Файл: Силаев, И. С. Система КАНАРСПИ в действии (основные направления повышения качества и надежности изделий).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.10.2024
Просмотров: 82
Скачиваний: 1
разом, чтобы объективными средствами контроля было охва
чено наибольшее число операций на всех стадиях произ
водства.
Широкое применение сложной контрольно-измерительной техники средств автоматического контроля требует новых ор
ганизационных форм. Как показал опыт ряда заводов, наибо лее рациональной формой в современных условиях является
организация |
контрольно-испытательных |
лабораторий, объе |
диненных по |
функциональному признаку |
в лабораторные |
центры. Организация лабораторных центров позволяет скон центрировать ценное испытательное оборудование и инже нерные кадры, что кр.оме других преимуществ дает возмож
ность проводить глубокие научные работы по совершенство
ванию методов контроля и испытаний.
На серийных заводах целесообразно иметь три лаборатор ных центра: лабораторный центр по контролю и исследова нию материалов, лабораторный центр по контролю и иссле
дованию приборов и аппаратуры, |
устанавливаемых |
на из |
делии, и комплекс лабораторий |
измерительной |
техники |
(рис. 24). |
участках организуются |
|
В цехах и на производственных |
контрольно-проверочные пункты (КПП), являющиеся отделе
ниями лабораторных центров, а в некоторых случаях созда
ются контрольно-технологические лаборатории. Между лабо раторными центрами должно быть четкое разграничение функций, работа центров должна быть скоординирована по единому плану.
Лаборатории Совместно с аппаратом OTK осуществляют следующие функции:
разрабатывают методики контроля, ведут исследования по определению оптимального числа контролируемых элементов, размеров и параметров;
разрабатывают совместно с технологическими службами средства объективного контроля и доводки изделий;
осуществляют входной контроль покупных агрегатов, обо рудования, материалов и полуфабрикатов;
осуществляют методическое руководство по использованию средств объективного контроля в цехах;
ведут научные исследования по совершенствованию мето дов контроля и испытаний.
Лабораторный центр по контролю и исследованию мате риалов. Лабораторный центр по контролю и исследованию материалов осуществляет входной контроль материалов, за готовок и полуфабрикатов, получаемых по кооперированным поставкам; ведет испытания и исследования, связанные с из готовлением деталей и узлов холодной и горячей штампов-
121
122
кой, литьем, механической обработкой, литьем и прессовани ем из пластмасс и резины, сваркой, клепкой, а также про цессов термической обработки; контролирует качество топли ва, смазочных материалов и всех химических продуктов,
применяемых в технологических процессах.
В лабораторном центре исследуют новые методы антикор розионной защиты с учетом эксплуатации изделий в различ ных климатических условиях, выясняют причины разруше ния деталей при изготовлении, испытаниях и монтаже.
Центр проводит работы по внедрению методов неразру
шающего контроля (магнитного, индукционного, рентгено графического, ультразвукового, люминесцентного и др.), раз
рабатывает методы спектрального анализа металлов и спла вов, исследует новые марки сталей и сплавов, вводимых в
конструкцию изделия, а также свойства всех новых |
неметал |
|
лических материалов. |
контроля |
полуфаб |
Внедрение методов неразрушающего |
||
рикатов, деталей и узлов на отсутствие |
трещин, |
раковин, |
волосовин предупреждает проникновение |
дефектных мате |
риалов и деталей в производство. Рентгеноструктурный ана
лиз сталей и сплавов позволяет проводить исследования и контроль их термической и химико-технологической обработ ки, определить степень деформации и стабилизации, микро
неоднородности металлических материалов. Лабораториями этого центра ведутся исследования влияния качества поверх ности на прочностные, усталостные и структурные свойства материалов в зависимости от различных методов обработки.
Лабораторный центр проводит работу по освоению и внедрению автоматических методов регулирования парамет ров технологических процессов.
В практику широко внедряются такие способы объектив ного неразрушающего контроля изделий, как магнитная по рошковая дефектоскопия, магнитоструктурный анализ, интро скопия. Для контроля твердости деталей используется метод
остаточного магнетизма, для контроля структуры — метод магнитной проницаемости, для контроля твердости отливок
из ковкого чугуна — метод остаточной индукции и т. д. Все
более широко физические методы неразрушающего контроля применяются непосредственно в технологическом процессе;
при этом контрольное оборудование устанавливается на по точных производственных линиях.
Лабораторный центр по проверке и исследованию обору дования машин. Лабораторный центр по проверке и исследо ванию оборудования машин проводит входной контроль комплектующих готовых изделий перед постановкой их на ма
шину, анализирует и исследует причины отказов машин, вме
123
сте со службой надежности вырабатывает рекомендации по повышению надежности и ресурса, определяет необходимость
проведения дополнительных испытаний отдельных агрегатов и элементов систем.
