Файл: Силаев, И. С. Система КАНАРСПИ в действии (основные направления повышения качества и надежности изделий).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.10.2024

Просмотров: 82

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

разом, чтобы объективными средствами контроля было охва­

чено наибольшее число операций на всех стадиях произ­

водства.

Широкое применение сложной контрольно-измерительной техники средств автоматического контроля требует новых ор­

ганизационных форм. Как показал опыт ряда заводов, наибо­ лее рациональной формой в современных условиях является

организация

контрольно-испытательных

лабораторий, объе­

диненных по

функциональному признаку

в лабораторные

центры. Организация лабораторных центров позволяет скон­ центрировать ценное испытательное оборудование и инже­ нерные кадры, что кр.оме других преимуществ дает возмож­

ность проводить глубокие научные работы по совершенство­

ванию методов контроля и испытаний.

На серийных заводах целесообразно иметь три лаборатор­ ных центра: лабораторный центр по контролю и исследова­ нию материалов, лабораторный центр по контролю и иссле­

дованию приборов и аппаратуры,

устанавливаемых

на из­

делии, и комплекс лабораторий

измерительной

техники

(рис. 24).

участках организуются

В цехах и на производственных

контрольно-проверочные пункты (КПП), являющиеся отделе­

ниями лабораторных центров, а в некоторых случаях созда­

ются контрольно-технологические лаборатории. Между лабо­ раторными центрами должно быть четкое разграничение функций, работа центров должна быть скоординирована по единому плану.

Лаборатории Совместно с аппаратом OTK осуществляют следующие функции:

разрабатывают методики контроля, ведут исследования по определению оптимального числа контролируемых элементов, размеров и параметров;

разрабатывают совместно с технологическими службами средства объективного контроля и доводки изделий;

осуществляют входной контроль покупных агрегатов, обо­ рудования, материалов и полуфабрикатов;

осуществляют методическое руководство по использованию средств объективного контроля в цехах;

ведут научные исследования по совершенствованию мето­ дов контроля и испытаний.

Лабораторный центр по контролю и исследованию мате­ риалов. Лабораторный центр по контролю и исследованию материалов осуществляет входной контроль материалов, за­ готовок и полуфабрикатов, получаемых по кооперированным поставкам; ведет испытания и исследования, связанные с из­ готовлением деталей и узлов холодной и горячей штампов-

121


122

кой, литьем, механической обработкой, литьем и прессовани­ ем из пластмасс и резины, сваркой, клепкой, а также про­ цессов термической обработки; контролирует качество топли­ ва, смазочных материалов и всех химических продуктов,

применяемых в технологических процессах.

В лабораторном центре исследуют новые методы антикор­ розионной защиты с учетом эксплуатации изделий в различ­ ных климатических условиях, выясняют причины разруше­ ния деталей при изготовлении, испытаниях и монтаже.

Центр проводит работы по внедрению методов неразру­

шающего контроля (магнитного, индукционного, рентгено­ графического, ультразвукового, люминесцентного и др.), раз­

рабатывает методы спектрального анализа металлов и спла­ вов, исследует новые марки сталей и сплавов, вводимых в

конструкцию изделия, а также свойства всех новых

неметал­

лических материалов.

контроля

полуфаб­

Внедрение методов неразрушающего

рикатов, деталей и узлов на отсутствие

трещин,

раковин,

волосовин предупреждает проникновение

дефектных мате­

риалов и деталей в производство. Рентгеноструктурный ана­

лиз сталей и сплавов позволяет проводить исследования и контроль их термической и химико-технологической обработ­ ки, определить степень деформации и стабилизации, микро­

неоднородности металлических материалов. Лабораториями этого центра ведутся исследования влияния качества поверх­ ности на прочностные, усталостные и структурные свойства материалов в зависимости от различных методов обработки.

Лабораторный центр проводит работу по освоению и внедрению автоматических методов регулирования парамет­ ров технологических процессов.

В практику широко внедряются такие способы объектив­ ного неразрушающего контроля изделий, как магнитная по­ рошковая дефектоскопия, магнитоструктурный анализ, интро­ скопия. Для контроля твердости деталей используется метод

остаточного магнетизма, для контроля структуры — метод магнитной проницаемости, для контроля твердости отливок

из ковкого чугуна — метод остаточной индукции и т. д. Все

более широко физические методы неразрушающего контроля применяются непосредственно в технологическом процессе;

при этом контрольное оборудование устанавливается на по­ точных производственных линиях.

Лабораторный центр по проверке и исследованию обору­ дования машин. Лабораторный центр по проверке и исследо­ ванию оборудования машин проводит входной контроль комплектующих готовых изделий перед постановкой их на ма­

шину, анализирует и исследует причины отказов машин, вме­

123


сте со службой надежности вырабатывает рекомендации по повышению надежности и ресурса, определяет необходимость

проведения дополнительных испытаний отдельных агрегатов и элементов систем.

