Файл: Рыбаков, К. В. Фильтрация авиационных топлив.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.10.2024

Просмотров: 89

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

рат. После отстоя топлива подсчитывают . количество частиц ло интервалам размеров.

По результатам испытаний определяют: коэффициент полноты фильтрации

где хй весовое содержание загрязнений в суспензии, %; х — ве­ совое содержание загрязнений в фильтрате, %;

коэффициент отсева частиц для каждого интервала размеров

k0—k

где k0 — количество частиц данного интервала размеров в 1 мл суспензии, шт; k — количество частиц данного интервала размеров в 1 мл фильтрата, шт.

Результаты определений коэффициентов полноты и тонкости

фильтрации сводятся в таблицу, кроме

того, коэффициент отсева

частиц представляется в виде графика,

по оси ординат которого

откладывается коэффициент отсева частиц, а по

оси абсцисс —

размер частиц.

 

 

 

О п р е д е л е н и е

в е с о в о г о с о д е р ж а н и я

з а г р я з н е ­

н и й с п о м о щ ь ю

р а д и о а к т и в н ы х

и з о т о п о в. Для уско­

рения испытаний фильтрационных материалов и фильтров также может использоваться лабораторная установка с применением ра­ диоактивных изотопов [62]. Она размещается в специальном боксе, а вся аппаратура находится в отдельной измерительной комнате, изолированной от бокса.

Пробы для определений передаются из бокса в измерительную комнату через специальные окна в капитальных стенах.

Лабораторная установка состоит из насосного агрегата про­ изводительностью до 250 л/мин, резервуаров емкостью 4000 л, двух расходных баков емкостью по 200 л (один с мешалкой), газоотде­ лителя, манометров, счетчика и мерного бака, соединенных между собой системой трубопроводов с кранами и задвижками.

Детали для установки изготовлены из нержавеющей стали. Установка позволяет производить испытания фильтрационных ма­

териалов в специальных

патронах с использованием 200-литровых

расходных баков, а также испытания порноразмерных

фильтров

пропускной способностью

до 250 л/мин с

использованием резер­

вуара емкостью 4000 л.

 

 

 

Методика испытаний

фильтрационных

материалов и фильтров

с применением радиоактивных изотопов

заключается

в том, что

в предварительно отфильтрованное топливо в качестве загрязни-»

теля вводится порошок окиси

радиоактивного

изотопа железа

Fe259, 0 3

с удельной активностью

0,1 милликюри/г

с фракционным

составом

по размерам частиц, характерным для топлива. При оп-

50


ределенных режимах по пропускной способности и перепаду -дав­ ления это топливо прокачивалось через -испытуемый образец фильтрационного материала или фильтра с одновременным от­ бором проб (по 90 мл) до и после фильтра. Отбор проб произво­ дился специальным пробоотборником. В измерительной комнате на специальном стенде, состоящем из установки Б-2, входного уси­ лительного блока Б'ГС и газоразрядного счетчика МС-4, распо­ ложенного 'в свинцовом домике, определялась активность этих проб.

Процентное содержание загрязнителя в пробе определялось по предварительно построенному графику зависимости скорости

счета

от количества

активного загрязнителя

и

времени, при ко­

тором

скорость

счета

становится

относительно

стабильной.

В качестве

загрязнителя окись

железа

Fe2 5 9 03 применялась

потому, что она является одним из естественных

компонентов за­

грязнений топлива, легко поддается измельчению и фракциони­ рованию, а изотоп Fe5 9 является источником "у-излучения, которое

регистрируется

стандартными

газоразрядными

счетчиками, и

имеет период

полураспада,

достаточный для проведения

испыта­

ний фильтра.

 

 

 

 

 

 

Фракционирование окиси железа производилось при помощи

металлических

сит, и

после

составления порошка

необходимого

фракционного

состава

последний предварительно

размешивался

в одном литре топлива, а затем вводился в резервуар

или бак

фильтрационной установки.

 

 

 

 

Топливом,

отобранным при испытании из установки,

заполня­

лись две герметичные пробирки

емкостью по 40 мл, которые пред­

ставляли параллельные

образцы при определении

загрязненности.

Активность этих проб

измеряли

в течение 10 мин при кратности

пересчета Х4 . Содержание загрязнений в пробе определялось как среднее арифметическое результатов двух параллельных опреде­ лений.

Данные, полученные при параллельном определении, свиде­ тельствуют о высокой точности оценки загрязненности проб топ­ лива при помощи радиоактивных изотопов. Расхождения в этом случае значительно -меньше, чем расхождения при определении по ГОСТ 6370—62, и 'близки к расхождениям по ГОСТ 10577—63 (табл. 25).

