Файл: Василевский, А. Б. Методы решения задач учебное пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 103
Скачиваний: 0
Найти точные значения действительных корней уравнения (2')
трудно. Поэтому поступим следующим образом. |
|
|
||||||||||
Решим сначала данную задачу графически |
|
(методом проб). Для |
||||||||||
этого |
строим |
прямой |
/_ВАС0 |
(рис. |
77). |
На |
его |
сторонах |
строим |
|||
точки |
В и Я : |Аб| = |
|ЛЯ| |
= 1. |
Через |
В проводим несколько лучей, |
|||||||
пересекающих луч [ЛС0) |
в точках |
Си С2, . .. |
Очевидно, |
с удале |
||||||||
нием точки Сп (п = 1, |
2, |
3, ...) от А |Л4„С„| |
монотонно увеличива |
|||||||||
ется. |
Поэтому на луче [ЛС0) существует |
такая |
единственная точ |
|||||||||
ка С, |
что \МС\ = у 3. |
Методом проб находим |
приближенное поло |
|||||||||
жение такой |
точки |
С. |
Измерением |
находим, |
что 0,61 < х < 0,62, |
|||||||
т. е. |
|ЛМ4| = |
0,615. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Уравнение (2') четной степени. Поэтому оно имеет еще по край ней мере один действительный корень.
Строим графики функций: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
1) f(x) = xi — 2х3 и cp(x) = |
x2 — 6х + 3 |
на (— со, |
0]; |
|
|
||||||
2) fi (х) = х1+ 6х и |
(х) = 2х3 + х2 + 3 на (0, + со). |
|
|
||||||||
После этого становится ясным, |
что на (0, + со) уравнение |
имеет |
|||||||||
только один корень хг (мы его уже нашли: хг |
0,615). На |
(—со, |
|||||||||
0] уравнение (2') имеет также |
один корень х2\ |
|
|
|
|
||||||
|
|
— 2 < |
х2 < — 1. |
|
|
|
|
|
|||
Уточнив значение корня методом проб, |
получаем |
jt2^ |
— 1,615. |
||||||||
Вычисляем |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
хг + |
х2 ^ — 1, |
Х1-Х2^:. — 0,993. |
|
|
|
|
|||||
Теперь можно |
высказать |
гипотезу: |
|
|
|
|
|
||||
|
|
хг + |
|
= |
— 1, |
|
|
|
|
(3) |
|
|
|
Xi ■х2= |
— 1. |
|
|
|
|
(4) |
|||
Решив систему |
уравнений |
(3) |
и (4), находим |
|
|
|
|
||||
|
|
- 0 , 5 |
( У ъ — 1)^0,615 . |
|
|
|
|
||||
Нетрудно проверить, что число |
0,5 ()/ 5 — 1) |
является |
точным |
||||||||
значением корня уравнения (2). |
Итак, \MN\ = 0,5 ( ] / 5 — 1). |
|
|
||||||||
Задача 10. На основании |
АС равнобедренного треугольника АВС |
||||||||||
расположена точка D так, что |
\AD\ = a, |
\CD\ = |
b (а > 6). |
Окруж |
|||||||
ности, вписанные в треугольники ABD и BCD, касаются прямой (BD) |
|||||||||||
в точках М и К соответственно. |
Определить длину |
отрезка |
[Л4/С]. |
||||||||
л |
|
л |
|
|
|
л |
2ф, \РВ] — высота |
этого |
|||
Обозначим: ВАС = ВСА = 2а, |
ADB = |
||||||||||
треугольника (рис. |
78). |
Центры Я |
и Е вписанных окружностей ле |
жат на пересечении биссектрис углов треугольников ABD и BCD.
Очевидно, [HM]±[BD] и [EK]±_[BD], [DH]±[DE]\ EDC = 90° — ф.
149
Построим \HMq\i _\AD] и [£7(о]_1_[£>С]. Очевидно, |Л<Г/С|]= IZDA<f|—
—= \DM0\ — \DK0\-
Построим еще один треугольник АВС, отвечающий условиям за дачи (рис. 79). Измерив масштабной линейкой отрезки [M0D], [DK0] (на обоих чертежах) и сравнив их с длинами отрезков [AD] и [DC], приходим к предположению, что |УИД'| = \DM<\ — [D7C0| == 0,5 (а — b).
Теперь задачу на вычисление можно свести к задаче на доказа тельство. Итак, попытаемся доказать, что при любом значении уг ла а \МК\ = 0,5 (а — Ь).
