Файл: Быков, А. Н. Научно-техническая интеграция социалистических стран.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.10.2024
Просмотров: 59
Скачиваний: 0
также соответствующих международных органов. В ка честве важнейшей составной части такой согласованной политики может выступать долгосрочная программа со трудничества в области науки и техники и проведения соответствующих интеграционных мероприятий.
Скоординированная научно-техническая политика призвана способствовать постепенному формированию комплексного высокоэффективного интегрированного на учно-технического потенциала социалистического содру жества, обеспечивающего оптимальное использование и развитие материальных и интеллектуальных ресурсов каждого из его членов. К. Ф. Катушев, анализируя зада чи и перспективы социалистической интеграции, указы вал на необходимость изучения вопроса «о путях опти мального использования в интересах всего содружества и каждой страны в отдельности общего потенциала на учно-технической мысли и квалифицированной рабочей силы» 21. Интегрированный научно-технический потенци ал представляет собой не простую сумму соответствую щих национальных потенциалов, а качественно новое яв ление, обеспечивающее существенные дополнительные возможности и преимущества при решении братскими странами задач овладения достижениями современной науки и техники и эффективного их использования в на циональных и интернациональных масштабах. В рамках интегрированного потенциала каждая из братских стран получит возможность эффективного научно-технического развития в соответствии с объективными тенденциями происходящей революции в науке и технике, опираясь на совокупные ресурсы и возможности социалистического содружества, определив при этом свой оптимальный про филь и место в международном хозяйственном комплексе.
Советский Союз, который занимает лидирующее поло: жение в социалистическом содружестве по мощности своего научно-технического .и экономического потенциа лов, видимо, и впредь сохранит и упрочит свои позиции, ориентируясь на широкий фронт исследований, охваты вающий ведущие проблемы современной пауки и техни ки и способный обеспечить основные потребности своего динамично развивающегося многоотраслевого народного хозяйства, нужды дальнейшего укрепления обороноспо собности страны и социалистического лагеря, решение социально-экономических задач коммунистического стро ительства. СССР останется ведущим центром фундамен
50
тальных исследований, где его лидерство проявляется наиболее отчетливо, а создаваемый научный задел яв ляется основой технического прогресса всего социалисти ческого содружества.
Вместе с тем более активное и равномерное участие в решении фундаментальных научных проблем следует ожидать и от большинства других братских стран, учи тывая как их возросшие материальные и интеллектуаль ные возможности, так и необходимость для каждой тех нически развитой страны иметь собственный потенциал в этой области, способный снабжать новыми идеями и теоретическими разработками прикладную науку, техни ку, производство, образование и культуру. В связи с этим было бы оправданно, учитывая масштабы расходов и риск, связанные с проведением крупных современных фун даментальных исследований, рассчитывать на возрастание доли участия в этих исследованиях, представляющих об щий интерес для содружества, других социалистических стран, исходя из их материальных и интеллектуальных возможностей и перспектив экономического и научнотехнического развития. Это предполагает как активиза цию фундаментальных исследований в национальных рамках, так и более широкое использование междуна родных программ и международных научно-технических организаций и центров социалистических стран.
Что касается прикладных исследований и разработок, то формирование интегрированного научно-технического потенциала стран СЭВ будет, видимо, сопровождаться все большей специализацией отдельных стран на прове дении тех исследовательских и опытно-конструкторских работ, которые в принципе соответствуют их производ ственной специализации, а также обеспечиваются нали чием соответствующего опыта, кадров и эксперименталь ной базы. Так, в Болгарии преимущественное развитие могут получить исследования и разработки в области электротехники, радиоэлектроники и оргтехники, транс портного и сельскохозяйственного машиностроения, фар мацевтики, пищевой и легкой промышленности. В Вен грии наибольшее развитие могут получить исследова тельские работы в области слаботочной электротехниче ской промышленности, приборостроения, оборудования для автомобильной промышленности, нефтехимии, фар мацевтики, пищевой и лепкой промышленности. В ГДР главное внимание может концентрироваться на проведе-
51
пии исследований в области химии, нефтехимии и фото химии, электротехники, машиностроения, в частности металлообработки и .приборостроения, точной механики и оптики, транспортного машиностроения. Для Польши особое значение будут все больше приобретать исследо вательские работы в области машиностроения, в частно сти транспортного машиностроения и судостроения, угольной промышленности и металлургии, химии, произ водства оборудования для пищевой и легкой промышлен ности, электротехники. В Румынии преимущественное развитие могут получить работы в ряде подотраслей 'ма шиностроения, в том числе электроники, двигателей вну треннего сгорания, нефтяного, сельскохозяйственного ма шиностроения, станкостроения, металлургии, синтетиче ских материалов и заменителей, нефтехимии, целлюлознобумажной, легкой и пищевой промышленности. В Чехо словакии большое развитие могут получить исследова тельские работы в области машиностроения, прежде все го станкостроения, производства энергетического, про катного и химического оборудования, дизелестроения, транспортного машиностроения, легкой, стекольной и пищевой промышленности.
