Файл: Быков, А. Н. Научно-техническая интеграция социалистических стран.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.10.2024

Просмотров: 64

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ми, закупать на Западе машины, оборудование и лицен­ зии без достаточного технико-экономического обоснова­ ния, должного учета возможностей международного социалистического рынка и перспектив развития их хо­ зяйственной интеграции. Недостаточная эффективность планирования и организации экономических и научнотехнических связей стран СЭВ создавала благоприятную почву для идеализации технологических возможностей 'Запада и сотрудничества с ним в этой области, давала повод ревизионистским элементам говорить о невыгод­ ности сотрудничества с СССР и другими братскими стра­ нами и необходимости односторонней интенсификации экономических и научно-технических связей с развитыми капиталистическими странами.

Эффективное решение важнейших проблем научнотехнического прогресса на путях социалистической эконо­ мической интеграции позволяет успешнее преодолевать подобные негативные явления, дает дополнительные ар­ гументы в борьбе коммунистических и рабочих партий братских стран с оппортунистическими «теориями» хо­ зяйственного строительства и развития международного сотрудничества. В условиях наращивания темпов научнотехнической революции создаются практически неогра­ ниченные возможности для развития международной на­ учно-технической и производственной кооперации, рас­ ширения взаимовыгодных технологических связей, эффек­ тивное использование которых странами СЭВ возможно лишь на основе широких интеграционных мероприятий, проведения согласованной внешнеэкономической и науч­ но-технической политики в отношении третьих стран и интегрированных регионов.

Успешное осуществление научно-технической интегра­ ции, реализация Комплексной программы в соединении с эффективными усилиями каждой из братских стран сделают возможным их утверждение на самых передовых рубежах современного научно-технического прогресса, создадут широчайшие возможности эффективного исполь­ зования его достижений в строительстве развитого со­ циалистического и коммунистического общества. Все это, в свою очередь, обеспечит социализму решающие преимущества в историческом соревновании с капита­ лизмом, значительно укрепит международные позиции мирового социализма, усилит его прогрессивное воздей­ ствие на'ход и развитие мировых революционных про­

Ь4

цессов. Одновременно это создаст прочные материальные предпосылки для всемерной консолидации социалисти­ ческого содружества, для дальнейшего углубления про­ цесса социалистической интеграции на основе широкого использования технологической кооперации и технологи­ ческого единства производственных аппаратов братских стран, создающих наиболее стабильные условия и воз­ можности для планомерного углубления разделения тру­ да в его прогрессивных формах.

Интеграция

в области науки, техники, производства

и обращения, ее успешное проведение неразрывно связа­

ны с развитием

и углублением всестороннего сотрудни­

чества братских стран в области политики, идеологии, культуры, е укреплением их братских уз, единства и сплоченности во всех областях, в социально-экономиче­ ской, политической и духовной жизни, с последователь­ ным соблюдением ими принципов марксизма-ленинизма и социалистического интернационализма. Все это подни­ мает роль и значение тесного сотрудничества и взаимо­ действия братских коммунистических и рабочих партий стран социализма, проведения ими согласованной линии в вопросах внутренней и внешней политики, широкого обмена информацией и опытом между ними.

Установившаяся практика регулярных консультаций братских партий социалистических стран, результаты проведенной в Крыму летом 1973 года дружеской встречи руководителей этих партий служат убедительными при­ мерами крепнущего единства братских партий, плодо­ творного коллективного обсуждения и решения ими сло­ жных проблем дальнейшего углубления сотрудничества стран социализма, развития социалистической интегра­ ции, создающих необходимые предпосылки для успешной реализации задач, связанных с повышением эффективно­ сти общественного производства, соединением достиже­ ний научно-технического прогресса с преимуществами социалистической системы хозяйства.

