Файл: Константинова, Ю. Н. Финансы и факторы экономического роста.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.10.2024
Просмотров: 54
Скачиваний: 0
В условиях повышения роли прибыли, как одного из
важнейших критериев эффективности производства и пре вращения ее в источник и меру экономического стимули рования, особо актуальное значение приобретает проб
лема правильного стоимостного измерения действитель ных результатов деятельности участников производства.
А для этого необходимо полнее учитывать многообразные
конкретные факторы, оказывающие различное воздействие
на формирование прибыли и уровень рентабельности от дельных предприятий внутри ¡каждой отрасли, для чего введены фиксированные и рентные платежи. Но новые платежи из прибыли, играя немалую роль в повышении эффективности хозяйствования, нуждаются в дальней шем совершенствовании, о чем говорится ниже.
Из всего сказанного следует вывод: финансы активно воздействуют на темпы экономического роста в качестве финансовых ресурсов, инвестиций в производственную и
непроизводственную сферы и специфических экономиче ских стимулов. Увеличение финансовых ресурсов дает
возможность обеспечивать планомерное и неуклонное раз
витие народного хозяйства, науки, культуры, укреплять материальную заинтересованность работников, т. е. более полно приводить в действие основные слагаемые достиже ния высоких темпов экономического роста.
Финансы оказывают существенное ¡влияние на повы
шение эффективности производства, а значит, и на темпы
экономического роста. Среди стоимостных рычагов и сти
мулов ускорения интенсификации экономических процес сов и повышения темпов экономического роста большую роль играют прежде всего общегосударственные финансы.
Глава 11
Воздействие централизованных финансов на экономический рост
1. Возможность н характер влияния государственного бюджета
на факторы экономического роста
Объективная возможность воздействия общегосудар
ственных |
финансов |
на факторы |
экономического |
роста |
||||
* обусловлена |
их теснейшей связью с |
процессом социали |
||||||
стического |
воспроизводства |
и |
надстройкой и |
прежде |
||||
всего с государственной властью. |
В условиях социализма |
|||||||
процесс |
обобществления |
производства поднимается на |
||||||
качественно |
новую ступень. |
Социалистическое государ |
||||||
ство принимает на |
себя роль |
экономического |
центра. |
|||||
Оно — непосредственный |
субъект |
социалистического хо |
||||||
зяйствования в масштабах страны 1. |
Государство выпол |
няет хозяйственно-организаторскую, культурно-воспита тельную и другие важные функции.
Такое назначение государства имманентно присуще
социализму. При обобществлении средств производства управление совместным процессом труда невозможно без государственного планирования и централизованного ру
ководства. «Социализм,—подчеркивал ¿B. И. Ленин,—- немыслим... без планомерной государственной организа
ции, подчиняющей десятки миллионов людей строжай
шему соблюдению единой нормы в деле производства и распределения продуктов» 21.
1 На эту роль социалистического государства указывал еще XII съезд КПСС, который отмечал, что с переходом к нэпу «го сударство остается не только собственником, но и хозяйствующим субъектом в отношении большинства производительных сил про мышленности и транспорта и в отношении кредитных средств. (КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и плену мов ЦК, т. 2. Μ., Политиздат, 1970, с. 415—416).
2 Л е н и и В. И. Поли. собр. соч., т. 43, с. 210.
47
Известно, что направление деятельности государства
в конечном счете определяется экономическими отноше ниями общества. В то же время большое влияние на эту деятельность оказывают политика, идеология, культура.
Поэтому государство, имея относительную самостоятель ность, оказывает огромное обратное воздействие на эко
номический базис. В решениях XXIV съезда КПСС даль нейшее развитие получило ленинское положение о том, что на всех этапах социалистического и коммунистиче ского строительства социалистическое государство высту
пает как творческая, созидательная сила, как главное ору дие преобразования и совершенствования общественных отношений.
Построение развитого социализма с его мощной мате риально-технической базой открывает ноівые возможности для расширения многогранной деятельности Советского
государства и прежде всего в решающей сфере строитель
ства коммунизма — создания его материально-техниче ской базы. Возрастание экономической роли государства
зрелого социализма обусловлено самим характером совре
менного производства, достигшего высочайшей степени обобществления и концентрации.
