Файл: Рыбаков, К. В. Фильтрация авиационных топлив.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.10.2024

Просмотров: 90

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

стого фторопласта и других материалов.

Обычно это фильт­ ры периодического дей­ ствия с вертикальным цилиндрическим кор­ пусом и фильтрацион­ ными .пакетами различ­ ных конструкций [96, 102].

Тканевые фильтры— это наиболее распро­ страненный тип филь­ тров грубой очистки. Ткани в них исполь­ зуются в качестве филь­ трационной перегород­

ки в различных конструкциях фильтрационных пакетов. Наи­ большее распространение получили корзинчатые, спиральные, ди­ сковые фильтрационные пакеты с концентрично расположенными цилиндрами.

Из этих типов фильтров наиболее простым и удобным в экс­ плуатации является фильтр спирального типа [103]. Он имеет так

называемую «усовую» конструкцию фильтрационного пакета

по

схеме: ткань — внутренняя сетка — ткань — промежуточная

сет­

ка — ткань — внутренняя сетка и т. д. Естественно, возникает

воп­

рос о форме поперечного сечения внутренней сетки от коллектор­ ной трубы до конца «уса». Для ответа на этот вопрос рассмотрим схему фильтрационного элемента (рис. 30).

Предположим, что фильтрация топлива через всю поверхность ткани происходит при одном и том же перепаде давления. Тогда

через

единицу

поверхности

фильтрации

F = а2

(F\ =

Fo —

=

F3

= . . .

=

F„ = F)

 

будет

протекать

одинаковое

количество

топлива q в единицу времени

t.

Определим

количество

топлива,

проходящего

через

сечения

fh

fo,

/з>

• • • fn

внутри

«уса».

Оче­

видно,

что

через

сечение

f\

пройдет

количество

жидкости,

равное

2

q,

через

сечение

/г — 2 <7 +

2 q — 4 q, через

сечение

/з — 2 q +

+

4

q =

6

q,

через

сечение

f„

— 2 q - j - 2 q

(n — 1) =

2

qn.

 

 

Таким образом, количество жидкости, проходящей через после­

довательно

расположенные

сечения

f\, f2, /з.

 

 

составляет

ряд чисел 2 q, 4 q, 6 q, 8 q,

. .

., 2 q п. Этот ряд чисел

можно

запи­

сать в виде 2 q (1,

2, 3, 4, .

. .,

п).

 

 

 

 

 

 

 

 

Если

принять

скорость

 

прохождения топлива через сечения fi,

fi,

fb,

• •

In

постоянной,

 

то, как видно из ряда чисел, величина

сечений

f\,

f2,

h,

• •• f„

должна

увеличиваться

от конца

«уса» к

коллекторной трубе по закону арифметической прогрессии с раз­ ностью 1. Следовательно, сечение внутренней сетки должно иметь форму клина, толщина которого при той же самой ширине а дол­ жна изменяться также по закону арифметической прогрессии с

122


разностью,

равной

1, т. е. толщина /гь

2, /г3,

. . . hn должна со­

ставлять в данном случае натуральный

ряд чисел.

В связи

с тем

что изготовление

сетки

клиновидной формы

представляет известные производственные трудности, то внутрен­ няя сетка может быть выполнена ступенчато, состоящей из двухтрех сеток различной толщины: у коллекторной трубы сетка тол­ ще, а у концов «усов» тоньше.

При использовании внутренних сеток одинаковой толщины ее сечение должно быть равно f n , поэтому поверхность фильтрации пакета при тех же размерах будет меньше, чем у пакетов со сту­ пенчатой внутренней сеткой.

Толщина

промежуточной

сетки определяется из условия /'і ^

^ f2 (здесь

Гі — суммарная

площадь части торцового сечения

фильтрационного пакета, которую занимает лабиринт, создаваемый

промежуточной сеткой; f2—-площадь

сечения входного патрубка).

Для спиральных фильтров

с пропускной способностью от

15 до

60 м3по использованию объема корпуса

фильтра

наиболее

пред­

почтительным является пакет

с четырьмя

«усами»

(табл. 66).

Увеличение количества «усов» при одном и том же объеме кор­ пуса фильтра приводит к уменьшению длины «усов», а следова­ тельно, и уменьшению гидравлических потерь. На рис. 31 показаны

гидравлические

характеристики фильтра

ФГТ-30 с однослойными

из фильтродиагонали фильтрационными

чехлами, имеющими 1, 2

и 4 «уса» (сетки)

толщиной 4,5 мм.

