Файл: Быков, А. Н. Научно-техническая интеграция социалистических стран.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.10.2024
Просмотров: 67
Скачиваний: 0
мий наук и по другим направлениям. Все эти многочис ленные непрерывно разрастающиеся ветви научно-техни ческих связей должны объединяться единой долгосроч ной концепцией сотрудничества, конкретизируемой в яятилетних программах, исключающих распыленность и дублирование исследуемой тематики (за исключением не обходимого многовариантного поиска оптимальных реше ний) и обеспечивающих концентрацию имеющихся в регионе материальных и интеллектуальных ресурсов на важнейших, наиболее перспективных направлениях науч но-технического прогресса.
Наконец, важнейшей гарантией эффективности науч но-технического сотрудничества в условиях интеграции является создание плановых предпосылок как на между народном, так и особенно на национальном уровнях для своевременного внедрения в производство получаемых в ходе сотрудничества результатов, обеспечения для этого необходимых средств и производственных мощностей. В условиях плановой экономики необеспеченность вне дрения полученных в итоге научно-технического сотруд ничества результатов соответствующими плановыми ме
роприятиями лишает это сотрудничество практического смысла.
2. Роль товарн о-денеж н ы х |
отнош ений |
в развитии научно |
|
технической |
интеграции |
и повыш ении |
е е эффективност |
Вопросы |
совершенствования научно-технического, |
как и других форм хозяйственного сотрудничества этих стран, неразрывно связаны с задачами повышения эф фективности их общественного производства. Проводи мые интеграционные мероприятия могут лишь тогда достигать цели, если они обеспечивают более эффектив ное использование преимуществ разделения труда и ко операции между интегрирующимися странами по срав нению с ранее применявшимися ими формами и метода
ми. Это достигается в условиях взаимодействия суверенных социалистических государств, обладаю
щих своей государственно-национальной собственностью и своими национальными хозяйственными интересами, посредством последовательного учета этих интересов, обеспечения высокой экономической эффективности сотрудничества применительно к каждому из его участ
80
ников, правильного сочетания национальных и интерна циональных интересов в ходе его развития. Поэтому углубление интеграции в ее технико-производственном аспекте, которое выступает главным ее содержанием, невозможно без создания эффективного экономического механизма, включая совокупность его товарно-денежных инструментов, без последовательного применения прин ципов международного экономического расчета. Примат плановых рычагов регулирования интеграционных про цессов отнюдь не означает принижения роли товарноденежных инструментов. Наоборот, их эффективное ис пользование в современных условиях является предпо сылкой более полного раскрытия потенциальных возмож ностей и преимуществ планового развертывания этих процессов. Все это имеет прямое отношение и к научнотехнической интеграции, то есть той области хозяйствен ного взаимодействия братских стран, где более широкое использование стоимостных категорий стало возможным лишь в самые последние годы. Этот закономерный про цесс развивается в специфических формах, обусловлен ных особенностями научного творчества и использования его результатов.
Научно-техническая интеграция, будучи новым этапом в развитии сотрудничества социалистических стран в об ласти науки и техники, не сопровождается, тем не менее, коренной ломкой сложившейся практики. Вместе с тем она позволила более четко оформиться и проявиться тем тенденциям в его развитии, которые, как таковые, прояв лялись уже ранее и теперь получили закрепление как принципы и формы сотрудничества, имеющие универсаль ный характер,
В этой связи прежде всего речь идет о применении безвозмездных и платных форм научно-технического об мена. Если установление двуединого принципа в этом вопросе имело место в конце 60-х годов применительно к отдельным его направлениям (многостороннее сотруд ничество в рамках СЭВ, двустороннее сотрудничество этих стран), то Комплексная программа дала единооб разную и универсальную его трактовку. «Передача ре зультатов научно-технических исследований производится по согласованию между заинтересованными странами, — говорится в Комплексной программе. — При этом в за висимости от уровня результатов научно-технических исследований и их ценности они могут передаваться как
81
безвозмездно, так и на условиях финансового возмеще ния в соответствии с достигнутой договоренностью, имея в виду, что при этой передаче будут учитываться нацио нальные интересы каждой из стран и общие интересы всех стран—членов СЭВ»5. Эта емкая формулировка принципов .научно-технического обмена между социали стическими странами—членами СЭВ дает ориентир как в отношении общего подхода к данному сложному во просу, так и в отношении тех критериев, которыми они должны руководствоваться при его решении.
