Файл: Василевский, А. Б. Методы решения задач учебное пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 98

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Корни уравнения

(17) xli2 = 0,5(— l± ;] /4 a — 3).

 

Исследуем, при каких значениях а эти корни удовлетворяют

уравнению (12). Для

этого решим уравнение

(17)

относительно а:

 

 

а =

х2 -f- х 1.

 

 

Исследуем на

экстремум

функцию а (х) =

х2 +

х + 1 ■ а' (х) =

= 2х -1- 1: а' (х) =

О,

если х =

— 0,5; а(— 0,5) = 0,75.

 

 

 

Рис.

37

 

График функции а(х) показан на рис. 36.

что x'ii2> 0 ,

если

Известно,

что xli2> 0 .

Из графика видно,

а > 1. Поэтому только

х = 0,5 (— 1 + У 4а — 3)

является корнем

уравнения (12).

 

 

 

_____

 

Окончательный ответ

хг = а = 0; х2 = 0,5 (— 1 +

У 4а — 3),

если

а > 1 .

 

 

 

 

 

 

Умножение обеих частей

уравнения (неравенства) на выражение,

 

сопряженное с одной из его частей

 

 

Этот метод применяется для того, чтобы упростить исследование

функций, определяемых данными уравнениями.

 

 

 

Пример 5.

Решить неравенство

 

 

 

 

У~х V х — 1 > а (а > 0).

 

 

 

Левая часть этого неравенства определена, если

х — 1 ^ 0 ,

т. е.

если х > 1.

Умножим обе части неравенства на положительное число (при

всех х!>1) У х + ] / х — 1.

Получим

(У х — У х — 1) (У х + Ух + 1) > а (У -v + | х — 1)

или

1 > а (}/гх + У х — 1).

76


Отсюда

 

 

 

 

 

 

 

а <

 

 

1

 

 

 

(18)

 

 

 

 

 

 

 

У~х + У х — 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Функции ах(х) — У х и а2(х) =

У х — 1

положительные, моно­

тонно возрастающие, поэтому и а3(х) = У х + ]/х — 1

положитель­

ная,

монотонно

возрастающая функция. а3(1 )= 1. Поэтому а3(х) на

[1,

+ оо)

изменяется

от 1

до

+ оо.

Теперь ясно, что функция

 

 

 

 

 

 

 

а = —-=-----1. ■-

-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

У х +

|/х — 1

 

 

монотонная. Она определена на [1, +

°°). Область ее изменения [1,0).

Строим график функции а(х) (рис. 37).

 

 

является [1,

Из

графика

видно,

что

решением неравенства (18)

х0),

если 0 < а

< 1 ,

где х„ — корень

уравнения

 

 

 

 

 

 

 

 

У х — У х — 1 = а.

 

 

Решим

это уравнение:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

У х — а = У 1 с ^ Т ,г( У х — а)2= ( ] /х ^ Т ) 2,

 

 

 

 

 

х — 2а У~х + й2 = х — 1, a2-f 1 = 2а У х,

 

 

 

 

 

 

 

 

(a2 -f

I)2 =

4а2х,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

х„

1 + а 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2а

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Найдем 1 <

х <

 

1 + а2

2

 

а <

1.

 

 

 

 

, 0 <

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Графический метод

 

 

Сущность этого метода и его достоинства раскрываются в про­

цессе решения примеров.

 

 

 

 

 

 

 

Пример 6.

Решить

неравенство

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

У 1 — х > х.

 

 

 

 

Обозначим Ух — х,

у 2. = У 1 — х.

Построим графики функций у г

и уг (рис. 38). Пусть

х0 — абсцисса точки пересечения

графиков ух

и у 2.

Теперь

ясно,

что решениями

данного

неравенства являются

х <

х0

и

0 <

х0 <

1.

После этого

остается

только вычислить зна­

чение х0.

Решив уравнение У 1

 

= х, получаем два корня х0 и хх.

В чем главное преимущество' рассмотренного решения перед традиционным?

77


Во-первых, отпадает необходимость в дополнительных исследо­ ваниях по определению постороннего корня .г*. Во-вторых, есть воз­ можность наглядно показать учащимся, почему в результате реше­

ния уравнения ]/ 1 — х = х появляется посторонний корень х1 и по­ чему он отрицательный. На рис. 39 показаны графики функций

Ух = х и г/2 = — V 1 — х ■ Абсцисса хг точки пересечения графиков

Рис. 38

Рис. 30

Ух У) и у3(х) является корнем уравнения —- j 1— х = х и посторон­ ним корнем уравнения у 1 — х = х .

Пример 7. Решить неравенство

х У а х2> 1.

Преобразуем данное неравенство к виду

х — 1 > 17 а х2.

