Файл: Константинова, Ю. Н. Финансы и факторы экономического роста.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.10.2024
Просмотров: 66
Скачиваний: 0
траты на развитие здравоохранения и физкультуры не уклонно возрастают. Например, только в 1974 г. они со ставят 40,7 млрд. руб.
В расчете на душу населения расходы на социально культурные мероприятия характеризуются следующими данными.
Расходы на социально-культурные мероприятия и науку из государственного бюджета СССР и других источников в расчете на душу населения
|
|
|
|
|
|
(в руб.) |
|
|
|
|
Годы |
|
|
|
|
I960 |
1965 |
1970 |
1971 |
1972 |
Всего расходов |
на социально' |
|
|
|
|
|
культурные |
мероприятия |
и |
196 |
288 |
305 |
326 |
науку ......................................... |
|
137 |
||||
В том числе: |
|
45 |
69 |
97 |
100 |
107 |
на просвещение.................. |
||||||
на науку ...................................... |
|
18 |
30 |
48 |
53 |
58 |
на здравоохранение и физкуль |
34 |
49 |
51 |
52 |
||
турУ ............................................. |
обеспечение |
27 |
||||
на социальное |
и |
63 |
94 |
101 |
109 |
|
социальное страхование .... |
47 |
Развитие образования, улучшение жилищных и ком-
мунальных условий, развитие здравоохранения и бытово
го обслуживания населения, расширение сети дошколь ных учреждений, театров, кино, организация отдыха трудящихся являются реальными и ощутимыми факто
рами экономического роста.
Разумеется, можно оспаривать весомость каждого кон кретного фактора, поскольку проблема количественного их измерения очень сложна. Но нельзя отрицать того бес спорного факта, что затраты на развитие непроизводст
венной сферы реально способствуют повышению уровня материального благосостояния, культуры и деловой ква
лификации трудящихся и поэтому являются существен
ным фактором повышения эффективности общественного производства и темпов экономического роста1.
1 В этой связи, па наш взгляд, рекомендации второго издания Типовой методики определения экономической эффективности капитальных вложений, утвержденной постановлением Госплана
СССР, Госстроя СССР и Президиума Академии паук СССР от
73
Таково экономическое значение бюджетных ресурсов в повышении народнохозяйственной эффективности, уско
рении темпов экономического развития 1. На современном этапе в связи с возрастанием роли государственного бюд жета особую актуальность приобретает положение о том,
что «интересы народной казны возводятся на степень интересов высшего государственного порядка»2*1.
3.Методы мобилизации денежных накоплений
вбюджет
Роль общегосударственных финансов в ускорении
темпов экономического роста на основе интенсификации народного хозяйства не ограничивается использованием
8 сентября 1969 г., не лишены погрешностей. Эта Методика ре комендует определять критерий экономической эффективности капитальных вложений по народному хозяйству в целом и хо зяйству союзных республик отношением прироста национального дохода (в сопоставимых ценах) к капитальным вложениям, вы звавшим данный прирост. Иначе говоря, предполагается, что по следний достигается только благодаря производственным капи тальным вложениям. Полностью выпадает из расчета непроизвод ственная сфера. В силу рассмотренных выше обстоятельств, по нашему мнению, в знаменатель формулы определения общего критерия эффективности капитальных вложений следует отно сить всю их сумму, включая вложения в непроизводственную сферу.
1 Экономическую роль бюджета глуооко раскрыл проф. А. Μ. Александров в работе «Финансы в социалистическом вос производстве» (Μ., Госфиниздат, 1955). Он показал, что, в част ности, «финансы в социалистическом обществе обслуживают пла новое движение с и т в народном хозяйстве. Через государствен ный бюджет на цели расширенного воспроизводства и удовлетво рения других потребностей общества вовлекаются также и сред ства населения. Иначе говоря, финансы охватывают в некоторой доле и движение V. В связи с этим финансы служат необходимым средством осуществления заданных в народнохозяйственном плане стоимостных пропорций, а следовательно, и пропорций в натурально-вещественном выражении. Без использования финан сов в социалистическом обществе невозможна реализация обще ственного продукта» (с. 45—46). Интересна постановка вопроса проф. Д. А. Аллахвердяном о координирующих и регулирующих функциях бюджета. «Через бюджет обеспечиваются финансовыми ресурсами заданные темпы и пропорции экономического разви тия в отраслевом и территориальном разрезах в прямой связи со структурой растущих общественных потребностей» («Финансовое планирование в СССР», с. 165).
2 Решения партии и правительства по хозяйственным вопро сам, т. 1. Μ., Политиздат, 1967, с. 259.
74
их лишь в виде определенных фондов денежных средств.
Социалистические финансы — прежде всего денежные, общественно-экономические отношения, составная часть производственных отношений социализма. Они выражают отношения между государством и предприятиями, между
отдельными предприятиями, между предприятием и его коллективам. Например, между государством и предприя
тиями финансовые отношения возникают по поводу рас пределения прибыли, между предприятием II отдель ными его членами — по поводу распределения поощри тельных фондов. Таким образом, финансы охватывают область экономических отношений, непосредственно свя занную с материальными интересами всех участников общественного производства — государства, предприятий,
трудящихся.
Благодаря этому финансовые отношения могут исполь зоваться ів качестве действенных финансовых рычагов и стимулов, которые в овою очередь можно направить па решение крупных проблем социалистического расширен ного воспроизводства и в том числе для ускорения темпов экономического роста. Это во многом зависит от эффек тивного использования действующих производственных фондов, размеры которых непрерывно растут.