Проводимые в странах СЭВ хозяйственные реформы направлены на то, чтобы в сфере как исследовательской, так и производственной деятельности полнее использо вался принцип экономической заинтересованности в ее результатах, которые определяются реализацией матери альной и интеллектуальной продукции не только на на циональном, но во все большей степени на международ ном рынке, прежде всего на рынкё стран СЭВ. Их науч но-исследовательские и проектно-конструкторские орга низации последовательно переводятся на хозяйственный расчет, а главной формой взаимоотношений этих органи заций с потребителями их продукции становятся заказы последних, выполнение которых предполагает не только возмещение затрат, но и получение определенной прибы ли. Рентабельность всех звеньев общественного произ водства наряду с другими показателями становится важнейшим критерием эффективности их работы.
Как известно, новые изобретения, оформляемые в со циалистических странах главным образом авторскими свидетельствами й подобными им охранными документа ми, используются в этих странах по усмотрению госу дарства и в соответствии с государственным планом без заключения лицензионных соглашений с уплатой авторам установленной законодательством доли от получаемого эффекта. В настоящее время в некоторых странах СЭВ делаются попытки ввести в практику лицензионные отно шения между исследовательскими и производственными организациями, построенные на принципах патента ис ключительного права. При сохранении за государствен ными органами общего планового регулирования этих отношений данная мера может рассматриваться на ряду с платой за производственные фонды как фактор, стимулирующий технический прогресс, повышающий взаимную ответственность и заинтересованность исследо
82
вательских и производственных организаций во внедре нии и эффективном использовании новых изобретений.
Линия на всемерную интенсификацию общественного производства последовательно проводится и в сфере ме ждународного социалистического разделения труда, особенно на новом этапе его развития, связанном с эко номической интеграцией. В этих условиях важнейшим средством интенсификации производства выступает его международная специализация и кооперирование. Без возмездный научно-технический обмен, ограничивающий по условиям II (Софийской) сессии СЭВ возможности использования получаемой документации рамками нацио нального хозяйства, ориентировал по существу на созда ние мелких дублирующих производств, то есть создавал определенное препятствие на пути развития эффективной международной специализации и кооперирования произ водства. В тех же многочисленных случаях, когда полу чатели бесплатной документации выходили с произведен ной по ней продукцией на мировой рынок, а практически это был рынок стран СЭВ, тотем самым сознательно или несознательно они вступали в противоречие с хозяйст венными интересами передавшей эту документацию стра ны, ограничивая возможности последней экспортировать аналогичную продукцию. К тому же в обоих случаях технический уровень такой продукции, произведенной зачастую на основе устаревшей документации, оказывал ся ниже мирового, что создавало дополнительные труд ности с ее реализацией.
