Файл: Василевский, А. Б. Методы решения задач учебное пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 103

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Найти точные значения действительных корней уравнения (2')

трудно. Поэтому поступим следующим образом.

 

 

Решим сначала данную задачу графически

 

(методом проб). Для

этого

строим

прямой

/_ВАС0

(рис.

77).

На

его

сторонах

строим

точки

В и Я : |Аб| =

|ЛЯ|

= 1.

Через

В проводим несколько лучей,

пересекающих луч [ЛС0)

в точках

Си С2, . ..

Очевидно,

с удале­

нием точки Сп (п = 1,

2,

3, ...) от А |Л4„С„|

монотонно увеличива­

ется.

Поэтому на луче [ЛС0) существует

такая

единственная точ­

ка С,

что \МС\ = у 3.

Методом проб находим

приближенное поло­

жение такой

точки

С.

Измерением

находим,

что 0,61 < х < 0,62,

т. е.

|ЛМ4| =

0,615.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уравнение (2') четной степени. Поэтому оно имеет еще по край­ ней мере один действительный корень.

Строим графики функций:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1) f(x) = xi — 2х3 и cp(x) =

x2 + 3

на (— со,

0];

 

 

2) fi (х) = х1+ и

(х) = 2х3 + х2 + 3 на (0, + со).

 

 

После этого становится ясным,

что на (0, + со) уравнение

имеет

только один корень хг (мы его уже нашли: хг

0,615). На

(—со,

0] уравнение (2') имеет также

один корень х2\

 

 

 

 

 

 

— 2 <

х2 < — 1.

 

 

 

 

 

Уточнив значение корня методом проб,

получаем

jt2^

— 1,615.

Вычисляем

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

хг +

х2 ^ — 1,

Х1-Х2^:. — 0,993.

 

 

 

 

Теперь можно

высказать

гипотезу:

 

 

 

 

 

 

 

хг +

 

=

— 1,

 

 

 

 

(3)

 

 

Xi ■х2=

— 1.

 

 

 

 

(4)

Решив систему

уравнений

(3)

и (4), находим

 

 

 

 

 

 

- 0 , 5

( У ъ — 1)^0,615 .

 

 

 

 

Нетрудно проверить, что число

0,5 ()/ 5 — 1)

является

точным

значением корня уравнения (2).

Итак, \MN\ = 0,5 ( ] / 5 — 1).

 

 

Задача 10. На основании

АС равнобедренного треугольника АВС

расположена точка D так, что

\AD\ = a,

\CD\ =

b (а > 6).

Окруж­

ности, вписанные в треугольники ABD и BCD, касаются прямой (BD)

в точках М и К соответственно.

Определить длину

отрезка

[Л4/С].

л

 

л

 

 

 

л

2ф, \РВ] — высота

этого

Обозначим: ВАС = ВСА = 2а,

ADB =

треугольника (рис.

78).

Центры Я

и Е вписанных окружностей ле­

жат на пересечении биссектрис углов треугольников ABD и BCD.

Очевидно, [HM]±[BD] и [EK]±_[BD], [DH]±[DE]\ EDC = 90° — ф.

149



Построим \HMq\i _\AD] и [£7(о]_1_[£>С]. Очевидно, |Л<Г/С|]= IZDA<f|—

= \DM0\ — \DK0\-

Построим еще один треугольник АВС, отвечающий условиям за­ дачи (рис. 79). Измерив масштабной линейкой отрезки [M0D], [DK0] (на обоих чертежах) и сравнив их с длинами отрезков [AD] и [DC], приходим к предположению, что |УИД'| = \DM<\ — [D7C0| == 0,5 b).

Теперь задачу на вычисление можно свести к задаче на доказа­ тельство. Итак, попытаемся доказать, что при любом значении уг­ ла а \МК\ = 0,5 (а Ь).

