Файл: Балыгин, И. Е. Электрические свойства твердых диэлектриков-1.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.10.2024
Просмотров: 87
Скачиваний: 0
и точно воспринимать необходимые данные, то она не пригодна.
Информационные модели современных АСУ в боль шинстве случаев адекватно отражают объекты управ ления и состояние системы управления. Тем не менее работа оператора с ними часто не отвечает требованиям оперативности и точности.
Опыт показывает, что операторы сталкиваются с трудностями, которые являются результатом неправиль ного или неполного представления конструктора о воз можностях человека по приему и переработке инфор мации. С этим связан неудачный выбор системы кодирования, предъявление слишком больших объемов информации или слишком быстрая ее смена, не говоря уже об игнорировании элементарных психофизиологиче ских требований. Главная причина такого положения заключается в том, что в основе информационной моде ли лежит система взаимосвязей реального объекта, не учитывающая специфических психологических особен ностей работы человека с данным объектом.
, '' Рассмотрим основные этапы деятельности оператора, имея в виду прежде всего психологическую специфику деятельности с информационными моделями.
Первый этап — восприятие информации — включает следующие качественно различные операции:
обнаружение объекта восприятия; выделение в объекте отдельных признаков, которые
отвечают задаче, стоящей перед оператором; ознакомление с выделенными признаками; опознавание объекта восприятия.
Поскольку информационная ценность различных признаков неодинакова, постольку оператор выделяет и объединяет наиболее существенные признаки. Они ста новятся оперативными единицами восприятия и исполь зуются в дальнейшем при опознавании объекта вос приятия.
Обнаружение — начальная фаза развития любого акта восприятия. Решая задачу обнаружения, наблюда тель отвечает на вопрос: «Есть ли сигнал?». В реальной деятельности оператора обнаружение редко встречается в чистом виде. Обычно одновременно с этой операцией выделяются в объекте отдельные признаки, такие, как цвет, яркость, величина, форма и т, п.
36
На второй фазе восприятия из числа обнаруженных признаков выделяются наиболее информативные и тесно связанные с задачами оператора. Способность к выде лению информативного содержания формируется на ос нове прошлого опыта и требует специального обучения.
В процессе ознакомления с выделенными признака ми оператор устанавливает связи между отдельными свойствами объекта восприятия, увязывает их в единую схему, формирует собственные системы эталонов, на основании которых он может впоследствии опознать объект или ситуацию. Процессам ознакомления и опоз навания сопутствует обычно укрупнение признаков, объединение их в структуры, которые затем выступают как целостные оперативные единицы восприятия.
Оперативная единица восприятия — это семантически целостное образование, формирующееся в результате обучения и создающее возможность одномоментного и целостного восприятия объектов внешнего мира неза висимо от числа содержащихся в них признаков. Фор мирование оперативных единиц восприятия обеспечива ет не только целостность и предметность восприятия, но и возможность в дальнейшем мысленного реконструи рования ряда особенностей объекта, не нашедших непо средственного отражения в информации, предъявленной оператору, равно как и возможность выделения полез ной информации в помехах.
Второй этап — оценка информации, ее анализ и обоб щение на основе заранее заданных или сформирован ных критериев оценки. Оценка производится на основе сопоставления воспринятой информационной модели со сложившейся у оператора внутренней образно-концеп туальной1 моделью обстановки (системы управления). Концептуальная модель представляет собой результат осмысливания оператором сложившейся ситуации с уче том стоящих перед ним задач. В отличие от информа ционной модели она относится к внутренним психологи ческим средствам деятельности оператора.
В содержание образно-концептуальной модели входят образы и модели реальной и прогнозируемой обстанов ки, знание совокупности возможных действий, связан ных с управлением, и исполнительных реакций системы,
1 От слова «концепт» — понятие.
37
а также такие субъективные и часто нечетко определяе мые элементы, как представление о целях и критериях функционирования системы, мотивы деятельности, зна ние (и ощущение) последствий принимаемых решений и т. и. Соотнесение элементов информационной модели с образами и представлениями, входящими в концепту альную модель, является важным звеном переработки информации человеком.
