Файл: Силаев, И. С. Система КАНАРСПИ в действии (основные направления повышения качества и надежности изделий).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.10.2024
Просмотров: 77
Скачиваний: 1
только рабочих, но и инженерно-технических работников, в частности конструкторов и технологов.
В последнее время в литературе часто приводится формула:
«Надежность изделий закладывается при проектировании, обеспечивается в производстве и поддерживается в эксплуата ции». Это значит, что важнейшие вопросы обеспечения надеж ности решаются как на этапе проектирования, так и в про цессе производства.
Действительно, при проектировании принимаются принци
пиальные решения, позволяющие получить соответствующие характеристики машины и показатели ее надежности. В про цессе испытания опытных образцов, подготовки серийного производства, изготовления головных партий, внедрения про
грессивных технологических процессов и методов производ ства возможности, заложенные в конструкции, могут быті раскрыты полнее, а показатели качества и надежности маши ны значительно повышены (рис. 9).
Рис. 9. Повышение показателей качества, надежности па этапах подготовки производства и серийного изго товления машины:
/ — проектирование и изготовление |
опытного образца; |
II — |
|
|||||
подготовка |
производства |
и изготовление первых |
серийных |
|
||||
изделий; |
/// — эксплуатация; / — изменение характеристик |
|
||||||
надежности при системе |
КАНАРСПИ; 2 — изменение харак |
|
||||||
теристик |
надежности до |
системы КАНАРСПИ; 3— уровень |
|
|||||
|
|
надежности |
опытного |
изделия |
|
|
|
|
В этой работе огромная роль принадлежит наряду с кон |
||||||||
структорами инженерно-техническим работникам |
и |
рабочим |
||||||
серийных заводов. В этом |
|
состоит |
особенность |
системы |
||||
КАНАРСПИ. |
|
изделия, |
той ¡или |
иной выполняе |
||||
Качество |
изготовления |
|||||||
мой работы |
зависит от субъективных особенностей |
исполни- |
36
теля — его квалификации, навыков, дисциплинированности. Но даже один и тот же исполнитель выдает продукцию с большими колебаниями показателей качества. Помимо того, что субъективные особенности человека сказываются на каче стве изготовляемой продукции, они влияют также и на оцен ку качества. Поэтому субъективное влияние необходимо исключить, что достигается механизацией и автоматизацией
производственного процесса, широким применением методов и средств объективного контроля качества.
Так как механизация и автоматизация производственных
процессов, помимо обеспечения устойчивых показателей ка чества, являются основными направлениями повышения про изводительности труда, им в промышленности уделяется боль шое внимание. Гораздо меньшее значение придавалось внед рению методов объективного контроля, хотя производство современных машин требует совершенной техники настройки и контроля сложных систем. Поэтому широкое использова
ние методов объективной оценки качества и настройки обо рудования на всех этапах производства является важным в
комплексной системе мероприятий по повышению качества и надежности изделий.
Довольно часто отказы машин возникают в результате недостаточной квалификации эксплуатационного персонала и низкого технического уровня эксплуатации. Поэтому при проектировании машины должны быть заложены возможно сти наиболее, совершенных средств обслуживания и высокого уровня технической эксплуатации. Завод-изготовитель дол жен постоянно заботиться о повышении технического уровня эксплуатации изготовляемых им машин, повышении квалифи кации обслуживающего персонала. Это положение также яв ляется одним из требований системы.
Кроме того, система предусматривает создание и укреп ление служб надежности на заводах для сбора и обработки материалов по отказам изделий в производстве и эксплуата ции, а также для координации работ по повышению надежно сти изделий всех звеньев завода.
Внедрение системы КАНАРСПИ предполагает усиление конструкторских и технологических служб предприятий, соз дание контрольно-исследовательских и технологических, лабо
раторий, пересмотр расстановки инженерно-технических кадров на заводах, установление тесных связей серийных за водов с конструкторскими и научно-исследовательскими ор ганизациями, проведение большой работы по внедрению про грессивных форм организации производства, организатор ской и воспитательной работы среди рабочих и инженернотехнических работников предприятий.
37
Как показала практика ряда заводов, многие работы мо гут выполняться за счет более разумного рационального ис
пользования людских и материальных ресурсов с учетом из менившихся условий и новых требований к вопросам качест
ва и надежности, а некоторое увеличение затрат на укрепле ние и создание новых служб на заводах, работающих по си стеме КАНАРСПИ, окупится в результате повышения надеж ности и долговечности изделий, сокращения затрат на их эксплуатацию и ремонт, сокращения трудоемкости и цикла
серийного |
производства изделий. |
к 1963 г. В |
Система КАНАРСПИ в основном сложилась |
||
1964 г. в |
печати появились публикации |
о системе |
КАНАРСПИ. Со статьями об этой системе выступили газеты.
«Горьковская правда», «Экономическая газета», |
«Горьков |
ский рабочий», «Правда». Система КАНАРСПИ |
получила |
высокую оценку ряда общественных и государственных орга низаций, в том числе Государственного комитета стандартов, которые рекомендовали шире внедрять эту систему на пред приятиях промышленности.
В 1964 г. в Горьком была проведена техническая конфе ренция по повышению качества, надежности и долговечности изделий, семинар по системе КАНАРСПИ, которые приняли решения шире использовать систему КАНАРСПИ в произ водстве.
C этого времени система КАНАРСПИ стала широко рас пространяться на предприятиях Горького и других городов
страны. Она стала важным техническим и организационным фактором в борьбе за повышение качества продукции.
