Файл: Балыгин, И. Е. Электрические свойства твердых диэлектриков-1.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.10.2024
Просмотров: 93
Скачиваний: 0
жет переводиться смысл, извлеченный из ситуации, а не исходная информация, данная зрительно. Примером, ил люстрирующим последнее положение, могут служить экс перименты, в которых квалифицированным шахматистам на короткое время (меньше 1 сек.) предъявлялись доста точно сложные шахматные позиции и давалась инструк ция воспроизвести их на доске. Для экспериментаторов и для испытуемых было неожиданным то, что последние точно оценивали соотношение сил, но не могли вспомнить исходную позицию, т. е. количество и расположение фи гур. Эти факты свидетельствуют о том, что оценка ситуа ции может происходить до расчлененного и осознанного восприятия и тем более запоминания ее элементов.
На основании микроструктурного анализа иерархии уровней преобразований информации в зрительной и слу ховой системах можно прийти к заключению, что перцеп тивные, опознавательные и мнемические действия не толь ко участвуют в информационной подготовке мыслитель ного акта, но и вносят существенный вклад в реализацию последнего. В процессе решения задач на одном шаге информационного поиска, или за время одной зритель ной фиксации может развернуться достаточно большая система преобразований информации. В зависимости от сложности решаемой задачи число и тип преобразований меняются, что находит свое выражение в изменении и длительности зрительных фиксаций. Это означает, что че ловек, решающий задачу, обладает способностью настра иваться на перцептивную или семантическую сложность информационного поля. Указанная способность в некото рой мере подобна настройке зрительной системы на ин тенсивность светового потока. Если последняя выражает ся в зрачковых реакциях, то настройка на сложность вы ражается в длительности зрительных фиксаций и в количестве перерабатываемой информации.
В реальной работе оператора скорость обработки ин формации, как правило, непостоянна. Это связано с тем, что оператор от режима поиска переходит к режиму по строения ОКМ и собственно к режиму решения, т. е. деятельность оператора имеет фазовый характер.
Наиболее отчетливо фазовость операторской деятель ности обнаружилась при исследовании процессов ре шения оперативных задач на имитаторе мнемосхемы энергосистемы. В этом случае (в отличие от задач инфор
66
мационного поиска) у операторов отсутствовали скольконибудь конкретные и отчетливые опознавательные этало ны. Им приходилось формировать их в самом процессе решения, руководствуясь ранее усвоенной системой правил.
Операторам предлагалось проанализировать состоя ние отдельных энергоблоков или системы в целом. В слу чае обнаружения отклонения от нормы испытуемый дол жен был принять решение о способе восстановления нор мального состояния. Анализ записей индикаторов ряда регистрируемых физиологических систем показал, что по показателям электроокулограммы можно выделить четы ре фазы «глазодвигательного поведения», отличающиеся амплитудой скачков и длительностью фиксаций. На пер вой фазе наблюдаются скачки большой амплитуды, на второй — малой. Длительность фиксаций на первых двух фазах сравнительно невелика и находится в пределах 0,3—1 сек. Затем наступает третья фаза — фаза длитель ных фиксаций (до 5 сек.), перемежаемых скачками боль шой амплитуды, и, наконец, четвертая фаза, характеризу ющаяся полной депрессией движений глаз, которая могла занимать десятки секунд. Депрессия альфа-ритма была наименьшей на первой и третьей фазах (40% от фона). Максимальная депрессия альфа-ритма наблюдалась на четвертой фазе решения (80% от фона).
Артикуляционный аппарат, по данным регистрации электромиограммы нижней губы, включался на заверша ющих интервалах решения задач. При решении самых сложных задач наблюдалось поочередное включение всех трех регистрируемых систем, однако и в этом случае удельный вес участия артикуляционной системы в процес се решения оставался небольшим. Данные, полученные при исследовании решения задач этого типа, не дают ос нования для выделения специальной фазы оперирования вербальным (словесным) отображением проблемной си туации.
