Файл: Быков, А. Н. Научно-техническая интеграция социалистических стран.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.10.2024
Просмотров: 68
Скачиваний: 0
для лучшей увязки проблем науки, техники и производ ства в ходе совместной плановой деятельности, для комп
лексного решения проблем научно-технического прогрес са при проведении координации народнохозяйственных планов прежде всего на длительную перспективу, кото рая призвана обеспечить формирование новых направле ний в технике и производстве, создание новых образцов машин и материалов, более совершенной технологии. Это, в свою очередь, создаст реальные предпосылки для согласованного осуществления глубоких прогрессивных структурных сдвигов в производстве стран СЭВ, на что прежде всего и направлена долгосрочная координация их народнохозяйственных планов.
Координация пятилетних планов имеет в этом отноше нии более ограниченные возможности, а поэтому связан ная с ней координация исследований в большей степени ориентирована на удовлетворение текущих потребностей развития и модернизации производства. Такие различия не могут не сказаться на характере согласования в ходе нее национальных планов проведения фундаментальных и прикладных исследований.
Если сотрудничество в проведении фундаментальных исследований, открывающих перспективы научно-техни ческому и социально-экономическому прогрессу на буду щее, имеет в определенной степени самостоятельное зна чение, поскольку такие исследования могут отрываться от текущих производственных и общественных потребно стей, существенно опережая их, то,1сотрудничество в об ласти прикладных исследований, и особенно технических разработок, непосредственно стыкуется с производствен но-торговым сотрудничеством, составляя с ним зачастую единый комплекс. Единство комплекса «наука'—техника- производство» определяется особенностями развертыва ния научно-технической революции, процессом превраще ния науки в непосредственную производительную силу. В этом комплексе самым динамичным, революционным звеном выступает наука, опережающая развитие техники и производства и определяющая его основные направле ния.
Поэтому при организации и проведении интеграцион ных мероприятий, направленных на решение важнейших проблем научно-технического прогресса, особенно в его новых перспективных направлениях, необходимо согла сованное решение взаимоувязанных вопросов проведения
72
прикладных исследований и опытно-конструкторских ра бот, создания образцов новой техники, их производствен ного освоения, выделения для этого необходимых капи таловложений, а также всех вопросов реализации гото вой продукции. Такая комплексность обеспечивается прежде всего в ходе координации народнохозяйственных планов посредством определения форм и методов сотруд ничества, охватывающих все указанные выше воспроиз водственные звенья, а также согласованного выделения сотрудничающими странами необходимых ресурсов. Осо бенно важно предусмотреть при этом четкое взаимодей ствие этих стран, их соответствующих ведомств, исследо вательских организаций и предприятий с тем, чтобы обеспечить непрерывность и преемственность в работе этих звеньев, своевременный переход от одного звена к другому, заблаговременную подготовленность очередного звена к продолжению работы, завершаемой на предшест вующей стадии. В этом случае можно избежать длитель ных разрывов между отдельными фазами процесса вос производства, прежде всего между научно-исследователь ской, проектно-технологической и производственной фа зами, между этими фазами и выделением и освоением необходимых капиталовложений, между выпуском про дукции и ее реализацией. Это коренной вопрос эффек тивности сотрудничества в области научно-технического прогресса, особенно по его комплексным проблемам. Такие разрывы во времени между отдельными звеньями воспроизводства, отрицательно сказывающиеся на темпах научно-технического прогресса и всего экономического роста отдельных стран СЭВ, особенно нежелательны в их взаимном сотрудничестве, в которое вовлекаются мате риальные и интеллектуальные ресурсы ряда стран и ре зультаты которого, особенно отрицательные, могут суще ственно затрагивать национальные интересы этих стран, сказаться на ходе их хозяйственного развития.
