Файл: Быков, А. Н. Научно-техническая интеграция социалистических стран.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.10.2024
Просмотров: 57
Скачиваний: 0
Таким образом на путях интеграции страны СЭВ имеют реальную возможность быстрее и успешнее прове сти научно-техническую революцию, решить связанные с ней социальные проблемы. Эффективное использование при этом преимуществ социализма одновременно как на национальном, так и на международном уровнях, в мас штабах всего социалистического содружества, представ ляет объективную закономерность развития мирового социализма, важную предпосылку успешного решения задачи соединения достижений этой революции с преиму ществами социалистической системы хозяйства.
2. Координация научно-технической политики и формирование интегрированного научно-технического потенциала
Возрастание роли науки и технического прогресса в экономике и политике, быстрое увеличение расходов на ■исследования, вовлечение в эту сферу деятельности огромного числа высококвалифицированных специалис тов сделали объективно необходимой разработку нацио нальной научной и технической политики как важнейшей составной части общей стратегии социально-экономиче ского развития, предпосылки и исходной базы народно хозяйственного планирования на пятилетия и длительную перспективу. Особенно возрастает роль долгосрочной концепции .научно-технического развития в развитом социалистическом обществе, формирование и развитие которого протекает в условиях научно-технической рево люции, возможности и потребности которой требуют по следовательного учета при выработке социально-эконо мической политики и составлении соответствующих пла нов. «Планы по новой технике, — отмечал в своем докладе XXIV съезду КПСС А. Н. Косыгин, — должны стать органической составной частью всего народнохо зяйственного плана, но вместе с тем и сам народнохозяйствённын план во всех разделах должен базироваться на научно-техническом прогрессе» 16.
Идея планирования не только хозяйственного разви тия, но также науки, техники, освоения природных ресур сов была выдвинута В. И. Лениным в первые годы Совет ской власти, когда он призвал сочетать научно-техниче ские работы с задачами экономического преобразования страны17. Эта идея получила реализацию сначала в
40
СССР, где планирование науки и техники стало важным элементом общегосударственного планирования и служит эффективным средством научно-технического 'прогресса, совершенствования и развития на его основе всех отрас лей материального производства.
В 50-е годы начинает формироваться научная поли тика в других социалистических странах, складывается их национальная система общегосударственного плани рования и управления научно-техническими исследова ниями. В. Г. Шорин и В. В. Косолапов считают харак терными для системы управления научными и техниче скими исследованиями в социалистических странах следующие особенности:
— руководство научно-исследовательской деятель ностью, ее координация, планирование и финансирование в общегосударственном масштабе осуществляются еди ным специализированным органом;
—координация фундаментальных исследований про водится академиями наук соответствующих стран;
—прикладными исследованиями руководят, их коор- • динируют и в известной степени финансируют министер ства соответствующих стран; ‘
—руководство научно-исследовательской работой в высших учебных заведениях осуществляется соответст вующими государственными органами образования 18.
За последние годы система управления наукой и тех никой в- ряде стран СЭВ претерпела существенные изме
нения. Тем не менее ее социально-экономическая одно типность, а также общность целей научно-технического развития служат благоприятной предпосылкой для выра ботки ими единой стратегии в этой области, обеспечива ющей последовательную гармонизацию их национальных усилий.
Идея выработки национальной научной политики бы ла подхвачена в послевоенные годы и в капиталистиче ских странах, которые стали уделять большое внимание государственному регулированию в этой области, стано вящемуся новой функцией буржуазного государства. Однако в силу господствующих в них частнособственни ческих отношений и отсутствия централизованного пла нирования экономического и научно-технического разви тия дело ограничилось распределением государственных ассигнований на науку и контролем над их использова нием, составлением вероятностных прогнозов научно
41
технического развития, планированием отдельных комп лексных программ, а также разработкой мер по стиму лированию технического прогресса в частном секторе. Социалистические страны имеют несравненные преиму щества перед капиталистическими странами в отношении реальных возможностей планомерного развития и исполь зования их материальных и интеллектуальных ресурсов в общенациональных масштабах.
При всех принципиальных различиях в характере осуществления и социально-экономической сущности на циональной научной политики при социализме и капита лизме некоторые сходные тенденции в этой области по зволяют выделить на современном этапе примерно сле дующие ее характерные типы:
—крупнейшие державы — СССР и США—-имеют возможность равномерно развивать весь фронт научного знания, уделяя большое внимание как фундаментальным, так и прикладным исследованиям;
—страны средние и небольшие, обладающие прочны ми традициями и опытом в области научного творчества, отдают предпочтение фундаментальным исследованиям, широко импортируя результаты прикладных исследова ний и разработок;
—небольшие и малые страны, менее развитые в на учном отношении, испытывающие дефицит в квалифици рованных кадрах, делают упор на развитие прикладных исследований и разработок, заимствуя за рубежом ре зультаты фундаментальных наук19.
