Файл: Быков, А. Н. Научно-техническая интеграция социалистических стран.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.10.2024

Просмотров: 70

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

вместной плановой деятельностью стран СЭВ и их нацио­ нальным планированием, перенесение договоренности, достигнутой на международном уровне, в сферу управле­ ния научно-техническим и экономическим развитием со­ ответствующих стран.

По 18 важнейшим проблемам, предусмотренным Комплексной программой, а также по некоторым другим актуальным проблемам современного научно-техническо­ го прогресса заключено свыше 40 многосторонних меж­ ведомственных соглашений о научно-техническом сотруд­ ничестве. Для организации сотрудничества большинством соглашений предусматривается создание координацион­ ного центра, определяются его задачи, функции и формы деятельности. Наряду с координационными центрами соглашения в ряде случаев предусматривают другую организационную форму его выполнения: создание меж­ дународных коллективов специалистов на базе нацио­ нального института, образование научно-технических советов, международных научно-производственных объе­ динений.

На основе межправительственных и межведомствен­ ных соглашений создаются международные научно-тех­ нические организации социалистических стран, которые определяют их задачи, функции, правовой статус, поря­ док создания, деятельности и финансирования. Содержа­ ние подобных соглашений неодинаково применительно к различным по характеру и статусу организациям.

Наиболее широкие возможности применения договор­ ного регулирования открываются в сфере сотрудничества в проведении исследований и использовании их результа­ тов. Именно здесь чаще всего договоры о научно-техни­ ческом сотрудничестве могут принимать форму хозяйст­ венных договоров и регулироваться гражданским пра­ вом. Если субъектами всех предшествующих соглашений выступали, как правило, государство или его компетент­ ные органы, действующие обычно в качестве субъектов международного права, то в данном случае в качестве субъектов договорных отношений могут выступать хозяй­ ственные организации сотрудничающих стран, являю­ щиеся юридическими лицами и несущие ответственность по принимаемым обязательствам принадлежащим им имуществом. Это значительно облегчает решение мате­ риальных и финансовых вопросов 'Сотрудничества и ис­ пользования его результатов, создает возможности для

95

широкого применения материальных санкций, гаранти­ рующих надлежащее выполнение возникающих в связи с его осуществлением взаимных обязательств. Таковы прежде всего договоры о кооперации исследований или о совместном проведении работ. И те и другие регулиру­ ют отношения, связанные с научно-технической коопера­ цией. Различия между ними заключаются в том, что в первом случае участники договора осуществляют раз­ дельное финансирование исследований, не требующее перерасчетов между ними, а во втором имеет место со­ вместное финансирование исследований с разделением общих расходов между участниками в определенном со­ отношении, то есть речь идет о долевом финансировании исследований. В обоих случаях исследования проводятся по общему плану и требуют совместного распределения обязанностей между сторонами и совместного оператив­ ного и научного руководства их осуществлением.

В зависимости от предмета исследований и характера сотрудничества можно отдавать предпочтение той или другой договорной форме. Так, сотрудничество в области теоретических исследований, многих поисковых работ зачастую легче осуществлять в договорной форме, не связанной с совместным их финансированием. Что ка­ сается прикладных исследований и разработок,, а также тех фундаментальных исследований, проведение' которых связано с приобретением дорогостоящего оборудования и материалов, то здесь более применима договорная фор­ ма, предусматривающая распределение между участни­ ками расходов в согласованных долях.

Как показывает практика, заключение договоров о проведении исследований на началах совместного финан­ сирования связано с определенными трудностями. Это вызывается прежде всего сложностью самой проблемы долевого финансирования, о чем уже говорилось в пре­ дыдущем параграфе. Сказывается также неподготовлен­ ность исследовательских организаций в некоторых стра­ нах СЭВ к принятию на себя материальной ответственно­ сти за проводимые исследования. В ряде стран заключе­ ние таких договоров осуществляется через посредников, в качестве которых выступают специализированные вне­ шнеторговые организации, что нередко усложняет взаи­ моотношения сторон. Наконец, исследовательские орга­ низации недостаточно стимулируются к тому, чтобы развивать сотрудничество в договорной форме, которая

96


ставит его в жесткие рамки и требует точного выполне­ ния принимаемых на себя обязательств. Широкое .приме­ нение договорных исследований, что является важнейшей предпосылкой развития научно-технической интеграции, связано с решением ряда сложных проблем совершенст­ вования внутреннего и международного механизма науч­ но-технического сотрудничества, с обеспечением лучшей стыковки национальных систем организации и управле­ ния этим сотрудничеством. До решения этих проблем мо­ жно, видимо, рассчитывать на широкое применение пре­ жде всего более простой формы договорного регулиро­ вания сотрудничества в проведении исследований, не связанной с взаимными расчетами и предусматривающей минимум материальной ответственности сторон за их проведение, хотя при этом существенно уменьшается эффективность такого регулирования.