Основная трудность, возникающая на этом этапе, свя зана с проблемой эффективного кодирования информа ции. В решении данной проблемы в настоящее время намечаются два пути. Первый — создание такой системы кодирования, в которой форма знаков или каких-либо других средств индикации в максимальной степени на поминала бы отображаемые объекты. Однако этот путь во многих случаях нереализуем. Второй путь — изобра жение управляемых объектов посредством букв, цифр и условных символов, ничем не напоминающих отобра жаемые объекты. Как показывает опыт, на пути симво лической индикации можно достичь многого при условии достаточного внимания к проблеме усвоения этой систе мы оператором. Возможно и объединение обоих путей.
Для каждого типа задач существуют свои способы эффективного кодирования. Экспериментальные иссле дования и опыт эксплуатации АСУ позволили выявить ряд категорий кодирования, соответствующих опреде ленным задачам. Например, задаче обнаружения или оп ределения места лучше соответствует цветовое кодиро
вание, задаче |
опознавания — кодирование условными |
знаками, задаче |
определения количественных характе |
ристик— цифровое кодирование.
Разработку систем эффективного кодирования нельзя сводить к эмпирическому подбору определенных (для каждого случая) способов кодирования и отображения информации. Необходимо планомерное изучение общих закономерностей перешифровки реальных признаков в их символические отображения и обратно.
Анализируя проблему эффективного кодирования в ее инженерно-психологическом аспекте, полезно обра титься к исследованиям процессов восприятия, которые проводились психологами и физиологами. Суммируя ре зультаты многих работ в этой области, можно отметить следующее.
38
Наблюдатель, свободно рассматривающий окружаю щую действительность, сам выбирает систему кодирова ния (или усваивает ее от других) и методом последова тельных приближений создает наиболее эффективный для данного вида деятельности код. При проектировании АСУ и создании модели, замещающей управляемые объ екты, конструктор аппаратуры нередко выбирает тип ин дикации и систему кодирования, игнорируя привычные способы кодирования, и поэтому делает это не наилуч шим образом. Работая с аппаратурой, оператор лишь в малой степени может видоизменить предлагаемую ему систему кодирования. Поэтому для выбора эффективной системы кодирования необходимы тщательный анализ функционально значимых признаков кодируемого сооб щения, выделение ведущих и второстепенных подчинен ных признаков, однозначно определяемых ведущими признаками. Последние должны располагаться в соот ветствии с теми операциями, которые необходимо произ водить оператору при решении задачи. Код должен быть максимально осмысленным и читаться, как фраза печат ного текста. Причем нужно иметь в виду, что освоение кода представляет собой специальную деятельность, ко торая изучена еще недостаточно.
Процесс кодирования связан с потерей некоторого количества информации. Кроме того, возможно получе ние неполной или неточной информации из-за помех. По этому оператор должен не только соотносить информа цию с управляемым объектом, но и реконструировать ряд особенностей или состояний объекта, не нашедших отражения в предъявленной ему информации. Большое значение при этом имеют опыт оператора и обученность его наиболее эффективным приемам декодирования.
Важным звеном переработки информации является организация полученных после декодирования сведений в целостную систему взаимосвязанных характеристик. Благодаря этому оператор имеет возможность допол нить полученные текущие данные имеющимися у него знаниями о возможных состояниях и поведении объекта управления. В каждый данный момент оператору необ ходима информация лишь об одном или нескольких объ ектах, по которым нужно немедленно принять решение. Поэтому излишне выводить на устройства отображения весь объем информации, предназначенный для формиро
39
вания информационной модели. Оператору нужно дать возможность производить отбор информации и вызывать ее в наиболее соответствующем решаемой задаче виде. Оператор должен иметь возможность, осуществляя ми нимальное число запросов (или шагов в ходе информа ционного поиска), получать информацию о критичных объектах', специально отобранную для принятия ре шения.
Следует различать постоянную (или медленно меняю щуюся) образно-концептуальную модель, хранящуюся в долговременной памяти оператора, и оперативную, в выс шей степени подвижную образно-концептуальную мо дель, хранящуюся в кратковременной, или оперативной, памяти.
