Файл: Быков, А. Н. Научно-техническая интеграция социалистических стран.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.10.2024
Просмотров: 69
Скачиваний: 0
ческого развития, повышение эффективности последнего составляют важнейшую предпосылку успешного осу ществления научно-технической интеграции этих стран. Поэтому необходимо, чтобы все организации данной страны, которые участвуют в формировании националь ных планов развития науки и техники, могли учитывать при подготовке проектов этих планов, а она осуществ ляется обычно снизу, возможные варианты взаимовыгод ной разработки включаемых в них проблем и тем на основе той или иной формы разделения труда и коопера ции с другими социалистическими странами. Это связа но, в свою очередь, с информированностью научно-иссле довательских организаций об имеющемся у других стран научном заделе, исследовательских мощностях и наме чаемых исследованиях. Таким образом, речь идет о том, чтобы низовые планирующие организации по родствен ной их деятельности тематике знали научно-технические возможности предполагаемых партнеров и планируемые ими мероприятия.
Правильный учет внешнеэкономических факторов и возможностей необходим не только на уровне исследо вательских организаций. Он должен последовательно осуществляться на всех уровнях формирования народно хозяйственного плана в области науки и техники. В этом случае в ходе подготовки и проведения координации пла нов с братскими странами на двусторонней и многосто ронней основах участвующие в ней органы будут иметь ясное представление о том, какие проблемы иди темы могут разрабатываться в порядке сотрудничества и с ка кими странами и в каких формах его целесообразно осу ществлять. Все это позволит наиболее эффективно ис пользовать координацию планов для оперативного и пра вильного определения тех направлений и вариантов на учно-технического сотрудничества, по которым интересы сторон совпадают и имеется возможность получить в ито ге положительные результаты, обеспечивающие эконо мию средств и времени на проведение исследований и разработок и освоение новых направлений науки и тех ники.
Другая не менее важная проблема — это наличие об ратной связи. Прежде всего, как уже отмечалось выше, речь идет о том, чтобы все согласовываемые мероприя тия по сотрудничеству, в каких бы формах оно ни осу ществлялось, получали адекватное отражение в соответ
102
ствующих национальных планах и обеспечивались таким образом необходимыми средствами (финансовыми, мате риальными, кадровыми) и организационными мероприя тиями. При этом недостаточна простая фиксация в наци ональном плане, что та или иная научная или техничес кая проблема или тема разрабатывается на основе меж дународного сотрудничества. Чтобы этосотрудничество нацеливалось на обеспечение реального эффекта, выде ляемые по плану средства на разработку проблемы или темы, а также определяемый срок выполнения работ должны учитывать предполагаемый эффект от такого сотрудничества, то есть быть меньшими по сравнению с теми, какими бы они могли быть, если бы исследова тельские организации данной страны разрабатывали заданную проблему или тему полностью своими силами и средствами. В этом случае ожидаемый выигрыш от активного использования данной страной преимуществ научно-технического сотрудничества будет заложен уже в ее планах и может в плановом порядке быть использо ван на расширение фронта намечаемых исследователь ских работ или на иные цели.
Вместе с тем народнохозяйственные планы развития науки и техники должны, видимо, быть достаточно эла стичными с тем, чтобы с учетом хода сотрудничества, но вых тенденций в развитии мирового научно-технического прогресса можно было бы оперативно изменять и уточ нять направления, принимать альтернативные решения поставленной задачи, обеспечивая тем самым требуемую новизну и оригинальность проводимых разработок, осу ществление их с наибольшей эффективностью и на уров не последних мировых достижений либо с его превы шением.
