Файл: Балыгин, И. Е. Электрические свойства твердых диэлектриков-1.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.10.2024
Просмотров: 95
Скачиваний: 0
первичную |
память, первичная |
(вербально-акустиче |
||
ская) память, блок повторения, блок элементарных |
ло |
|||
гических преобразований и блок ответа. |
|
|||
Предлагаемый метод оценки функциональных со |
||||
стояний операторов основан на |
том, |
что разные |
виды |
|
утомления |
избирательно влияют |
на |
работу отдельных |
функциональных блоков, снижая эффективность вос приятия, памяти и мышления. На разных стадиях утом ления будет изменяться не только общий уровень вы полнения действия, но и степень участия каждого блока, успешность выполнения той или иной операции.
Тестируя с помощью различных методик работу от дельных функциональных блоков в системе переработ ки поступающей информации при различных функцио нальных состояниях, можно:
дать количественную характеристику стадии утомле ния каждого блока и всей системы в целом;
описать динамику развития утомления как динамику изменения работы отдельных функциональных блоков; указать блок-операцию или функциональную систе му операций, за счет которых происходит снижение эф
фективности работы оператора.
В настоящее время для тестирования работоспособ ности отдельных функциональных блоков разработаны и используются следующие методики.
Время реакции (ВР). На короткое время испытуемо му показывается однозначная цифра. Необходимо как можно быстрее воспроизвести ее на пульте. Регистри руется правильность ответа и его латентное время. Эта
методика используется для |
ознакомления испытуемого |
||
с ситуацией эксперимента: |
характером |
предъявляемого |
|
материала, способом предъявления, |
способом воспроиз |
||
ведения ответа на пульте. |
Кроме |
того, |
использование |
этой методики дает возможность получить данные для более точного и детального анализа результатов других методик. Латентное время ответа включает и время по иска цифры на пульте. Измерение этого времени уточ няет временные параметры отдельных операций и поз воляет выделить групповые и индивидуальные различия в способах выполнения операции, что является необхо димым компонентом психологического исследования.
Поиск сигнала в шуме (ПСШ). Испытуемому предла гается отыскать заданную цифру (цифра-инструкция) в
173
последовательности цифр, предъявляемых одна за дру гой в одном и том же месте поля зрения. Последователь ность цифр предъявляется после цифры-инструкции с интервалом, отличным от величины интервалов между цифрами последовательности. С помощью двух кнопок на пульте («да» и «нет») испытуемый должен ответить, была или нет цифра-инструкция в предъявленном ряду.
Для успешного выполнения этой задачи испытуемому нет необходимости запоминать все элементы последова тельности и повторять их. Достаточно иметь образ каж дого элемента для выделения признаков, необходимых для сравнения с заданным сигналом. Методика поиска заданной цифры позволяет исключить зависимость ре зультатов от блока сенсорной памяти (наложение сле дов при небольших интервалах между стимулами устра няет возможность чтения следа данной цифры после предъявления последующей), от блоков первичной па мяти, повторения, воспроизведения. С ее помощью тести руется блок фильтрации и перекодирования и определя ется скорость перекодирования из сенсорной памяти.
Опознание (Оп). Испытуемому предъявляется после довательность цифр, после чего дается послеинструкция. Испытуемый, нажимая кнопки «да» и «нет», должен от ветить, присутствовала ли в последовательности цифра, указанная в послеинструкции, и опознать ее. Цифра для опознания выбирается из предъявленного ряда или из отсутствующих цифр.
Задача опознания может быть выполнена при усло вии перевода всей информации в первичную память. Поэтому данная методика тестирует блок первичной па мяти. Влияние повторения исключено, действие меха низма воспроизведения сведено к минимуму. Совмест ное проведение экспериментов с помощью полного вос произведения и опознания дает возможность определить степень влияния механизма воспроизведения на блок первичной памяти.
Определение отсутствующей цифры (ООЦ). Перед предъявлением последовательности цифр испытуемому с помощью цифры-инструкции указываются длина и со став предъявляемого ряда (т. е. величина отрезка нату рального ряда, из которого будет выбрана последова тельность). Затем испытуемому предъявляется ряд цифр, длина которого на единицу меньше длины предъ-
174
являемого ряда. Испытуемый должен определить отсут ствующую цифру.
Задача требует не только запоминания всего мате риала, но и осуществления ряда преобразований, таких, как упорядочение, сканирование и т. д. Таким образом, данная методика направлена на тестирование блока, осуществляющего элементарные логические преобразо вания.
Полное воспроизведение (ПВ). Испытуемому предъ является последовательность цифр, после чего он дол жен воспроизвести на пульте предъявленный ряд в том же порядке.