Во-первых, установим, как связаны между собой а, ср, а, Ь. Из прямоугольных треугольников АРВ и PBD получаем:
|.4Р| = |
0,5 (а + b); |
\PD\ = \ A D \ - \АР\ = 0,5 (а - |
6); \РВ\ = |4 P |tg 2 a= |
|
|
= 0,5(a + |
b) tg2a; tg2cp = \PB\: \PD\ = |
*g2a- |
|
По |
теореме синусов из треугольника |
AHD находим |
||
|
- |
т |
\н р \ |
|
|
|
sin (180" — a — ф) |
sin a |
|
Отсюда
sma \HD\ = а sin (a -f- cp)‘
Из прямоугольного треугольника HM0D
\M0D\ = |HD\ cos cp = a |
sin a cos ф |
sin (a -f- ф) |
150
Выполнив аналогичные преобразования, из треугольников DEC и ЕК0С получаем
sin a sin ф cos (а — ф)
Итак, нам нужно доказать, что |
|
|
|
|
||||
\МК\ = а |
sin a cos ф |
sin asm ф |
а — b |
|
(5) |
|||
sin (а + ф) |
cos (а — ф) |
2 |
’ |
|||||
|
|
|||||||
если |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
tg2<P = |
д — |
tg 2а |
|
|
(6) |
|
(а > |
Ь , 0 < 2ф < |
90°, |
0 < 2а <90°). |
|
|
|
||
Из равенства (6) |
находим |
|
|
|
|
|
,sin 2 t o — а)
|
|
|
Ь = а ~-■—о / I г- |
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
sin 2 |
(ф + |
а) |
|
|
|
|
|
Подставив |
полученное значение |
b в |
равенство |
(5) |
и разделив |
||||||
обе части на а, получаем |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
sin a cos ф |
зш 2 (ф — a) sin a sin ф |
_ |
1 |
sin 2 (ф — a) |
|
||||||
зт (а -)-ф ) |
sin 2 (ф + a) cos (a — ф) |
~ |
2 |
2 sin 2 (ф + a) |
|||||||
Таким образом, мы докажем, что |УИ/С| = 0,5(а — Ь), |
если |
пока |
|||||||||
жем, что равенство |
(7) |
справедливо для всех а |
и ф, удовлетворя |
||||||||
ющих условиям: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0 < |
2ф < 90°, 0 < 2а'< |
90’. |
|
|
|
(8) |
|||
После очевидных |
преобразований равенство (7) |
принимает |
вид |
||||||||
sin а |
соБф |
|
|
sin (ф — а ) э т ф |
|
= |
|
||||
_______ '------------------------—------- ------- |
\------- |
|
|||||||||
|
з!п(а-|-ф ) |
sin (ф + |
a) cos (ф + |
а) |
|
|
|||||
|
_ |
sin 2 (ф + |
а) — sin 2 (ф — а) |
|
|
|
|
~4sin (ф + a) cos (ф -J- а)
или, после умножения левой и правой части |
равенства на sin (ф -f |
||
+ “) Ф 0: |
sin (ф — a) sin ф |
sin 2 (ф + |
a) — sin 2 (ф |
sin a cos ф — |
|||
|
cos (ф + a) |
4 cos (ф + a) |
Очевидно,
sin 2 (ф -(- a) — sin 2 (ф — a) = 2 cos 2фsin 2a.
151
Поэтому равенство (9) можно преобразовать к |
виду |
|
||
^ |
cos ср cos (cp + а) — sin (cp — a) sin cp |
cos2cpsin2cp |
||
|
|
cos (cp + a) |
2 cos](cp + |
a) |
или |
|
|
|
|
sin a [cos cp cos (cp 4- a) — sin (cp — a) sin cp] = |
,cos Pep sin 2cp |
|||
|
|
|
/j |
|
(в силу |
условия |
(8) cos(cp + a ) = ^ 0). |
|
|
Разделив обе |
части равенства (10) на sinra=^0, имеем |
|
||
|
cos cp cos (cp + a) — sin (cp — a) sin cp = cos 2ф cos a. |
(11) |
Так как
cos ф cos (ф + a) = 0,5 [cos a + cos (2cp -f a)],
sin (ф — a) sin cp = 0,5 [cos a — cos (2ф — a)],
то равенство (11) преобразуется к виду
0,5 [cos (2ф + a) -f cos (2ф — a)] = cos 2ф cos a.
Заменив сумму, стоящую в квадратных скобках, произведением, убеждаемся в справедливости тождества (12).
Итак, доказано, что \МК\ = 0,5 (а — Ь).
