Файл: Быков, А. Н. Научно-техническая интеграция социалистических стран.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.10.2024

Просмотров: 57

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом на путях интеграции страны СЭВ имеют реальную возможность быстрее и успешнее прове­ сти научно-техническую революцию, решить связанные с ней социальные проблемы. Эффективное использование при этом преимуществ социализма одновременно как на национальном, так и на международном уровнях, в мас­ штабах всего социалистического содружества, представ­ ляет объективную закономерность развития мирового социализма, важную предпосылку успешного решения задачи соединения достижений этой революции с преиму­ ществами социалистической системы хозяйства.

2. Координация научно-технической политики и формирование интегрированного научно-технического потенциала

Возрастание роли науки и технического прогресса в экономике и политике, быстрое увеличение расходов на ■исследования, вовлечение в эту сферу деятельности огромного числа высококвалифицированных специалис­ тов сделали объективно необходимой разработку нацио­ нальной научной и технической политики как важнейшей составной части общей стратегии социально-экономиче­ ского развития, предпосылки и исходной базы народно­ хозяйственного планирования на пятилетия и длительную перспективу. Особенно возрастает роль долгосрочной концепции .научно-технического развития в развитом социалистическом обществе, формирование и развитие которого протекает в условиях научно-технической рево­ люции, возможности и потребности которой требуют по­ следовательного учета при выработке социально-эконо­ мической политики и составлении соответствующих пла­ нов. «Планы по новой технике, — отмечал в своем докладе XXIV съезду КПСС А. Н. Косыгин, — должны стать органической составной частью всего народнохо­ зяйственного плана, но вместе с тем и сам народнохозяйствённын план во всех разделах должен базироваться на научно-техническом прогрессе» 16.

Идея планирования не только хозяйственного разви­ тия, но также науки, техники, освоения природных ресур­ сов была выдвинута В. И. Лениным в первые годы Совет­ ской власти, когда он призвал сочетать научно-техниче­ ские работы с задачами экономического преобразования страны17. Эта идея получила реализацию сначала в

40

СССР, где планирование науки и техники стало важным элементом общегосударственного планирования и служит эффективным средством научно-технического 'прогресса, совершенствования и развития на его основе всех отрас­ лей материального производства.

В 50-е годы начинает формироваться научная поли­ тика в других социалистических странах, складывается их национальная система общегосударственного плани­ рования и управления научно-техническими исследова­ ниями. В. Г. Шорин и В. В. Косолапов считают харак­ терными для системы управления научными и техниче­ скими исследованиями в социалистических странах следующие особенности:

— руководство научно-исследовательской деятель­ ностью, ее координация, планирование и финансирование в общегосударственном масштабе осуществляются еди­ ным специализированным органом;

координация фундаментальных исследований про­ водится академиями наук соответствующих стран;

прикладными исследованиями руководят, их коор- • динируют и в известной степени финансируют министер­ ства соответствующих стран; ‘

руководство научно-исследовательской работой в высших учебных заведениях осуществляется соответст­ вующими государственными органами образования 18.

За последние годы система управления наукой и тех­ никой в- ряде стран СЭВ претерпела существенные изме­

нения. Тем не менее ее социально-экономическая одно­ типность, а также общность целей научно-технического развития служат благоприятной предпосылкой для выра­ ботки ими единой стратегии в этой области, обеспечива­ ющей последовательную гармонизацию их национальных усилий.

Идея выработки национальной научной политики бы­ ла подхвачена в послевоенные годы и в капиталистиче­ ских странах, которые стали уделять большое внимание государственному регулированию в этой области, стано­ вящемуся новой функцией буржуазного государства. Однако в силу господствующих в них частнособственни­ ческих отношений и отсутствия централизованного пла­ нирования экономического и научно-технического разви­ тия дело ограничилось распределением государственных ассигнований на науку и контролем над их использова­ нием, составлением вероятностных прогнозов научно­

41


технического развития, планированием отдельных комп­ лексных программ, а также разработкой мер по стиму­ лированию технического прогресса в частном секторе. Социалистические страны имеют несравненные преиму­ щества перед капиталистическими странами в отношении реальных возможностей планомерного развития и исполь­ зования их материальных и интеллектуальных ресурсов в общенациональных масштабах.