Психологически обнаруженные фазы могут быть, повидимому, интерпретированы следующим образом. На первых двух фазах осуществляются ознакомление с элементами ситуации и анализ свойств и отношений эле ментов. Иными словами, эти фазы как можно предполо жить исходя из результатов описанных и ряда других экспериментов, ответственны за построение ОКМ проб
3* |
67 |
лемной ситуации. При решении сравнительно простых за дач наблюдается переход к третьей фазе, которая может рассматриваться как фаза опознавания ситуации, направ ленная на формирование и оценку пригодности програм мы действий. Последняя строится на основании ряда пра вил и способов деятельности, усвоенных в процессе обуче ния. На этой фазе осуществляется выбор варианта из ряда стандартных вариантов решения.
Наконец, в более трудных случаях, когда регистри руется четвертая фаза, мы имеем дело с деятельностью во внутреннем плане в собственном смысле этого слова. Эта деятельность связана с построением на основе ма нипулирования и преобразования ОКМ нового варианта решения.
Анализ взаимоотношений описанных четырех фаз по казал, что в процессе решения сложных задач возможны переходы от первой фазы сразу к четвертой, от четвер той — к первой или второй и т. д. Наиболее вероятны пе реходы от первых двух фаз к третьей или четвертой. Ме жду последними фазами вероятность переходов близка
кнулю. Вместе с тем максимальна вероятность перехода от третьей или четвертой фазы к завершающей стадии —
квнутриречевой подготовке решения и формированию от вета.
Таким образом, регистрация отдельных физиологиче ских систем дает основание для объективной оценки функциональной структуры сложной познавательной де ятельности и характеристики преобразований, которые совершаются над ОКМ проблемной ситуации.
Подобные исследования деятельности операторов не обходимы для оценки пригодности вариантов информа ционных моделей и их оптимизации.
4.КОМПЛЕКСНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ВНЕШНИХ
ИВНУТРЕННИХ СРЕДСТВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОПЕРАТОРА
Задача проектирования средств деятельности операто ра становится центральной в инженерной психологии, со ставляющей важный раздел эргономики как науки о тру довой деятельности людей.
На первых этапах своего развития инженерная психо логия выполняла аналитические, коррективные функции, сводившиеся в основном к критическому анализу ошибок
68
проектирования или подготовки операторов, а также к выявлению факторов, снижающих эффективность систем «человек — машина». Для широкого класса задач опера тора (пилота, диспетчера, наблюдателя и других) были выработаны полезные рекомендации по рациональному конструированию пультов управления, шкал приборов, средств сигнализации и т. п. Позднее были также опреде лены в общих чертах закономерности приема и перера ботки информации человеком, его возможности по обу чению и самообучению, общие принципы организации взаимодействия человека и ЭВМ. Выработанные реко мендации нашли практическое приложение в автомати зации управления, авиации и космонавтике. Первые ре комендации и нормы помогли исправить некоторые ошибки, допущенные при проектировании систем.
В настоящее время инженерная психология перешла ко второму этапу — к синтезу, проектированию человече ской деятельности в крупных человеко-машинных систе мах обработки информации, в системах управления орга низационного типа. Она рассматривает проектирование таких систем как построение новых видов человеческой деятельности. Это позволяет правильно ставить и решать сложные проблемы общения («коллектив операторов — машины — коллектив»), проблемы осознания деятельнос ти в человеко-машинных системах и разрабатывать на этой основе мероприятия, повышающие эффективность функционирования человеко-машинных систем.
В чем же состоит задача проектирования операторской деятельности в автоматизированных системах? Как ее следует понимать?
Во-первых, человеческая деятельность в автоматизиро ванных системах управления должна с самого начала проектироваться вместе с техническими средствами. Дру гими словами, инженерной психологии предстоит решать синтетическую задачу, участвуя в проектировании техни ческих средств и одновременно осуществляя отбор, обу чение и тренировку операторов. Следует подчеркнуть, что проектирование сложных человеко-машинных систем дол жно осуществляться комплексными усилиями специалис тов, среди которых инженерным психологам принадлежит одно из ведущих мест.