Несовершенства безвозмездного научно-технического обмена не ощущались остро в период социалистической реконструкции народного хозяйства в странах СЭВ и становления международного социалистического разде ления труда. Тогда преимущества этого принципа, обе спечивающего свободный перелив технического опыта и знаний из страны в страну, особенно из экономически более развитых в менее развитые, превышали его недо статки. В условиях же научно-технической революции и курса на интенсификацию национальных экономик и ме ждународного социалистического разделения труда соот ношение «плюсов» и «минусов» установившейся практики резко изменилось в пользу последних6. В новых условиях возрастает роль качественных характеристик и новизны выпускаемой продукции, особенно при реализации ее на международном рынке. Увеличиваются объем и стоимость
83
обеспечивающих высокое качество и новизну изделий исследовательских работ, расходы на которые могут быть окуплены, особенно для небольших стран, лишь широкой реализацией полученных результатов на внешнем рынке. Прежде всего это достигается за счет экспорта готовой продукции. Вместе с тем в случаях, когда возможности экспорта ограничены, а зачастую и параллельно с экс портом продукции применяется также продажа научнотехнических результатов за границу в виде лицензий на их использование. Продажа лицензий позволяет компен сировать ту часть затрат на исследовательские работы, которая не может быть выполнена за счет прямого экс порта, а в некоторых случаях принести и дополнительную прибыль. Все это позволяет лучше уяснить критерий, содержащийся в приведенной выше формуле научно-тех нического обмена, согласно которому при решении вопро са о его безвозмездности или платности необходимо учи тывать уровень передаваемых результатов научно-техни ческих исследований и их ценность.
Другой критерий, приведенный в упомянутой форму ле,— правильный учет национальных и интернациональ ных интересов сотрудничающих социалистических стран, имеющий в виду их различные уровни научно-техническо го и экономического развития. Нельзя не учитывать и того, что дальнейшее расширение мировой социалистиче ской системы и географических рамок протекающих здесь интеграционных процессов будет идти, судя по имею щимся предпосылкам, прежде всего за счет включения в нее экономически менее развитых стран, осуществление которыми широких социальных преобразований, подъем национальной экономики, проведение политики индуст риализации потребуют оказания им технической помощи на максимально льготных условиях.
Наконец, такой дуализм объясняется также условия ми и целями научного творчества, особенностями исполь зования его результатов. Исследовательская работа, как известно, включает исследования фундаментального и прикладного характеров, имеющие свою специфику. Ре зультаты фундаментальных исследований, как правило, не могут быть непосредственно применены в материаль ном производстве, минуя стадии прикладных исследова ний и разработок. Поэтому обмен результатами фунда ментальных исследований не может осуществляться на основе лицензионных соглашений и быть коммерциали
84
зирован в таких масштабах и формах, как это применимо для результатов прикладных исследований и технических разработок. Да и интересы научно-технического прогрес са делают такую коммерциализацию нецелесообразной.
Другой особенностью научного творчества является то, что оно включает большой элемент неопределенности и риска, а его результаты в отличие от большинства то варов, производимых в сфере материального .производ ства, могут многократно передаваться для использования в своей стране и за границей без отчуждения и умень шения их потребительской стоимости. Можно предста вить себе различные случаи, когда такая передача не влияет или влияет несущественно и на изменение их сто имости, имея в виду возможности и масштабы коммер ческого использования передаваемого результата стра- ной-собственником в национальном хозяйстве и за его пределами. Возможны случаи, когда передача такого результата с учетом его характера й сферы возможного использования может преследовать прежде всего сугубо гуманные цели, когда чисто коммерческий подход в отно шениях между социалистическими странами вообще не приемлем. Разумеется, что во всех подобных случаях должна иметь место договоренность сторон о способах и пределах использования передаваемого результата.
Все это подтверждает обоснованность сохранения двух начал в научно-техническом обмене стран СЭВ. При за кономерности расширения на современном этапе сферы платного обмена, соответствующего характеру и задачам проводимых этими странами интеграционных мероприя тий, эта здоровая и правильная в своей основе тенденция не может развиваться беспредельно и носить самодовле ющий характер. Чтобы не ошибиться и не впасть в проти воположную крайность, необходимы тщательный анализ и учет конкретных экономических, политических, соци альных и научно-технических предпосылок и условий.
