Файл: Быков, А. Н. Научно-техническая интеграция социалистических стран.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.10.2024
Просмотров: 63
Скачиваний: 0
эффективностью в будущем. Видимо, не сразу сложатся все необходимые предпосылки для создания широкой сети подобных объединений. Вместе с тем их последова тельное создание в наиболее перспективных наукоемких отраслях, непосредственно связанных с научно-техниче ской революцией, могло бы существенным образом содей ствовать обновлению и совершенствованию технической базы, ускорению темпов научно-технического прогресса, интенсификации всего общественного производства в странах СЭВ.
Таким образом, планомерное формирование на соци алистических принципах мощных международных науч но-технических и научно-производственных комплексов в наиболее перспективных направлениях научно-техниче ского прогресса все больше выдвигается на передний план как важнейшее средство овладения странами соци ализма достижениями научно-технической революции на путях социалистической экономической интеграции.
Научно-техническое сотрудничество составляет важ нейший элемент деятельности многих других междуна родных экономических организаций, как существующих, так и тех, которые будут созданы в соответствии с Комп лексной программой. Так, например, Организация со трудничества подшипниковой промышленности (ОСПП) наряду с разработкой предложений по специализации производства подшипников качения, согласованием усло вий их взаимных поставок осуществляет координацию научно-исследовательских и опытно-конструкторских ра бот, связанных с производством и эксплуатацией под шипников качения, разработку типовых технологических процессов, унифицированных узлов и внутренних конст рукций подшипников качения, организует обмен техни ческой документацией, научно-техническим опытом и достижениями в этой области.
Координация научно-исследовательских работ и кон структорских разработок составляет важное звено дея тельности межправительственной комиссии социалисти ческих стран по вычислительной технике, в рамках ко торой на основе кооперации осуществлена разработка ЭВМ третьего поколения, составляющих единую систе му (ЕС ЭВМ), и ведется подготовка их использования в автоматизированных системах управления. В той или иной степени координацией научно-исследовательских работ, организацией обмена техническим опытом и ин
135
формацией занимаются другие отраслевые международ ные организации, а также международные организации в области транспорта и связи.
Международные экономические организации, созда ваемые для управления специализацией и кооперирова нием производства, особенно в перерабатывающих от раслях, важным элементом своей деятельности будут иметь организацию научно-технического сотрудничества, призванного обеспечить высокие технические и экономи ческие показатели выпускаемой продукции, разработку новой техники и технологии, своевременное обновление и совершенствование производимой продукции. Важное место научно-исследовательская и проектно-конструктор ская деятельность займет и в международных хозяйст венных объединениях, действующих на хозрасчетной ос нове. В ряде случаев, особенно в объединениях в обра батывающих отраслях, будут создаваться свои исследовательские и проектно-конструкторские подраз деления, обслуживающие нужды производственного со трудничества. В таких случаях они по сути будут являть ся международными производственно-техническими объ единениями. Их отличие от рассмотренных выше между народных научно-производственных объединений будет заключаться в основном в том, что в первых главная роль отводится производственной деятельности, а во вторых решающее значение имеет исследовательское звено, а производственные подразделения служат прежде всего для экспериментального опробования и промышленного освоения результатов научно-исследовательской деятель ности.
Успех деятельности существующих и будущих меж дународных научно-технических организаций и центров, призванных расширить и углубить интеграционные про цессы в области науки и техники, зависит прежде всего от их эффективности. Вся научно-исследовательская Дея тельность в странах СЭВ осуществляется на основе на циональных планов. Плановый характер имеет и деятель ность международных научно-технических организаций. Тесная «стыковка» и синхронизация этих двух направле ний плановой деятельности служат залогом того, что работа международных организаций будет подкреплять ся соответствующими мероприятиями в странах-участни- цах. Далее, также необходимо, чтобы плановые по зиции были подкреплены системой договорных хозрас
136
четных отношений, связывающих международную орга низацию с заказчиками и потребителями их научной и иной продукции, с многочисленными кооперантами. При этом чем меньшей «экстерриториальностью» будет поль зоваться такая организация, особенно осуществляющая свою деятельность на хозрасчетных началах, тем легче и естественнее будут развиваться ее плановые и договор ные взаимосвязи со страной местонахождения и другими сотрудничающими странами. Для этого нужна и опреде ленная степень свободы маневра у руководящих органов международной организации, минимум скованности их деятельности процедурными формальностями. Особенно это важно для тех органов, которые непосредственно на правляют научную и хозяйственную деятельность меж дународной организации. Это отнюдь не снижает степе ни воздействия па нее ответственных представителей стран-участниц, не уменьшает подконтрольности между народной организации этим странам. Вопрос стоит о сво боде хозяйственного маневра в рамках строго очерчен ных полномочий и целей, определенных уставными доку ментами и решениями представительных органов.
