Файл: Быков, А. Н. Научно-техническая интеграция социалистических стран.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.10.2024

Просмотров: 65

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ских организаций от стоимости работ, выполненных в порядке сотрудничества. Для финансирования таких ме­ роприятий мог бы формироваться общегосударственный поощрительный фонд, создающийся за счет отчислений от материального эффекта, полученного в результате участия в научно-техническом сотрудничестве и внедре­ ния его результатов.

Чтобы усилить материальную заинтересованность научно-исследовательских и производственно-технических организаций в результатах научно-технического сотруд­ ничества, необходимо также их последовательное вклю­ чение в систему международного хозяйственного расче­ та, который все шире применяется в этом сотрудничестве. Для этого такие организации должны прежде всего ак­ тивно участвовать в решении не только научно-техниче­ ских, но и материально-финансовых вопросов сотрудни­ чества, ощущать его результаты (положительные и отри­ цательные) на общих итогах своей хозяйственной дея­ тельности. Решение этих сложных вопросов в полном объеме зависит от многих обстоятельств и предпосылок, выходящих за рамки отношений по научно-техническому сотрудничеству. Вместе с тем некоторые полезные меро­ приятия могут быть осуществлены непосредственно в этой сфере внешнеэкономической деятельности. Так, име­ ются предпосылки для того, чтобы наиболее крупные и активно участвующие в научно-техническом сотрудниче­ стве исследовательские и проектно-конструкторские орга­ низации непосредственно или совместно с В/О «Внештехника» подписывали договоры с партнерами из социа­ листических стран, согласовывая этот вопрос с Комите­ том по науке и технике. Это касается и создаваемых производственных и промышленных, а также научно-про­ изводственных и производственно-технических объедине­ ний, которые становятся основными хозрасчетными звень­ ями общественного производства.

Постановление Центрального Комитета КПСС и Со­ вета Министров СССР от 2 марта 1973 г. «О некоторых мероприятиях по дальнейшему совершенствованию уп­ равления промышленностью» создает для этого благо­ приятные возможности. Так, утвержденное общее поло­ жение о всесоюзном и республиканском промышленных объединениях предоставляет широкие полномочия этим объединениям в сфере внешнеэкономической деятельно­ сти. В области научно-технического сотрудничества уп­

110

равление всесоюзного промышленного объединения с разрешения соответствующего министерства СССР и по согласованию с Государственным комитетом Совета Министров СССР по науке и технике осуществляет на­ учно-технические связи с организациями зарубежных стран и заключает с ними соглашения о проведении на­ учно-исследовательских и проектно-конструкторских ра­ бот, об использовании результатов научных исследований

итехнических разработок, обмене технической докумен­ тацией и опытом. Оно обеспечивает выполнение приня­ тых на себя обязательств по заключенным соглашениям

инесет имущественную ответственность за их ненадле­ жащее исполнение. В его функции входит также подго­ товка и представление предложений о продаже и покупке лицензий. Создаваемые крупные хозрасчетные объедине­ ния, которые включают как производственно-сбытовые,

так и научно-исследовательские подразделения, смогут в дальнейшем активно и с полной ответственностью вы­ ступать в научно-технической кооперации с зарубежными странами в качестве субъектов договорных отношений гражданско-правового характера. Они, представляется нам, являются также подходящими партнерами для уча­ стия в договорах о комплексных формах сотрудничества, способными обеспечить их реализацию на хозяйственном уровне.

Укрепление непосредственных связей в научно-техни­ ческом сотрудничестве на хозяйственном уровне, устра­ нение излишних промежуточных звеньев позволили бы не только повысить ответственность -непосредственных ис­ полнителей за принимаемые обязательства по сотрудни­ честву, но и значительно упростить связанные с этим согласования, лучше учитывать позиции и возможности партнеров, более гибко реагировать на изменяющиеся условия его проведения. Все это существенно повысило бы мобильность наших исследовательских и производ­ ственных организаций в отношении активного участия в научно-технической интеграции, их возможности исполь­ зовать наиболее эффективные формы и методы ее осу­ ществления.

Наряду с этим следовало бы постепенно расширять инициативу ведущих отраслевых министерств в отноше­ нии развития научно-технического и связанного с ним производственного сотрудничества. В этих целях пред­ ставлялось бы целесообразным повысить роль их хозрас­

111


четных звеньев, ведующих вопросами внешнеэкономиче­ ской деятельности. Им, в частности, со временем могло бы быть поручено непосредственное осуществление опе­ раций, связанных с оказанием зарубежным странам на коммерческих условиях различных технических услуг типа «инджиниринг», опираясь на научно-технические и производственные возможности отрасли. Расширение инициативы в области научно-технических связей непо­ средственно на отраслевом и хозяйственном уровнях оправдывается всей логикой современного экономиче­ ского развития, курсом на интенсификацию обществен­ ного производства, осуществляемым в условиях социа­ листической экономической интеграции. Вместе с тем оно предполагает последовательное укрепление централизо­ ванного планового руководства этими связями, без чего невозможно обеспечить их успешное целенаправленное развитие в интересах всего народного хозяйства, даль­ нейшей консолидации социалистического содружества. Лишь в централизованном порядке, на основе глубокого изучения всех внутренних и внешних предпосылок, тен­ денций развития мирового научно-технического прогрес­ са представляется возможным разработать и проводить единую концепцию научно-технического развития на дли­ тельную перспективу, включающую как органическую часть и внешнеэкономический фактор.