Важной формой планомерной концентрации ресурсов заинтересованных стран СЭВ на проведении важнейших комплексных интеграционных мероприятий становится разработка соответствующих многосторонних программ, реализация которых должна быть предметом особого внимания стран-участниц и органов СЭВ. Эти програм мы, обеспечиваемые в первую очередь материальными и кадровыми ресурсами, в качестве существенного элемен та включают также проведение необходимых научно
73
исследовательских и проектно-конструкторских работ. Вместе с тем актуальность проблем научно-технического прогресса делает необходимым предусмотреть в числе таких интеграционных мероприятий комплексное решение особо важных из этих проблем, представляющих интерес для большинства стран СЭВ.
Дальнейшую поэтапную детализацию хода сотрудни чества в комплексном решении проблем научно-техниче ского прогресса призвано обеспечить совместное плани рование разработки заинтересованными странами отдель ных отраслей промышленности, видов производств, важ ных научных и технических проблем. Эта новая форма совместной плановой деятельности, убедительно свиде тельствующая об активизации процесса интернационали зации планирования, служит логическим продолжением и углублением координации народнохозяйственных пла нов посредством перехода от определения общих пара метров сотрудничества к разработке его поэтапной тех нологии. В настоящее время еще не сложилась устойчи вая практика совместного планирования, особенно в об ласти науки и техники. Вместе с тем уже имеющийся опыт позволяет судить о том, что эта форма совместной плановой деятельности находит применение прежде все го при организации долгосрочного производственно-тех нического сотрудничества в решении новых проблем на учно-технического прогресса. Таковы, например, заклю ченные семью странами СЭВ соглашения о совместном планировании новых видов металлорежущих станков с числовым программным управлением, а также о совмест ном планировании развития материально-технической базы контейнерно-транспортной системы и сотрудниче ства в этой области.
Здесь речь идет о поэтапной координации действий заинтересованных стран, начиная с проведения техникоэкономических прогнозов перспективного развития дан ного вида производства и разработки совместной про граммы необходимых для этого научно-исследователь ских и проектно-конструкторских работ вплоть до опре деления перспективных потребностей стран в соответ ствующей продукции и реальных возможностей выделе ния ими материальных и финансовых ресурсов для раз вертывания необходимого производства, включая также планирование реализации готовой продукции и согласо вание всех экономических условий взаимных поставок.
74
В целях обеспечения высоких технических показателей планируемой продукции и эффективности ее производ ства предусматривается его широкая специализация, кооперирование, прежде всего кооперация по изготовле нию комплектующих деталей, узлов и агрегатов, разра ботка программ стандартизации, унификации и типиза ции изделий. В этом комплексе научно-техническому сотрудничеству может принадлежать доминирующая роль, если речь идет о создании принципиально новой техники и технологии, либо оно может играть относи тельно вспомогательную роль, если планируется произ водство уже освоенной продукции на базе международ ной специализации и кооперации.
Совместное планирование применимо и при разработ ке отдельных важных научных и технических проблем, когда оно может охватывать совместные прогнозные ра боты и составление программы исследований, включая в необходимых случаях технические разработки и создание опытного образца, но непосредственно не затрагивая про изводство готовой продукции. В этом случае комплекс ность сотрудничества будет заключаться не в охвате им всех фаз процесса воспроизводства, а в том, что его раз вертывание осуществляется на основе точного определе ния и регулирования взаимных обязательств в отношении всех взаимосвязанных экономических, научно-техниче ских, валютно-финансовых, организационно-правовых и патентно-лицензионных аспектов сотрудничества. Со вместное планирование должно, видимо, в перспективе стать основной формой .планового регулирования науч но-технической кооперации и разработки соответствую щих программ как на уровне министерств и ведомств, так и на уровне исследовательских и производственных орга низаций.
При совместном планировании, как и при осуществ лении совместной плановой деятельности в других фор мах, сохраняется самостоятельный характер внутреннего планирования. Связь между результатами совместного планирования и национальными планами осуществляется посредством оформления этих результатов в виде долго срочных комплексных соглашений, превращающих согла сованные мероприятия во взаимные обязательства госу дарств, участвующих в такой совместной плановой дея тельности. Поэтому по существу совместное планирова ние выражается в совместной детальной разработке его
75
участниками содержания таких комплексных долгосроч ных соглашений. О. А. Чуканов, называя совместное пла нирование самой глубокой и комплексной формой со трудничества, справедливо указывает на то, что «конеч ным итогом совместного планирования является не пря мая директива, а обязательное для всех заинтересован ных стран комплексное долгосрочное соглашение, которое реализуется через систему национального плани рования и внешнеторговые каналы»2.
