Файл: Силаев, И. С. Система КАНАРСПИ в действии (основные направления повышения качества и надежности изделий).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.10.2024
Просмотров: 80
Скачиваний: 1
пытания новых автомобилей на проходимость, выносливость,
экономичность и др. Без наличия автодромов такие испыта
ния длятся многие месяцы.
Отсутствие контрольно-испытательного оборудования универсального и специального назначения сдерживает раз витие серийных исследовательских и практических работ. Конечно, крупные серийные заводы могут часть специально
го контрольного оборудования проектировать и изготовлять своими силами, что и практикуется на ряде заводов. Однако полностью эта задача может быть решена только на основе организации проектирования и производства контрольно-ис пытательного оборудования для всех отраслей промышленно сти специализированными ОКБ и заводами.
Оптимизация и снижение трудоемкости контроля. Оптими зация технологического процесса контроля должна способст вовать решению двух основных задач — сокращению време
ни контроля и повышению достоверности результатов контро ля. Основными направлениями решения этих задач являются:
повышение контролепригодности изделий; разработка и внедрение функционально-динамического
контроля сложных .систем; оптимальный выбор контролируемых параметров и мето
дов поиска неисправностей; механизация и автоматизация процессов контроля, записи
и расшифровки записей параметров, обработка результатов контроля на ЭВМ;
применение статистических методов контроля.
Возможность широкого использования автоматических
средств контроля в значительной степени определяется схе мой и конструктивной подготовленностью объекта к проведе нию контроля. Имеется несколько путей улучшения приспо
собленности изделия для автоматизированного контроля:
введение в схему систем машины специальных коммутато ров — уплотнителей информации;
установка дополнительных контрольных разъемов, распо ложенных в удобных для работы местах;
установка технологических промежуточных разъемов, рас положенных в легко доступных местах.
Первый способ требует установки на машине дополнитель
ной аппаратуры и прокладки трасс связи. Испытания показа ли, что этот вариант не является оптимальным, поскольку воз никает трудность в создании коммутаторов, способных про пускать широкий диапазон сигналов без искажений, к тому
же элементы, применимые в коммутаторах, не являются на дежными.
9 |
131 |
Второй способ связан так же с установкой дополнительных
элементов и прокладкой трассы связи. Он требует также до работки готовых изделий, что связано с дополнительными за тратами. Задача в этом случае сводится к выбору места расположения контрольного разъема с таким расчетом, чтобы, как можно меньше затрачивалось времени на доступ к нему.
В условиях серийного производства наиболее целесооб разной является установка промежуточных технологических разъемов в легко доступных местах. В этом случае может не потребоваться прокладка дополнительных трасс. Отработка и контроль систем осуществляются через эти технологические разъемы.
В качестве критерия, характеризующего степень приспо собленности оборудования машин под автоматический конт роль, целесообразно взять коэффициент использования вре
мени цикла контроля оборудования, |
который определяется |
|
формулой |
|
|
|
Na |
|
_ |
У tal |
|
¿=1_________ |
||
'i ~ Na |
Nb |
’ |
V tai + У tbi |
||
i=l |
г Л |
|
где tai — машинное время контроля;
tbi — вспомогательное время контроля.
Из этой формулы видно, что наиболее благоприятный случай будет при η = l. Учитывая неизбежность затрат времени на
открывание и закрывание люков для подхода к разъемам и
на подключение контрольной аппаратуры, можно считать, что коэффициент η = 0,8÷0,9 является хорошим показателем
контролепригодности изделия. Большое значение для повы шения достоверности результатов контроля сложных систем
является разработка методов функционально-динамического
контроля.
Общая тенденция развития конструкции изделий ведет к
необходимости применения систем автоматического |
управле |
|
ния, имеющих большое быстродействие |
и работающих по |
|
замкнутому контуру, когда в едином |
комплексе |
работает |
большое количество различных систем. В этом случае предъ являются повышенные требования к точности параметров си
стем и особенно в действии, так как в |
условиях высокого |
|
комплексирования динамические характеристики |
отдельных |
|
приборов приобретают существенную роль. |
В связи с этим |
|
появилась необходимость определять динамические |
характе |
ристики не только отдельных изделий, но и всего комплекса оборудования, входящего в данный контур. Таким образом,
132
осуществляется функционально-динамический контроль -- контроль при одновременном действии всех взаимосвязанных систем, входящих в контур. Для осуществления такого конт роля создаются специализированные лаборатории комплекс ного контроля, оснащенные контрольно-записывающей аппа ратурой для синхронной записи процессов, по которой можно
судить не только о функционировании системы, но и о причинах выхода характеристик замкнутого контура за поле допусков.
При разработке технологии контроля сложных систем су щественное значение имеет оптимальный выбор контролируе мых параметров, построение оптимальных программ контро ля и поиска неисправностей. Выбрать наиболее эффективные параметры и оценить их достаточность можно только на осно ве тщательного изучения функциональных связей и особенно стей конкретной контролируемой системы. В настоящее время в большинстве случав выбор контролируемых параметров производится субъективно, в зависимости от опыта и квали фикации технолога. Поэтому не всегда выбранные параметры характеризуют общую работоспособность системы, имеет ме сто необоснованная избыточность и повторяемость контроли руемых параметров по этапам производства, что приводит к излишнему увеличению цикла и стоимости контроля. В тех нической литературе имется много работ по методам выбора контролируемых параметров.