Развитие функционального мышления учащихся и обучение их элементам математической деятельности можно считать главными задачами современного математического образования. Исследова тельский подход к геометрическим задачам в том виде, как он опи сан в рассмотренных задачах, позволяет обучать учащихся матема тической организации эмпирического материала, логической орга низации математических фактов и применению математической тео рии. Школьники обучаются поиску решения задач.
|
Упражнения |
|
|
|
1. Квадрат |
ABCD задан координатами своих |
вершин А, |
В и |
D: А (0, 0); |
В (8 , 0); D (0, |
8 ). Из точек С и Л по сторонам квадрата в одно и |
то же вре |
||
мя, против хода часовой стрелки, с постоянной |
скоростью |
начали движение |
точки М и К . Причем скорость движения точки Л4 в два раза больше скорости
движения точки К ■ Точка Е — середина |
отрезка [Л4К]. |
|
|
||||
1) |
Построить путь движения точки Е; |
|
|
|
|
||
2) |
составить уравнение множества |
середин Е всех отрезков [Л4Л,']; |
|
||||
3) |
доказать, что множество У^ имеет ось симметрии. |
|
|
||||
2 . |
Дан £_ВАС. Точка М расположена |
внутри этого угла. Точка К £ |
\АС). |
||||
Точка D = [КМ) Q [АВ). Точка К движется |
по лучу |
[АС) (от точки А). |
|
||||
1) |
Как изменяется площадь Д AKD при движении точки К по лучу [АС)? |
||||||
2) |
указать то положение точки К на луче \АС), |
при котором |
Д AKD |
имеет |
|||
наименьшую |
площадь. |
|
А(0, — 3) и 5(0,5) |
и параллельны |
|||
3. |
Прямые а и & проходят через точки |
||||||
оси абсцисс. |
Угол РОЕ делится осью абсцисс на два |
конгруэнтпых]угла, каждый |
|||||
из которых |
равен a (0 < а < 45")- Точка Л4 = [ОР) П b, К = [ОЕ) П а. |
|
152
1) |
Определить | ОМ \ и | OK I; |
сравнить |
| ОМ \ и | ОЛТ |; |
|
РОЕ около точки О |
||||||||||||
2) |
как изменяются |
| ОМ | и | ОК \ при |
вращении |
угла |
|||||||||||||
против |
хода часовой стрелки (угол вращения не превышает |
|
а)? При повороте на |
||||||||||||||
какой |
угол угла РОЕ точки /VI не существует? Чему равна |
|
| ОК | при |
этом |
угле |
||||||||||||
поворота? |
Существует |
ли |
такой |
поворот |
угла |
РОЕ, |
в |
|
результате |
которого |
|||||||
| МО | = | |
КО |? |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
3) |
Как изменяются | ОМ | и | OK | при вращении угла РОЕ около точки О по |
||||||||||||||||
ходу часовой |
стрелки |
(угол вращения не превышает а)? |
При повороте на какой |
||||||||||||||
угол угла РОЕ |
точки |
К |
не |
существует? |
Существует |
ли |
такой поворот угла |
||||||||||
РОЕ, |
в результате которого | МО | = \КО |? |
|
|
|
|
что Д МКО является |
|||||||||||
4) |
Угол а = 30°. Существует ли такая точка М на Ь, |
||||||||||||||||
правильным? |
Почему? |
|
|
|
ли такая |
точка М |
на |
|
Ь, |
что ДМ /(О = 30°? |
|||||||
5) |
Угол а = 45°. Существует |
|
|||||||||||||||
Почему? |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
что ДКЛЮ |
подо |
||
6) |
Существуют ли на прямых а и b такие точки К и М, |
||||||||||||||||
бен любому данному треугольнику? |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
4. |
Даны четыре параллельные плоскости а, |
(3, <р, |
у. |
|
Прямая а £ а . |
Плос |
|||||||||||
1) |
Плоскость ф проходит через а и перпендикулярна |
плоскости а . |
|||||||||||||||
кость i|) пересекает плоскости |3 |
и ф соответственно по прямым б и с . |
Доказать, |
|||||||||||||||
что на прямых а, Ь и |
с существуют соответственно точки |
А, В и С, которые |
|||||||||||||||
являются вершинами правильного треугольника АВС; |
|
|
|
h, |
перпендикулярная |
||||||||||||
2) |
через центр О треугольника АВС проведена прямая |
|
|||||||||||||||
плоскости АВС. |
Пересекает ли прямая /г плоскость у? |
|
|
часовой стрелки |
(угол |
||||||||||||
3) |
Плоскость г|/ вращается |
около прямой а |
по ходу |
|
вращения О < 0 < 9 О °). Как изменяется расстояние между прямыми а,Ь и с с уве
личением 0 ? |
Как изменяется при этом |
длина стороны |
правильного треугольника |
|||||||
АВС, вершины которого принадлежат прямым |
а, |
b и |
с? Как |
изменяется |
|ДО | |
|||||
(D = h П у) |
с |
увеличением |
угла 0 |
от 0Ч |
до |
90°? |
Как |
изменяются |
| AD | , |
|
| BD | и | CD |? |
Существует ли такое значение 0 , |
при |
котором |
четырехугольная |
||||||
пирамида DABC является правильным тетраэдром? |
у существуют соответственно |
|||||||||
4) Доказать, что на плоскостях |
а, (3, ф, |
|||||||||
такие точки At , Вг, Сх, |
что пирамида AlB1C1D1 подобна |
любой данной тре |
||||||||
угольной пирамиде. |
|
|
|
|
|
|
|
|