Файл: Быков, А. Н. Научно-техническая интеграция социалистических стран.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.10.2024
Просмотров: 70
Скачиваний: 0
вместной плановой деятельностью стран СЭВ и их нацио нальным планированием, перенесение договоренности, достигнутой на международном уровне, в сферу управле ния научно-техническим и экономическим развитием со ответствующих стран.
По 18 важнейшим проблемам, предусмотренным Комплексной программой, а также по некоторым другим актуальным проблемам современного научно-техническо го прогресса заключено свыше 40 многосторонних меж ведомственных соглашений о научно-техническом сотруд ничестве. Для организации сотрудничества большинством соглашений предусматривается создание координацион ного центра, определяются его задачи, функции и формы деятельности. Наряду с координационными центрами соглашения в ряде случаев предусматривают другую организационную форму его выполнения: создание меж дународных коллективов специалистов на базе нацио нального института, образование научно-технических советов, международных научно-производственных объе динений.
На основе межправительственных и межведомствен ных соглашений создаются международные научно-тех нические организации социалистических стран, которые определяют их задачи, функции, правовой статус, поря док создания, деятельности и финансирования. Содержа ние подобных соглашений неодинаково применительно к различным по характеру и статусу организациям.
Наиболее широкие возможности применения договор ного регулирования открываются в сфере сотрудничества в проведении исследований и использовании их результа тов. Именно здесь чаще всего договоры о научно-техни ческом сотрудничестве могут принимать форму хозяйст венных договоров и регулироваться гражданским пра вом. Если субъектами всех предшествующих соглашений выступали, как правило, государство или его компетент ные органы, действующие обычно в качестве субъектов международного права, то в данном случае в качестве субъектов договорных отношений могут выступать хозяй ственные организации сотрудничающих стран, являю щиеся юридическими лицами и несущие ответственность по принимаемым обязательствам принадлежащим им имуществом. Это значительно облегчает решение мате риальных и финансовых вопросов 'Сотрудничества и ис пользования его результатов, создает возможности для
95
широкого применения материальных санкций, гаранти рующих надлежащее выполнение возникающих в связи с его осуществлением взаимных обязательств. Таковы прежде всего договоры о кооперации исследований или о совместном проведении работ. И те и другие регулиру ют отношения, связанные с научно-технической коопера цией. Различия между ними заключаются в том, что в первом случае участники договора осуществляют раз дельное финансирование исследований, не требующее перерасчетов между ними, а во втором имеет место со вместное финансирование исследований с разделением общих расходов между участниками в определенном со отношении, то есть речь идет о долевом финансировании исследований. В обоих случаях исследования проводятся по общему плану и требуют совместного распределения обязанностей между сторонами и совместного оператив ного и научного руководства их осуществлением.
В зависимости от предмета исследований и характера сотрудничества можно отдавать предпочтение той или другой договорной форме. Так, сотрудничество в области теоретических исследований, многих поисковых работ зачастую легче осуществлять в договорной форме, не связанной с совместным их финансированием. Что ка сается прикладных исследований и разработок,, а также тех фундаментальных исследований, проведение' которых связано с приобретением дорогостоящего оборудования и материалов, то здесь более применима договорная фор ма, предусматривающая распределение между участни ками расходов в согласованных долях.
Как показывает практика, заключение договоров о проведении исследований на началах совместного финан сирования связано с определенными трудностями. Это вызывается прежде всего сложностью самой проблемы долевого финансирования, о чем уже говорилось в пре дыдущем параграфе. Сказывается также неподготовлен ность исследовательских организаций в некоторых стра нах СЭВ к принятию на себя материальной ответственно сти за проводимые исследования. В ряде стран заключе ние таких договоров осуществляется через посредников, в качестве которых выступают специализированные вне шнеторговые организации, что нередко усложняет взаи моотношения сторон. Наконец, исследовательские орга низации недостаточно стимулируются к тому, чтобы развивать сотрудничество в договорной форме, которая
96
ставит его в жесткие рамки и требует точного выполне ния принимаемых на себя обязательств. Широкое .приме нение договорных исследований, что является важнейшей предпосылкой развития научно-технической интеграции, связано с решением ряда сложных проблем совершенст вования внутреннего и международного механизма науч но-технического сотрудничества, с обеспечением лучшей стыковки национальных систем организации и управле ния этим сотрудничеством. До решения этих проблем мо жно, видимо, рассчитывать на широкое применение пре жде всего более простой формы договорного регулиро вания сотрудничества в проведении исследований, не связанной с взаимными расчетами и предусматривающей минимум материальной ответственности сторон за их проведение, хотя при этом существенно уменьшается эффективность такого регулирования.
