Файл: Константинова, Ю. Н. Финансы и факторы экономического роста.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.10.2024
Просмотров: 55
Скачиваний: 0
нансирование капитальных вложений, пополнение обо ротных средств II т. д.) и 'другие общегосударственные потребности. Влияние финансов на решение этих проблем зависит от того, насколько правильно организованы фи
нансовые отношения, в какой мере они соответствуют объективным условиям развития производства, степени его экономической .зрелости, требованиям научно-техни
ческой революции.
Решающая роль в системе финансов социалистиче
ского общества принадлежит общегосударственным фи нансам. Являясь финансами всего народного хозяйства, они оказывают существенное влияние па конечные про порции распределения национального дохода на оплату труда работников, занятых в сфере материального произ
водства, и прибавочный продукт, созданный в этих отрас лях. По некоторым подсчетам отношение прибавочного продукта (за вычетом соответствующей части, используе
мой для общественных фондов потребления и с прибавле нием налогов с населения) к конечным доходам трудя щихся, запятых в материальном производстве, составляет не 90%, как это складывается при первичном распреде? ленип национального дохода, а только 50% ɪ.
Главное звено общегосударственных пли централизо
ванных финансов—государственный бюджет, посредст
вом которого создаются: фонд расширения производства; резервный фонд; общественные фонды потребления; фонд
обороны; фонд управления экономикой и культурным строительством; часть фонда, предназначенного для эконо мического сотрудничества и взаимопомощи социалистиче ских стран, а также оказания экономической помощи развивающимся странам и др. Отсюда вытекает и его большая роль в процессе воздействия па темпы экономи
ческого роста.
Объективно необходимым элементом социалистическо го воспроизводства являются также финансы предприя тий и отраслей народного хозяйства, обеспечивающие непрерывный кругооборот средств в хозяйстве. Правильно налаженные финансовые отношения в сфере !материаль ного производства — непременное условие экономически целесообразного распределения и использования денеж
ных средств в интересах выполнения народнохозяпствен-
4 «Вопросы экономики», 1969, № 9, с. 88.
40
ного плана. Прямая связь финансов социалистических
предприятии и отраслей хозяйства с процессом производ ства дает возможность рассматривать пх в качестве исходного звена всей системы советских финансов, опре деляет их место в системе стоимостных инструментов,
оказывающих влияние на |
темпы |
экономического |
роста. |
....... |
|
Это не означает, разумеется, |
хозяйственной автаркии |
отраслей, подотраслей и тем более отдельных предприя
тий. По нашему мнению, прав В. Μ. Батырев, подчерки
вая, что «быстрые темпы развития современного крупного производства на высоком уровне предполагают централи
зацию и перемещение между отраслями крупных масс чистого дохода, а общественная собственность, непосред
ственное обобществление производства под единым цент
рализованным руководством создают все условия для
оптимального планомерного его перераспределения между
отраслями и отдельными предприятиями в связи с потреб ностями общественного производства»1. Это свидетель ствует об органической взаимосвязи централизованных финансов и финансов предприятий и отраслей народного хозяйства. В совокупности они представляют собой социа листические финансы.
Исходя из этой предпосылки, мы и рассматриваем проблему влияния социалистических финансов на темпы экономического роста, учитывая при этом различия между общегосударственными финансами и финансами предприя
тий її отраслей народного хозяйства. В данном случае важно выяснить возможность п механизм влияния финан сов на темпы развития экономики.
Экономический механизм такого воздействия прояв
ляет себя в процессе формирования фондов финансовых ресурсов.
Главным источником образования фондов финансовых ресурсов служат денежные накопления социалистического хозяйства. За счет поступлений платежей от социалисти ческого хозяйства и прежде всего из црибыли и налога с оборота в настоящее время формируется более 9/ю всех доходов государственного бюджета.
1 Б а т ы р е в В. Μ. Товарно-денежные отношения, финансы и кредит в социалистическом хозяйстве. Μ., «Финансы», 1970,
с. 186-187.
