Файл: Константинова, Ю. Н. Финансы и факторы экономического роста.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.10.2024
Просмотров: 60
Скачиваний: 0
перед бюджетом, обеспечения рационального использова ния и ¡сохранности государственных средств.
Тем самым названные функции общегосударственных финансов создают объективные предпосылки для воздей ствия централизованных финансов на эффективность про изводства и на этой основе на ускорение темпов экономи ческого роста.
Обеспечение расширенного социалистического воспро изводства финансовыми ресурсами — обязательное усло
вие его осуществления. Практически это условие реали зуется с помощью всех звеньев общегосударственных финансов — государственного бюджета, бюджета государ
ственного социального страхования и государственного иму
щественного и личного страхования. Все три звена актив но влияют на факторы экономического роста, обеспечивая процесс производства денежными средствами и выступая одновременно в качестве экономических стимулов, уско
ряющих темны экономического развития.
Особую роль їв обеспечении устойчивых темпов эконо мического роста играет государственный бюджет. Еще в
1929 г. на пленуме Бюджетной комиссии ЦИК СССР ука зывалось на возрастающую роль бюджета как централь
ного регулятора финансовых отношений между отдель ными звеньями финансовой системы. Бюджет — основной финансовый институт, ¡посредством которого в значитель ной мере социалистическое государство выполняет свои
функции и решает экономические задачи. Бюджет при социализме является директивой, действенным финансо вым планом. Взаимозависимость между ним и народным хозяйством была четко указана в постановлении декабрь ского (¡1930 г.) ¡объединенного Пленума ЦК и ЦКК ВКП(б). Пленум подчеркнул, что «успешное выполнение финансового плана и бюджета стоит в прямой зависи мости от выполнения количественных и качественных по
казателей во всех отраслях народнохозяйственного строи тельства» и что «без строгого выполнения финансового
плана невозможно осуществление намеченного хозяйст венного плана но всех отраслях народного хозяйства ...» '. В связи с этим Пленум потребовал решительно улучшать
работу финансовых органов, внедрять строжайшую фи нансовую дисциплину и режим экономии.
ɪ КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК, т. 4, с. 496.
51
Всвоем материальном содержании оюджет выступает
вформе централизованного фонда денежных ресурсов, за
счет которого социалистическое государство, как собствен ник решающей части средств производства, обеспечивает финансирование значительной доли затрат на расширен
ное воспроизводство. Расширенное воспроизводство охва тывает воспроизводство материальных благ, материальных
условий производства, средств производства, рабочей силы
и производственных отношений. В обеспечении высоких темпов расширенного социалистического воспроизводства бюджет играет большую роль.
Именно через бюджет обеспечивается аккумуляция значительной части денежных накоплений и их исполь зование прежде всего на цели дальнейшего развития ма
териального производства. Ассигнования на народное хо зяйство занимают значительное место в расходах государ
ственного бюджета, о чем |
свидетельствуют следующие |
|||||||
данные. |
Удельный вес расходов па народное хозяйство |
|
|
|||||
|
в государственном бюджете СССР |
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
(В %) |
|
|
|
|
|
|
Годы |
|
|
|
|
|
1910 |
1950 |
1950 |
1965 |
1970 |
1971 |
1972 |
Расходы — всего............... |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
|
в том числе па народное |
33,5 38,2 |
46,7 |
44,2 |
48,2 |
49,0 |
49,0 |
||
хозяйство ....................... |
Уже накануне девятой пятилетки удельный вес ассиг нований па развитие народного хозяйства во всех расхо дах государственного бюджета СССР превысил 48%. За годы девятой пятилетки общий объем расходов государ
ства из бюджета и собственных средств предприятии су щественно возрастет и к концу пятилетки достигнет 360 млрд, руб., т. е. почти в 1,5 раза больше, чем в 1970 г. В 1974 г. ассигнования на финансирование народного хо зяйства превысят 95 млрд. руб. Вся сумма расходов на
эту цель, включая собственные ресурсы предприятии и долгосрочные кредиты банка, составляет 1198,4 млрд. руб.