3 А. Н. Быков


Глава III

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ НАУЧНОТЕХНИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ

1. Плановый

механизм научно-технической интеграции

и пути его

соверш енствования

Социалистические страны неоднократно принимали согласованные меры по совершенствованию механизма их взаимного сотрудничества, включая его планово-коор- динирующие инструменты, экономические рычаги и ор­ ганизационно-правовые формы. Это позволяло приспо­ сабливать их взаимное сотрудничество к меняющимся задачам и условиям социально-экономического развития, создавать экономические и организационные предпосыл­ ки и стимулы для расширения и углубления междуна­ родного социалистического разделения труда. Разработ­ ка программы социалистической интеграции дала воз­ можность глубоко и- всесторонне проанализировать все структурные элементы механизма сотрудничества в их взаимосвязи, наметить пути комплексного решения про­ блем его совершенствования. Важнейшие итоги этой ра­ боты нашли выражение в Комплексной программе социа­ листической экономической интеграции, а также в ряде других организационно-методических документов, разра­ ботанных в ходе подготовки Комплексной программы и после ее принятия в порядке детализации содержащихся в ней общих положений. По ряду важных проблем совер­ шенствования механизма сотрудничества пока удалось выявить лишь основополагающий подход, а детальную разработку предстоит еще осуществить.

В ходе разработки Комплексной программы была всесторонне рассмотрена и решена главная, на наш

66

взгляд, методологическая проблема управления социа­ листической интеграцией: соотношение в нем плановых и рыночных механизмов. Поскольку в управлении соци­ алистической экономикой главным рычагом и направля­ ющим началом служит плановое регулирование, исклю­ чающее чуждую социализму стихийную игру рыночных сил, постольку основным методом проведения интегра­ ционных мероприятий должно служить плановое их раз­ витие путем использования различных форм совместной плановой деятельности. «Страны—члены СЭВ считают,— говорится в Комплексной программе, — что сотрудниче­ ство в области плановой деятельности, и особенно коор­ динации планов, является основным методом организа­ ции сотрудничества и углубления международного со­ циалистического разделения труда»1.

Чтобы успешно выполнять роль главного регулятора интеграционных процессов, сотрудничество в области совместной плановой деятельности должно было претер­ петь ряд существенных преобразований, которые обеспе­ чивают диверсификацию его форм, расширение границ плановых периодов, углубление самой совместной плано­ вой деятельности, а также придание ей комплексного характера. Это находит отражение во всей системе со­ вместной плановой деятельности стран СЭВ, а также в той ее .важной части, которая непосредственно опреде­ ляет развитие научно-технической интеграции.

Таким образом, как и вся социалистическая экономи­ ческая интеграция, интеграция стран СЭВ в области науки и техники развивается на плановой основе и пред­ ставляет собой целенаправленный процесс, организуемый и направляемый соответствующими национальными и международными органами этих стран. Плановость раз­ вития— принципиальная особенность и огромное пре­ имущество социалистических стран — находит выраже­ ние и в развитии международного социалистического разделения труда. Однако в области их научно-техниче­ ских взаимосвязей плановое начало не получило в прош­ лом полного раскрытия, что объясняется незавершен­ ностью системы планирования науки и техники в странах СЭВ, ее недостаточной связью с системой планирования и координации материального производства, недостаточ­ ным опытом планирования исследовательской деятельно­ сти и меньшими возможностями применения к ней «жест­ ких» методов планового регулирования,

3*

67


В современных условиях, характеризующихся широ­ ким развертыванием научно-технической революции, вы­ зывающей крупные качественные сдвиги в науке и тех­ нике, проблема выработки и реализации скоординиро­ ванной стратегии научно-технического развития на дли­ тельную перспективу выдвигается как важнейшая задача интеграции стран СЭВ. Основным инструментом при этом служит совместная плановая деятельность стран СЭВ, которая призвана, с одной стороны, выявить общие перс­ пективы научно-технического развития этих стран как интегрированного региона с учетом стоящих перед ними социально-экономических задач и тенденций научно-тех­ нического прогресса, а с другой, определить пути, вре­ менные и организационные рамки оптимального исполь­ зования их совокупных материальных и интеллектуаль­ ных ресурсов для наиболее эффективного решения перс­ пективных задач научно-технического развития этих стран в масштабе региона.