Другим направлением реализации итогов консульта ций и согласований, осуществляемых в ходе координации народнохозяйственных планов и взаимных консультаций по основным вопросам экономической и научно-техниче ской политики, является разработка многосторонних и двусторонних планов научно-технического сотрудничест ва, составляемых, на пятилетия, которыми регулируется его осуществление в различных организационных формах.
Разработанные Комитетом СЭВ по научно-техниче скому сотрудничеству и одобренные Исполнительным Ко митетом Совета в октябре 1972 года «Организационнометодические, экономические и правовые основы научнотехнического сотрудничества стран—членов СЭВ и дея тельности органов СЭВ в этой области» предусматрива ют в целях объединения усилий и координации действий стран СЭВ при проведении исследований, представляю щих взаимный интерес, и увязки при этом деятельности всех органов СЭВ разработку сводного и отраслевых планов сотрудничества этих стран при проведении науч ных и технических исследований, представляющих вза имный интерес. В эти .планы научно-технического сотруд ничества включаются научные и технические проблемы, имеющие большое значение для перспективного развития народного хозяйства и самой науки, проблемы фунда ментального и прикладного характера, имеющие межот раслевой характер и требующие комплексной разработки, а также исследования, имеющие важное значение для развития отдельных отраслей народного хозяйства, в том числе связанные с осуществлением специализации и ко оперирования производства в соответствующих отраслях народного хозяйства стран СЭВ.
Если в планы сотрудничества, разрабатываемые Ко митетом СЭВ по научно-техническому сотрудничеству и отраслевыми комиссиями, включаются исследования на уровне проблем и тем с указанием цели и ожидаемых
76
результатов по темам, то сводный план, включающий планы всех органов СЭВ, состоит из проблем и входящих в него основных тем. Планы научно-технического сотруд ничества отличает от ранее составлявшихся сводных и от раслевых планов координации исследований прежде все го то, что включаемая в них проблематика может разра батываться не только путем координации, но и с исполь зованием других, более эффективных форм (договорная кооперация, создание координационных центров и со вместных научно-технических организаций и др.). Это создает возможность диверсифицировать формы сотруд ничества с учетом специфики разрабатываемой тематики и решаемых задач. Другая важная новая черта заклю чается в том, что сводный план обобщает всю, а не только важнейшую, как было раньше, тематику, разрабатывае мую в порядке сотрудничества в рамках СЭВ. Это позво ляет улучшить планирование многостороннего сотрудни чества, сделать его более целенаправленным, устранять неоправданное дублирование исследований.
Реализуемый в настоящее время сводный план коор динации научных и технических исследований на 1971— 1975 годы был составлен с учетом некоторых из таких новых' возможностей. Он включает более 270 проблем и самостоятельных тем3, при разработке которых исполь зуются различные формы сотрудничества, хотя координа ционная форма остается превалирующей.
Как и прежние планы координации, новые планы многостороннего сотрудничества не включают тематику такого сотрудничества, проводимого вне рамок СЭВ, на пример по линии многостороннего научного сотрудниче ства академий наук социалистических стран, соглашение о котором, включающее 11 фундаментальных проблем естественных и общественных наук, 'было заключено в Москве в 1971 году. Не вошли в него также исследова ния, проводимые в ряде международных организаций социалистических стран, что чревато возможностью па раллельного проведения одних и тех же. исследований по
различным каналам.
Таким образом, новый порядок планирования научнотехнического сотрудничества в рамках СЭВ хотя и не устраняет всех его недостатков, тем не менее создает ряд существенных дополнительных возможностей для его со вершенствования. Более полное их использование может иметь место при проведении координации народнохозяй
77
ственных планов на очередное пятилетие, которые про водятся в увязке с координацией перспективных планов до 1990 года, а также в ходе разработки планов научнотехнического сотрудничества на 1976—1980 годы. Соот ветствующие работы уже ведутся.
