Файл: Быков, А. Н. Научно-техническая интеграция социалистических стран.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.10.2024
Просмотров: 64
Скачиваний: 0
ми, закупать на Западе машины, оборудование и лицен зии без достаточного технико-экономического обоснова ния, должного учета возможностей международного социалистического рынка и перспектив развития их хо зяйственной интеграции. Недостаточная эффективность планирования и организации экономических и научнотехнических связей стран СЭВ создавала благоприятную почву для идеализации технологических возможностей 'Запада и сотрудничества с ним в этой области, давала повод ревизионистским элементам говорить о невыгод ности сотрудничества с СССР и другими братскими стра нами и необходимости односторонней интенсификации экономических и научно-технических связей с развитыми капиталистическими странами.
Эффективное решение важнейших проблем научнотехнического прогресса на путях социалистической эконо мической интеграции позволяет успешнее преодолевать подобные негативные явления, дает дополнительные ар гументы в борьбе коммунистических и рабочих партий братских стран с оппортунистическими «теориями» хо зяйственного строительства и развития международного сотрудничества. В условиях наращивания темпов научнотехнической революции создаются практически неогра ниченные возможности для развития международной на учно-технической и производственной кооперации, рас ширения взаимовыгодных технологических связей, эффек тивное использование которых странами СЭВ возможно лишь на основе широких интеграционных мероприятий, проведения согласованной внешнеэкономической и науч но-технической политики в отношении третьих стран и интегрированных регионов.
Успешное осуществление научно-технической интегра ции, реализация Комплексной программы в соединении с эффективными усилиями каждой из братских стран сделают возможным их утверждение на самых передовых рубежах современного научно-технического прогресса, создадут широчайшие возможности эффективного исполь зования его достижений в строительстве развитого со циалистического и коммунистического общества. Все это, в свою очередь, обеспечит социализму решающие преимущества в историческом соревновании с капита лизмом, значительно укрепит международные позиции мирового социализма, усилит его прогрессивное воздей ствие на'ход и развитие мировых революционных про
Ь4
цессов. Одновременно это создаст прочные материальные предпосылки для всемерной консолидации социалисти ческого содружества, для дальнейшего углубления про цесса социалистической интеграции на основе широкого использования технологической кооперации и технологи ческого единства производственных аппаратов братских стран, создающих наиболее стабильные условия и воз можности для планомерного углубления разделения тру да в его прогрессивных формах.
Интеграция |
в области науки, техники, производства |
и обращения, ее успешное проведение неразрывно связа |
|
ны с развитием |
и углублением всестороннего сотрудни |
чества братских стран в области политики, идеологии, культуры, е укреплением их братских уз, единства и сплоченности во всех областях, в социально-экономиче ской, политической и духовной жизни, с последователь ным соблюдением ими принципов марксизма-ленинизма и социалистического интернационализма. Все это подни мает роль и значение тесного сотрудничества и взаимо действия братских коммунистических и рабочих партий стран социализма, проведения ими согласованной линии в вопросах внутренней и внешней политики, широкого обмена информацией и опытом между ними.
Установившаяся практика регулярных консультаций братских партий социалистических стран, результаты проведенной в Крыму летом 1973 года дружеской встречи руководителей этих партий служат убедительными при мерами крепнущего единства братских партий, плодо творного коллективного обсуждения и решения ими сло жных проблем дальнейшего углубления сотрудничества стран социализма, развития социалистической интегра ции, создающих необходимые предпосылки для успешной реализации задач, связанных с повышением эффективно сти общественного производства, соединением достиже ний научно-технического прогресса с преимуществами социалистической системы хозяйства.
3 А. Н. Быков
Глава III
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ НАУЧНОТЕХНИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ
1. Плановый |
механизм научно-технической интеграции |
и пути его |
соверш енствования |
Социалистические страны неоднократно принимали согласованные меры по совершенствованию механизма их взаимного сотрудничества, включая его планово-коор- динирующие инструменты, экономические рычаги и ор ганизационно-правовые формы. Это позволяло приспо сабливать их взаимное сотрудничество к меняющимся задачам и условиям социально-экономического развития, создавать экономические и организационные предпосыл ки и стимулы для расширения и углубления междуна родного социалистического разделения труда. Разработ ка программы социалистической интеграции дала воз можность глубоко и- всесторонне проанализировать все структурные элементы механизма сотрудничества в их взаимосвязи, наметить пути комплексного решения про блем его совершенствования. Важнейшие итоги этой ра боты нашли выражение в Комплексной программе социа листической экономической интеграции, а также в ряде других организационно-методических документов, разра ботанных в ходе подготовки Комплексной программы и после ее принятия в порядке детализации содержащихся в ней общих положений. По ряду важных проблем совер шенствования механизма сотрудничества пока удалось выявить лишь основополагающий подход, а детальную разработку предстоит еще осуществить.
