Файл: Быков, А. Н. Научно-техническая интеграция социалистических стран.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.10.2024
Просмотров: 65
Скачиваний: 0
ских организаций от стоимости работ, выполненных в порядке сотрудничества. Для финансирования таких ме роприятий мог бы формироваться общегосударственный поощрительный фонд, создающийся за счет отчислений от материального эффекта, полученного в результате участия в научно-техническом сотрудничестве и внедре ния его результатов.
Чтобы усилить материальную заинтересованность научно-исследовательских и производственно-технических организаций в результатах научно-технического сотруд ничества, необходимо также их последовательное вклю чение в систему международного хозяйственного расче та, который все шире применяется в этом сотрудничестве. Для этого такие организации должны прежде всего ак тивно участвовать в решении не только научно-техниче ских, но и материально-финансовых вопросов сотрудни чества, ощущать его результаты (положительные и отри цательные) на общих итогах своей хозяйственной дея тельности. Решение этих сложных вопросов в полном объеме зависит от многих обстоятельств и предпосылок, выходящих за рамки отношений по научно-техническому сотрудничеству. Вместе с тем некоторые полезные меро приятия могут быть осуществлены непосредственно в этой сфере внешнеэкономической деятельности. Так, име ются предпосылки для того, чтобы наиболее крупные и активно участвующие в научно-техническом сотрудниче стве исследовательские и проектно-конструкторские орга низации непосредственно или совместно с В/О «Внештехника» подписывали договоры с партнерами из социа листических стран, согласовывая этот вопрос с Комите том по науке и технике. Это касается и создаваемых производственных и промышленных, а также научно-про изводственных и производственно-технических объедине ний, которые становятся основными хозрасчетными звень ями общественного производства.
Постановление Центрального Комитета КПСС и Со вета Министров СССР от 2 марта 1973 г. «О некоторых мероприятиях по дальнейшему совершенствованию уп равления промышленностью» создает для этого благо приятные возможности. Так, утвержденное общее поло жение о всесоюзном и республиканском промышленных объединениях предоставляет широкие полномочия этим объединениям в сфере внешнеэкономической деятельно сти. В области научно-технического сотрудничества уп
110
равление всесоюзного промышленного объединения с разрешения соответствующего министерства СССР и по согласованию с Государственным комитетом Совета Министров СССР по науке и технике осуществляет на учно-технические связи с организациями зарубежных стран и заключает с ними соглашения о проведении на учно-исследовательских и проектно-конструкторских ра бот, об использовании результатов научных исследований
итехнических разработок, обмене технической докумен тацией и опытом. Оно обеспечивает выполнение приня тых на себя обязательств по заключенным соглашениям
инесет имущественную ответственность за их ненадле жащее исполнение. В его функции входит также подго товка и представление предложений о продаже и покупке лицензий. Создаваемые крупные хозрасчетные объедине ния, которые включают как производственно-сбытовые,
так и научно-исследовательские подразделения, смогут в дальнейшем активно и с полной ответственностью вы ступать в научно-технической кооперации с зарубежными странами в качестве субъектов договорных отношений гражданско-правового характера. Они, представляется нам, являются также подходящими партнерами для уча стия в договорах о комплексных формах сотрудничества, способными обеспечить их реализацию на хозяйственном уровне.
Укрепление непосредственных связей в научно-техни ческом сотрудничестве на хозяйственном уровне, устра нение излишних промежуточных звеньев позволили бы не только повысить ответственность -непосредственных ис полнителей за принимаемые обязательства по сотрудни честву, но и значительно упростить связанные с этим согласования, лучше учитывать позиции и возможности партнеров, более гибко реагировать на изменяющиеся условия его проведения. Все это существенно повысило бы мобильность наших исследовательских и производ ственных организаций в отношении активного участия в научно-технической интеграции, их возможности исполь зовать наиболее эффективные формы и методы ее осу ществления.
Наряду с этим следовало бы постепенно расширять инициативу ведущих отраслевых министерств в отноше нии развития научно-технического и связанного с ним производственного сотрудничества. В этих целях пред ставлялось бы целесообразным повысить роль их хозрас
111
четных звеньев, ведующих вопросами внешнеэкономиче ской деятельности. Им, в частности, со временем могло бы быть поручено непосредственное осуществление опе раций, связанных с оказанием зарубежным странам на коммерческих условиях различных технических услуг типа «инджиниринг», опираясь на научно-технические и производственные возможности отрасли. Расширение инициативы в области научно-технических связей непо средственно на отраслевом и хозяйственном уровнях оправдывается всей логикой современного экономиче ского развития, курсом на интенсификацию обществен ного производства, осуществляемым в условиях социа листической экономической интеграции. Вместе с тем оно предполагает последовательное укрепление централизо ванного планового руководства этими связями, без чего невозможно обеспечить их успешное целенаправленное развитие в интересах всего народного хозяйства, даль нейшей консолидации социалистического содружества. Лишь в централизованном порядке, на основе глубокого изучения всех внутренних и внешних предпосылок, тен денций развития мирового научно-технического прогрес са представляется возможным разработать и проводить единую концепцию научно-технического развития на дли тельную перспективу, включающую как органическую часть и внешнеэкономический фактор.