Кроме того, расширение возможностей активного и непосредственного осуществления научно-технических связей с зарубежными странами, включая их материаль­ но-финансовый элемент, на отраслевом и хозяйственном уровнях предполагает соответствующую подготовку этих звеньев к квалифицированному выполнению таких срав­ нительно новых для них функций. Речь идет о знании конъюнктуры мирового рынка, условий совершения коммерческих и других операций на нем, хорошую ин­ формированность об экономических и научно-техниче­ ских возможностях и потребностях зарубежных партне­ ров, наконец, о подготовке для этих звеньев работников соответствующей квалификации, которые могли бы со знанием дела эффективно использовать новые возмож­ ности. Активное овладение этими знаниями и опытом широким кругом хозяйственных работников создало бы, в свою очередь, дополнительные возможности и для со­ вершенствования внутренней хозяйственной деятельности. Изучение условий и требований мирового рынка, непо­

112

средственное ознакомление с тенденциями его развития, постановкой службы информации, оказываемыми техни­ ческими и другими услугами послужили бы хорошей основой для совершенствования организации и управле­ ния производством, повышения его технического уровня, улучшения технико-экономических характеристик выпус­ каемой продукции.

Совершенствование механизма внешнеэкономической деятельности в отдельных странах СЭВ не может быть успешным без глубокого изучения их взаимного опыта, без последовательных коллективных усилий, направлен­ ных на синхронизацию этих процессов в интересах раз­ вития социалистической экономической интеграции. Само собой разумеется, что особенности развития каждой страны, ее опыт, традиции, степень интенсивности и мас­ штабы внешнеэкономической деятельности определяют и соответствующую модель ее организации. Вместе с тем едва ли возможно глубокое «вторжение» внешних свя­ зей в хозяйственную структуру и воспроизводственные процессы интегрирующихся стран, успешное преодоление имеющихся дезинтеграционных тенденций без создания для этого наряду с интернациональными инструментами однотипных по своей направленности внутренних эконо­ мических и организационно-правовых предпосылок в каждой из этих стран, обеспечивающих оперативную «стыковку» между ними на различных уровнях их хозяй­ ственных механизмов.


Глава IV

ФОРМИРОВАНИЕ

ИНСТИТУЦИОННОГО МЕХАНИЗМА НАУЧНОТЕХНИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ

Развитие интеграционных процессов в условиях раз­ личных социально-экономических систем предполагает формирование их институционной «надстройки», управля­ ющей этими процессами. Для современного капитализма характерно -наличие развитой сети различных по своей правовой природе, выполняемым задачам и функциям международных организаций, усиление их влияния на формирование и развитие международных торговых, про­ изводственных и научно-технических связей. В этом по­ лучила свое дальнейшее проявление характерная для империализма тенденция, вызвавшая, как отмечал В. И. Ленин, «развитие и учащение всяческих сношений между нациями», ломку «национальных перегородок, со­ здание интернационального единства капитала, экономи­ ческой жизни вообще, политики, науки и т. д.»1. Некото­ рые буржуазные теоретики склонны рассматривать ин­ ституционный механизм как сущность или главную черту экономической интеграции, с чем нельзя согласиться. Сущность интеграции раскрывается в характере .совре­ менного производства, а не в организационных формах его международного управления. Вместе с тем важная роль институционного механизма в развитии интеграци­ онных процессов очевидна.

Для социалистической интеграции, осуществляемой на плановых началах, особенно важно иметь стройную систему международных экономических организаций, содействующих планомерному и целенаправленному раз­ витию интеграционных процессов в соответствии с наци­ ональными и интернациональными интересами стран социализма, с объективной закономерностью интернацио­

114

нализации хозяйственной жизни, науки, техники и про­ изводства, международной концентрации их материаль­ ных и интеллектуальных ресурсов. Комплексная про­ грамма социалистической экономической интеграции предусматривает создание международных экономиче­ ских организаций двух типов: межгосударственные эко­ номические организации и международные хозяйствен­ ные организации (объединения). Основной функцией первых является координация действий стран-участниц по сотрудничеству в определенных областях экономики, науки и техники, в отдельных отраслях, подотраслях и по отдельным видам продукции. Вторые наряду с коор­ динацией деятельности по сотрудничеству осуществляют совместную хозяйственную деятельность в области науч­ но-исследовательских и проектно-конструкторских работ, производства, услуг и внешней торговли. Они могут так­ же охватывать все процессы воспроизводства в комплек­ се, то есть исследования, проектирование, производство и сбыт, или создаваться в более ограниченных отдельных сферах, например в сфере научно-исследовательских ра­ бот, в сфере торговли, услуг, производства определенной продукции, особенно дефицитной. Формами их могут быть международные хозяйственные объединения, инсти­ туты, центры, смешанные общества, торговые или проект­ но-конструкторские бюро и т. д.

