ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.10.2024
Просмотров: 85
Скачиваний: 1
|
|
|
|
Самолетные загрязнения |
|
|
|
2-7,6% |
(W%) • |
|
|
0/2r9,i7,lm%) |
|
|
|
|
ЪтаппиЬорегулирую- |
|||
|
Складские |
загрязнения |
|
|||
|
|
щцм аппаратура |
||||
|
|
|
1,7-7,3 |
ГЛ/171%)5сам^ |
|
|
|
|
|
|
дВигаШеяя |
||
1,83-3,23% |
|
|
|
|
|
|
жд. цисгерны |
|
|
|
|
m-20fi7A252%) |
|
|
|
|
|
|
||
о,57-^а) |
|
oß-oy/MJ |
ог-о,5УМт) |
Задержанные |
самолетными |
|
|
Гашпътрат |
|||||
Задержанные Задерканные |
Задержанные |
|
|
|||
Ц>ГО |
ФТОІСтуп. ЩТОЖсгрп. |
|
|
|||
Ю |
0№-0,МгМго%) |
1,7В-з,5%(111%)санолмныезагрджны |
||||
|
складские загрязнения |
м |
05 |
062%№У) |
m 0,5-0ßg%(33%) Stomam |
ЩЮШЙГ*** |
|
1,2-2,9%(w%) ж^дцДддиизииишдяииДНІИ^^ |
||
• ж-д. цистерны мжгшЯЙ& |
| |
Щ. |
Вгпоппибарещмруиіщам аппаратуру
двигата/гв
|
I |
I |
I |
|
|
гр-%%(№%) |
|
|
oßos-o,iar/,aoy0) |
Dß-іігШЩ |
о,^-в,щт%) З&ершные |
опитыми |
|||
|
Задержанные |
задержанные Задержанные. |
фильтрами |
||||
|
ФГ0[2нмаВ5мт) |
фТВІауп. |
ФТОПступ. |
|
|
||
Рис. |
3. Баланс загрязненности |
топлив: |
|
|
|||
а— |
южная климатическая |
зона |
(топливо Т-1); б — средняя |
климатическая зона |
|||
(топливо ТС-1) |
|
|
|
|
|
|
Из баланса загрязненности и ранее приведенных данных по ха рактеру загрязнений следует, что на склады ГСМ аэропортов и аэродромов топлива Т-1 и ТС-1 поступают в железнодорожных •цистернах 'практически с одинаковой загрязненностью 1,2—3,23 г/т. принимаемой за 100%. На складах ГСМ при складских операциях и хранении в топливо Т-1 попадает загрязнений 2,0—7,6 г/т (185%), главным образом продукты атмосферной пыли, а также 'продукты
коррозии |
'Складского |
оборудования, износа |
перекачивающих |
|
средств, |
разрушения |
прокладочно-уплотнительных |
материалов. |
|
В топливо ТС-1 на складах ГСМ попадает |
загрязнений 0,29— |
|||
0,49 г/т (20%): это в |
основном продукты коррозии |
складского |
оборудования, а также продукты атмосферной пыли, износа пере
качивающих средств |
и разрушения прокладочно-уплотнительных |
|||||
материалов. |
|
|
|
|
|
|
В то же время на складах ГСМ из топлива |
Т-1 |
складскими |
||||
фильтрами удаляется |
загрязнений |
1,23—5,62 г/т |
(114%), а из топ |
|||
лива ТС-1 — 1,32—1,97 г/т (81%). |
|
|
|
|||
Таким образом, в топливный бак самолета заправляется топли |
||||||
во Т-1, содержащее |
загрязнений |
1,7—7,3 г/т (171%), а |
топливо |
|||
ТС-1 — 0,5—0,99 г/т |
(39%). |
|
|
|
|
|
В |
топливных баках самолетов |
в топливо Т-1 попадает |
загряз |
|||
нений |
1,54—21,7 г/т |
(256%), в |
топливо ТС-1 — |
1,78—5,5 г/т |
||
(111%). Это в основном загрязнения, накопившиеся |
в .баках за |
40
счет систематического отстаивания загрязнений, поступающих с за правляемым топливом, а также продукты атмосферной пыли, по падающие при заправке с топливом и воздухом и при поддавливании воздухом, продукты разрушения внутренних поверхностей баков и технологические загрязнения, оставшиеся после изготов ления и ремонта баков. При 'прохождении по топливной системе топливо дополнительно загрязняется продуктами износа, техно логическими загрязнениями п продуктами уплотнения нестабиль ных углеводородов, образовавшихся при нагреве в топливо-масля ном радиаторе. Самолетные фильтры удаляют из топлива Т-1 за
грязнений |
1,82—20,8 г/т (252%) и из топлива ТС-1 — |
2—2,0— |
28 г/т (122%). |
|
|
Таким |
образом, в топливорегулирующую аппаратуру |
двигате |
ля поступает топливо Т-1, содержащее загрязнений 0,42—9,2 г/т (175%), и топливо ТС-1, содержащее загрязнений 0,5 — 0,62 г/т
. (28%).