Во-вторых, проектирование человеческой деятельности должно опираться на фундаментальные психологические
69
исследования и моделирование высших психических функ ций — восприятия, памяти, мышления (образного и поня тийного). Эти функции являются, по существу, внутрен ними средствами, или психологическими инструментами, деятельности. К числу таких внутренних средств (спосо бов) деятельности относятся опыт, знания, программы и схемы поведения, навыки оператора, составляющие в со вокупности его профессиональный облик. На основе внут ренних средств деятельности формируются постоянные и оперативные образно-концептуальные модели, лежащие в основе процесса принятия решения и управляющей дея тельности оператора. Естественно, что такие психологи ческие инструменты деятельности подлежат специальному формированию и тренировке, что оказывает существенное влияние на эффективность деятельности.
Оператор, использующий арсенал психологических ин струментов деятельности, опирается на внешние средства, предоставляемые ему конструкторами систем. К внешним средствам деятельности относятся информационные мо дели, реализуемые на устройствах отображения информа ции (экраны, табло, мнемосхемы, индикаторные прибо ры) или в форме документа, средства математического обеспечения ЭВМ (при решении задач совместно с ЭВМ) и другие вспомогательные средства подготовки решения, органы управления и средства коммуникации.
Таким образом, задача проектирования деятельности и является задачей проектирования согласованных внут ренних и внешних ее средств, в первую очередь согласо ванных концептуальных и информационных моделей, пол ностью использующих психологические возможности опе ратора по приему и переработке информации и принятию решения.
В разных условиях центр тяжести этого проектирова ния может приходиться либо на внешние, либо на внут ренние средства деятельности. Существует ряд информа ционных моделей (первый тип), которые можно условно назвать моделями-изображениями реальной обстановки. К их числу относятся отображение на радиолокационном экране, аэрофотоснимки, снимки процессов в трековых камерах и др. Характеристики этих моделей определя ются техническими возможностями сбора первичной ин формации, поэтому воздействие на них оказывается за трудненным или невозможным. Инженерно-психологиче
70
ские и эргономические рекомендации при этом касаются уровня освещенности, контраста, режима работы, и ос новная задача инженерных психологов состоит в анализе деятельности и проектировании (формировании) ее внут ренних средств.
Существуют и другие информационные модели (вто рой тип), когда оператор имеет дело не с первичной, а с предварительно обработанной информацией, которая, как правило, поступает на устройства отображения из ЭВМ. В этих случаях разработчики, инженерные психоло ги имеют больший простор для технической реализации различных вариантов информационных моделей на уст ройствах отображения, поэтому основное внимание при проектировании может быть обращено на формирование внешних средств деятельности оператора. Это не означа ет, что внутренние средства остаются без внимания, но при работе со вторичными информационными моделями они должны быть иными, т. е. относиться не столько к сфере восприятия, сколько к интеллектуальной сфере, к сфере принятия решений.
Анализ информационных моделей второго типа подчер кивает сложность решения задачи проектирования опера торской деятельности. Дело в том, что оператора вклю чают в систему управления для выполнения преимущест венно таких функций, для которых не всегда можно выработать четкие и однозначные инструкции и правила. Ему поручается выполнение. (или контроль) наиболее важных и ответственных функций в системе. Иными сло вами, от человека требуется ответственная и разумная система действий в непредвиденных обстоятельствах, часто в условиях недостаточной, а порой и недостоверной информации. Деятельность оператора протекает в реаль ном масштабе времени, что предъявляет особые требова ния к ее оперативности и точности. Особенностью дея тельности человека в автоматизированных системах явля ется то, что от него требуется оперативное творчество, оперативная интеллектуальная обработка информации.
Решать задачу проектирования средств деятельности операторов можно только на основе знаний об объектив ной структуре деятельности. Именно на их основе могут быть разработаны информационные модели и другие средства, адекватные не только реальности, но и задаче и характеру деятельности оператора.
*71
В советской психологической науке существует кон цепция, в соответствии с которой может строиться даль нейшая разработка идей, связанных с выявлением зако номерностей формирования и усвоения внутренних и внешних средств деятельности оператора. Это концепция школы Л. С. Выготского и А. Н. Леонтьева.