Выражая волю народа, выступая как собственник основных орудий и средств производства, социалистиче ское государство уже в силу этого ие может ограничиться
простым вмешательством в экономику. Такое вмешатель ство ныне осуществляет и буржуазное государство, пы таясь программировать и прогнозировать экономические процессы, усиливать централизацию управления произ водством. Однако все эти меры наталкиваются на непре одолимую преграду — частную собственность па средства производства при капитализме. Социалистическое же государство выступает как центр, планомерно управляю щий всем народным хозяйством. Всестороннее развитие
этой деятельности Советского государства является
одним нз важнейших преимуществ развитого социа лизма.
C помощью государственного экономического меха
низма социалистическое общество планомерно управляет развитием народного хозяйства, как единым целым; ру ководит деятельностью относительно обособленных произ водственных предприятий; планомерно организует эконо мические связи с другими социалистическими странами,
43
способствует развитию процесса социалистической эко номической интеграции.
Усиление роли государства на стадии развитого со
циализма диктуется также необходимостью решения
крупных задач социально-культурного строительства. Это овязано с формированием нового человека — человека коммунистического общества. Государственные органы проводят огромную работу по развитию культуры и обра зования, жилищному строительству и перестройке быта, обеспечению народного здравоохранения и т. п., которая является важной частью разработанной XXIV съездом КПСС широкой программы социально-культурного разви
тия общества. Претворение в жизнь этой программы воз
можно только при условии достижения высоких темпов экономического роста.
Таким образом, экономическая деятельность социали стического государства является одним из объективных
условий развития социалистической экономики, важным фактором поступательного движения общества. В усло виях товарно-денежных отношений в интересах ускоре
ния темпов экономического роста социалистическое госу дарство широко использует финансы. Сосредоточение зна
чительной части национального дохода непосредственно в руках государства обусловливается не столько потребно
стями обеспечения денежными средствами органов управ ления, сколько самими отношениями материального про
цесса ¡производства.
Централизованные финансы выступают в качестве особой сферы экономической деятельности социалистиче
ского государства. Его хозяйственно-организаторская и
культурно-воспитательная функции реализуются в значи тельной мере посредством организации финансовых отно шений. Находясь в непосредственной связи с народным хозяйством, общегосударственные финансы активно влияют на процесс производства совокупного обществен ного продукта. Вне их этот процесс в масштабах всей
страны объективно невозможен.
Влияние общегосударственных финансов на социали
стическое производство, на темпы экономического роста достигается благодаря практическому использованию в конкретной фIIHaiIicoио-экономической работе их функций,
под которыми понимается проявление сущности финан
сов, их общественное назначение.
49
По вопросу функций советских финансов в нашей экономической литературе пока нет единого мнения. Мы придерживаемся точки зрения, что общегосударственные финансы выполняют две функции: распределительную и
контрольную.
Анализ проявления указанных функций позволяет выяснить механизм воздействия централизованных фи нансов на факторы экономического роста. Посредством использования, в частности, первой функции через финан
совую систему происходит перераспределение накоплений и других финансовых ресурсов между предприятиями, отраслями народного хозяйства, экономическими райо нами. Тем самым обеспечивается планомерное развитие производительных сил всей страны, более эффективное использование денежных доходов и накоплений социали
стических предприятий и хозяйственных организаций.
Благодаря распределительной функции советские фи
нансы активно участвуют на всех стадиях общественного воспроизводства — производства, распределения, обмена,
потребления и накопления. В планомерном образовании финансовых ресурсов и их производительном использова нии проявляется активная роль финансов, как одного из важнейших орудий проведения в жизнь хозяйственной политики партии, осуществления экономической деятель ности социалистического государства.
G распределительной функцией советских финансов
тесно связана другая их функция — контрольная, объек тивная необходимость которой обусловлена прежде всего общественной собственностью на средства производства.
Конкретно контрольная функция общегосударственных финансов проявляется в процессе образования и исполь зования фондов денежных средств. Посредством финан
сового контроля государство обеспечивает проверку дви жения денежных и материальных средств с целью соблю дения правил и норм ведения финансового хозяйства и расчетов между предприятиями и государством. При со ставлении и исполнении государственного бюджета фи
нансовые органы проверяют правильность показателей техпромфинпланов предприятий и организаций, обосно ванность определения размера платежей в бюджет и ас сигнований из бюджета. Финансовый контроль выражает
ся также в проверке своевременности и полноты выполне
ния задании народнохозяйственного плана и обязательств
50