Файл: Быков, А. Н. Научно-техническая интеграция социалистических стран.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.10.2024
Просмотров: 62
Скачиваний: 0
помощь уже оказывается в соответствии с согласованной программой, прежде всего путем создания и организации деятельности ряда научно-исследовательских лаборато рий и центров в этой стране, связанных с профилем ее хозяйственного развития, содействия в подготовке необ ходимых национальных кадров.
Необходимость содействия ускоренному научно-тех ническому развитию менее развитых стран учитывается при осуществлении интеграционных мероприятий в раз личных формах, будь то научно-технический обмен, про ведение координации исследований, развитие коопераци онных связей или осуществление совместных исследова ний в международных организациях, сотрудничество в подготовке научных кадров в области научно-технической информации, изобретательства, взаимных поставок при боров и технологического оборудования. Вместе с тем здесь имеются и дискуссионные вопросы. Это касается соотношения бесплатных и платных форм научно-техни ческого обмена, координации исследований и договорной, основанной на хозрасчете кооперации при их проведении, использования международных научно-технических цент ров.
Так, например, высказывалось мнение, что создание международного центра научно и экономически обога щает прежде всего страну его местопребывания, особен но развитую, которая может шире использовать резуль таты совместной работы, отвлекая в то же время нужные народному хозяйству кадры специалистов из других, ме нее развитых. Предлагается в связи с этим географически более равномерно распределять такие центры в интегри рованном регионе, создавая определенные преимущества для менее развитых стран. Что касается большей равно мерности распределения создаваемых международных научно-технических центров, то к ней следует стремить ся, однако с учетом реальных предпосылок и не во вред эффективности их деятельности. Нельзя, однако, согла ситься с тем, что участие в международных научно-тех нических центрах не соответствует интересам менее раз витых стран.
Практика свидетельствует о том, что малые страны, участвуя в международных научно-технических органи зациях, имеют возможности при минимальных затратах принимать активное участие в проведении на современ ном уровне сложных и дорогостоящих исследований, ко
57
торые зачастую невозможно организовать в националь ных рампах. При этом они обычно имеют возможность пользоваться наравне с остальными странами всеми .по лучаемыми результатами, накапливать необходимый опыт, готовить национальные кадры специалистов. Соз дание мощных, эффективно функционирующих междуна родных научно-технических организаций освобождает прежде всего небольшие страны от необходимости орга низовывать собственное проведение многих исследова ний, создавать во всех случаях свои дорогостоящие на циональные научные центры, то есть содействует селек тивному проведению исследований при максимальной концентрации необходимых для этого ресурсов. Немало важно и то, что подобная практика помогает сплочению интернациональных научных коллективов, укреплению ■сотрудничества и солидарности ученых и специалистов братских стран.
Таким образом научно-техническая интеграция соз дает реальные возможности для менее развитых стран, не повторяя .всех этапов, пройденных более развитыми странами, использовать новейшие достижения науки и техники, а также совместно с .последними активно участ вовать в разработке проблем научно-технического про гресса, выдвигаемых в ходе социалистического строи тельства, испытывающего на себе возрастающее влияние происходящей революции в науке и технике.,
Известная переориентация в формах и методах со трудничества и содействия ускорению процесса сближе ния уровней научно-технического развития в условиях интеграции не означает исключения в необходимых слу чаях прямой помощи, оказываемой на двусторонней или многосторонней основе. Вместе с тем широкое ее приме нение в современных условиях представляется нам оправ данным прежде всего по отношению к таким странам, как МНР и Куба, чей уровень научно-технического раз вития еще ниже уровня, достигнутого остальными стра нами СЭВ. Но это не исключает активного участия таких стран в более интенсивных формах научно-технического сотрудничества.
С учетом эффективного использования всех форм и методов сотрудничества, предусмотренных Комплексной
.программой, и активного участия стран СЭВ в .проводи мых интеграционных мероприятиях можно рассчитывать на значительное ускорение процесса сближения и вырав
58
нивания уровней их научно-технического развития с тем, чтобы связанные с этим проблемы применительно к евро пейским странам СЭВ были в основном решены уже в период, на который рассчитано выполнение Комплексной программы.
