Файл: Константинова, Ю. Н. Финансы и факторы экономического роста.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.10.2024

Просмотров: 54

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В условиях повышения роли прибыли, как одного из

важнейших критериев эффективности производства и пре­ вращения ее в источник и меру экономического стимули­ рования, особо актуальное значение приобретает проб­

лема правильного стоимостного измерения действитель­ ных результатов деятельности участников производства.

А для этого необходимо полнее учитывать многообразные

конкретные факторы, оказывающие различное воздействие

на формирование прибыли и уровень рентабельности от­ дельных предприятий внутри ¡каждой отрасли, для чего введены фиксированные и рентные платежи. Но новые платежи из прибыли, играя немалую роль в повышении эффективности хозяйствования, нуждаются в дальней­ шем совершенствовании, о чем говорится ниже.

Из всего сказанного следует вывод: финансы активно воздействуют на темпы экономического роста в качестве финансовых ресурсов, инвестиций в производственную и

непроизводственную сферы и специфических экономиче­ ских стимулов. Увеличение финансовых ресурсов дает

возможность обеспечивать планомерное и неуклонное раз­

витие народного хозяйства, науки, культуры, укреплять материальную заинтересованность работников, т. е. более полно приводить в действие основные слагаемые достиже­ ния высоких темпов экономического роста.

Финансы оказывают существенное ¡влияние на повы­

шение эффективности производства, а значит, и на темпы

экономического роста. Среди стоимостных рычагов и сти­

мулов ускорения интенсификации экономических процес­ сов и повышения темпов экономического роста большую роль играют прежде всего общегосударственные финансы.

Глава 11

Воздействие централизованных финансов на экономический рост

1. Возможность н характер влияния государственного бюджета

на факторы экономического роста

Объективная возможность воздействия общегосудар­

ственных

финансов

на факторы

экономического

роста

* обусловлена

их теснейшей связью с

процессом социали­

стического

воспроизводства

и

надстройкой и

прежде

всего с государственной властью.

В условиях социализма

процесс

обобществления

производства поднимается на

качественно

новую ступень.

Социалистическое государ­

ство принимает на

себя роль

экономического

центра.

Оно — непосредственный

субъект

социалистического хо­

зяйствования в масштабах страны 1.

Государство выпол­

няет хозяйственно-организаторскую, культурно-воспита­ тельную и другие важные функции.

Такое назначение государства имманентно присуще

социализму. При обобществлении средств производства управление совместным процессом труда невозможно без государственного планирования и централизованного ру­

ководства. «Социализм,—подчеркивал ¿B. И. Ленин,—- немыслим... без планомерной государственной организа­

ции, подчиняющей десятки миллионов людей строжай­

шему соблюдению единой нормы в деле производства и распределения продуктов» 21.

1 На эту роль социалистического государства указывал еще XII съезд КПСС, который отмечал, что с переходом к нэпу «го­ сударство остается не только собственником, но и хозяйствующим субъектом в отношении большинства производительных сил про­ мышленности и транспорта и в отношении кредитных средств. (КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и плену­ мов ЦК, т. 2. Μ., Политиздат, 1970, с. 415—416).

2 Л е н и и В. И. Поли. собр. соч., т. 43, с. 210.

47


Известно, что направление деятельности государства

в конечном счете определяется экономическими отноше­ ниями общества. В то же время большое влияние на эту деятельность оказывают политика, идеология, культура.

Поэтому государство, имея относительную самостоятель­ ность, оказывает огромное обратное воздействие на эко­

номический базис. В решениях XXIV съезда КПСС даль­ нейшее развитие получило ленинское положение о том, что на всех этапах социалистического и коммунистиче­ ского строительства социалистическое государство высту­

пает как творческая, созидательная сила, как главное ору­ дие преобразования и совершенствования общественных отношений.

Построение развитого социализма с его мощной мате­ риально-технической базой открывает ноівые возможности для расширения многогранной деятельности Советского

государства и прежде всего в решающей сфере строитель­

ства коммунизма — создания его материально-техниче­ ской базы. Возрастание экономической роли государства

зрелого социализма обусловлено самим характером совре­

менного производства, достигшего высочайшей степени обобществления и концентрации.