Обозначим: ух — х — 1, г/2 = V а х2.

Очевидно, а > 0. Графиком г/2 является полуокружность (распо­ ложенная в'верхней полуплоскости) с центром в точке х — 0 и ра­

диусом Y а.

Строим графики уг и у2 (рис. 40).

Крайне важно построить на одном и том же чертеже график у2

при различных значениях параметра

а.

Тогда легко заметить,

что

графики ух и у2 пересекаются,

т.

е.

данное уравнение

имеет дей­

ствительное решение х0, если

а ^

1.

 

х0 только одно

и оно

рав­

Очевидно также, что такое решение

но 1, если а — 1, и 1 < х0< У а,

если

а > 1.

 

 

Наконец, становится ясным, что решением данного неравенства

являются

л'0 ч < х с ] / а.

 

 

 

 

 

 

Решив

уравне ние

 

 

 

 

 

 

х — Уа — х*= 1,

78


получаем два корня. Но после проведенного исследования легко найти среди них посторонний.

Заметим, что промежуток [х0, Y а] увеличивается с увеличе­ нием а.

Функциональный подход

При решении уравнений и неравенств этим методом используются свойства непрерывных монотонных функций (свойство 6).

Рис. 40

 

Рис. 41

 

Рис. 42

Пример 8. Доказать,

что уравнение

 

 

 

]' х + 6 — Y х — 7 = 5

 

 

не имеет решений.

 

____

____

Умножим обе

части

этого уравнения на

\/х + 6 +

] /х — 7:

13 = 5 (V х + 6 + Y * — 7);

2,6 = 1 / ^ + 6 + ] / * — 7.

Функция

У= Y ^ + 6 + ]/х— 7

определена на [7, + оо), положительна и монотонно возрастает.

у{7)= (/Т3 + 0 >3 , 6 .

Следовательно,

1 /7 + 6 + Y x — 7 > 3,6 > 2,6.

79


Пример 9. Решить уравнение

 

 

 

 

25л:3 — И * — 6 р

— 8 = 0.

(19)

Левая

часть уравнения определена на множестве

неотрицатель­

ных чисел. Преобразуем уравнение (19) к виду

 

 

25л:3 — 8 =

11л:

6 У~х.

(20)

Обозначим f (х) = 25л:3 — 8, ср (х) =

1 lx -f 6 Ух.

 

Очевидно, функции f (л:) и ср (л:) на [0, + со) возрастающие, / (л:) —

вогнутая,

ср (х) — выпуклая, так

как

сра (х) = 6 ] / х — выпуклая и

ср2(х )= И х — выпуклая. Сумма двух выпуклых функций есть функ­ ция выпуклая.

Строим графики функций f(x) и ср(х) (рис. 41). Из рис. 41 ясно, что уравнение (19) имеет только один действительный корень хг= 1.

Функциональный подход упростил поиски решения уравнения (19) в первую очередь благодаря его удачному преобразованию к виду (20). В результате этого преобразования в левой и правой частях уравнения (20) были получены достаточно простые для исследова­ ния функции /(х) и ср (х).

 

Поясним сказанное еще одним примером.

 

 

 

 

 

 

 

Пример 10.

Решить неравенство

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

— 1 + У 1 — 4х2

 

 

 

 

 

 

 

 

Обозначим: / (х) = У 1 — 4х2 — 1; ср (х) = — х; F (х) =

/ (х): ср (х).

и

Функция f (х) определена

на [— 0,5;

0,5],

ср(х) — на

(— оо,

0)

(0,

+ оо).

Поэтому функция

F (х)

определена

на [— 0,

5;

0)

и (0;

0,5].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Строим графики функций f(x) и ср(х) (рис. 42).

является

реше­

 

Из графика

видно, что полуинтервал

[— 0,5; 0)

нием

исходного

неравенства,

так

как

здесь

F ( x ) <

0 < 3,

и полу­

интервал (0,

х0],

где х0 — абсцисса

точки

пересечения

 

графиков

f

(х) и ср (х), также является

решением,

потому что здесь

| f

(х) |

 

<| ф ( х ) | , т. е. F ( x ) < 1 < 3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Для определения х0 решаем уравнение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

— 1 + У 1 — 4х2 = — х.

 

 

 

 

 

 

 

Получаем х0 =

0,4.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Теперь ясно,

что ср(х) на

[0,4; 0,5] изменяется

от — 0,4

до

— 0,5, а /(х) — от — 0,4 до

— 1. Поэтому на [0,4; 0,5]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

^(х) < (— 1): (— 0,4) =

2,5 < 3.

 

 

 

 

 

Окончательно

— 0, 5 <1 х <0 ,

0 < х <1 0,5.

 

 

 

 

 

 

80