Научно-исследовательские и другие организации, фор мируя проект плана, должны не только знать о существо вании различных вариантов решения поставленной проб лемы и уметь определять эффективность каждого из них, но и быть заинтересованными в выборе и реализации оптимального с народнохозяйственных позиций вариан та. Наряду с вопросами методологии определения срав нительной эффективности различных вариантов возмож ного решения конкретной научно-технической проблемы, а также совершенствования постановки научно-техниче ской и экономической информации здесь речь идет преж де всего о выработке действенных материальных и мо
103
ральных стимулов к выбору оптимальных вариантов пла нов с учетом как внутренних, так и внешних возможно стей получения требуемого результата, о создании усло вий, при которых выигрыш от применения оптимального решения сказывался бы непосредственно на хозяйствен ных результатах соответствующих исследовательских и производственных подразделений. Комплексное решение этой большой и сложной проблемы в условиях социали стической экономики может быть найдено лишь на путях дальнейшего укрепления и совершенствования системы централизованного планового руководства научно-техни ческими и экономическими связями с зарубежными стра нами, последовательной интеграции этих двух направле ний в сочетании с более эффективным использованием при этом экономических стимулов и хозяйственного рас
чета.
В настоящее время научно-техническое сотрудничест во СССР с зарубежными странами осуществляется по многим направлениям и каналам. Непосредственными организаторами его, особенно в области прикладных ис следований и разработок, выступают отраслевые мини стерства и ведомства. Они вместе с подведомственными им научно-исследовательскими организациями разраба тывают программы двустороннего научно-технического сотрудничества по отрасли, согласовывают их с родствен ными ведомствами других социалистических стран и обе спечивают их реализацию. Отраслевые министерства при нимают участие в организации многостороннего научнотехнического сотрудничества по отраслевой тематике в рамках отраслевых постоянных комиссий СЭВ через со ветские части этих комиссий, а также в отраслевых меж дународных экономических организациях.
Широкое научное сотрудничество на двусторонней и многосторонней основах по проблемам фундаментально го характера осуществляется по линии Академии наук
СССР.
Разработку крупных, прежде всего межотраслевых, научно-технических проблем фундаментального и при кладного характера организовывает и координирует Го сударственный комитет Совета Министров СССР по на уке и технике. Комитет контролирует научно-технические связи СССР с зарубежными странами по линии отрасле вых министерств и ведомств, обобщает сводные данные о таких связях, включая их в годовые и квартальные
104
планы международных научно-технических связей. Им регулируются также вопросы командирования советских специалистов за границу и приема в СССР иностранных специалистов. Комитет осуществляет также формирова ние советских частей двусторонних подкомиссий по науч но-техническому сотрудничеству с социалистическими странами и организует их работу, решает вопросы при обретения иностранных и продажи советских лицензий.
В тех случаях, когда в ходе научно-технического со трудничества с зарубежными странами возникает необ ходимость заключения хозяйственных договоров о коопе рации в проведении исследований, об обмене научно-тех нической документацией, такие договоры заключаются через Всесоюзное объединение «Внештехника», подве домственное Комитету 10.
Если обмен научно-технической документацией и опы том осуществляется путем заключения лицензионных со глашений, то такие соглашения оформляются через В/О «Лицензинторг», находящийся в системе Министерства внешней торговли СССР. Через внешнеторговые объеди нения этого министерства оказываются различные техни ческие услуги, связанные с экспортом и импортом машин и оборудования. Передача технической документации в составе комплектного оборудования, а также оказание технических услуг, связанных с проектированием, строи тельством и эксплуатацией предприятий и сооружений в других странах, а также подготовкой для них специали стов различной квалификации, осуществляются через организации Государственного комитета Совета Минист ров СССР по внешним экономическим связям.
Координация научно-технических связей, осуществ ляемых по различным каналам и направлениям, прово дится прежде всего на национальном уровне. Для этого необходимы эффективный механизм, обеспечивающий вы работку и проведение единой государственной политики в этой области, четкое взаимодействие участвующих в таких связях ведомств и организаций, устранение несо гласованности в их работе, неоправданного параллелизма и дублирования, сосредоточение усилий и ресурсов в хо де сотрудничества с зарубежными странами на решаю щих направлениях научно-технического прогресса.