Для того чтобы деятельность международной орга низации была эффективной, результаты ее должны пред ставлять реальный интерес для всех сотрудничающих стран. Международные научно-технические организации и центры желательно по возможности создавать в уже сложившихся научных центрах на базе сформировавших ся научных организаций с тем, чтобы подготовительный этап не затянулся и международная организация могла пользоваться уже накопленными опытом и информаци ей, иметь возможность получать необходимые консуль тации и квалифицированную помощь.
В условиях научно-технической интеграции возрастает роль Совета Экономической Взаимопомощи и его орга нов в содействии развитию интеграционных процессов, в создании для этого наиболее благоприятных организа ционно-правовых и экономических предпосылок. Наря ду с отраслевыми постоянными комиссиями, организую щими планомерное развитие научно-технического сотруд ничества в соответствующих отраслях в тесной увязке с задачами производственного сотрудничества, большое значение имеет деятельность Комитета СЭВ по научнотехническому сотрудничеству. В его задачи входит рас смотрение сводного плана многостороннего научно-тех
137
нического сотрудничества, координация этого сотрудни чества по важнейшим проблемам, осуществляемого в других органах СЭВ, устранение в нем неоправданного параллелизма и дублирования. Комитет осуществляет разработку методических, экономических и организаци онно-правовых основ научно-технического сотрудниче ства, обобщает его практику, разрабатывает необходи мые рекомендации и проекты международных соглаше ний и другие документы. Он оказывает содействие раз витию новых прогрессивных форм сотрудничества, раз работке и заключению многосторонних соглашений. Организуя соответствующие консультации, Комитет призван стать центром формирования согласованной на учно-технической политики; организатором необходимых для этого прогностических и экономических исследова ний. На нем лежит организация сотрудничества в реше нии комплексных межотраслевых проблем научно-техни ческого прогресса, которые приобретают в современных условиях особое значение. Наконец, от деятельности Комитета во многом зависит обеспечение необходимой увязки и «стыков» между научно-техническим и произ водственным сотрудничеством, особенно в ходе коорди нации народнохозяйственных планов на пятилетия и дли тельную перспективу и совместного планирования раз работки наиболее важных научно-технических проблем.
Органами Комитета СЭВ по научно-техническому со трудничеству являются постоянные рабочие группы по подготовке и повышению квалификации научных кадров, по научным приборам, а также Совет по вопросам охра ны и улучшения окружающей среды.
Важное место в системе управления интеграционны ми процессами в области науки и техники занимают органы двустороннего экономического и научно-техниче ского сотрудничества, прежде всего двусторонние меж правительственные комиссии и их подкомиссии по на учно-техническому сотрудничеству. Развитие непосред ственных связей между министерствами и ведомствами превращает их в главное звено в системе двусторонних научно-технических связей, в основных организаторов таких связей на отраслевом уровне, в проводников комп лексных форм сотрудничества.
Усложнение механизма управления интеграционными процессами, вовлечение в их русло множества нацио нальных и международных органов и организаций уве
138
личивает значение тщательной его отлаженное™, стро гой' иерархии отдельных звеньев, четкого взаимодейст вия между ними. В новых условиях стала острее ощу щаться необходимость устранения излишних промежу точных или надстроечных звеньев, установления строго очерченной компетенции каждого подразделения, совер шенствования взаимодействия органов СЭВ как по вер тикали, так и особенно по горизонтали с учетом комп лексного многоотраслевого характера большинства проб лем научно-технического прогресса, решаемых странами СЭВ, укрепления связей между органами двустороннего и многостороннего научно-технического сотрудничества, лучшей координации его по всем направлениям.
В этой связи особое значение приобретает взаимодей ствие комитетов СЭВ по сотрудничеству в области пла новой деятельности и по научно-техническому сотрудни честву, несущих главную ответственность за разработку и реализацию крупных комплексных мероприятий в об ласти научно-технического прогресса, за органическую взаимосвязь научно-технического и производственно-тор гового сотрудничества в ходе совместной плановой дея тельности и прежде всего координации народнохозяйст венных планов. Важное значение имеют также эффектив ная координация Комитетом по научно-техническому со трудничеству его развития как на отраслевом, так и на межотраслевом уровнях, создание для этого соответству ющих организационных и иных предпосылок в каждой из стран и на международном уровне.
Глава V
РАЗВИТИЕ ФОРМ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ
Эволюция форы научно-технического сотрудничества социалистических стран имела место на протяжении все го его развития. Главным направлением была и остается все большая интенсификация сотрудничества, усиление в нем планового начала, диверсификация форм с учетом усложнения стоящих перед ним задач по мере разверты вания научно-технической революции и укрепления хо зяйственных взаимосвязей между братскими странами.
