Файл: Константинова, Ю. Н. Финансы и факторы экономического роста.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.10.2024

Просмотров: 60

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

перед бюджетом, обеспечения рационального использова­ ния и ¡сохранности государственных средств.

Тем самым названные функции общегосударственных финансов создают объективные предпосылки для воздей­ ствия централизованных финансов на эффективность про­ изводства и на этой основе на ускорение темпов экономи­ ческого роста.

Обеспечение расширенного социалистического воспро­ изводства финансовыми ресурсами — обязательное усло­

вие его осуществления. Практически это условие реали­ зуется с помощью всех звеньев общегосударственных финансов — государственного бюджета, бюджета государ­

ственного социального страхования и государственного иму­

щественного и личного страхования. Все три звена актив­ но влияют на факторы экономического роста, обеспечивая процесс производства денежными средствами и выступая одновременно в качестве экономических стимулов, уско­

ряющих темны экономического развития.

Особую роль їв обеспечении устойчивых темпов эконо­ мического роста играет государственный бюджет. Еще в

1929 г. на пленуме Бюджетной комиссии ЦИК СССР ука­ зывалось на возрастающую роль бюджета как централь­

ного регулятора финансовых отношений между отдель­ ными звеньями финансовой системы. Бюджет — основной финансовый институт, ¡посредством которого в значитель­ ной мере социалистическое государство выполняет свои

функции и решает экономические задачи. Бюджет при социализме является директивой, действенным финансо­ вым планом. Взаимозависимость между ним и народным хозяйством была четко указана в постановлении декабрь­ ского (¡1930 г.) ¡объединенного Пленума ЦК и ЦКК ВКП(б). Пленум подчеркнул, что «успешное выполнение финансового плана и бюджета стоит в прямой зависи­ мости от выполнения количественных и качественных по­

казателей во всех отраслях народнохозяйственного строи­ тельства» и что «без строгого выполнения финансового

плана невозможно осуществление намеченного хозяйст­ венного плана но всех отраслях народного хозяйства ...» '. В связи с этим Пленум потребовал решительно улучшать

работу финансовых органов, внедрять строжайшую фи­ нансовую дисциплину и режим экономии.

ɪ КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК, т. 4, с. 496.

51


Всвоем материальном содержании оюджет выступает

вформе централизованного фонда денежных ресурсов, за

счет которого социалистическое государство, как собствен­ ник решающей части средств производства, обеспечивает финансирование значительной доли затрат на расширен­

ное воспроизводство. Расширенное воспроизводство охва­ тывает воспроизводство материальных благ, материальных

условий производства, средств производства, рабочей силы

и производственных отношений. В обеспечении высоких темпов расширенного социалистического воспроизводства бюджет играет большую роль.

Именно через бюджет обеспечивается аккумуляция значительной части денежных накоплений и их исполь­ зование прежде всего на цели дальнейшего развития ма­

териального производства. Ассигнования на народное хо­ зяйство занимают значительное место в расходах государ­

ственного бюджета, о чем

свидетельствуют следующие

данные.

Удельный вес расходов па народное хозяйство

 

 

 

в государственном бюджете СССР

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(В %)

 

 

 

 

 

Годы

 

 

 

 

 

1910

1950

1950

1965

1970

1971

1972

Расходы — всего...............

100

100

100

100

100

100

100

в том числе па народное

33,5 38,2

46,7

44,2

48,2

49,0

49,0

хозяйство .......................

Уже накануне девятой пятилетки удельный вес ассиг­ нований па развитие народного хозяйства во всех расхо­ дах государственного бюджета СССР превысил 48%. За годы девятой пятилетки общий объем расходов государ­

ства из бюджета и собственных средств предприятии су­ щественно возрастет и к концу пятилетки достигнет 360 млрд, руб., т. е. почти в 1,5 раза больше, чем в 1970 г. В 1974 г. ассигнования на финансирование народного хо­ зяйства превысят 95 млрд. руб. Вся сумма расходов на

эту цель, включая собственные ресурсы предприятии и долгосрочные кредиты банка, составляет 1198,4 млрд. руб.