Развитие платных форм научно-технического обмена делает необходимым применение договорного регулиро вания и в этой важной области сотрудничества. Заклю чение договоров о .передаче научно-технических результа тов позволяет более четко определять способы осуществ ления материальных расчетов, предусматривать условия
ипорядок использования передаваемых результатов с учетом интересов обеих сторон, устанавливать порядок
иусловия оказания передающей стороной содействия в освоении и использовании передаваемых результатов. Такой договор перерастает в лицензионное соглашение, если предметом его являются запатентованное изобрете ние или сведения типа «ноу-хау». Лицензионное соглаше ние, предоставляющее на определенных условиях разре шение на использование конкретного научно-технического достижения в целях изготовления продукции и реализа ции ее внутри страны и на внешнем рынке, обеспечивает защиту экспортных интересов передающей стороны и чет ко очерчивает границы практического использования этого достижения получателем, позволяет наиболее эф фективно регулировать взаимные обязательства сторон, связанные с производственно-торговым использованием достижений науки и техники и технической помощью.
Углубление специализации в научно-исследователь ской деятельности в условиях возрастающего спроса на ее продукцию обусловливает развитие такого направле ния научно-технического сотрудничества, как выполнение заказов на проведение исследовательских работ. Дого-
4 А. Н. Быков |
97 |
ворное регулирование связанных с этим правоотношений позволяет четко фиксировать взаимные обязательства сторон как в отношении выполнения заказа в установ ленный срок и на высоком техническом уровне, так и своевременного осуществления расчетов за выполненную работу.
Наконец, сотрудничество в проведении исследовании может потребовать на определенном этапе договорного регулирования вопросов взаимной поставки приборов, оборудования и материалов, проведения по заказу одной из сторон экспериментальных или другого вида конкрет ных исследовательских работ, оказания связанных с про ведением исследований содействия и услуг.
В настоящее время едва ли представляется возмож ным дать исчерпывающий перечень случаев применения договорной формы в .научно-техническом сотрудничестве. Его дальнейшее углубление в условиях интеграции вызо вет к жизни новые формы сотрудничества, требующие договорного их регулирования, в том числе комплексные формы, предполагающие одновременное или последова тельное применение различных по своему характеру со глашений и договоров.
Что касается классификации договоров, применяемых для регулирования научно-технического сотрудничества, то в юридической литературе можно встретиться с раз ным подходом к этой проблеме8.
Имеющиеся классификации относятся к периоду, пред шествующему принятию Комплексной программы. Ее реализация дает примеры применения комплексных форм договорного регулирования. Это либо различные комп лексные соглашения о научно-техническом сотрудничест ве, примером чего могут служить рассмотренные выше соглашения о научно-техническом сотрудничестве по важ нейшим проблемам науки и техники и о создании для этого координационных центров, либо соглашения, регу лирующие наряду с вопросами научно-технического со трудничества также вопросы создания опытного произ водства и организации выпуска серийной продукции на основе специализации и кооперирования, а также взаим ных поставок готовой продукции или комплектующих изделий.
Практика показывает возможность и целесообраз ность применения комплексных форм соглашений как в сфере научно-технического сотрудничества, так и охва
98
тывающих своим регулированием наряду с ней также сферу производственного и торгового сотрудничества, то есть обеспечивающих «сквозное» регулирование взаимо действия сотрудничающих стран и их организаций во всех звеньях воспроизводственного процесса. При этом в обоих случаях возможны комбинации различных эле ментов научно-технического, производственного и торго вого сотрудничества. Что же касается способов регулиро вания правоотношений, то во всех рассмотренных выше случаях они зависят прежде всего от того, носят ли они международно-правовой или гражданско-правовой ха рактер.
В настоящее время в области научно-технического и связанного с ним производственного сотрудничества пре валируют межправительственные и. межведомственные соглашения, субъектами которых являются государства, ответственность которых за их выполнение носит между народно-правовой характер9. Это объясняется рядом причин, и прежде всего плановостью развития социали стической экономики, управление которой осуществляет ся государством в лице его компетентных органов. Укре пление за последние годы научно-технических и произ водственных связей на уровне министерств и ведомств, выступающих главными их организаторами, расширило сферу межведомственных соглашений. Вместе с тем в результате хозяйственных реформ в ряде стран СЭВ увеличились возможности договорного регулирования научно-технических связей непосредственно на хозяйст венном уровне.