 

Существенное влияние на гидравлические потери в аэродром­ ных фильтрах оказывают размеры входных, выходных патрубков и центральной трубы. На рис. 32 показаны гидравлические характе­ ристики спиральных фильтров с поверхностью фильтрации по 4 м2, имеющих различные по диаметру патрубки и центральные трубы.

Т а б л и ц а 66 Поверхность фильтрации пакетов

сразличным количеством «усов»

итолщиной внутренних и промежуточных сеток (для единого по размерам пакета)

 

Толщина

сетки, мм

Поверх­

 

 

 

Количество

внутренней

 

ность

.усов"

промежу ­

фильтра­

 

ступенча­

точной

ции, м-

 

той

 

 

2

6—4*

4

0,61

2

6—3

3

0,77

3

6 - 3

3

0,8

4

6—3

3

1

*Первая цифра — толщина сетки

уцентральной трубы, вторая у конца «уса».

муч

 

!

! .

 

50

 

!

i

 

 

 

 

!t0

 

i

/

/ /

 

 

 

 

30

 

 

 

 

20

/

 

 

 

 

 

 

 

10

 

 

 

 

V

i

і

 

 

0

0,25

0,50

0,75

1,00 Др,кГ/см2

Рис. 31. Гидравлическая характери­ стика фильтра ФГТ-30 с фильтра­ ционными пакетами; топливо ТС-1:

/ — одна сетка; 2

— две сетки; 3

три

сетки; 4 — четыре

сетки

 

123


2,0

 

 

 

1 м3

1 /

f

/

 

 

 

 

 

 

60

у*

 

1,5

 

 

 

 

 

s

И S

 

 

 

 

 

 

 

40

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1,0

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0,5

 

 

 

 

г

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

О

го

 

 

 

 

 

0,2

0,4

0,ff Ар,кГ/см1

40

во

а,м3

 

 

 

 

 

 

Рис. 32.

Гидравлические

характери­

Рис.

33 Гидравлические характери­

стики

спиральных фильтров

при

стики фильтров ФГТ-60 и ФГТ-60р;

работе

на топливе

плотностью

топливо ТС-1:

 

 

 

0,825 Г/см3 (фильтродиагональ в один

/ — корпус фильтра; 2 — корпус с паке­

слой, F = 4 м2) с патрубками и цен­

том ФГТ-ВОр бе з чехла;

3 — корпус с па­

тральной трубой диаметром 76 мм (а)

кетом ФГТ-60 бе з

чехла; 4

— фильтр

и диаметром 100 мм (б)

 

ФГТ-60

в сборе; 5

— фильтр

ФГТ-60р в

 

сборе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В результате

исследований установлено,

что при пропускной спо­

собности фильтров 30 мгІч

диаметр

патрубков должен

быть 75 мм,

60 м3/ч — 100 мм и 120 мгІч — 150 мм.

 

 

 

 

 

Для грубой очистки авиационных топлив широко применяются спиральные фильтры ФГТ-60 и ФГТ-30 с однослойными чехлами из фильтродиагонали, а также фильтры ФГТ-60р и ФГТ-ЗОр с трех­ слойными чехлами из фильтродиагонали.

Технические характеристики фильтров

 

 

 

ФГТ-60

ФГТ-30

ФГТ-60р

ФГТ-ЗОр

Пропускная способность, м31ч .

60

30

30

15

Фильтрационная

 

поверхность,

4

2

2

0,5

м2

 

 

 

Фильтрационный

 

материал .

1

Фильтродиагональ

3

Количество слоев . . . .

1

3

Тонкость

фильтрации, мкм .

30—40

30—40

10—15

10-15

Рабочее

давление

(максималь

8

4

8

4

ное) кГ/см2

. . . . .

Перепад

давления, кГ/см2:

0,5

0,5

0,5

0,5

в начале работы, не более

максимально

 

допустимый

1,5

1,5

1,5

1,5

Диаметр

корпуса,

мм . . .

350

270

350

270

Высота

корпуса,

мм . . . .

920

610

932

610

Диаметр

присоединительных

100

75

100

75

патрубков, мм

. . . . . .

