Файл: Константинова, Ю. Н. Финансы и факторы экономического роста.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.10.2024
Просмотров: 63
Скачиваний: 0
ипй промышленного производства, ио и изменить их со отношение. Производство предметов потребления в про
мышленности должно |
|
опережать |
производство средств |
||
производства. |
ОбщийБ |
объем промышленной |
продукции |
||
возрастет в |
1974 г. |
по—сравнению с 1973 г. |
на 6,8%. |
||
Продукция группы |
А |
промышленности увеличивается |
|||
па 7,5%, а группы |
|
на 6,6%. |
За первые |
три года |
девятой пятилетки соотношение между темпами роста на
званных групп сложилось следующее: при общем увели чении производства промышленной продукции на 23,1% группа А возросла на 24,1%, а группа Б — на 20,3%.
В девятой пятилетке государственные капитальные
вложения ,в легкую индустрию увеличатся на 90%, в пи щевую и мясо-молочную—на 60%. Значительная часть ассигнований выделяется из бюджета, содействуя тем са мым посредством финансового обеспечения ускорению производства предметов потребления. Государственный бюджет способствует одновременно сближению темпов роста I и II подразделений общественного производства.
Высокие темпы экономического роста тесно связаны с дальнейшим: подъемом сельского хозяйства. Одним: из
главных направлений аграрной политики КПСС на совре
менном этапе является создание и совершенствование системы экономических отношений, с тем чтобы она обе спечивала материальную заинтересованность работников сельского хозяйства в повышении его эффективности.
Основу для решения этой задачи, как известно, заложил мартовский (1965 г.) Пленум ЦК КПСС.
«И в прежние годы многие понимали, что повышение материальной заинтересованности тружеников сельского
хозяйства поможет росту производства. Но долгое время
этот вопрос не решался. Создавался как бы замкнутый круг: производство не росло достаточными темпами,
так как не выделялось достаточных средств на матери
альное стимулирование, а средств не хватало потому, -что
медленно росло производство. Чтобы вырваться из этого круга, нужно было решительно изменить сложившуюся практику, и Центральный Комитет сделал это. Время показало, насколько своевременными и верными были принятые тогда решения» '.
Установлены твердые планы закупок на ряд лет,
'Брежнев Л. И. Великий подвиг партии и народа. Μ., Политиздат, 1974, с. 16.
63
стимулируется сверхплановая продажа сельскохозяйствен
ной продукции путем повышения закупочных цен, усо
вершенствованы система обложения подоходным налогом колхозов и государственное страхование имущества колхо зов. Осуществление этих и других мер способствовало
укреплению экономики колхозов и совхозов, создало усло вия для роста сельскохозяйственного производства и по
вышения оплаты труда.
Другое важное направление аграрной политики КПСС — перевод сельского хозяйства па современную индустриальную базу, дальнейшее ускорение научно-тех нического прогресса в этой сфере экономики. Речь идет о
комплексной механизации, химизации сельскохозяйствен ного производства, проведении крупномасштабных работ по мелиорации земель.
Для того чтобы решить такие задачи в течение девя той пятилетки, в сельское хозяйство по линии государства и колхозов направляется около 129 млрд, руб., а с учетом вложений в сопряженные отрасли 155 млрд. руб., т. е. столько, сколько за две предыдущие пятилетки, вместе взятые.
На декабрьском (1973 г.) Пленуме ЦК КПСС было подчеркнуто, что «самим ростом капиталовложений в сельское хозяйство ставится на ,повестку дня решительное повышение эффективности сельскохозяйственного произ
водства. Чем больше мы вкладываем средств в сельское хозяйство, — а этот процесс будет идти и впредь, — тем больше у нас оснований требовать, чтобы эти средства
расходовались правильно, обращать особое внимание на усиление эффектиівіности этих вложений» 1.
Значительна роль государственного бюджета в совер шенствовании территориальной и отраслевой структуры общественного произіводства, что оказывает огромное воз действие на его эффективность и темпы экономического роста. Прогрессивные территориальные пропорции позво
ляют полнее использовать благоприятные условия каждой
местности. В их числе: богатство полезными ископаемыми и другими природными ресурсами, выгодное географиче
ское |
размещение, |
исторически сложившиеся |
навыки и |
|
1 |
Брежнев Л. |
И. Вопросы аграрной |
политики |
КПСС и |
освоение целинных |
земель Казахстана. Μ., |
Политиздат, 1974, |
||
с. 351. |
|
|
|
64
производственный опыт местного населения, комбиниро вание производственных процессов.