52


Большие вложения финансовых ресурсов в народное хо­ зяйство способствуют ускорению темпов развития социа­ листического производства и росту национального дохода. На этой основе быстро увеличиваются и сами доходы и расходы государственного бюджета.

Через государственный бюджет распределяется и пе­

рераспределяется значительная часть национального до­ хода. Удельный вес бюджета по отношению к националь­ ному доходу в 1973 г. поднялся до 55,6% против 52,9%

в 1965 г. Все ото свидетельствует о возрастании роли бюд­

жета в обеспечении устойчивых темпов экономического роста.

2.Бюджетное обеспечение общественного воспроизводства

ифакторы экономического роста

Анализируя влияние бюджета на факторы экономиче­ ского роста, практически нельзя выявить меру его воздей­

ствия на формирование каждого из них в отдельности.

Поэтому правомерно говорить лишь о совокупном воздей­ ствии бюджета на экономический рост вообще, который зависит от естественно-природных условий производства; уровня развития производительных сил; характера и уров­ ня развития производственных отношений; субъективных факторов развития производства (экономическая полити­

ка и ее составная часть — финансовая политика, состоя­ ние научных ¡исследований, личная и коллективная мате­ риальная заинтересованность и т. д.). Среди всех пере­ численных факторов основными являются материально­

вещественные и трудовые элементы производительных

сил. Остальные воздействуют на темпы экономического роста через производственные отношения.

іМатериалыно-івещественные и трудовые факторы вы­ ступают в виде определенных экономических ресурсов,

участвующих в процессе производства, без которых невоз­

можен нормальный процесс расширенного воспроизвод­ ства. Особо выделяется труппа так называемых ограни­ ченных ресурсов расширенного воспроизводства. Это такие экономические ресурсы, объем которых в данный момент не может превышать известного предела. Ими

являются, в частности, бюджетные ассигнования на капи-

53

таловложе'ния1. Своевременная воспроизводимость по­

следних на данном отрезке времени —■ одна из главных задач финансовой: системы, от решения которой зависит экономический рост. Новые капитальные вложения озна­ чают не только расширение производственного аппарата, по її дальнейшее его совершенствование, в результате ко­ торого расширенное воспроизводство основных производ­ ственных фондов осуществляется на новой технической

базе.

В современных условиях развитого социализма госу­ дарственный бюджет становится все более важным сред­

ством стратегии экономического развития, выработанной

XXIV съездом КПСС и предполагающей перегруппировку

факторов экономического роста в пользу повышающих эффективность общественного труда. Интенсификация

экономического роста на основе ускорения научно-техни­ ческого прогресса является сегодня одной из узловых проблем.

«Научно-технический прогресс партия рассматривает как стержень всей своей экономической политики. Он должен проникать во все сферы производства, охватывая как смелые научные открытия, так и сотни и тысячи усо­ вершенствований ,в технологии, новые механизмы, инстру­ менты — все то, что сберегает и облегчает труд человека,

делает его более производительным II интересным» 12.

В девятой пятилетке ускоренными темпами разви­

вается и совершенствуется материально-техническая база

всех отраслей народного хозяйства. Доля новых фондов,

намеченных к вводу в действие на пятилетие, повышается

в промышленности до 46%, а в сельском хозяйстве—■ до

60%. К 1975 г. три четверти основных фондов в промыш­

ленности и около 90% в сельском хозяйстве будут фон­

дами, введенными в действие за

последнее десятилетие.

1 Существуют и неограниченные

ресурсы расширенного вос­

производства. Для их вовлечения не требуется затрат обществен­ ного труда. Это — вода, воздух, в ряде случаев земельное про­ странство. «Вещь может быть потребительной стоимостью и не быть стоимостью. Так бывает, когда ее полезность для человека не опосредствована трудом. Таковы: воздух, девственные земли, естественные луга, дикорастущий лес и т. д.» (М арке К., Э н- гельс Ф. Соч., т. 23, с. 49).

2 Брежнев Л. И. Речь на встрече с избирателями Бауман­

ского избирательного округа г. Москвы 14 июня 1974 г. Μ., Полит­ издат, 1974, с. И.

54


На ускорение технического прогресса выделяются из бюд­ жета многомиллиардные суммы 1.