Во-первых, установим, как связаны между собой а, ср, а, Ь. Из прямоугольных треугольников АРВ и PBD получаем:

|.4Р| =

0,5 + b);

\PD\ = \ A D \ - \АР\ = 0,5 (а -

6); \РВ\ = |4 P |tg 2 a=

 

= 0,5(a +

b) tg2a; tg2cp = \PB\: \PD\ =

*g2a-

По

теореме синусов из треугольника

AHD находим

 

-

т

\н р \

 

 

 

sin (180" — a — ф)

sin a

 

Отсюда

sma \HD\ = а sin (a -f- cp)‘

Из прямоугольного треугольника HM0D

\M0D\ = |HD\ cos cp = a

sin a cos ф

sin (a -f- ф)

150

Выполнив аналогичные преобразования, из треугольников DEC и ЕК0С получаем

sin a sin ф cos (а — ф)

Итак, нам нужно доказать, что

 

 

 

 

\МК\ = а

sin a cos ф

sin asm ф

а b

 

(5)

sin + ф)

cos (а — ф)

2

 

 

если

 

 

 

 

 

 

 

 

 

tg2<P =

д —

tg 2а

 

 

(6)

(а >

Ь , 0 < 2ф <

90°,

0 < 2а <90°).

 

 

 

Из равенства (6)

находим

 

 

 

 

 

,sin 2 t o — а)

 

 

 

Ь = а ~-■—о / I г-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

sin 2

(ф +

а)

 

 

 

 

 

Подставив

полученное значение

b в

равенство

(5)

и разделив

обе части на а, получаем

 

 

 

 

 

 

 

 

sin a cos ф

зш 2 (ф — a) sin a sin ф

_

1

sin 2 (ф — a)

 

зт (а -)-ф )

sin 2 (ф + a) cos (a — ф)

~

2

2 sin 2 (ф + a)

Таким образом, мы докажем, что |УИ/С| = 0,5(а — Ь),

если

пока­

жем, что равенство

(7)

справедливо для всех а

и ф, удовлетворя­

ющих условиям:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0 <

2ф < 90°, 0 < 2а'<

90’.

 

 

 

(8)

После очевидных

преобразований равенство (7)

принимает

вид

sin а

соБф

 

 

sin (ф — а ) э т ф

 

=

 

_______ '------------------------—------- -------

\-------

 

 

з!п(а-|-ф )

sin (ф +

a) cos (ф +

а)

 

 

 

_

sin 2 (ф +

а) — sin 2 — а)

 

 

 

 

~4sin (ф + a) cos (ф -J- а)

или, после умножения левой и правой части

равенства на sin -f

+ “) Ф 0:

sin (ф — a) sin ф

sin 2 (ф +

a) — sin 2 (ф

sin a cos ф —

 

cos (ф + a)

4 cos + a)

Очевидно,

sin 2 (ф -(- a) — sin 2 (ф — a) = 2 cos sin 2a.

151


Поэтому равенство (9) можно преобразовать к

виду

 

^

cos ср cos (cp + а) — sin (cp — a) sin cp

cos2cpsin2cp

 

 

cos (cp + a)

2 cos](cp +

a)

или

 

 

 

 

sin a [cos cp cos (cp 4- a) — sin (cp — a) sin cp] =

,cos Pep sin 2cp

 

 

 

/j

 

(в силу

условия

(8) cos(cp + a ) = ^ 0).

 

 

Разделив обе

части равенства (10) на sinra=^0, имеем

 

 

cos cp cos (cp + a) — sin (cp — a) sin cp = cos 2ф cos a.

(11)

Так как

cos ф cos (ф + a) = 0,5 [cos a + cos (2cp -f a)],

sin (ф — a) sin cp = 0,5 [cos a — cos (2ф — a)],

то равенство (11) преобразуется к виду

0,5 [cos (2ф + a) -f cos (2ф — a)] = cos 2ф cos a.

Заменив сумму, стоящую в квадратных скобках, произведением, убеждаемся в справедливости тождества (12).

Итак, доказано, что \МК\ = 0,5 (а — Ь).

Развитие функционального мышления учащихся и обучение их элементам математической деятельности можно считать главными задачами современного математического образования. Исследова­ тельский подход к геометрическим задачам в том виде, как он опи­ сан в рассмотренных задачах, позволяет обучать учащихся матема­ тической организации эмпирического материала, логической орга­ низации математических фактов и применению математической тео­ рии. Школьники обучаются поиску решения задач.