При всех принципиальных различиях в характере осуществления и социально-экономической сущности на­ циональной научной политики при социализме и капита­ лизме некоторые сходные тенденции в этой области по­ зволяют выделить на современном этапе примерно сле­ дующие ее характерные типы:

крупнейшие державы — СССР и США—-имеют возможность равномерно развивать весь фронт научного знания, уделяя большое внимание как фундаментальным, так и прикладным исследованиям;

страны средние и небольшие, обладающие прочны­ ми традициями и опытом в области научного творчества, отдают предпочтение фундаментальным исследованиям, широко импортируя результаты прикладных исследова­ ний и разработок;

небольшие и малые страны, менее развитые в на­ учном отношении, испытывающие дефицит в квалифици­ рованных кадрах, делают упор на развитие прикладных исследований и разработок, заимствуя за рубежом ре­ зультаты фундаментальных наук19.

Несмотря на очевидную условность этой схемы, она тем не менее может служить определенным ориентиром при характеристике научной политики отдельных стран, в том числе социалистических. Так, например, в ряде не­ больших -стран СЭВ за последние годы в целях сокра­ щения общего фронта исследовательских работ и интен­ сификации научно-технического развития получил при­ менение селективный метод проведения исследований. При этом делается упор главным -образом на прикладные исследова-ния и разработки, иногда в ущерб фундамен­ тальным исследованиям, без которых невозможен устой­ чивый технический прогресс. В то же время развитые в научном отношении страны, концентрируя ресурсы на наиболее важных для ее экономики прикладных направ­ лениях, стремятся поддерживать на сравнительно высо’ ком уровне проведение фундаментальных исследований,

42

что создает предпосылки для более гармоничного научнотехнического развития.

Усложнение и удорожание исследовательских работ и особенно практического освоения их результатов, при­ званных обеспечить высокие темпы технического про­ гресса, сделали необходимым для всех стран СЭВ, боль­ ших и малых, определять систему приоритетов в этой области в соответствия с единой общегосударственной технической политикой. «Реализация возможностей на­ учно-технической революции требует все более крупных затрат. Однако на каждом этапе своего развития госу­ дарство располагает определенными ресурсами, которые оно может направить на эти цели, ■— говорилось в докла­ де А. Н. Косыгина XXIV съезду КПСС. — Отсюда необ­ ходимость выбора и предпочтительного развития наибо­ лее важных направлений научно-технического прогресса, выработка и последовательное проведение единой госу­ дарственной технической политики»20.

В условиях научно-технической революции, сопрово­ ждающейся быстрым расширением общего фронта и масштабов проводимых исследований, все страны СЭВ, в том числе и СССР, значительно расширили участие в международном научно-техническом сотрудничестве. Это сделало необходимым формирование наряду с «внутрен­ ней» также «внешней» научно-технической политики как важной составной части их общегосударственной полити­ ки в этой области. Для небольших технически развитых стран СЭВ активное участие в научном обмене и коопе­ рация с зарубежными, прежде всего социалистическими, странами -стало важнейшей предпосылкой быстрого на­ учно-технического прогресса.

Научно-техническая политика, в том числе ее между­ народный аспект, становится важным рычагом проведе­ ния внешней политики практически для всех экономиче­ ски развитых государств. Она занимает в современных условиях прочное место в системе международных отно­ шений, в деятельности различных международных орга­ низаций. Вопросы научно-технической политики состав­ ляют существенный элемент деятельности органов СЭВ, прежде всего Комитета по научно-техническому сотруд­ ничеству и отраслевых постоянных комиссий.

В условиях социалистической экономической интегра­ ции возрастает значение координации научно-техниче­ ской политики -стран СЭВ, которая -превращается в важ­

43


нейший инструмент развертывания глубоких интеграци­ онных процессов в области науки и техники, взаимоувязки их научно-технического развития в целях его оптими­ зации и получения при этом максимального эффекта.

