Файл: Силаев, И. С. Система КАНАРСПИ в действии (основные направления повышения качества и надежности изделий).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.10.2024

Просмотров: 80

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

пытания новых автомобилей на проходимость, выносливость,

экономичность и др. Без наличия автодромов такие испыта­

ния длятся многие месяцы.

Отсутствие контрольно-испытательного оборудования универсального и специального назначения сдерживает раз­ витие серийных исследовательских и практических работ. Конечно, крупные серийные заводы могут часть специально­

го контрольного оборудования проектировать и изготовлять своими силами, что и практикуется на ряде заводов. Однако полностью эта задача может быть решена только на основе организации проектирования и производства контрольно-ис­ пытательного оборудования для всех отраслей промышленно­ сти специализированными ОКБ и заводами.

Оптимизация и снижение трудоемкости контроля. Оптими­ зация технологического процесса контроля должна способст­ вовать решению двух основных задач — сокращению време­

ни контроля и повышению достоверности результатов контро­ ля. Основными направлениями решения этих задач являются:

повышение контролепригодности изделий; разработка и внедрение функционально-динамического

контроля сложных .систем; оптимальный выбор контролируемых параметров и мето­

дов поиска неисправностей; механизация и автоматизация процессов контроля, записи

и расшифровки записей параметров, обработка результатов контроля на ЭВМ;

применение статистических методов контроля.

Возможность широкого использования автоматических

средств контроля в значительной степени определяется схе­ мой и конструктивной подготовленностью объекта к проведе­ нию контроля. Имеется несколько путей улучшения приспо­

собленности изделия для автоматизированного контроля:

введение в схему систем машины специальных коммутато­ ров — уплотнителей информации;

установка дополнительных контрольных разъемов, распо­ ложенных в удобных для работы местах;

установка технологических промежуточных разъемов, рас­ положенных в легко доступных местах.

Первый способ требует установки на машине дополнитель­

ной аппаратуры и прокладки трасс связи. Испытания показа­ ли, что этот вариант не является оптимальным, поскольку воз­ никает трудность в создании коммутаторов, способных про­ пускать широкий диапазон сигналов без искажений, к тому

же элементы, применимые в коммутаторах, не являются на­ дежными.

9

131


Второй способ связан так же с установкой дополнительных

элементов и прокладкой трассы связи. Он требует также до­ работки готовых изделий, что связано с дополнительными за­ тратами. Задача в этом случае сводится к выбору места расположения контрольного разъема с таким расчетом, чтобы, как можно меньше затрачивалось времени на доступ к нему.

В условиях серийного производства наиболее целесооб­ разной является установка промежуточных технологических разъемов в легко доступных местах. В этом случае может не потребоваться прокладка дополнительных трасс. Отработка и контроль систем осуществляются через эти технологические разъемы.

В качестве критерия, характеризующего степень приспо­ собленности оборудования машин под автоматический конт­ роль, целесообразно взять коэффициент использования вре­

мени цикла контроля оборудования,

который определяется

формулой

 

 

 

Na

 

_

У tal

 

¿=1_________

'i ~ Na

Nb

V tai + У tbi

i=l

г Л

 

где tai — машинное время контроля;

tbi — вспомогательное время контроля.

Из этой формулы видно, что наиболее благоприятный случай будет при η = l. Учитывая неизбежность затрат времени на

открывание и закрывание люков для подхода к разъемам и

на подключение контрольной аппаратуры, можно считать, что коэффициент η = 0,8÷0,9 является хорошим показателем

контролепригодности изделия. Большое значение для повы­ шения достоверности результатов контроля сложных систем

является разработка методов функционально-динамического

контроля.

Общая тенденция развития конструкции изделий ведет к

необходимости применения систем автоматического

управле­

ния, имеющих большое быстродействие

и работающих по

замкнутому контуру, когда в едином

комплексе

работает

большое количество различных систем. В этом случае предъ­ являются повышенные требования к точности параметров си­

стем и особенно в действии, так как в

условиях высокого

комплексирования динамические характеристики

отдельных

приборов приобретают существенную роль.

В связи с этим

появилась необходимость определять динамические

характе­

ристики не только отдельных изделий, но и всего комплекса оборудования, входящего в данный контур. Таким образом,

132


осуществляется функционально-динамический контроль -- контроль при одновременном действии всех взаимосвязанных систем, входящих в контур. Для осуществления такого конт­ роля создаются специализированные лаборатории комплекс­ ного контроля, оснащенные контрольно-записывающей аппа­ ратурой для синхронной записи процессов, по которой можно

судить не только о функционировании системы, но и о причинах выхода характеристик замкнутого контура за поле допусков.

При разработке технологии контроля сложных систем су­ щественное значение имеет оптимальный выбор контролируе­ мых параметров, построение оптимальных программ контро­ ля и поиска неисправностей. Выбрать наиболее эффективные параметры и оценить их достаточность можно только на осно­ ве тщательного изучения функциональных связей и особенно­ стей конкретной контролируемой системы. В настоящее время в большинстве случав выбор контролируемых параметров производится субъективно, в зависимости от опыта и квали­ фикации технолога. Поэтому не всегда выбранные параметры характеризуют общую работоспособность системы, имеет ме­ сто необоснованная избыточность и повторяемость контроли­ руемых параметров по этапам производства, что приводит к излишнему увеличению цикла и стоимости контроля. В тех­ нической литературе имется много работ по методам выбора контролируемых параметров.

