Файл: Силаев, И. С. Система КАНАРСПИ в действии (основные направления повышения качества и надежности изделий).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.10.2024

Просмотров: 77

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

только рабочих, но и инженерно-технических работников, в частности конструкторов и технологов.

В последнее время в литературе часто приводится формула:

«Надежность изделий закладывается при проектировании, обеспечивается в производстве и поддерживается в эксплуата­ ции». Это значит, что важнейшие вопросы обеспечения надеж­ ности решаются как на этапе проектирования, так и в про­ цессе производства.

Действительно, при проектировании принимаются принци­

пиальные решения, позволяющие получить соответствующие характеристики машины и показатели ее надежности. В про­ цессе испытания опытных образцов, подготовки серийного производства, изготовления головных партий, внедрения про­

грессивных технологических процессов и методов производ­ ства возможности, заложенные в конструкции, могут быті раскрыты полнее, а показатели качества и надежности маши­ ны значительно повышены (рис. 9).

Рис. 9. Повышение показателей качества, надежности па этапах подготовки производства и серийного изго­ товления машины:

/ — проектирование и изготовление

опытного образца;

II —

 

подготовка

производства

и изготовление первых

серийных

 

изделий;

/// — эксплуатация; / — изменение характеристик

 

надежности при системе

КАНАРСПИ; 2 — изменение харак­

 

теристик

надежности до

системы КАНАРСПИ; 3— уровень

 

 

 

надежности

опытного

изделия

 

 

 

В этой работе огромная роль принадлежит наряду с кон­

структорами инженерно-техническим работникам

и

рабочим

серийных заводов. В этом

 

состоит

особенность

системы

КАНАРСПИ.

 

изделия,

той ¡или

иной выполняе­

Качество

изготовления

мой работы

зависит от субъективных особенностей

исполни-

36


теля — его квалификации, навыков, дисциплинированности. Но даже один и тот же исполнитель выдает продукцию с большими колебаниями показателей качества. Помимо того, что субъективные особенности человека сказываются на каче­ стве изготовляемой продукции, они влияют также и на оцен­ ку качества. Поэтому субъективное влияние необходимо исключить, что достигается механизацией и автоматизацией

производственного процесса, широким применением методов и средств объективного контроля качества.

Так как механизация и автоматизация производственных

процессов, помимо обеспечения устойчивых показателей ка­ чества, являются основными направлениями повышения про­ изводительности труда, им в промышленности уделяется боль­ шое внимание. Гораздо меньшее значение придавалось внед­ рению методов объективного контроля, хотя производство современных машин требует совершенной техники настройки и контроля сложных систем. Поэтому широкое использова­

ние методов объективной оценки качества и настройки обо­ рудования на всех этапах производства является важным в

комплексной системе мероприятий по повышению качества и надежности изделий.

Довольно часто отказы машин возникают в результате недостаточной квалификации эксплуатационного персонала и низкого технического уровня эксплуатации. Поэтому при проектировании машины должны быть заложены возможно­ сти наиболее, совершенных средств обслуживания и высокого уровня технической эксплуатации. Завод-изготовитель дол­ жен постоянно заботиться о повышении технического уровня эксплуатации изготовляемых им машин, повышении квалифи­ кации обслуживающего персонала. Это положение также яв­ ляется одним из требований системы.

Кроме того, система предусматривает создание и укреп­ ление служб надежности на заводах для сбора и обработки материалов по отказам изделий в производстве и эксплуата­ ции, а также для координации работ по повышению надежно­ сти изделий всех звеньев завода.

Внедрение системы КАНАРСПИ предполагает усиление конструкторских и технологических служб предприятий, соз­ дание контрольно-исследовательских и технологических, лабо­

раторий, пересмотр расстановки инженерно-технических кадров на заводах, установление тесных связей серийных за­ водов с конструкторскими и научно-исследовательскими ор­ ганизациями, проведение большой работы по внедрению про­ грессивных форм организации производства, организатор­ ской и воспитательной работы среди рабочих и инженернотехнических работников предприятий.

37


Как показала практика ряда заводов, многие работы мо­ гут выполняться за счет более разумного рационального ис­

пользования людских и материальных ресурсов с учетом из­ менившихся условий и новых требований к вопросам качест­

ва и надежности, а некоторое увеличение затрат на укрепле­ ние и создание новых служб на заводах, работающих по си­ стеме КАНАРСПИ, окупится в результате повышения надеж­ ности и долговечности изделий, сокращения затрат на их эксплуатацию и ремонт, сокращения трудоемкости и цикла

серийного

производства изделий.

к 1963 г. В

Система КАНАРСПИ в основном сложилась

1964 г. в

печати появились публикации

о системе

КАНАРСПИ. Со статьями об этой системе выступили газеты.

«Горьковская правда», «Экономическая газета»,

«Горьков­

ский рабочий», «Правда». Система КАНАРСПИ

получила

высокую оценку ряда общественных и государственных орга­ низаций, в том числе Государственного комитета стандартов, которые рекомендовали шире внедрять эту систему на пред­ приятиях промышленности.

В 1964 г. в Горьком была проведена техническая конфе­ ренция по повышению качества, надежности и долговечности изделий, семинар по системе КАНАРСПИ, которые приняли решения шире использовать систему КАНАРСПИ в произ­ водстве.

C этого времени система КАНАРСПИ стала широко рас­ пространяться на предприятиях Горького и других городов

страны. Она стала важным техническим и организационным фактором в борьбе за повышение качества продукции.