Подчеркивая значение территориальной организации оібществепного производства, Г. Μ. Кржижановский писал, что «возможность строить громадный хозяйственный ком бинат, не считаясь пи с какими правовыми путами прош лого, а сообразуясь только с фондами накопления, природ ными ресурсами и научным расчетом, строить на такой
территории ■— экономической области, которая побольше многих современных западноевропейских государств, —
это один из наших крупнейших шансов в предстоящей
гигантской борьбе» ɪ.
Формирование прогрессивных пропорций во многом зависит от перераспределения посредством государствен
ного бюджета народнохозяйственных накоплений в поль зу перспективных отраслей, экономических районов.
За годы существования СССР неузнаваемо изменилась география производительных сил страны, что позволило использовать сырьевые и трудовые ресурсы с наибольшей
эффективностью. Давно забыто деление областей на про
мышленные и аграрные. Созданы и успешно развиваются крупнейшие промышленные комплексы в Казахстане и
Средней Азии, в Сибири и на Дальнем Востоке, в районах
Севера, Белоруссии и др.
В. И. Ленин не раз указывал, что союз и тесное эконо мическое сотрудничество советских республик — решаю щие условия успешного строительства социализма. Не
оценимые преимущества социалистического |
строя |
и еди |
|
ная государственность — постоянно действующие |
факто |
||
ры, ускоряющие рост экономики. |
|
|
плано |
На обширной территории СССР обеспечение |
|||
мерного, высокоэффективного |
развития |
промышленно |
|
сти — весьма сложная проблема, |
в которой |
органически |
|
переплетаются экономические, социальные |
и политиче |
ские мотивы. КПСС, неуклонно руководствуясь принци пами ленинской национальной политики, последовательно проводит курс на дальнейшее выравнивание уровней эко номического развития советских республик.
Многолетний опыт подтвердил, что высокие темпы экономического роста достигаются при пропорциональном
индустриальном развитии всех союзных республик, взаи-
1 «Плановое хозяйство», 1926, № 3, с. 39.
3 Ю. Н. Константинова |
65 |
несвязанного экономического организма, развивающегося по общегосударственному плану в интересах страны и каждой ,республики. Будучи единым народнохозяйствен ным комплексам, советская экономика органически соеди няет в себе производственный аппарат, науку и культуру,
сферу социалистического быта, хозяйственные структуры
всех союзных республик и экономических регионов стра ны. В текущей іпятилетке особенно быстро будет расти
промышленность в республиках, где -вовлекаются в экс плуатацию крупные природные ресурсы и вводятся в
действие предприятия по их переработке (Казахстан,
Туркмения), в тех, где есть необходимые трудовые ресур сы (Армения, Белоруссия, Молдавия).
За последние годы возрастает роль бюджетов союзных республик.
Структура |
государственного |
бюджета СССР |
по |
видам бюджетов |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
(% к итогу) |
|
|
|
|
|
|
|
Годы |
|
|
|
|
|
|
|
1940 |
1950 |
I960 |
1965 |
|
1970 |
1971 |
1972 |
Доходы |
государст |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
венного бюджета— |
100 |
100 |
100 |
100 |
|
100 |
100 |
100 |
||
всего ................... |
|
|||||||||
В том числе: |
75,4 |
76,8 |
51,1 |
48,5 |
|
54,0 |
|
|||
союзный бюджет . |
55,7 |
55,0 |
||||||||
бюджеты союзных |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
республик |
(респу |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
бликанские и мест |
24,6 |
23,2 |
48,9 |
51,5 |
44,3 |
46,0 |
45,0 |
|||
ные) ....................... |
||||||||||
Расходы |
государст |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
венного бюджета— |
100 |
100 |
100 |
100 |
|
100 |
100 |
100 |
||
всего ................... |
|
|||||||||
В том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
союзный бюджет . |
75,8 |
76,8 |
41,2 |
42,5 |
52,1 |
51,7 |
51,7 |
|||
бюджеты |
союзных |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
республик |
(респу |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
бликанские и мест |
24,2 |
23,2 |
58,8 |
57,5 |
47,9 |
48,3 |
48,3 |
|||
ные) ....................... |
||||||||||
В 1974 г. бюджеты -союзных республик достигнут бо |
||||||||||
лее 88 млрд. руб. |
Уже |
сейчас на |
их |
долю |
приходился |
66
почти половина всех расходов государственного бюджета
СССР и за счет их финансируется 42% государственных затрат на народное хозяйство, 64 — на просвещение и бо
лее 90% —на здравоохранение.