Таким образом, координация или совместное прове­ дение научно-исследовательских и проектно-конструктор­ ских работ, обмен научно-техническими достижениями и документацией могут быть предметом деятельности меж­ дународных организаций того и другого типа.

По своим организационно-правовым основам между­ народные экономические организации социалистических стран могут функционировать в соответствии с условия­ ми межгосударственных соглашений об их учреждении и нормами международного права либо в рамках нацио­ нального законодательства страны местопребывания. Возможно также сочетание обоих этих начал. Межгосу­ дарственные организации как субъекты международного права могут проводить свою деятельность преимущест­ венно на основе ее финансирования странами-участница- ми. Теоретически можно себе представить международ­ ные хозяйственные объединения или совместные пред­ приятия, действующие в рамках особого «экстерритори­ ального» статуса. Однако оторванные от хозяйственных

115


и правовых отношений стран, где осуществляется их деятельность, они едва ли окажутся жизнеспособными.

В отношении международных организаций, осуществ­ ляющих сугубо научно-исследовательскую деятельность, этот вопрос решается несколько проще, особенно если предметом их деятельности являются преимущественно теоретические исследования, не требующие больших за­ трат энергии и материалов, широкого найма рабочей си­ лы. Здесь возможно также сочетание международного статуса с элементами хозяйственной деятельности, свя­ занной с закупкой материалов и оборудования, сбытом некоторой производимой продукции, проведением со­ вместных научно-исследовательских работ с националь­ ными институтами.

Специфика научно-исследовательской деятельности накладывает свои особенности на институционный меха­ низм научно-технической интеграции (входящая в него договорно-правовая структура интеграции была рассмот­ рена выше). При проведении исследований в силу осо­ бенностей современной научной деятельности, углубле­ ния ее интернационализации концентрация соответствую­ щих материальных и интеллектуальных ресурсов чаще, чем в производственной сфере, приводит к необходимо­ сти не только координировать работу родственных по профилю и задачам исследовательских организаций ряда стран, но и создавать единые научно-технические центры, объединяющие в одном месте крупные коллективы спе­ циалистов нескольких стран на базе специальной аппа­ ратуры, экспериментальной и полупромышленной уста­ новки или же для совместной творческой и проектно-кон­ структорской деятельности на началах внутренней ко­ операции. В зависимости от материальных и кадровых предпосылок и особенностей решаемой научно-исследо­ вательской задачи, прежде всего от того, требует ли она длительных совместных усилий или объединения их на строго ограниченный срок, такие центры могут обеспечи­ вать различную степень концентрации соответствующих ресурсов стран. С учетом этого в Комплексной програм­ ме наряду с характеристикой международных экономи­ ческих организаций дан специальный перечень междуна­ родных научно-технических организаций и центров, включая научно-производственные хозрасчетные объеди­ нения, а также вкратце определено их предназначение и характер деятельности. Это прежде всего координацион-

116

ный центр, учреждение которого непосредственно не вле­ чет за собой концентрации материальных и интеллекту­ альных сил сотрудничающих стран в одном месте. Дру­ гие формы в различной степени порождают такую кон­ центрацию. Это временные международные исследова­ тельские коллективы, совместные лаборатории и отделы, международные научно-исследовательские институты и проектно-конструкторские организации и, наконец, меж­ дународные хозрасчетные научно-производственные объединения, предметом деятельности которых является научно-исследовательская и производственно-сбытовая деятельность. Большинство из этих форм уже получило ту или иную апробацию в практике сотрудничества стран СЭВ.

Международные научно-технические организации и центры, весь институционный механизм интеграции при­ званы содействовать оптимальной концентрации на вре­ менной или постоянной основе материальных и интеллек­ туальных ресурсов и опыта братских стран, необходимой для наиболее эффективного решения общих проблем науки и техники, координации усилий и ресурсов этих стран с использованием при этом различных форм коопе­ рации и совместных исследований, взаимодействия их исследовательских, производственных и торговых орга­ низаций в целях планомерного развития сотрудничества в решении важнейших проблем научно-технического про­ гресса.