На Горьковском телевизионном заводе им. Ленина была разработана и внедрена система Р-КАНАРСПИ, на пред приятиях Дзержинска — Хим-КАНАРСПИ. Широкие работы
по повышению качества и надежности |
на |
основе системы |
КАНАРСПИ осуществлены на Горьковском |
автомобильном |
|
заводе, заводе «Красное Сормово». |
Взяли |
на вооружение |
эту систему Горьковский завод фрезерных |
станков, завод |
«Двигатель революции», нашли применение системы и на ря
де предприятий легкой промышленности Горького. Большую
роль в распространении системы КАНАРСПИ на предприя тиях Горького и области сыграл Горьковский обком КПСС Система КАНАРСПИ внедрена на предприятиях автомобиле строения, станкостроения, судостроения, радиоэлектронной промышленности.
В 1969 г. Государственный комитет стандартов принял ре шение считать систему КАНАРСПИ одной из составляющие в общегосударственной системе управления качеством.
Каждое предприятие в процессе внедрения вносило в *си
38
стему КАНАРСПИ новые звенья с учетом специфики своего
производства. Поэтому в процессе внедрения развивались и углублялись основные положения этой системы.
Многолетний опыт работы заводов Горького по системе
КАНАРСПИ показал, что она с успехом может быть внедре
на на предприятиях различных отраслей промышленности.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВЫСОКОЙ НАДЕЖНОСТИ ИЗДЕЛИЙ НА ЭТАПЕ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И СОЗДАНИЯ ОПЫТНОГО ОБРАЗЦА
РАСЧЕТНО-КОНСТРУКТИВНАЯ РАЗРАБОТКА
Конструктивное совершенство изделий во многом опреде
ляет их качество, |
именно в процессе проектирования закла |
|||
дываются основы |
надежности |
машины, |
ее |
прочностные и |
усталостные характеристики, долговечность. |
стоимость ее |
|||
Конструкция машин во многом влияет |
на |
производства и эксплуатации, поэтому на этапе проектирова ния решаются вопросы производственной, эксплуатационной и ремонтной технологичности, закладываются технические основы эксплуатации машины.
В процессе конструирования предусматривается опреде ленный уровень стандартизации, а также эстетические и эр гономические характеристики машины.
Очень важным в условиях высокой динамичности произ водства является обеспечение минимальных сроков от созда
ния проекта до |
поступления изделий в эксплуатацию. Сокра |
|||||
тить эти сроки можно за |
счет расширения |
фронта работ в |
||||
период конструирования, |
испытаний |
и |
конструктивной до |
|||
водки, за счет подготовки |
серийного завода |
к |
производству |
|||
нового изделия параллельно с проведением испытаний. |
||||||
В связи с этим целесообразно |
привлекать |
к работе в |
||||
конструкторской |
организации головного |
разработчика, кон |
структоров и технологов серийного завода. Это позволит мак симально сократить сроки выпуска рабочей документации,
учесть особенности данного серийного завода, его технологи
ческие возможности и |
максимально приспособить к hhn, |
конструкцию изделия, |
детально ознакомить работников за |
вода с конструктивно-технологическими особенностями НОВОЙ машины.
К постройке опытной партии изделий целесообразно ши
роко привлекать серийный завод. |
Эта кооперация |
должн- |
осуществляться с постепенным |
нарастанием доли |
поставов |
35
серийным заводом с тем, чтобы к окончанию испытаний иметь
законченный производственный цикл на серийном заводе.
Широкий круг вопросов, стоящих перед |
конструктором, |
нельзя решить только за чертежной доской. |
Процесс проек |
тирования базируется на научной основе, |
на долгосрочном |
прогнозировании развития отрасли и тенденций развития от
дельных изделий, тщательном изучении информационных и патентных материалов, относящихся к объекту проектирова ния, глубоком анализе статистических материалов о про изводстве и эксплуатации предшествующих типов изделий, а
также подобных машин, создаваемых заводами и конструк торскими организациями (отечественными и зарубежными).
Поэтому конструкторские организации уже на этапе про работки и анализа технического задания разрабатывают схе
мы связи с научно-исследовательскими институтами и отрас левыми бюро по проведению наиболее важных научно-иссле
довательских работ.
При разработке эскизного проекта составляется сводный план научно-исследовательских работ, разрабатываются про граммы, проводится распределение исследовательских работ между специализированными институтами, бюро и серийны
ми заводами, формулируются |
обоснованные |
требования к |
надежности изделия, его отдельных систем и элементов. |
||
При проектировании изделия учитываются перспективы |
||
развития смежных отраслей, |
используются |
новейшие мате |
риалы, современные компоновочные схемы, используются со вершенные приборы и аппаратура, а также стандартные дета ли, узлы и агрегаты.
Каковы же основные методы повышения надежности из
делий, которые реализуются в процессе проектирования?
Проектирование элементов конструкции и систем. C ро стом насыщенности машин сложным оборудованием возрас тает зависимость надежности всей системы от собственной надежности каждого из составляющих ее элементов. Поэтому
основное в деле повышения надежности изделий — всемерно повышать надежность каждого его элемента. Одним из путей решения этой проблемы является совершенствование мето дов расчета на базе проведения испытательных и исследова тельских работ и использования опыта эксплуатации преды дущих типов машин.
Применение электронно-вычислительных машин дает воз можность приближенные расчеты заменить наиболее точными,
которые ранее не представлялось возможным провести из-за их большой сложности и трудоемкости.
Важное значение в обеспечении надежности каждого эле мента конструкции имеет правильный выбор материала и
te