И. Шмальгаузен писал: «...ни одна мута­ ция сама по себе не является этапом на пути эволюции. Процесс эволюции ни в коем слу­ чае нельзя себе представлять (как это дела­ ют защитники мутационной теории) резуль­ татом простого суммирования мутаций. Каж­ дая мутация подлежит сначала известному преобразованию и комбинированию под ру­ ководящим влиянием естественного отбора» 1.2

Очевидно, что человеческий организм (Homo sapiens) с его видовыми свойствами возникал не в единичных экземплярах, как это следует из позиции Н. М. Амосова, а явился плодом длительного развития популя­ ций одного из видов древних антропоидов.

Одной из магистральных линий развития популяции третичных антропоидов было со­ вершенствование ее структуры, развитие ее целостности, завершившееся появлением стадности, которая явилась одной из важней­ ших специфических предпосылок возникно­ вения первобытной кооперации, обществен­ ного труда.

Нам представляется недостаточно обосно­ ванным отрицание М. Б. Туровским какойлибо позитивной роли стадности наших ан­ тропоидных предков в возникновении обще­ ства. Он, например, пишет, что вид «не имеет

1 Н. М. Амосов. Моделирование мышления н психики. Киев, 1965, стр. 89,

2 И. II. Шмальгаузен. Проблемы дарвинизма,

стр. 183.

75


существенной связи со стадностью. Более то­ го, стадность не представляет собой даже ча­ стной характеристики вида и видообразова­ ния и не стоит в отношении необходимости с законом естественного отбора» ‘.

Разумеется, он прав в том, что по отно­ шению ко всему животному миру стадность не является всеобщим признаком. Но нас в данном случае интересует не весь животный мир, а его наиболее развитая часть, непо­ средственно предшествовавшая человечест­ ву. А в ней, как мы могли видеть, стадность является существенной стороной жизни мно­ гих высших животных и особенно антропои­ дов. Их виды, как совокупности популяций, связаны со стадностью. На линии развития животного мира, прямо ведущей к обществу, стадность непосредственно связана с естест­ венным отбором, а следовательно, и с эволю­ цией. Выживали и развивались в сторону че­ ловечества прежде всего те виды, в популя­ циях которых особи более эффективно взаимодействовали при обороне, добывании пищи и т. д. Ч. Дарвин, А. Эспинас, В. А. Ваг­ нер и многие другие ученые прекрасно виде­ ли неразрывную связь предшествовавших че­ ловечеству видов антропоидов со стадностью, рассматривали ее как важную предпосылку его возникновения.

G иных позиций отрицает роль стадности в появлении общества Ю. И. Семенов. Суть его концепции такова: раз предшествовав-1

1 М. Б. Туровский. Труд и мышление. М., 1963,

стр. 51.

шие человечеству антропоиды — животные, а поведение любого животного индивида все­ цело определяется присущими ему личными инстинктами, потребностями, то, значит, и антропоидные предки людей и австралопите­ ки были «индивидуалистами», лишь время от времени объединявшимися для обороны и охоты. «Всякое животное,— пишет Ю. И. Се­ менов,— стремится удовлетворить свои н только свои инстинкты. Никаких других по­ требностей, кроме своих собственных, для животного не существует. По самой своей природе, по самой своей сущности животное является «индивидуалистом». В отношениях между животными безраздельно царит «зоо­ логический индивидуализм»» К

Несомненно, все поведение животных основывается только на биологических по­ требностях, оно запрограммировано видовой наследственной информацией в форме опре­ деленного набора врожденных, инстинктив­ ных реакций. Но правомерно ли все богатст­ во этих норм сводить только к «эгоизму» жи­ вотного? Думается, что нет.

Как мы могли убедиться, особь вовсе не существует сама по себе. И. И. Шмальгаузен, например, отмечает, что «жизнь особи у растений и у животных не имеет самостоя­ тельного биологического значения и охраня­ ется лишь постольку, поскольку она обеспе­

чивает

оставление

потомства»12. Являясь

стр.

1 Ю.

И.

Семенов.

Как возникло

человечество,

89.

И.

Шмалъгаузен. Проблемы

дарвинизма,

стр.

2 И.

99.

 

 

 

 

77


проявлением наследственного субстрата попу­ ляции, любой ее член в процессе своего вза­ имодействия со средой обеспечивает совмест­ но с другими выполнение главной, по суще­ ству общей задачи — сохранение данной по­ пуляции в ее борьбе с другими популяциями и видами.

Выполнение этой сверхзадачи существо­ вания особи, как мы только что видели, наи­ более выпукло обрисовывается в стадах выс­ ших животных (особенно антропоидов) r форме разнообразных совместных действий по обороне, воспитанию и охране потомства и др. Стадность, следовательно, не вынуж­ денный «привесок» к «индивидуализму» выс­ ших животных, а необходимая существенная сторона развития их популяций.

Очевидно, что процесс превращения об­ щих предпосылок возникновения производст­ ва в специфические представлял собой про­ должение генеральной линии прогресса био­ логического мира в сторону людей, его следующий этап и выражался в дальнейшей конкретизации, развитии общих предпосы­ лок.

Факты показывают, что процесс очелове­ чивания антропоидов начался десятки мил­ лионов лет назад — во второй половине тре­ тичного периода (миоцен и плиоцен), когда на обширной территории планеты (южная половина Азии и значительная часть Афри­ ки) в разнообразных (преимущественно тро­ пических и субтропических) условиях обита­ ло множество видов обезьян, в том числе и высших. Среди них ученые выделяют таких

78

(проконсулы, ореопитеки, кениапитеки, рамапитеки), которые, возможно, жили и на де­ ревьях и на земле и представляли собой на­ чало формирования таких черт телесного строения и поведения позднетретичных ан­ тропоидов, которые непосредственно готови­ ли появление первых людей 1.

Но как мог осуществляться этот процесс в условиях тропического климата, когда боль­ шая часть удобного для обезьян ареала оби­ тания была занята густыми лесами? Ведь в таких условиях, во-первых, не могли возник­ нуть биологически мощные, многочисленные популяции, в которых осуществлялся бы про­ цесс перерастания общих предпосылок в спе­ цифические. Огромное разнообразие видов животных в тропиках при ограниченных в общем и целом запасах энергии и питатель­ ных веществ необходимо приводит к умень­ шению численности популяций и видов, а следовательно, и к ослаблению главного дви­ жущегося фактора эволюции — внутривидо­ вого соревнования особей в овладении жиз­ ненными средствами.

И наоборот, резко возрастает межвидовая конкуренция, прямое истребление сравни­ тельно малочисленных популяций и видов хищниками и паразитами. «Сочетание этих неблагоприятных факторов — малой напря­

1 См. В. П. Якимов. Адаптивная радиация выс­ ших обезьян в третичном и начале четвертичного периода. М., 1964; М. И. Урысон. Некоторые пробле­ мы антропогенеза в свете новых палеоантропологпческих открытий. «Антропология 1969. Итоги нау­ ки». М., 1970, стр. 65—88.

79