Файл: Василевский, А. Б. Методы решения задач учебное пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 101

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Решение иррациональных неравенств методом интервалов1

Пример 11. Решить неравенство

2 ] / х + Т

(21)

1 — 2 } / 3 ^ х

Числитель левой части неравенства определен на [ — 1, + со).

Корень

У 3 — х определен

на ( — оо, 3].

Отсюда ясно, что

левая

часть неравенства (21) определена на

[ — 1, 3], если

только

этому

сегменту не принадлежат корни уравнения

 

 

 

 

1 — 2 У З ^ х

= 0.

 

 

 

Решаем это уравнение:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

х0 — 2,75.

 

 

 

Так

как х06 [ — 1,3],

то

левая

часть

неравенства

(21) опреде­

лена на

[ — 1; 2,75) и (2,75;

3], и функция

 

 

 

 

У

 

2 У х + 1

 

 

(22)

 

1 — 2 |/ 3 — jc

 

 

 

 

 

 

 

определена и непрерывна на [ — 1; 2,75) и (2,75; 3]. Найдем нули функции (22):

2 1 / х + Т

1 = 0,

1 — 2 УЗ-

2 у х + 1 = 1 - 2 / 3 - х.

(23)

После возведения в квадрат обеих частей уравнения (23) и при­ ведения подобных членов имеем

4 у з — х = 9 - 8х.

(24)

Возведя в квадрат обе части уравнения (24), получаем

16 (3 — х) == 81 — 144х + 64х2,

откуда находим

*i = 1 + ^ - ~ 1 , 7 ; *2= 1 - - ^ - ~ 0 , 3 .

Очевидно, хх £ [ — 1; 2,75) и х2£ [ — 1; 2,75). Теперь ясно, что функция (22) на (2,75; 3] не меняет знака, и для решения нера­ венства (21) достаточно подставить в него одно из чисел этого полуинтервала. Возьмем для простоты вычислений х = 3. Легко

1 Сущность этого метода описана на с. 58.

6 А. Б, Василевский

81


убедиться,

что х =

3,

 

а

следовательно,

и

(2,75;

3]

 

не

является

решением

неравенства

(21).

 

 

 

 

 

2,75) на

три

части:

Числа

хх и Л'о делят

полуинтервал [ — 1;

 

 

 

 

[ — 1,

х2], [Л'2, хх]

и~ [л-х; 2,75).

 

 

 

 

(25)

Напоминаем, что функция (22)

на

[ — 1;

2,75]

непрерывна.

Поэтому для выяснения, какие

из трех

промежутков

(25)

являются

решением неравенства (21), достаточно подставить

в

него одно из

чисел

промежутков

 

(25).

Возьмем

для

простоты

 

вычислений

х = 0, 1, 2 и убедимся,

что они являются

решением неравенства (21),

а поэтому

 

решением

этого

неравенства

являются:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

[

1)

 

 

 

(лу; 2,75).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Упражнения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.

Построить графики

уравнений

г/= х0,5 и

у = 1 — (2 +

дг): (2 — х).

Опре­

делить

по

построенным

графикам с

точностью

до

единицы

корни

уравнения

(2 + х ): (2 — х) + -V0,5 = 1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.

Не решая уравнения

(х +

8)0,25 = 2 +

(х — 8)0,25,

определить

число его

действительных корней и их знаки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.

1)

Решить уравнение (х3 -j- х2— I)0,5 +

(х3 +

х2 + 2)0,5 =

3;

 

2)

не

решая

уравнения

(х3 + х2 — I)0,5 +

(х3 +

х2 +

2)0,5 =

а,

 

определить

множество

значе­

ний а,

при которых оно не имеет действительных корней.

 

 

 

 

 

 

4.

Найти

графическое решение уравнения х*(2х +

15)

°'5t4- (2х +

15)0,s= 2x.

5. Сколько решений имеет система уравнений

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

fд.-2 + 5)0-5 +

(г/2 — 5)0-5 = 1 5 ,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

х- + у 2 = 13?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.

Решить неравенство (8 — х)0,5 -|- (3 — х)0,5 > (26 + х)0,5.

 

 

 

 

 

7.

1)

Построить график функции

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2) указать множество значений а,

при которых уравнение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

/ х2 — 7х + 12 °-5 = а

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

\ х2 — 2х — 3 /

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

имеет одно решение (ни одного решения).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8.