Социалистическая интеграция не только активно воз действует на сближение и выравнивание уровней эконо мического и научно-технического развития участвующих в ней стран, но и сама испытывает на себе обратное воз действие этого процесса. Глубина и широта интеграци онных мероприятий непосредственно зависят от степени экономического и научно-технического развития соответ ствующих стран, предопределяющей заинтересованность и возможности их активного участия в проведении этих мероприятий. Опыт хозяйственного сотрудничества, в том числе научно-технического, свидетельствует о том, что экономически и технически более развитые страны ак тивнее используют его наиболее прогрессивные формы, больше проявляют интерес к углублению и интенсифика ции сотрудничества. Это объясняется как более разно сторонними потребностями их хозяйственного развития, так и возможностями, вносить больший реальный вклад в его развитие путем включения в этот процесс своих материальных и интеллектуальных ресурсов. Таким об разом, интенсивность интеграционных процессов в миро вой системе социализма, способствующих их хозяйствен ной консолидации, непосредственно зависит от опреде ленной нивелировки уровней и моделей их экономическо го и научно-технического развития при одновременной взаимодополняемости хозяйственных структур.
Для экономического и научно-технического сотрудни чества стран СЭВ до настоящего времени было харак терно превалирование его двусторонних форм. Это объяс няется рядом причин: более ранним .по времени форми рованием двусторонних отношений СССР с каждой из стран, которые затем уже дополнялись их взаимными связями; возможностями при двустороннем сотрудниче стве лучше приспосабливаться к меняющимся потребно стям и специфике обоих партнеров; большим динамизмом двустороннего сотрудничества, в частности, в решении хозяйственных и финансовых вопросов, меньшей связан ностью его процедурными формальностями и сложной иерархией управляющих органов и инстанций, нацио нальных и международных. Так, например, в области
59
научно-технического сотрудничества до 9/ю объема его тематики приходится на двусторонние связи и лишь око ло 7ш — на многосторонние.
При взаимосвязи и взаимодополняемости двусторон него и многостороннего сотрудничества нельзя не учиты вать того, что многостороннее в большей степени выра жает общие интересы сотрудничающих стран, позволяет им в большей мере консолидироваться вокруг общих для всех или большинства братских стран проблем научнотехнического прогресса. Многостороннее сотрудничество больше соответствует самой сущности интеграционных процессов, протекающих в социалистическом содруже стве. Оно позволяет более рационально использовать его совокупные ресурсы, обеспечить более глубокое разделе ние труда и кооперацию при их использовании. Это соот ветствует также универсальному и интернациональному характеру научно-технической революции, которая вы двигает все больше сложных и комплексных -проблем (освоение новых источников энергии, использование но вых материалов, создание систем машин для комплекс ной автоматизации производства, охрана окружающей среды и др.), в успешном решении которых заинтересо ваны все братские страны. Дальнейшая диверсификация хозяйственного развития этих стран при одновременной большей взаимодополняемости их экономических струк тур, на что направлен процесс социалистической интегра ции, создает лучшие предпосылки для совместного реше ния подобных универсальных проблем на многосторонней основе при активном участии всех или большинства стран СЭВ.
В практике хозяйственного сотрудничества отдельные братские страны, используя свой более развитой эконо мический и научно-технический потенциал или более тес ные коммерческие, хозяйственные и культурные связи с определенной страной, порой стремятся к тому, чтобы придать им более глубокий и в известном смысле само довлеющий характер. Хотя в подобных случаях для та ких более глубоких связей имеются объективные и субъ ективные предпосылки, их оценка должна делаться с -принципиальных классовых позиций, с учетом того, на сколько они идут на пользу общей консолидации -социа листического содружества.
Не могут быть оправданы такие особые отношения, если они направлены цр самоизоляцик) определенной
группы стран, па противопоставление ее другим братским странам или содружеству в целом. Вместе с тем вполне возможны и закономерны случаи, когда определенная группа стран оказывается более подготовленной к прове дению глубоких интеграционных мероприятий и прини мает успешные шаги к их эффективной реализации. При этом на определенном этапе более интенсивные интегра ционные взаимосвязи могут служить своеобразной лабо раторией проверки и внедрения более глубоких их форм и методов, накоплению опыта, отработке организационных приемов и институтов, которые, став затем общим до стоянием, могут подтолкнуть углубление интеграционных процессов во всем интегрированном сообществе, во всей мировой социалистической системе.
Подобная неравномерность глубины и интенсивности интеграционных процессов между отдельными странами, характерная для определенного этапа развития мирово го социализма, не должна заслонять главной цели, исто рической перспективы, заключающейся в развертывании этих процессов на широкой многосторонней основе, обе спечивающей возрастающую хозяйственную консолида цию всего социалистического содружества, составляю щую материальную основу его политической и идеологи ческой консолидации. Интенсивное развертывание этого закономерного процесса будет содействовать укреплению и переплетению экономических и технологических взаи мосвязей братских стран, формированию на этой основе целостного международного хозяйственного организма, характеризуемого единством основных экономических пропорции, институционным и технологическим единст вом. Очевидна ведущая роль СССР, его ресурсов и рын ка, инициативы и активности в разработке и осуществле нии интеграционных мероприятий, в формировании тако го международного организма.