Наиболее эффективное решение обспечивает специальный математический аппарат, позволяющий оптимизировать вы бор контрольных параметров. В настоящее время достаточно хорошо разработаны методы, основанные на использовании
теории информации, теории вероятностей, теории графов, а
также методы, основанные на использовании аппарата мате матической логики и теории автоматического регулирования. Однако из-за высокой сложности и ряда других причин эти методы не нашли широкого применения в производстве, по
этому ставится задача на базе существующего математическо го аппарата в рамках системы КАНАРСПИ создать достаточ но простую методику выбора контролируемых параметров и поиска неисправностей, которую мог бы использовать в про
изводстве инженер средней квалификации.
Первый опыт научного подхода к выбору контролируемых
параметров дал хорошие результаты. На одном из сложных
изделий трудоемкость контроля систем сокращена на 30 ч при высокой степени достоверности результатов контроля.
Решение задачи сокращения трудоемких контрольных операций при заданной эффективности контроля невозможно без применения автоматических средств контроля, совершен ной контрольно-записывающей аппаратуры, электронно-вычи
133
слительной техники для автоматической обработки результа тов контроля. В настоящее время разрабатываются стенды
автоматического контроля электротехнического и других ви дов оборудования сложных изделий с привязкой к АСУП.
Значительное снижение трудоемкости контроля может быть получено благодаря применению статистических мето дов контроля, дающих возможность сплошной поштучный контроль заменить выборочным. Но применение выборочного контроля, как известно, связано с определенной степенью риска пропустить некондиционное изделие (риск заказчика).
Поэтому на особо ответственных изделиях, где не допуска ется риск заказчика, статистический контроль, как правило,
не применяется.
Однако заслуживает внимания опыт применения в усло виях мелкосерийного производства сложных изделий выбо рочного контроля с предварительным прогнозированием зна чений эксплуатационных характеристик, основанного на прин ципах функциональной взаимозаменяемости. Как известно, на эксплуатационные характеристики изделия влияет ряд пара метров составляющих изделия компонентов (например, геомет рические размеры, механические, электрические и другие вели
чины), которые можноизмерить в процессе производства. Изме нение этих параметров, которые называются функциональны ми, вызывает изменение эксплуатационных характеристик изде лия. Накопление статистического материала и применение определенного математического аппарата позволяет выявить характер связи между функциональными параметрами и
эксплуатационными характеристиками. Это дает возможность
по допускам на эксплуатационные характеристики установить допуски на функциональные параметры или по отклонениям функциональных параметров прогнозировать значения экс плуатационных характеристик. Таким образом, выборка для контроля составляется не из случайно отобранных изделий, а из изделий, которые, судя по отклонениям функциональных параметров, имеют худшие эксплуатационные характеристи
ки. Если эксплуатационные характеристики этих |
изделий |
окажутся в пределах допусков, то остальные изделия |
партии |
с высокой степенью вероятности также будут кондиционными.
ОРГАНИЗАЦИЯ БЕЗДЕФЕКТНОГО ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПРОДУКЦИИ
Одним из важнейших направлений системы КАНАРСПИ является организация бездефектного изготовления продукции
в соответствии со стандартами, чертежами, техническими ус ловиями, технологией. Так как это направление является ос
134
новным содержанием саратовской системы, кратко изложим особенности работы предприятий, характерные для системы
КАНАРСПИ.
Основными путями достижения этого требования системы являются:
совершенствование организации и управления производ ством, обеспечение ритмичного выпуска продукции;
разработка высококачественной технической документа ции;
создание высококачественной технологической и контроль ной оснастки;
улучшение условий труда работающих; повышение квалификации кадров;
моральное и материальное стимулирование бездефектного труда, введение количественных критериев оценки качества труда как отдельных исполнителей, так и коллективов;
аттестация продукции государственным и заводским зна
ками качества; повседневный анализ причин брака и оперативное их
устранение;
четкое распределение функции и ответственности испол нителей и служб предприятия в обеспечении высокого каче ства продукции;
широкое участие общественных организаций в работе по повышению качества продукции;
организация социалистического соревнования |
за повыше |
||
ние качества продукции. |
и |
управления |
производ |
Совершенствование организации |
|||
ством. Одним из важнейших звеньев |
комплекса |
мероприя |
|
тий, направленных на повышение |
качества и |
надежности |
сложных машин, является научная организация труда и уп равления производством. Сюда относятся как вопросы совер
шенствования внешних связей серийного завода, так и внут ренние вопросы организации производства.
Очевидно, что на качество и надежность |
изделий оказы |
вают большое влияние: кооперирование и |
специализация |
производства; материально-техническое снабжение (регуляр ность и ритмичность поставок и т. п.) ; характер взаимоотно шений серийного завода с ОКБ; степень координации научных исследований, проводимых ОКБ, НИИ, серийным заводом;
характер связей серийного завода с эксплуатирующими орга низациями,
К внутренним вопросам относятся: научная организация планирования и управления производством, обеспечивающая ритмичный выпуск продукции; рациональная организация це хов и служб завода, исследовательской базы; наличие разви
135