На Горьковском телевизионном заводе им. Ленина была разработана и внедрена система Р-КАНАРСПИ, на пред­ приятиях Дзержинска — Хим-КАНАРСПИ. Широкие работы

по повышению качества и надежности

на

основе системы

КАНАРСПИ осуществлены на Горьковском

автомобильном

заводе, заводе «Красное Сормово».

Взяли

на вооружение

эту систему Горьковский завод фрезерных

станков, завод

«Двигатель революции», нашли применение системы и на ря­

де предприятий легкой промышленности Горького. Большую

роль в распространении системы КАНАРСПИ на предприя­ тиях Горького и области сыграл Горьковский обком КПСС Система КАНАРСПИ внедрена на предприятиях автомобиле строения, станкостроения, судостроения, радиоэлектронной промышленности.

В 1969 г. Государственный комитет стандартов принял ре­ шение считать систему КАНАРСПИ одной из составляющие в общегосударственной системе управления качеством.

Каждое предприятие в процессе внедрения вносило в *си

38


стему КАНАРСПИ новые звенья с учетом специфики своего

производства. Поэтому в процессе внедрения развивались и углублялись основные положения этой системы.

Многолетний опыт работы заводов Горького по системе

КАНАРСПИ показал, что она с успехом может быть внедре­

на на предприятиях различных отраслей промышленности.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВЫСОКОЙ НАДЕЖНОСТИ ИЗДЕЛИЙ НА ЭТАПЕ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И СОЗДАНИЯ ОПЫТНОГО ОБРАЗЦА

РАСЧЕТНО-КОНСТРУКТИВНАЯ РАЗРАБОТКА

Конструктивное совершенство изделий во многом опреде­

ляет их качество,

именно в процессе проектирования закла­

дываются основы

надежности

машины,

ее

прочностные и

усталостные характеристики, долговечность.

стоимость ее

Конструкция машин во многом влияет

на

производства и эксплуатации, поэтому на этапе проектирова­ ния решаются вопросы производственной, эксплуатационной и ремонтной технологичности, закладываются технические основы эксплуатации машины.

В процессе конструирования предусматривается опреде­ ленный уровень стандартизации, а также эстетические и эр­ гономические характеристики машины.

Очень важным в условиях высокой динамичности произ­ водства является обеспечение минимальных сроков от созда

ния проекта до

поступления изделий в эксплуатацию. Сокра­

тить эти сроки можно за

счет расширения

фронта работ в

период конструирования,

испытаний

и

конструктивной до­

водки, за счет подготовки

серийного завода

к

производству

нового изделия параллельно с проведением испытаний.

В связи с этим целесообразно

привлекать

к работе в

конструкторской

организации головного

разработчика, кон­

структоров и технологов серийного завода. Это позволит мак­ симально сократить сроки выпуска рабочей документации,

учесть особенности данного серийного завода, его технологи­

ческие возможности и

максимально приспособить к hhn,

конструкцию изделия,

детально ознакомить работников за­

вода с конструктивно-технологическими особенностями НОВОЙ машины.

К постройке опытной партии изделий целесообразно ши­

роко привлекать серийный завод.

Эта кооперация

должн-

осуществляться с постепенным

нарастанием доли

поставов

35


серийным заводом с тем, чтобы к окончанию испытаний иметь

законченный производственный цикл на серийном заводе.

Широкий круг вопросов, стоящих перед

конструктором,

нельзя решить только за чертежной доской.

Процесс проек­

тирования базируется на научной основе,

на долгосрочном

прогнозировании развития отрасли и тенденций развития от­

дельных изделий, тщательном изучении информационных и патентных материалов, относящихся к объекту проектирова­ ния, глубоком анализе статистических материалов о про­ изводстве и эксплуатации предшествующих типов изделий, а

также подобных машин, создаваемых заводами и конструк­ торскими организациями (отечественными и зарубежными).

Поэтому конструкторские организации уже на этапе про­ работки и анализа технического задания разрабатывают схе­

мы связи с научно-исследовательскими институтами и отрас­ левыми бюро по проведению наиболее важных научно-иссле­

довательских работ.

При разработке эскизного проекта составляется сводный план научно-исследовательских работ, разрабатываются про­ граммы, проводится распределение исследовательских работ между специализированными институтами, бюро и серийны­

ми заводами, формулируются

обоснованные

требования к

надежности изделия, его отдельных систем и элементов.

При проектировании изделия учитываются перспективы

развития смежных отраслей,

используются

новейшие мате­

риалы, современные компоновочные схемы, используются со­ вершенные приборы и аппаратура, а также стандартные дета­ ли, узлы и агрегаты.

Каковы же основные методы повышения надежности из­

делий, которые реализуются в процессе проектирования?

Проектирование элементов конструкции и систем. C ро стом насыщенности машин сложным оборудованием возрас­ тает зависимость надежности всей системы от собственной надежности каждого из составляющих ее элементов. Поэтому

основное в деле повышения надежности изделий — всемерно повышать надежность каждого его элемента. Одним из путей решения этой проблемы является совершенствование мето­ дов расчета на базе проведения испытательных и исследова­ тельских работ и использования опыта эксплуатации преды­ дущих типов машин.

Применение электронно-вычислительных машин дает воз­ можность приближенные расчеты заменить наиболее точными,

которые ранее не представлялось возможным провести из-за их большой сложности и трудоемкости.

Важное значение в обеспечении надежности каждого эле­ мента конструкции имеет правильный выбор материала и

te