Файл: Быков, А. Н. Научно-техническая интеграция социалистических стран.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.10.2024
Просмотров: 71
Скачиваний: 0
ного финансирования работ, а также для распределения между участниками понесенных затрат и полученных доходов в согласованных долях.
Обе эти проблемы, как показывает практика, пред ставляют определенные трудности. Составление общей сметы осложняется тем, что каждая из стран имеет свои нормативные расходы и свои внутренние цены на мате риалы и оборудование. Приведение же этих расходов к единой стоимостной величине затрудняется пока слож ностью пересчета одной национальной валюты в другую. Что же касается определения долей, то здесь могут быть применены различные критерии (см. гл. V).
Развитие научно-технической кооперации на основе различных форм совместного финансирования исследо ваний, очевидно, приведет в дальнейшем по мере углуб ления интеграционных процессов к формированию еди ного фонда материальных и финансовых средств для решения наиболее важных и общих для стран проблем научно-технического прогресса, прежде всего на проведе ние обеспечивающих его научно-исследовательских ра бот, а также освоение полученных результатов, закупку аппаратуры, лицензий и т. п. Такой фонд может быть создан на началах согласованных между странами доле вых взносов с использованием его по взаимному согла сию участвующих в нем стран. Первым шагом в этом направлении может, видимо, служить практика проведе ния совместных исследований за счет средств, предостав ляемых Международным инвестиционным банком и воз мещаемых на согласованных условиях заинтересованны ми в получении соответствующих результатов странами. Такие условия, как и в случаях научно-технической ко операции, будут определяться различными факторами (см. гл. V), в том числе характером и назначением про водимых исследований и возможностями использования их результатов. Дальнейшее развертывание научно-тех нической революции делает объективно необходимым активное участие социалистических стран по мере их возрастающих возможностей, материальных и интеллек туальных, в совместном решении выдвигаемых ею новых и сложных комплексных проблем как в части поисковых фундаментальных исследований, так и сугубо приклад ных исследований и разработок и практического освое ния их результатов с применением различных форм со вместного финансирования.
88
Повышение эффективности научно-технического со трудничества связано с более широким применением материальных и моральных стимулов, использованием ■при его проведении приемлемых форм соревнования и со стязательности. Помимо того что в этом плане делается и должно делаться в национальных рамках, определен ные меры целесообразно было бы предпринять и на меж дународном уровне. В этой связи могла бы найти приме нение практика конкурсов на лучшее решение определен ной научной или технической проблемы с участием в ней многих институтов и групп специалистов социалистиче ских стран с присуждением премий по итогам конкурсов. В ряде случаев полезна была бы организация параллель ного проведения одних и тех же исследований несколь кими институтами различных стран с выбором затем по решению международного жюри наилучшего. Заслужи вает внимания также практика периодического премиро вания за выдающиеся теоретические и практические ра боты в области науки и техники, выполненные учеными братских стран в порядке сотрудничества. Источником соответствующих ассигнований мог бы служить, в част ности, упомянутый выше международный фонд.
Более широкое использование хозрасчетных начал в научно-техническом сотрудничестве предполагает разра ботку и применение системы материального стимулиро вания своевременного и качественного выполнения обяза тельств по сотрудничеству. Наиболее универсальной формой такого материального стимулирования может служить взаимное применение различных штрафных санкций (неустойки) за их ненадлежащее выполнение и, наоборот, системы поощрительных мер в случае своевре менного и качественного выполнения обязательств, а осо бенно за превышение согласованных качественных пара метров.
В первом случае соответствующие санкции могут предусматриваться в заключаемых договорах о научнотехническом сотрудничестве либо в согласованных общих условиях его проведения. Они могут касаться различных случаев ненадлежащего выполнения обязательств, преж де всего некачественного проведения работ и нарушения сроков их выполнения (в целом или по отдельным эта пам, особенно влияющим на ход проведения связанных с ними других частей совместной работы). Некачественное выполнение работы должно влечь за собой обязательство
89
ее переделки в установленный срок за счет виновной страны, если речь не идет о творческом риске, который представляется обоснованным распределять между стра нами в согласованных долях. Несвоевременное устране ние недоделок может влечь за собой уплату штрафа в фиксированной сумме или в проценте от стоимости пере делываемой работы. Несвоевременное выполнение иссле дований должно влечь за собой уплату штрафа (неустой ки) в проценте от стоимости работы, по которой была допущена просрочка. Размер штрафа (неустойки) может быть определен по «Общим условиям поставок стран - членов СЭВ», поскольку пока отсутствуют аналогичные им многосторонние общие условия научно-технического сотрудничества, либо специально установлен в договоре. Нам представляется, что предусмотренные «Общими условиями поставок» штрафные санкции для некоторых видов работ, непосредственно влияющих па ход произ водственного процесса, могут оказаться недостаточными и не стимулировать в должной мере своевременное и ка чественное их проведение. С другой стороны, для других видов совместных работ, например для сугубо поисковых исследований, где элемент неопределенности и риска весьма существен, эти санкции могут быть чрезмерно обременительными. Таким образом, специфика исследо вательской деятельности требует, видимо, разработки дифференцированных санкций применительно к различ ным формам сотрудничества и видам исследований.