Кроме того, расширение возможностей активного и непосредственного осуществления научно-технических связей с зарубежными странами, включая их материаль но-финансовый элемент, на отраслевом и хозяйственном уровнях предполагает соответствующую подготовку этих звеньев к квалифицированному выполнению таких срав нительно новых для них функций. Речь идет о знании конъюнктуры мирового рынка, условий совершения коммерческих и других операций на нем, хорошую ин формированность об экономических и научно-техниче ских возможностях и потребностях зарубежных партне ров, наконец, о подготовке для этих звеньев работников соответствующей квалификации, которые могли бы со знанием дела эффективно использовать новые возмож ности. Активное овладение этими знаниями и опытом широким кругом хозяйственных работников создало бы, в свою очередь, дополнительные возможности и для со вершенствования внутренней хозяйственной деятельности. Изучение условий и требований мирового рынка, непо
112
средственное ознакомление с тенденциями его развития, постановкой службы информации, оказываемыми техни ческими и другими услугами послужили бы хорошей основой для совершенствования организации и управле ния производством, повышения его технического уровня, улучшения технико-экономических характеристик выпус каемой продукции.
Совершенствование механизма внешнеэкономической деятельности в отдельных странах СЭВ не может быть успешным без глубокого изучения их взаимного опыта, без последовательных коллективных усилий, направлен ных на синхронизацию этих процессов в интересах раз вития социалистической экономической интеграции. Само собой разумеется, что особенности развития каждой страны, ее опыт, традиции, степень интенсивности и мас штабы внешнеэкономической деятельности определяют и соответствующую модель ее организации. Вместе с тем едва ли возможно глубокое «вторжение» внешних свя зей в хозяйственную структуру и воспроизводственные процессы интегрирующихся стран, успешное преодоление имеющихся дезинтеграционных тенденций без создания для этого наряду с интернациональными инструментами однотипных по своей направленности внутренних эконо мических и организационно-правовых предпосылок в каждой из этих стран, обеспечивающих оперативную «стыковку» между ними на различных уровнях их хозяй ственных механизмов.
Глава IV
ФОРМИРОВАНИЕ
ИНСТИТУЦИОННОГО МЕХАНИЗМА НАУЧНОТЕХНИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ
Развитие интеграционных процессов в условиях раз личных социально-экономических систем предполагает формирование их институционной «надстройки», управля ющей этими процессами. Для современного капитализма характерно -наличие развитой сети различных по своей правовой природе, выполняемым задачам и функциям международных организаций, усиление их влияния на формирование и развитие международных торговых, про изводственных и научно-технических связей. В этом по лучила свое дальнейшее проявление характерная для империализма тенденция, вызвавшая, как отмечал В. И. Ленин, «развитие и учащение всяческих сношений между нациями», ломку «национальных перегородок, со здание интернационального единства капитала, экономи ческой жизни вообще, политики, науки и т. д.»1. Некото рые буржуазные теоретики склонны рассматривать ин ституционный механизм как сущность или главную черту экономической интеграции, с чем нельзя согласиться. Сущность интеграции раскрывается в характере .совре менного производства, а не в организационных формах его международного управления. Вместе с тем важная роль институционного механизма в развитии интеграци онных процессов очевидна.