Развитие интеграции создает благоприятные возмож ности для укрепления научно-технического потенциала таких стран, ка.к Монголия и Куба, для его ориентации на те виды исследований, которые обусловлены специфи кой развития и потребностей этих стран.
Что касается Советского Союза, то в рамках интегри рованного научно-технического потенциала может полу чить более эффективное использование в интересах всех стран содружества его огромный, зачастую не полностью используемый научный задел. Для СССР, как и для дру гих стран СЭВ, значительные выгоды могут представ лять их углубляющиеся кооперационные связи, особенно в области химии и нефтехимии, металлообрабатывающей промышленности, транспортного машиностроения, радио электроники, атомной энергетики. Наконец, Советский Союз мог бы за счет специализации и кооперирования со странами СЭВ также несколько ограничить проведе ние собственных исследовательских работ, прежде всего путем прекращения некоторых исследований в области легкой и пищевой промышленности, сферы обслужива ния, где имеющиеся успехи пока незначительны и широ кое заимствование опыта других братских стран может
52
эффективно восполнить этот пробел. Известное сокраще ние исследовательских работ возможно здесь и по неко торым отраслям тяжелой промышленности, например в области оборудования для разработки бурого угля, про изводство которого концентрируется в ГДР.
Проведение селективной политики в области исследо вательских работ, последовательная их специализация позволят странам СЭВ сократить фронт проводимых исследований, что особенно важно для таких стран с вы соким уровнем технического развития и многоотраслевой экономикой, как ГДР, Чехословакия, Венгрия, сосредо точить материальные и интеллектуальные ресурсы на сравнительно ограниченном круге наиболее важных для национального развития и международной специализа ции проблем, укрупнить исследовательские организации, повысить эффективность их работы, сократить сроки вне дрения научных результатов в производство. В то же время страны менее высокого научно-технического уров ня смогут в рамках интегрированного потенциала сосре доточиться, не распыляя своего внимания и ресурсов, на форсированном развитии наиболее важных для них на правлений в науке и технике.
Особенности исследовательской деятельности не по зволяют осуществлять международную специализацию с такой «жесткостью», как это возможно в материальном производстве. В ряде случаев параллельное проведение одинаковых исследований в нескольких странах позво ляет, идя различными путями, получить в итоге опти мальное решение. Специализированное производство не может ориентироваться исключительно на исследователь скую базу специализирующейся страны. Едва ли целе сообразно было бы закрывать существующий крупный исследовательский центр, имеющий опыт и успехи в оп ределенном направлении науки и техники, лишь в силу изменения производственной специализации той или иной страны. Ни в одной другой области развитие про изводительных сил не связано в такой степени с между народным разделением труда, как в сфере исследований и разработок. Поэтому успешное проведение селективной политики в области исследований неразрывно связано с расширением сферы международного обмена и коопе рационных связей,' с последовательной аккумуляцией всего имеющегося опыта и знаний.
Научно-техническая революция выдвигает все больше
53
универсальных комплексных проблем межотраслевого характера, успешное решение которых может быть обе спечено при широкой кооперации нескольких стран, при активном участии в ней СССР. Здесь особое значение при обретает многостороннее сотрудничество, сосредоточение, на имеющейся исследовательской и экспериментальной базе многонациональных коллективов, материальных и других ресурсов. Поэтому в рамках интегрированного потенциала будет возрастать значение международных научно-технических и научно-производственных комплек сов как важнейшей предпосылки успешного решения но вых проблем научно-технического прогресса. Особое зна чение при этом имеет крупномасштабная исследователь ская база Советского Союза, его научный опыт и кадро вые возможности. Вместе с тем эффективное функцио нирование интегрированного потенциала будет связано как с совершенствованием и углубленней} совместной плановой деятельности стран СЭВ, так и с совместным финансированием ими важнейших исследовательских программ.
Проведение согласованной политики в области науки и техники, формирование интегрированного научно-техни ческого потенциала, мощных международных научнотехнических комплексов окажут стимулирующее воздей ствие на развитие и углубление интеграционных процес сов в области производства и обращения, на весь процесс социалистической интеграции.