Создание международного координационного цент­ ра—-наиболее простой способ обеспечения единства дей­ ствий сотрудничающих стран и их исследовательских организаций при проведении исследований путем коор­ динации и кооперации. Координационный центр — это орган, который по договоренности между этими -страна­ ми выполняет функции координатора по разработке и осуществлению программы сотрудничества по определен­ ной проблеме науки и техники. Функции координацион­ ного центра обычно выполняет одна из сотрудничающих исследовательских организаций, имеющая необходимую научно-исследовательскую базу и большой опыт в раз­ работке данной проблемы. Руководство деятельностью координационного центра осуществляется советом упол­ номоченных, состоящим из представителей, назначаемых сотрудничающими странами. Совет уполномоченных обеспечивает регулирование основных вопросов, связан-

117


ных с выполнением соглашения и программы сотрудни­ чества. По комплексным проблемам он может сам непо­ средственно выступать в роли координатора сотрудниче­ ства, возлагая между своими заседаниями эти функции на одну из сотрудничающих организаций. В отдельных случаях координирующие функции могут выполняться международной организацией, располагающей необходи­ мыми для этого предпосылками.

Во всех случаях главная ответственность за успешное осуществление программы сотрудничества лежит на со­ вете уполномоченных, в котором каждая из стран-участ- ниц располагает одним голосом, а важнейшие (узловые) вопросы, от которых зависит выполнение программы, ре­ шаются по принципу единогласия. Непосредственно за осуществление возложенных на координационный центр задач отвечает директор научной организации, выполня­ ющей функции координационного центра, который пери­ одически отчитывается перед советом уполномоченных. Директор может создавать рабочий аппарат для выпол­ нения координационных функций, который содержится за счет страны местонахождения центра. Для содействия в реализации программы сотрудничества может созда­ ваться научный или научно-технический совет из компе­ тентных специалистов сотрудничающих стран и органи­ заций в качестве консультативного органа совета упол­ номоченных.

Основное назначение координационного центра — разработать совместно с сотрудничающими организация­ ми программу сотрудничества в проведении исследований и обеспечить ее эффективное выполнение путем органи­ зации прогностических работ, обмена информацией, вза­ имных консультаций, проведения научных совещаний, симпозиумов и т. л. Координационный центр оказывает содействие в разработке договоров, заключаемых между сотрудничающими организациями, в проведении иссле­ дований, готовит предложения о закупке и продаже ли­ цензий и «ноу-хау», о совместной подготовке научных кадров, об использовании результатов исследований.

В настоящее время в соответствии с заключенными соглашениями о научно-техническом сотрудничестве соз­ дано 36 координационных центров (из них П -—в СССР, по 5—в ГДР, ПНР и ЧССР, по 2—в НРБ и ВНР) по важ­ нейшим проблемам научно-технического прогресса, име­ ющим в большинстве случаев комплексный характер:

118

исследования в области биологической физики; разработ­ ка мер защиты металла от коррозии; разработка меро­ приятий по охране природы; изучение химических, физи­ ческих и -биологических -процессов в Мировом океане; комплексное использование древесного сырья; изыскание новых видов пестицидов; создание биомедицинских при­ боров и аппаратов; синтез новых пластических масс и синтетических смол; механизация, электрификация и ав­ томатизация производственных процессов в растениевод­ стве и животноводстве и многие другие.

Важнейшая задача координационных центров — ор­ ганизовать сотрудничество между исследовательскими организациями прежде всего путем заключения между ними соответствующих договоров. Однако выполнение этой функции связано с рассмотренными выше трудно­ стями. Поэтому преобладают пока отношения, основан­ ные на координации исследований, которые не требуют регулирования материальных и финансовых вопросов ме­ жду сотрудничающими институтами. Имеются затрудне­ ния и иного порядка, связанные с неодинаковыми полно­ мочиями представителей в совете уполномоченных, с ог­ раниченными правами директоров институтов, выполня­ ющих роль координаторов исследований, со сложностью координации и направления из одного центра проводи­ мых исследований, со слабыми связями с производством. Несмотря на еще недостаточный опыт, можно рассмат­ ривать координационные центры как определенный этап к более сложным формам сотрудничества, обеспечиваю­ щим большее организационно-правовое и хозяйственное единство в проведении исследований и использовании их результатов. Так, по фундаментальным исследованиям -по мере созревания предпосылок они могут стать базой для формирования международных институтов. По при­ кладным исследованиям, где деятельность координаци­ онных центров уже позволила наладить сотрудничество с привлечением к нему как исследовательских, так и про­ изводственно-сбытовых организаций ряда стран, они становятся -своеобразными международными отраслевы­ ми организациями с возможностями дальнейшего -пере­ растания их в международные научно-производственные объединения.

Объединение в одном месте для совместной работы ученых и специалистов нескольких стран приводит к фор­ мированию международного научно-исследовательского

119