Важнейшая предпосылка ускорения научно-техниче ского прогресса, обеспечиваемого как национальными усилиями, так и использованием преимуществ междуна
105
родного социалистического разделения труда, — органи ческое соединение науки с производством. При этом исходным началом служит установление неразрывных связей между ними в ходе формирования соответствую щих национальных планов. В Отчетном докладе XXIV съезду КПСС говорилось: «Мощным рычагом научнотехнического прогресса должен стать народнохозяйст венный план. До сих пор в наших планах не находят должного отражения вопросы использования достиже ний науки и техники в народном хозяйстве...». В Дирек тивах съезда указывалось на необходимость «улучшить планирование научно-исследовательских и опытно-кон структорских работ, предусматривая в планах все этапы этих работ, вплоть до внедрения их результатов в произ водство, усилить контроль за выполнением планов»11. Четкая «стыковка» соответствующих показателей и от дельных звеньев научно-технического и экономического развития на всех этапах плановой деятельности внутри страны создает предпосылки для того, чтобы в ходе со вместной плановой деятельности обеспечивалась органи ческая взаимосвязь мероприятий по научно-техническому и производственному сотрудничеству, формировалась не разрывная цепь «наука—техника—производство—реали зация» в ходе согласования и реализации комплексных интеграционных программ по важнейшим проблемам научно-технического прогресса.
Как отмечалось выше, выдвигаемые научно-техниче ской революцией проблемы носят в основном комплекс ный характер, а решение их требует взаимодействия многих отраслей. Такой же комплексный характер имеют важнейшие проблемы в области науки и техники, на ре шении которых сосредоточиваются внимание и усилия стран СЭВ. Все это требует совершенствования механиз ма управления сотрудничеством по комплексным, меж отраслевым проблемам как на международном уровне, так и особенно в национальных рамках, четкого опреде ления органов, координирующих развитие такого сотруд ничества и участие в нем многих научно-исследователь ских и производственных организаций, имеющих подчас различную ведомственную подчиненность, а также наде ление этих органов реальными возможностями контроля за ходом выполнения участвующими организациями своих обязательств по сотрудничеству и воздействия на их соответствующую деятельность. Это связано не только
106
с совершенствованием плановых рычагов такого воздей ствия, играющих главенствующую роль, но и с подкреп лением их эффективно действующим хозрасчетным меха низмом, системой договорных отношений и взаимных обязательств. Речь идет как об отношениях непосредст венных исполнителей с выступающей во вне внешнеторго вой организацией, так и отношениях между координаци онным органом и исследовательскими и производствен ными организациями, между главным исполнителем и соисполнителями внутри страны.
Применяемая иногда в отношении исследовательских организаций форма заказ-наряда, то есть административ ного указания внешнеторговой организации о проведе нии определенных исследовательских и других работ во исполнение международного договора, по нашему мне нию, не соответствует специфике организации и проведе ния исследовательской деятельности и не позволяет пра вильно учитывать и сочетать интересы той и другой сто роны.
Развитие научно-технической кооперации совпало по времени с проведением в странах СЭВ хозяйственных реформ, которые затрагивали, причем не всегда в одина ковой степени, и однозначно, и сферу внешнеэкономиче ских отношений. В области научно-технических связей это выражается прежде всего в том, что по-раз ному решается вопрос о праве выхода во вне участвую щих в их осуществлении национальных организаций. В ряде стран СЭВ договоры с иностранными контраген тами могут теперь заключать применительно к кругу сво ей деятельности отдельные предприятия, объединения предприятий, а также подведомственные им научно-ис следовательские и проектно-конструкторские подразде ления. Договоры о научно-техническом сотрудничестве в некоторых странах могут заключаться также централь ными научно-исследовательскими и проектно-конструк торскими организациями и высшими учебными заведе ниями самостоятельно или совместно с внешнеторговыми организациями. Хотя окончательная структура управле ния внешнеэкономической деятельностью в странах СЭВ еще не сложилась, тем не менее, тенденция расширения круга непосредственно участвующих в ней организаций прослеживается довольно отчетливо. Все это создает в ряде случаев определенное несоответствие правового по ложения и компетенции партнеров по сотрудничеству,
107
что вызывает затруднения при согласовании проводимых мероприятий, их договорном оформлении, а также в ходе их реализации.