В условиях социалистической интеграции, и в этом ее большое преимущество над интеграцией капиталистиче­ ской, совместная плановая деятельность позволяет выра­ батывать и осуществлять согласованную систему меро­ приятий, направленных на осуществление крупных макроструктурных преобразований в соответствии с требо­ ваниями научно-технической революции, на интенсифи­ кацию и оптимизацию производства интегрирующихся стран, концентрацию их материальных и интеллектуаль­ ных ресурсов на решающих направлениях научно-техни­ ческого прогресса, на ускорение научно-технического раз­ вития отдельных стран.

Совместная плановая деятельность в области науки и техники приобретает в условиях социалистической ин­ теграции комплексный характер. Она позволяет органи­ чески сочетать сотрудничество в разработке научно-тех­ нических прогнозов долгосрочного, среднесрочного и краткосрочного характера, согласование на их основе главных направлений научно-технической политики на перспективу, широкую координацию планируемых нацио­ нальных научно-исследовательских работ в увязке с ко­ ординацией народнохозяйственных планов, прежде всего производственных и экспортно-импортных, на пятилетия и более продолжительный период, совместную разработ­ ку планов сотрудничества по отдельным комплексным проблемам, а также мероприятия организационно-право­

68

вого и экономического характера, обеспечивающие реа­ лизацию согласованных программ сотрудничества.

Важным инструментом выработки согласованной на­ учно-технической политики стран СЭВ и направленных на ее реализацию интеграционных мероприятий являют­ ся взаимные консультации, проводимые в рамках Коми­ тета СЭВ по научно-техническому сотрудничеству. В раз­ деле Комплексной программы о взаимных консультаци­ ях по основным вопросам экономической политики рас­ крывается примерное содержание таких консультаций и по вопросам научно-технической политики. Это прежде всего ее основные тенденции, направления и инструмен­ ты, которые определяют формирование взаимного сотруд­ ничества. Кроме того, сотрудничество в области научнотехнической политики предполагает рассмотрение важ­ нейших направлений научно-технического прогресса, во­ просов подготовки научно-технических кадров и исполь­ зования достижений науки и техники в народном хозяй­ стве, расширения координации, кооперации и совместного проведения научно-технических исследований, развития специализации и кооперирования в науке, технике и про­ изводстве. Важным направлением является также обмен опытом планирования и организации исследований в странах СЭВ. В ходе реализации Комплексной програм­ мы тематика таких консультаций была уточнена с учетом потребностей развития и углубления сотрудничества, определения его долгосрочных перспектив.

Консультации по вопросам экономической политики могут служить действенным средством выработки и про­ ведения такой скоординированной научно-технической

,политики, если они приводят по основным вопросам к вы­ работке общей стратегии, закрепленной заключением со­ глашений и принятием совместных документов, носящих обязательный характер, как это предусмотрено Комп­ лексной программой.

Разработка перспективной и текущей научно-техни­ ческой политики, вся совместная плановая деятельность в современных условиях может иметь подлинно научный характер, если она основывается на прогнозах развития науки и техники, смыкающихся с социально-экономиче­ скими прогнозами. Прогнозирование является первона­ чальным этапом общего процесса социалистического пла­ нирования, важной предпосылкой составления долгосроч­ ных и пятилетиях народнохозяйственных планов, Фор­