Что касается перспективы на будущее, то при ее опре делении нельзя не учитывать особенности разворачива ющейся научно-технической революции, которая приво дит ко все большей интернационализации науки и знаний. Научный труд в отл’ичие от труда в материальном произ водстве носит непосредственно общественный характер. Исследователь, как отмечал К. Маркс, всегда опирается на все сделанное другими исследователями, работавши ми до него и наряду с ним, причем делает это безвоз
85
мездно. Чтобы не утратить свой смысл, плоды его труда должны немедленно поступать во всеобщее достояние. Мировой опыт показывает, что всякие попытки сделать науку предметом частного присвоения или монопольного использования одной страной или группой стран оказы ваются несостоятельными. Поэтому в капиталистических странах, где попытки монополизации научных знаний представляют обычную практику, идут дискуссии о по лезности существующей патентной системы для техниче ского прогресса, обсуждаются возможности и целесооб разность сокращения сроков патентной защиты изобрете ния, расширения прав государства воспрепятствовать монопольному использованию тех или иных, прежде все го универсальных по своей значимости, изобретений. Частный капитал вынужден идти на известное расшире ние сферы свободного обмена научно-технической инфор мацией, на ограничение некоторых из своих прав и при вилегий, так как без этого невозможен технический и ■материальный прогресс в условиях научно-технической революции. Однако при всех предпринимаемых попытках приспособиться к научно-технической революции и ее требованиям капитализм с присущей ему частнособствен нической природой не может найти решения порождае мых ею новых проблем и противоречий в рамках товар ного производства и рыночных отношений. Решить их призван социализм, диалектика развития которого заклю чается в том, чтобы с помощью использования товарноденежных отношений подготовить условия для их упразд нения в будущем. Это имеет принципиальное значение и с точки зрения перспектив устранения противоречий со временного научно-технического прогресса в условиях дальнейшего совершенствования социалистических обще ственных отношений.
С учетом вышеизложенного представляется обосно ванным рассматривать платность научно-технического обмена как категорию, имеющую преходящий характеп и свойственную определенному этапу в развитии мирово го социализма. Создание мощного интегрированного на учно-технического потенциала социалистического содру жества, развивающегося и используемого на основе со гласованной, а затем и единой научно-технической политики, сделает возможным и целесообразным возвра щение в будущем на новом, более высоком уровне раз вития мирового социалистического хозяйства к свобод
86
ному от товарной формы планомерному использованию в интересах каждой из стран и всего содружества всей совокупности их научно-технического опыта и знаний. Причем, учитывая особенности науки и знаний, произой дет это, по всей видимости, значительно раньше образо вания развитой системы международной социалистиче ской собственности и полного преодоления существующих противоречий между объективной тенденцией ко всемер ной интернационализации производства и существующи ми государственно-национальными рамками его развития при социализме. Это может иметь место уже на втором этапе развития социалистической экономической инте грации, характеризуемом формированием единой систе мы международных воспроизводственных процессов и международного хозяйственного комплекса на основе со вместного использования достижений научно-технической революции7.
Таким образом научно-техническое сотрудничество выступает той специфической сферой международного социалистического разделения труда, где отношения участников позднее, чем в других, стали облекаться в товарную 'форму и где углубление интернационализации в условиях мирового социалистического хозяйства может раньше других форм привести к ее постепенному исчез новению.
Развитие интеграции в области науки и техники свя зано с расширением сферы научно-технического коопери рования, то есть такой формы сотрудничества, которая обеспечивает участие нескольких национальных исследо вательских организаций сотрудничающих стран в разра ботке общей для них научной проблемы фундаменталь ного или прикладного характера на основе четкого раз деления труда между ними согласно общей программе работ. Применение этой перспективной формы, непосред ственно связанное с укреплением хозяйственного расчета
в |
сфере науки и в комплексе «наука — производство» |
в |
странах СЭВ, и в их сотрудничестве, предполагает |
правильный учет материального и интеллектуально го вклада каждой из стран, его соизмерения со степенью использования ими выгод такой кооперации. Практически речь в большинстве случаев идет о той или иной форме долевого финансирования проводимых исследований, а также о составлении общей сметы связанных с ними расходов, которая может служить основой для совмест
87