52
Большие вложения финансовых ресурсов в народное хо зяйство способствуют ускорению темпов развития социа листического производства и росту национального дохода. На этой основе быстро увеличиваются и сами доходы и расходы государственного бюджета.
Через государственный бюджет распределяется и пе
рераспределяется значительная часть национального до хода. Удельный вес бюджета по отношению к националь ному доходу в 1973 г. поднялся до 55,6% против 52,9%
в 1965 г. Все ото свидетельствует о возрастании роли бюд
жета в обеспечении устойчивых темпов экономического роста.
2.Бюджетное обеспечение общественного воспроизводства
ифакторы экономического роста
Анализируя влияние бюджета на факторы экономиче ского роста, практически нельзя выявить меру его воздей
ствия на формирование каждого из них в отдельности.
Поэтому правомерно говорить лишь о совокупном воздей ствии бюджета на экономический рост вообще, который зависит от естественно-природных условий производства; уровня развития производительных сил; характера и уров ня развития производственных отношений; субъективных факторов развития производства (экономическая полити
ка и ее составная часть — финансовая политика, состоя ние научных ¡исследований, личная и коллективная мате риальная заинтересованность и т. д.). Среди всех пере численных факторов основными являются материально
вещественные и трудовые элементы производительных
сил. Остальные воздействуют на темпы экономического роста через производственные отношения.
іМатериалыно-івещественные и трудовые факторы вы ступают в виде определенных экономических ресурсов,
участвующих в процессе производства, без которых невоз
можен нормальный процесс расширенного воспроизвод ства. Особо выделяется труппа так называемых ограни ченных ресурсов расширенного воспроизводства. Это такие экономические ресурсы, объем которых в данный момент не может превышать известного предела. Ими
являются, в частности, бюджетные ассигнования на капи-
53
таловложе'ния1. Своевременная воспроизводимость по
следних на данном отрезке времени —■ одна из главных задач финансовой: системы, от решения которой зависит экономический рост. Новые капитальные вложения озна чают не только расширение производственного аппарата, по її дальнейшее его совершенствование, в результате ко торого расширенное воспроизводство основных производ ственных фондов осуществляется на новой технической
базе.
В современных условиях развитого социализма госу дарственный бюджет становится все более важным сред
ством стратегии экономического развития, выработанной
XXIV съездом КПСС и предполагающей перегруппировку
факторов экономического роста в пользу повышающих эффективность общественного труда. Интенсификация
экономического роста на основе ускорения научно-техни ческого прогресса является сегодня одной из узловых проблем.
«Научно-технический прогресс партия рассматривает как стержень всей своей экономической политики. Он должен проникать во все сферы производства, охватывая как смелые научные открытия, так и сотни и тысячи усо вершенствований ,в технологии, новые механизмы, инстру менты — все то, что сберегает и облегчает труд человека,
делает его более производительным II интересным» 12.
В девятой пятилетке ускоренными темпами разви
вается и совершенствуется материально-техническая база |
|
всех отраслей народного хозяйства. Доля новых фондов, |
|
намеченных к вводу в действие на пятилетие, повышается |
|
в промышленности до 46%, а в сельском хозяйстве—■ до |
|
60%. К 1975 г. три четверти основных фондов в промыш |
|
ленности и около 90% в сельском хозяйстве будут фон |
|
дами, введенными в действие за |
последнее десятилетие. |
1 Существуют и неограниченные |
ресурсы расширенного вос |
производства. Для их вовлечения не требуется затрат обществен ного труда. Это — вода, воздух, в ряде случаев земельное про странство. «Вещь может быть потребительной стоимостью и не быть стоимостью. Так бывает, когда ее полезность для человека не опосредствована трудом. Таковы: воздух, девственные земли, естественные луга, дикорастущий лес и т. д.» (М арке К., Э н- гельс Ф. Соч., т. 23, с. 49).
2 Брежнев Л. И. Речь на встрече с избирателями Бауман
ского избирательного округа г. Москвы 14 июня 1974 г. Μ., Полит издат, 1974, с. И.
54
На ускорение технического прогресса выделяются из бюд жета многомиллиардные суммы 1.
Государственный бюджет активно способствует такому важному фактору повышения темпов экономического роста, как научные исследования. За последние 20 лет ассигнования из бюджета на научные исследования воз росли в 10 с лишним раз.