Несмотря на очевидную условность этой схемы, она тем не менее может служить определенным ориентиром при характеристике научной политики отдельных стран, в том числе социалистических. Так, например, в ряде не больших -стран СЭВ за последние годы в целях сокра щения общего фронта исследовательских работ и интен сификации научно-технического развития получил при менение селективный метод проведения исследований. При этом делается упор главным -образом на прикладные исследова-ния и разработки, иногда в ущерб фундамен тальным исследованиям, без которых невозможен устой чивый технический прогресс. В то же время развитые в научном отношении страны, концентрируя ресурсы на наиболее важных для ее экономики прикладных направ лениях, стремятся поддерживать на сравнительно высо’ ком уровне проведение фундаментальных исследований,
42
что создает предпосылки для более гармоничного научнотехнического развития.
Усложнение и удорожание исследовательских работ и особенно практического освоения их результатов, при званных обеспечить высокие темпы технического про гресса, сделали необходимым для всех стран СЭВ, боль ших и малых, определять систему приоритетов в этой области в соответствия с единой общегосударственной технической политикой. «Реализация возможностей на учно-технической революции требует все более крупных затрат. Однако на каждом этапе своего развития госу дарство располагает определенными ресурсами, которые оно может направить на эти цели, ■— говорилось в докла де А. Н. Косыгина XXIV съезду КПСС. — Отсюда необ ходимость выбора и предпочтительного развития наибо лее важных направлений научно-технического прогресса, выработка и последовательное проведение единой госу дарственной технической политики»20.
В условиях научно-технической революции, сопрово ждающейся быстрым расширением общего фронта и масштабов проводимых исследований, все страны СЭВ, в том числе и СССР, значительно расширили участие в международном научно-техническом сотрудничестве. Это сделало необходимым формирование наряду с «внутрен ней» также «внешней» научно-технической политики как важной составной части их общегосударственной полити ки в этой области. Для небольших технически развитых стран СЭВ активное участие в научном обмене и коопе рация с зарубежными, прежде всего социалистическими, странами -стало важнейшей предпосылкой быстрого на учно-технического прогресса.
Научно-техническая политика, в том числе ее между народный аспект, становится важным рычагом проведе ния внешней политики практически для всех экономиче ски развитых государств. Она занимает в современных условиях прочное место в системе международных отно шений, в деятельности различных международных орга низаций. Вопросы научно-технической политики состав ляют существенный элемент деятельности органов СЭВ, прежде всего Комитета по научно-техническому сотруд ничеству и отраслевых постоянных комиссий.
В условиях социалистической экономической интегра ции возрастает значение координации научно-техниче ской политики -стран СЭВ, которая -превращается в важ
43
нейший инструмент развертывания глубоких интеграци онных процессов в области науки и техники, взаимоувязки их научно-технического развития в целях его оптими зации и получения при этом максимального эффекта.
Согласно сложившейся практике основные направле ния развития науки и техники определяются каждой из стран в национальных рамках и лишь затем сопоставля-- ются в ходе двусторонней и многосторонней координации исследований'с целью выявления общих проблем и тем для сотрудничества и сокращения неоправданного дубли рования в исследовательской деятельности. Координация народнохозяйственных планов пока не затрагивала глу боко сферу науки и техники, не создавала прочной взаимоувязки национальных планов науки и техники стран СЭВ. Недостаточны связи этих планов с их текущими и долгосрочными производственными программами и со трудничеством в сфере материального производства и обращения. Все это ограничивает возможности правиль но учитывать при согласовании взаимных поставок и мероприятий по совместному решению хозяйственных проблем, специализации и кооперирования производства перспективы и возможности научно-технического про гресса, сотрудничества стран СЭВ в этой области.
В условиях интеграции представляется возможным существенно изменить роль научно-технического про гресса в определении всего комплекса интеграционных мероприятий, превратить сотрудничество в области на уки и техники в важнейшее исходное звено всей совмест ной деятельности стран СЭВ в сфере производства и обращения. Особенно важен правильный учет новых тен денций и возможностей развития науки и техники, наме чаемых в связи с этим коренных сдвигов в Структуре и технологии производства, в ассортименте и технических параметрах выпускаемой продукции при согласовании долгосрочных народнохозяйственных планов и определе нии программ интеграционных мероприятий на длитель ную перспективу. Поэтому совместное определение путей и перспектив научно-технического развития, выработка единой концепции в данной области и согласование на этой основе главных направлений научно-технической политики стран СЭВ на ближайший период и особенно на перспективу в 15—20 и более лет становится одной из первостепенных задач научного определения тактики и стратегии развития взаимного сотрудничества этих стран
44
в различных областях, прежде всего в области науки, техники и производства.