Для успешного воспроизведения информация должна быть перекодирована и переведена в первичную память. Данная методика тестирует блок первичной памяти, но результаты воспроизведения обусловливаются также влиянием механизма воспроизведения. Поэтому анализ работы блока первичной памяти возможен при совмест ном проведении экспериментов с помощью методик пол ного воспроизведения и опознания предъявленной циф ры, полного воспроизведения и частичного воспроизве дения, в которых учитывается влияние механизма воспроизведения.
Полное воспроизведение с интерферирующей, мешаю щей, задачей (ПВИЗ). Испытуемому предъявляется ряд для запоминания, а затем через варьируемый промежу ток времени (время задержки) предлагается интерфери рующая слуховая или зрительная задача. С целью уменьшения влияния этой помехи интерферирующая задача выбирается очень просто — испытуемому предла гается ряд последовательных звуковых сигналов или не ярких световых вспышек. Количество сигналов или вспышек в последовательности меняется, интервалы между ними либо одинаковые, либо один из них отли чается от остальных. Испытуемый должен отметить, был ли между стимулами интерферирующей задачи интервал, отличный от других, а затем воспроизвести предъявлен ный цифровой ряд.
С помощью этой методики определяется скорость ра боты блока повторения. Предъявление интерферирующей задачи позволяет исключать повторение (при неболь шом времени задержки) или прерывать его на разных этапах. Воспроизведение в этом случае будет зависеть
175
от того, какие элементы ряда удалось повторить до предъявления интерферирующей задачи. Для анализа временных характеристик блока повторения необходимо сопоставление результатов этой методики с результата ми задачи полного воспроизведения.
Необходимая аппаратура. Для оценки функциональ ных состояний по описанным методикам можно исполь зовать либо специальные экспериментальные стенды, ли бо технику, применяемую в АСУ: управляющую ЭВМ и связанные с ней видеотерминальные устройства, обеспе чивающие возможность предъявления цифровой инфор мации. К последним относятся различные дисплеи на электронно-лучевых трубках, электролюминесцентные знаковые индикаторы (ЭЛЗИ) и др. Небольшое табло, состоящее из 10—16 цифровых индикаторов, может обес печить возможность для последовательного и одновре менного предъявления наборов цифр. На пульте для осуществления ответных реакций необходимо иметь 11 кнопок. Одна из кнопок предназначена для подачи испытуемым сигнала готовности, после которого на ин дикаторе предъявляется последовательность цифр. Во семь кнопок однозначно соответствуют каждой из вось ми предъявленных цифр (от 2 до 9) , две кнопки — 0 и 1 («да» и «нет») служат для ответов в задачах.
Условия проведения обследования. Цифры предъяв ляются последовательно в одном и том же месте поля зрения. Временные интервалы между стимулами при предъявлении последовательности одинаковы. В опытах используются длины последовательностей (ДП) от 2 до 10 цифр, величина межстимульных интервалов (МСИ) изменяется от 30 до 360 мсек. Величины длины интерва ла могут варьироваться в зависимости от целей обследо вания. Время экспозиции каждой цифры не меняется во время опыта и обычно составляет 10 мсек. Цифры в по следовательности выбираются в случайном порядке из набора цифр 2—9 (0 и 1 не предъявляются). Ни одна из цифр последовательности не предъявляется дважды.
Программное обеспечение обследования. Для прове дения эксперимента в ЭВМ вводится соответствующая программа, позволяющая в широких пределах варьиро вать экспериментальные условия и обеспечивать основ ные условия проведения эксперимента: выбор и предъ явление экспериментального материала, регистрацию и
176
анализ ответов испытуемых, а по окончании экспери мента — выдачу результатов.
Обработка результатов. Первичные данные экспери мента представлены последовательностью предъявлен ных цифр, ответами испытуемых и латентным временем по каждой задаче (от предъявления последней цифры до нажатия первой кнопки). Эти данные выводятся на перфоратор.
ЭВМ осуществляет сортировку результатов по раз личным комбинациям факторов (экспериментальные ус ловия) и подсчет количества правильных ответов и оши бок разных типов для каждой позиции предъявляемого ряда, а также значения среднего латентного времени для каждого типа ответа.
Для методик «опознание» и «поиск сигнала в шуме» возможны четыре типа ответов испытуемого: правиль ные и неправильные ответы в условии «шум» (тестируе мая цифра отсутствует в последовательности) и пра вильные и неправильные ответы в условии «сигнал».