Развитие непосредственных связей между организа циями и предприятиями социалистических стран, на что направлена социалистическая экономическая интеграция, не может не сопровождаться расширением хозрасчетных отношений между ними, регулируемых договорами граж данско-правового характера. Вместе с тем и впредь наи более важные проблемы сотрудничества в области науки, техники и производства, связанные с крупными капитало вложениями и структурными изменениями в экономике и оказывающие влияние на научно-техническую политику сотрудничающих стран, будут разрешаться на государ ственном уровне с заключением межправительственных и межведомственных соглашений. Это не только не ис ключает, но, наоборот, предполагает расширение прак тики заключения в развитие таких соглашений серии
4* |
99 |
хозяйственных договоров между сотрудничающими орга низациями в установленном законодательством соответ ствующих стран порядке. Параллельно с этим может рас ширяться практика заключения хозяйственных договоров непосредственно по инициативе сотрудничающих органи заций по отдельным конкретным вопросам научно-техни ческого обмена или кооперации, оказания тех или иных услуг и содействия в проведении исследований и освое нии их результатов. Такая практика может составлять, в частности, существенный элемент различных форм про изводственного сотрудничества.
Расширение договорного регулирования научно-тех нического сотрудничества требует, как это предусмотрено Комплексной программой, регулярного обмена информа цией между странами СЭВ о том, какие государственные органы, а также хозяйственные, научно-исследователь ские и проектно-конструкторские организации имеют пра во на установление непосредственных связей и заключе ние соответствующих договоров. Комплексная программа признает необходимым, чтобы с учетом характера и пред мета договора в нем предусматривались действенные гарантии и материальная ответственность сторон за не исполнение и ненадлежащее исполнение принятых ими обязательств. Широкое использование договорного регу лирования научно-технического сотрудничества не может иметь места без разработки типовых соглашений и дого воров, применимых к различным формам этого сотруд ничества, включая и комплексные формы. В них должны содержаться унифицированные формулировки основных прав и обязанностей сторон, регулирования организаци онных и финансовых вопросов сотрудничества, матери альных санкций, решения патентно-лицензионных вопро сов. С учетом особенностей отношений по научно-техни ческому сотрудничеству желательно иметь различные варианты возможного и целесообразного решения подоб ных вопросов.
Следующим шагом в развитии договорных отношений должна быть выработка на основе накопленного опыта общих условий научно-технической кооперации, в кото рых давалось бы сводное унифицированное изложение важнейших организационно-правовых, финансовых и па тентно-лицензионных вопросов взаимоотношений сотруд ничающих организаций, связанных с осуществлением такой кооперации. В отличие от «Общих условий поста
100
вок», общие условия научно-технической кооперации дол жны содержать, видимо, больше диспозитивных норм, оставляющих на усмотрение сторон выбор, с учетом спе цифики сотрудничества и проводимых исследований, при емлемого способа регулирования того или иного вопроса. Более четкого многостороннего международно-правового регулирования заслуживают некоторые вопросы патент но-лицензионных отношений, авторского права, финан совых расчетов, обмена информацией, экспертизы резуль татов научно-технических исследований, арбитражного разбирательства споров, возникающих в ходе осуществ ления сотрудничества в области науки и техники. Нако нец, важнейшей предпосылкой успешного развития тако го сотрудничества и всей научно-технической интеграции являются сближение и унификация правовых норм стран СЭВ, регулирующих их взаимное сотрудничество, а так же связанные с ними правоотношения.
4 . Вопросы соверш енствования м еханизм а внутреннего управления научно-техническим и связями"
Развитие интеграционных процессов в странах СЭВ в решающей степени зависит от подготовленности к это му внутреннего механизма планирования и управления народным хозяйством и прежде всего внешнеэкономиче скими связями в этих странах, от того, насколько он содействует расширению и углублению интеграционных взаимосвязей, активно стимулирует выбор и реализацию оптимальных решений в этой области с учетом народно хозяйственных интересов данной страны и предполагае мых партнеров. Большое значение имеет также синхро низация механизмов внешнеэкономических связей этих стран, создающая условия для установления рабочих «стыков» между партнерами на различных уровнях уп равления их народным хозяйством, обеспечивающих опе ративное принятие ответственных и взаимоприемлемых решений по сотрудничеству в той или иной конкретной области, а также эффективную реализацию чэтих реше ний всеми его участниками.
Главным инструментом развития социалистической экономической интеграции является совместная плано вая деятельность стран СЭВ. Ее тесное взаимодействие с процессом национального планирования научно-техни
101