Т а б л и ц а 25 Расхождения между параллельными определениями загрязненности топлив

 

Параметр

По методу с ра­

По гост

По гост

 

диоактивными

6370—62

10577—63

 

 

изотопами

 

 

 

 

Загрязненность, %:

0,0003

0,005

0,0002

Менее

0,001

 

 

0,0014

0,005

0,0002

Более

0,01

0,0018

0,01

0,002

51


Полнота отделения воды характеризует эффект очистки от нерастворенной (эмульсионной) воды топлива, однократно пропу­ щенного через образец фильтрационного материала или фильтра

при Д р = 0 , 5

кГ/см2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Полнота

отделения воды

выражается

'коэффициентом

полно­

ты отделения воды:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

f

Bp—в

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

f ~

Во

'

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

где

Во — весовое содержание

нерастворенной

воды

в топливе,

%;

В —• весовое содержание

нерастворенной

воды

в

фильтрате

топ­

лива, %. Способы определения нерастворенной

©оды в топливе

изложены в

гл. П.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фильтруемость — это зависимость удельной пропускной спо­

собности

топлива

q

от

продолжительности

фильтрации

т

при

Лр = const = 0,5 кГ/см2

и

* = const=18°±2°C,

т. е. q = f(x).

 

 

 

Фильтруемость

характеризует забивку

фильтрационного

мате­

риала в зависимости от времени фильтрации при постоянном пе­ репаде давления и постоянной вязкости (температуре) топлива.

Фильтруемость определяют на безнасосной лабораторной уста­ новке. Топливо с естественными загрязнениями из бачка установ­ ки продавливается через образец испытуемого фильтрационного материала. Через каждые 15 сек при помощи мерного цилиндра и секундомера замеряется A V —объем топлива, а удельная про­ пускная способность q рассчитывается так же, как при определе­ нии гидравлической характеристики.

Зависимость і7=/(т) изображается в виде графика или таб­ лицы.

Одной из наиболее важных задач при определении фильтруемости явилось обеспечение необходимой точности получаемых ре­ зультатов.

Для оценки ошибок результатов измерений, проводимых с по­ мощью данной методики, было проведено семь параллельных опре­ делений.

Обработка полученных данных (табл. 26) дает следующую оценку ошибок каждого определения: средняя квадратичная ошиб­ ка единичного определения ô = 3 1 мл; коэффициент вариации

единичного измерения

1 / ^ = 6,5о/о.

Как следует из табл. 26, каждое определение объема топлива ДѴ дает несколько отличные от других измерений результаты. От­ личаются и результаты средних арифметических аначений каждого определения. Это свидетельствует о том, что случайная ошибка является определяющей в данной методике.

Причинами случайной ошибки могут' быть неравномерное рас­ пределение частиц загрязнений, в топливе и др. Систематическая

52


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

26

 

 

Определение фильтруемости топлива

 

 

 

 

 

 

 

 

Объем

фильтра àV,

мл, по интервалам времени,

сек

 

 

Номер

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

испытания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I

190

58

38

28

22

20

17

14

12

12

11

10

10

9

2

190

63

44

27

23

20

17

14

12

12

11

10

10

9

3

215

67

41

32

29

25

22

17

16

15

15

15

15

15

4

200

63

41

31

23

21

19

17

16

15

15

15

15

15

5

200

61

43

31

26

22

20

17

16

13

12

11

10

9

6

205

65

42

29

27

23

22

19

17

14

14

14

13

13

7

202

64

 

29

27

23

20

20

17

14

13

13

12

11

ошибка

может быть вызвана

погрешностью

высоты

слоя

топлива

в цилиндре по отношению к расчетной. Эта погрешность не пре­ вышает 0,1% и ею можно пренебречь. Поэтому необходимо опре­ делять объем топлива ДѴ как среднее значение результатов из­ мерений объема нескольких определений, т. е. использовать вывод из закона сложения ошибок

а"

=

" Х і

 

 

 

 

 

v

T

 

 

 

 

где

аТ — средняя квадратичная ошибка

среднего

арифметическо­

го; п — число определений.

 

 

 

Если определять суммарный объем топлива АѴ как среднее

арифметическое

из семи

определений (гс = 7), то

средняя квадра­

тичная

ошибка

среднего

арифметического

будет

равна

о - 7 = — = 4 , 9 2 л € Л .

V 7

Зная величину средней квадратичной ошибки (а>Хі = 34%),

можно определить ошибку результата при заданной доверитель­ ной вероятности и любомколичестве определений, или же, за­ давшись величиной ошибки и доверительной вероятности, опреде­ лить необходимое количество определений.