Исключительно важное значение имеет повышение фондоотдачи, увеличение выпуска продукции на каждый рубль основных и оборотных производственных фондов.
В этом одно из главных направлений нынешнего этапа интенсификации народного хозяйства и экономического роста. «Советский Союз, — отмечалось на XXIV съезде КПСС, — располагает ныне огромным экономическим по
тенциалом, и эффективность нашегопроизводственныехозяйства все в больфон |
|||
шейды. |
мере зависит от того, как используется этот |
потен |
|
циал, и прежде всего действующие |
|
||
|
Улучшение их использования, повышение фондоот |
||
дачи — хотя наша |
промышленность и добилась |
в этом |
|
деле |
за пятилетку |
некоторых сдвигов — остается |
одной |
из важнейших задач» '.
Среди экономических мер, обеспечивающих более эф
фективное использование производственных фондов, оп
ределенную роль призвана сытрать плата за них в бюд
жет. |
Она должна служить тем |
экономическим рычагом |
1 |
Материалы XXIV съезда КПСС, |
с. 62. |
75
общегосударстівенных финансов, который способствует
повышению эффективности производственных фондов,
усилению экономического стимулирования, совершенство ванию планирования капитальных вложений.
Важной особенностью платы за производственные фон ды является не только обеспечение планомерного поступ ления необходимых финансовых ресурсов, но и воздейст вие на деятельность предприятия с целью ускорения технического обновления производства. Такая роль пла
ты во |
многом зависит от ее уровня, методов исчисления |
и системы предоставляемых льгот 1. |
|
Норматив платы за фонды должен отвечать двум ос |
|
новным |
требованиям: способствовать эффективному их |
использованию и отражать такой уровень, ниже которого применение новой техники экономически не выгодно ни предприятию, ни государству. При чрезмерно высоком нормативе внедрение новой техники будет одерживаться.
Напротив, при низком нормативе предприятие сможет
использовать любое даже малоэффективное оборудование.
Влияние платы за фонды на технический прогресс непосредственно зависит также от порядка ее исчисле ния. В СССР базой определения суммы платы за основные производственные фонды служит, как правило, их пер воначальная стоимость21. В принципе возможно и иное исчисление — исходя из остаточной стоимости, т. е. за минусом амортизированной части. Однако первый метод по сравнению со вторым имеет, иа наш взгляд, ряд эко номических преимуществ. Основное из них заключается в
τoιM, что при исчислении платы с первоначальной стои мости предприятия в большей мере заинтересованы в
скорейшей замене старого оборудования новым, более производительным и эффективным. При такой замене
1 В СССР норма платы за производственные фонды для боль шинства промышленных предприятий установлена в размере 6%; в некоторых отраслях промышленности — 3% от первоначальной стоимости основных фондов. Исходя из уровня рентабельности, норма платы в размере 3% может применяться и для отдельных предприятий отраслей. Малорентабельные и планово-убыточные предприятия от платы за фонды освобождены.
2 В нефтеперерабатывающей промышленности, например, нор матив платы за производственные фонды устанавливается в раз мере 11% от их остаточной стоимости. В данном конкретном случае учитывается тесная связь износа основных фондов в этой отрасли с изменением уровня рентабельности.
76
плата в бюджет за производственные фонды с каждого рубля прибыли будет ниже. Эффективность применения данного метода определения платы непосредственно зави сит от состояния цен, их динамики, степени периодично сти переоценок действующих фондов.
Одной из мер стимулирования технического прогресса является также система льгот по плате за производствен
ные фонды. Не взимается, в частности, плата за вновь вводимые фонды на период нормативных сроков их
освоения. Это способствует обновлению основных фондов
истимулирует освоение новейших достижений науки и
техники.
Как показал опыт, в новых условиях хозяйствования фондоотдача постепенно стала повышаться и в первую очередь там, где достаточно высок уровень экономического
иорганизационно-технического руководства.
Имеется немало предприятий, переведенных на новую
систему планирования и экономического стимулирования, где достигнуто снижение сверхнормативных остатков то варно-материальных ценностей. Благодаря ускорению их
оборачиваемости в промышленности примерно на 10 дней только за 11965—1969 гг. из хозяйственного оборота было высвобождено 6 млрд. руб. Если в 1965 г. длительность
оборота всех оборотных средств составляла 83,1 дня, в том числе по нормируемым — 69,1 дня, то уже в 1971 г. —
соответственно 72,3 дня и 61,4 дня. Это положительно сказывается на увеличении выпуска продукции в расчете
на каждый процент |
прироста производственных фондов |
|
в народном хозяйстве и, конечно, |
на темпах экономиче |
|
ского роста. |
результаты |
достигаются не только |
Понятно, такие |
благодаря введению платы в бюджет за производственные фонды и изменению порядка исчисления показателя рен табельности. Это результат одновременного действия все го комплекса взаимосвязанных экономических мероприя тий, проводимых в стране за последние годы. Заметно повысился общий уровень экономического управления народным хозяйством. Значение платы за фонды как фи
нансового рычага их более эффективного использования бесспорно, хотя она, несомненно, нуждается в дальней шем совершенствовании.
Опыт показывает, что в ряде случаев слабо стимули
руется рост эффективности действующих производстівен-
77