41
Источники финансовых ресурсов в народном хозяйстве СССР
(в млрд, руб.)
|
|
1966—1970 гг. |
19711975 гг. |
Прибыль |
оборота........................................................ |
327,2 |
556,5 |
Налог с |
214,1 |
302,7 |
|
Амортизационные отчисления................... |
120,0 |
195,3 |
|
Доходы бюджета от колхозов и коопера |
7,3 |
||
тивных организаций................................. |
6,5 |
||
Средства |
государственного социального |
50,8 |
|
страхования................................................. |
35,5 |
||
Значительно увеличилась масса денежных накоплений |
|||
в народном хозяйстве СССР, что |
видно из |
следующих |
|
данных. |
|
|
|
Денежные накопления (прибыль и налог с оборота) предприятии и хозяйственных организаций (кроме колхозов)
(в млрд, руб.)
|
1940 г. |
1960 г. |
1965 г. |
1970 г. |
1972 г. |
1973 г. |
Все денежные накопления |
13,9 |
56,5 |
75,7 |
136,4 |
149,0 |
157,1 |
прибыль........................... |
3,3 |
25.2 |
37,0 |
87,0 |
93,4 |
98,0 |
налог с оборота .... |
10,6 |
31.3 |
38,7 |
49,4 |
55,6 |
59,1 |
За последние годы темпы роста прибыли заметно опе режают темпы увеличения налога с оборота1. В резуль
тате1 |
увеличения массы прибыли возросла ее |
доля в фи |
|
Более быстрый рост прибыли по сравнению |
с налогом с |
оборота — не только результат повышения рентабельности произ водства в связи с улучшением хозяйствования. Это связано также с введением новых платежей из прибыли. Для того чтобы ввести
их и внедрить полный хозяйственный расчет, часть |
налога |
|
с оборота была преобразована в |
прибыль в ходе пересмотра в |
|
1966—1967 гг. оптовых цен. Плата |
за производственные |
фонды |
и фиксированные платежи, являющиеся в новых условиях перво очередными ' платежами государственных промышленных пред приятий в бюджет, оказала заметное влияние на уменьшение удельного веса налога с оборота в общей сумме денежных накоп лений. Если в 1965 г. на долю налога с оборота в этих накопле ниях приходилось свыше 51%, то в 1973 г, —только 37%.
42
нансовых ресурсах предприятий. В 1974 г., например, опа увеличивается до 43,4% против 29% в 1966 г., до осущест вления ¡хозяйственной реформы. Заметно повышается зна чение прибыли и в формировании доходов государствен ного бюджета СССР. В то же время важную роль про должает играть ¡и налог с оборота. В 11974 г., например, (¡по плану) платежи из прибыли государственных пред приятий составят 62,6 млрд, руб., а налог с оборота — 62,0 ¡млрд. ¡руб. В связи с этим, па наш взгляд, неправо мерно делать ,вывод о том, что в современных условиях налог с оборота «.все более превращается в отжившую рудиментарную форму» '.
■Некоторые экономисты в свое время доказывали необ
ходимость введения платы за производственные фонды
«как единственной формы изъятия чистого дохода, при званной заменить прибыль и налог с оборота» *2.
На наш ¡взгляд, с таким мнением согласиться нельзя. Обеспечивая быструю аккумуляцию средств в бюджет, эффективно ¡регулируя уровень рентабельности производ
ства, ¡налог с оборота ,в конечном счете выступает важным средством, способствующим росту национального дохода
и, следовательно, повышению темпов экономического
роста.
Более того, встает ¡вопрос вообще о целесообразности
сохранения тенденции быстрого опережения темпов уве
личения прибыли по сравнению |
с налогом |
с оборота и |
в дальнейшем. Оптимальное соотношение |
между при |
|
былью и налогом с оборота имеет |
важное значение с точ |
ки зрения ¡обеспечения правильного финансового режима деятельности социалистических предприятий, эффектив ного функционирования системы .полного хозяйственного
расчета. Тем более необоснован вопрос о ликвидации на лога с оборота. Мы полностью разделяем мнение проф. А. Александрова и проф. Г. Рабиновича о том, что отказ от налога с оборота приведет к концентрации у отдельных
предприятий ¡значительных сумм чистого дохода и осла бит финансовые основы хозяйственного расчета 3.
ɪ Либерман Я. Г. Государственный бюджет и социалисти
ческое воспроизводство. Μ., «Финансы», |
1966, |
с. |
160. |
||
2 |
См. «Вопросы экономики», 1966, |
№ 12, |
с. |
21. |
|
3 |
См. Совершенствовать платежи |
в |
бюджет. |
— «Экономиче |
ская газета», 1965, № 34.