Однако важнее ощенить ошибку определений не суммарного объема топлива АѴ, а ошибку определения в каждом интервале времени. Кроме того, исследование методики не будет полным, если не установить закономерность, обусловливающую величину погрешности результата. Данные обработки результатов по ин­ тервалам времени приведены в табл. 27. Как следует из табли­ цы, коэффициент вариации для каждого интервала времени раз­ личен. Соединение в ряд и анализ численных значений зависи­ мости коэффициента вариации от величины объема фильтрата

53


^ ~1Б 20 2it?S323bW Удельная пропускная
f
Зная величину е, можно определить необходимое количество і испытаний. Для этого нужно задаться величиной доверительной * вероятности и относительной ошибки измерения. В данном случае і величина доверительной вероятности может быть принята равной а = 0 , 9 .
Определение необходимого количества испытаний для полу­ чения результатов измерения объема топлива ДѴ с относитель­ ной ошибкой 10 ,и 20% представлено в табл. 28, а на рис. 7 пред­ ставлена зависимость коэффициента вариации от величины удель­ ной пропускной способности топлива.
Т а б л и ц а 28
где 8 — относительная ошибка в долях средней квадратичной | ошибки; Ах0ІН — относительная ошибка, %; —средняя квад­ ратичная ошибка, % (коэффициент вариации).
топлива АѴ позволили установить закономерность, обусловливающуго величину рассеивания результата. і
Для определения необходимого количества испытаний используем зависимость

 

 

Рассеивание результатов

замеров объема

фильтрата

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 27

 

 

топлива по интервалам времени

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Интервалы

времени,

сек

 

 

 

 

 

 

Показатель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0-15

15—30

30-45

45-60

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

60-75

75-90

90-105

105—120

120-135

135-150

150-165

165-180

180—195

195-210

 

 

 

 

 

 

 

 

Среднее арифметическое объ­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ема фильтрата

топлива,

мл . 200,3

63,0

41,0

29,5

25,2

21,1

19,5

18,1

15,1

13,5

13,0

12,5

12,1

11,6

Средняя квадратичная

ошиб­

 

 

 

 

 

ка, мл

 

8,93

3,1

2,31

3,3

1,58

1,8

2,03

2,27

2,17

1,28

1,78

2,14

2,27

2,76

Коэффициент

вариации, % . 4,4

4,92

5,7

11,2

6,26

8,1

10,7

13,4

4,3

9,5

13,7

17,2

18,8

23,8

 

 

 

 

 

 

 

 

Необходимое количество определений фильтруемости топлив для получения

 

 

результата с доверительной вероятностью

а = 0 , 9

 

 

 

 

 

Необходимое

количество

 

 

Необходимое

количество

Объем

филь­

 

определений

 

Объем

филь­

 

 

определений

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

трата

тгоплн-

 

 

 

 

 

трата

топли­

 

 

 

 

 

 

ва,

мл

 

=10%

Д*

 

=20%

ва,

МЛ

Ддг

 

-10%

Да-

 

-20%

 

Да-

отн

отн

 

 

 

отн

 

 

 

 

'

 

 

отн

 

 

"

200—50

 

3

 

 

2

17—15

 

 

6

 

 

3

50—35

 

3

 

 

3

15—13

 

 

8

 

 

3

35—20

 

4

 

 

3

13—11

 

 

9

 

 

4

20—17

 

5

 

 

3

11—9

 

11

 

 

5

,

Как видно из табл. 28, методика позволяет

определить

фильт-

 

••'

руемость топлива

с

ошибкой

результата

10%

для большинства

 

величин удельных пропускных способностей. При этом довери­

 

тельная вероятность

составляет

а = 0,9.

 

 

 

 

Ресурс фильтрации характеризует зависимость изменения пе­

 

репада давления

от количества

загрязненного топлива, прошедше­

 

го через фильтр с поверхностью фильтрации F.

 

 

 

Перепад давления на фильтре может изменяться от начально­

 

го до предельно допустимого при расчетной

средней удельной про­

 

пускной способности

с— const

или расчетной пропускной

способ­

ности фильтра Q, т. е.

Ap=f^-y-^.

 

 

 

Ресурс

фильтрации

определяется

на

лабораторной насосной

установке

на топливе, содержащем

естественные

загрязнения.

В том случае, когда

при определении

ресурса

фильтрации на

установке в расходном баке недостаточно топлива для полной забивки испытуемого образца, во всасывающую линию постепен­ но вводится концентрат загрязнений. Для приготовления кон­

центрата загрязнений от резервуаров отбирался отстой

топлива.

По результатам испытаний определяли: вес загрязнений,

прошед­

ших через фильтр

 

где Уі — количество

топ- g is

лива,

прошедшего

через

«jf

фильтр, л;

Ѵг — количество

JMg

концентрата,

прошедшего

g

через фильтр, л; К\ — содер­

£ 7

жание

загрязнений в топли­

S ff

Г 5

ве, г/л; Кг — содержание за­

-ѳ-ч-

грязнений в концентрате, г/л.

 

Количество топлива,

про­

 

шедшее через фильтр,

 

 

s's->

- s -—_

80 ПО 160 20В 240

400

способность7wjjmn

см2

Рис. 7. Зависимость коэффициента вариа­ ции от величины удельной пропускной спо­ собности

55

I!