Во втором случае поощрительные меры могут предус матриваться непосредственно в договоре или общих условиях с выплатой премий (в конкретной сумме или в проценте от стоимости работ) за счет общей сметы, либо в них может делаться отсылка к внутреннему порядку поощрения, существующему в странах, участвующих в сотрудничестве. И самый типичный случай, это когда каждая страна может самостоятельно решать вопрос о поощрении своих исследовательских организаций за ка чественное выполнение обязательств по сотрудничеству.
Наконец, важнейший аспект стимулирования разви тия научно-технической интеграции заключается в обеспе чении каждой из участвующих в ней стране максималь ного эффекта или во всяком случае экономических пре имуществ по сравнению с решением той или иной научнотехнической проблемы собственными усилиями. Это связано с определением эффективности использования
90
различных форм научно-технического сотрудничества применительно к каждой стране и группе стран, могущих принять в нем участие. До настоящего времени вопрос определения эффективности научно-технического сотруд ничества не получил удовлетворительного разрешения, хотя в разное время выдвигались различные варианты возможного его решения. Основная сложность заклю чается в том, что получаемый в итоге научно-техническо го сотрудничества результат лишь тогда может дать реальный эффект, когда ему будет обеспечено практиче ское применение, то есть будет материализован в изде лии, новой технологии или оборудовании. Однако до сего времени вопросы эффективности внедрения новой техни ки еще не получили окончательного решения. Существую щие в различных странах СЭВ методики определения эффективности внедрения результатов прикладных ис следований в производство отличаются друг от друга, а сравнение полученных в разных странах эффектов, да же если бы они определялись по единой методике, за труднительно в силу отсутствия реальных переводных курсов национальных валют.
Что же касается фундаментальных исследований, практическая реализация результатов которых может иметь место спустя длительное время и выражаться не непосредственно в производстве конкретных изделий, а в появлении новых направлений науки и техники, в общем стимулировании научно-технического прогресса, то эф фективность их проведения далеко не всегда может опре деляться эффективностью конкретного производства и утилизации его результатов.
В этих условиях в качестве практического решения данной проблемы могла бы найти применение упрощен ная процедура, заключающаяся в том, что каждый из участников сотрудничества сам определяет для себя эф фективность предлагаемого ему варианта и выбирает оптимальный путь решения интересующей его научнотехнической проблемы с учетом возможных вариантов^ такого решения. При этом если несколько стран заинте- ] ресованы в получении конкретного результата, то каж дая из них могла бы для себя определить эффективность его получения путем кооперации, сравнив, например, планируемые затраты на обеспечение необходимого ре шения собственными усилиями с тем, во что это может обойтись ей, если оно будет получено за счет усилий не
91
скольких стран, то есть исходя из доли общих расходов, приходящихся на данную страну. В этом случае необхо димо учитывать также фактор времени, поскольку, как правило, путем кооперации нужный результат можно получить быстрее. Можно также предположить, что ре зультат, полученный путем кооперации, будет более вы сокого качества, поскольку при этом используются опыт и специалисты нескольких стран. Наконец, каждая страна в таком случае может учесть и альтернативный путь по лучения готового решения, если таковое имеется, за счет покупки соответствующей лицензии (при условии, что цена ее известна) или иного приобретения имеющегося за границей результата. При этом каждая страна может учесть для себя и другие преимущества или, наоборот, издержки, связанные с выбором того или иного пути получения нужного ей результата (сокращение расходов в инвалюте, высвобождение научных работников для ре шения других задач, готовность производства к адапта ции зарубежных технических решений, внеэкономические факторы и т. п.).