В Комплексной программе уделяется большое внима ние расширению непосредственных связей между соот ветствующими органами и организациями стран СЭВ, которые справедливо рассматриваются как одна из важ нейших предпосылок расширения и углубления интегра ционных процессов в интегрированном регионе, их глу бокого проникновения в сферу науки, техники, производ ства, где прежде всего и формируются основные интегра ционные процессы. В ней, в частности, предусмотрено, что «страны—члены СЭВ создадут как внутри страны, так и во взаимном экономическом и научно-техническом сотрудничестве соответствующие экономические и право вые предпосылки для развития непосредственных связей между их министерствами, ведомствами и другими госу дарственными органами, хозяйственными, научно-иссле довательскими и проектно-конструкторскими организа циями» 12. Таким образом, речь идет как о непосредст венных связях на межгосударственном (межведомствен ном), так и на хозяйственном уровнях. С учетом сущест вующих различий в порядке участия национальных орга низаций во внешнеэкономической деятельности Комплек сная программа, указав на то, что «наиболее целесооб разной формой фиксирования взаимных обязательств сторон, осуществляющих непосредственные связи, яв ляется договор», определила, что «договоры заключают ся в рамках тех прав и полномочий, которые стороны имеют согласно системе управления народным хозяйст вом в данной стране...». Далее в ней предусматривается, что «компетентные органы стран будут принимать меры по расширению этих прав и полномочий в случаях, когда они сочтут это необходимым для рационального осуще ствления непосредственных связей» 13.
Как показывает практика, для развития интеграции отнюдь не безразлично, какими темпами и в каких на правлениях развивается этот процесс, насколько урав ниваются в ходе него положение и полномочия родствен ных по профилю ведомств и организаций или, наоборот, увеличиваются расхождения между ними. Вопрос совер шенствования внутреннего механизма внешнеэкономиче ских связей, составляя компетенцию национальных орга нов каждой из стран, вместе с тем в условиях интегра
108
ции приобретает большую интернациональную значи мость.
Применительно к СССР главное направление совер шенствования механизма внешнеэкономической деятель ности определено Директивами XXIV съезда КПСС. Это «повышать инициативу и ответственность министерств и предприятий в развитии эффективных для народного хо зяйства внешнеэкономических связей. Последовательно распространять принципы хозрасчета на область внеш неэкономических связей, повысить материальную заинте ресованность всех звеньев внешней торговли и промыш ленности в выполнении международных обязательств и достижении высокой эффективности экономического и научно-технического сотрудничества, а также их ответ ственность в этом деле» 14.
Выполнение этой директивы прежде всего обеспечи вается совершенствованием централизованного планиро вания научно-технических связей с зарубежными стра нами, так как в наших условиях включение в общегосу дарственный план того или иного мероприятия по сотруд ничеству представляет первую гарантию его выполнения. Выше уже рассматривались возможные направления ре шения этого вопроса. Что касается стимулирования научно-исследовательских и других организаций и пред приятий к активному включению в систему международ ного социалистического разделения труда при решении стоящих перед ними задач в области науки и техники, к практическому использованию результатов сотрудниче ства, то это могло бы обеспечиваться .прежде всего за счет распространения на советские организации, участву ющие в научно-техническом сотрудничестве, льгот и пре имуществ, связанных с продажей лицензий, а также созданием и освоением новой техники. Так, если в ре зультате сотрудничества происходит сокращение капи тальных и текущих затрат на разработку темы по срав нению с затратами, потребовавшимися при самостоя тельных исследованиях, целесообразно было бы применять поощрения в виде премии от суммы получен ного эффекта. Аналогичным образом целесообразно было бы стимулировать разработчиков, обеспечивающих уско рение внедрения результатов исследований в производст во за счет использования .преимуществ сотрудничества. Можно было бы также установить повышенный процент прибыли для исследовательских и проектно-конструктор
109