Вес, кГ

 

 

71

71

40

62

41

Фильтры ФГТ-60 и ФГТ-60р имеют одинаковые по размерам и конструкции вертикальные цилиндрические корпусы с разъемом в

124


верхней части. Они отличаются конструкцией фильтрационного па­ кета. Фильтр ФГТ-60 имеет четырехусовый однослойный чехол, а фильтр ФГТ-60р—двухусовый трехслойный чехол.

Фильтры ФГТ-30 и ФГТ-ЗОр также имеют одинаковый корпус и отличаются между собой только конструкцией фильтрационного па­

кета. Фильтр ФГТ-30

имеет

трехусовый

однослойный

пакет, а

фильтр ФГТ-ЗОр — двухусовый трехслойный.

 

 

 

 

 

На

рис.

33

и

34

показаны

гидравлические

характеристики

фильтров

ФГТ, полученные при работе на топливе ТС-1 при 20° С

(вязкость

1,29

ест.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Из рис. 33

следует,

что корпусы фильтров ФГТ-60

и

ФГТ-60р

при

пропускной

способности

60

лі3

имеют

перепад

давления

0,04 кГ/см2.

Фильтрационный пакет фильтра

ФГТ-60р

увеличивает

перепад

 

давления

до

0,15 кГ/см2,

а

пакет

фильтра

ФГТ-60 до

0,17

кГ/см2.

 

Фильтр

ФГТ-60 в сборе при

перепаде

давления

0,5

кГ/см2

имеет

пропускную

способность

 

65

м3/ч,

а

фильтр

ФГТ-60р—40 м3/ч.

Из рис. 34 следует, что при начальном

перепаде

давления 0,5 кГ/см2

фильтр ФГТ-30 имеет пропускную

способность

30 м3/ч,

а фильтр ФГТ-ЗОр — 20 м3/ч.

 

 

 

 

 

 

При фильтрации топлива ТС-1 фильтры ФГТ-60 и ФГТ-30 сни­ жают содержание загрязнений с 0,001—0,003% до 0,0004—0,0008%, а фильтры ФГТ-60р и ФГТ-ЗОр до 0,00025—0,0003%. Изменение дисперсионного состава загрязнений в топливе ТС-1 после фильт­ ров ФГТ-60, ФГТ-60 р и ФГТ-ЗОр показывает, что эффективность очистки топлива фильтрами не является постоянной. По мере за­ бивки пор фильтрационной перегородки уменьшается как макси­ мальный размер частиц, проходящих через фильтр, так и общее количество прошедших частиц. Так, фильтр ФГТ-60 в начальный

период фильтрации

имеет тонкость фильтрации 40 мкм, а в конеч­

ный

моменту

достижения

 

 

 

 

 

 

максимально

допустимого

пе­

 

 

 

 

 

 

репада

давления)

— 30

мкм.

 

 

 

 

 

 

Фильтры

 

ФГТ-60р

и ФГТ-ЗОр

 

 

 

 

 

 

в

начальный

период

фильтра­

 

 

 

 

 

 

ции

имеют

тонкость

фильтра­

 

 

 

 

 

 

ции 20—35 мкм, а в конеч­

 

 

 

 

 

 

ный — 15 мкм.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Опыт

эксплуатации фильт­

 

 

 

 

 

 

ров ФГТ показывает, что их ре­

 

 

 

 

 

 

сурс работы, как и других

 

 

 

 

 

 

фильтров,

зависит

от

загряз­

 

 

 

 

 

 

ненности

очищаемого

топлива.

 

 

 

 

 

 

В

среднем

он составляет

для

 

 

 

 

 

 

фильтра

ФГТ-60 300 ж3 , фильт­

Рис. 34.

Гидравлические

характери­

ра

 

ФГТ-30

200 м3,

фильтра

стики фильтров ФГТ-30 и ФГТ-ЗОр;

ФГТ-60р

 

200 м3 и-

фильтра

топливо ТС-1:

 

 

 

ФГТ-ЗОр — 100 м3.

 

 

 

/

— корпус

фильтра;

2 —

корпус фильтра

 

Относительно

небольшой

с

пакетом

ФГТ-ЗОр без чехла; 3 — корпус

 

фильтра с

пакетом ФГТ-30 без

чехла; 4 —

ресурс

работы

спиральных

фильтр ФГТ-30 в

сборе;

5

— фильтр

ФГТ-ЗОр в

сборе

 

 

 

125