Построить график уравнения у — (5 — х — 6х—1)0,5.

 

 

 

 

 

9.

1) Построить графики

уравнений у = ( — Зх + х2)0,5 и у =

4 — х;

2) ре­

шить уравнение ]Лк2 — Зх = а — х. При каких значениях

а множество решений

этого уравнения пустое? Состоит из двух элементов? Из одного элемента?

 

10.

1) Построить графики

уравнений у =

(х4 — 2х2Н-1)0,5 и у =

1 — х;

2) за­

писать множество решений неравенства

(х4 — 2х2 +

1)0,5>

1— х.

 

 

 

 

11.

Решить неравенство

 

 

х — 7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(4х2 — 19х+ 12)0,5 <

 

 

 

 

 

 

 

 

82


12.

1) Построить график функции // =

(9 — х)0,5— (4 — х)0,5 и

доказать, что

эта функция достигает

своего

наибольшего

значения при

х =

4; 2)

при каких

значениях

а неравенство

(9 — х)0,5 — (4 — .v)0,5 < а верно при

всех х <

4?

13.

1)

Построить график

функции

у =

0,5 (а — 4х2)0,5 при некоторых зна­

чениях

параметра я; 2) при каких значениях

а уравнение х — 1 = 0 , 5

(а — 4х2)0,5

имеет один

корень?

 

 

 

 

 

 

 

14.

Из

выражений

(2 + х — х2)0,5 и х — 4 составить неравенство,

решением

которого (наряду с другими) является число 0,5.

 

 

 

15.

Решить уравнение Y x + а — а Y x .

 

 

 

 

о ч

Рис. 43

1В.

1) Построить графики

уравнений у = У х 2— х

и

у — а х; 2)

решить

относительно х

уравнение х +

)Лх2 — х = а.

 

 

________

 

 

 

17.

1) Построить графики функций у = 1 — х и у = У х (2ах) при а > 0 ;

2) решить

уравнение Y х (2а — х) = 1 — х.

 

 

 

 

 

 

18.

Решить уравнение

У а + х - а ~1+ У d + х х —1 х0,5.

 

 

 

19. Дан график (рис.

43)

функции вида

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

У = (а — х)0,5 + (6 — ах)0-5.

 

 

 

 

 

Найти а, Ь, с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20.

1)

Почему уравнение

(2х — 6)0,5 + (х + 4)0,5 =

5

может

иметь

не

больше одного корня? 2) при каком значении а уравнение

(2х — 6)0,5 +

(х +

4)0,5 =

= 5а не имеет ни одного решения?

 

 

 

 

 

 

 

21.

Решить

неравенство (5х + 7)0,5 — (Зх + I)0,5 > (х +

З)0,5.

 

 

 

22.

1)

Найти наибольшее значение функции

г

 

 

 

 

 

 

 

 

• ‘

У Ч ^

+ У Ш

 

 

 

 

1

2) сколько действительных решений имеет уравнение

: _

/ | + L +

} / 2х+ I

23.

Решить неравенство У( х — 3) (2 — х ) < 3 +

2х.

 

 

 

 

 

24.

Решить

неравенство

(1 — х)0,5 + (1— х)~0'5 > 2.

 

 

 

 

25.

1) Построить графики функций

// = (1— 8х2)0,5 и у = 1 — 2ах;

2)

решить

уравнение

1— (1— 8х2)0,5 =

2ах и определить число его действительных

корней

в зависимости от значения а.

 

 

 

 

 

 

 

 

26.

Решить уравнение (х2— 1) (13 — х2)- 0 '5 = а ( х — 1)

и указать

число

его

действительных решений в зависимости от значения а.

 

 

 

 

 

27.

Решить

неравенство 2х (2х -)- 9)~0,5 < (1 +

2х)0,5 — 1.

 

 

 

6*

83


2 8 . Реш ить систему уравнений

( Х - IJ) 3 = ( Х - Г / ) 0 ’5 ,

_1_

(х + у )3 = (х +1/ —• 4)0,5.

29. При каких значениях а неравенство (7 х — 13)0,5— (Зх— 19)0,5< а -1

+ (5х — 27)0,5 верно при любом значении х из области существования корней входящих в это неравенство?