К началу 1974 г. в СССР работало 2726 научно-иссле довательских институтов, включая филиалы и отделения.
В Советском Союзе трудится более 1 млн. 100 тыс. чело век, или 1A Bcex научных работников мира.
•В девятой пятилетке расходы Советского .государства на научные исследования и укрепление эксперименталь ной ¡базы научных учреждений достигнут 80 млрд, руб., т. е. увеличатся по сравнению с предыдущей пятилеткой
более чем на 60%. Лишь за первые три года девятой пя
тилетки на развитие науки и техники было выделено более 43 млрд. руб.
ВСССР доля затрат на науку в валовом общественном продукте и национальном доходе последовательно повы шается. Темпы роста расходов на науку превышают со ответствующие темпы увеличения валового общественного продукта и национального дохода. Если в 1960 г. эти затраты составляли 2,7% к объему национального дохода,
то ів 11972 г. — возросли до 4,7%.
Государственный бюджет СССР служит важным ис
точником финансирования научных исследований, о чем свидетельствуют следующие данные (см. с. 56).
Вусловиях хозяйственной реформы повышается зна
чение децентрализованных источников финансирования научных исследований (об этом подробнее говорится в третьей главе) и вместе с тем сохраняется важная роль бюджета в обеспечении этих затрат. Дело в том, что на учная деятельность, являясь весьма аффективной, отли
чается в то же время известной неопределенностью C
точки зрения окупаемости затрат. Нельзя |
не учитывать |
1 Роль бюджета в техническом прогрессе не |
ограничивается, |
однако, лишь финансовым обеспечением соответствующих меро приятий. C помощью бюджета и других финансовых инструмен тов устанавливаются такие взаимоотношения государства с пред приятиями, которые усиливают экономические стимулы внедре ния в производство технических новшеств и способствуют макси мальному сбережению общественного труда.
55
Расходы Советского государства на науку
(в млрд, руб.)
|
|
|
|
Годы |
|
|
|
|
|
1940 |
1960 |
1965 |
1970 |
1971 |
1972 |
Расходы на науку — всего . . . |
0,3 |
3,9 |
6,9 |
11,7 |
13,0 |
14,4 |
|
в том числе за счет |
бюджета |
0,1 |
2,3 |
4,3 |
6,5 |
7,0 |
7,3 |
удельный вес бюджетных ас |
|
|
|
|
|
|
|
сигнований в общей сумме за |
33,3 |
59,0 |
62,5 |
55,5 |
53,8 |
50,6 |
|
трат, % ...................................... |
|||||||
и фактор времени |
(разновременность |
затрат п |
результа |
тов). Как фактор неопределенности, так и фактор времени являются объективными. Они обусловлеиы самим харак
тером труда и его продукта в сфере научно-технической
деятельности. Оба фактора проявляют .себя на всех ста диях и этапах научно-технического прогресса, начиная от фундаментальных (теоретических) исследований и кон чая внедрением ів эксплуатацию новых орудий и предме тов труда. Поскольку любая научно-техническая и нова торская деятельность связана с определенным финансо вым риском, большое значение приобретает проблема вы бора форм и методов ее финансирования.
С отих позиций актуально деление научных исследо
ваний на фундаментальные (поисковые) и прикладные. Фундаментальными выступают исследования теоретиче
ского и общеметоцологпческого характера. Они связаны
главным образом с научной разработкой отдельных идей
и проверкой гипотез, с развитием новых областей науки.
Что |
касается |
прикладных разработок, то |
они, как пра |
|||
вило, |
базируются тіа |
ранее |
проведенных |
теоретических |
||
исследованиях и используются для решения |
конкретных |
|||||
задач. |
|
|
|
мере условно. |
||
Разумеется, такое деление в известной |
||||||
В действительности |
поисковые исследования зачастую |
|||||
сочетаются с |
прикладными |
разработками, |
включают в |
себя теоретические исследования. Однако в данном случае значение имеет не столько точность деления научно-тех нической деятельности, сколько специфическая особен ность того или иного исследования, вытекающая из самого процесса труда и его продукта в рассматриваемой сфере.
56