Государственный бюджет активно способствует такому важному фактору повышения темпов экономического роста, как научные исследования. За последние 20 лет ассигнования из бюджета на научные исследования воз­ росли в 10 с лишним раз.

К началу 1974 г. в СССР работало 2726 научно-иссле­ довательских институтов, включая филиалы и отделения.

В Советском Союзе трудится более 1 млн. 100 тыс. чело­ век, или 1A Bcex научных работников мира.

•В девятой пятилетке расходы Советского .государства на научные исследования и укрепление эксперименталь­ ной ¡базы научных учреждений достигнут 80 млрд, руб., т. е. увеличатся по сравнению с предыдущей пятилеткой

более чем на 60%. Лишь за первые три года девятой пя­

тилетки на развитие науки и техники было выделено более 43 млрд. руб.

ВСССР доля затрат на науку в валовом общественном продукте и национальном доходе последовательно повы­ шается. Темпы роста расходов на науку превышают со­ ответствующие темпы увеличения валового общественного продукта и национального дохода. Если в 1960 г. эти затраты составляли 2,7% к объему национального дохода,

то ів 11972 г. — возросли до 4,7%.

Государственный бюджет СССР служит важным ис­

точником финансирования научных исследований, о чем свидетельствуют следующие данные (см. с. 56).

Вусловиях хозяйственной реформы повышается зна­

чение децентрализованных источников финансирования научных исследований (об этом подробнее говорится в третьей главе) и вместе с тем сохраняется важная роль бюджета в обеспечении этих затрат. Дело в том, что на­ учная деятельность, являясь весьма аффективной, отли­

чается в то же время известной неопределенностью C

точки зрения окупаемости затрат. Нельзя

не учитывать

1 Роль бюджета в техническом прогрессе не

ограничивается,

однако, лишь финансовым обеспечением соответствующих меро­ приятий. C помощью бюджета и других финансовых инструмен­ тов устанавливаются такие взаимоотношения государства с пред­ приятиями, которые усиливают экономические стимулы внедре­ ния в производство технических новшеств и способствуют макси­ мальному сбережению общественного труда.

55


Расходы Советского государства на науку

(в млрд, руб.)

 

 

 

 

Годы

 

 

 

 

1940

1960

1965

1970

1971

1972

Расходы на науку — всего . . .

0,3

3,9

6,9

11,7

13,0

14,4

в том числе за счет

бюджета

0,1

2,3

4,3

6,5

7,0

7,3

удельный вес бюджетных ас­

 

 

 

 

 

 

сигнований в общей сумме за­

33,3

59,0

62,5

55,5

53,8

50,6

трат, % ......................................

и фактор времени

(разновременность

затрат п

результа­

тов). Как фактор неопределенности, так и фактор времени являются объективными. Они обусловлеиы самим харак­

тером труда и его продукта в сфере научно-технической

деятельности. Оба фактора проявляют .себя на всех ста­ диях и этапах научно-технического прогресса, начиная от фундаментальных (теоретических) исследований и кон­ чая внедрением ів эксплуатацию новых орудий и предме­ тов труда. Поскольку любая научно-техническая и нова­ торская деятельность связана с определенным финансо­ вым риском, большое значение приобретает проблема вы­ бора форм и методов ее финансирования.

С отих позиций актуально деление научных исследо­

ваний на фундаментальные (поисковые) и прикладные. Фундаментальными выступают исследования теоретиче­

ского и общеметоцологпческого характера. Они связаны

главным образом с научной разработкой отдельных идей

и проверкой гипотез, с развитием новых областей науки.

Что

касается

прикладных разработок, то

они, как пра­

вило,

базируются тіа

ранее

проведенных

теоретических

исследованиях и используются для решения

конкретных

задач.

 

 

 

мере условно.

Разумеется, такое деление в известной

В действительности

поисковые исследования зачастую

сочетаются с

прикладными

разработками,

включают в

себя теоретические исследования. Однако в данном случае значение имеет не столько точность деления научно-тех­ нической деятельности, сколько специфическая особен­ ность того или иного исследования, вытекающая из самого процесса труда и его продукта в рассматриваемой сфере.

56