3 . Сближ ение |
уровней |
научно-технического |
развития, |
||
соотнош ение |
многостороннего |
и |
двустороннего |
||
сотрудничества стран СЭВ в |
услови я х их |
интеграции. |
|||
Н аучно-техническая |
интеграция |
и дальнейш ая |
|||
консолидация |
социалистического |
содруж ества |
Социализм создает благоприятные условия для более полного и последовательного раскрытия принципов про летарского интернационализма, определяющих взаимо отношения между странами социализма, их коммунисти ческими и рабочими партиями. Более полное и эффектив ное использование преимуществ социализма, повышение уровня экономического, научно-технического и социаль ного развития братских стран, последовательное прове дение их партиями марксистско-ленинской политики соз
54
дают необходимые предпосылки для укрепления интер национальной дружбы и всестороннего сотрудничества между ними. Успехи той или «ной социалистической страны в социально-экономическом развитии являются вкладом в общее дело этих стран, служат укреплению их общих позиций в мировой экономике и в системе между народных отношений, в историческом соревновании со циализма с капитализмом. Вместе с тем дальнейшая консолидация социалистического содружества укрепляет позиции, расширяет экономические и политические воз можности каждой из этих стран. Поэтому социалистиче ская экономическая интеграция, направленная на уско рение темпов роста, совершенствование структуры и по вышение эффективности использования производитель ных сил в каждой из братских стран и во всей системе социализма, представляет общее дело этих стран, в успе хе которого заинтересованы все члены социалистического содружества.
Важным консолидирующим фактором и одной из за дач, решаемых на путях социалистической интеграции, выступает в современных условиях ускорение сближения и выравнивания уровней экономического развития брат ских стран. Это нашло отражение в решениях XXIII, XXV и особенно XXVII сессий СЭВ. Подчеркивая исто рическую закономерность этого процесса, Комплексная программа указывает на то, что «для стран—членов СЭВ актуальность задачи сближения и выравнивания уровней экономического развития усиливается требованиями на учно-технической революции, дальнейшего углубления и совершенствования сотрудничества и развития социали стической экономической интеграции»22.
Формирование развитого социалистического общества неразрывно связано с осуществлением научно-техниче ской революции. Однако эта задача даже в условиях углубления международного социалистического разделе ния труда под силу лишь тем странам, которые имеют сравнительно высокий уровень экономического и техни ческого развития, современную хозяйственную структуру, способную адаптировать достижения этой революции. Научно-техническая революция и развитой социализм существенно трансформируют критерии сближения эко номических уровней. Если в 50-е годы в качестве таких критериев выступали прежде всего показатели индустри ализации и развития базовых отраслей промышленности,
55
соотношение между количеством населения, занятого в промышленности и в сельском хозяйстве, размер нацио нального дохода на душу населения, и уровни производи тельности общественного труда, то в современных усло виях наряду с ними на передний план выдвигаются по казатели научно-технического развития, прогрессивности хозяйственной структуры и эффективности производства. Особенно показателен уровень научно-технического раз вития, в значительной степени предопределяющий другие показатели интенсификации воспроизводства обществен ного продукта.
За период социалистического строительства значи тельно сблизились уровни научно-технического развития европейских стран СЭВ, в чем существенную роль сы грало их взаимное сотрудничество. Однако эта важная проблема еще не получила полного решения. Поэтому ускорение этого процесса представляет важную задачу совместных усилий стран СЭВ, реализуемых прежде все го в ходе развития их хозяйственной интеграции и эф фективного использования создаваемых ею преимуществ.
Впрошлом задача сближения уровней научно-техни ческого развития стран СЭВ в международном плане решалась прежде всего за счет прямой помощи менее развитым странам со стороны более развитых. В услови ях социалистической интеграции с учетом возросшего уровня экономического и научно-технического развития европейских стран СЭВ, которые являются странами высокого или среднего уровня развития, центр тяжести
врешении этой задачи перемещается в область активно го использования интеграционных процессов и проводи мых в связи с этим мероприятий, при организации кото рых учитывается необходимость содействия ее решению.
Всвязи с этим в Комплексной программе .перечисля ются конкретные формы сотрудничества стран СЭВ в различных его областях, в том числе в области научнотехнического сотрудничества, призванные содействовать процессу выравнивания экономических уровней, преиму щества и льготы, связанные с их использованием для экономически менее развитых стран, а также предусмот рено предоставление странами СЭВ всесторонней прак тической помощи МНР в ускорении научно-технического развития. Предусмотрены также специальные меры по обеспечению ускорения роста и повышения эффективно сти ее народного хозяйства. В настоящее время такая
56