 

Упражнения

 

 

 

1. Квадрат

ABCD задан координатами своих

вершин А,

В и

D: А (0, 0);

В (8 , 0); D (0,

8 ). Из точек С и Л по сторонам квадрата в одно и

то же вре­

мя, против хода часовой стрелки, с постоянной

скоростью

начали движение

точки М и К . Причем скорость движения точки Л4 в два раза больше скорости

движения точки К ■ Точка Е — середина

отрезка [Л4К].

 

 

1)

Построить путь движения точки Е;

 

 

 

 

2)

составить уравнение множества

середин Е всех отрезков [Л4Л,'];

 

3)

доказать, что множество У^ имеет ось симметрии.

 

 

2 .

Дан £_ВАС. Точка М расположена

внутри этого угла. Точка К £

\АС).

Точка D = [КМ) Q [АВ). Точка К движется

по лучу

[АС) (от точки А).

 

1)

Как изменяется площадь Д AKD при движении точки К по лучу [АС)?

2)

указать то положение точки К на луче \АС),

при котором

Д AKD

имеет

наименьшую

площадь.

 

А(0, — 3) и 5(0,5)

и параллельны

3.

Прямые а и & проходят через точки

оси абсцисс.

Угол РОЕ делится осью абсцисс на два

конгруэнтпых]угла, каждый

из которых

равен a (0 < а < 45")- Точка Л4 = [ОР) П b, К = [ОЕ) П а.

 

152


1)

Определить | ОМ \ и | OK I;

сравнить

| ОМ \ и | ОЛТ |;

 

РОЕ около точки О

2)

как изменяются

| ОМ | и | ОК \ при

вращении

угла

против

хода часовой стрелки (угол вращения не превышает

 

а)? При повороте на

какой

угол угла РОЕ точки /VI не существует? Чему равна

 

| ОК | при

этом

угле

поворота?

Существует

ли

такой

поворот

угла

РОЕ,

в

 

результате

которого

| МО | = |

КО |?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3)

Как изменяются | ОМ | и | OK | при вращении угла РОЕ около точки О по

ходу часовой

стрелки

(угол вращения не превышает а)?

При повороте на какой

угол угла РОЕ

точки

К

не

существует?

Существует

ли

такой поворот угла

РОЕ,

в результате которого | МО | = \КО |?

 

 

 

 

что Д МКО является

4)

Угол а = 30°. Существует ли такая точка М на Ь,

правильным?

Почему?

 

 

 

ли такая

точка М

на

 

Ь,

что ДМ /(О = 30°?

5)

Угол а = 45°. Существует

 

Почему?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

что ДКЛЮ

подо­

6)

Существуют ли на прямых а и b такие точки К и М,

бен любому данному треугольнику?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.

Даны четыре параллельные плоскости а,

(3, <р,

у.

 

Прямая а £ а .

Плос­

1)

Плоскость ф проходит через а и перпендикулярна

плоскости а .

кость i|) пересекает плоскости |3

и ф соответственно по прямым б и с .

Доказать,

что на прямых а, Ь и

с существуют соответственно точки

А, В и С, которые

являются вершинами правильного треугольника АВС;

 

 

 

h,

перпендикулярная

2)

через центр О треугольника АВС проведена прямая

 

плоскости АВС.

Пересекает ли прямая /г плоскость у?

 

 

часовой стрелки

(угол

3)

Плоскость г|/ вращается

около прямой а

по ходу

 

вращения О < 0 < 9 О °). Как изменяется расстояние между прямыми а,Ь и с с уве­

личением 0 ?

Как изменяется при этом

длина стороны

правильного треугольника

АВС, вершины которого принадлежат прямым

а,

b и

с? Как

изменяется

|ДО |

(D = h П у)

с

увеличением

угла 0

от 0Ч

до

90°?

Как

изменяются

| AD | ,

| BD | и | CD |?

Существует ли такое значение 0 ,

при

котором

четырехугольная

пирамида DABC является правильным тетраэдром?

у существуют соответственно

4) Доказать, что на плоскостях

а, (3, ф,

такие точки At , Вг, Сх,

что пирамида AlB1C1D1 подобна

любой данной тре­

угольной пирамиде.