Особое внимание в девятом пятилетием плане уде ляется ускоренному освоению природных ресурсов во сточных районов страны, куда намечено направить при
мерно 30% всех капитальных вложений. Однако многие экономические районы Востока и Казахстана, некоторые республики Средней Азии и Закавказья не располагают достаточными собственными накоплениями для безотла гательного осуществления мероприятий, от которых за висят общие темпы экономического роста. На помощь приходит государственный бюджет. Часть накоплений изымается у одних экономических районов и республик и передается в другие, тем самым оказывается существен ное влияние на ускорение экономического развития народ
ного хозяйства всей страны. Кроме того, применяется
Прямая дотация отдельным республикам. Так, в 1974 г.,
например, Туркменской CCP из союзного бюджета выде ляется более 58 млн. руб.
В бюджет республики полностью передается весь по
ступающий на территории Туркмении налог с оборота, а в бюджет Узбекской, Казахской, Литовской, Таджик ской и Армянской CCP — вся сумма подоходного налога с населения и подавляющая часть (‘90—98%) налога с обо рота.
Темпы экономического роста определяются не только совершенствованием территориальной структуры. По длинный народнохозяйственный эффект возможен при одновременном улучшении отраслевой структуры матери ального производства. Это — один из главных факторов повышения производительности труда, получения боль шего количества продукции при тех же или меньших
затратах материальных и трудовых ресурсов. Существенное значение имеет улучшение, структуры
топливного баланса. Если в 1940 г. на долю угля прихо дилось 59,1 % в топливном балансе страны, то в 11970 г. — 36,1%. Удельный вес нефти и газа повысился соответст венно с 20,6 до 59,3%.
Совершенствуя в целом отраслевую структуру произ водства, важно также улучшать топливный баланс. При значительном увеличении добычи всех видов топлива
з* |
67 |
|
в девятой пятилетке более быстрыми темпами разви вается добыча нефти и газа, в результате чего изменяется структура топливного баланса, она становится более
современной и, следовательно, лучше способствует повы
шению эффективности всего общественного производства.
В пересчете на условное топливо нефть в 4 раза, а газ в 9 раз дешевле угля. Расчеты показывают, что изменение топливного баланса в пользу нефти и газа дает значи тельный народнохозяйственный эффект. Например, в
восьмой пятилетке за счет этого фактора было сэконом
лено 3 млрд. руб. и в девятой намечается сэкономить примерно столько же.
Совершенствование отраслевой структуры обществен ного производства — задача комплексная. Ее решение требует установления определенных пропорций в уровне
итемпах развития отдельных отраслей экономики, что предполагает опережающий рост отраслей, осуществляю
щих техническое перевооружение народного хозяйства, и
преодоление отставания в развитии 'инфраструктуры, т. е. комплекса обслуживающих отраслей, .в числе которых
связь, транспортные коммуникации, складское и тарное
хозяйство, организации, оказывающие предприятиям ма териального производства технические консультации.
Ивсе-таки решающее значение имеет ускоренное раз витие отраслей, обеспечивающих изготовление и выпуск
навой техники. К ним относятся в первую очередь элек троэнергетика, машиностроение, включая электронику, производство средств автоматизации, химическая и цел люлозно-бумажная промышленность, изготовление поли меров, отрасли биологической химии. Формирование про грессивной отраслевой структуры предполагает также
создание крупных смежных отраслевых групп, как: топ ливно-энергетический блок, химия и нефтехимия, метал лопромышленность, машиностроение, лесная и деревооб рабатывающая индустрия, легкая и пищевая промышлен ность. Такие экономические комплексы позволяют полнее
и!эффективнее использовать важнейшие виды сырья —
топливо, металл, древесину, волокна, пищевое сырье.
В девятой пятилетке более интенсивно, чем промыш
ленность в целом, развиваются отрасли, обеспечивающие
технический пропресс всего народного хозяйства, — элек троэнергетика, машиностроение, химия, нефтехимия. Вы работка электроэнергии возросла с 689 млрд, квт-ч в
68