Контрольно-проверочные пункты лабораторного центра в цехах агрегатной и окончательной сборки обеспечивают ра боту цеха и бюро технического контроля (ВТК) объективными
средствами для настройки и контроля |
функционирования |
приборов и аппаратуры, установленных |
на агрегатах и мон |
тажных блоках. Они ведут проверку элементов электриче ских и других систем машины, изготовляемых самим машино
строительным заводом, а также настройку |
и объективную |
оценку качества оборудования машины в |
комплексе. Осна |
щенность лабораторного центра оборудованием зависит от состава аппаратуры, устанавливаемой на изделии. Оно должно обеспечивать проведение проверок и исследования по широкой номенклатуре параметров, определяющих качество функционирования оборудования на машине и его высокую
эксплуатационную надежность.
Более подробно следует остановиться на проведении лабо раторным центром входного контроля комплектующих из делий.
Необходимость входного контроля комплектующих изде лий определяется тем, что на долю этих изделий падает до
80% всех отказов изделий в эксплуатации. Комплектующие изделия по стоимости составляют от 35 до 60% стоимости машин.
Анализ отказов комплектующих изделий в эксплуатации показывает, что в основном отказы происходят по следующим причинам:
несоответствия комплектующего изделия чертежам и тех ническим условиям (т. е. брак по вине завода-изготовителя); неправильного монтажа комплектующего изделия на сбо
рочном заводе;
неправильного выбора прибора для данной системы (т. е.
ошибка, допущенная при проектировании системы) ; несоответствия технических условий на комплектующее
изделие реальным условиям работы его на машине, тем бо лее, что во многих случаях эти условия при проектировании точно не могут быть определены;
нарушения условий хранения и транспортирования комп лектующих изделий и ухудшения в результате этого показа
телей их надежности и долговечности.
Чтобы выявить, какая конкретная причина или сумма причин привели к отказу, часто приходится проводить иссле дования.
124
Таким образом, основными задачами входного контроля являются выявление неисправных агрегатов и исключение пропуска их на сборку машины, а также исследование при чин отказов комплектующих изделий. Не зная причин отка зов комплектующих изделий, специалисты сборочного завода не знают, что предпринять самим и что рекомендовать заво ду-поставщику для повышения надежности изделий. Входной контроль является не только мерой, предотвращающей про никновение некачественных изделий на машину, но и базой для проведения испытаний и исследований по совершенство
ванию методов и технологии контроля.
Опыт показывает, что входной контроль быстро окупается.
Если на первых порах введения входного контроля по неко торым изделиям браковалось от 40 до 90% партии, то после
Рис. 25. Эффективность входного контроля комплектующих изделий
мер, принятых по результатам входного контроля сборочным заводом и заводбм-поставщиком, брак комплектующих изде лий был ликвидирован (рис. 25). После этого входной конт роль этих изделий может быть снят. Значительную экономию входной контроль дает сборочному заводу, так как предот
вращает попадание неисправных агрегатов на машину и иск
лючает необходимость демонтажа и разборки машин при отказе неисправного аграгата в эксплуатации. Наиболее ши роко входной контроль применяется предприятиями, выпу
скающими продукцию с повышенными требованиями к на-
надежности (рис. 26).
Входной контроль комплектующих изделий проводится в первую очередь по паспортным данным, т. е. при этом про веряются те параметры, которые указаны в технических усло виях и в паспорте готового изделия. Но в ряде случаев эти
проверки являются недостаточными, и контроль проводится по дополнительной программе, учитывающей условия работы комплектующего изделия на машине.
Например, в гидросистеме некоторых машин в процессе эксплуатации наблюдались случаи негерметичности гидроци
125
линдров, хотя при входном контроле и при повторных провер ках на заводе-изготовителе все показатели соответствовали техническим условиям. Проведенные исследования установи ли, что причиной, определяющей разницу в характере рабо ты цилиндров, явилась разница температур рабочей жидко
сти между |
указанной в |
технических |
условиях (20° С) |
и возникающей в процессе |
работы машины (100—110oC). В |
||
результате |
этих исследований дефект |
изделия — негерме |
тичность гидроцилиндров — был полностью устранен.
Рис. 26. Удельным объем контроля в различных от раслях производства:
/ — сырье; Il — полуфабрикаты; Ill — готовая |
продукция; |
IV— продукция с повышенными требованиями; |
/ — контроль |
готовой продукции; 2—контроль в стадии технологического |
|
процесса; а—контроль в стадии проектирования; |
4 — входной |
контроль |
|
Вместе с тем в процессе входного контроля могут быть выявлены такие дефекты, которые обусловлены комплексным взаимодействием данного изделия, являющегося элементом системы, с другими элементами оистемы на машине. Такого рода дефекты очень часто не могут быть выявлены на заво де-поставщике, лишь на сборочном заводе они проявляют
себя и могут быть обнаружены, так как именно здесь начина
ется первая массовая эксплуатация комплектующих изделий
в ходе отработки системы на функционирование и при экс плуатационных испытаниях. На сборочном заводе накапли вается наиболее полная информация об отказах комплектую
щих изделий в эксплуатации.
В соответствии с этим объем контрольных испытаний и
проверок на сборочном заводе очень часто претерпевает су
126