Если ситуация знакома, внешняя информационная модель лишь вызывает в памяти оперативную концепту альную модель, адекватную ситуации, и оператор немед ленно начинает реализацию соответствующей схемы по ведения. При незнакомой, проблемной ситуации опе ративная модель начинает формироваться в процессе управления. Тогда в ее содержание входят данные, из влекаемые оператором как из информационной модели, так и из постоянной концептуальной модели. Однако функции оперативной концептуальной модели не исчер пываются интегрированием информации, поступающей из обоих указанных выше источников. В этой модели ин формация приводится к виду, пригодному для принятия решения, и создаются предпосылки решения возникшей проблемной ситуации. Иными словами, формирование оперативной концептуальной модели в нестандартных условиях, по сути дела, есть начало процесса принятия решения и формирования программы исполнительных действий.
Третий этап •— принятие решения на основе проведен ного анализа информационной и образно-концептуальной модели обстановки.
В ряде случаев задача определяется заранее задан ным, известным оператору алгоритмом решения. При этом акт решения сводится к выбору наилучшего из имеющихся в распоряжении оператора вариантов.1
1 Критичные объекты — это наиболее важные объекты, требую щие немедленного обслуживания (вмешательства).
40
Процесс принятия решения оператором усложняется, если ситуация не предусмотрена заданным алгоритмом решения. В этом случае взаимодействие оператора с информационной моделью преследует уже две цели — постановку самой задачи и нахождение способа ее ре шения. Постановка задачи связана со специальным пре образованием информационной модели. Поэтому сле дует создавать такие модели, которые в максимальной степени облегчали бы восприятие ситуации как проблем ной. При формировании информационной модели целе сообразно производить определенную часть работы по отысканию и формулированию задач, а возможно, и ва риантов их решения. Кроме того, информационная мо дель должна давать оператору алгоритмы распознава ния данных в самом широком диапазоне возможных по становок задач. Все это означает, что информационная модель должна строиться таким образом, чтобы опера тор освобождался от выполнения некоторых действий по обработке информации. Для этого в информационную модель должны быть включены данные в обработанном,- преобразованном виде. Степень преобразования данных может быть различна, начиная от элементарных форм их группирования и обобщения и кончая включением в ин формационную модель зоны поиска решения и даже ва рианта решения.
Оператор должен также использовать информацион ную модель для проверки различных вариантов решения задач.
Вэтом смысле модель становится для него не только средством отражения действительности, но и предметом его целенаправленной деятельности.
Впроцессе принятия решения оператор манипулиру ет преобразованной входной информацией. Эти манипу ляции с образами представляют собой, по существу, мыс ленный эксперимент. Одна и та же информация может служить объектом огромного числа самых различных преобразований. Но от оператора требуется формирова ние образа, адекватного не только реальной ситуации, но и конкретной задаче, стоящей перед ним, а также имеющимся у него в памяти способам решения подоб ных задач. В нахождении адекватного способа преобра зования входной информации, являющегося основой оп
тимального решения, большую роль играет рационально
4L
построенная информационная модель и постоянная кон цептуальная модель, формирующаяся в процессе обу чения.
* Следует помнить, что каждому классу задач должны соответствовать определенные типы информационных моделей. Логика решения должна определять выбор то го или иного принципа построения информационной мо дели.
В процессах информационного обеспечения решений, т. е. подготовки и преобразования необходимой для при нятия решений информации, можно выделить прием и обработку информации о внешней среде; информации о состоянии системы управления, а также вспомогательной и служебной информации; данных о ходе управляемого процесса.
По каждому типу информации персонал пункта уп равления осуществляет избирательное управление инфор мационными потоками. Требования к организации управ ления потоками вытекают из характеристик решаемых задач и должны учитывать закономерности восприятия информации человеком.
Управление информационными потоками на средст вах отображения, осуществляемое с учетом динамиче ского содержания информационной модели, должно ос новываться на оптимизации следующих характеристик информационной модели:
степени обобщения (детализации) информации, опре деляющей адекватность информационной картины (мо дели) реальной обстановке и задачам операторов;
объема информации, выводимой на устройства ото бражения или поступающей к операторам по другим ка налам восприятия;
распределения динамической и статической инфор мации на устройствах отображения;
темпа обновления и времени хранения информации; степени дублирования (перекрытия) информации, вы
водимой на различные устройства отображения.
