Файл: Быков, А. Н. Научно-техническая интеграция социалистических стран.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.10.2024

Просмотров: 69

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ческого развития, повышение эффективности последнего составляют важнейшую предпосылку успешного осу­ ществления научно-технической интеграции этих стран. Поэтому необходимо, чтобы все организации данной страны, которые участвуют в формировании националь­ ных планов развития науки и техники, могли учитывать при подготовке проектов этих планов, а она осуществ­ ляется обычно снизу, возможные варианты взаимовыгод­ ной разработки включаемых в них проблем и тем на основе той или иной формы разделения труда и коопера­ ции с другими социалистическими странами. Это связа­ но, в свою очередь, с информированностью научно-иссле­ довательских организаций об имеющемся у других стран научном заделе, исследовательских мощностях и наме­ чаемых исследованиях. Таким образом, речь идет о том, чтобы низовые планирующие организации по родствен­ ной их деятельности тематике знали научно-технические возможности предполагаемых партнеров и планируемые ими мероприятия.

Правильный учет внешнеэкономических факторов и возможностей необходим не только на уровне исследо­ вательских организаций. Он должен последовательно осуществляться на всех уровнях формирования народно­ хозяйственного плана в области науки и техники. В этом случае в ходе подготовки и проведения координации пла­ нов с братскими странами на двусторонней и многосто­ ронней основах участвующие в ней органы будут иметь ясное представление о том, какие проблемы иди темы могут разрабатываться в порядке сотрудничества и с ка­ кими странами и в каких формах его целесообразно осу­ ществлять. Все это позволит наиболее эффективно ис­ пользовать координацию планов для оперативного и пра­ вильного определения тех направлений и вариантов на­ учно-технического сотрудничества, по которым интересы сторон совпадают и имеется возможность получить в ито­ ге положительные результаты, обеспечивающие эконо­ мию средств и времени на проведение исследований и разработок и освоение новых направлений науки и тех­ ники.

Другая не менее важная проблема — это наличие об­ ратной связи. Прежде всего, как уже отмечалось выше, речь идет о том, чтобы все согласовываемые мероприя­ тия по сотрудничеству, в каких бы формах оно ни осу­ ществлялось, получали адекватное отражение в соответ­

102

ствующих национальных планах и обеспечивались таким образом необходимыми средствами (финансовыми, мате­ риальными, кадровыми) и организационными мероприя­ тиями. При этом недостаточна простая фиксация в наци­ ональном плане, что та или иная научная или техничес­ кая проблема или тема разрабатывается на основе меж­ дународного сотрудничества. Чтобы этосотрудничество нацеливалось на обеспечение реального эффекта, выде­ ляемые по плану средства на разработку проблемы или темы, а также определяемый срок выполнения работ должны учитывать предполагаемый эффект от такого сотрудничества, то есть быть меньшими по сравнению с теми, какими бы они могли быть, если бы исследова­ тельские организации данной страны разрабатывали заданную проблему или тему полностью своими силами и средствами. В этом случае ожидаемый выигрыш от активного использования данной страной преимуществ научно-технического сотрудничества будет заложен уже в ее планах и может в плановом порядке быть использо­ ван на расширение фронта намечаемых исследователь­ ских работ или на иные цели.

Вместе с тем народнохозяйственные планы развития науки и техники должны, видимо, быть достаточно эла­ стичными с тем, чтобы с учетом хода сотрудничества, но­ вых тенденций в развитии мирового научно-технического прогресса можно было бы оперативно изменять и уточ­ нять направления, принимать альтернативные решения поставленной задачи, обеспечивая тем самым требуемую новизну и оригинальность проводимых разработок, осу­ ществление их с наибольшей эффективностью и на уров­ не последних мировых достижений либо с его превы­ шением.