Согласно сложившейся практике основные направле­ ния развития науки и техники определяются каждой из стран в национальных рамках и лишь затем сопоставля-- ются в ходе двусторонней и многосторонней координации исследований'с целью выявления общих проблем и тем для сотрудничества и сокращения неоправданного дубли­ рования в исследовательской деятельности. Координация народнохозяйственных планов пока не затрагивала глу­ боко сферу науки и техники, не создавала прочной взаимоувязки национальных планов науки и техники стран СЭВ. Недостаточны связи этих планов с их текущими и долгосрочными производственными программами и со­ трудничеством в сфере материального производства и обращения. Все это ограничивает возможности правиль­ но учитывать при согласовании взаимных поставок и мероприятий по совместному решению хозяйственных проблем, специализации и кооперирования производства перспективы и возможности научно-технического про­ гресса, сотрудничества стран СЭВ в этой области.

В условиях интеграции представляется возможным существенно изменить роль научно-технического про­ гресса в определении всего комплекса интеграционных мероприятий, превратить сотрудничество в области на­ уки и техники в важнейшее исходное звено всей совмест­ ной деятельности стран СЭВ в сфере производства и обращения. Особенно важен правильный учет новых тен­ денций и возможностей развития науки и техники, наме­ чаемых в связи с этим коренных сдвигов в Структуре и технологии производства, в ассортименте и технических параметрах выпускаемой продукции при согласовании долгосрочных народнохозяйственных планов и определе­ нии программ интеграционных мероприятий на длитель­ ную перспективу. Поэтому совместное определение путей и перспектив научно-технического развития, выработка единой концепции в данной области и согласование на этой основе главных направлений научно-технической политики стран СЭВ на ближайший период и особенно на перспективу в 15—20 и более лет становится одной из первостепенных задач научного определения тактики и стратегии развития взаимного сотрудничества этих стран

44

в различных областях, прежде всего в области науки, техники и производства.

Согласованной научно-технической политике стран СЭВ, органически увязанной с их социально-экономиче­ ской политикой, надлежит стать центральным звеном со­ вместной плановой деятельности этих стран во всех формах. Формирование такой политики представляется сложной задачей, решение которой связано как с подго­ товленностью к этому сотрудничающих стран, так и с разработкой ряда теоретических, методологических и практических вопросов. Поэтому на первом этапе речь может идти о согласовании отдельных элементов такой ■политики с последующим расширением и углублением этой деятельности по мере созревания необходимых объ­ ективных и субъективных предпосылок.

Практическим примером успешной выработки и реа­ лизации единой технической политики стран СЭВ по определенной проблеме может служить создание единой системы ЭВМ на основе совместной разработки общего подхода к взаимосвязанным вопросам проведения необ­ ходимых для этого научно-исследовательских и проектно­ конструкторских работ, специализации и кооперации производства еще до начала серийного выпуска вычисли­ тельной техники в этих странах. При этом была обеспе­ чена полная совместимость выпускаемых машин, которые могут действовать по общим .программам, использовать однотипное периферийное оборудование и совместно разработанное математическое обеспечение.

В Комплексной программе социалистической эконо­ мической интеграции намечены по существу общие кон­ туры согласованной научно-технической политики путем определения основных направлений ее формирования. В ней указаны 18 основных научно-технических проблем, подлежащих совместной разработке с применением наи­ более эффективных форм сотрудничества. Они включают наиболее перспективные для развития народного хозяй­ ства проблемы межотраслевого и отраслевого, фунда­ ментального и прикладного характера, непосредственно связанные с происходящей научно-технической револю­ цией. Это, например, исследования в области биологиче­ ской физики; разработка мероприятий по охране приро­ ды; изучение Мирового океана; создание новых полу­ проводниковых материалов и металлов высокой чистоты; внедрение атомной энергии в промышленных масштабах;

45


создание новых средств вычислительной техники и др. Большинство этих проблем носит комплексный характер и требует для их всесторонней разработки длительных совместных усилий многих научно-исследовательских и производственных организаций стран СЭВ.