В общем итоге должен быть достигнут наиболее це лесообразный объем выведения текущей информации на средства отображения, зависящей от конкретных пара-
!метров решаемой задачи, а также от объема и качества априорной информации, которой располагают операторы.
I Другими словами, важно уметь практически использо-
42
вать принцип согласования информационной и концеп туальной моделей при максимально возможном облегче-
I нии условий деятельности операторов.
Четвертый этап — приведение принятого решения в исполнение посредством определенной системы действий или отдачи соответствующих распоряжений.
Первые два этапа деятельности оператора можно на звать информационным поиском, включающим также и поиск проблемной ситуации, последние два — объединя ются понятием обслуживания. Разумеется, четкую грань между информационным поиском и обслуживанием мож но установить лишь условно.
В реальной работе оператора не обязательно присут ствуют все перечисленные этапы. Может быть различной и их последовательность. Нередко этапы настолько пере плетены, что трудно выделить какой-либо из них. В не которых видах деятельности оператора тот или иной этап оказывается редуцированным, в то время как другой сильно разрастается и начинает составлять главное ее содержание. Наконец, информационный поиск и обслу живание в работе оператора взаимообусловлены, так как от принятого решения зависит направление следую щего шага информационного поиска. В свою очередь результаты информационного поиска оказывают влия ние на точность и скорость обслуживания. Учитывая это, можно выделить два основных типа деятельности опе ратора.
Для первого типа характерен относительно неболь шой алфавит сигналов, прочно ассоциированных с опре деленными реакциями. Информационное содержание сигналов может быть воспринято и оценено настолько быстро, что информационный поиск может практически отсутствовать. Решение принимается по достаточно прос тым правилам и не требует учета большого числа пере менных. Оператор от восприятия сразу переходит к ис-Л полнительному действию, т. е. осуществляет немедлен ное обслуживание. При этом отсутствует многозначность связей между сигналами и возможными ответными дей ствиями, т. е. оператор не использует в полной мере имеющиеся у него возможности запоминания, укрупне ния, обобщения и преобразования воспринятой инфор мации. В этом случае оператор фактически переходит от ( первого этапа к четвертому, минуя два промежуточных.
43
Этот тип деятельности назван обнаружением с немедлен ным обслуживанием, в нем ограничены возможности оперирования алфавитом образов и алфавитом управ ляющих действий. Ограниченный характер имеет также использование оператором информационной модели. Осознавая и оценивая значение сигналов, с которыми ему приходится работать, оператор не испытывает необ ходимости воссоздавать полностью всю совокупность и взаимозависимость данных, отраженных в информацион ной модели. С психологической точки зрения операто рам, занимающимся деятельностью этого типа, нет нуж ды строить динамичные оперативные концептуальные мо дели.
Для второго типа деятельности оператора характер на переработка большого количества информации, как воспринимаемой с устройств отображения, так и извле каемой из памяти. Процесс восприятия превращается в самостоятельное действие, развернутое во времени и осу ществляемое по определенным, заранее заданным или выработанным правилам. В этом случае имеется слож ный процесс информационного поиска, который сменяет ся процессом преобразования информации, приводящим к принятию решения о необходимом воздействии на сис тему, а затем реализацией решения. Указанный тип дея тельности можно назвать информационным поиском с отсроченным обслуживанием.
Именно для этого типа деятельности характерны очень сложные взаимоотношения между информационной мо делью и постоянной концептуальной моделью реальной обстановки. Оператор должен создавать временные опе ративные концептуальные модели. Подготовка и приня-. тие решения опираются на оперативные модели, которые в известной мере контролируются постоянной концепту альной моделью, содержащей представление о конечном результате работы системы, о требуемой ее эффектив ности.
Имеется существенное различие между двумя типами деятельности с точки зрения их измерения. Первый с из вестными ограничениями можетколичественно описы ваться с помощью теоретико-информационных понятий и мер. Это обусловлено тем, что в процессе деятельности у оператора не происходит существенной смены алфавита сигналов и вероятностных оценок ситуации. При втором
44