Научно-исследовательские и другие организации, фор­ мируя проект плана, должны не только знать о существо­ вании различных вариантов решения поставленной проб­ лемы и уметь определять эффективность каждого из них, но и быть заинтересованными в выборе и реализации оптимального с народнохозяйственных позиций вариан­ та. Наряду с вопросами методологии определения срав­ нительной эффективности различных вариантов возмож­ ного решения конкретной научно-технической проблемы, а также совершенствования постановки научно-техниче­ ской и экономической информации здесь речь идет преж­ де всего о выработке действенных материальных и мо­

103


ральных стимулов к выбору оптимальных вариантов пла­ нов с учетом как внутренних, так и внешних возможно­ стей получения требуемого результата, о создании усло­ вий, при которых выигрыш от применения оптимального решения сказывался бы непосредственно на хозяйствен­ ных результатах соответствующих исследовательских и производственных подразделений. Комплексное решение этой большой и сложной проблемы в условиях социали­ стической экономики может быть найдено лишь на путях дальнейшего укрепления и совершенствования системы централизованного планового руководства научно-техни­ ческими и экономическими связями с зарубежными стра­ нами, последовательной интеграции этих двух направле­ ний в сочетании с более эффективным использованием при этом экономических стимулов и хозяйственного рас­

чета.

В настоящее время научно-техническое сотрудничест­ во СССР с зарубежными странами осуществляется по многим направлениям и каналам. Непосредственными организаторами его, особенно в области прикладных ис­ следований и разработок, выступают отраслевые мини­ стерства и ведомства. Они вместе с подведомственными им научно-исследовательскими организациями разраба­ тывают программы двустороннего научно-технического сотрудничества по отрасли, согласовывают их с родствен­ ными ведомствами других социалистических стран и обе­ спечивают их реализацию. Отраслевые министерства при­ нимают участие в организации многостороннего научнотехнического сотрудничества по отраслевой тематике в рамках отраслевых постоянных комиссий СЭВ через со­ ветские части этих комиссий, а также в отраслевых меж­ дународных экономических организациях.

Широкое научное сотрудничество на двусторонней и многосторонней основах по проблемам фундаментально­ го характера осуществляется по линии Академии наук

СССР.

Разработку крупных, прежде всего межотраслевых, научно-технических проблем фундаментального и при­ кладного характера организовывает и координирует Го­ сударственный комитет Совета Министров СССР по на­ уке и технике. Комитет контролирует научно-технические связи СССР с зарубежными странами по линии отрасле­ вых министерств и ведомств, обобщает сводные данные о таких связях, включая их в годовые и квартальные

104

планы международных научно-технических связей. Им регулируются также вопросы командирования советских специалистов за границу и приема в СССР иностранных специалистов. Комитет осуществляет также формирова­ ние советских частей двусторонних подкомиссий по науч­ но-техническому сотрудничеству с социалистическими странами и организует их работу, решает вопросы при­ обретения иностранных и продажи советских лицензий.

В тех случаях, когда в ходе научно-технического со­ трудничества с зарубежными странами возникает необ­ ходимость заключения хозяйственных договоров о коопе­ рации в проведении исследований, об обмене научно-тех­ нической документацией, такие договоры заключаются через Всесоюзное объединение «Внештехника», подве­ домственное Комитету 10.

Если обмен научно-технической документацией и опы­ том осуществляется путем заключения лицензионных со­ глашений, то такие соглашения оформляются через В/О «Лицензинторг», находящийся в системе Министерства внешней торговли СССР. Через внешнеторговые объеди­ нения этого министерства оказываются различные техни­ ческие услуги, связанные с экспортом и импортом машин и оборудования. Передача технической документации в составе комплектного оборудования, а также оказание технических услуг, связанных с проектированием, строи­ тельством и эксплуатацией предприятий и сооружений в других странах, а также подготовкой для них специали­ стов различной квалификации, осуществляются через организации Государственного комитета Совета Минист­ ров СССР по внешним экономическим связям.

Координация научно-технических связей, осуществ­ ляемых по различным каналам и направлениям, прово­ дится прежде всего на национальном уровне. Для этого необходимы эффективный механизм, обеспечивающий вы­ работку и проведение единой государственной политики в этой области, четкое взаимодействие участвующих в таких связях ведомств и организаций, устранение несо­ гласованности в их работе, неоправданного параллелизма и дублирования, сосредоточение усилий и ресурсов в хо­ де сотрудничества с зарубежными странами на решаю­ щих направлениях научно-технического прогресса.