Согласованной научно-технической политике стран СЭВ, органически увязанной с их социально-экономиче ской политикой, надлежит стать центральным звеном со вместной плановой деятельности этих стран во всех формах. Формирование такой политики представляется сложной задачей, решение которой связано как с подго товленностью к этому сотрудничающих стран, так и с разработкой ряда теоретических, методологических и практических вопросов. Поэтому на первом этапе речь может идти о согласовании отдельных элементов такой ■политики с последующим расширением и углублением этой деятельности по мере созревания необходимых объ ективных и субъективных предпосылок.
Практическим примером успешной выработки и реа лизации единой технической политики стран СЭВ по определенной проблеме может служить создание единой системы ЭВМ на основе совместной разработки общего подхода к взаимосвязанным вопросам проведения необ ходимых для этого научно-исследовательских и проектно конструкторских работ, специализации и кооперации производства еще до начала серийного выпуска вычисли тельной техники в этих странах. При этом была обеспе чена полная совместимость выпускаемых машин, которые могут действовать по общим .программам, использовать однотипное периферийное оборудование и совместно разработанное математическое обеспечение.
В Комплексной программе социалистической эконо мической интеграции намечены по существу общие кон туры согласованной научно-технической политики путем определения основных направлений ее формирования. В ней указаны 18 основных научно-технических проблем, подлежащих совместной разработке с применением наи более эффективных форм сотрудничества. Они включают наиболее перспективные для развития народного хозяй ства проблемы межотраслевого и отраслевого, фунда ментального и прикладного характера, непосредственно связанные с происходящей научно-технической револю цией. Это, например, исследования в области биологиче ской физики; разработка мероприятий по охране приро ды; изучение Мирового океана; создание новых полу проводниковых материалов и металлов высокой чистоты; внедрение атомной энергии в промышленных масштабах;
45
создание новых средств вычислительной техники и др. Большинство этих проблем носит комплексный характер и требует для их всесторонней разработки длительных совместных усилий многих научно-исследовательских и производственных организаций стран СЭВ.
Следующим шагом в этом направлении явилась раз работка и органах СЭВ основных направлений и важней ших проблем науки и техники, представляющих взаим ный интерес для сотрудничества стран—членов СЭВ на период 1976—1980 годов и более длительную перспек тиву. Ими охватывается 13 важнейших направлений ис следований, включая 11 направлений в различных обла стях народного хозяйства (топливно-энергетический ба ланс; минеральные ресурсы; материалы; химия и хими ческая переработка нефти, газа и угля; машиностроение; приборостроение; управление, информация и связь; сель ское и лесное хозяйство; продукты питания; строительст во; транспорт), исследования в области охраны, и улуч шения окружающей среды и связанного с этим рацио нального использования природных ресурсов, а также основные направления исследований по естественным и общественным фундаментальным наукам. Эти направле ния служат исходной базой организации многосторонне го научно-технического сотрудничества в рамках СЭВ, составления планов научно-технического сотрудничества на очередное пятилетие, заключения соглашений о науч но-техническом сотрудничестве, разработки соответству ющих прогнозов, а также мероприятий по внедрению полученных результатов, в том числе с учетом специали зации и кооперирования производства.
Таким образом, на данном этапе согласование науч но-технической политики в основном имеет целью разра ботку перспектив научно-технического сотрудничества и мероприятий по успешной реализации его результатов на практике, по согласованию интеграционных программ в этой области, по обмену опытом научно-технического развития стран СЭВ. Все это представляет собой важное направление в координации совместных усилий по реше нию общих задач в области научно-технического прогрес са, по взаимному изучению накопленного в странах СЭВ опыта управления развитием науки и техники.
Вместе с тем дальнейшее углубление интеграционных процессов в условиях развертывания революции в науке и технике и высоких темпов наращивания научно-техни
46
ческих потенциалов стран СЭВ делает эти масштабы координации их научно-технической политики уже недо статочными. Созрели предпосылки для того, чтобы стра ны СЭВ координировали свою научно-техническую поли тику не только косвенно, через обмен опытом и согласо вание программ сотрудничества в области науки и тех ники, но и непосредственно путем согласования важней ших параметров научно-технического развития. Чтобы обеспечить взаимоувязку, взаимодополнение и оптимиза цию научно-технического развития интегрирующихся стран, необходимо последовательное распространение координации научно-технической политики на сферу их внутренней и внешней политики в данной области, то есть речь «дет о выработке и реализации согласованной научно-технической политики стран СЭВ, обеспечиваю щей постепенное формирование комплексного высоко эффективного научно-технического потенциала интегри рованного содружества, сбалансированного по важней шим параметрам и пропорциям.
