Файл: Рыбаков, К. В. Фильтрация авиационных топлив.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.10.2024

Просмотров: 85

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

 

 

 

Самолетные загрязнения

 

 

2-7,6%

(W%) •

 

 

0/2r9,i7,lm%)

 

 

 

ЪтаппиЬорегулирую-

 

Складские

загрязнения

 

 

 

щцм аппаратура

 

 

 

1,7-7,3

ГЛ/171%)5сам^

 

 

 

 

 

дВигаШеяя

1,83-3,23%

 

 

 

 

 

 

жд. цисгерны

 

 

 

 

m-20fi7A252%)

 

 

 

 

 

о,57-^а)

 

oß-oy/MJ

ог-о,5УМт)

Задержанные

самолетными

 

Гашпътрат

Задержанные Задерканные

Задержанные

 

 

Ц>ГО

ФТОІСтуп. ЩТОЖсгрп.

 

 

Ю

0№-0,МгМго%)

1,7В-з,5%(111%)санолмныезагрджны

 

складские загрязнения

м

05

062%№У)

m 0,5-0ßg%(33%) Stomam

ЩЮШЙГ***

1,2-2,9%(w%) ж^дцДддиизииишдяииДНІИ^^

• ж-д. цистерны мжгшЯЙ&

|

Щ.

Вгпоппибарещмруиіщам аппаратуру

двигата/гв

 

I

I

I

 

 

гр-%%(№%)

 

oßos-o,iar/,aoy0)

Dß-іігШЩ

о,^-в,щт%) З&ершные

опитыми

 

Задержанные

задержанные Задержанные.

фильтрами

 

ФГ0[2нмаВ5мт)

фТВІауп.

ФТОПступ.

 

 

Рис.

3. Баланс загрязненности

топлив:

 

 

а—

южная климатическая

зона

(топливо Т-1); б — средняя

климатическая зона

(топливо ТС-1)

 

 

 

 

 

 

Из баланса загрязненности и ранее приведенных данных по ха­ рактеру загрязнений следует, что на склады ГСМ аэропортов и аэродромов топлива Т-1 и ТС-1 поступают в железнодорожных •цистернах 'практически с одинаковой загрязненностью 1,2—3,23 г/т. принимаемой за 100%. На складах ГСМ при складских операциях и хранении в топливо Т-1 попадает загрязнений 2,0—7,6 г/т (185%), главным образом продукты атмосферной пыли, а также 'продукты

коррозии

'Складского

оборудования, износа

перекачивающих

средств,

разрушения

прокладочно-уплотнительных

материалов.

В топливо ТС-1 на складах ГСМ попадает

загрязнений 0,29—

0,49 г/т (20%): это в

основном продукты коррозии

складского

оборудования, а также продукты атмосферной пыли, износа пере­

качивающих средств

и разрушения прокладочно-уплотнительных

материалов.

 

 

 

 

 

В то же время на складах ГСМ из топлива

Т-1

складскими

фильтрами удаляется

загрязнений

1,23—5,62 г/т

(114%), а из топ­

лива ТС-1 — 1,32—1,97 г/т (81%).

 

 

 

Таким образом, в топливный бак самолета заправляется топли­

во Т-1, содержащее

загрязнений

1,7—7,3 г/т (171%), а

топливо

ТС-1 — 0,5—0,99 г/т

(39%).

 

 

 

 

В

топливных баках самолетов

в топливо Т-1 попадает

загряз­

нений

1,54—21,7 г/т

(256%), в

топливо ТС-1 —

1,78—5,5 г/т

(111%). Это в основном загрязнения, накопившиеся

в .баках за

40


счет систематического отстаивания загрязнений, поступающих с за­ правляемым топливом, а также продукты атмосферной пыли, по­ падающие при заправке с топливом и воздухом и при поддавливании воздухом, продукты разрушения внутренних поверхностей баков и технологические загрязнения, оставшиеся после изготов­ ления и ремонта баков. При 'прохождении по топливной системе топливо дополнительно загрязняется продуктами износа, техно­ логическими загрязнениями п продуктами уплотнения нестабиль­ ных углеводородов, образовавшихся при нагреве в топливо-масля­ ном радиаторе. Самолетные фильтры удаляют из топлива Т-1 за­

грязнений

1,82—20,8 г/т (252%) и из топлива ТС-1 —

2—2,0—

28 г/т (122%).

 

Таким

образом, в топливорегулирующую аппаратуру

двигате­

ля поступает топливо Т-1, содержащее загрязнений 0,42—9,2 г/т (175%), и топливо ТС-1, содержащее загрязнений 0,5 — 0,62 г/т

. (28%).