Наиболее эффективное решение обспечивает специальный математический аппарат, позволяющий оптимизировать вы­ бор контрольных параметров. В настоящее время достаточно хорошо разработаны методы, основанные на использовании

теории информации, теории вероятностей, теории графов, а

также методы, основанные на использовании аппарата мате­ матической логики и теории автоматического регулирования. Однако из-за высокой сложности и ряда других причин эти методы не нашли широкого применения в производстве, по­

этому ставится задача на базе существующего математическо­ го аппарата в рамках системы КАНАРСПИ создать достаточ­ но простую методику выбора контролируемых параметров и поиска неисправностей, которую мог бы использовать в про­

изводстве инженер средней квалификации.

Первый опыт научного подхода к выбору контролируемых

параметров дал хорошие результаты. На одном из сложных

изделий трудоемкость контроля систем сокращена на 30 ч при высокой степени достоверности результатов контроля.

Решение задачи сокращения трудоемких контрольных операций при заданной эффективности контроля невозможно без применения автоматических средств контроля, совершен­ ной контрольно-записывающей аппаратуры, электронно-вычи­

133


слительной техники для автоматической обработки результа­ тов контроля. В настоящее время разрабатываются стенды

автоматического контроля электротехнического и других ви­ дов оборудования сложных изделий с привязкой к АСУП.

Значительное снижение трудоемкости контроля может быть получено благодаря применению статистических мето­ дов контроля, дающих возможность сплошной поштучный контроль заменить выборочным. Но применение выборочного контроля, как известно, связано с определенной степенью риска пропустить некондиционное изделие (риск заказчика).

Поэтому на особо ответственных изделиях, где не допуска­ ется риск заказчика, статистический контроль, как правило,

не применяется.

Однако заслуживает внимания опыт применения в усло­ виях мелкосерийного производства сложных изделий выбо­ рочного контроля с предварительным прогнозированием зна­ чений эксплуатационных характеристик, основанного на прин­ ципах функциональной взаимозаменяемости. Как известно, на эксплуатационные характеристики изделия влияет ряд пара­ метров составляющих изделия компонентов (например, геомет­ рические размеры, механические, электрические и другие вели­

чины), которые можноизмерить в процессе производства. Изме­ нение этих параметров, которые называются функциональны­ ми, вызывает изменение эксплуатационных характеристик изде­ лия. Накопление статистического материала и применение определенного математического аппарата позволяет выявить характер связи между функциональными параметрами и

эксплуатационными характеристиками. Это дает возможность

по допускам на эксплуатационные характеристики установить допуски на функциональные параметры или по отклонениям функциональных параметров прогнозировать значения экс­ плуатационных характеристик. Таким образом, выборка для контроля составляется не из случайно отобранных изделий, а из изделий, которые, судя по отклонениям функциональных параметров, имеют худшие эксплуатационные характеристи­

ки. Если эксплуатационные характеристики этих

изделий

окажутся в пределах допусков, то остальные изделия

партии

с высокой степенью вероятности также будут кондиционными.

ОРГАНИЗАЦИЯ БЕЗДЕФЕКТНОГО ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПРОДУКЦИИ

Одним из важнейших направлений системы КАНАРСПИ является организация бездефектного изготовления продукции

в соответствии со стандартами, чертежами, техническими ус­ ловиями, технологией. Так как это направление является ос­

134


новным содержанием саратовской системы, кратко изложим особенности работы предприятий, характерные для системы

КАНАРСПИ.

Основными путями достижения этого требования системы являются:

совершенствование организации и управления производ­ ством, обеспечение ритмичного выпуска продукции;

разработка высококачественной технической документа­ ции;

создание высококачественной технологической и контроль­ ной оснастки;

улучшение условий труда работающих; повышение квалификации кадров;

моральное и материальное стимулирование бездефектного труда, введение количественных критериев оценки качества труда как отдельных исполнителей, так и коллективов;

аттестация продукции государственным и заводским зна­

ками качества; повседневный анализ причин брака и оперативное их

устранение;

четкое распределение функции и ответственности испол­ нителей и служб предприятия в обеспечении высокого каче­ ства продукции;

широкое участие общественных организаций в работе по повышению качества продукции;

организация социалистического соревнования

за повыше­

ние качества продукции.

и

управления

производ­

Совершенствование организации

ством. Одним из важнейших звеньев

комплекса

мероприя­

тий, направленных на повышение

качества и

надежности

сложных машин, является научная организация труда и уп­ равления производством. Сюда относятся как вопросы совер­

шенствования внешних связей серийного завода, так и внут­ ренние вопросы организации производства.

Очевидно, что на качество и надежность

изделий оказы­

вают большое влияние: кооперирование и

специализация

производства; материально-техническое снабжение (регуляр­ ность и ритмичность поставок и т. п.) ; характер взаимоотно­ шений серийного завода с ОКБ; степень координации научных исследований, проводимых ОКБ, НИИ, серийным заводом;

характер связей серийного завода с эксплуатирующими орга­ низациями,

К внутренним вопросам относятся: научная организация планирования и управления производством, обеспечивающая ритмичный выпуск продукции; рациональная организация це­ хов и служб завода, исследовательской базы; наличие разви­

135