Выработка согласованной научно-технической поли тики на международном уровне может основываться на общих тенденциях мирового развития науки, техники, производства и последовательном учете национальных концепций научно-технической политики каждой из инте грирующихся стран, позволяющих судить о главных на правлениях их научного и технического развития, пред полагаемых ассигнованиях на эти цели, о соотношении между фундаментальными и прикладными исследова ниями, о масштабах экспериментальной базы и опытного производства в этих странах, о перспективах использо вания в народном хозяйстве достижений научно-техниче ского прогресса, возможностях их эффективного утилизи рования. Наконец, необходимо иметь правильное пред ставление о соотношении внутренних и внешних факто ров в решении проблем научно-технического прогресса в интегрирующихся странах, о предполагаемом участии этих стран в международном научно-техническом сотруд ничестве внутрирегионального и.более широкого харак тера, о соотношении между этими двумя его направле ниями.
Особенно большое значение имеет выработка четкой долгосрочной стратегии научно-технического развития Советским Союзом, так как его возможности в этой об ласти, составляя около 3Д совокупных возможностей
47
стран СЭВ, по существу предопределяют основные пара метры научного потенциала социалистического содруже ства, а поэтому являются стержнем формирования его скоординированной научно-технической политики.
В настоящее время в странах СЭВ завершается раз работка долгосрочных концепций и программ научно-тех нического развития, которые призваны стать исходной базой формирования их долгосрочных программ народ нохозяйственного и социально-экономического развития на период до 1990 года. В связи с этим определяются приоритетные направления развития науки и техники, пути расширения и совершенствования исследователь ской и экспериментальной базы в этих странах, кадрово го потенциала науки, пропорции и основные объекты концентрации их соответствующих материальных и ин теллектуальных ресурсов. Все это создает необходимые предпосылки для координации национальной политики в этой области, расширения ее направлений и параметров.
Вместе с тем необходимо учитывать и обратное воз действие скоординированной политики на окончательное формирование национальных концепций и программ на учно-технического развития, на.их оптимизацию с учетом возможностей интегрированного сообщества и его согла сованных действий внутри региона и за его. пределами. Согласованная научно-техническая политика стран СЭВ позволит оптимизировать темпы и пропорции развития науки и техники в этих странах, использования их мате риальных, финансовых и кадровых возможностей, утили зации достижений науки и техники при решении хозяйст венных и социальных задач социалистического и комму нистического строительства. Такая политика, чтобы быть эффективной, должна правильно учитывать националь ные и интернациональные интересы этих стран, необхо димость максимального использования ими преимуществ социалистической интеграции и результатов научно-тех нической резолюции. Согласование важнейших элемен тов научно-технической политики должно, видимо, обе спечивать прежде всего выбор главных направлений на учно-технического прогресса в регионе стран СЭВ с учетом потребностей его комплексного развития и опре деление на этой основе системы приоритетов в исследо ваниях, динамики ассигнований на науку, основных про порций и оптимальной структуры исследовательских по тенциалов этих стран, оптимального соотношения между
48
внутренними и внешними аспектами научно-технической политики, включая вопросы патентно-лицензионной дея тельности. Все это делает необходимым широкое прове дение прогностических работ как в национальных рамках, так и на началах сотрудничества. Представляется целе сообразным определение при этом различных вариантов и моделей сотрудничества в решении общих для стран СЭВ научно-технических проблем. .
Скоординированная научно-техническая политика позволяет ликвидировать неоправданное дублирование исследований и расширить лишь за счет этого примерно на одну четверть общий исследовательский фронт стран содружества. Она сбздает условия для более эффектив ного использования в общих целях мощного научного задела Советского Союза, прежде всего в области фун даментальных исследований, для .последовательной спе циализации отдельных стран па проведении тех исследо вательских работ, для которых у них имеются необхо димые предпосылки, при взаимодополнении их научных потенциалов, для расширения сферы многостороннего сотрудничества, особенно в области фундаментальных
иуниверсальных по своей значимости исследований.
Врамках скоординированной научно-технической по литики получат более эффективное решение вопросы сближения и выравнивания уровней научно-технического
«экономического развития стран СЭВ, создания в каж дой из этих стран полнокровной применительно к их ус ловиям и возможностям национальной научной базы, органически вписывающейся в общий научно-технический
потенциал интегрированного региона.
Что касается порядка разработки согласованной на учно-технической политики, то здесь в основу следовало бы положить общие принципы, учитывающие мировые тенденции развития научно-технического прогресса и за дачи развития фундаментальных исследований, необхо димость формирования рациональной хозяйственной структуры социалистического содружества и его отдель ных членов, создания материально-технической базы раз витого социализма и коммунизма. При этом разработку согласованной политики в области прикладных исследо ваний целесообразно было бы строить на сочетании от раслевого и межотраслевого принципов при тесном вза имодействии национальных планирующих органов и органов управления научно-техническим развитием, а
49