Следующим шагом в этом направлении явилась раз­ работка и органах СЭВ основных направлений и важней­ ших проблем науки и техники, представляющих взаим­ ный интерес для сотрудничества стран—членов СЭВ на период 1976—1980 годов и более длительную перспек­ тиву. Ими охватывается 13 важнейших направлений ис­ следований, включая 11 направлений в различных обла­ стях народного хозяйства (топливно-энергетический ба­ ланс; минеральные ресурсы; материалы; химия и хими­ ческая переработка нефти, газа и угля; машиностроение; приборостроение; управление, информация и связь; сель­ ское и лесное хозяйство; продукты питания; строительст­ во; транспорт), исследования в области охраны, и улуч­ шения окружающей среды и связанного с этим рацио­ нального использования природных ресурсов, а также основные направления исследований по естественным и общественным фундаментальным наукам. Эти направле­ ния служат исходной базой организации многосторонне­ го научно-технического сотрудничества в рамках СЭВ, составления планов научно-технического сотрудничества на очередное пятилетие, заключения соглашений о науч­ но-техническом сотрудничестве, разработки соответству­ ющих прогнозов, а также мероприятий по внедрению полученных результатов, в том числе с учетом специали­ зации и кооперирования производства.

Таким образом, на данном этапе согласование науч­ но-технической политики в основном имеет целью разра­ ботку перспектив научно-технического сотрудничества и мероприятий по успешной реализации его результатов на практике, по согласованию интеграционных программ в этой области, по обмену опытом научно-технического развития стран СЭВ. Все это представляет собой важное направление в координации совместных усилий по реше­ нию общих задач в области научно-технического прогрес­ са, по взаимному изучению накопленного в странах СЭВ опыта управления развитием науки и техники.

Вместе с тем дальнейшее углубление интеграционных процессов в условиях развертывания революции в науке и технике и высоких темпов наращивания научно-техни­

46

ческих потенциалов стран СЭВ делает эти масштабы координации их научно-технической политики уже недо­ статочными. Созрели предпосылки для того, чтобы стра­ ны СЭВ координировали свою научно-техническую поли­ тику не только косвенно, через обмен опытом и согласо­ вание программ сотрудничества в области науки и тех­ ники, но и непосредственно путем согласования важней­ ших параметров научно-технического развития. Чтобы обеспечить взаимоувязку, взаимодополнение и оптимиза­ цию научно-технического развития интегрирующихся стран, необходимо последовательное распространение координации научно-технической политики на сферу их внутренней и внешней политики в данной области, то есть речь «дет о выработке и реализации согласованной научно-технической политики стран СЭВ, обеспечиваю­ щей постепенное формирование комплексного высоко­ эффективного научно-технического потенциала интегри­ рованного содружества, сбалансированного по важней­ шим параметрам и пропорциям.

Выработка согласованной научно-технической поли­ тики на международном уровне может основываться на общих тенденциях мирового развития науки, техники, производства и последовательном учете национальных концепций научно-технической политики каждой из инте­ грирующихся стран, позволяющих судить о главных на­ правлениях их научного и технического развития, пред­ полагаемых ассигнованиях на эти цели, о соотношении между фундаментальными и прикладными исследова­ ниями, о масштабах экспериментальной базы и опытного производства в этих странах, о перспективах использо­ вания в народном хозяйстве достижений научно-техниче­ ского прогресса, возможностях их эффективного утилизи­ рования. Наконец, необходимо иметь правильное пред­ ставление о соотношении внутренних и внешних факто­ ров в решении проблем научно-технического прогресса в интегрирующихся странах, о предполагаемом участии этих стран в международном научно-техническом сотруд­ ничестве внутрирегионального и.более широкого харак­ тера, о соотношении между этими двумя его направле­ ниями.

Особенно большое значение имеет выработка четкой долгосрочной стратегии научно-технического развития Советским Союзом, так как его возможности в этой об­ ласти, составляя около 3Д совокупных возможностей

47


стран СЭВ, по существу предопределяют основные пара­ метры научного потенциала социалистического содруже­ ства, а поэтому являются стержнем формирования его скоординированной научно-технической политики.