Выражая волю народа, выступая как собственник основных орудий и средств производства, социалистиче­ ское государство уже в силу этого ие может ограничиться

простым вмешательством в экономику. Такое вмешатель­ ство ныне осуществляет и буржуазное государство, пы­ таясь программировать и прогнозировать экономические процессы, усиливать централизацию управления произ­ водством. Однако все эти меры наталкиваются на непре­ одолимую преграду — частную собственность па средства производства при капитализме. Социалистическое же государство выступает как центр, планомерно управляю­ щий всем народным хозяйством. Всестороннее развитие

этой деятельности Советского государства является

одним нз важнейших преимуществ развитого социа­ лизма.

C помощью государственного экономического меха­

низма социалистическое общество планомерно управляет развитием народного хозяйства, как единым целым; ру­ ководит деятельностью относительно обособленных произ­ водственных предприятий; планомерно организует эконо­ мические связи с другими социалистическими странами,

43


способствует развитию процесса социалистической эко­ номической интеграции.

Усиление роли государства на стадии развитого со­

циализма диктуется также необходимостью решения

крупных задач социально-культурного строительства. Это овязано с формированием нового человека — человека коммунистического общества. Государственные органы проводят огромную работу по развитию культуры и обра­ зования, жилищному строительству и перестройке быта, обеспечению народного здравоохранения и т. п., которая является важной частью разработанной XXIV съездом КПСС широкой программы социально-культурного разви­

тия общества. Претворение в жизнь этой программы воз­

можно только при условии достижения высоких темпов экономического роста.

Таким образом, экономическая деятельность социали­ стического государства является одним из объективных

условий развития социалистической экономики, важным фактором поступательного движения общества. В усло­ виях товарно-денежных отношений в интересах ускоре­

ния темпов экономического роста социалистическое госу­ дарство широко использует финансы. Сосредоточение зна­

чительной части национального дохода непосредственно в руках государства обусловливается не столько потребно­

стями обеспечения денежными средствами органов управ­ ления, сколько самими отношениями материального про­

цесса ¡производства.

Централизованные финансы выступают в качестве особой сферы экономической деятельности социалистиче­

ского государства. Его хозяйственно-организаторская и

культурно-воспитательная функции реализуются в значи­ тельной мере посредством организации финансовых отно­ шений. Находясь в непосредственной связи с народным хозяйством, общегосударственные финансы активно влияют на процесс производства совокупного обществен­ ного продукта. Вне их этот процесс в масштабах всей

страны объективно невозможен.

Влияние общегосударственных финансов на социали­

стическое производство, на темпы экономического роста достигается благодаря практическому использованию в конкретной фIIHaiIicoио-экономической работе их функций,

под которыми понимается проявление сущности финан­

сов, их общественное назначение.

49



По вопросу функций советских финансов в нашей экономической литературе пока нет единого мнения. Мы придерживаемся точки зрения, что общегосударственные финансы выполняют две функции: распределительную и

контрольную.

Анализ проявления указанных функций позволяет выяснить механизм воздействия централизованных фи­ нансов на факторы экономического роста. Посредством использования, в частности, первой функции через финан­

совую систему происходит перераспределение накоплений и других финансовых ресурсов между предприятиями, отраслями народного хозяйства, экономическими райо­ нами. Тем самым обеспечивается планомерное развитие производительных сил всей страны, более эффективное использование денежных доходов и накоплений социали­

стических предприятий и хозяйственных организаций.

Благодаря распределительной функции советские фи­

нансы активно участвуют на всех стадиях общественного воспроизводства — производства, распределения, обмена,

потребления и накопления. В планомерном образовании финансовых ресурсов и их производительном использова­ нии проявляется активная роль финансов, как одного из важнейших орудий проведения в жизнь хозяйственной политики партии, осуществления экономической деятель­ ности социалистического государства.

G распределительной функцией советских финансов

тесно связана другая их функция — контрольная, объек­ тивная необходимость которой обусловлена прежде всего общественной собственностью на средства производства.

Конкретно контрольная функция общегосударственных финансов проявляется в процессе образования и исполь­ зования фондов денежных средств. Посредством финан­

сового контроля государство обеспечивает проверку дви­ жения денежных и материальных средств с целью соблю­ дения правил и норм ведения финансового хозяйства и расчетов между предприятиями и государством. При со­ ставлении и исполнении государственного бюджета фи­

нансовые органы проверяют правильность показателей техпромфинпланов предприятий и организаций, обосно­ ванность определения размера платежей в бюджет и ас­ сигнований из бюджета. Финансовый контроль выражает­

ся также в проверке своевременности и полноты выполне­

ния задании народнохозяйственного плана и обязательств

50