Ф О Р М И Р О В А Н И Е З А Г Р Я З Н Е Н И Й
Твердые загрязнения в топливе представляют собой отдельные взвеси или суспензии с размерами частиц, характерными для кол лоидных я мелкодисперсных систем.
Изучение состава твердых загрязнений показало, что они со стоят из зольных элементов, органической части, включающей глубокоокисленные сернистые, азотистые и кислородные органические соединения, а также структурной влаги.
Жидкие загрязнения в топливе представляют собой воду, смо листые и поверхностно-активные вещества, находящиеся в раство ренном состоянии или в виде второй фазы. Свободная вода на ходится в виде эмульсии с размером глобул в.оды от долей до единиц микрона. Газообразные загрязнения в топливе представ
ляют собой воздух, находящийся в |
растворенном |
состоянии или |
в виде микропузырьков с размером |
до нескольких |
микрон. |
Наконец, в топливе могут встречаться микроорганизмы и- про дукты их жизнедеятельности, которые располагаются на границе раздела топливо—вода и в близлежащих слоях топлива. Микро организмы и продукты их жизнедеятельности имеют размеры от долей до единиц микрона и располагаются в виде колоний.
Загрязнения, содержащие зольные элементы, проникают в топ ливо за счет коррозии металлов, износа трущихся пар, вымывания компонентов из прокладочно-уплотнительных материалов и кон
такта с |
атмосферной пылью. Крупные частицы размером более |
20 мкм |
быстро оседают, а меньшего размера длительное время |
остаются |
в топливе и играют роль как 'бы центров коагуляции для |
соединений органического происхождения. Частицы зольного ха рактера адсорбируют на своей поверхности из топлива смолистые продукты и влагу.
Загрязнения органического происхождения, серо-, азот- и кис лородсодержащие соединения остаются в углеводородной среде в
41
0 |
2 4 |
6 8 |
10 П |
ft 16 |
о г |
Ч 6 |
8 |
10 |
12 /4 |
Продолжительность |
хранения, |
месяцы |
Продолжительность |
хранения, |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
- |
месяцы |
Рис. 4. Изменение дисперсионного состава загрязнений в топливе Т-1 при гер метичном (а) и открытом (б) хранении после фильтрации:
/ — через нетканые материалы; 2 — через фнльтроднагональ; 3 — через фильтросванбой
виде истинного раствора до известной стадии превращения. Даль нейшее окисление и уплотнение этих соединений 'приводит к «пе регрузке» гетероатомами, что является причиной частичного их выпадения из углеводородного раствора в виде твердой фазы. Та ким образом, создается коллоидная система топливо—смолы.
Под влиянием частиц зольного происхождения, воды и поверх ностно-активных веществ происходит разрушение коллоидной си стемы и укрупнение частиц.
По мере укрупнения частицы оседают. Следовательно, в топ ливе происходит непрерывный процесс образования и разрушения коллоидной системы, укрупнения частиц и их осаждения. Поэтому даже 'при длительном хранении не удается достичь полного от стаивания загрязнений. Для их удаления из топлив необходима фильтрация через пористые перегородки с малым размером пор. При небольших скоростях фильтрации загрязнения задерживают ся пористой перегородкой. При повышении скоростей фильтрации некоторые скоагулировавшиеся загрязнения разрушаются при столкновении с пористой перегородкой и после (фильтра обнару живается больше мелких частиц, чем до фильтра.
В результате прохождения топлив через фильтры частицы за
грязнений приобретают |
электрические |
заряды, |
вследствие чего |
|||||
в первые сутки |
хранения |
происходит |
интенсивное |
изменение коли |
||||
чества частиц |
размером |
1—10 |
мкм. |
Коагуляция |
частиц |
коллоид |
||
ной системы в |
более крупные |
размером |
1—10 |
мкм |
не |
успевает |
||
компенсировать |
уменьшения их количества, поэтому |
на |
кривых |
42
изменения дисперсионного состава загрязнений (рис. 4) в первые сутки «аблюдаются резкие перегибы. Через четверо — шестеро суток устанавливается равновесие между этими процессами.
При длительном герметичном и открытом хранении в про фильтрованном топливе наблюдаются процессы пептизацки и ко агуляции коллоидных и дисперсионных систем. Уже после одного месяца хранения заметно накопление частиц размером 3—Ъмкм, через три—пять месяцев хранения их количество достигает мак симума, а затем снижается [25].
Рост -количества частиц загрязнений размером 5—10 мкм на чинается через два месяца и достигает максимума к трем—пяти месяцам хранения, а после шести—одиннадцати месяцев стабили зируется.