мами многостороннего и двустороннего сотрудничества в области прогнозирования, как они сложились в настоя­ щее время, являются: обмен опытом относительно мето­ дов и организации прогностической деятельности, обмен информацией о результатах национальных прогнозов, совместное прогнозирование. При этом совместное прог­ нозирование пак наиболее глубокая форма сотрудниче­ ства в этой области предполагает осуществление его по согласованной тематике с учетом общих методологиче­ ских принципов и организационных форм, а также ре­ зультатов национальных прогнозов. Имеющийся опыт сотрудничества в проведении совместных прогнозов по­ казывает, что оно имеет определенные преимущества над разработкой прогнозов в национальных масштабах. Это, во-первых, возможность привлечения более широкой информационной базы. Во-вторых, повышается качество и достоверность прогнозов, так как имеется возможность в ходе обмена мнениями выбрать наиболее эффективные методы прогнозирования, осуществить его по нескольким направлениям с целью верификации результатов. В-треть­ их, создаются условия для кооперации, в ходе которой можно распределить работу и затраты между несколь­ кими странами с учетом их опыта и возможностей. Име­ ются и определенные издержки, связанные с решением организационных вопросов, которые увеличивают сроки разработки совместных прогнозов. Однако дальнейшее совершенствование организационной стороны этой рабо­ ты позволит свести их к минимуму.

В настоящее время по большинству научных и техни­ ческих проблем, которые имеют крупное народнохозяй­ ственное значение и разрабатываются с применением на­ иболее эффективных форм сотрудничества, ведется си­ стематическая прогнозная работа. Сложилась опреде­ ленная методика ее проведения и унифицированная тер­ минология, выработался опыт «стыковки» частичных прогнозов, разрабатываемых отдельными сотрудничаю­ щими странами, верификации полученных результатов, оценки различных вариантов.

Научно-технические прогнозы представляют собой вероятностную оценку возможных путей и результатов развития науки и техники, а также требуемых для их достижения ресурсов и организационных мер. Их разра­ ботка может вестись с помощью различных методов: экс­ траполяции, экспертных оценок, моделирования. Причем

70

каждый предмет прогнозирования требует комплексного применения наиболее подходящих Для данного случая методов. Если долгосрочный прогноз, основанный на экс­ пертных оценках, носит преимущественно вероятностный характер, то среднесрочный и краткосрочный прогнозы, основанные на анализе научного задела и патентной ин­ формации, дают сравнительно точные данные. В услови­ ях научно-технической революции, связанной с частыми сменами направлений, появлением принципиально новых возможностей, особую важность имеет определение ожи­ даемых качественных, скачкообразных изменений в нау­ ке, технике, производстве, могущих влечь за собой серь­ езные экономические и социальные последствия. Здесь особенно ценен коллективный опыт стран, позволяющий наметить оптимальные направления и формы приложе­ ния их совместных усилий и ресурсов.

Поэтому рассмотрение и обобщение результатов со­ вместно разработанных прогнозов должны стать исход­ ной основой выработки согласованной научно-техниче­ ской политики, особенно на длительную перспективу. Особую роль при этом должны сыграть нормативные прогнозы, позволяющие определять оптимальные пути достижения (с учетом имеющихся ресурсов) согласован­ ных странами СЭВ долгосрочных целей научно-техниче­ ского и социально-экономического развития.

Критерием эффективности консультаций стран СЭВ по вопросам научно-технической политики и их совмест­ ной прогностической деятельности является прежде всего то, насколько в результате достигается взаимоприспособляемость планов научно-технического развития этих 'стран, их оптимизация с учетом выработки и реализации комплексных интеграционных мероприятий, обеспечива­ ющих эффективное решение актуальных проблем научнотехнического прогресса. . Поэтому естественным продол­ жением таких консультаций является координация национальных планов научных и технических исследова­ ний как органическая часть координации народнохозяй­ ственных планов на пятилетия и длительную перспек­ тиву.

Основным недостатком координации планов в области науки и техники была и пока еще остается недостаточная их увязка с координацией планов развития материаль­ ного производства. Устранение этого недостатка в систе­ ме национального планирования создаст предпосылки

71