Развитие платных форм научно-технического обмена делает необходимым применение договорного регулиро­ вания и в этой важной области сотрудничества. Заклю­ чение договоров о .передаче научно-технических результа­ тов позволяет более четко определять способы осуществ­ ления материальных расчетов, предусматривать условия

ипорядок использования передаваемых результатов с учетом интересов обеих сторон, устанавливать порядок

иусловия оказания передающей стороной содействия в освоении и использовании передаваемых результатов. Такой договор перерастает в лицензионное соглашение, если предметом его являются запатентованное изобрете­ ние или сведения типа «ноу-хау». Лицензионное соглаше­ ние, предоставляющее на определенных условиях разре­ шение на использование конкретного научно-технического достижения в целях изготовления продукции и реализа­ ции ее внутри страны и на внешнем рынке, обеспечивает защиту экспортных интересов передающей стороны и чет­ ко очерчивает границы практического использования этого достижения получателем, позволяет наиболее эф­ фективно регулировать взаимные обязательства сторон, связанные с производственно-торговым использованием достижений науки и техники и технической помощью.

Углубление специализации в научно-исследователь­ ской деятельности в условиях возрастающего спроса на ее продукцию обусловливает развитие такого направле­ ния научно-технического сотрудничества, как выполнение заказов на проведение исследовательских работ. Дого-

4 А. Н. Быков

97


ворное регулирование связанных с этим правоотношений позволяет четко фиксировать взаимные обязательства сторон как в отношении выполнения заказа в установ­ ленный срок и на высоком техническом уровне, так и своевременного осуществления расчетов за выполненную работу.

Наконец, сотрудничество в проведении исследовании может потребовать на определенном этапе договорного регулирования вопросов взаимной поставки приборов, оборудования и материалов, проведения по заказу одной из сторон экспериментальных или другого вида конкрет­ ных исследовательских работ, оказания связанных с про­ ведением исследований содействия и услуг.

В настоящее время едва ли представляется возмож­ ным дать исчерпывающий перечень случаев применения договорной формы в .научно-техническом сотрудничестве. Его дальнейшее углубление в условиях интеграции вызо­ вет к жизни новые формы сотрудничества, требующие договорного их регулирования, в том числе комплексные формы, предполагающие одновременное или последова­ тельное применение различных по своему характеру со­ глашений и договоров.

Что касается классификации договоров, применяемых для регулирования научно-технического сотрудничества, то в юридической литературе можно встретиться с раз­ ным подходом к этой проблеме8.

Имеющиеся классификации относятся к периоду, пред­ шествующему принятию Комплексной программы. Ее реализация дает примеры применения комплексных форм договорного регулирования. Это либо различные комп­ лексные соглашения о научно-техническом сотрудничест­ ве, примером чего могут служить рассмотренные выше соглашения о научно-техническом сотрудничестве по важ­ нейшим проблемам науки и техники и о создании для этого координационных центров, либо соглашения, регу­ лирующие наряду с вопросами научно-технического со­ трудничества также вопросы создания опытного произ­ водства и организации выпуска серийной продукции на основе специализации и кооперирования, а также взаим­ ных поставок готовой продукции или комплектующих изделий.

Практика показывает возможность и целесообраз­ ность применения комплексных форм соглашений как в сфере научно-технического сотрудничества, так и охва­

98

тывающих своим регулированием наряду с ней также сферу производственного и торгового сотрудничества, то есть обеспечивающих «сквозное» регулирование взаимо­ действия сотрудничающих стран и их организаций во всех звеньях воспроизводственного процесса. При этом в обоих случаях возможны комбинации различных эле­ ментов научно-технического, производственного и торго­ вого сотрудничества. Что же касается способов регулиро­ вания правоотношений, то во всех рассмотренных выше случаях они зависят прежде всего от того, носят ли они международно-правовой или гражданско-правовой ха­ рактер.

В настоящее время в области научно-технического и связанного с ним производственного сотрудничества пре­ валируют межправительственные и. межведомственные соглашения, субъектами которых являются государства, ответственность которых за их выполнение носит между­ народно-правовой характер9. Это объясняется рядом причин, и прежде всего плановостью развития социали­ стической экономики, управление которой осуществляет­ ся государством в лице его компетентных органов. Укре­ пление за последние годы научно-технических и произ­ водственных связей на уровне министерств и ведомств, выступающих главными их организаторами, расширило сферу межведомственных соглашений. Вместе с тем в результате хозяйственных реформ в ряде стран СЭВ увеличились возможности договорного регулирования научно-технических связей непосредственно на хозяйст­ венном уровне.