Важнейшая предпосылка ускорения научно-техниче­ ского прогресса, обеспечиваемого как национальными усилиями, так и использованием преимуществ междуна­

105


родного социалистического разделения труда, — органи­ ческое соединение науки с производством. При этом исходным началом служит установление неразрывных связей между ними в ходе формирования соответствую­ щих национальных планов. В Отчетном докладе XXIV съезду КПСС говорилось: «Мощным рычагом научнотехнического прогресса должен стать народнохозяйст­ венный план. До сих пор в наших планах не находят должного отражения вопросы использования достиже­ ний науки и техники в народном хозяйстве...». В Дирек­ тивах съезда указывалось на необходимость «улучшить планирование научно-исследовательских и опытно-кон­ структорских работ, предусматривая в планах все этапы этих работ, вплоть до внедрения их результатов в произ­ водство, усилить контроль за выполнением планов»11. Четкая «стыковка» соответствующих показателей и от­ дельных звеньев научно-технического и экономического развития на всех этапах плановой деятельности внутри страны создает предпосылки для того, чтобы в ходе со­ вместной плановой деятельности обеспечивалась органи­ ческая взаимосвязь мероприятий по научно-техническому и производственному сотрудничеству, формировалась не­ разрывная цепь «наука—техника—производство—реали­ зация» в ходе согласования и реализации комплексных интеграционных программ по важнейшим проблемам научно-технического прогресса.

Как отмечалось выше, выдвигаемые научно-техниче­ ской революцией проблемы носят в основном комплекс­ ный характер, а решение их требует взаимодействия многих отраслей. Такой же комплексный характер имеют важнейшие проблемы в области науки и техники, на ре­ шении которых сосредоточиваются внимание и усилия стран СЭВ. Все это требует совершенствования механиз­ ма управления сотрудничеством по комплексным, меж­ отраслевым проблемам как на международном уровне, так и особенно в национальных рамках, четкого опреде­ ления органов, координирующих развитие такого сотруд­ ничества и участие в нем многих научно-исследователь­ ских и производственных организаций, имеющих подчас различную ведомственную подчиненность, а также наде­ ление этих органов реальными возможностями контроля за ходом выполнения участвующими организациями своих обязательств по сотрудничеству и воздействия на их соответствующую деятельность. Это связано не только

106

с совершенствованием плановых рычагов такого воздей­ ствия, играющих главенствующую роль, но и с подкреп­ лением их эффективно действующим хозрасчетным меха­ низмом, системой договорных отношений и взаимных обязательств. Речь идет как об отношениях непосредст­ венных исполнителей с выступающей во вне внешнеторго­ вой организацией, так и отношениях между координаци­ онным органом и исследовательскими и производствен­ ными организациями, между главным исполнителем и соисполнителями внутри страны.

Применяемая иногда в отношении исследовательских организаций форма заказ-наряда, то есть административ­ ного указания внешнеторговой организации о проведе­ нии определенных исследовательских и других работ во исполнение международного договора, по нашему мне­ нию, не соответствует специфике организации и проведе­ ния исследовательской деятельности и не позволяет пра­ вильно учитывать и сочетать интересы той и другой сто­ роны.

Развитие научно-технической кооперации совпало по времени с проведением в странах СЭВ хозяйственных реформ, которые затрагивали, причем не всегда в одина­ ковой степени, и однозначно, и сферу внешнеэкономиче­ ских отношений. В области научно-технических связей это выражается прежде всего в том, что по-раз­ ному решается вопрос о праве выхода во вне участвую­ щих в их осуществлении национальных организаций. В ряде стран СЭВ договоры с иностранными контраген­ тами могут теперь заключать применительно к кругу сво­ ей деятельности отдельные предприятия, объединения предприятий, а также подведомственные им научно-ис­ следовательские и проектно-конструкторские подразде­ ления. Договоры о научно-техническом сотрудничестве в некоторых странах могут заключаться также централь­ ными научно-исследовательскими и проектно-конструк­ торскими организациями и высшими учебными заведе­ ниями самостоятельно или совместно с внешнеторговыми организациями. Хотя окончательная структура управле­ ния внешнеэкономической деятельностью в странах СЭВ еще не сложилась, тем не менее, тенденция расширения круга непосредственно участвующих в ней организаций прослеживается довольно отчетливо. Все это создает в ряде случаев определенное несоответствие правового по­ ложения и компетенции партнеров по сотрудничеству,

107


что вызывает затруднения при согласовании проводимых мероприятий, их договорном оформлении, а также в ходе их реализации.