Контрольно-проверочные пункты лабораторного центра в цехах агрегатной и окончательной сборки обеспечивают ра­ боту цеха и бюро технического контроля (ВТК) объективными

средствами для настройки и контроля

функционирования

приборов и аппаратуры, установленных

на агрегатах и мон­

тажных блоках. Они ведут проверку элементов электриче­ ских и других систем машины, изготовляемых самим машино­

строительным заводом, а также настройку

и объективную

оценку качества оборудования машины в

комплексе. Осна­

щенность лабораторного центра оборудованием зависит от состава аппаратуры, устанавливаемой на изделии. Оно должно обеспечивать проведение проверок и исследования по широкой номенклатуре параметров, определяющих качество функционирования оборудования на машине и его высокую

эксплуатационную надежность.

Более подробно следует остановиться на проведении лабо­ раторным центром входного контроля комплектующих из­ делий.

Необходимость входного контроля комплектующих изде­ лий определяется тем, что на долю этих изделий падает до

80% всех отказов изделий в эксплуатации. Комплектующие изделия по стоимости составляют от 35 до 60% стоимости машин.

Анализ отказов комплектующих изделий в эксплуатации показывает, что в основном отказы происходят по следующим причинам:

несоответствия комплектующего изделия чертежам и тех­ ническим условиям (т. е. брак по вине завода-изготовителя); неправильного монтажа комплектующего изделия на сбо­

рочном заводе;

неправильного выбора прибора для данной системы (т. е.

ошибка, допущенная при проектировании системы) ; несоответствия технических условий на комплектующее

изделие реальным условиям работы его на машине, тем бо­ лее, что во многих случаях эти условия при проектировании точно не могут быть определены;

нарушения условий хранения и транспортирования комп­ лектующих изделий и ухудшения в результате этого показа­

телей их надежности и долговечности.

Чтобы выявить, какая конкретная причина или сумма причин привели к отказу, часто приходится проводить иссле­ дования.

124


Таким образом, основными задачами входного контроля являются выявление неисправных агрегатов и исключение пропуска их на сборку машины, а также исследование при­ чин отказов комплектующих изделий. Не зная причин отка­ зов комплектующих изделий, специалисты сборочного завода не знают, что предпринять самим и что рекомендовать заво­ ду-поставщику для повышения надежности изделий. Входной контроль является не только мерой, предотвращающей про­ никновение некачественных изделий на машину, но и базой для проведения испытаний и исследований по совершенство­

ванию методов и технологии контроля.

Опыт показывает, что входной контроль быстро окупается.

Если на первых порах введения входного контроля по неко­ торым изделиям браковалось от 40 до 90% партии, то после

Рис. 25. Эффективность входного контроля комплектующих изделий

мер, принятых по результатам входного контроля сборочным заводом и заводбм-поставщиком, брак комплектующих изде­ лий был ликвидирован (рис. 25). После этого входной конт­ роль этих изделий может быть снят. Значительную экономию входной контроль дает сборочному заводу, так как предот­

вращает попадание неисправных агрегатов на машину и иск­

лючает необходимость демонтажа и разборки машин при отказе неисправного аграгата в эксплуатации. Наиболее ши­ роко входной контроль применяется предприятиями, выпу­

скающими продукцию с повышенными требованиями к на-

надежности (рис. 26).

Входной контроль комплектующих изделий проводится в первую очередь по паспортным данным, т. е. при этом про­ веряются те параметры, которые указаны в технических усло­ виях и в паспорте готового изделия. Но в ряде случаев эти

проверки являются недостаточными, и контроль проводится по дополнительной программе, учитывающей условия работы комплектующего изделия на машине.

Например, в гидросистеме некоторых машин в процессе эксплуатации наблюдались случаи негерметичности гидроци­

125

линдров, хотя при входном контроле и при повторных провер­ ках на заводе-изготовителе все показатели соответствовали техническим условиям. Проведенные исследования установи­ ли, что причиной, определяющей разницу в характере рабо­ ты цилиндров, явилась разница температур рабочей жидко­

сти между

указанной в

технических

условиях (20° С)

и возникающей в процессе

работы машины (100—110oC). В

результате

этих исследований дефект

изделия — негерме­

тичность гидроцилиндров — был полностью устранен.

Рис. 26. Удельным объем контроля в различных от­ раслях производства:

/ — сырье; Il — полуфабрикаты; Ill — готовая

продукция;

IV— продукция с повышенными требованиями;

/ — контроль

готовой продукции; 2—контроль в стадии технологического

процесса; а—контроль в стадии проектирования;

4 — входной

контроль

 

Вместе с тем в процессе входного контроля могут быть выявлены такие дефекты, которые обусловлены комплексным взаимодействием данного изделия, являющегося элементом системы, с другими элементами оистемы на машине. Такого рода дефекты очень часто не могут быть выявлены на заво­ де-поставщике, лишь на сборочном заводе они проявляют

себя и могут быть обнаружены, так как именно здесь начина­

ется первая массовая эксплуатация комплектующих изделий

в ходе отработки системы на функционирование и при экс­ плуатационных испытаниях. На сборочном заводе накапли­ вается наиболее полная информация об отказах комплектую­

щих изделий в эксплуатации.

В соответствии с этим объем контрольных испытаний и

проверок на сборочном заводе очень часто претерпевает су­

126