Результаты исследования по остальным методикам могут быть обработаны как частный случай описанных выше. Для методики «определение отсутствующей циф ры» правильные ответы соответствуют правильным от ветам в условии «шум» (испытуемый правильно опреде ляет отсутствующую цифру), а ошибочные — неправиль ным ответам в условии «сигнал» (испытуемый принимает за отсутствующую одну из предъявленных цифр). Для остальных методик условия «шум» не существует — испытуемый должен воспроизводить предъявленный ма териал. Поэтому в этих случаях можно выделить только два типа ответов — правильные и неправильные ответы в условии «сигнал». Однако для методик «полное вос произведение» и «полное воспроизведение с интерфери рующей задачей» можно классифицировать ошибочные ответы по нескольким типам:
ошибки перестановки — цифра, предъявленная на не которой позиции, воспроизводится, но на другой позиции последовательности. Например, предъявляется — 2, 7, 8, воспроизводится — 2, 8, 7;
ошибки пропуска — цифра, предъявленная на неко торой позиции, в данной пробе не воспроизводится, а заменяется другой. Например, предъявляется — 2, 7, 8, воспроизводится — 2, 6, 8;
7—727 |
177 |
ошибки типа «не видел» — цифра, предъявленная на Некоторой позиции, не воспроизводится совсем.
Для последней методики определяется также количе ство правильных и неправильных ответов на интерфери рующую задачу.
Результаты анализа ответов испытуемого после окон чания эксперимента выводятся на печать.
Объединенная методика тестирования функциональ ного состояния оператора. Как было отмечено выше, ис пользование различных методик позволяет тестировать работу отдельных функциональных блоков системы пе реработки информации и получать количественные оцен ки работы каждого из них. Однако для характеристики всего процесса в целом и его динамики необходимо про вести исследование по всем разработанным методикам.
Функциональное состояние или степень утомления — величина, меняющаяся во времени. Поэтому необходимо тестировать всю систему преобразования поступающей информации в течение непродолжительного периода, характеризующегося одним уровнем утомления, т. е. возникает задача создания объединенной методики, включающей как составные части все шесть методик одновременно, что позволит получить «срез» функцио нального состояния всей системы преобразования посту пающей информации. Объединенная методика должна отвечать следующим требованиям:
методика должна включать все разработанные тесты. Последовательность тестов в разных экспериментах дол жна варьироваться для того, чтобы исключить влияние утомления, возникающего во время эксперимента;
переход от выполнения одной задачи к другой дол жен обозначаться наиболее простым способом (началь ные буквы названия методики, определенные звуковые сигналы). До начала эксперимента испытуемому необхо димо ознакомиться с инструкцией;
каждый блок должен тестироваться по наименьшему числу наиболее информативных условий;
необходимо проводить достаточное количество проб по каждому условию для обеспечения статистической достоверности получаемых результатов;
для получения «среза» функционального состояния максимальная продолжительность одного эксперимента не должна превышать 25—30 мин.
178
В табл. 6 приведен примерный план обследования по объединенной методике.
Количественной характеристикой функционального состояния служит величина, называемая коэффициентом оперативности. Последний может быть получен эмпири ческим путем и представлен в виде вектора, состоящего из набора матриц. Каждая матрица содержит в себе результаты эксперимента, проведенного по определен ной методике, число матриц соответствует числу проте стированных блоков. Полученный таким образом коэф фициент оперативности можно назвать дифференциаль ным. Сравнивая между собой векторы, соответствующие разным «срезам» функционального состояния, можно сделать вывод о его динамике и о преимущественном влиянии состояния того или иного блока на изменение работоспособности всей системы в целом.
Т а б л и ц а 6
План обследования по объединенной методике
Методика
Среднее время на одну пробу сек число длин после- 1 довательности 1цифр |
длина последова- << тельности цифр g число межсти- 2 мульн >іх интер- S валов межстимульный интервал, м сек |
Число проб по каж дому условию Общее количество проб |
Среднее время, необходимое на одну методику,
м и н
Время реакции . . |
2 |
1 |
1 |
. - |
, .. |
20 |
20 |
0,7 |
|
Поиск сигнала в |
5 |
1 |
5 |
2 |
60 |
37 |
74 |
6,2 |
|
ш у м е ................. |
|
120 |
|||||||
Опознание . . . . |
5 |
1 |
5 |
2 |
60 |
37 |
74 |
6,2 |
|
|
|
|
|
|
|
120 |
|
|
|
Определение отсут- |
|
|
|
|
120 |
|
|
|
|
ствующей |
цифры |
5 |
1 |
5 |
2 |
180 |
25 |
50 |
4,2 |
Полное воспроизве- |
|
|
|
|
120 |
10 |
|
|
|
дение ................. |
|
10 |
1 |
5 |
2 |
180 |
20 |
3,4 |
|
Полное воспроизве- |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
дение с интерфе- |
|
|
|
|
300 |
|
|
|
|
рируюідей |
зада- |
|
|
|
|
10 |
|
5,0 |
|
чей* ................. |
|
15 |
1 |
5 |
2 |
600 |
20 |
Общее время эксперимен-
та—25,7 мин
♦ Для этой методики указаны величины времени задержки интерферирующей за дачи.
7*