В ходе разработки Комплексной программы была всесторонне рассмотрена и решена главная, на наш
66
взгляд, методологическая проблема управления социа листической интеграцией: соотношение в нем плановых и рыночных механизмов. Поскольку в управлении соци алистической экономикой главным рычагом и направля ющим началом служит плановое регулирование, исклю чающее чуждую социализму стихийную игру рыночных сил, постольку основным методом проведения интегра ционных мероприятий должно служить плановое их раз витие путем использования различных форм совместной плановой деятельности. «Страны—члены СЭВ считают,— говорится в Комплексной программе, — что сотрудниче ство в области плановой деятельности, и особенно коор динации планов, является основным методом организа ции сотрудничества и углубления международного со циалистического разделения труда»1.
Чтобы успешно выполнять роль главного регулятора интеграционных процессов, сотрудничество в области совместной плановой деятельности должно было претер петь ряд существенных преобразований, которые обеспе чивают диверсификацию его форм, расширение границ плановых периодов, углубление самой совместной плано вой деятельности, а также придание ей комплексного характера. Это находит отражение во всей системе со вместной плановой деятельности стран СЭВ, а также в той ее .важной части, которая непосредственно опреде ляет развитие научно-технической интеграции.
Таким образом, как и вся социалистическая экономи ческая интеграция, интеграция стран СЭВ в области науки и техники развивается на плановой основе и пред ставляет собой целенаправленный процесс, организуемый и направляемый соответствующими национальными и международными органами этих стран. Плановость раз вития— принципиальная особенность и огромное пре имущество социалистических стран — находит выраже ние и в развитии международного социалистического разделения труда. Однако в области их научно-техниче ских взаимосвязей плановое начало не получило в прош лом полного раскрытия, что объясняется незавершен ностью системы планирования науки и техники в странах СЭВ, ее недостаточной связью с системой планирования и координации материального производства, недостаточ ным опытом планирования исследовательской деятельно сти и меньшими возможностями применения к ней «жест ких» методов планового регулирования,
3* |
67 |
В современных условиях, характеризующихся широ ким развертыванием научно-технической революции, вы зывающей крупные качественные сдвиги в науке и тех нике, проблема выработки и реализации скоординиро ванной стратегии научно-технического развития на дли тельную перспективу выдвигается как важнейшая задача интеграции стран СЭВ. Основным инструментом при этом служит совместная плановая деятельность стран СЭВ, которая призвана, с одной стороны, выявить общие перс пективы научно-технического развития этих стран как интегрированного региона с учетом стоящих перед ними социально-экономических задач и тенденций научно-тех нического прогресса, а с другой, определить пути, вре менные и организационные рамки оптимального исполь зования их совокупных материальных и интеллектуаль ных ресурсов для наиболее эффективного решения перс пективных задач научно-технического развития этих стран в масштабе региона.
В условиях социалистической интеграции, и в этом ее большое преимущество над интеграцией капиталистиче ской, совместная плановая деятельность позволяет выра батывать и осуществлять согласованную систему меро приятий, направленных на осуществление крупных макроструктурных преобразований в соответствии с требо ваниями научно-технической революции, на интенсифи кацию и оптимизацию производства интегрирующихся стран, концентрацию их материальных и интеллектуаль ных ресурсов на решающих направлениях научно-техни ческого прогресса, на ускорение научно-технического раз вития отдельных стран.
Совместная плановая деятельность в области науки и техники приобретает в условиях социалистической ин теграции комплексный характер. Она позволяет органи чески сочетать сотрудничество в разработке научно-тех нических прогнозов долгосрочного, среднесрочного и краткосрочного характера, согласование на их основе главных направлений научно-технической политики на перспективу, широкую координацию планируемых нацио нальных научно-исследовательских работ в увязке с ко ординацией народнохозяйственных планов, прежде всего производственных и экспортно-импортных, на пятилетия и более продолжительный период, совместную разработ ку планов сотрудничества по отдельным комплексным проблемам, а также мероприятия организационно-право
68
вого и экономического характера, обеспечивающие реа лизацию согласованных программ сотрудничества.
Важным инструментом выработки согласованной на учно-технической политики стран СЭВ и направленных на ее реализацию интеграционных мероприятий являют ся взаимные консультации, проводимые в рамках Коми тета СЭВ по научно-техническому сотрудничеству. В раз деле Комплексной программы о взаимных консультаци ях по основным вопросам экономической политики рас крывается примерное содержание таких консультаций и по вопросам научно-технической политики. Это прежде всего ее основные тенденции, направления и инструмен ты, которые определяют формирование взаимного сотруд ничества. Кроме того, сотрудничество в области научнотехнической политики предполагает рассмотрение важ нейших направлений научно-технического прогресса, во просов подготовки научно-технических кадров и исполь зования достижений науки и техники в народном хозяй стве, расширения координации, кооперации и совместного проведения научно-технических исследований, развития специализации и кооперирования в науке, технике и про изводстве. Важным направлением является также обмен опытом планирования и организации исследований в странах СЭВ. В ходе реализации Комплексной програм мы тематика таких консультаций была уточнена с учетом потребностей развития и углубления сотрудничества, определения его долгосрочных перспектив.