Для социалистической интеграции, осуществляемой на плановых началах, особенно важно иметь стройную систему международных экономических организаций, содействующих планомерному и целенаправленному раз витию интеграционных процессов в соответствии с наци ональными и интернациональными интересами стран социализма, с объективной закономерностью интернацио
114
нализации хозяйственной жизни, науки, техники и про изводства, международной концентрации их материаль ных и интеллектуальных ресурсов. Комплексная про грамма социалистической экономической интеграции предусматривает создание международных экономиче ских организаций двух типов: межгосударственные эко номические организации и международные хозяйствен ные организации (объединения). Основной функцией первых является координация действий стран-участниц по сотрудничеству в определенных областях экономики, науки и техники, в отдельных отраслях, подотраслях и по отдельным видам продукции. Вторые наряду с коор динацией деятельности по сотрудничеству осуществляют совместную хозяйственную деятельность в области науч но-исследовательских и проектно-конструкторских работ, производства, услуг и внешней торговли. Они могут так же охватывать все процессы воспроизводства в комплек се, то есть исследования, проектирование, производство и сбыт, или создаваться в более ограниченных отдельных сферах, например в сфере научно-исследовательских ра бот, в сфере торговли, услуг, производства определенной продукции, особенно дефицитной. Формами их могут быть международные хозяйственные объединения, инсти туты, центры, смешанные общества, торговые или проект но-конструкторские бюро и т. д.
Таким образом, координация или совместное прове дение научно-исследовательских и проектно-конструктор ских работ, обмен научно-техническими достижениями и документацией могут быть предметом деятельности меж дународных организаций того и другого типа.
По своим организационно-правовым основам между народные экономические организации социалистических стран могут функционировать в соответствии с условия ми межгосударственных соглашений об их учреждении и нормами международного права либо в рамках нацио нального законодательства страны местопребывания. Возможно также сочетание обоих этих начал. Межгосу дарственные организации как субъекты международного права могут проводить свою деятельность преимущест венно на основе ее финансирования странами-участница- ми. Теоретически можно себе представить международ ные хозяйственные объединения или совместные пред приятия, действующие в рамках особого «экстерритори ального» статуса. Однако оторванные от хозяйственных
115
и правовых отношений стран, где осуществляется их деятельность, они едва ли окажутся жизнеспособными.
В отношении международных организаций, осуществ ляющих сугубо научно-исследовательскую деятельность, этот вопрос решается несколько проще, особенно если предметом их деятельности являются преимущественно теоретические исследования, не требующие больших за трат энергии и материалов, широкого найма рабочей си лы. Здесь возможно также сочетание международного статуса с элементами хозяйственной деятельности, свя занной с закупкой материалов и оборудования, сбытом некоторой производимой продукции, проведением со вместных научно-исследовательских работ с националь ными институтами.
Специфика научно-исследовательской деятельности накладывает свои особенности на институционный меха низм научно-технической интеграции (входящая в него договорно-правовая структура интеграции была рассмот рена выше). При проведении исследований в силу осо бенностей современной научной деятельности, углубле ния ее интернационализации концентрация соответствую щих материальных и интеллектуальных ресурсов чаще, чем в производственной сфере, приводит к необходимо сти не только координировать работу родственных по профилю и задачам исследовательских организаций ряда стран, но и создавать единые научно-технические центры, объединяющие в одном месте крупные коллективы спе циалистов нескольких стран на базе специальной аппа ратуры, экспериментальной и полупромышленной уста новки или же для совместной творческой и проектно-кон структорской деятельности на началах внутренней ко операции. В зависимости от материальных и кадровых предпосылок и особенностей решаемой научно-исследо вательской задачи, прежде всего от того, требует ли она длительных совместных усилий или объединения их на строго ограниченный срок, такие центры могут обеспечи вать различную степень концентрации соответствующих ресурсов стран. С учетом этого в Комплексной програм ме наряду с характеристикой международных экономи ческих организаций дан специальный перечень междуна родных научно-технических организаций и центров, включая научно-производственные хозрасчетные объеди нения, а также вкратце определено их предназначение и характер деятельности. Это прежде всего координацион-
116
ный центр, учреждение которого непосредственно не вле чет за собой концентрации материальных и интеллекту альных сил сотрудничающих стран в одном месте. Дру гие формы в различной степени порождают такую кон центрацию. Это временные международные исследова тельские коллективы, совместные лаборатории и отделы, международные научно-исследовательские институты и проектно-конструкторские организации и, наконец, меж дународные хозрасчетные научно-производственные объединения, предметом деятельности которых является научно-исследовательская и производственно-сбытовая деятельность. Большинство из этих форм уже получило ту или иную апробацию в практике сотрудничества стран СЭВ.
Международные научно-технические организации и центры, весь институционный механизм интеграции при званы содействовать оптимальной концентрации на вре менной или постоянной основе материальных и интеллек туальных ресурсов и опыта братских стран, необходимой для наиболее эффективного решения общих проблем науки и техники, координации усилий и ресурсов этих стран с использованием при этом различных форм коопе рации и совместных исследований, взаимодействия их исследовательских, производственных и торговых орга низаций в целях планомерного развития сотрудничества в решении важнейших проблем научно-технического про гресса.