Ф О Р М И Р О В А Н И Е З А Г Р Я З Н Е Н И Й

Твердые загрязнения в топливе представляют собой отдельные взвеси или суспензии с размерами частиц, характерными для кол­ лоидных я мелкодисперсных систем.

Изучение состава твердых загрязнений показало, что они со­ стоят из зольных элементов, органической части, включающей глубокоокисленные сернистые, азотистые и кислородные органические соединения, а также структурной влаги.

Жидкие загрязнения в топливе представляют собой воду, смо­ листые и поверхностно-активные вещества, находящиеся в раство­ ренном состоянии или в виде второй фазы. Свободная вода на­ ходится в виде эмульсии с размером глобул в.оды от долей до единиц микрона. Газообразные загрязнения в топливе представ­

ляют собой воздух, находящийся в

растворенном

состоянии или

в виде микропузырьков с размером

до нескольких

микрон.

Наконец, в топливе могут встречаться микроорганизмы и- про­ дукты их жизнедеятельности, которые располагаются на границе раздела топливо—вода и в близлежащих слоях топлива. Микро­ организмы и продукты их жизнедеятельности имеют размеры от долей до единиц микрона и располагаются в виде колоний.

Загрязнения, содержащие зольные элементы, проникают в топ­ ливо за счет коррозии металлов, износа трущихся пар, вымывания компонентов из прокладочно-уплотнительных материалов и кон­

такта с

атмосферной пылью. Крупные частицы размером более

20 мкм

быстро оседают, а меньшего размера длительное время

остаются

в топливе и играют роль как 'бы центров коагуляции для

соединений органического происхождения. Частицы зольного ха­ рактера адсорбируют на своей поверхности из топлива смолистые продукты и влагу.

Загрязнения органического происхождения, серо-, азот- и кис­ лородсодержащие соединения остаются в углеводородной среде в

41


0

2 4

6 8

10 П

ft 16

о г

Ч 6

8

10

12 /4

Продолжительность

хранения,

месяцы

Продолжительность

хранения,

 

 

 

 

 

 

 

 

-

месяцы

Рис. 4. Изменение дисперсионного состава загрязнений в топливе Т-1 при гер­ метичном (а) и открытом (б) хранении после фильтрации:

/ — через нетканые материалы; 2 — через фнльтроднагональ; 3 — через фильтросванбой

виде истинного раствора до известной стадии превращения. Даль­ нейшее окисление и уплотнение этих соединений 'приводит к «пе­ регрузке» гетероатомами, что является причиной частичного их выпадения из углеводородного раствора в виде твердой фазы. Та­ ким образом, создается коллоидная система топливо—смолы.

Под влиянием частиц зольного происхождения, воды и поверх­ ностно-активных веществ происходит разрушение коллоидной си­ стемы и укрупнение частиц.

По мере укрупнения частицы оседают. Следовательно, в топ­ ливе происходит непрерывный процесс образования и разрушения коллоидной системы, укрупнения частиц и их осаждения. Поэтому даже 'при длительном хранении не удается достичь полного от­ стаивания загрязнений. Для их удаления из топлив необходима фильтрация через пористые перегородки с малым размером пор. При небольших скоростях фильтрации загрязнения задерживают­ ся пористой перегородкой. При повышении скоростей фильтрации некоторые скоагулировавшиеся загрязнения разрушаются при столкновении с пористой перегородкой и после (фильтра обнару­ живается больше мелких частиц, чем до фильтра.

В результате прохождения топлив через фильтры частицы за­

грязнений приобретают

электрические

заряды,

вследствие чего

в первые сутки

хранения

происходит

интенсивное

изменение коли­

чества частиц

размером

1—10

мкм.

Коагуляция

частиц

коллоид­

ной системы в

более крупные

размером

1—10

мкм

не

успевает

компенсировать

уменьшения их количества, поэтому

на

кривых

42


изменения дисперсионного состава загрязнений (рис. 4) в первые сутки «аблюдаются резкие перегибы. Через четверо — шестеро суток устанавливается равновесие между этими процессами.

При длительном герметичном и открытом хранении в про­ фильтрованном топливе наблюдаются процессы пептизацки и ко­ агуляции коллоидных и дисперсионных систем. Уже после одного месяца хранения заметно накопление частиц размером 3—Ъмкм, через три—пять месяцев хранения их количество достигает мак­ симума, а затем снижается [25].

Рост -количества частиц загрязнений размером 5—10 мкм на­ чинается через два месяца и достигает максимума к трем—пяти месяцам хранения, а после шести—одиннадцати месяцев стабили­ зируется.

Количество

частиц размером

15—20 мкм практически остает­

ся постоянным

на протяжении 16 месяцев хранения.