В Комплексной программе уделяется большое внима­ ние расширению непосредственных связей между соот­ ветствующими органами и организациями стран СЭВ, которые справедливо рассматриваются как одна из важ ­ нейших предпосылок расширения и углубления интегра­ ционных процессов в интегрированном регионе, их глу­ бокого проникновения в сферу науки, техники, производ­ ства, где прежде всего и формируются основные интегра­ ционные процессы. В ней, в частности, предусмотрено, что «страны—члены СЭВ создадут как внутри страны, так и во взаимном экономическом и научно-техническом сотрудничестве соответствующие экономические и право­ вые предпосылки для развития непосредственных связей между их министерствами, ведомствами и другими госу­ дарственными органами, хозяйственными, научно-иссле­ довательскими и проектно-конструкторскими организа­ циями» 12. Таким образом, речь идет как о непосредст­ венных связях на межгосударственном (межведомствен­ ном), так и на хозяйственном уровнях. С учетом сущест­ вующих различий в порядке участия национальных орга­ низаций во внешнеэкономической деятельности Комплек­ сная программа, указав на то, что «наиболее целесооб­ разной формой фиксирования взаимных обязательств сторон, осуществляющих непосредственные связи, яв­ ляется договор», определила, что «договоры заключают­ ся в рамках тех прав и полномочий, которые стороны имеют согласно системе управления народным хозяйст­ вом в данной стране...». Далее в ней предусматривается, что «компетентные органы стран будут принимать меры по расширению этих прав и полномочий в случаях, когда они сочтут это необходимым для рационального осуще­ ствления непосредственных связей» 13.

Как показывает практика, для развития интеграции отнюдь не безразлично, какими темпами и в каких на­ правлениях развивается этот процесс, насколько урав­ ниваются в ходе него положение и полномочия родствен­ ных по профилю ведомств и организаций или, наоборот, увеличиваются расхождения между ними. Вопрос совер­ шенствования внутреннего механизма внешнеэкономиче­ ских связей, составляя компетенцию национальных орга­ нов каждой из стран, вместе с тем в условиях интегра­

108

ции приобретает большую интернациональную значи­ мость.

Применительно к СССР главное направление совер­ шенствования механизма внешнеэкономической деятель­ ности определено Директивами XXIV съезда КПСС. Это «повышать инициативу и ответственность министерств и предприятий в развитии эффективных для народного хо­ зяйства внешнеэкономических связей. Последовательно распространять принципы хозрасчета на область внеш­ неэкономических связей, повысить материальную заинте­ ресованность всех звеньев внешней торговли и промыш­ ленности в выполнении международных обязательств и достижении высокой эффективности экономического и научно-технического сотрудничества, а также их ответ­ ственность в этом деле» 14.

Выполнение этой директивы прежде всего обеспечи­ вается совершенствованием централизованного планиро­ вания научно-технических связей с зарубежными стра­ нами, так как в наших условиях включение в общегосу­ дарственный план того или иного мероприятия по сотруд­ ничеству представляет первую гарантию его выполнения. Выше уже рассматривались возможные направления ре­ шения этого вопроса. Что касается стимулирования научно-исследовательских и других организаций и пред­ приятий к активному включению в систему международ­ ного социалистического разделения труда при решении стоящих перед ними задач в области науки и техники, к практическому использованию результатов сотрудниче­ ства, то это могло бы обеспечиваться .прежде всего за счет распространения на советские организации, участву­ ющие в научно-техническом сотрудничестве, льгот и пре­ имуществ, связанных с продажей лицензий, а также созданием и освоением новой техники. Так, если в ре­ зультате сотрудничества происходит сокращение капи­ тальных и текущих затрат на разработку темы по срав­ нению с затратами, потребовавшимися при самостоя­ тельных исследованиях, целесообразно было бы применять поощрения в виде премии от суммы получен­ ного эффекта. Аналогичным образом целесообразно было бы стимулировать разработчиков, обеспечивающих уско­ рение внедрения результатов исследований в производст­ во за счет использования .преимуществ сотрудничества. Можно было бы также установить повышенный процент прибыли для исследовательских и проектно-конструктор­

109