В настоящее время в странах СЭВ завершается раз­ работка долгосрочных концепций и программ научно-тех­ нического развития, которые призваны стать исходной базой формирования их долгосрочных программ народ­ нохозяйственного и социально-экономического развития на период до 1990 года. В связи с этим определяются приоритетные направления развития науки и техники, пути расширения и совершенствования исследователь­ ской и экспериментальной базы в этих странах, кадрово­ го потенциала науки, пропорции и основные объекты концентрации их соответствующих материальных и ин­ теллектуальных ресурсов. Все это создает необходимые предпосылки для координации национальной политики в этой области, расширения ее направлений и параметров.

Вместе с тем необходимо учитывать и обратное воз­ действие скоординированной политики на окончательное формирование национальных концепций и программ на­ учно-технического развития, на.их оптимизацию с учетом возможностей интегрированного сообщества и его согла­ сованных действий внутри региона и за его. пределами. Согласованная научно-техническая политика стран СЭВ позволит оптимизировать темпы и пропорции развития науки и техники в этих странах, использования их мате­ риальных, финансовых и кадровых возможностей, утили­ зации достижений науки и техники при решении хозяйст­ венных и социальных задач социалистического и комму­ нистического строительства. Такая политика, чтобы быть эффективной, должна правильно учитывать националь­ ные и интернациональные интересы этих стран, необхо­ димость максимального использования ими преимуществ социалистической интеграции и результатов научно-тех­ нической резолюции. Согласование важнейших элемен­ тов научно-технической политики должно, видимо, обе­ спечивать прежде всего выбор главных направлений на­ учно-технического прогресса в регионе стран СЭВ с учетом потребностей его комплексного развития и опре­ деление на этой основе системы приоритетов в исследо­ ваниях, динамики ассигнований на науку, основных про­ порций и оптимальной структуры исследовательских по­ тенциалов этих стран, оптимального соотношения между

48

внутренними и внешними аспектами научно-технической политики, включая вопросы патентно-лицензионной дея­ тельности. Все это делает необходимым широкое прове­ дение прогностических работ как в национальных рамках, так и на началах сотрудничества. Представляется целе­ сообразным определение при этом различных вариантов и моделей сотрудничества в решении общих для стран СЭВ научно-технических проблем. .

Скоординированная научно-техническая политика позволяет ликвидировать неоправданное дублирование исследований и расширить лишь за счет этого примерно на одну четверть общий исследовательский фронт стран содружества. Она сбздает условия для более эффектив­ ного использования в общих целях мощного научного задела Советского Союза, прежде всего в области фун­ даментальных исследований, для .последовательной спе­ циализации отдельных стран па проведении тех исследо­ вательских работ, для которых у них имеются необхо­ димые предпосылки, при взаимодополнении их научных потенциалов, для расширения сферы многостороннего сотрудничества, особенно в области фундаментальных

иуниверсальных по своей значимости исследований.

Врамках скоординированной научно-технической по­ литики получат более эффективное решение вопросы сближения и выравнивания уровней научно-технического

«экономического развития стран СЭВ, создания в каж­ дой из этих стран полнокровной применительно к их ус­ ловиям и возможностям национальной научной базы, органически вписывающейся в общий научно-технический

потенциал интегрированного региона.

Что касается порядка разработки согласованной на­ учно-технической политики, то здесь в основу следовало бы положить общие принципы, учитывающие мировые тенденции развития научно-технического прогресса и за­ дачи развития фундаментальных исследований, необхо­ димость формирования рациональной хозяйственной структуры социалистического содружества и его отдель­ ных членов, создания материально-технической базы раз­ витого социализма и коммунизма. При этом разработку согласованной политики в области прикладных исследо­ ваний целесообразно было бы строить на сочетании от­ раслевого и межотраслевого принципов при тесном вза­ имодействии национальных планирующих органов и органов управления научно-техническим развитием, а

49