Количество |
частиц размером |
15—20 мкм практически остает |
|
ся постоянным |
на протяжении 16 месяцев хранения. |
||
Различие в |
поведении |
коллоидных и дисперсионных систем топ |
|
лив после их |
фильтрации |
через |
различные пористые перегородки |
определяется их задерживающей способностью. В частности, ткань фильтросванбой <в большей степени удаляет из топлива смолы, обогащенные сернистыми и азотистыми соединениями, которые способствуют коагуляции загрязнений.
Перемешивание топлив, изменение температуры и других физичеоких условий ускоряет, с одной стороны, насыщение мелко дисперсной системы смолистыми частицами, с другой — частич ное разрушение коллоидной системы с образованием более круп ных частиц и их интенсивное агрегирование.
Г л а в а 111. СИСТЕМЫ
ФИЛЬТРАЦИИ АВИАЦИОННЫХ ТОПЛИВ
Опыт эксплуатации складов ГСМ аэропортов и топливных си стем самолетов показывает, что применение отдельно взятых да же очень эффективных фильтров не может обеспечить 'необходи
мой чистоты авиационных топлив, а следовательно, |
и безопасно |
сти полетов. Только рациональное, 'Комплексное |
использование |
мероприятий по предупреждению и снижению загрязненности топ лив, составляющих систему фильтрации, может обеспечить необ ходимую чистоту авиационных топлив.
До 1959 г. в Советском Союзе система фильтрации включала на окладах ГСМ отстой топлива в складских резервуарах и ци стернах топливозаправщиков и очистку от загрязнений при по мощи фильтра с трехслойным чехлом (шелк-фильтр-шелк) в топ ливозаправщике при заправке самолета. На самолетах в этот период, как правило, устанавливался сетчатый фильтр в топлив ной системе и фетровый фильтр перед топливным агрегатом.
43 '
Создание новых реактивных самолетов с двигателями, имею щими топливорегулирующую аппаратуру с большим количеством прецизионных пар с зазорами 5—7 мкм, высотные полеты и т. д., предъявило более высокие требования к чистоте топлив. По этому в 1959 г. была введена двухступенчатая система фильт рации, которая предусматривала, помимо отстаивания, очистку топлива на складе ГСМ аэропорта при помощи двух фильтров с четырехслойными чехлами типа ТФЧ (три слоя ткани фильтросванбой и один слой шелковой ткани), установленных «а разда точном стояке и в топливозаправщике.
На новых самолетах в этот период стали устанавливать в топ ливной системе сетчатый фильтр грубой очистки и сетчатый или
бумажный фильтр тонкой |
очистки, а также сетчатые и |
бумаж |
ные фильтры для защиты топливных агрегатов. |
|
|
Эксплуатация самолетов |
в условиях двухступенчатой |
фильтра |
ции показала, что необходимо дальнейшее 'повышение чистоты топлив и особенно в направлении удаления из топлив свободной (эмульсионной) воды.
В 1964 г. была введена трехступенчатая система фильтрации авиационных топлив, включающая [2, 6, 23, 24, 38, 51, 52]:
установку на складе горюче-смазочных материалов в линии налива топлива фильтра тонкой очистки (первая ступень) с четы
рехсложным |
тканевым чехлом типа ТФЧ и |
фильтра-сепаратора |
CT 500-2 |
(вторая ступень); в последующем |
предусматривается |
замена чехла типа ТФЧ на бумажный или фторопластовый фильт рационный пакет;
установку в топливозаправщике фильтра тонкой очистки
(третья |
ступень); в последующем предусматривается замена |
чех |
ла ТФЧ |
на бумажный или фторопластовый фильтрационный |
па |
кет;
выделение групп отстойных и раздаточных резервуаров с пла вающими топливоприемниками, устройствами для выкачки отстоя для лучшей организации отстаивания;
установку воздушных фильтров на резервуарах, цистернах, ба ках самолетов, для защиты топлив от атмосферной пыли;
герметизацию процессов перекачки, налива и заправки для защиты от атмосферной пыли и влаги:
применение стойких материалов или антикоррозийных покры тий в технических средствах складов ГСМ и топливоприемиых системах самолетов для защиты топлив от продуктов коррозии;
периодическое обслуживание технических |
средств |
склада ГСМ |
|||
и топливных |
систем самолетов |
(зачистка, промывка |
и т. д.) для |
||
удаления накопившихся |
загрязнений. |
|
|
||
Причем |
внедрение |
всех перечисленных |
мероприятий преду |
||
сматривалось постепенно, по |
мере освоения промышленностью |
||||
отдельных элементов. |
|
|
|
|
•В настоящее время все элементы системы фильтрации про мышленностью отработаны и по мере их производства внедряют ся на склады ГСМ.
44