При проведении координации планов развития науки и техники, как и всей координации народнохозяйственных планов, необходимо полнее использовать стадию пред плановой деятельности, когда в странах СЭВ идет актив ная подготовка плановых наметок и проектировок, про водятся сопоставления различных вариантов проектов планов и имеются реальные возможности скорректиро вать их с учетом взаимных интересов и намечаемых ин теграционных мероприятий текущего и особенно долго срочного характера. Маневренность в этом деле сводится до минимума после одобрения национальных планов « превращения их в закон.
Что касается планирования двусторонних научно-тех нических связей, то оно осуществляется преимущественно на уровне родственных министерств и ведомств, оформ ляющих протоколы сотрудничества по отрасли, определя ющей его тематику и организационные формы. Сотруд ничество по научным и техническим исследованиям меж отраслевого характера организуют ведомства по науке и технике, которые также координируют научно-техниче ские связи на национальном уровне. Двустороннее науч ное сотрудничество по избранным проблемам фундамен тального характера осуществляют академии наук социа листических стран, составляющие планы сотрудничества
всоответствии с заключенными соглашениями. Общее регулирование двусторонних научно-технических связей,
втом числе по линии непосредственного сотрудничества министерств и ведомств, осуществляется двусторонними комиссиями по экономическому и научно-техническому сотрудничеству (непосредственно их подкомиссиями по научно-техническому сотрудничеству).
Вся совместная плановая деятельность, в каких бы формах она ни осуществлялась, достигает поставленной перед ней цели: быть активным регулятором интеграци онных процессов лишь в том случае, если ее результаты получают соответствующее отражение и закрепление в национальных планах. Без этого согласованные на меж дународном уровне мероприятия могут остаться благими
пожеланиями, не подкрепленными ни материальными, ни
78
финансовыми ресурсами и не адресованными для испол нения определенным национальным органам и хозяйст венным организациям. Большое внимание этому вопросу было уделено на XXVII сессии СЭВ, состоявшейся в Пра ге в июне 1973 года, на которой были обсуждены меры по созданию комплексного международного планирования интеграционных процессов, органически переплетаю щегося с национальными хозяйственными планами. Осо бенно остро эта проблема стоит в настоящее время, когда страны СЭВ осуществляют координацию планов на оче редное пятилетие, взаимоувязанную с координацией на более длительную перспективу, что повышает значение непрерывного комплексного и взаимоувязанного, плани рования на международном и национальном уровнях. В этой связи важной гарантией выполнения согласован ных на многосторонней и двусторонней основах меро приятий, как и в целом Комплексной программы, служит, как справедливо отмечает О. А. Чуканов, выде ление в годовых и пятилетних планах каждой страны специальных разделов о социалистической экономической интеграции, выполнение которых обеспечивается необхо димыми материальными, финансовыми и трудовыми ресурсами4.
Связанные с этим особенности для научно-техниче ской интеграции, имея в виду комплексный характер большинства решаемых ею проблем и необходимость единства цепи «наука-—производство», были рассмотре ны выше. Что касается отражения в национальных пла нах мероприятий, проводимых сугубо в рамках научнотехнического сотрудничества, то здесь задача заключает ся в том, чтобы эти планы лучше синхронизировали уча стие в нем многих исследовательских и проектно-конст рукторских подразделений, имеющих различную ведом ственную подчиненность и различное материально-финан совое обеспечение их деятельности. Это относится как к научно-техническому обмену, включая лицензионную торговлю, так и особенно к исследованиям, проводимым на основе координации, кооперации и в рамках между народных научно-технических организаций и центров.
Важной задачей остается дальнейшее совершенство вание международной координации научно-технического сотрудничества, осуществляемого на многосторонней и двусторонней основах, включая непосредственные связи министерств и ведомств, сотрудничество по линии акаде
79