Развитие непосредственных связей между организа­ циями и предприятиями социалистических стран, на что направлена социалистическая экономическая интеграция, не может не сопровождаться расширением хозрасчетных отношений между ними, регулируемых договорами граж­ данско-правового характера. Вместе с тем и впредь наи­ более важные проблемы сотрудничества в области науки, техники и производства, связанные с крупными капитало­ вложениями и структурными изменениями в экономике и оказывающие влияние на научно-техническую политику сотрудничающих стран, будут разрешаться на государ­ ственном уровне с заключением межправительственных и межведомственных соглашений. Это не только не ис­ ключает, но, наоборот, предполагает расширение прак­ тики заключения в развитие таких соглашений серии

4*

99



хозяйственных договоров между сотрудничающими орга­ низациями в установленном законодательством соответ­ ствующих стран порядке. Параллельно с этим может рас­ ширяться практика заключения хозяйственных договоров непосредственно по инициативе сотрудничающих органи­ заций по отдельным конкретным вопросам научно-техни­ ческого обмена или кооперации, оказания тех или иных услуг и содействия в проведении исследований и освое­ нии их результатов. Такая практика может составлять, в частности, существенный элемент различных форм про­ изводственного сотрудничества.

Расширение договорного регулирования научно-тех­ нического сотрудничества требует, как это предусмотрено Комплексной программой, регулярного обмена информа­ цией между странами СЭВ о том, какие государственные органы, а также хозяйственные, научно-исследователь­ ские и проектно-конструкторские организации имеют пра­ во на установление непосредственных связей и заключе­ ние соответствующих договоров. Комплексная программа признает необходимым, чтобы с учетом характера и пред­ мета договора в нем предусматривались действенные гарантии и материальная ответственность сторон за не­ исполнение и ненадлежащее исполнение принятых ими обязательств. Широкое использование договорного регу­ лирования научно-технического сотрудничества не может иметь места без разработки типовых соглашений и дого­ воров, применимых к различным формам этого сотруд­ ничества, включая и комплексные формы. В них должны содержаться унифицированные формулировки основных прав и обязанностей сторон, регулирования организаци­ онных и финансовых вопросов сотрудничества, матери­ альных санкций, решения патентно-лицензионных вопро­ сов. С учетом особенностей отношений по научно-техни­ ческому сотрудничеству желательно иметь различные варианты возможного и целесообразного решения подоб­ ных вопросов.

Следующим шагом в развитии договорных отношений должна быть выработка на основе накопленного опыта общих условий научно-технической кооперации, в кото­ рых давалось бы сводное унифицированное изложение важнейших организационно-правовых, финансовых и па­ тентно-лицензионных вопросов взаимоотношений сотруд­ ничающих организаций, связанных с осуществлением такой кооперации. В отличие от «Общих условий поста­

100

вок», общие условия научно-технической кооперации дол­ жны содержать, видимо, больше диспозитивных норм, оставляющих на усмотрение сторон выбор, с учетом спе­ цифики сотрудничества и проводимых исследований, при­ емлемого способа регулирования того или иного вопроса. Более четкого многостороннего международно-правового регулирования заслуживают некоторые вопросы патент­ но-лицензионных отношений, авторского права, финан­ совых расчетов, обмена информацией, экспертизы резуль­ татов научно-технических исследований, арбитражного разбирательства споров, возникающих в ходе осуществ­ ления сотрудничества в области науки и техники. Нако­ нец, важнейшей предпосылкой успешного развития тако­ го сотрудничества и всей научно-технической интеграции являются сближение и унификация правовых норм стран СЭВ, регулирующих их взаимное сотрудничество, а так­ же связанные с ними правоотношения.

4 . Вопросы соверш енствования м еханизм а внутреннего управления научно-техническим и связями"

Развитие интеграционных процессов в странах СЭВ в решающей степени зависит от подготовленности к это­ му внутреннего механизма планирования и управления народным хозяйством и прежде всего внешнеэкономиче­ скими связями в этих странах, от того, насколько он содействует расширению и углублению интеграционных взаимосвязей, активно стимулирует выбор и реализацию оптимальных решений в этой области с учетом народно­ хозяйственных интересов данной страны и предполагае­ мых партнеров. Большое значение имеет также синхро­ низация механизмов внешнеэкономических связей этих стран, создающая условия для установления рабочих «стыков» между партнерами на различных уровнях уп­ равления их народным хозяйством, обеспечивающих опе­ ративное принятие ответственных и взаимоприемлемых решений по сотрудничеству в той или иной конкретной области, а также эффективную реализацию чэтих реше­ ний всеми его участниками.

Главным инструментом развития социалистической экономической интеграции является совместная плано­ вая деятельность стран СЭВ. Ее тесное взаимодействие с процессом национального планирования научно-техни­

101