Различие в

поведении

коллоидных и дисперсионных систем топ­

лив после их

фильтрации

через

различные пористые перегородки

определяется их задерживающей способностью. В частности, ткань фильтросванбой <в большей степени удаляет из топлива смолы, обогащенные сернистыми и азотистыми соединениями, которые способствуют коагуляции загрязнений.

Перемешивание топлив, изменение температуры и других физичеоких условий ускоряет, с одной стороны, насыщение мелко­ дисперсной системы смолистыми частицами, с другой — частич­ ное разрушение коллоидной системы с образованием более круп­ ных частиц и их интенсивное агрегирование.

Г л а в а 111. СИСТЕМЫ

ФИЛЬТРАЦИИ АВИАЦИОННЫХ ТОПЛИВ

Опыт эксплуатации складов ГСМ аэропортов и топливных си­ стем самолетов показывает, что применение отдельно взятых да­ же очень эффективных фильтров не может обеспечить 'необходи­

мой чистоты авиационных топлив, а следовательно,

и безопасно­

сти полетов. Только рациональное, 'Комплексное

использование

мероприятий по предупреждению и снижению загрязненности топ­ лив, составляющих систему фильтрации, может обеспечить необ­ ходимую чистоту авиационных топлив.

До 1959 г. в Советском Союзе система фильтрации включала на окладах ГСМ отстой топлива в складских резервуарах и ци­ стернах топливозаправщиков и очистку от загрязнений при по­ мощи фильтра с трехслойным чехлом (шелк-фильтр-шелк) в топ­ ливозаправщике при заправке самолета. На самолетах в этот период, как правило, устанавливался сетчатый фильтр в топлив­ ной системе и фетровый фильтр перед топливным агрегатом.

43 '


Создание новых реактивных самолетов с двигателями, имею­ щими топливорегулирующую аппаратуру с большим количеством прецизионных пар с зазорами 5—7 мкм, высотные полеты и т. д., предъявило более высокие требования к чистоте топлив. По­ этому в 1959 г. была введена двухступенчатая система фильт­ рации, которая предусматривала, помимо отстаивания, очистку топлива на складе ГСМ аэропорта при помощи двух фильтров с четырехслойными чехлами типа ТФЧ (три слоя ткани фильтросванбой и один слой шелковой ткани), установленных «а разда­ точном стояке и в топливозаправщике.

На новых самолетах в этот период стали устанавливать в топ­ ливной системе сетчатый фильтр грубой очистки и сетчатый или

бумажный фильтр тонкой

очистки, а также сетчатые и

бумаж­

ные фильтры для защиты топливных агрегатов.

 

Эксплуатация самолетов

в условиях двухступенчатой

фильтра­

ции показала, что необходимо дальнейшее 'повышение чистоты топлив и особенно в направлении удаления из топлив свободной (эмульсионной) воды.

В 1964 г. была введена трехступенчатая система фильтрации авиационных топлив, включающая [2, 6, 23, 24, 38, 51, 52]:

установку на складе горюче-смазочных материалов в линии налива топлива фильтра тонкой очистки (первая ступень) с четы­

рехсложным

тканевым чехлом типа ТФЧ и

фильтра-сепаратора

CT 500-2

(вторая ступень); в последующем

предусматривается

замена чехла типа ТФЧ на бумажный или фторопластовый фильт­ рационный пакет;

установку в топливозаправщике фильтра тонкой очистки

(третья

ступень); в последующем предусматривается замена

чех­

ла ТФЧ

на бумажный или фторопластовый фильтрационный

па­

кет;

выделение групп отстойных и раздаточных резервуаров с пла­ вающими топливоприемниками, устройствами для выкачки отстоя для лучшей организации отстаивания;

установку воздушных фильтров на резервуарах, цистернах, ба­ ках самолетов, для защиты топлив от атмосферной пыли;

герметизацию процессов перекачки, налива и заправки для защиты от атмосферной пыли и влаги:

применение стойких материалов или антикоррозийных покры­ тий в технических средствах складов ГСМ и топливоприемиых системах самолетов для защиты топлив от продуктов коррозии;

периодическое обслуживание технических

средств

склада ГСМ

и топливных

систем самолетов

(зачистка, промывка

и т. д.) для

удаления накопившихся

загрязнений.

 

 

Причем

внедрение

всех перечисленных

мероприятий преду­

сматривалось постепенно, по

мере освоения промышленностью

отдельных элементов.

 

 

 

 

•В настоящее время все элементы системы фильтрации про­ мышленностью отработаны и по мере их производства внедряют­ ся на склады ГСМ.

44