Само собой разумеется, что такой упрощенный подход отнюдь не снимает с повестки дня необходимость кол лективных поисков более совершенных путей и методов комплексного определения эффективности связанных с научно-технической интеграцией мероприятий, причем не только на основе чисто стоимостных характеристик, но и показателя прироста производительности общественного
труда. |
|
|
3. Соверш енствование |
договорно-правового |
регулировани |
н аучно-технически х |
взаим освязей |
ч |
Многолетний опыт сотрудничества стран СЭВ пока зывает, что в условиях хозяйственного взаимодействия суверенных государств, компетентные органы которых несут полную и непосредственную ответственность за ре шение всего комплекса вопросов национального разви тия, при отсутствии общего для этих стран директивного планирования наиболее действенным инструментом про ведения в жизнь согласованных мероприятий в области науки, техники, производства выступают международ ные соглашения и хозяйственные договоры. Особенно значительна их роль при проведении крупных хозяйст
92
венных мероприятий, требующих вовлечения больших финансовых средств и материальных ресурсов. Расши рение и углубление сотрудничества, реализация намечен ных интеграционных программ, связанных с взаимоприспособлением национальной экономической и научнотехнической политики и народнохозяйственных структур, увеличивают значение правового регулирования сотруд ничества, договорного оформления взаимных обяза тельств, требуют создания действенного механизма, обе спечивающего надлежащее их выполнение всеми участ никами. Совершенствование договорно-правовых основ научно-технического и всего хозяйственного сотрудниче ства призвано повысить ответственность сторон за прове дение намечаемых совместных мероприятий, их уверен ность в том, что принимаемые взаимные обязательства будут выполнены в срок и в полном объеме всеми участ никами.
Договорное регулирование отношений в области на учно-технического сотрудничества на межгосударствен ном уровне осуществляется с первых послевоенных лет. Что же касается хозяйственных договоров о научно-тех ническом сотрудничестве гражданско-правового харак тера, то они получают применение лишь в последние го ды в связи с расширением использования в этом сотруд ничестве стоимостных категорий и хозяйственного расчета.
Интеграция стран СЭВ связана со значительно более широким использованием договорных отношений в науч но-техническом сотрудничестве как международно-пра вового, так и гражданско-правового характера. Совмест ное решение крупных научно-технических проблем на основе кооперации с привлечением материальных и ин теллектуальных ресурсов заинтересованных стран, кото рое в условиях научно-технической интеграции выдви гается как важнейшее направление хозяйственного со трудничества стран СЭВ, требует точного определения масштабов участия в такой кооперации каждой страны, ее финансового и материального вклада, порядка взаимо действия сотрудничающих организаций в ходе совмест ных работ, научно-технических параметров ожидаемых результатов, объема и способов их практического исполь зования, включая порядок патентования полученных изо бретений и заключения лицензионных соглашений. Все эти важнейшие вопросы научно-технической кооперации
93
могут получить адекватное оформление и закрепление в договорах и соглашениях, заключаемых участниками та кой кооперации.
В условиях научно-технической интеграции не только значительно расширяется сфера договорного регулиро вания, но и происходит диверсификация его форм, появ ляются новые направления, требующие такого регулиро вания. Уже в ходе проведения консультаций по вопросам научно-технической политики участвующие в них страны согласовывают общую линию по важнейшим элементам этой политики, которая закрепляется в виде взаимных обязательств путем заключения соответствующих согла шений, протоколов и других совместных документов. Этим создается правовая гарантия того, что достигнутое согла сование будет точно проводиться в жизнь и получит реа лизацию как при составлении национальных планов в соответствующих странах и проведении ими практиче ских мероприятий, так и в ходе осуществления взаимного сотрудничества. Заключение соглашений по основным проблемам научно-технического прогресса, носящих, как правило, долгосрочный и комплексный характер, являет ся важнейшим практическим результатом координации народнохозяйственных планов стран СЭВ на пятилетие и на длительную перспективу. В этих соглашениях, за ключаемых либо на межправительственном, либо на меж ведомственном уровне, определяются пути совместного решения конкретных проблем с использованием взаимо увязанных форм научно-технического, производственного и торгового сотрудничества или только научно-техниче ского сотрудничества вплоть до создания соответствую щих промышленных установок. Практическая реализация подобных соглашений может потребовать заключения одного или нескольких хозяйственных договоров и тор говых контрактов, регулирующих в форме конкретных взаимных обязательств отдельные научно-технические, производственные и торговые вопросы, составляющие со держание основного соглашения.
Заключением комплексных долгосрочных соглашений завершается совместное планирование отдельных науч но-технических проблем, которыми могут регулироваться вопросы научно-технического и производственно-торгово го сотрудничества либо только научно-технического со трудничества. Здесь, как и в предшествующих случаях, подобные соглашения обеспечивают связь между сгь