В области научно-технического прогресса такая линия связана с преимущественным решением на многосторон ней основе важнейших научных проблем фундаменталь ного характера, с созданием крупных международных научно-технических комплексов, особенно в новых на правлениях науки, техники и производства, обслуживаю щих общие нужды братских стран и потребности между народной специализации и кооперирования производст ва. Двусторонние же связи больше ориентированы на прикладные исследования и разработки, непосредственно
61
обслуживающие потребности сложившихся производств
ихозяйственных отношений определенных стран с уче том специфики этих отношений и их экономического развития.
Многостороннее сотрудничество, осуществление круп ных интеграционных мероприятий способствуют поиску
иреализации оптимальных для социалистического содру жества решений, служат школой совместного хозяйство вания, накоплению опыта взаимоприспособления нацио нальных экономических программ с учетом общих задач
иинтересов, преодолению национальной ограниченности
иэгоизма. Связанное е этим формирование междуна родных научно-технических и хозяйственных комплексов помимо вытекающих из этого очевидных экономических выгод ведет к возникновению и расширению интернацио нальной собственности и интернационализации производ ственных отношений, создающих предпосылки для по степенного формирования элементов того «кооператива народов», с которым В. И. Ленин связывал будущие все мирные экономические отношения.
Активизирующиеся при этом непосредственные связи на различных хозяйственных уровнях, формирующиеся интернациональные коллективы ученых, специалистов, рабочих, расширение миграционных потоков создают при правильной их организации и осуществлении благопри ятные условия для укрепления интернациональной друж бы между народами братских стран, развития их духов ной общности, чувства коллективизма и коллективной ответственности за общее дело, содействуют формирова нию в рамках содружества единого по характеру и на правленности социалистического образа жизни, аккуму лирующего общие принципы социалистической морали, а также лучшие черты, традиции и национальные осо бенности каждой братской страны. Само собой разу меется, что нет необходимости искусственно форсировать, эти процессы, что неминуемо привело бы к обратным результатам, в какой-либо степени нарушать принципы равенства и добровольности, насильственно вовлекать в эти процессы те страны, которые на каком-то этапе еще объективно или субъективно не созрели к активному в них участию. В равной степени было бы неправильно умалять значение двусторонних связей, их рационально го использования, вести линию на их искусственное свер тывание. Однако было бы неправильно не учитывать
62
главные тенденции интеграционных процессов, их проме жуточные и конечные цели, потенциальные возможности, не видеть того, что встречающиеся на их пути трудности имеют хотя и объективный, но в то же время преходя щий характер, что они могут и должны преодолеваться по мере накопления опыта совместного хозяйствования, совершенствования его международного и внутреннего механизмов, преодоления, наконец, определенного пси хологического барьера, силы инерции.
Все эти процессы не могут протекать стихийно, они требуют соответствующего научного руководства и на правления, которые могут быть обеспечены только ком мунистическими и рабочими партиями братских стран, последовательно проводящими интернационалистский курс, вытекающий из самой сущности марксизма-лени низма.
Эффективное развитие и углубление научно-техниче ской интеграции выступает важным консолидирующим фактором в плане содействия преодолению имеющихся еще в социалистическом содружестве дезинтеграционных факторов. Технические параметры некоторых произво димых странами СЭВ машин и оборудования, деталей и узлов уступают требованиям современного научно-тех нического прогресса, что ограничивает возможности ро ста взаимного обмена ими, развития устойчивой специа лизации производства, расширения кооперационных связей.
Страны СЭВ еще не всегда имеют возможность при обретать на мировом социалистическом рынке самый передовой технический опыт и новейшую технологию, со временные машины, оборудование, приборы, необходи мые для модернизации производства, повышения его эффективности и совершенствования структуры в соот ветствии с требованиями научно-технической революции. Ощущается недостаток опыта практического использова ния современных методов управления производством, необходимых для этого оргтехники, материального и ор ганизационного обеспечения.
Это иногда побуждает братские страны искать реше ния некоторых актуальных для их экономического разви тия проблем научно-технического прогресса при актив
ном сотрудничестве с |
развитыми капиталистически |
|
ми странами, |
расширять |
научно-техническую и произ |
водственную |
кооперацию с капиталистическими страна- |
63