Консультации по вопросам экономической политики могут служить действенным средством выработки и про ведения такой скоординированной научно-технической
,политики, если они приводят по основным вопросам к вы работке общей стратегии, закрепленной заключением со глашений и принятием совместных документов, носящих обязательный характер, как это предусмотрено Комп лексной программой.
Разработка перспективной и текущей научно-техни ческой политики, вся совместная плановая деятельность в современных условиях может иметь подлинно научный характер, если она основывается на прогнозах развития науки и техники, смыкающихся с социально-экономиче скими прогнозами. Прогнозирование является первона чальным этапом общего процесса социалистического пла нирования, важной предпосылкой составления долгосроч ных и пятилетиях народнохозяйственных планов, Фор
мами многостороннего и двустороннего сотрудничества в области прогнозирования, как они сложились в настоя щее время, являются: обмен опытом относительно мето дов и организации прогностической деятельности, обмен информацией о результатах национальных прогнозов, совместное прогнозирование. При этом совместное прог нозирование пак наиболее глубокая форма сотрудниче ства в этой области предполагает осуществление его по согласованной тематике с учетом общих методологиче ских принципов и организационных форм, а также ре зультатов национальных прогнозов. Имеющийся опыт сотрудничества в проведении совместных прогнозов по казывает, что оно имеет определенные преимущества над разработкой прогнозов в национальных масштабах. Это, во-первых, возможность привлечения более широкой информационной базы. Во-вторых, повышается качество и достоверность прогнозов, так как имеется возможность в ходе обмена мнениями выбрать наиболее эффективные методы прогнозирования, осуществить его по нескольким направлениям с целью верификации результатов. В-треть их, создаются условия для кооперации, в ходе которой можно распределить работу и затраты между несколь кими странами с учетом их опыта и возможностей. Име ются и определенные издержки, связанные с решением организационных вопросов, которые увеличивают сроки разработки совместных прогнозов. Однако дальнейшее совершенствование организационной стороны этой рабо ты позволит свести их к минимуму.
В настоящее время по большинству научных и техни ческих проблем, которые имеют крупное народнохозяй ственное значение и разрабатываются с применением на иболее эффективных форм сотрудничества, ведется си стематическая прогнозная работа. Сложилась опреде ленная методика ее проведения и унифицированная тер минология, выработался опыт «стыковки» частичных прогнозов, разрабатываемых отдельными сотрудничаю щими странами, верификации полученных результатов, оценки различных вариантов.
Научно-технические прогнозы представляют собой вероятностную оценку возможных путей и результатов развития науки и техники, а также требуемых для их достижения ресурсов и организационных мер. Их разра ботка может вестись с помощью различных методов: экс траполяции, экспертных оценок, моделирования. Причем
70
каждый предмет прогнозирования требует комплексного применения наиболее подходящих Для данного случая методов. Если долгосрочный прогноз, основанный на экс пертных оценках, носит преимущественно вероятностный характер, то среднесрочный и краткосрочный прогнозы, основанные на анализе научного задела и патентной ин формации, дают сравнительно точные данные. В услови ях научно-технической революции, связанной с частыми сменами направлений, появлением принципиально новых возможностей, особую важность имеет определение ожи даемых качественных, скачкообразных изменений в нау ке, технике, производстве, могущих влечь за собой серь езные экономические и социальные последствия. Здесь особенно ценен коллективный опыт стран, позволяющий наметить оптимальные направления и формы приложе ния их совместных усилий и ресурсов.
Поэтому рассмотрение и обобщение результатов со вместно разработанных прогнозов должны стать исход ной основой выработки согласованной научно-техниче ской политики, особенно на длительную перспективу. Особую роль при этом должны сыграть нормативные прогнозы, позволяющие определять оптимальные пути достижения (с учетом имеющихся ресурсов) согласован ных странами СЭВ долгосрочных целей научно-техниче ского и социально-экономического развития.
Критерием эффективности консультаций стран СЭВ по вопросам научно-технической политики и их совмест ной прогностической деятельности является прежде всего то, насколько в результате достигается взаимоприспособляемость планов научно-технического развития этих 'стран, их оптимизация с учетом выработки и реализации комплексных интеграционных мероприятий, обеспечива ющих эффективное решение актуальных проблем научнотехнического прогресса. . Поэтому естественным продол жением таких консультаций является координация национальных планов научных и технических исследова ний как органическая часть координации народнохозяй ственных планов на пятилетия и длительную перспек тиву.
Основным недостатком координации планов в области науки и техники была и пока еще остается недостаточная их увязка с координацией планов развития материаль ного производства. Устранение этого недостатка в систе ме национального планирования создаст предпосылки
71