Создание международного координационного цент ра—-наиболее простой способ обеспечения единства дей ствий сотрудничающих стран и их исследовательских организаций при проведении исследований путем коор динации и кооперации. Координационный центр — это орган, который по договоренности между этими -страна ми выполняет функции координатора по разработке и осуществлению программы сотрудничества по определен ной проблеме науки и техники. Функции координацион ного центра обычно выполняет одна из сотрудничающих исследовательских организаций, имеющая необходимую научно-исследовательскую базу и большой опыт в раз работке данной проблемы. Руководство деятельностью координационного центра осуществляется советом упол номоченных, состоящим из представителей, назначаемых сотрудничающими странами. Совет уполномоченных обеспечивает регулирование основных вопросов, связан-
117
ных с выполнением соглашения и программы сотрудни чества. По комплексным проблемам он может сам непо средственно выступать в роли координатора сотрудниче ства, возлагая между своими заседаниями эти функции на одну из сотрудничающих организаций. В отдельных случаях координирующие функции могут выполняться международной организацией, располагающей необходи мыми для этого предпосылками.
Во всех случаях главная ответственность за успешное осуществление программы сотрудничества лежит на со вете уполномоченных, в котором каждая из стран-участ- ниц располагает одним голосом, а важнейшие (узловые) вопросы, от которых зависит выполнение программы, ре шаются по принципу единогласия. Непосредственно за осуществление возложенных на координационный центр задач отвечает директор научной организации, выполня ющей функции координационного центра, который пери одически отчитывается перед советом уполномоченных. Директор может создавать рабочий аппарат для выпол нения координационных функций, который содержится за счет страны местонахождения центра. Для содействия в реализации программы сотрудничества может созда ваться научный или научно-технический совет из компе тентных специалистов сотрудничающих стран и органи заций в качестве консультативного органа совета упол номоченных.
Основное назначение координационного центра — разработать совместно с сотрудничающими организация ми программу сотрудничества в проведении исследований и обеспечить ее эффективное выполнение путем органи зации прогностических работ, обмена информацией, вза имных консультаций, проведения научных совещаний, симпозиумов и т. л. Координационный центр оказывает содействие в разработке договоров, заключаемых между сотрудничающими организациями, в проведении иссле дований, готовит предложения о закупке и продаже ли цензий и «ноу-хау», о совместной подготовке научных кадров, об использовании результатов исследований.
В настоящее время в соответствии с заключенными соглашениями о научно-техническом сотрудничестве соз дано 36 координационных центров (из них П -—в СССР, по 5—в ГДР, ПНР и ЧССР, по 2—в НРБ и ВНР) по важ нейшим проблемам научно-технического прогресса, име ющим в большинстве случаев комплексный характер:
118
исследования в области биологической физики; разработ ка мер защиты металла от коррозии; разработка меро приятий по охране природы; изучение химических, физи ческих и -биологических -процессов в Мировом океане; комплексное использование древесного сырья; изыскание новых видов пестицидов; создание биомедицинских при боров и аппаратов; синтез новых пластических масс и синтетических смол; механизация, электрификация и ав томатизация производственных процессов в растениевод стве и животноводстве и многие другие.
Важнейшая задача координационных центров — ор ганизовать сотрудничество между исследовательскими организациями прежде всего путем заключения между ними соответствующих договоров. Однако выполнение этой функции связано с рассмотренными выше трудно стями. Поэтому преобладают пока отношения, основан ные на координации исследований, которые не требуют регулирования материальных и финансовых вопросов ме жду сотрудничающими институтами. Имеются затрудне ния и иного порядка, связанные с неодинаковыми полно мочиями представителей в совете уполномоченных, с ог раниченными правами директоров институтов, выполня ющих роль координаторов исследований, со сложностью координации и направления из одного центра проводи мых исследований, со слабыми связями с производством. Несмотря на еще недостаточный опыт, можно рассмат ривать координационные центры как определенный этап к более сложным формам сотрудничества, обеспечиваю щим большее организационно-правовое и хозяйственное единство в проведении исследований и использовании их результатов. Так, по фундаментальным исследованиям -по мере созревания предпосылок они могут стать базой для формирования международных институтов. По при кладным исследованиям, где деятельность координаци онных центров уже позволила наладить сотрудничество с привлечением к нему как исследовательских, так и про изводственно-сбытовых организаций ряда стран, они становятся -своеобразными международными отраслевы ми организациями с возможностями дальнейшего -пере растания их в международные научно-производственные объединения.
Объединение в одном месте для совместной работы ученых и специалистов нескольких стран приводит к фор мированию международного научно-исследовательского
119