Характеризуя эту эволюцию, К. Ф . Катушев указы вает, что «ведущей тенденцией в научном сотрудничест ве, имеющей, очевидно, большую будущность, является то, что центр тяжести все более перемещается из сферы обмена документацией и знаниями в область объедине ния усилий для совместного решения важнейших научнотехнических проблем» Г
В настоящее время на первом этапе интеграции стран СЭВ формы их научно-технического сотрудничества мо гут быть разделены на три основные группы (направле ния): 1) сотрудничество в проведении исследований; 2) научно-технический обмен; 3) сотрудничество в обла сти научно-технической инфраструктуры. К первой груп пе относятся координация научных и технических иссле дований, представляющих взаимный интерес, кооперация в проведении научных и технических исследований, со вместное проведение научных и технических исследова ний в международных научно-технических организациях, выполнение исследований по заказам. Ко второй группе могут быть отнесены обмен научными, техническими и производственными достижениями (на безвозмездной и
140
платной основах), торговля лицензиями, обмен делега циями и отдельными специалистами в целях передачи или заимствования научного, технического или произ водственного опыта. К третьей группе—сотрудничество в области подготовки научных кадров, научно-технической информации, изобретательства и патентного дела,, стан дартизации, обеспечения исследовательских работ при борами и материалами (образцами и реагентами). При этом возможно различное сочетание и переплетение та ких форм, комплексное их применение в сочетании с раз личными формами производственного и торгового сотруд ничества.
Что касается различных форм совместной плановой деятельности в области науки и техники, включая коор динацию планов научно-исследовательских работ и свя занные с этим консультации, непосредственные связи министерств и ведомств, то они являются методами осу ществления научно-технической интеграции в условиях социализма, а не формами сотрудничества. Мы не счи таем также самостоятельной формой научно-техническо го сотрудничества экономическое и техническое содейст вие в сооружении и эксплуатации хозяйственных объек тов, поскольку в целом это — форма экономического со трудничества, включающая элементы и научно-техниче ского сотрудничества. Это подтверждает условность и подвижность самих границ научно-технического сотруд ничества социалистических стран и, соответственно, ин теграции в данной области, тесную их связь и взаимо действие с другими областями и направлениями их хо зяйственной интеграции.
1. Сотрудничество в проведении исследований
Среди различных форм и направлений научно-техни ческого сотрудничества наиболее важное значение имеет сотрудничество в проведении исследований. Именно здесь прежде всего осуществляется то планомерно развивае мое взаимодействие социалистических стран в решении общих для них проблем науки и техники, которое состав ляет основное содержание научно-технической интегра ции. Объектом научно-технического обмена являются обычно готовые результаты, предназначаемые прежде всего для использования их в национальном хозяйстве и
141
лишь затем по возможности на внешнем рынке. Сотруд ничество же в проведении исследований предполагает с самого начала использование его результатов несколь кими странами, с которыми согласовываются предпосыл ки, цель, основные этапы и сроки проведения исследо ваний, порядок их взаимоотношений в ходе исследова тельских работ, возможные объекты, условия и направ ления использования их результатов. Таким образом, расширяются границы сотрудничества, которое глубоко вторгается в сферу исследовательской деятельности, охватывая различные ее стадии, начиная с составления прогнозных оценок вплоть до реализации полученных результатов. Наконец, здесь имеет место расчленение ис следовательского процесса на отдельные этапы и звенья, распределение которых между исследовательскими орга низациями различных стран позволяет активно исполь зовать преимущества международного разделения труда
икооперации в сфере научной деятельности. При этом характер и глубина разделения труда, степень концент рации материальных и интеллектуальных ресурсов со трудничающих стран могут быть неодинаковыми, что обусловливает различные организационные формы со трудничества в проведении исследований. В этой связи в Комплексной программе и разработанных на ее основе организационно-методических документах различаются три формы сотрудничества: координация научных и тех нических исследований, кооперация в проведении иссле дований и совместное их проведение.
Проведение научных исследований путем координа ции является в настоящее время наиболее распростра ненной формой многостороннего и двустороннего научнотехнического сотрудничества, создающей возможности планомерного его развития с использованием разделения труда между странами. Предпосылкой ее применения является включение в соответствующие планы многосто роннего и двустороннего сотрудничества определенной проблемы или темы с указанием участников разработки
исроков проведения исследований. Это служит основой для установления непосредственных связей между со трудничающими исследовательскими организациями, из которых по предложению стран-участниц выделяется го ловная организация, которая призвана совместно с со исполнителями составить рабочие планы исследований по темам и организовать их реализацию.
142