43
В новых условиях хозяйственного руководства налог с оборота используется как экономический рычаг, стимули рующий, в частности, увеличение производства товаров улучшенного ассортимента и качества. В экономической печати отмечается, что «опыт стимулирования предприя
тий, выпускающих товары народного потребления, посред ством налога с оборота показывает, что он может быть эффективным рычагом в осуществлении новых методов хозяйствования, ускорения темпов производства товаров и
в других отраслях промышленности» Конечно, этот рычаг еще несовершенен. До сих пор
налог с оборота используется преимущественно в каче стве финансового инструмента распределения и мобилиза
ции чистого дохода в бюджет. Он не стал еще одним из элементов новой системы распределения и перераспреде ления чистого дохода, неся на себе и известные хозрас четные функции воздействия на эффективность производ ства. О путях решения этой задачи имеются различные
точки зрения. |
Мы, например, разделяем |
мнение |
проф. |
С. А. Ситаряна |
о необходимости теснее |
увязать |
налог |
с оборота с хозрасчетными интересами предприятия и
придать ему стимулирующие функции роста производ ства. С. А. Ситарян считает, что для этого «необходимо
создать условия, при которых налог с оборота в извест ных пределах мог бы непосредственно использоваться там, где он образуется, путем превращения его в финан совый ресурс развития производства» 2.
Существенное |
значение для усиления хозрасчетных |
функций налога с |
оборота имеет недавно принятое реше |
ние правительства |
«О ставках налога с оборота». Теперь |
при утверждении или пересмотре ставок налога с оборота
на новые товары |
.предприятиям должна |
обеспечиваться |
|||||||
рентабельность производства этих |
товаров |
(в процентах |
|||||||
к себестоимости) |
выше средней по данному предприятию, |
||||||||
но не менее 15 H не более 30%. На остальные товары уро |
|||||||||
вень рентабельности |
определен в |
15—17% и на группы |
|||||||
однородных |
товаров-до 20%. |
Следовательно, |
регули- |
||||||
рующее воздействие налога с ооорота на |
производство |
||||||||
Финансы |
и |
кредит |
в условиях |
хозяйственной |
реформы, |
||||
полл. авт. под |
рук. II. |
В. |
Гаретовского. |
Μ., «Финансы» |
1969 |
||||
с. о2. |
|
|
ХоЗЯЙ“а* |
|
|
' |
’ |
||
<<ΦH∏ancbo>tl968,cc9τ∙ |
Реформа и бюджет. |
Μ., |
44
заключается в том, что он стимулирует ооновленпе про дукции, что является одним из важных направлений на
учно-технического прогресса.
Рост финансовых ресурсов народного хозяйства в пе
риод развитого социализма на основе увеличения денеж
ных накоплений позволяет выделять все больше денеж ных ресурсов на развитие общественного производства,
социально-культурные мероприятия и науку. В этом
заключено одно |
из конкретных проявлений воздей |
ствия советских |
финансов на темпы экономического |
роста.
Другим не менее важным моментом является то, что финансы все более используются в качестве экономиче ского рычага, стимула совершенствования и развития со
циалистического производства.
Вусловиях новой системы планирования и экономи ческого стимулирования усиливается значение распреде лительных отношений, в частности, выражаемых при былью. По мере развития хозяйственной реформы полнее
используются объективные функции прибыли как измери теля приращения стоимости прибавочного продукта, сред
ства его распределения и стимулирования экономической
заинтересованности участников производства.
Всовременных условиях хозяйственного руководства
сам процесс распределения стоимости прибавочного про дукта па оставляемую в распоряжении предприятий и пе редаваемую в бюджет приобретает качественно новое содержание. До реформы отчисления от прибыли в бюд жет оказывали недостаточное !воздействие на процесс ее
образования.
Теперь система платежей из прибыли является важ ным средством повышения эффективности производства и увеличения тіа этой основе национального дохода, повы шения темпов «экономического роста. Этому призвана слу
жить и плата за производственные фонды. C одной сто роны, плата за фонды выступает как специфическая форма распределения чистого дохода предприятий и использования его на удовлетворение общегосударствен
ных потребностей, а с другой —будучи увязана со стои мостью производственных фондов, она является инстру ментом экономического стимулирования их эффективного использования. От этого же, как известно, во многом за висит рост производства.
45