30.Решить систему уравнений:

У£+у + УШ+Ау = У~2 + 1, \

 

 

 

 

 

У х +

Чу У 2х +

Чу = 21,5 — 2.

J

 

 

 

 

 

 

 

31.

При

каких значениях

а

уравнение

а(х +

1)0,5— 1 =

(х— У х + в)0,3

имеет наибольшее число решений?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

32.

1)

Построить графики

уравнений

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уг = У х — \х \,

у2=

У I — х — | 1 — х | , у — У\-\- </2;

 

 

 

2) построить график функции у =

1 — 11 — х |; 3) даны

графики

некоторых урав1

нений (рнс. 44 и 45),

определенных на

[0,2].

Написать эти

уравнения;

4) даf

график некоторого уравнения (рис.

46),

определенного

на ( — тс,

-pro)-

Напн

сать это уравнение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

33.

1)

Построить графики функций у = У ха +

х и у — а — х

(при

некогоры>

значениях

а);

2) решить неравенство У х2 +

х < а — х.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

34.

1)

Построить графики функций (/ =

0,5 ( х + 1 )

и у =

(х +

а)0,5 при

неко

торых значениях параметра о; 2) решить неравенство 2

(х +

а)0,5 ]> х +

1 ■

 

 

35.

1) Построить графики функций у =

(х— I)0,5 и у = х0,5— а

при некото­

рых значениях параметра а; 2)

решить неравенство х0,5— (х— 10,5) > а .

 

 

+

36.

Построить графики функций ух =

У а2— х2, у2=

У 2ах — х2,

у3 = уг -|:

Уг при

некотором

значении

параметра

а.

Доказать;

если

а ф 0,

то y3 > i

на

[0,

а].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

37.

Решить систему уравнений

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

V 7 T V T - V x - / 7

= 1 , j

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

У х 2 — У + У х 2+ у = I.

 

 

j

 

 

 

 

 

 

 

38.

Решить систему уравнений

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Д г + 2

 

/ х 2 + 1

+ (/2 =

3,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

у+

 

,

 

У ---- + У~= 0.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

У х 2

+ 1+ х

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

84


§ 6 . П о к а з а т е л ь н ы е и л о г а р и ф м и ч е с к и е у р а в н е н и я и н е р а в е н с т в а

Общие сведения

Уравнения, в которых неизвестное содержится в показателе степени, называются показательными.

Логарифмическое уравнение содержит неизвестное под знаком

логарифма.

показательного уравнения ах = b основано

Решение простейшего

на следующем свойстве степеней:

том же основании а

если

степени двух

чисел при одном и

(а > 0,

а ф 1) равны, то

равны и сами числа.

уравнения loga х = Ь

Решение простейшего логарифмического

основано на таком свойстве логарифма:

если логарифмы двух положительных чисел по одному и тому же

основанию а (а > 0,

а ф 1)

равны, то

равны и сами эти

числа.

 

Все

логарифмические

и

показательные

уравнения

сводятся

к простейшим путем применения свойств

логарифмических

и

пока­

зательных функций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пример

1.

Решить уравнение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

log2 — 1) +

log2 — 2) =

log2 + 2).

 

 

 

(1)

Данное уравнение определено на множестве чисел:

 

 

+

со).

(1, +

со)

П

(2,

+ оо)

П( — 2, + оо), т. е. на множестве (2,

Преобразовав

левую

часть уравнения,

имеем

 

 

 

 

 

 

 

 

 

log, [(х — 1)

(х — 2)] =

log2 +

2).

 

 

 

(2)

Уравнение

(2) эквивалентно

уравнению

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

— 1) — 2) = х + 2,

 

 

 

 

 

если 2 <

х <

+

оо,

отсюда найдем

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

= 0, х2 = 4.

 

 

 

 

 

 

Так

как

только

второй

корень

принадлежит (2,

+ о о ) ,

то

выбираем

х =

4.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пример 2.

Решить уравнение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9.t(A._1)_0,5 = -j/g-

 

 

 

 

 

(3)

Представив обе части уравнения в виде степеней числа 3,

получаем

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

32 [л- (л — п - 0 , 5 ] _

30,5_

 

 

 

 

 

Отсюда

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

[л (х — 1) — 0,5] =

0,5.

 

 

 

 

 

85