Согласно учению Л. С. Выготского о развитии высших психических функций специфические особенности психи ки человека возникают вследствие того, что непосредст венные «натуральные» процессы превращаются в опо средствованные. Механизмом такого превращения явля
ется |
включение в поведение человека промежуточного |
||
звена, |
названного Л. |
С. Выготским |
«стимулом-средст |
вом». |
«Стимулы-средства» отличны |
от «стимулов-объек |
|
тов» |
и выполняют |
функцию замещения последних. |
А. Н. Леонтьев показал, что обращение к «стимулам-сред ствам», или вспомогательным средствам, изменяет прин ципиальную структуру психического акта. Включение в поведение человека «стимулов-средств» приводит, по су ществу, к появлению нового типа психологических опера ций, которые очень точно были названы Л. С. Выготским и А. Н. Леонтьевым «инструментальными психологически ми операциями». Л. С. Выготский сформулировал поло жение о том, что опосредствованная структура психологи ческого процесса первоначально имеет внешнюю форму. Именно поэтому подобные психологические операции и были названы инструментальными. А. Н. Леонтьев на основе учения Л. С. Выготского приходит к выводу о том, что главный механизм развития психики есть механизм усвоения социальных, исторически сложившихся видов и форм деятельности. Но так как при этом деятельность мо жет осуществляться только в ее внешнем выражении, А. Н. Леонтьев допускал, что усвоенные в их внешней форме процессы далее преобразуются в процессы внут ренние, умственные. Именно процессу интериоризации внешних действий, т. е. постепенному их преобразованию во внутренние, умственные, было посвящено наибольшее
число исследований, проводившихся последователями Л. С. Выготского.
На современном этапе развития системотехники «сти мулы-средства», или «стимулы-знаки», остающиеся в фор ме «действующих извне раздражителей», выполняют са мые разнообразные функции. Информационная модель
Рис. 11. Схема внешних и внутренних средств деятельности оператора
современной системы управления может рассматривать ся как «стимул-средство», психологический инструмент, помогающий и позволяющий человеку осуществлять сложнейшие функции управления.
Несмотря на то что центр тяжести исследований выс ших психических функций лежал в области формирования «внутреннего психологического инструментария», многие методы и результаты теоретического анализа могут быть с успехом использованы при анализе и проектировании деятельности оператора с «внешним психологическим инструментарием», каким по существу является инфор мационная модель системы управления.
Попробуем конкретизировать концепцию проектиро вания средств деятельности и предложим некоторую их схематизацию.
На рис. 11 представлены основные внутренние (в верх ней части центрального поля) и внешние (в нижней час ти) средства деятельности оператора, отнесенные к трем основным этапам деятельности — информационной под готовке, принятию и реализации решения. Кроме того, на блоках, расположенных справа и слева, выделены факто ры, влияющие (через внешние и внутренние средства и непосредственно) на эффективность деятельности. В цент ре в кружках выделены основные типы (механизмы) опе раторской деятельности, реализующие согласование внешних и внутренних средств. Такая схема1 может, по нашему мнению, быть полезной при выявлении и класси фикации перспективных проблем инженерной психологии, при организации информационных массивов по пробле мам эргономики и инженерной психологии. Она очерчива ет контуры задачи проектирования средств деятельности и позволяет двигаться дальше по пути специализации ти пов операторской деятельности. Такая специализация представлена на ргіс. 12.
Нами выделены четыре типа операторской деятель ности.
Первый тип ■— деятельность оператора-технолога. Он непосредственно включен в технологический процесс, ра ботает в основном в режиме немедленного обслуживания, совершает преимущественно управляющие действия, ру ководствуясь при этом инструкциями, которые содержат,
1 В ее разработке принимал участие Е. Г. Трещев.
74
Оператор - исследователь
Оператор-технолог
Оператор - организатор
|
|
-п р и м е р н а я доля образного ком понент а |
Х / / / Л |
-п р и м е р н а я доля концепт уального ком понент а |
|
I |
-| |
-п р и м е р н а я доля машинного компонент а |
I [ПИЩ |
-пр и м ер н а я доля „человеческого“компонент а |
Рис. 12. Основные типы операторской деятельности